Влияние типа детско-родительских отношений на межличностное отношение со сверстниками у детей 5-6 лет

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 23 23 страницы
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 23.12.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния типа детско-родительских отношений на межличностное отношение со сверстниками у детей 5-6 лет 5
1.1. Сущность детско-родительских отношений 5
1.2. Понятие межличностного взаимодействия со сверстниками у детей 5-6 лет 10
1.3. Особенности влияния типа детско-родительских отношений на межличностное отношение со сверстниками у детей 5-6 лет 15
Список использованных источников 20
Фрагмент для ознакомления

В процессе формирования навыков учебной деятельности совершенствуются такие способности, как выполнение заданий по образцу, ориентация на определенный метод действий, выработка мелкой моторики руки и т.д. Благодаря этому дальнейшие познавательные психические процессы происходят в произвольном порядке и быстрее откладываются в памяти, что является возрастной особенностью детей дошкольного возраста [19].Дети дошкольного возраста требуют большего внимания к себе, хотят, чтоб их больше любили, понимали, относились, как к другу и партнеру. У детей дошкольного возраста интенсивно развивается речь. Хотя интенсивность этого развития зависит от его условий жизни. Количество употребляемых слов с 3 до 6 лет увеличивается в три раза. Ребенок точно улавливает речь взрослых. Он создает свои слова, которые очень сходны с грамматикой слов родного языка [28].Психологи называют несколько основных факторов, которые влияют на формирование самооценки и самосознания у ребенка. Среди них:полученный опыт коммуникации со взрослыми;полученный опыт коммуникации со сверстниками и детьми других возрастов;личностный опыт;уровень умственного развития [18].В процессе формирования адекватного самовосприятия у детей дошкольного возраста ключевую роль играет общение со взрослыми. Под влиянием родителей они накапливают различные знания, усваивают те или иные модели поведения, формируют целостное восприятие себя и своей роли в окружающем обществе. Таким образом, именно в дошкольном периоде закладывается определенный тип самооценки, что в дальнейшем влияет на весь процесс становления личности. Задачей родителей на этом этапе является [5]:предоставление ребенку информации о наличии у него индивидуальных личностных особенностей;формирование оценки его поведения и результатов деятельности;моделирование системы ценностей и социальных норм, которые в дальнейшем станут ориентирами для поведения в обществе;развитие у ребенка умения анализировать собственные действия, сравнивая их с поступками окружающих.Для дошкольников взрослые являются самыми авторитетными лицами, мнение которых невозможно оспорить. В младшем детском возрасте дети некритично относятся к оценочным суждениям взрослых в силу отсутствия индивидуального опыта и низкого уровня самосознания. Знания, полученные собственными силами, являются неустойчивыми и могут быть полностью разрушены под действием авторитета взрослых.Таким образом, взаимодействие со взрослыми, а в большей степени родителями, выступает значимым фактором формирования личностных качеств, необходимых для социализации и эффективных межличностных коммуникаций дошкольника.