Особенности методики воспитания морально-нравственных качеств личности при занятиях спортом
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 16 + 16 источников
- Добавлена 28.12.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретический анализ проблемы морально-нравственных качеств 5
1.1.Понятие морально-нравственные качества личности 5
1.2.Методы формирования морально-нравственных качеств у личности на уроках физкультуры 8
1.3. Опытно-поисковая работа по воспитанию морально-нравственных качеств младших школьников в процессе физического воспитания 20
1.4.Формирование морально-нравственных качеств в процессе физкультурных занятий 23
Заключение 31
Список литературы 32
10% респондентов осознавали нормы и правила поведения в социуме, умели эффективно сотрудничать, имели достаточный арсенал языковых средств и активно применяли их в общении с окружающими. Эти дети, были также хорошо знакомы с нормами социума, достаточно эффективно налаживали отношения со сверстниками. Итак, констатирующий этап эксперимента показывает, что педагогам нужно более внимательно отнестись к детям которые не смогли выполнить предоставленные задания (75% детей), провести коррекционную роботу с детьми которые частично выполнили задания (10 % детей).1.4.Формирование морально-нравственных качеств в процессе физкультурных занятийПри проведении занятий необходимо знать и учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности детского организма. При планировании занятий с детьми необходимо учитывать, что продолжительность урока в зависимости от их возраста может варьироваться в пределах 20-60 минут:- 2-3 года – не более 15 мин;- 4-5 года - 20 минут;- 5-6 лет – до 30 минут,Занятие имеет классическую поэтапную структуру и состоит из подготовительной части (разминки) – 5-7 минут, основной и заключительной частей (4-8 минут). Как правило, варьируется лишь продолжительность основной части. Длительность разминки и заключительной части могут оставаться в указанных диапазонах. При составлении отдельных занятий должен учитываться не только уровень подготовки воспитанников, но и психофизические особенности. Этапы проведения игр: -эмоциональный настрой детей на игру – детям рассказали какая красивая и интересная их ждёт игра;- точное, краткое, заинтересовывающее детей объяснение правил – было рассказано что ждет их в игре;- проигрывание игры с обязательным участием педагога (в роли ведущего, водящего или "капитана" группы - в зависимости от того, чья задача в данной игре сложнее);- 2-3 повторения игры на одном занятии;- предложение детям выбирать понравившиеся игры из известного репертуара и закрепление игры на последующих занятиях напоминанием основных правил;- введение новых вариантов игры на основе уже хорошо знакомой.Средствами реализации указанных условий были определены подвижные игры, упражнения, коммуникативные народные игры, а также народные игры-драматизации.Система работы по формированию нравственного воспитания у детей осуществлялась нами на формирующем этапе проведенного эксперимента.В структурном плане рассматриваемые организационно-педагогические условия нравственного воспитания содержат компоненты: перцептивный, коммуникативный, игровой и социальной. Работу с детьми младшего школьного возраста планировали таким образом. Развивающая программа была рассчитана на 2 месяца по 2 встречи еженедельно (всего – 24 встречи: из них - 16 занятий и 8 встреч для проведения игр). Занятия продолжительностью до 1 ч. Их проводили во время игровой и совместной деятельности детей ДОУ со взрослыми на занятиях физической культурой.Проанализируем подробнее организацию работы по предложенной схеме. Прежде, работа предусматривала проведение цикла занятий.Целью проведения, разработанной нами программы, было расширение возможностей установления социальных контактов в разных ситуациях общения; отработка навыков понимание себя, других людей и отношений между ними; овладения азами эффективного слушания активизация процессов самопознания и самоактуализации; устранение коммуникативных барьеров; повышения уровня социализации и общения.Мы считали необходимым выявить в первую очередь, что представляет для ребенка мир.