Преобразования Петра I и русская культура

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История государства и права
  • 27 27 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 20.12.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Культурные реформы Петра Великого 4
2. Архитектура в Петровскую эпоху 9
3. Преобразования Петра І и живопись 13
4. Петровские реформы и иконопись 15
5. Музыкальная культура 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23
Приложение А 25
Приложение Б 26

Фрагмент для ознакомления

Поэтому все иконоторговцы подлежали строгому надзору и контролю: «люди, продающие иконы и картины в Москве в чинах иконописных и прочих чинов, и допрашивали их в палате типографий подлинного исправления, с подтверждением того, кто и кто продает иконы года и кто день именин московских иконописцев и иконописцев, то ли местные жители, то ли приезжие покупали, теперь эти продавцы знают, то ли среди них есть коммерческие люди, которые сами пишут иконы?» [14]. Август 31 декабря 1722 г. Синодом совместно с Сенатом приняли указ «об исправлении иконнаго изображения» [13].Указ предписывал тщательно следить за качеством иконописи, выявлять плохо исполненные иконы и тщательно их исправлять. Исполнение самых читаемых икон следует доверять только самым «благородным» мастерам. Не разрешалось использовать в храмах резные и лепные иконы, кроме распятий. Контроль за исполнением этого указа был возложен на «суперинтенданта Заруднева», которому было поручено назначать в города «особых искусных иконописцев», которых он ««усмотря, к тому определит» за исполнением указа на местах.Наконец, под контроль были взяты мастера, занимавшиеся изготовлением и продажей гравюр.В феврале 1721 г. все типографии были в ведомство Синода. 20 марта 1721 года Синод издал указ «О непродаже листов разных изображений, служебников и канонов изданных без дозволения Синода, и об отбирании оных в Церковный приказ» [13]. Указ предписывал тем, кто занимается этим видом торговли, заявлять, «дабы они впредь в такие непозволенныя им действа самовольством весьма не вступали под страхом жесткаго ответа и беспощаднаго штрафования».5. Музыкальная культураПроцесс обмирщения затронул и русскую музыкальную культуру. В 18 веке появилась профессиональная светская музыка, были привнесены традиции Западной Европы. В Москве появляется большой орган. Его создали братья-голландцы Лун, приглашенные царем Алексеем Михайловичем. Заслуга организации московского придворного театра принадлежит немецкому пастору Григорию. Сам он и актеры-любители жили в Немецкой слободе[11].Движение в этом направлении было наиболее заметным в эпоху Петровских реформ. Несомненно, основные жанры остались теми же, что и в прошлом: концертное пение, театральная музыка, кантаты. Однако содержание этих жанров меняется. Возрастает значение светской музыки. Это не означает, что церковная музыка отошла в тень, но она перестала быть доминирующей в динамике развития музыкальной культуры.Стоит отметить появление партесных концертов, в которых русские мастера активно развивают полифонические композиции, усложняя их, по сути, создавая новый стиль. Это стало особенно заметно с середины XVII века. Киевские певцы приезжают в Москву, представляя новое направление. Для современников парфянское пение было свежим течением, по сути, светским, праздничным и исключительно красивым музыкальным стилем. В отличие от распева и особенно хорового пения церковного прошлого исполнение партийной музыки (партесное) было новым и несомненно привлекательным. Этот стиль был очень похож на европейское хоровое многоголосие.Вместе с ним в России стала активно использоваться линейная запись. Это была, несомненно, более прогрессивная и совершенная система обозначений, пришедшая на смену скобкам, применявшимся в России. Противниками использования новой нотной грамоты были старообрядцы. Поэтому в России крюковая запись (крюки) долго использовалась наряду с линейной нотацией [11].При Петре I церковная музыка играла роль обрядового придворного искусства, сохраняя при этом свое религиозное назначение. В любом случае Петр I коренным образом изменил музыкальную атмосферу русского общества. Светская музыка решительно освободилась от внешней зависимости от церкви. Как человек практики, Петр I рассматривал музыку как средство для достижения своих целей. Любимым детищем Петра I была армия. Поэтому император проявлял исключительную заботу о развитии военной музыки.Благодаря ему организуются военные оркестры. Музыка звучит во время национальных и военных праздников, во время встреч и в повседневной жизни. В то же время веселые петровские вечеринки, в том числе и заседания «Всешутейшего Собора», не обходятся без музыки. На свадьбах и пародийных маскарадах, которые так любил Петр Великий, часто были «шумные» оркестры, много шуток. Есть сведения о планировании с 1702 года оперных спектаклей в театре Кунста. Осуществить эти планы не удалось[1,с.173].Тем не менее, первым публичным профессиональным театром в России был музыкальный. Во время выступлений исполнялись вокальные номера – лирические, шуточные, торжественные. Музыка, к сожалению, не дошла до наших дней. Помимо спектаклей Кунст-театра, музыкальные спектакли ставились в Греко-славяно-латинской академии в Москве и на других театральных площадках. Музыка здесь выполняла чисто светские функции. Упоминать такие номера можно в постановках театров петровского времени, таких как «офицерский танец», сатирическая песня священников, любовные игры.Следуя попроторенному пути, Петр выписывал музыкантов из-за границы, отправлял молодежь в Европу для обучения музыкальному искусству, часто среди мальчиков-певцов, менявших квалификацию, переходя из церковных музыкантов в чисто светских музыкантов. Появление новой разновидности кантианского жанра следует отнести к петровскому периоду. Есть специальные кантовские гимны и кантовские марши. Они становятся официальными произведениями хвалы. Обратной стороной этих музыкально-панегирических произведений было то, что они были лишены индивидуальности в пользу формальности и торжественности. Однако их рождение было символом музыкального прогресса, поскольку это искусство приобрело официально открытый патриотический смысл и носило ярко выраженный светский характер.Музыкально и поэтически панегирические кантаты явились продуктом героико-патриотических настроений петровской эпохи. Они символизировали гражданскую патриотическую поэзию, проникнутую ощущением могущества Российского государства. В результате родился особый стиль торжественной и величественной хоровой музыки. Вершиной развития этого стиля стали хоровые концерты конца 18 века[11].