В своих работах Д. Баумринд отмечает, что факторы родительского контроля и эмоциональной близости оказывают влияние на формирование личностных черт ребенка [4]. При этом, автор выделяет три типа детско-родительских отношений и соответствующие им особенности характера детей. Первый тип связи: авторитетные родители – инициативный и общительный ребенок. У таких детей хорошо развиты чувство собственного достоинства, самооценки и самоконтроль; они любознательны и активны, что помогает им выстраивать позитивные отношения со сверстниками.Второй тип: авторитарные родители и конфликтный, эмоциональный, раздражительный ребенок. В таких отношениях редко есть психологическая близость, эмоциональность и тепло, в связи с чем, дети не умеют проявлять эмпатию и сочувствие, у них плохо развита эмоционально-личностная сфера. Дети таких родителей могут иметь враждебность и агрессивность по отношению к другим, что негативно сказывается на их взаимодействии со сверстниками.Третий тип: снисходительные родители и агрессивные, импульсивные, конфликтные дети. Такой тип отношений часто характеризуется непоследовательностью действий родителей, в связи с чем, у детей возникает трудность в понимании эмоций, норм и правил поведения. У детей возникают трудности в понимании других людей, в установлении и поддержании межличностных отношений.И.В. Шевцовой предложена классификация детско-родительских отношений, основанная на дифференциации отношений: конструктивных и ошибочных [33]. Конструктивные детско-родительские отношения предполагают систему воспитания, позволяющую вырастить гармоничного ребенка. Ошибочные отношения свидетельствуют о неконструктивном подходе к воспитанию ребенка.Итак, если в семье присутствуют доверительные отношения между ребенком и родителями, то у него формируются необходимые для положительной коммуникации навыки. Если семья поддерживает регламентированный тип общения, то у ребенка возникают трудности с построением положительных межличностных отношений.Список использованных источниковАвдеева Т.Г. Детско-родительские отношения как фактор влияния на психическое развитие ребенка / Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. – [Электронный ресурс]. – URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3435/ (дата обращения: 17.11.2022).Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. – М.: Академический Проект, 2015. – 365 с.Березина Ю.Ю., Забровская О.В. Формирование образа я дошкольников средствами портретной живописи: теория и методика // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2016. – №1. – С.44-47.Блинова Г.В. Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста / Молодой ученый. – 2017. – №6. – [Электронный ресурс]. – URL: https://moluch.ru/archive/140/39387/ (дата обращения: 19.11.2022).Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.; Воронеж, 2013. – 464 с.Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2012. – 277 с.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: 2005. – 224 с. – [Электронный ресурс]. – URL: http://libed.ru/knigi-nauka/942720-1-1gotskii-psihologiya-rebenm-bbk-ymgichkkogo-inspyauta-vigotskiy-s-voprosi-detskoy-psihologii-spb-soyuz-2005-2.php, (дата обращения: 20.11.2022).Гарибашвили Т.И. Исследования детско-родительских отношений в отечественной психологии // Известия Таганрогского гос. радиотех. ун-та. – 2016. – Т. 68. – № 13. – С. 119-120.