Особые экономические зоны России: сущность, цели создания и роль в мировой экономике.
Заказать уникальную курсовую работу- 52 52 страницы
- 33 + 33 источника
- Добавлена 24.01.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические аспекты экономических зон 5
1.1 История создания особых экономических зон в России 5
1.2 Сущность особых экономических зон 12
1.3 Особенности функционирования особых экономических зон в России 16
2. Анализ роли экономических зон в Российской Федерации 21
2.1 Оценка эффективности функционирования особых экономических зон в Российской Федерации 21
2.2 Влияние особых экономических зон на экономику страны 31
2.3 Перспективы развития особых экономических зон в Российской Федерации 37
Заключение 43
Библиографический список 44
Приложение 49
Можно отметить основную задачу совершенствования особых экономических зон, которая состоит в оптимизации администрирования и ликвидации дублирования функций органов, осуществляющих контроль[10,с.10].Важно правильно оформить правила работы администраций непосредственно в особой экономической зоне, в том числе определить зону их ответственности, порядок их действий в определенных ситуациях, утвердить порядок обучения, функциональные и штатные поручения от их должностных лиц. вышеперечисленные задачи позволят администрациям зон работать в оперативном и, что немаловажно, предсказуемом для жителей режиме. Если этот вопрос будет эффективно решен, конкретная экономическая ситуация будет иметь значительное конкурентное преимущество.Для улучшения ОЭС в России необходимо увеличивать объем льгот и интенсифицировать инфраструктуру, постоянно развивать инструменты зонального управления. Это позволит увеличить объем частных инвестиций в отечественные ОЭЗ в 2-3 раза, создать новые рабочие места и увеличить доходную строку бюджета РФ. Увеличение срока действия особых зон и упрощение процедуры получения статуса резидента для малого бизнеса благоприятно скажется на развитии особых зон в России.По мнению многих экспертов, возможности повышения эффективности особого экономического пространства связаны не только с реформированием существующих типов ОЭЗ, но и с формированием новых видов хозяйствующих субъектов на территории Федерации со стороны России. В целях выявления дополнительной эффективности ОЭЗ в нашей стране Правительством Российской Федерации разработана концепция кластерного развития, предусматривающая повышение конкурентоспособности национальной экономики, а также усиление механизмов частного и государственного сотрудничества. Кластерами являются объединения предприятий, научных и учебных заведений, поставщиков товаров и услуг и других субъектов, действующих в конкретной области географически непосредственно вблизи друг друга. Они взаимодействуют и работают вместе, чтобы получить конкурентное преимущество, создать наукоемкую и высокотехнологичную продукцию. Опыт, полученный при настройке кластерной системы показала, что это значительно стимулировало региональное развитие, особенно рост экономического потенциала отстающих регионов и развитие малого бизнеса[12,с.57].Тем не менее, формируя кластер, субъекты могут не только сотрудничать и развивать локальный бизнес, но и повышать уровень конкурентоспособности регионов на глобальном уровне. Учитывая вышеизложенное, кластеры можно считать достаточно актуальными и продуктивными типами ОЭЗ в России. Формирование новой экономической схемы основано на сопоставлении закона об особых экономических зонах Российской Федерации и концепции кластерной политики на территории нашей страны.По этой причине особые экономические зоны в настоящее время являются неотъемлемой частью мировой практики и международного экономического сотрудничества. В целях оптимизации процесса регулирования особых экономических зон необходимо создание специального федерального органа государственной власти с особыми функциональными возможностями, отличающими их от функций региональных и местных органов самоуправления.Также в процессе создания ОЭЗ особое внимание следует уделить основным недостаткам и преимуществам ее расположения, что позволит более продуктивно выстроить работу именно на этой территории. Кроме того, для повышения эффективности особого экономического пространства в нашей стране необходимо постоянно совершенствовать законодательство в этой сфере, а также формировать рациональные методы управления[16,с.52].