Важную роль в организации различных государственных торжеств играла Придворная капелла, созданная на базе просуществовавшей два века казенной певчих дьяков. После того, как Петр I перенес столицу России в Петербург, туда же переехал и хор. С певчими Придворной капеллы Государь не расставался даже во время военных походов и во время заграничных поездок. Соперником Придворного хора был Хор Патриарших певчих дьяков. После того, как столица переместилась в Петербург, этот хор остался в Москве. С 1721 года он называется Синодальным.Их инструментальные часовни располагались во дворах дворян петровской эпохи, например, Меншикова, Ягужинского, Головина. Шаг за шагом современная музыка становится все более популярной и светской. Танцевальная музыка широко распространена в быту. Петр I на ассамблеях буквально навязывал своим гостям музыку современных и любимых танцев -менуэта, полонеза, англеза и др.Партесный стиль и полифония не могли полностью оттеснить на второй план иконическую певческую традицию. Одногласный распев наполнялся новыми распевами и продолжал жить. Были чисто финансовые причины. В небольших храмах и сельской местности содержать большой хор певцов было слишком дорого. Здесь пришлось прибегнуть к старой уставной песне.В России изменения часто касались только верхушки и долго доходили до окраин. Упомянутый выше Александро-Невский монастырь сыграл важную роль в развитии традиционной церковной музыки. Культ в нем славился редкой красотой и торжественностью. Хор митрополичьих певцов Лавры вполне мог составить конкуренцию придворным певчим. Для улучшения звучания хора 22 августа 1716 года в монастырь прибыли 16 «голосистых монахов», отобранных из киевских монастырей[5,с.15].Сам Петр I любил слушать церковное пение. Указом Государя от 16 января 1725 года Александро-Невская Лавра была введена в «строительную и музыкальную песнь». Император повелел у певчих государя копии «со всех знаменного напеву переводов, для знания в Невском монастыре клирошанам» [13].В целом можно сказать, что реформы Петра I сыграли большую роль в развитии русского музыкального искусства. Благодаря Петру I были созданы предпосылки для дальнейшего развития музыкального искусства в 18 веке. Это развитие, в свою очередь, открыло классический период русской музыки - период Михаила Глинки.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, широту личности Петра I никто не отрицает, но оценки его деятельности противоречивы и даже полярны. Если революция означает быстрые, глубокие, решительные и насильственные преобразования, то Петр I был революционером. Жестокий разрыв с прошлым, изменения в понимании роли Церкви в обществе, государственный переворот в управлении ею, подчинение Самодержцу и постепенное превращение ее в опорный механизм государственной власти.а генеральная линия реформ изменила не только облик церкви, но и положение культуры в обществе.Это был во многом индивидуальный шаг яркой и сильной личности. Опыт детства и юности Пьера, его знание Европы и европейских достижений, которые он считал важными и полезными для России, подталкивали Петра к решимости. Окруженный несколькими сторонниками, Петр боролся со своими противниками. Реформируя культуру, он хотел не только не допустить, чтобы она стала препятствием для его реформ, но и сделать ее идейной опорой своего нового курса.В искусстве Петр Великий, как и в других областях жизни, изменил способ и скорость следования общеевропейским тенденциям. Что мешало проникновению западных течений в искусство в России? Одной из основных причин является неприятие их церковью и оценка их как католических или протестантских течений, то есть еретиков по своей сути. Только в условиях, когда светская власть стала над церковью, возможность применения новых художественных приемов могла рассматриваться как эстетико-художественный выбор, а не как проявление политической направленности.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ.// Анисимов Е.В. - СПб.: Союз, 2017. 264 с.2. Буганов В.И. Петр Великий и его время.// Буганов В.И. М.: Наука, 2018. 142 с.3. Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой половине XIX века: История. Историк. Документ.// Каменский А.Б. М.: МИРОС, 2017. 428 с.4. Капанина, Т. А. Петр I. Царь. Император. Реформатор / Т. А. Капанина, И. С. Шестаков, В. Ю. Порошенко. // Молодой ученый. - 2017. - № 29 (133). - С. 311-313. 5. Мишанов С. А. Петровские реформы и культура // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки 2021. - № 5. - С. 12 -17.6. Филиппов Р.А. Петровская революция в области культуры, образования и быта // Вестник науки №9 (42) том 4. 2021 г. - С. 77 - 81. Электронные ресурсы7. Алленов Михаил. Русское искусство XVIII- начала XX века. Электронный ресурс (Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004460372 (дата обращения 19.11.2022)8. Барсов Т.В. Синодальные учреждения прежнего времени. Электронный ресурс (Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01003554182 (дата обращения 19.11.2022)9. Гибадуллина Р.Н. Реформы Петра I. Электронный ресурс (Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/reformy-petra-i (дата обращения 19.11.2022)10. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. Электронный ресурс (Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002983654 (дата обращения 19.11.2022)11. История русской музыки. Электронный ресурс (Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002596738 (дата обращения 19.11.2022)12. Лихачев Н.П. Материалы для истории русского иконописания. Электронный ресурс (Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01007521343 (дата обращения 19.11.2022)13. Полное собрание законов Российской империи. Электронный ресурс (Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01008513320 (дата обращения 19.11.2022)14. Тарасов О.Ю.. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. России. Электронный ресурс (Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01000631389 (дата обращения 19.11.2022)15. Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего. Электронный ресурс (Режим доступа: https://librebook.me/apologiia_sumasshedshego/vol1/1 (дата обращения 19.11.2022)Приложение АРисунок 1 - Церковь Знамения в Дубровицах (1690–1697)Рисунок 2 - «Нептун» - фонтан ПетергофаПриложение БРисунок 3 - Иван Никитич Никитин. Портрет царевны Прасковьи Ивановны, племянницы Петра IРисунок 4 - Андрей Матвеевич Матвеев. Портрет А. П. Голициной