Гармаева Т.В. Особенности эмоциональной сферы и самосознания в контексте становления личности дошкольника // Психолог в детском саду. – 2004. – № 2. – С 103-111.Голубева Е.В. Диагностика типов детско-родительских отношений // Российский психологический журнал. – 2009. – Т. 6. – С. 25-34.Грушева О.А. Особенности самосознания в дошкольном возрасте // Наука и современность. – 2015. – №37-1. – С.151-155.Дубровина И.В. Семья и социализация ребенка / И. В. Дубровина. Возр. и пед.псих. – М.: 2015. – 16 с.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей /А.И. Захаров. – М., 2013. 320 с.Зверева О.Л., Кротова Т.В. Дошкольное воспитание и развитие / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: Айрис-Пресс, 2016. – 128 с.Корнеева Т.В. Психологические проблемы детско-родительских отношений в неполной семье // Ребенок в детском саду. – 2013. – № 3. – С. 3-8.Лисина М.И. Психология самосознания у дошкольников. / М.И.Лисина, А. И. Силвестру. Кишинев: Штиинце, 2013. – 112 с.Максимова Н.Л. Особенности родительского отношения, в семьях с единственным ребенком // В мире научных открытий. – 2009. – № 3-1. – С. 130-132.Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации: / Семейная психология и семейная терапия. И. М. Марковская. – Дис. с детьми,2005. Мишутина А.С. Семья как институт первичной социализации / А. С. Мишутина. Спб.: Азбука. ребенка. – 2016 – 185 с.Набиуллина В.Р. Типы семейного воспитания и их разновидности // Дополнительное образование и воспитание. – 2014. – № 11. – С. 3-7.Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2016. – 495 с.Петровкий А.В. Дети и тактика семейного воспитания / А.В. Петровский. – М.: Знание, 2005. – 96 с.Роджерс К. Гуманистическая психология. Теория и практика / К. Роджерс. – М.: МПСИ; МОДЭК, 2013. – 301 с.Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестн. Моск. ун-та. – Сер. 14, Психология. – 2012.– № 2. – С. 48-55.Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. –2014. – №6. – С. 5-16.Смирнова Е.О. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии. – 2013. – № 2. – С. 57-67.Солдатов Д.В. Динамика мотивов у детей старшего дошкольного возраста / Д.В. Солдатов // Психолог в детском саду. – 2011. – № 3–4. – С. 30-34. Сухова Е.И. Формирование личностной компетенции у детей старшего дошкольного возраста / Е.И. Сухова // Воспитание дошкольников. – 2012. – № 4. – С. 4-10Сытько М.В. Эмоциональная привязанность в структуре значимых отношений личности //Молодой ученый. – 2011. – №. 11. – С. 119-122.Токарева Ю.А. Типологические особенности воспитательной деятельности семьи // European social science journal. – 2013. – №8-2(35). – С. 303.Фрейд А. Введение в детский психоанализ. Норма и патология детского развития. «Я» и механизмы защиты / А. Фрейд. – М.: Попурри, 2010. – 365 с.Чернобровкина С.В. Тип детско-родительских отношений как фактор характеристик коммуникативной сферы и социометрического статуса у дошкольников. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tip-detsko-roditelskih-otnosheniy-kak-faktor-harakteristik-kommunikativnoy-sfery-i-sotsiometricheskogo-statusa-u-doshkolnikov (дата обращения 21.11.2022).Шевцова И.В. Работа психолога с родителями. Коррекцияродительских отношений/ И. В. Шевцова.– М., 2010. 390 с.