Также необходима стабилизация правовых и социальных отношений. Данный аспект будет способствовать привлечению новых игроков и обеспечению стабильного развития территорий, находящихся в ОЭЗ, и экономики, обеспечению конкурентоспособности государства на мировом рынке, а кроме того, усилению интеграционных процессов в мирохозяйственной системе. Таким образом, на сегодняшний день можно отметить, что развитие и управление ОЭЗ в Российской Федерации достигли второстепенных целей на региональном и национальном уровнях.Привлечение инвестиций в экономику страны является приоритетом для любого государства. Инвестиции способствуют экономическому развитию, техническому прогрессу, повышению квалификации, обмену информацией и другим факторам, улучшающим социально-экономическую жизнь государства. Страны используют различные инструменты для привлечения иностранных инвесторов, в том числе специальные экономические зоны или свободные экономические зоны.Сегодня ОЭЗ играют важную роль в развитии многих стран, в том числе и России. Особые экономические зоны – это часть территории страны, на которой действует особый режим коммерческой деятельности. СЭЗ помогают сдерживать отток средств за границу. Государству выгодно, чтобы предприниматели платили налоги в России, а не за границей, а также это помогает привлекать иностранных инвесторов, которые также будут платить налоги в России[33].В условиях, когда на Россию обрушилось большое количество санкций, очень сложно привлечь иностранные инвестиции, также есть ряд проблем с отбором проектов, проблемы с неправильным распределением полномочий между региональными и федеральными властями. Помимо развитой инфраструктуры и особого административного режима, на территориях ОЭЗ действуют специальные налоговые, страховые и таможенные льготы.В зависимости от типа разные ОЭЗ имеют свои преимущества. Каждый регион может самостоятельно устанавливать специальные налоговые льготы для резидентов ОЭЗ. Минэкономразвития ежегодно оценивает эффективность ОЭЗ и предоставляет отчет о результатах их деятельности. Несмотря на трудности, к концу 2020 года ОЭЗ продемонстрировали свою эффективность. Среднее значение общей оценки функционирования всех ОЭЗ составило 94%. По данным Минэкономразвития, за 15 лет работы ОЭЗ объем заявленных инвестиций составил более 900 млрд. рублей. За время существования ОЭЗ создано 42,2 тыс. рабочих мест. В 2020 году в ОЭЗ создано 5 448 новых рабочих мест. Эта цифра увеличилась более чем вдвое за шесть лет[29].Также наблюдается устойчивый рост оборота ОЭЗ. По итогам 2020 года сумма выручки от реализации товаров, акцизов, работ и услуг без учета НДС составила 287,9 млрд. рублей, а за весь период деятельности ОЭЗ превысила 1,2 трлн. рублей.Важным фактором оценки эффективности российских ОЭЗ является динамика налогов, таможенных пошлин и страховых взносов, уплачиваемых резидентами. В последние годы этот показатель также увеличился за счет увеличения количества жителей и их финансово-хозяйственных показателей.В 2021 году правительство России одобрило создание особых экономических зон (ОЭЗ) в Оренбургской, Смоленской и Ивановской областях. Предприятия, которые будут заниматься выпуском пластиковых труб, бурового оборудования, литий-титановых аккумуляторов для аккумуляторной техники, откроются в Оренбургской области[29].Также планируется запустить линию глубокой переработки мяса и открыть на территории транспортно-логистический терминал. На достижение поставленных целей из областного бюджета будет выделено 1,67 млрд рублей. К 2030 г. планируемый объем частных инвестиций в новое производство составляет 8,9 млрд. руб., количество создаваемых рабочих мест превысит 900[29].Таким образом, можно говорить об эффективности существующих ОЭЗ. Основные финансовые и операционные показатели показали уверенный рост, в том числе в кризис 2020 года. Но положительные результаты достигнуты в основном за счет ОЭЗ промышленного типа. В сферах технической реализации, где работают инновационные предприятия, на товары и услуги, спрос на которые еще полностью не сформировался, об эффективности можно будет говорить не ранее, чем через десять лет.