Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 71 71 страница
  • 50 + 50 источников
  • Добавлена 20.02.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Сущность понятия «читательский интерес» в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Возрастные и психологические особенности читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста 15
1.3 Средства формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста 24
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста 37
2.1 Изучение уровня сформированности читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста 37
2.2 Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста 46
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 57
Выводы по главе 2 62
Заключение 64
Список использованных источников 66

Фрагмент для ознакомления

После этого дети фиксировали итоги путешествия в продуктивной деятельности (рисунок, лепка, аппликация, поделка и другие).
Игры-путешествия проведены по следующим темам:
– «Путешествие в библиотеку» (формирование интереса к книге, к профессии библиотекаря);
– «Путешествие в типографию» (формирование интереса к процессу изготовления и печати книг);
– «Мир сказки» (формирование интереса к сказке, к народным и авторским сказкам);
– «Мир поэзии» (формирование интереса к поэтическому творчеству, к стихотворениям);
– «Путешествие во времени» (формирование интереса к истории книги, изучению истории письменности);
– «Путешествие по планете Земля» (формирование интереса к нашей планете, ее континентам);
– «Экскурсии в рамках творчества детских писателей и поэтов» (формирование интереса к любимым книгам и авторам).
В каждой игре определялись станции и познавательные задания.
1. Общий сбор. Проверка готовности к путешествию – наличие оборудование, инвентаря). «Садятся» в выбранный транспорт.
2. Выполнение заданий в ходе путешествия.
Станция 1. Загадочная. Дети отгадывают загадки, ребусы по теме игры (о книгах, авторах, героях).
Станция 2. Познавательная. Дети участвуют в беседе, отвечают на вопросы по теме игры.
Станция 3. Музыкальная. Дети поют песни по теме игры, песни из мультфильмов по мотивам книг.
Станция 4. Спортивная. Проводится сюжетная подвижная игра между командами.
Станция 5. Опытная. Дети совместно с педагогом проводят опыты и эксперименты по мотивам книг. Например, при чтении сказки «Снегурочка» дети проводят опыт и объясняют, почему Снегурочка растаяла.
Станция 6. Творческая. Дети фиксируют свои впечатления о книге в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.
Станция 7. Игровая. Проводятся дидактические игры на закрепление полученных представлений.
3. Подведение итогов. Обсуждение в кругу полученных впечатлений. Награждение команды-победителя, всех детей-участников грамотами и медалями.
Одной из форм работы с детьми была виртуальная экскурсия.
Форма проведения экскурсий: мультимедиа экскурсия, демонстрируемая с помощью программы Microsoft PowerPoint (презентация).
Для развития читательского интереса детей старшего дошкольного возраста был разработан цикл виртуальных экскурсий следующей направленности:
1. Экскурсия в библиотеку.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о библиотеке, профессии библиотекаря.
Содержание:
– устройство библиотеки;
– обязанности библиотекаря;
– книжный формуляр;
– виды библиотек.
2. Экскурсия в музей книги.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях, о труде работников музеев, библиотек, об истории книги.
Содержание:
– мультимедиа-экскурсия (презентация) «История книги»;
– мультимедиа-экскурсия (презентация) «Детские писатели»;
– виртуальный тур в музей книги РГБ (площадка YouTube).
3. Искусствоведческие экскурсии.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о значении книжной иллюстрации, об иллюстраторах детских книг.
Содержание:
– художники-иллюстраторы;
– иллюстрация как шедевр искусства.
Форма проведения: мультимедиа-экскурсия (презентация).
Экскурсии проводились по следующему плану: подготовительная работа, непосредственное восприятие презентации и обсуждение увиденного, послеэкскурсионная работа.
Подготовительная работа включала в себя определение темы, целей и задач экскурсии, отбор материала для наблюдения, составление плана экскурсии и разработка презентации, отбор необходимого наглядного материала, игровых и творческих заданий для детей, проведение предварительной работы с детьми.
Предварительная работа включала в себя организацию беседы о предстоящей экскурсии, чтение художественной и познавательной литературы по теме, игры, загадки. Основной задачей было стимулирование интереса детей к теме экскурсии, формирование у них желания участвовать и проявлять активность в процессе деятельности.
Основной этап – это непосредственное восприятие презентации либо видео-экскурсии и обсуждение увиденного. Проводится просмотр, беседа педагога с детьми по заранее составленному плану. Это дает возможность для развития связной речи, умений отвечать на вопросы, высказывать свое мнение об увиденном.
Заключительный этап – это послеэкскурсионная работа. Ее основная задача – отражение полученных впечатлений в различных видах деятельности.
Для того, чтобы сформировать читательский интерес у детей в самостоятельной деятельности, был организован уголок книги. В содержание уголка были включены следующие материалы:
1. Художественные произведения в соответствии с образовательной программой «От рождения до школы» (старшая группа). Это произведения устного народного творчества, народные и авторские сказки, произведения поэтов и писателей России, других стран. Например:
Русские народные сказки. «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Докучные сказки».
Зарубежные народные сказки. «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд, пер. Н. Ходзы; «Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова; «Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярлина.
Проза. Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»; Г. Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок»; Л. Пантелеев. «Буква „ы“»; М. Москвина. «Кроха»; А. Митяев. «Сказка про трех пиратов».