1. Авдеева Т.Г. Детско-родительские отношения как фактор влияния на психическое развитие ребенка / Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. – [Электронный ресурс]. – URL:  https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3435/ (дата обращения: 17.11.2022).
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. – М.: Академический Проект, 2015. – 365 с.
3. Березина Ю.Ю., Забровская О.В. Формирование образа я дошкольников средствами портретной живописи: теория и методика // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2016. – № 1. – С.44-47.
4. Блинова Г.В. Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста / Молодой ученый. – 2017. – № 6. – [Электронный ресурс]. – URL: https://moluch.ru/archive/140/39387/ (дата обращения: 19.11.2022).
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.; Воронеж, 2013. – 464 с.
6. Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2012. – 277 с.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: 2005. – 224 с. – [Электронный ресурс]. – URL: http://libed.ru/knigi-nauka/942720-1-1gotskii-psihologiya-rebenm-bbk-ymgichkkogo-inspyauta-vigotskiy-s-voprosi-detskoy-psihologii-spb-soyuz-2005-2.php, (дата обращения: 20.11.2022).
8. Гарибашвили Т.И. Исследования детско-родительских отношений в отечественной психологии // Известия Таганрогского гос. радиотех. ун-та. – 2016. – Т. 68. – № 13. – С. 119-120.
9. Гармаева Т.В. Особенности эмоциональной сферы и самосознания в контексте становления личности дошкольника // Психолог в детском саду. – 2004. – № 2. – С 103-111.
10. Голубева Е.В. Диагностика типов детско-родительских отношений // Российский психологический журнал. – 2009. – Т. 6. – С. 25-34.
11. Грушева О.А. Особенности самосознания в дошкольном возрасте // Наука и современность. – 2015. – № 37-1. – С.151-155.
12. Дубровина И.В. Семья и социализация ребенка / И. В. Дубровина. Возр. и пед.псих. – М.: 2015. – 16 с.
13. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей / А.И. Захаров. – М., 2013. 320 с.
14. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Дошкольное воспитание и развитие / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: Айрис-Пресс, 2016. – 128 с.
15. Корнеева Т.В. Психологические проблемы детско-родительских отношений в неполной семье // Ребенок в детском саду. – 2013. – № 3. – С. 3-8.
16. Лисина М.И. Психология самосознания у дошкольников. / М.И. Лисина, А. И. Силвестру.  Кишинев: Штиинце, 2013. – 112 с.
17. Максимова Н.Л. Особенности родительского отношения, в семьях с единственным ребенком // В мире научных открытий. – 2009. – № 3-1. – С. 130-132.
18. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации: / Семейная психология и семейная терапия. И. М. Марковская. – Дис. с детьми, 2005.
19. Мишутина А.С. Семья как институт первичной социализации / А. С. Мишутина.  Спб.: Азбука. ребенка. – 2016 – 185 с.
20. Набиуллина В.Р. Типы семейного воспитания и их разновидности // Дополнительное образование и воспитание. – 2014. – № 11. – С. 3-7.
21. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2016. – 495 с.
22. Петровкий А.В. Дети и тактика семейного воспитания / А.В. Петровский. – М.: Знание, 2005. – 96 с.
23. Роджерс К. Гуманистическая психология. Теория и практика / К. Роджерс. – М.: МПСИ; МОДЭК, 2013. – 301 с.
24. Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестн. Моск. ун-та. – Сер. 14, Психология. – 2012.– № 2. – С. 48-55.
25. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. – 2014. – № 6. – С. 5-16.
26. Смирнова Е.О. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии. – 2013. – № 2. – С. 57-67.
27. Солдатов Д.В. Динамика мотивов у детей старшего дошкольного возраста / Д.В. Солдатов // Психолог в детском саду. – 2011. – № 3–4. – С. 30-34.
28. Сухова Е.И. Формирование личностной компетенции у детей старшего дошкольного возраста / Е.И. Сухова // Воспитание дошкольников. – 2012. – № 4. – С. 4-10
29. Сытько М.В. Эмоциональная привязанность в структуре значимых отношений личности //Молодой ученый. – 2011. – №. 11. – С. 119-122.
30. Токарева Ю.А. Типологические особенности воспитательной деятельности семьи // European social science journal. – 2013. – №8-2(35). – С. 303.
31. Фрейд А. Введение в детский психоанализ. Норма и патология детского развития. «Я» и механизмы защиты / А. Фрейд. – М.: Попурри, 2010. – 365 с.
32. Чернобровкина С.В. Тип детско-родительских отношений как фактор характеристик коммуникативной сферы и социометрического статуса у дошкольников. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tip-detsko-roditelskih-otnosheniy-kak-faktor-harakteristik-kommunikativnoy-sfery-i-sotsiometricheskogo-statusa-u-doshkolnikov (дата обращения 21.11.2022).
33. Шевцова И.В. Работа психолога с родителями. Коррекция родительских отношений / И. В. Шевцова. – М., 2010.  390 с.

