Формирование умений учащихся общего метода решения задач в начальной школе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 24 24 страницы
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 25.12.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
1. Психолого-педагогические и методические основы формирований у учащихся младшего школьного возраста умения общего метода решения задач 7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 7
1.2 Методические подходы к формированию умения применять общий метод решения задач у детей младшего школьного возраста 10
1.3 Психолого-педагогические условия формирования умения применять общий метод решения задач у детей младшего школьного возраста 14
Заключение 22
Список использованных источников 24



Фрагмент для ознакомления

Навык применения приемадолжен формировать последовательно в соответствии с его структурой.Навык должен формироваться поэтапно, в частности дети должны обучаться анализу задаче, поиску решения задачи, составлению плана решения задачи, осуществлению составленного плана, проверке полученных результатов.Цели и задачи каждого этапа должны определять используемые на нем педагогические средства. На каждом этапе формирования приема осуществлялся контроль. Контроль за процессом формирования приемов сравнения и классификации включал в себя специальные задания на проверку их усвоения.При формировании навыка важно учитывать такие этапы как диагностика, мотивация, осмысление приема, применение, перенос.ЗАКЛЮЧЕНИЕФормирование у ребенка универсальных учебных действий – это одна из базовых целей обучения в начальной школе. Ведущим приемом, который должен быть освоен в процессе обучения являете прием общего решения задачи, который обладает универсальностью, может быть использован обучающимся в дальнейшей деятельности. В рамках проведенного исследования мы изучили современные подходы к формированию умения учащихся начальной школы применять общий метод решения задач.Полученные сведения позволяют сделать следующие выводы:Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста говорит о том, что, несмотря на продолжающиеся формироваться познавательные процессы, данный период является сенситивным для выработки ряда универсиальных навыков, в числе которых и навык применения общего метод решения задач.Были выявлены методические подходы к формированию умения применять общий метод решения задачи у детей младшего школьного возраста. Согласно полученных данным, навык формируется поэтапно. Сначала учащийся учится анализировать текст задачи, затем составляет е схему, далее – анализирует полученные данные и ищет решение задачи, составляя план ее решения. Затем учащиеся обучаются непосредственному решению задачи.Обобщив сведения о психолого-педагогические условия формирования умения общего метода решения задач у детей младшего школьного возраста, мы пришли к выводу, что в данном направлении важна системность. В частности, необходимо последовательно формировать указанный навык, разбивать учебный процесс на этапы, для каждого из которых должны быть свои цель и задачи. Под цель и задачи подбираются и средства обучения. Важен поэтапный контроль.Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАлександрова, Э. И. Методика обучения математике в начальной школе. 2 класс: пособие для учителя / Э. И. Александрова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Вита-Пресс, 2002. – 160 с. – ISBN : 5-7755-0361-9. – Текст : непосредственныйАминова, З. А. Методические особенности решения текстовых задач по математике / З. А. Аминова // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2012. – Т. 2. – № 4 (43). – С. 110-113. – Текст : непосредственный.Андрющенко, Т.Ю. Возрастная психология и возрастные кризисы : кризис развития ребенка семи лет : учебное пособие для вузов / Т. Ю. Андрущенко, Г.М. Шашлова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 103 с. – ISBN : 978-5-534-13134-5. – Текст : непосредственный.Бажан, З. И. Методические подходы к формированию умений решать текстовые математические задачи младшими школьниками / З. И. Бажан, Н. И. Шарманова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – №58-1. – С. 15-20. – Текст : непосредственныйБакшеева, Э. П. Использование математических задач в процессе формирования у детей младшего школьного возраста универсальных учебных действий / Э. П. Бакшеева, Н. А. Рябоконь // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии, 2013. - №31. – С. 15-25. – Текст : непосредственный.Беликов, В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография / В. А. Беликов. – Москва :Владос, 2004. – 357 с. – ISBN : 5-691-01301-7. – Текс : непосредственный.Белошистая, А .