Поэзия. Я. Аким. «Жадина»; Ю. Мориц. «Домик с трубой»; Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»; Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал…»; Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р. Сефа; Б. Заходер. «Приятная встреча»; С. Черный. «Волк»; А. Плещеев. «Мой садик»; С. Маршак «Почта».
Литературные сказки. А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы); О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга», пер. с нем. Ю. Коринца; Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из книги «Сказки, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой; Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед. Л. Брауде; «Шляпа волшебника», пер. В. Смирнова; Г. Сапгир. «Небылицы в лицах», «Как лягушку продавали»; Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»; А. Митяев. «Сказка про трех пиратов».
2. Иллюстрации детских художников к произведениям художественной литературы.
3. Дидактические игры по формированию начальных литературоведческих знаний.
4. Сборник мультфильмов, диафильмов, презентаций по сюжетам произведений художественной литературы.
5. Аудиозаписи народных и авторских сказок, произведений отечественных и зарубежных детских писателей для слушания детьми.
6. Материалы для детского творчества – рисования, лепки, ручного труда по итогам прочитанных книг.
7. Оборудование для театрализованной деятельности (костюмы, куклы и другие).
Уголок книги в группе позволил организовать различные виды деятельности детей:
– создание условий для слушания художественных произведений детьми (слушание аудиозаписей стихов, рассказов, сказок), декламации стихов детьми;
– рассматривание иллюстраций к художественным произведениям, самостоятельная творческая деятельность – рисование иллюстраций к прочитанным книгам, лепка героев сказки, коллективные композиции – поделки детей из природного материала и другие;
– театрализованная деятельность – дети объединяются по интересам, выбирают художественное произведение и готовят спектакль; дети распределяют роли и обязанности, готовят костюмы, атрибуты, реквизит, разучивают роли, показывают спектакль другим детям;
– ручной труд – в уголке организуется мастерская по ремонту книг; также проводится работа по изготовлению детьми своих книжек-малышек, книжек-раскрасок, которые они в дальнейшем дарят своим друзьям, родителям или детям младших групп;
– сюжетно-ролевая игра – в уголке книги дети могут реализовать различные сюжеты игр, например, «Книжное издательство», «Книжный магазин», «Библиотека»; дети выполняют разные игровые роли, знакомятся с процессом издания книги, с профессией библиотекаря и т.д.
Таким образом, в ходе формирующего эксперимента мы реализовали разработанные нами Организация взаимодействия с родителями осуществлялась в следующих формах работы:
– проект «Моя любимая книга»;
– родительское собрание (вводное, заключительное);
– консультации по формированию читательского интереса у детей в ходе семейного чтения;
– семинар-практикум по формированию умений вести беседы с ребенком по итогам прочитанных книг, по стимулированию интереса к чтению;
– выставка литературы, рекомендованной для чтения дома совместно с детьми.
Родители в процессе работы были вовлечены в проектную деятельность «Моя любимая книга». Проект направлен на решение следующих задач:
– формирование потребности самостоятельно добывать и работать с дополнительной информацией;
– вовлечение родителей в проектную деятельность совместно с детьми по формированию читательского интереса.
По итогам проектной деятельности детьми совместно с родителями создаются следующие продукты:
– «Книжки-малышки», в которых представлены рассказы и сказки, сочиненные детьми и родителями, загадки, пословицы, поговорки;
– книжка-раскраска «Моя любимая книга»;
– фотоотчет «Мы в библиотеке», «Мы в книжном магазине»;
– поделки в технике «оригами», рисунки, поделки руками детей и родителей по сюжету прочитанных книг.
В рамках данного проекта дети знакомятся с разнообразием жанров, с литературным наследием, с писателями и поэтами. На первом этапе определяется цель проекта совместно с детьми:
– Что мы знаем?
– Что мы хотим узнать?
– Что нам поможет узнать?
Работа по проекту проводилась в различных центрах:
1) Работа в уголке книги. Вместе с детьми воспитатель изготавливает книжки с рассказами и иллюстрациями о любимых книга. Составляется письмо родителям: если есть возможность, следует хотя бы один раз за время проекта воспользоваться услугами почтальона: написать и запечатать в настоящие конверты письма, рисунки и «фотографии» детей, отправить родителям по почте.
2) Работа в Центре изобразительного искусства. Предлагается сделать поделки по сюжетам любимых книг.
3) Работа в физкультурном центре. Для того чтобы путешественники стали сильными, выносливыми, решительными, находчивыми и были готовы помочь друг другу, им предлагают поиграть в подвижные игры по сюжетам книг.
4) Работа в Центре конструирования. Этот Центр на время проекта должен стать производственной мастерской, где оперативно изготавливается все необходимое для других Центров и для игры. Большие коробки из-под бытовой техники «превращаются» в корабль, в вагоны поезда, в салон самолета (например, для игр-путешествий).
Проведение данного проекта осуществлялось после предварительной подготовки и создания предметно-развивающей среды.
Также работа с родителями по ознакомлению их с дидактическими играми проводилась в форме консультаций (оформление уголка для родителей «Игры по формированию читательского интереса у детей»), семинара-практикума по ознакомлению с методикой проведения беседы по прочитанной книге, игр, выставки методической литературы по теме.
Таким образом, в экспериментальной и контрольной группе проводилась работа согласно перспективному плану, при этом в работе с детьми экспериментальной группе были дополнительно реализованы условия формирования читательского интереса у старших дошкольников (использование различных форм и методов приобщения детей к чтению художественной литературы, организация уголка чтения в группе с целью стимулирования интереса детей к книге, организация взаимодействия с родителями по приобщению детей к чтению художественной литературы).