Программа предназначена для группы из 8 - 12 человек.Место проведения занятий – комната для работы с школьниками.Встречи проходили с соблюдением принципов проведения игровых занятий, а это принципы:1) свободного участия: детям разрешается брать (или не брать) участие в народной игре по собственному желанию, свободно «выходить из игры» и спокойно возвращаться;2) взаимопомощи: каждый имеет право высказываться и быть выслушанным, а также право выбора;3) осознание: каждый ребенок выполняет игровые действия в том случае, если понимает их. Школьники с повышенной тревожностью обычно переспрашивают по несколько раз, когда им непонятно; у некоторых детей вопрос возникают во время игры, поэтому таких детей на начало игры надо активизировать путем определенных вопросов: Как ты понял эту задачу? Повтори, пожалуйста, что мы сейчас будем делать. Воспитатель-тренер должен быть уверен в том, что дети хорошо поняли свою задачу;4) рефлексия: для оценки эффективности и закрепления результата программы важно получить обратную связь от детей. С этой целью они выражают свои взгляды, отвечая на вопрос о том, что им больше или меньше понравилось.Следующим этапом формирующего эксперимента было проведение серии различных игр с целью закрепления полученных в течение занятий навыков и положительных изменений.В игровом общении с ребенком педагоги взаимодействовали как партнеры. Воспитанников обучали искусству понимания, сочувствия и поддержки друг друга, что бы они сами совершенствовали собственные социально-нравственные качества.Далее мы предлагаем условную классификацию использованных в течение эксперимента игр [15] (табл.1.)Таблица 1. Систематизация народных игр на воспитание морально-нравственных качеств воспитания у детей младшего школьного возраста КомпонентЦельИграПерцептивный Привитие детям личностныхсоциально-коммуникативныхнавыков: умение передавать и пониматьэмоциональное состояние людей, детализироватьчувства и эмоциональные состояния, а такжеопределять их причину.Формирование интереса к сверстникам,умение уважать их мнение.«Волшебные очки»,«Закончи предложение»,«Отгадай»,«Улыбка»,«Море волнуется» и др.Навыки: –приветствие;–прощание;– обращение;– просьба о помощи, поддержке, услуге;– оказание помощи, поддержки, услуги.КоммуникативныйВыработка навыков выслушать другого ребенка,поддержать разговор, участвовать вколлективном обсуждении, четко ипонятно выражать свои взгляды.«Комплименты»,«Через стекло»,«Магазин игрушек»,«Знакомство»,«Вежливые слова»,«Сказка»,«Опиши друга»,«Кто здесь?», «Автобус» и др.Навыки:– благодарность;– принятие благодарности;– извинения;– принятие;–извинения и др.СоциальныйУсвоения моделей поведения вконфликтных ситуациях, формирование навыкаэффективно взаимодействовать в группе. «Совместный рисунок»,«Сороконожка»,«Игрушка»,«Только вместе» и др.Навыки:– отказ;– требование;– слушание;–развернутое высказывание.Работа по активизации нравственного воспитания младших школьников охватывала два блока.1. Первый направлен на развитие умение учитывать позицию собеседника. Для этого использовали народные игры, что учат правильно понимать и передавать эмоции с помощью жестов и мимики, детализировать чувства и эмоциональные состояния, а также выяснять их причины. Например, время игр «Угадай настроение», «Зеркало», «Театр масок» дети имели максимально точно через мимику, движения, позу выразить определенные эмоции, а также понять эмоциональное состояние других игроков. Для наиболее адекватной дифференциации чувств, определения их причин проводили игры с использованием техники рисования. Скажем, воспитанникам предлагали изобразить в цвете свой настроение, а потом рассказать, какое именно чувство или эмоцию передает тот или иной оттенок.Указанные игры развивают способность лучше распознавать и понимать внутреннее состояние другого лица, расширяют эмоциональный опыт школьника; замкнутым детям дают возможностьДоброжелательность, отзывчивость и справедливость в других, умение выражать собственную точку зрения, не пренебрегая при этом интересами сверстников. Для примера, описание нескольких игр. Игра «Кто прав?». Детям рассказывают короткую историю (ситуацию) из жизни группы. Дети должны выяснить, кто правильно поступил в рассматриваемой ситуации, объяснить свой вывод. Другие дети могут оспорить и доказать свою правоту. В течение игры нужно следить за тем, чтобы игроки высказывались, спокойно, доброжелательно, учитывая взгляды собеседника.