Что касается туристических ОЭЗ, то курорты типа М. могут привлекать туристов из одного региона в другой, что ухудшает показатели эффективности. Рассматривая перспективы развития особых экономических зон, следует отметить, что для России это важный стратегический проект, решающий ряд важных для государства задач, таких как[32]:- борьба с безработицей;- программы развития экспорта и импортозамещения;- привлекать инновационные технологии;- создание высококвалифицированных кадров;- развитие отдельных регионов.Таким образом, в середине 2021 года Минэкономразвития России внесло в Правительство РФ законопроект, предусматривающий объединение технико-внедренческих зон и промышленного производства. Данные меры призваны облегчить получение статуса резидента Особой экономической зоны. Кроме того, новый законопроект касается и новых налоговых льгот. Все эти меры должны повысить эффективность особой экономической зоны в ближайшие годы.ЗаключениеТаким образом, российскую экономику последних лет с точки зрения управления государственным бюджетом можно охарактеризовать как переходную к следующему этапу развития. Макроэкономическая ситуация последних лет, потрясения кризиса выявили экономические и финансовые проблемы в стране. Экономика сталкивается с проблемами дестабилизации, которые, в свою очередь, повлияли на систему национального бюджета и, как следствие, на стабильность бюджета государства. В настоящее время модель наполнения бюджета в большей степени за счет нефтегазовых доходов уже сохранилась, теперь возникает острая необходимость изменения модели финансирования государственного бюджета, поиск новых источников расходования средств. Проблема диверсификации доходов государственного бюджета обсуждается в российских политических и научных кругах. Таким образом, одним из решений исследователи видели формирование бюджета, обеспечивающего инновационно-инвестиционную деятельность государства.Проблема диверсификации доходов государственного бюджета обсуждается в российских политических и научных кругах. Таким образом, одним из решений исследователи видели формирование бюджета, обеспечивающего инновационно-инвестиционную деятельность государства. Одним из направлений реализации этой идеи стало создание и развитие институтов развития, среди наиболее спорных – особых экономических зон, основными принципами которых были государственные инвестиции в строительство инфраструктуры, привлечение компаний налоговыми льготами и, в перспективе, освоение российских территорий и последующий экономический рост.Библиографический списокНормативные правовые акты1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) – Текст электронный // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: по подписке2. Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22.07.2005 N 116-ФЗ (последняя редакция) – Текст электронный // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: по подписке3. Постановление Правительства РФ от 30 октября 2014 г. N 1119 "Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме иных межбюджетных трансфертов на возмещение затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных парков, промышленных технопарков, особых экономических зон" ((ред. от 20.05.2022) – Текст электронный // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: по подписке4. Постановление Правительства РФ от 26.04.2012 N 398 (ред. от 15.07.2021) "Об утверждении критериев создания особой экономической зоны"– Текст электронный // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: по подписке5. Постановление Правительства РФ от 15.07.2021 N 1211 "О внесении изменений в критерии создания особой экономической зоны"– Текст электронный // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: по подписке6. Указ Президента РФ от 04.06.1992 N 548 (ред. от 29.08.2001) "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации"– Текст электронный // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: по подписке7. "Основы законодательства об иностранных инвестициях в СССР" (приняты ВС СССР 05.07.1991 N 2302-1)(документ не применяется) – Текст электронный // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: по подписке8. Закон РСФСР от 04.07.1991 N 1545-1 (ред. от 10.02.1999) "Об иностранных инвестициях в РСФСР" Документ утратил силу или отменен. – Текст электронный // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: по подпискеНаучная литература9. Алексеева Е.В. Регулирование инноваций во внешнеторговой деятельности в рамках ЕАЭС: таможенный аспект- Текст: непосредственный // Russian Economic Bulletin. – 2020. – Т. 3. № 4. – С. 94-99. 10. Ахмедзянов Р.