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ.// Анисимов Е.В. - СПб.: Союз, 2017. 264 с.
2. Буганов В.И. Петр Великий и его время.// Буганов В.И. М.: Наука, 2018. 142 с.
3. Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой половине XIX века: История. Историк. Документ.// Каменский А.Б. М.: МИРОС, 2017. 428 с.
4. Капанина, Т. А. Петр I. Царь. Император. Реформатор / Т. А. Капанина, И. С. Шестаков, В. Ю. Порошенко. // Молодой ученый. - 2017. - № 29 (133). - С. 311-313.
5. Мишанов С. А. Петровские реформы и культура // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки 2021. - № 5. - С. 12 -17.
6. Филиппов Р.А. Петровская революция в области культуры, образования и быта // Вестник науки №9 (42) том 4. 2021 г. - С. 77 - 81.
Электронные ресурсы
7. Алленов Михаил. Русское искусство XVIII- начала XX века. Электронный ресурс (Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004460372 (дата обращения 19.11.2022)
8. Барсов Т.В. Синодальные учреждения прежнего времени. Электронный ресурс (Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01003554182 (дата обращения 19.11.2022)
9. Гибадуллина Р.Н. Реформы Петра I. Электронный ресурс (Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/reformy-petra-i (дата обращения 19.11.2022)
10. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. Электронный ресурс (Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002983654 (дата обращения 19.11.2022)
11. История русской музыки. Электронный ресурс (Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002596738 (дата обращения 19.11.2022)
12. Лихачев Н.П. Материалы для истории русского иконописания. Электронный ресурс (Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01007521343 (дата обращения 19.11.2022)
13. Полное собрание законов Российской империи. Электронный ресурс (Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01008513320 (дата обращения 19.11.2022)
14. Тарасов О.Ю.. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. России. Электронный ресурс (Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01000631389 (дата обращения 19.11.2022)
15. Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего. Электронный ресурс (Режим доступа: https://librebook.me/apologiia_sumasshedshego/vol1/1 (дата обращения 19.11.2022)