В. Методика обучения математике в начальной школе : курс лекций : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. В. Белошистая. – Москва :ВЛАДОС, 2011. – 455 с. – ISBN : 978-5-691-01422-2. – Текст : непосредственныйБережковская, Е. Л. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов / Е. Л. Бережковская. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 357 с. – ISBN : 978-5-534-14308-9. – Текст : непосредственный.Володин, А. А. Организационно-педагогические условия мобильного обучения : монография / А. А. Володин, Н. Г. Бондаренко. – Подольск :АНОВПО «МОГИ», 2014. – 102 с. – ISBN : 978-5-98204-103-6. – Текст : непосредственный.Далингер, В. А.  Методика обучения математике в начальной школе : учебное пособие для вузов / В. А. Далингер, Л. П. Борисова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 187 с. – ISBN : 978-5-534-07529-8. – Текст : непосредственныйЗайцева, С. А. Методика обучения математика в начальной школе : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С. А. Зайцева, И. Б. Румянцева, И. И. Целищева. – Москва : Гуманитарный издательский центр Владос, 2008. – 192 с. – ISBN : 978-5-691-01635-6. – Текст : непосредственный.Калинина, Г. П. Формирование общего приема решения задач / Г. П. Калинина, В. П. Ручкина // Специальное образование. – 2015. – № 3. – С. 35-45. – Текст : непосредственныйЛюбимова, З. В. Возрастная анатомия и физиология. В 2 т. Т. 1. Организм человека, его регуляторные и интегративные системы: учебник для академического бакалавриата / З. В. Любимова, А. А. Никитина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 447 с. – ISBN : 978-5-9916-3976-7. – Текст :непосредственный.Марютина, Т.М. Психофизиология: общая, возрастная, дифференциальная, клиническая: учебник для студентов высших учебных заведений / Т.М. Марютина. – Москва: Инфра-М, 2015. – 434 с. – ISBN : 978-5-16-010818-6. – Текст : непосредственный.Немкина, Е. С. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения решению арифметических задач / Е. С. Немкина // Педагогика и психология образования, 2016. – № 2. – С. 39-46. – Текст : непосредственный.Новый толковый словарь русского языка : для всех, кто хочет быть грамотным : простые и доступные толкования, примеры употребления в речи, ударения, грамматические формы, стилистические характеристики. – Москва :АСТ, 2013. – 636 с. – ISBN : 978-5-17-079453-9. – Текст : непосредственный.Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва: Юрайт, 2022. – 460 с. – ISBN : 978-5-534-00249-2. – Текст : непосредственныйОжегов, С. И. Толковый словарь русского языка : около 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов. – 27-е изд., испр. – Санкт-Петербург : Ленинградское издательство, 2012. – 1357 с. – ISBN : 978-5-9942-0932-5. – Текст : непосредственный.Пивоваркин, О. К. Общий прием решения задач как компонент познавательных универсальных учебных действий / О. К. Пивоваркин // Современная наука : актуальные проблемы и пути их решения, 2015. – № 5(18). – С. 115-117. – Текст : непосредственный.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 25.11.2022). – Текст : электронныйПсихология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / Л. А. Головей и др.; под ред. Л. А. Головей. – 2-е изд., испр. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 413 с. – ISBN : 978-5-534-07004-0. – Текст :непосредственный.Сверчков, А. В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов / А. В. Сверчков // Молодой ученый, 2009. – №4. – С. 279–282. – Текст :непосредственный.Смирнова, С. И. Формирование общеучебных универсальных действий в процессе обучения младших школьников ращению текстовых задач / С. И. Смирнова // Герценовские чтения. Начальное образование, 2012. – Т. 3. – № 1. – С. 178-192. – Текст : непосредственный.Хилько, М. Е. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 201 с. – ISBN : 978-5-534-00141-9. – Текст :непосредственный.Хушбахтов, А. Х. Терминология «педагогические условия» / А. Х. Хушбахтов // Молодой ученый. – 2015. – №23. – С. 1020-1022. – Текст : непосредственный.Чиркова, Н. И. Обучение младших школьников обобщенным способам действия при решении текстовых задач / Н. И. Чиркова, А. В. Лыфенко, О. А. Павлова // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 2. – С. 177-182. – Текст : непосредственный.Шадрина, И. В.  Теория и методика математического развития : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Шадрина. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 279 с. – ISBN : 978-5-534-00671-1. – Текст : непосредственный.Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 457 с. – ISBN : 978-5-534-11341-9. – Текст : непосредственныйЯстребов, А. В.  Методика преподавания математики: задачи : учебное пособие для вузов / А. В. Ястребов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 201 с. – ISBN : 978-5-534-08353-8. — Текст : непосредственный.