Р., Алексеева Е.В., Филиппов М.И., Мосеенкова А.О. Таможенно-тарифное регулирование в особых экономических зонах- Текст: непосредственный // Московский экономический журнал. – 2019. – №13. – С. 10.11. Бердибаева К.Т. Роль свободных экономических зон в развитии экономики и экспортного потенциала страны- Текст: непосредственный // СТЭЖ. 2018. №1 (22).).С.112. Бычкова Е.Д. Переход от классических оффшоров к особым экономическим зонам - Текст: непосредственный // Дневник науки. – 2021. – №12 (60). 13. Веснин В. Р. Мировая экономика: краткий курс / Веснин В. Р. - М.: Проспект. 2017. 128 с. - FB 3 17-1/150 - - Текст: непосредственный14. Гайнутдинова, Г. Г. Особая экономическая зона и ее роль в развитии экономики региона (на примере ОЭЗ «Алабуга») - Текст: непосредственный / Г. Г. Гайнутдинова. // Молодой ученый. - 2018.- № 10 (196). - С. 96-97.15. Григорян К. Г. Мировая экономика. учебное пособие для подготовки бакалавров по направлению 38.03.01 Экономика / Григорян К. Г. - М.: Юрайт. 2017. 194 с. - ISBN 978-5-215-02808-7- Текст: непосредственный16. Дорожкина Т.В. Использование современных инструментов хозяйственного развития: ОЭЗ «Калуга» - Текст: непосредственный // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. – 2017. – № 9. – С. 52-54. 17. Непарко М.В. Специфика налогообложения в особых экономических зонах России - Текст: непосредственный // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 55-9. – С. 95- 99.18. Новосельцева Е.П. Особенности и проблемы уплаты таможенных пошлин в особых экономических зонах на примере ОЭЗ «Калуга» - Текст: непосредственный // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 61-6. – С. 5-9. 19. Петрушина О.М. Анализ показателей инвестиционной деятельности и инвестиционного развития России- Текст: непосредственный // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2017. – №11 (58). – С. 1042-1045.20. Хасбулатов Р. И. Мировая экономика. : учебник для бакалавров : учебник для студентов, обучающихся по специальности "Мировая экономика" / Хасбулатов Р. И. - М.: Юрайт. 2019. 692 с. - ISBN 978-5-9916-1528-0-Текст: непосредственный21. Чеботарев Н. Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки "Экономика" (квалификация "Бакалавр")/ Чеботарев Н. Ф. - М.: Дашков и Ко. 2020. 350 с.- ISBN 978-5-394-02047-6 Текст:непосредственный22. Шимко, П. Д. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник и практикум для вузов / П. Д. Шимко ; под редакцией И. А. Максимцева. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 392 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-04145-3.-Текст: непосредственныйЭлектронные ресурсы23. Божко Т.А. Типология особых экономических зон в современных условиях. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-osobyh-ekonomicheskih (дата обращения: 20.11.2022)24. Всемирный банк. - URL: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/home (дата обращения: 20.11.2022)25. Коробова О. В. История создания свободных экономических зон в России: проблемы и перспективы. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-sozdaniya (дата обращения: 20.11.2022)26.Магомедмирзоева Д.Я. Перспективы развития особых экономических зон в РФ. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy (дата обращения: 20.11.2022)27. Мальчикова А.П. Сущность особых экономических зон. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost (дата обращения: 20.11.2022)28. Минвалеева Е.С. Особенности функционирования особых экономических зон РФ. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-funktsionirovaniya (дата обращения: 20.11.2022)29. Минэкономразвития России. - URL: https://www.economy.gov.ru/ (дата обращения: 20.11.2022)30. Ниязбекова Ш.У. Особые экономические зоны России: анализ, проблемы и пути их решения. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobye-ekonomicheskie (дата обращения: 20.11.2022)31. Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2021 год и за период с начала функционирования особых экономических зон. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/5f4c2b52d2fdc85c120f5d1de493c0d2/otchet_oez_2021.pdf(дата обращения: 20.11.2022)32. Семина А.Г. Перспективы развития особых экономических зон в РФ. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy (дата обращения: 20.11.2022)33. Эляков А.Л. Особые экономические зоны в РФ. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobye-ekonomicheskie (дата обращения : 20.11.2022)ПриложениеПериоды создания ОЭЗНормативно-правовая база создания ОЭЗСрок существования ОЭЗЦель созданияЛьготы и итоги созданияНедостатки, проблемы ОЭЗ1 этап создания СЭЗ в РФ за период 1980-19961980- 19921.Единая государственная концепция СЭЗ ПравительстваСССР в 1980 г. 2. Постановление Верховного Совета РСФСР от 14.07.90 N 105-I «Об основных принципах осуществления внешнеэкономической деятельности РСФСР .3. Постановления Верховного Совета РСФСР от 13.09.90 г. «165-1 «О создании зон свободного предпринимательства», положения для каждой СЭЗ, с обозначением их хозяйственноправового статуса в качестве зоны свободного предпринимательства или специальной экономической зоны. 4. Указ Президента РФ от 04.06.92 г. «548 «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации»2 года. В 1992г регистрация СЭЗ временно была прекращена.Гарантия защиты осуществления внешнеэкономической деятельности РСФСР путем создания свободных экономических зон и обеспечения стабильности договорных отношений Привлечение иностранных инвестиций, повышение конкурентоспособности производства, увеличение притока экспорта товаров и услуг, снижение стоимости покупки импортные продукты.Льготы предоставлялись одинаковые. Приняты предложения Ленинградского и Выборгского городских, Приморского краевого (в том числе г. Находка), Калининградского, Сахалинского и Читинского областных Советов народных депутатов об объявлении их территорий зонами свободного предпринимательства. Создано 13 СЭЗ, сокращено до 11 СЭЗ в 11 регионах РСФСР (Находка, Выборг, Ленинград, Зеленоград, Калининградская, Новгородская область, Кемеровская, Читинская и Сахалинская обл.).1. Не сформирована полноценная нормативная база в сфере правового регулирования.2. СЭЗ не были полностью реализованы и не смогли достичь конечной цели.3. Механизмы гарантий, льгот и государственной поддержки на федеральном уровне не предусмотрены. 4. Полностью отсутствовали институциональные условия СЭЗ.1991Закон РСФСР от 04.07.1991 N 1545-1 «Об иностранных инвестициях вРСФСР»8 летПривлечение иностранных инвестиций, закупки передовой импортной техники, технологий и развитие экспортного потенциала.Льготный режим экономической деятельности для иностранных инвестиций и предприятий с иностранным участием, упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициямиЗакон не внес ясности в процесс создания СЭЗ1993Таможенный кодекс Российской Федерации от 18.06.93 г.10 летОпределить правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и был направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, укрепление связей экономики России с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, бизнеса субъектами и государственными органами и соблюдением ими своих обязанностей в сфере таможенного дела.Заложены основы создания свободных таможенных зон (свободных складов), что является одной из разновидностей СЭЗ.1995Федеральный закон от 13.10.95 г. № 157- ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»4 годаЗащита экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеэкономической деятельности и обеспечение условий для эффективной интеграции экономики России в мировое хозяйство.1. Установлена упрощенная регистрация предприятий с иностранными инвестициями и осуществление экспортно-импортных операций. 2. Определен особый режим хозяйственной ивнешнеэкономической деятельности в СЭЗ. В 1996 г. функционировали 18 СЭЗ, созданных в 15 регионах на 1/3 площади страны. Это свободные порты (Находка и Калининград), технопарки (г. Зеленоград, «Шерризон»- аэропорт Шереметьево), экспортно-производственные зоны (г. Выборг, Сахалинская обл.), концессионные участки (респ. Горный Алтай, Чита, Кемерово)1. Работа по созданию ОЭЗ, анонсированная в начале 90-х годов, остановлена в связи с серьезными изменениями в налоговом, таможенном и валютном регулировании в банковской сфере. 2. Отрицательным является опыт создания ОЭЗ на больших территориях, таких как ОЭЗ «Янтарь» в Калининградской области, ОЭЗ «Находка» в Приморском крае, офшорные компании в Республике Калмыкия и т.д.2 этап создания ОЭЗ в РФ за период 1997-2004 гг.1997Проект Федерального закона «О свободных экономических зонах» от 24.06.97 г. была принята в третьем чтении (постановление Госдумы ФС РФ от 234.06.97 г. «1628-II ГД «О повторном рассмотрении ФЗ «О свободных экономических зонах»), 03.07.97 г.