Игра «Что чувствуете?». Ведущий называет любое словосочетание или слово, например,: «Падает дождь». Ребенок рассказывает, что он чувствует по этому поводу. Другие воспитанники слушают, а потом соглашаются или отрицают. Как видим, второй блок игр ориентирован на активизацию коммуникативной деятельности. Основное содержание этих игр составляют обмен информацией, умение строить понятные высказывания, задавать вопросы, побуждают к правильным поступкам.Второй блок игр направлен на активизацию кооперации детей младшего школьного возраста. Основное содержание игр предусматривает согласование действий школьников для достижения общей цели, организацию и осуществление совместной деятельности. Многие игры способствуют развитию умения устанавливать контакты. Общеизвестно, что для этого необходимо вызвать доверие, интерес собеседника, используя невербальные и вербальные средства.Перечислим несколько игр, которые развивают вербальные и невербальные навыки налаживания контактов. Например, игры «Комплименты», «Хорошие слова», «Волшебная труба» учат детей устанавливать доброжелательные отношения. Игры «Секрет», «Пустите в домик» помогают детям освоить оптимальные формы общения. Для овладения невербальными коммуникативными целесообразно проводить игры «Через стекло», «Волшебник», «Кто здесь?», «Автобус», во время которых детям предлагают «поговорить» с помощью жестов и мимики. Например, игра «Поход». Группе детей нужно договориться, какие предметы им понадобятся в походе, а без каких можно обойтись. Для этого каждый воспитанник выражает свое мнение, аргументирует ее, выслушивает предложения товарищей, и тогда совместными усилиями находят решение ситуации. По такому принципу проводится игра «Волшебный магазин» (можно обменять отрицательную черту своего характера на положительную, убедив продавца четкими аргументами, что это чрезвычайно важно).Таким образом, все приведенные нами игры способствуют формированию навыков коллективной деятельности младших школьников, развитие нравственных норм. Представлены игровые блоки, используемые во время игровых и физкультурных занятий, являются эффективным средством активизации нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.Проведенная нами работа в значительной степени может повлиять на развитие социально-личностных навыков у школьников. Наблюдение за жизнью младших школьников в группе, по разным видам их деятельности могут показать, что общий уровень коммуникабельности, социальной активности и инициативности воспитанников может существенно повысится.ЗаключениеАнализ психолого-педагогической литературы по выше обозначенной проблеме у школьников через спорт установлено, что морально-нравственное воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Ценность спорта в том, она организует, развивает, расширяет познавательные возможности школьника, воспитывает личность. Удовлетворяя детскую любознательность, привлекает их к активному познанию социального мира. Помогает овладеть средствами познания связей между предметами и явлениями. Констатирующий этап эксперимента показывает, что 75% детей не смогли выполнить задание. Они не понимали эмоциональных настроений, что и затрудняло их общение. Только 15% детей частично выполнили задание, разложив правильно рисунки. 10% респондентов осознавали нормы и правила поведения в социуме, умели эффективно сотрудничать, имели достаточный арсенал языковых средств и активно применяли их в общении с окружающими. Эти дети, были также хорошо знакомы с нормами социума, достаточно эффективно налаживали отношения со сверстниками.