1. Александрова, Э. И. Методика обучения математике в начальной школе. 2 класс: пособие для учителя / Э. И. Александрова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Вита-Пресс, 2002. – 160 с. – ISBN : 5-7755-0361-9. – Текст : непосредственный
2. Аминова, З. А. Методические особенности решения текстовых задач по математике / З. А. Аминова // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2012. – Т. 2. – № 4 (43). – С. 110-113. – Текст : непосредственный.
3. Андрющенко, Т.Ю. Возрастная психология и возрастные кризисы : кризис развития ребенка семи лет : учебное пособие для вузов / Т. Ю. Андрущенко, Г.М. Шашлова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 103 с. – ISBN : 978-5-534-13134-5. – Текст : непосредственный.
4. Бажан, З. И. Методические подходы к формированию умений решать текстовые математические задачи младшими школьниками / З. И. Бажан, Н. И. Шарманова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – №58-1. – С. 15-20. – Текст : непосредственный
5. Бакшеева, Э. П. Использование математических задач в процессе формирования у детей младшего школьного возраста универсальных учебных действий / Э. П. Бакшеева, Н. А. Рябоконь // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии, 2013. - №31. – С. 15-25. – Текст : непосредственный.
6. Беликов, В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография / В. А. Беликов. – Москва : Владос, 2004. – 357 с. – ISBN : 5-691-01301-7. – Текс : непосредственный.
7. Белошистая, А .В. Методика обучения математике в начальной школе : курс лекций : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. В. Белошистая. – Москва : ВЛАДОС, 2011. – 455 с. – ISBN : 978-5-691-01422-2. – Текст : непосредственный
8. Бережковская, Е. Л. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов / Е. Л. Бережковская. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 357 с. – ISBN : 978-5-534-14308-9. – Текст : непосредственный.
9. Володин, А. А. Организационно-педагогические условия мобильного обучения : монография / А. А. Володин, Н. Г. Бондаренко. – Подольск : АНО ВПО «МОГИ», 2014. – 102 с. – ISBN : 978-5-98204-103-6. – Текст : непосредственный.
10. Далингер, В. А. Методика обучения математике в начальной школе : учебное пособие для вузов / В. А. Далингер, Л. П. Борисова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 187 с. – ISBN : 978-5-534-07529-8. – Текст : непосредственный
11. Зайцева, С. А. Методика обучения математика в начальной школе : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С. А. Зайцева, И. Б. Румянцева, И. И. Целищева. – Москва : Гуманитарный издательский центр Владос, 2008. – 192 с. – ISBN : 978-5-691-01635-6. – Текст : непосредственный.
12. Калинина, Г. П. Формирование общего приема решения задач / Г. П. Калинина, В. П. Ручкина // Специальное образование. – 2015. – № 3. – С. 35-45. – Текст : непосредственный
13. Любимова, З. В. Возрастная анатомия и физиология. В 2 т. Т. 1. Организм человека, его регуляторные и интегративные системы: учебник для академического бакалавриата / З. В. Любимова, А. А. Никитина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 447 с. – ISBN : 978-5-9916-3976-7. – Текст : непосредственный.