был одобрен №259- СФ «О Федеральном законе «О свободных экономических зона»Поднять статус ранее созданных СЭЗ на уровень, определенный федеральным законом.Отклонено Президентом РФ 21.07.97. Главной проблемой было стремление властей быстро получить большие суммы доходов в пользу государства.1999Федеральный закон от 22.01.96 г. N 13- ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области»10 летОпределяет правовые и экономические основы создания и функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области с учетом ее географического положения, значения для национальных интересов Российской Федерации.Режим беспошлинной торговли, специальный льготный режим, отличный от общего, режим инвестиций и инвестиционной деятельностиСвободная таможенная зона не принесла значительных успехов экономике региона.1999Федеральный закон РФ от 31.05.1999 № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области»По н.в.Привлечение инвестиций для развития производительных сил, финансовых и товарных рынков Магаданской области.Режим беспошлинной торговли и особенности уплаты налогов участниками особой экономической зоны устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. На тер. Зона ОАЭ Применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.2000Проект Федерального закона «О свободных экономических зонах», принятый ГД ФС РФ от 09.06.00 г. и одобренного СФ ФС РФ от 28.06.00 г.Отклонен второй раз Президентом РФ, 15.07.00 г. Главная проблема отсутствие баланса интересов инвесторов и государства3 этап создания СЭЗ в РФ за период 2005 по н.в.2005Федеральный закон от 22.07.05 г. «116- ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»По н.в.Развитие производственных отраслей экономики, наукоемких отраслей экономики, развитие туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, освоение технологий и коммерциализация их результатов, производство новых видов продукции.Он определил правовой режим особых экономических зон в Российской Федерации, порядок их создания, функционирования и существования, а также установил специфику ведения бизнеса в ОЭЗ.
Нормативные правовые акты
1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) – Текст электронный // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: по подписке
2. Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22.07.2005 N 116-ФЗ (последняя редакция) – Текст электронный // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: по подписке
3. Постановление Правительства РФ от 30 октября 2014 г. N 1119 "Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме иных межбюджетных трансфертов на возмещение затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных парков, промышленных технопарков, особых экономических зон" ((ред. от 20.05.2022) – Текст электронный // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: по подписке
4. Постановление Правительства РФ от 26.04.2012 N 398 (ред. от 15.07.2021) "Об утверждении критериев создания особой экономической зоны"– Текст электронный // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: по подписке
5. Постановление Правительства РФ от 15.07.2021 N 1211 "О внесении изменений в критерии создания особой экономической зоны"– Текст электронный // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: по подписке
6. Указ Президента РФ от 04.06.1992 N 548 (ред. от 29.08.2001) "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации"– Текст электронный // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: по подписке
7. "Основы законодательства об иностранных инвестициях в СССР" (приняты ВС СССР 05.07.1991 N 2302-1)(документ не применяется) – Текст электронный // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: по подписке
8. Закон РСФСР от 04.07.1991 N 1545-1 (ред. от 10.02.1999) "Об иностранных инвестициях в РСФСР" Документ утратил силу или отменен. – Текст электронный // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: по подписке
Научная литература
9. Алексеева Е.В. Регулирование инноваций во внешнеторговой деятельности в рамках ЕАЭС: таможенный аспект - Текст: непосредственный // Russian Economic Bulletin. – 2020. – Т. 3. № 4. – С. 94-99.
10. Ахмедзянов Р.Р., Алексеева Е.В., Филиппов М.И., Мосеенкова А.О. Таможенно-тарифное регулирование в особых экономических зонах- Текст: непосредственный // Московский экономический журнал. – 2019. – №13. – С. 10.