Вопрос-ответ:

Какие культурные реформы Петра Великого проводились в России?

Петр Великий провел ряд культурных реформ, направленных на западное ориентирование и модернизацию России. Он запретил ношение традиционной одежды, ввел западные обычаи и стиль жизни, открыл первые русские театры и библиотеки, создал академии наук и университеты. Он также реформировал церковь и ввел новую систему образования. Все эти меры были направлены на сближение России с Европой и современным миром.

Какие изменения произошли в архитектуре в эпоху Петра Великого?

В эпоху Петра Великого произошли значительные изменения в архитектуре. Петр Великий пригласил зарубежных архитекторов, чтобы они помогли разработать новый стиль, сочетающий в себе элементы европейской и традиционной русской архитектуры. В результате были построены такие знаменитые сооружения, как Петропавловская крепость и Петергоф. Архитектура того времени отличается грандиозностью и строгостью форм.

Какие изменения произошли в живописи в эпоху реформ Петра Великого?

В эпоху реформ Петра Великого произошло существенное изменение в живописи. Он создал Академию художеств, где обучались русские и зарубежные художники. Петр ввел новый стиль живописи, главным образом ориентированный на западные образцы. Живопись того времени стала более реалистичной и экспериментальной. Были созданы знаменитые произведения, такие как портреты Петра Великого и пейзажи русской природы.

Какие изменения произошли в иконописи во время Петровских реформ?

Иконопись была существенно затронута во время Петровских реформ. Петр Великий ввел строгий надзор и контроль над иконоторговцами. Теперь все люди, продающие иконы и картины, должны были получить специальные разрешения и пройти допросы. Таким образом, иконопись подверглась государственному контролю и регулированию, исключая возможность продажи фальшивых или низкого качества изделий.

Какие культурные реформы были проведены Петром Великим?

Петр Великий провел много культурных реформ для приведения России в соответствие с западными стандартами. Он ввел европейский стиль одежды, изменения в архитектуре и искусстве, особенно в живописи и иконописи, а также развивал музыкальную культуру.

Какой вклад внесла архитектура в Петровскую эпоху?

Архитектура в Петровскую эпоху значительно преобразилась под влиянием Петра Великого. Были построены новые здания, отличающиеся от традиционного русского стиля и ближе к европейскому. Особенно выделяются постройки в Санкт-Петербурге, такие как Зимний дворец и Петропавловская крепость.

Какое влияние имели преобразования Петра на живопись?

Преобразования Петра оказали существенное влияние на развитие живописи. Появились новые жанры и темы, близкие к западной искусству. Изменились стиль и техника русской живописи, и художники стали все больше уделять внимание реалистическому изображению мира.

Как повлияли петровские реформы на иконопись?

Петровские реформы оказали значительное влияние на иконопись. Под влиянием Петра Великого и конфликта Церкви и государства, иконопись стала подвержена строгому надзору и контролю. Иконоторговцы были допрашиваемы их подлинности, и в этот период создание икон сильно изменилось.