2.3 Анализ результатов экспериментальной работы

Для оценки эффективности проведенной работы была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности читательского интереса у старших дошкольников по тем же методикам, что и на констатирующем этапе. Результаты выполнения заданий по каждой диагностической методике представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Результаты изучения читательского интереса у старших дошкольников (контрольный этап), в баллах
Список детей Методики Итого Уровень 1 2 3 ЭГ 2 2 2 6 В 2 2 2 6 В 2 2 2 6 В 2 1 1 4 С 2 2 1 5 В 2 2 1 5 В 1 1 1 3 С 1 1 2 4 С 2 2 2 6 В 1 1 2 4 С 2 2 2 6 В 2 1 1 4 С 1 0 0 1 Н 1 1 1 3 С 2 2 1 5 В 1 1 1 3 С 1 0 2 4 С 2 1 1 4 С 1 1 1 3 С 1 1 0 2 Н КГ 1 1 2 4 С 2 1 1 4 С 2 2 2 6 В 0 0 1 1 Н 2 2 1 5 В 1 1 2 4 С 1 0 0 1 Н 2 2 1 5 В 1 1 1 3 С 1 1 0 2 Н 2 2 1 5 В 1 1 1 3 С 2 1 1 4 С 1 1 1 3 С 1 1 0 2 Н 1 1 1 3 С 1 1 1 3 С 2 1 1 4 С 2 2 1 5 В 1 1 1 3 С
На основе полученных данных были сделаны выводы об уровне сформированности читательского интереса у старших дошкольников (таблица 4, рисунок 7).
Таблица 4 – Уровни сформированности читательского интереса у старших дошкольников (контрольный этап), в %
Группа Уровни высокий средний низкий Экспериментальная 40 50 10 Контрольная 25 55 20
Из данных в таблице 4 видно, что в экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем читательского интереса составляет 40%, в контрольной – 25% детей. Этих детей отличает активность, самостоятельная деятельность, самостоятельное преодоление затруднений; проявление положительных эмоций в процессе читательской деятельности.
У половины детей (50% детей ЭГ и 55% детей КГ) читательского интерес сформирован на среднем уровнем. Для них характерно ситуативная сосредоточенность внимания; эпизодическое проявление положительных эмоций в процессе выполнения заданий при слушании и чтении художественной литературы.
И наконец, у 10% детей экспериментальной группы и 20% детей контрольной группы выявлен низкий уровень читательского интереса. Для них характерна пассивность, ситуативный интерес, полная бездеятельность при затруднениях, эпизодическое проявление положительных эмоций в процессе читательской деятельности.


Рисунок 7 – Уровни сформированности читательского интереса у старших дошкольников, в %
Динамика уровней читательского интереса у старших дошкольников экспериментальной группы представлена на рисунке 8.

Рисунок 8 – Динамика уровней сформированности читательского интереса у старших дошкольников в ЭГ, в %

Количество детей в экспериментальной группе с высоким уровнем читательского интереса увеличилось на 15%: с 25% на констатирующем этапе до 40% на контрольном этапе. Также наблюдается снижение количества детей с низким уровнем: с 30% до 10%.
В контрольной группе наблюдается незначительная динамика читательского интереса (рисунок 9).