Подвижные игры, что использовались в программе, способствовали освоению детьми таких навыков общения, как установление контакта друг с другом, умение взаимодействовать со сверстниками, уступать и сдерживать свои непосредственные побуждения, выбирать партнера по игре или совместной деятельности и др. Список литературыАлиев М. Н., Джандаров Д. З. Значение физической культуры и спорта в патриотическом воспитании учащейся молодежи // Вестник Северо- Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. - 2018. - № 64. - С. 55-64.Армянинова Т. В. Нравственное и патриотическое воспитание молодежи в сфере физической культуры и спорта // Аллея Науки. - 2018. - №11(27). - С. 57-67.Арутюнян Т. Г. Патриотическое воспитание учащихся общеобразовательных учреждений в процессе занятий лёгкой атлетикой / Т.Г. Арутюнян, А.Г. Галимова, Э.К. Кыргыс, Д.Г. Радченко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2020. - № 1. - С. 8-11.Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей школьного возраста / Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин. - М.: Владос, 1999.Громыко Ю.Н. О массовом спорте, Физическом воспитании в формировании личности / Ю.И. Г ромыко // Физическая культура в школе. - 2009. - .№2. - С. 51-51.Петракова, Т. И. Духовность и нравственность – базовые характеристики личности [Текст] / Т. И. Петракова // Духовно – нравственное воспитание: преемственность и развитие. Научно-практический семинар «Государственная политика Российской Федерации по формированию духовных и нравственных ценностей у детей и молодежи». – М., 2004. – С. 21-23. Рувинский, Л И. Нравственное воспитание личности [Текст] / Л. И. Рувинский. – Москва: Издательство Московского университета, 1981. – 184 с. Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа. Кн. 1 [Текст] / сост. О. М. Корчемлюк. – М.: Баласс, 2013. – 288 с. Сидоров А.А. Нравственное и эстетическое воспитание // А.А. Сидоров, М.В. Прохорова, Б.Д. Синюхин // Педагогика. - 2000. - с. 201.Трошин, П. Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи [Текст] / П. Л. Трошин // Молодой ученый. – 2016. – №8. – С. 884-887. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения [Текст] / утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357. Екатеринбург: Ажур, 2017. – 36 с.Нравственное (этическое) воспитание. [Электронный ресурс] //URL: http://www.razlib.ru/psihologija/shpargalka_po_pedagogike/p31.phpНравственное воспитание в спорте как педагогический процесс. //URL: http: //www.fizkulturaisport.ru/pedagogika/fk-sporta/333-nravstvennoe-vospitanie-v-sporte- pedagogicheskij-process. htmlНравственное воспитание спортсменов высокой квалификации. [Электронный ресурс] //URL: http://www.flacho.org.ua/publ/8-1-0-438Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс] / одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) URL: 54 http://минобрнауки.рф/документы/543/файл/227/poop_noo_reestr.doc. Роль тренера в нравственном воспитании спортсмена. //URL: http://www.sportmedicim.ru/mws_science/coach-role.php
2. Армянинова Т. В. Нравственное и патриотическое воспитание молодежи в сфере физической культуры и спорта // Аллея Науки. - 2018. - №11(27). - С. 57-67.
3. Арутюнян Т. Г. Патриотическое воспитание учащихся общеобразовательных учре¬ждений в процессе занятий лёгкой атлетикой / Т.Г. Арутюнян, А.Г. Галимова, Э.К. Кыргыс, Д.Г. Радченко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2020. - № 1. - С. 8-11.
4. Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей школьного воз¬раста / Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин. - М.: Владос, 1999.
5. Громыко Ю.Н. О массовом спорте, Физическом воспитании в формиро¬вании личности / Ю.И. Г ромыко // Физическая культура в школе. - 2009. - .№2. - С. 51-51.
6. Петракова, Т. И. Духовность и нравственность – базовые характеристики личности [Текст] / Т. И. Петракова // Духовно – нравственное воспитание: преемственность и развитие. Научно-практический семинар «Государственная политика Российской Федерации по формированию духовных и нравственных ценностей у детей и молодежи». – М., 2004. – С. 21-23.
7. Рувинский, Л И. Нравственное воспитание личности [Текст] / Л. И. Рувинский. – Москва: Издательство Московского университета, 1981. – 184 с.
8. Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа. Кн. 1 [Текст] / сост. О. М. Корчемлюк. – М.: Баласс, 2013. – 288 с.