14. Марютина, Т.М. Психофизиология: общая, возрастная, дифференциальная, клиническая: учебник для студентов высших учебных заведений / Т.М. Марютина. – Москва: Инфра-М, 2015. – 434 с. – ISBN : 978-5-16-010818-6. – Текст : непосредственный.
15. Немкина, Е. С. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения решению арифметических задач / Е. С. Немкина // Педагогика и психология образования, 2016. – № 2. – С. 39-46. – Текст : непосредственный.
16. Новый толковый словарь русского языка : для всех, кто хочет быть грамотным : простые и доступные толкования, примеры употребления в речи, ударения, грамматические формы, стилистические характеристики. – Москва : АСТ, 2013. – 636 с. – ISBN : 978-5-17-079453-9. – Текст : непосредственный.
17. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва: Юрайт, 2022. – 460 с. – ISBN : 978-5-534-00249-2. – Текст : непосредственный
18. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : около 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов. – 27-е изд., испр. – Санкт-Петербург : Ленинградское издательство, 2012. – 1357 с. – ISBN : 978-5-9942-0932-5. – Текст : непосредственный.
19. Пивоваркин, О. К. Общий прием решения задач как компонент познавательных универсальных учебных действий / О. К. Пивоваркин // Современная наука : актуальные проблемы и пути их решения, 2015. – № 5(18). – С. 115-117. – Текст : непосредственный.
20. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 25.11.2022). – Текст : электронный
21. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / Л. А. Головей и др.; под ред. Л. А. Головей. – 2-е изд., испр. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 413 с. – ISBN : 978-5-534-07004-0. – Текст : непосредственный.
22. Сверчков, А. В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов / А. В. Сверчков // Молодой ученый, 2009. – №4. – С. 279–282. – Текст : непосредственный.
23. Смирнова, С. И. Формирование общеучебных универсальных действий в процессе обучения младших школьников ращению текстовых задач / С. И. Смирнова // Герценовские чтения. Начальное образование, 2012. – Т. 3. – № 1. – С. 178-192. – Текст : непосредственный.
24. Хилько, М. Е. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 201 с. – ISBN : 978-5-534-00141-9. – Текст : непосредственный.
25. Хушбахтов, А. Х. Терминология «педагогические условия» / А. Х. Хушбахтов // Молодой ученый. – 2015. – №23. – С. 1020-1022. – Текст : непосредственный.
26. Чиркова, Н. И. Обучение младших школьников обобщенным способам действия при решении текстовых задач / Н. И. Чиркова, А. В. Лыфенко, О. А. Павлова // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 2. – С. 177-182. – Текст : непосредственный.
27. Шадрина, И. В. Теория и методика математического развития : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Шадрина. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 279 с. – ISBN : 978-5-534-00671-1. – Текст : непосредственный.
28. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 457 с. – ISBN : 978-5-534-11341-9. – Текст : непосредственный
29. Ястребов, А. В. Методика преподавания математики: задачи : учебное пособие для вузов / А. В. Ястребов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 201 с. – ISBN : 978-5-534-08353-8. — Текст : непосредственный.