Рисунок 9 – Динамика уровней сформированности читательского интереса у старших дошкольников в КГ, в %

Таким образом, полученные данные показывают, что проведенная работа способствовала повышению уровня читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста. Это доказывает эффективность выделенных условий – использование различных форм и методов приобщения детей к чтению художественной литературы, организация уголка чтения в группе с целью стимулирования интереса детей к книге, организация взаимодействия с родителями по приобщению детей к чтению художественной литературы.
Выводы по главе 2

Работа по формированию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста проводилась на протяжении трех этапов. На первом этапе был изучен уровень сформированности читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста. Выявлено, что у большинства детей низкий и средний уровни. Дети не проявляются интереса к уголку книги, не могут составить рассказ о книге, ответить на поставленные вопросы. Для них характерно ситуативная сосредоточенность внимания; эпизодическое проявление положительных эмоций в процессе выполнения заданий, в процессе слушания и чтения художественной литературы.
На втором этапе были реализованы условия формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста. Для решения поставленных задач были реализованы следующие условия: использование различных форм и методов приобщения детей к чтению художественной литературы; организация уголка чтения в группе с целью стимулирования интереса детей к книге; организация взаимодействия с родителями по приобщению детей к чтению художественной литературы.
Формы работы с детьми по формированию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста: организованная образовательная деятельность (занятия) по развитию речи, образовательная деятельность с детьми в ходе режимных моментов, самостоятельная деятельность детей в уголке книги, проектная деятельность, виртуальная экскурсия в библиотеку, музей книги. В качестве методов формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста использовались: словесные (беседа, рассказ, обсуждение), наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдение), практические (игры).
Игры проводились не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в режимных моментах – на прогулке, в самостоятельной игровой деятельности детей в уголке книги. Отдельно были выделены игры-путешествия, которые были направлены на формирование читательского интереса у детей к книге.
На третьем этапе проведена повторная диагностика уровня сформированности читательского интереса у старших дошкольников. Выявлено, что количество детей в экспериментальной группе с высоким уровнем читательского интереса увеличилось на 15%: с 25% на констатирующем этапе до 40% на контрольном этапе. Также наблюдается снижение количества детей с низким уровнем: с 30% до 10%. В контрольной группе наблюдается незначительная динамика читательского интереса. Это доказывает эффективность выделенных условий и подтверждает гипотезу исследования.
Заключение

В результате проведенного анализа научной литературы по проблеме исследования выявлено, что интерес представляет собой избирательное отношение личности к тем или иным предметам и явлениям окружающей действительности, а также видам деятельности. Читательский интерес представляет собой активную познавательную направленность детей на процесс чтения произведений, которые имеют познавательную, эмоциональную, духовно-нравственную ценность и субъективную для ребенка значимость.. Структура читательского интереса включает интеллектуальный, эмоциональный и волевой компонент.
К особенностям читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста относятся: восприимчивость, эмоциональность, открытость к знаниям, познавательная активность и потребность в чтении, с одной стороны, и необходимость целенаправленной педагогической работы по формированию читательского интереса, с другой стороны. Данная работа включает передачу детям определенных знаний и представлений, а также развитие эмоционально-положительного отношения к читательской деятельности, к книге, стимулирование у них потребности читать.
Среди средств формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста выделены: различные формы и методы приобщения детей к чтению художественной литературы; организация уголка чтения в группе с целью стимулирования интереса детей к книге; организация взаимодействия с родителями по приобщению детей к чтению художественной литературы.
В процессе диагностического исследования был выявлен уровень сформированности читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследования показали, что у большинства детей низкий и средний уровни. Дошкольники не проявляются интереса к уголку книги, не могут составить рассказ о книге, ответить на поставленные вопросы. Для некоторых детей характерна ситуативная сосредоточенность внимания; эпизодическое проявление положительных эмоций в процессе выполнения заданий, в процессе слушания и чтения художественной литературы.
В ходе экспериментальной работы были апробированы условия формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с гипотезой исследования. Работа с детьми включала следующие формы образовательной деятельности: занятия, образовательная деятельность с детьми в ходе режимных моментов, самостоятельная деятельность детей в уголке книги, проектная деятельность, виртуальная экскурсия в библиотеку, музей книги.
Методы формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста включали: словесные (беседа, рассказ, обсуждение), наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдение), практические (игры). Игры проводились не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в режимных моментах – на прогулке, в самостоятельной игровой деятельности детей в уголке книги. Отдельно были выделены игры-путешествия, которые были направлены на формирование читательского интереса у детей к книге.
В группе уголок книги был дополнен произведениями и иллюстрациями, дидактическими играми. Также было организовано взаимодействие с родителями в форме родительских собраний, консультаций, семинара-практикума, проектной деятельности.
Апробация данных условий осуществлялась в экспериментальной группе. Эффективность доказана в ходе повторного исследования, так как у детей повысился уровень читательского интереса. Это доказывает эффективность выделенных условий и подтверждает гипотезу исследования.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
Список использованных источников