Вопрос-ответ:

Какое влияние оказывают детско-родительские отношения на межличностное отношение со сверстниками у детей 5-6 лет?

Детско-родительские отношения имеют существенное влияние на межличностное отношение детей 5-6 лет с их сверстниками. Стиль воспитания, эмоциональная поддержка, пример родителей - все это формирует у ребенка отношение к окружающим и формирует его поведение в общении с другими детьми.

Что такое детско-родительские отношения?

Детско-родительские отношения - это взаимодействие родителей и детей, которое включает в себя формирование эмоциональной связи, коммуникацию, воспитание и поддержку со стороны родителей. Это основа формирования личности ребенка и его межличностных отношений в будущем.

Что можно сказать о межличностном взаимодействии детей 5-6 лет с их сверстниками?

Межличностное взаимодействие детей 5-6 лет с их сверстниками - это процесс общения, игры и взаимодействия, который способствует развитию социальных навыков, эмоциональной интеллектуальности и сформированности более сложных форм межличностного общения.

Как особенности детско-родительских отношений влияют на межличностное отношение детей 5-6 лет со сверстниками?

Особенности детско-родительских отношений, такие как привязанность, степень контроля со стороны родителей, уровень эмоциональной поддержки, пример родителей - все это оказывает влияние на межличностное отношение детей 5-6 лет со сверстниками. Например, дети, которые получают эмоциональную поддержку и модель положительного общения от родителей, склонны к более позитивным и гармоничным отношениям с другими детьми.

Какое влияние оказывают детско-родительские отношения на межличностное отношение детей 5-6 лет со сверстниками?

Детско-родительские отношения играют важную роль в формировании межличностного отношения детей 5-6 лет со сверстниками. Качество отношений с родителями влияет на способности ребенка к социальному взаимодействию, эмоциональную стабильность, уверенность в себе и умение находить общий язык с другими детьми.

Что такое детско-родительские отношения?

Детско-родительские отношения - это взаимоотношения между родителями и детьми, которые формируются в процессе воспитания. Они включают в себя эмоциональную связь, коммуникацию, взаимодействие и установление границ.

Что такое межличностное взаимодействие со сверстниками у детей 5-6 лет?

Межличностное взаимодействие со сверстниками у детей 5-6 лет - это процесс установления и поддержания отношений между детьми одного возраста. В этом возрасте дети начинают активно общаться, играть вместе, делиться игрушками и учиться решать конфликты.

Какие особенности влияют тип детско-родительских отношений на межличностное отношение детей 5-6 лет со сверстниками?

Особенности типа детско-родительских отношений, такие как уровень эмоциональной поддержки, степень контроля со стороны родителей, уровень коммуникативных навыков и способность родителей к эмпатии, могут оказывать влияние на развитие социальных навыков и межличностных отношений детей 5-6 лет со сверстниками.

Какова сущность детско-родительских отношений?

Сущность детско-родительских отношений заключается во взаимодействии родителей и детей, которое включает в себя любовь, заботу, поддержку, воспитание, обучение и формирование ценностей. Отношения между родителями и детьми играют важную роль в развитии ребенка и его отношениях с окружающими.

Какое влияние оказывают детско-родительские отношения на межличностное взаимодействие детей 5-6 лет со сверстниками?

Детско-родительские отношения имеют значительное влияние на межличностное взаимодействие детей 5-6 лет со сверстниками. Качество отношений между ребенком и его родителями может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на способность ребенка устанавливать и поддерживать отношения со сверстниками. Например, дети, у которых есть теплая и поддерживающая родительская связь, склонны к более позитивному межличностному взаимодействию со сверстниками, проявляют большую социальную компетентность и имеют больше друзей. Напротив, дети, испытывающие негативные или недостаточно поддерживающие родительские отношения, могут иметь больше проблем в установлении отношений со сверстниками и испытывать трудности в социальном взаимодействии.

Какие особенности взаимодействия со сверстниками можно выявить у детей 5-6 лет?

У детей 5-6 лет можно наблюдать различные особенности взаимодействия со сверстниками. В этом возрасте они начинают проявлять интерес к общению с другими детьми и часто предпочитают проводить время с ними. Они начинают осознавать себя как часть коллектива и развивают навыки сотрудничества и совместной деятельности. Однако взаимодействие со сверстниками может быть различным у разных детей. Некоторые дети могут быть активными и инициативными в установлении контактов, в то время как другие могут быть более сдержанными и нуждающимися в помощи для включения в игровой процесс. Кроме того, взаимодействие со сверстниками может варьироваться в зависимости от пола, степени социализации и других индивидуальных особенностей ребенка.

Какова сущность детско-родительских отношений?

Сущность детско-родительских отношений состоит в установлении взаимоотношений, взаимопонимания и связи между родителями и детьми. Эти отношения включают общение, заботу, поддержку и воспитание.