9. Сидоров А.А. Нравственное и эстетическое воспитание // А.А. Сидоров, М.В. Прохорова, Б.Д. Синюхин // Педагогика. - 2000. - с. 201.
10. Трошин, П. Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи [Текст] / П. Л. Трошин // Молодой ученый. – 2016. – №8. – С. 884-887.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения [Текст] / утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357. Екатеринбург: Ажур, 2017. – 36 с.
12. Нравственное (этическое) воспитание. [Электронный ресурс] //URL: http://www.razlib.ru/psihologija/shpargalka_po_pedagogike/p31.php
13. Нравственное воспитание в спорте как педагогический процесс. //URL: http: //www.fizkulturaisport.ru/pedagogika/fk-sporta/333-nravstvennoe-vospitanie-v-sporte- pedagogicheskij-process. html
14. Нравственное воспитание спортсменов высокой квалификации. [Электронный ресурс] //URL: http://www.flacho.org.ua/publ/8-1-0-438
15. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс] / одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) URL: 54 http://минобрнауки.рф/документы/543/файл/227/poop_noo_reestr.doc.
16. Роль тренера в нравственном воспитании спортсмена. //URL: http://www.sportmedicim.ru/mws_science/coach-role.php
Вопрос-ответ:
Какие методы используются для формирования морально-нравственных качеств у личности на уроках физкультуры?
На уроках физкультуры для формирования морально-нравственных качеств у личности могут использоваться различные методы, такие как:
Какие морально-нравственные качества можно сформировать у младших школьников в процессе физического воспитания?
В процессе физического воспитания у младших школьников можно формировать такие морально-нравственные качества, как ответственность, уважение к себе и другим, сотрудничество, толерантность, справедливость и др.
Какие особенности методики воспитания морально-нравственных качеств личности при занятиях спортом могут быть выделены?
Особенности методики воспитания морально-нравственных качеств личности при занятиях спортом могут включать активное использование соревновательной составляющей, привлечение культурно-исторического наследия, участие в социально значимых проектах и т.д.
Каково понятие морально-нравственных качеств личности?
Морально-нравственные качества личности - это комплекс личностных свойств и характеристик, определяющих способность и готовность человека к нравственному поведению, этическим нормам и ценностям, а также его моральное самосознание и мотивацию.
Как осуществляется формирование морально-нравственных качеств в процессе физкультуры?
Формирование морально-нравственных качеств в процессе физкультуры осуществляется путем создания условий для развития саморегуляции, воспитания позитивной мотивации, развития эмоциональной сферы и социальных навыков, а также через организацию сотрудничества, взаимодействия и соревнования между участниками.
Какие методы используются для формирования морально-нравственных качеств у личности на уроках физкультуры?
На уроках физкультуры для формирования морально-нравственных качеств у личности применяются различные методы. К примеру, решение коллективных задач, игры в команде, проведение соревнований, общение в группе и др. Важно создать такую обстановку на занятиях, где каждый ученик мог бы ощутить себя важным, уважаемым и принятым членом команды.
Какая польза может быть от опытно-поисковой работы по воспитанию морально-нравственных качеств младших школьников на уроках физического воспитания?
Опытно-поисковая работа по воспитанию морально-нравственных качеств младших школьников на уроках физического воспитания позволяет развивать у детей такие важные качества, как ответственность, уважение к другим, честность и справедливость. Через физическую активность и командные игры дети учатся работать вместе, решать проблемы, сотрудничать и принимать решения, что влияет на их моральное и нравственное развитие.
Как предлагается формировать морально-нравственные качества в процессе физического воспитания?
В процессе физического воспитания предлагается формировать морально-нравственные качества путем создания особого эмоционального настроя на занятиях, установки на позитивные ценности, обучения этике и этикету, развития эмпатии и кооперации. Также важна работа с общественными и физическими ценностями, привитие нравственных норм и правил, воспитание духовных ценностей, оценка и самооценка постижения моральных и нравственных качеств учащимися.