Авдеева С.М. ИКТ-технологии как средство привлечения родителей к актуальным проблемам воспитания детей / С.М. Авдеева // Дошкольная педагогика. – 2017. – № 7 (132). – С. 16-17.
Агафонова О.Ю. Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами детской удмуртской литературы / О.Ю. Агафонова // Вестник педагогического опыта. – 2018. – № 40. – С. 73-81.
Акулова О.В. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» / О.В. Акулова. – СПб.: Детство-пресс, 2022. – 448 с.
Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 400 с.
Алимова Л.У. Познавательная литература как средство развития читательского интереса старших дошкольников / Л.У. Алимова // Путь в педагогическую науку: проблемы и решения. – 2021. – № 7 (11). – С. 29-34.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2018. – 288 с.
Батенова Ю.В. Готовность к информационному взаимодействию субъектов образовательного процесса / Ю.В. Батенова // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 5 (41). – С. 34-46.
Белоножко В.В. ИКТ-инновации в работе с родителями в дошкольной образовательной организации / В.В. Белоножко // Педагогическое искусство. – 2018. – № 2. – С. 143-148.
Борщевская А.Ю. Организационно-педагогические условия формирования читательского интереса старших дошкольников к художественной литературе / А.Ю. Борщевская, С.И. Карпова // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». – 2022. – Т. 21. № 1. – С. 66-77.
Величко М.А. Проблемы организации социально-педагогического партнерства как фактор повышения качества дошкольного образования / М.А. Величко // Научно-методическое обеспечение образовательного процесса. – Петрозаводск: Норма, 2020. – С. 83-87.
Взаимодействие с родителями и сотрудниками дошкольной образовательной организации / Е.А. Шашенкова, Н.Ю. Крюкова, Н.А. Воробьева; под ред. Е.А. Шашенковой. – М.: Академия, 2020. – 251 с.
Винничук И.М. Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьей по формированию читательских интересов детей / И.М. Винничук, З.Р. Асанова // Январские педагогические чтения. – 2019. – № 5 (17). – С. 100-104.
Выготский Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Перспектива, 2022. – 128 с.
Ганичева А.Н. Цифровое взаимодействие с семьей как ответ на вызовы современности / А.Н. Ганичева, О.Л. Зверева // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2021. – № 5. – С. 36-42.
Гербова В.В. Развитие речи у детей 4-6 лет / В.В. Гербова. – М.: Владос, 2017. – 32 с.
Гизатуллина А.Р. Особенности формирования читательских интересов у детей старшего дошкольного возраста / А.Р. Гизатуллина // Студенческий. – 2022. – № 18-3 (188). – С. 18-20.
Гизатуллина А.Р. Совместная работа с семьей в формировании читательских интересов детей старшего дошкольного возраста / А.Р. Гизатуллина // Студенческий. – 2022. – № 13-2 (183). – С. 25-29.
Зверева О.Л. Информационно-коммуникационные технологии в образовании: достоинства и недостатки / О.Л. Зверева // Мир университетской науки : культура, образование. – 2020. – № 5. – С. 17-22.
Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОО: методические рекомендации / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: Сфера, 2019. – 112 с.
Иншакова О.Б. Развитие читательских навыков у детей / О.Б. Иншакова, А.Г. Иншакова. – М.: ВЛАДОС, 2021. – 214 с.
Касимова Д.В. Выявление уровня сформированности читательского интереса у старших дошкольников / Д.В. Касимова // NovaUm.Ru. – 2021. – № 31. – С. 175-176.
Кулибина Н.В. Методика обучения чтению художественной литературы: монография / Н.В. Кулибина. – М.: Флинта, 2018. – 300 с.
Лащенова И.А. Формирование познавательного интереса у старших дошкольников средствами художественного слова: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Лащенова Ирина Анатольевна. – Луганск, 2021. – 30 с.
Лочман Т.Б. Теория и методика развития речи у детей / Т.Б. Лочман. – М.: Академия, 2021. – 360 с.
Лурия А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2018. – 384 с.
Ляшенко Е.А. Современные методы развития читательского интереса / Е.А. Ляшенко // Калейдоскоп библиотечных идей. – Вып. 2. – М.: Русское слово, 2018. – С. 92-97.
Мамаева Э.Г. Использование информационных технологий в работе ДОУ с родителями / Э.Г. Мамаева, Г.М. Льдокова // Студенческий форум. – 2020. – № 19-1 (112). – С. 69-71.
Методические рекомендации по развитию дистанционной информационно-просветительской работы с родителями для организаторов родительского просвещения / А. Гусев. – М., 2019. – 102 с.
Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития и бытия личности / В.С. Мухина. – М.: Наука, 2022. – 671 с.
Никитина Е.Ю. Педагогические условия применения информационно-коммуникационных технологий в дошкольной образовательной организации: учебно-методическое пособие / Е.Ю. Никитина, Д.П. Кушнерова. – Челябинск: Южно-Уральский научный центр РАО, 2020. – 106 с.
Овсянникова К.В. Чтение детской литературы вслух: психология восприятия / К.В. Овсянникова // Книга в современном мире: проблемы рецепции. – Воронеж: Воронежский гос. пед. ун-т, 2018. – C. 178-184.
От рождения до школы. Инновационнаая программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, А.М. Дорофеева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021. – 368 с.
Первова Г.М. Литературное образование дошкольников / Г.М. Первова. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2017. – 103 с.
Пожелуева Н.Д. Формирование у старших дошкольников интереса к художественной литературе или читательского интереса / Н.Д. Пожелуева // Преемственность в образовании. – 2021. – № 29 (8). – С. 314-324.
Полякова Е.В. Современные подходы к развитию взаимодействия с семьей / Е.В. Полякова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2017. – № 6. – С. 274-275.
Развитие взаимодействия педагогов и родителей в пространстве современного образования: коллективная монография / Е.С. Евдокимова, Н.Г. Зотова, Ю.М. Попова. – М.: Планета, 2019. – 207 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебник / С.Л. Рубинштейн. – М.: Аст, 2020. – 960 с.
Светловская Н.Н. Методика обучения творческому чтению / Н. Н. Светловская. – М.: Юрайт, 2022. – 305 с.
Сирый-Козак М.К. Трактовка понятия «интерес» и особенностей «читательского интереса» дошкольников в теории педагогики / М.К. Сирый-Козак // Энигма. – 2021. – № 29-2. – С. 74-81.
Совершенствование образовательной деятельности в ДОО на основе требований ФГОС ДО: методический конструктор для старшего воспитателя / Ю.А. Афонькина, Т.В. Кузьмичева, Д.А. Морозова. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2020. – 174 с.
Современные технологии родительского образования: учебно-методическое пособие / В.В. Коробкова, Л.А. Метлякова, Ю.И. Якина. – Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. – 310 с.
Современные формы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОО: мастер-классы, проекты, целевые прогулки, спортивные праздники, развлечения, дистанционные проекты, электронная газета : методическое пособие / под ред. В.А. Деркунской. – СПб.: Детство-Пресс, 2018. – 217 с.
Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой (с 6 до 7 лет) / авт.-сост.: О.М. Ельцова, Л.В. Прокопьева. – СПб.: Детство-Пресс, 2018. – 173 с.
Токарева М.М. Мультимодальные технологии как средство повышения читательского интереса / М.М. Токарева // Чтение на Евразийском перекрёстке. – Челябинск: ЧГИК, 2017. – C. 188-193.
Урунтаева Г.А. Психология дошкольника / Г.А. Урунтаева. – М.: Инфра-М, 2020. – 401 с.
Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова. – М.: Сфера, 2020. – 176 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 (с изменениями на 21 января 2019 года) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/499057887
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (с изменениями на 16 апреля 2022 года) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902389617
Чиндилова О.В. Читаем и играем: учебное пособие: для старших дошкольников и младших школьников / О.В. Чиндилова, О.М. Корчемлюк, А.В. Баденова. – М.: Баласс, 2017. – 96 с.
Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: RUGRAM, 2022. – 228 с.