11. Бердибаева К.Т. Роль свободных экономических зон в развитии экономики и экспортного потенциала страны - Текст: непосредственный // СТЭЖ. 2018. №1 (22).).С.1
12. Бычкова Е.Д. Переход от классических оффшоров к особым экономическим зонам - Текст: непосредственный // Дневник науки. – 2021. – №12 (60).
13. Веснин В. Р. Мировая экономика: краткий курс / Веснин В. Р. - М.: Проспект. 2017. 128 с. - FB 3 17-1/150 - - Текст: непосредственный
14. Гайнутдинова, Г. Г. Особая экономическая зона и ее роль в развитии экономики региона (на примере ОЭЗ «Алабуга») - Текст: непосредственный / Г. Г. Гайнутдинова. // Молодой ученый. - 2018.- № 10 (196). - С. 96-97.
15. Григорян К. Г. Мировая экономика. учебное пособие для подготовки бакалавров по направлению 38.03.01 Экономика / Григорян К. Г. - М.: Юрайт. 2017. 194 с. - ISBN 978-5-215-02808-7 - Текст: непосредственный
16. Дорожкина Т.В. Использование современных инструментов хозяйственного развития: ОЭЗ «Калуга» - Текст: непосредственный // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. – 2017. – № 9. – С. 52-54.
17. Непарко М.В. Специфика налогообложения в особых экономических зонах России - Текст: непосредственный // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 55-9. – С. 95- 99.
18. Новосельцева Е.П. Особенности и проблемы уплаты таможенных пошлин в особых экономических зонах на примере ОЭЗ «Калуга» - Текст: непосредственный // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 61-6. – С. 5-9.
19. Петрушина О.М. Анализ показателей инвестиционной деятельности и инвестиционного развития России - Текст: непосредственный // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2017. – №11 (58). – С. 1042-1045.
20. Хасбулатов Р. И. Мировая экономика. : учебник для бакалавров : учебник для студентов, обучающихся по специальности "Мировая экономика" / Хасбулатов Р. И. - М.: Юрайт. 2019. 692 с. - ISBN 978-5-9916-1528-0 - Текст: непосредственный
21. Чеботарев Н. Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки "Экономика" (квалификация "Бакалавр")/ Чеботарев Н. Ф. - М.: Дашков и Ко. 2020. 350 с.- ISBN 978-5-394-02047-6 Текст: непосредственный
22. Шимко, П. Д. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник и практикум для вузов / П. Д. Шимко ; под редакцией И. А. Максимцева. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 392 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-04145-3.-Текст: непосредственный
Электронные ресурсы
23. Божко Т.А. Типология особых экономических зон в современных условиях. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-osobyh-ekonomicheskih (дата обращения: 20.11.2022)
24. Всемирный банк. - URL: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/home (дата обращения: 20.11.2022)
25. Коробова О. В. История создания свободных экономических зон в России: проблемы и перспективы. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-sozdaniya (дата обращения: 20.11.2022)
26.Магомедмирзоева Д.Я. Перспективы развития особых экономических зон в РФ. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy (дата обращения: 20.11.2022)
27. Мальчикова А.П. Сущность особых экономических зон. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost (дата обращения: 20.11.2022)
28. Минвалеева Е.С. Особенности функционирования особых экономических зон РФ. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-funktsionirovaniya (дата обращения: 20.11.2022)
29. Минэкономразвития России. - URL: https://www.economy.gov.ru/ (дата обращения: 20.11.2022)
30. Ниязбекова Ш.У. Особые экономические зоны России: анализ, проблемы и пути их решения. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobye-ekonomicheskie (дата обращения: 20.11.2022)
31. Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2021 год и за период с начала функционирования особых экономических зон. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/5f4c2b52d2fdc85c120f5d1de493c0d2/otchet_oez_2021.pdf (дата обращения: 20.11.2022)
32. Семина А.Г. Перспективы развития особых экономических зон в РФ. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy (дата обращения: 20.11.2022)
33. Эляков А.Л. Особые экономические зоны в РФ. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobye-ekonomicheskie (дата обращения : 20.11.2022)
Вопрос-ответ:
Что такое особые экономические зоны в России?