Вопрос-ответ:

Какие психолого-педагогические основы лежат в основе формирования умений общего метода решения задач у детей младшего школьного возраста?

Формирование умений общего метода решения задач у детей младшего школьного возраста основывается на психолого-педагогических основах, таких как развитие мышления, развитие памяти, развитие внимания, развитие воображения, развитие речи и т.д. Важно создать благоприятную психологическую обстановку, где каждый ученик будет чувствовать себя в безопасности и комфорте, чтобы легче обучаться и развиваться.

Какие методические подходы используются для формирования умения применять общий метод решения задач у детей младшего школьного возраста?

Для формирования умения применять общий метод решения задач у детей младшего школьного возраста используются различные методические подходы, такие как игровой подход, проблемный подход, проектная деятельность, дидактические игры, создание ситуаций успеха и т.д. Важно создать условия, в которых дети смогут самостоятельно мыслить, анализировать и решать задачи, развивая свои интеллектуальные способности.

Какие психолого-педагогические условия необходимо создать для формирования умения применять общий метод решения задач у детей младшего школьного возраста?

Для формирования умения применять общий метод решения задач у детей младшего школьного возраста необходимо создать психолого-педагогические условия, включающие в себя индивидуальный подход к каждому ученику, поддержку его самостоятельности и инициативности, создание интересной и доступной образовательной среды, обеспечение возможности практического применения знаний в реальных ситуациях, а также постепенное усложнение задач и обучение нестандартным способам решения.

Какие методические подходы необходимо использовать для формирования умений общего метода решения задач у детей младшего школьного возраста?

Для формирования умений общего метода решения задач у детей младшего школьного возраста необходимо использовать методические подходы, такие как системный подход, деятельностный подход, проблемный подход, проектная методика, игровая методика, а также использовать различные виды работы (индивидуальная, групповая, практическая, творческая). Важно создать условия для самостоятельного и активного участия детей в учебном процессе, дающие возможность решать задачи с помощью разных методов и стратегий.

Какие основные методические подходы используются при формировании умения общего метода решения задач у детей младшего школьного возраста?

При формировании умения общего метода решения задач у детей младшего школьного возраста используются различные методические подходы, такие как игровой подход, проблемно-поисковые задачи, метод проектов и другие. Каждый из этих подходов акцентирует внимание на развитии логического и алгоритмического мышления, умении анализировать и решать проблемы.

В чем заключается психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста?

Дети младшего школьного возраста характеризуются быстрым развитием познавательных, когнитивных и логических способностей. Они активно интересуются окружающим миром, любят экспериментировать и исследовать новые явления. Однако у них еще не сформированы достаточно развитые навыки анализа и решения проблем, поэтому важно работать над развитием этих умений в начальной школе.

Какие психолого-педагогические условия необходимы для формирования умения применять общий метод решения задач у детей младшего школьного возраста?

Для формирования умения применять общий метод решения задач у детей младшего школьного возраста необходимо создать такие психолого-педагогические условия, как организация сотрудничества и взаимодействия между учениками, использование реальных примеров из жизни, использование игровых методик и интерактивных приемов обучения, а также поэтапное и систематическое формирование умений в рамках уроков и внеурочной деятельности.

Какие методические подходы используются при формировании умений общего метода решения задач у детей младшего школьного возраста?

При формировании умений общего метода решения задач у детей младшего школьного возраста используются такие методические подходы, как развитие алгоритмического мышления, проблемно-поисковые задачи, индивидуальная работа с каждым учеником, использование игровых элементов и другие. Эти подходы помогают развить у детей навыки анализа, планирования и решения проблем, а также способствуют развитию их логического и критического мышления.

Какие психолого-педагогические основы лежат в основе формирования умений общего метода решения задач у учащихся младшего школьного возраста?

Основами формирования умений общего метода решения задач у учащихся младшего школьного возраста являются развитие логического мышления, умений анализа и синтеза, а также умений решать задачи на основе полученных знаний и опыта. Также важными аспектами являются развитие интеллектуальных и познавательных способностей, формирование образного и абстрактного мышления, развитие творческого мышления и способности к самостоятельному решению проблемных ситуаций.

Каким образом можно формировать умение применять общий метод решения задач у детей младшего школьного возраста?

Для формирования умения применять общий метод решения задач у детей младшего школьного возраста можно использовать различные методические подходы, такие как игровые ситуации, задания с элементами соревнования, задачи-головоломки и другие. Также важно обеспечить дифференцированный подход к обучению, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Важной составляющей является практическая работа с задачами и постепенное увеличение их сложности, а также поощрение самостоятельности учащихся в процессе решения задач.

Какие психолого-педагогические условия необходимы для формирования умений применять общий метод решения задач у учащихся младшего школьного возраста?

Для успешного формирования умений применять общий метод решения задач у учащихся младшего школьного возраста необходимо создать такие условия, как благоприятная психологическая атмосфера в классе, объективная оценка усилий и достижений учащихся, создание ситуаций успеха и постоянное позитивное мотивирование, а также использование вариативности и актуализации знаний. Важно учесть индивидуальные особенности каждого ребенка и создать дифференцированный подход к обучению.