2


7




Sheet1
Диаграмма1
Низкий
Средний
Высокий
ЭГ
КГ
25.00
25.00
45.00
50.00
30.00
25.00
Низкий
Средний
Высокий
Количество детей в %
ЭГ
ЭГ
ЭГ
КГ
КГ
КГ
25.00
45.00
30.00
25.00
50.00
25.00
Sheet1
Диаграмма1
Низкий
Средний
Высокий
ЭГ
КГ
40.00
25.00
50.00
55.00
10.00
20.00
Низкий
Средний
Высокий
Количество детей в %
ЭГ
ЭГ
ЭГ
КГ
КГ
КГ
40.00
50.00
10.00
25.00
55.00
20.00
Sheet1
Диаграмма1
Низкий
Средний
Высокий
Констатирующий этап
Контрольный этап
25.00
40.00
45.00
50.00
30.00
10.00
Низкий
Средний
Высокий
Количество детей в %
Констатирующий этап
Констатирующий этап
Констатирующий этап
Контрольный этап
Контрольный этап
Контрольный этап
25.00
45.00
30.00
40.00
50.00
10.00
Sheet1
Диаграмма1
Низкий
Средний
Высокий
Констатирующий этап
Контрольный этап
25.00
25.00
50.00
55.00
25.00
20.00
Низкий
Средний
Высокий
Количество детей в %
Констатирующий этап
Констатирующий этап
Констатирующий этап
Контрольный этап
Контрольный этап
Контрольный этап
25.00
50.00
25.00
25.00
55.00
20.00