Особые экономические зоны (ОЭЗ) в России - это территории, на которых действуют специальные правила регулирования экономической деятельности, созданные с целью привлечения инвестиций, развития индустрии и увеличения экспортного потенциала. ОЭЗ предоставляют различные льготы и преимущества для инвесторов, такие как налоговые льготы, упрощенная процедура регистрации и таможенных операций.
Какова история создания особых экономических зон в России?
История создания особых экономических зон в России началась в 1991 году, когда была принята первая законодательная база для их функционирования. Первой ОЭЗ стала Тольятти-Самара, которая была создана в 1991 году. В последующие годы было создано множество ОЭЗ по всей России, таких как Калининградская, Свердловская, Приморская ОЭЗ и др. Целью создания этих зон было привлечение инвестиций, развитие экономики и содействие социально-экономическому развитию регионов.
Какая сущность особых экономических зон в России?
Сущность особых экономических зон в России заключается в создании благоприятной инвестиционной среды для привлечения инвесторов и развития экономики на определенной территории. ОЭЗ предоставляют специальные условия для бизнеса, такие как налоговые и таможенные льготы, упрощенную процедуру регистрации, доступ к инфраструктуре и т. д. Целью создания ОЭЗ является стимулирование привлечения инвестиций, создание новых рабочих мест и повышение экономического развития региона.
Какие особенности функционирования особых экономических зон в России?
Особенности функционирования особых экономических зон в России заключаются в предоставлении инвесторам различных преимуществ и льгот. Это могут быть налоговые льготы, упрощенная процедура таможенных операций, доступ к инфраструктуре и т. д. Кроме того, ОЭЗ может иметь свою уникальную экономическую модель развития, например, ориентированную на производство определенного вида товаров или услуг. Важным элементом функционирования ОЭЗ является взаимодействие государства с инвесторами и предоставление им необходимой поддержки и услуг.
Какие цели преследовались при создании особых экономических зон в России?
Целью создания особых экономических зон в России было привлечение инвестиций, развитие экономики и создание новых рабочих мест. Они предназначены для стимулирования развития определенных территорий и отдельных отраслей экономики.
Какова роль особых экономических зон России в мировой экономике?
Особые экономические зоны России играют важную роль в мировой экономике, так как они способствуют привлечению иностранных инвестиций и развитию совместных проектов с зарубежными компаниями. Они также способствуют экспорту российских товаров и услуг на мировой рынок.
Какая история создания особых экономических зон в России?
Идея создания особых экономических зон в России возникла в начале 90-х годов, в период начала рыночных реформ. Первая особая экономическая зона была создана на Кировских островах в 1991 году. С тех пор количество особых экономических зон в России значительно увеличилось.
В чем сущность особых экономических зон?
Сущность особых экономических зон заключается в создании особых условий для привлечения инвестиций и развития определенных территорий. В этих зонах предусмотрены особые льготы и преференции для инвесторов, такие как освобождение от налогов, упрощенные процедуры регистрации и лицензирования, а также доступ к инфраструктуре и ресурсам.
Какие особенности функционирования особых экономических зон в России?
Функционирование особых экономических зон в России характеризуется определенными особенностями. В основном, это связано с льготами и преференциями, которые предоставляются инвесторам. Также важным аспектом является разработка и реализация проектов, которые могут быть рентабельными для всех сторон - как для инвесторов, так и для региональных властей и населения.
Какова история создания особых экономических зон в России?
История создания особых экономических зон в России начинается в 1991 году, когда было принято решение о создании первых таких зон на Территории свободного порта Владивосток. С тех пор программа развития особых экономических зон была расширена и теперь в России существуют множество таких зон, расположенных по всей стране.