Список использованных источников

1. Авдеева С.М. ИКТ-технологии как средство привлечения родителей к актуальным проблемам воспитания детей / С.М. Авдеева // Дошкольная педагогика. – 2017. – № 7 (132). – С. 16-17.
2. Агафонова О.Ю. Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами детской удмуртской литературы / О.Ю. Агафонова // Вестник педагогического опыта. – 2018. – № 40. – С. 73-81.
3. Акулова О.В. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» / О.В. Акулова. – СПб.: Детство-пресс, 2022. – 448 с.
4. Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 400 с.
5. Алимова Л.У. Познавательная литература как средство развития читательского интереса старших дошкольников / Л.У. Алимова // Путь в педагогическую науку: проблемы и решения. – 2021. – № 7 (11). – С. 29-34.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2018. – 288 с.
7. Батенова Ю.В. Готовность к информационному взаимодействию субъектов образовательного процесса / Ю.В. Батенова // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 5 (41). – С. 34-46.
8. Белоножко В.В. ИКТ-инновации в работе с родителями в дошкольной образовательной организации / В.В. Белоножко // Педагогическое искусство. – 2018. – № 2. – С. 143-148.
9. Борщевская А.Ю. Организационно-педагогические условия формирования читательского интереса старших дошкольников к художественной литературе / А.Ю. Борщевская, С.И. Карпова // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». – 2022. – Т. 21. № 1. – С. 66-77.
10. Величко М.А. Проблемы организации социально-педагогического партнерства как фактор повышения качества дошкольного образования / М.А. Величко // Научно-методическое обеспечение образовательного процесса. – Петрозаводск: Норма, 2020. – С. 83-87.
11. Взаимодействие с родителями и сотрудниками дошкольной образовательной организации / Е.А. Шашенкова, Н.Ю. Крюкова, Н.А. Воробьева; под ред. Е.А. Шашенковой. – М.: Академия, 2020. – 251 с.
12. Винничук И.М. Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьей по формированию читательских интересов детей / И.М. Винничук, З.Р. Асанова // Январские педагогические чтения. – 2019. – № 5 (17). – С. 100-104.
13. Выготский Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Перспектива, 2022. – 128 с.
14. Ганичева А.Н. Цифровое взаимодействие с семьей как ответ на вызовы современности / А.Н. Ганичева, О.Л. Зверева // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2021. – № 5. – С. 36-42.
15. Гербова В.В. Развитие речи у детей 4-6 лет / В.В. Гербова. – М.: Владос, 2017. – 32 с.
16. Гизатуллина А.Р. Особенности формирования читательских интересов у детей старшего дошкольного возраста / А.Р. Гизатуллина // Студенческий. – 2022. – № 18-3 (188). – С. 18-20.
17. Гизатуллина А.Р. Совместная работа с семьей в формировании читательских интересов детей старшего дошкольного возраста / А.Р. Гизатуллина // Студенческий. – 2022. – № 13-2 (183). – С. 25-29.
18. Зверева О.Л. Информационно-коммуникационные технологии в образовании: достоинства и недостатки / О.Л. Зверева // Мир университетской науки : культура, образование. – 2020. – № 5. – С. 17-22.
19. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОО: методические рекомендации / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: Сфера, 2019. – 112 с.
20. Иншакова О.Б. Развитие читательских навыков у детей / О.Б. Иншакова, А.Г. Иншакова. – М.: ВЛАДОС, 2021. – 214 с.
21. Касимова Д.В. Выявление уровня сформированности читательского интереса у старших дошкольников / Д.В. Касимова // NovaUm.Ru. – 2021. – № 31. – С. 175-176.
22. Кулибина Н.В. Методика обучения чтению художественной литературы: монография / Н.В. Кулибина. – М.: Флинта, 2018. – 300 с.
23. Лащенова И.А. Формирование познавательного интереса у старших дошкольников средствами художественного слова: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Лащенова Ирина Анатольевна. – Луганск, 2021. – 30 с.
24. Лочман Т.Б. Теория и методика развития речи у детей / Т.Б. Лочман. – М.: Академия, 2021. – 360 с.
25. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2018. – 384 с.
26. Ляшенко Е.А. Современные методы развития читательского интереса / Е.А. Ляшенко // Калейдоскоп библиотечных идей. – Вып. 2. – М.: Русское слово, 2018. – С. 92-97.
27. Мамаева Э.Г. Использование информационных технологий в работе ДОУ с родителями / Э.Г. Мамаева, Г.М. Льдокова // Студенческий форум. – 2020. – № 19-1 (112). – С. 69-71.
28. Методические рекомендации по развитию дистанционной информационно-просветительской работы с родителями для организаторов родительского просвещения / А. Гусев. – М., 2019. – 102 с.
29. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития и бытия личности / В.С. Мухина. – М.: Наука, 2022. – 671 с.
30. Никитина Е.Ю. Педагогические условия применения информационно-коммуникационных технологий в дошкольной образовательной организации: учебно-методическое пособие / Е.Ю. Никитина, Д.П. Кушнерова. – Челябинск: Южно-Уральский научный центр РАО, 2020. – 106 с.
31. Овсянникова К.В. Чтение детской литературы вслух: психология восприятия / К.В. Овсянникова // Книга в современном мире: проблемы рецепции. – Воронеж: Воронежский гос. пед. ун-т, 2018. – C. 178-184.
32. От рождения до школы. Инновационнаая программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, А.М. Дорофеева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021. – 368 с.
33. Первова Г.М. Литературное образование дошкольников / Г.М. Первова. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2017. – 103 с.
34. Пожелуева Н.Д. Формирование у старших дошкольников интереса к художественной литературе или читательского интереса / Н.Д. Пожелуева // Преемственность в образовании. – 2021. – № 29 (8). – С. 314-324.
35. Полякова Е.В. Современные подходы к развитию взаимодействия с семьей / Е.В. Полякова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2017. – № 6. – С. 274-275.
36. Развитие взаимодействия педагогов и родителей в пространстве современного образования: коллективная монография / Е.С. Евдокимова, Н.Г. Зотова, Ю.М. Попова. – М.: Планета, 2019. – 207 с.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебник / С.Л. Рубинштейн. – М.: Аст, 2020. – 960 с.
38. Светловская Н.Н. Методика обучения творческому чтению / Н. Н. Светловская. – М.: Юрайт, 2022. – 305 с.
39. Сирый-Козак М.К. Трактовка понятия «интерес» и особенностей «читательского интереса» дошкольников в теории педагогики / М.К. Сирый-Козак // Энигма. – 2021. – № 29-2. – С. 74-81.
40. Совершенствование образовательной деятельности в ДОО на основе требований ФГОС ДО: методический конструктор для старшего воспитателя / Ю.А. Афонькина, Т.В. Кузьмичева, Д.А. Морозова. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2020. – 174 с.
41. Современные технологии родительского образования: учебно-методическое пособие / В.В. Коробкова, Л.А. Метлякова, Ю.И. Якина. – Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. – 310 с.
42. Современные формы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОО: мастер-классы, проекты, целевые прогулки, спортивные праздники, развлечения, дистанционные проекты, электронная газета : методическое пособие / под ред. В.А. Деркунской. – СПб.: Детство-Пресс, 2018. – 217 с.
43. Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой (с 6 до 7 лет) / авт.-сост.: О.М. Ельцова, Л.В. Прокопьева. – СПб.: Детство-Пресс, 2018. – 173 с.
44. Токарева М.М. Мультимодальные технологии как средство повышения читательского интереса / М.М. Токарева // Чтение на Евразийском перекрёстке. – Челябинск: ЧГИК, 2017. – C. 188-193.
45. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника / Г.А. Урунтаева. – М.: Инфра-М, 2020. – 401 с.
46. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова. – М.: Сфера, 2020. – 176 с.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 (с изменениями на 21 января 2019 года) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/499057887
48. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (с изменениями на 16 апреля 2022 года) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902389617
49. Чиндилова О.В. Читаем и играем: учебное пособие: для старших дошкольников и младших школьников / О.В. Чиндилова, О.М. Корчемлюк, А.В. Баденова. – М.: Баласс, 2017. – 96 с.
50. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: RUGRAM, 2022. – 228 с.

Вопрос-ответ:

Что такое читательский интерес?

Читательский интерес - это стремление и желание ребенка познакомиться с книгами и чтением. Это проявляется в активности, радости и удовлетворении, возникающих при чтении книг и общении с текстом.

Какие возрастные и психологические особенности читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста?

У детей старшего дошкольного возраста формируется более устойчивый и продолжительный интерес к чтению. Они могут уже самостоятельно читать простые тексты, интересуются различными темами и жанрами литературы, способны анализировать и обсуждать прочитанное.

Какие средства можно использовать для формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста?

Для формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста можно использовать различные средства, такие как организация чтения в группе, чтение сказок и историй, игры, просмотр мультфильмов и анимационных фильмов по мотивам книг, походы в библиотеку и многое другое.

Какие выводы можно сделать по главе о формировании читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста?

Из главы можно сделать вывод, что формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста является важным заданием педагога. Для этого необходимо учитывать возрастные и психологические особенности детей, а также использовать разнообразные средства и методы, способствующие развитию интереса к чтению.

Какие методы использовать для формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста?

Для формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста можно использовать методы позитивного восприятия чтения, индивидуального подхода к каждому ребенку, создания комфортной атмосферы для чтения и обсуждения книг, поощрения и похвалы за интерес к чтению и активное участие в библиотечных мероприятиях.

Как определяется понятие "читательский интерес" в психолого-педагогической литературе?

Понятие "читательский интерес" в психолого-педагогической литературе определяется как сформированное положительное отношение ребенка к чтению, желание и увлечение читать различные тексты.

Какие возрастные и психологические особенности характерны для читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста?

У детей старшего дошкольного возраста читательский интерес проявляется через стремление к новым знаниям и опыту, развитие фантазии и воображения, познание и понимание мира, формирование эмоциональной отзывчивости и эмоционально-ценностного отношения к текстам.

Какие средства используются для формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста?

Для формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста используются различные методы и приемы, такие как организация детских библиотек, чтение вслух, создание игровых ситуаций, использование разнообразных книжных материалов с яркими иллюстрациями.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

По первой главе статьи можно сделать вывод, что формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста является важным психолого-педагогическим заданием и требует использования специальных методов и средств для успешного достижения этой цели.