История развития и современные проблемы гештальт-терапии

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Общая психология
  • 20 20 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 30.12.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 2
1. Становление и развитие гештальт-терапии 3
2. Философские основания метода гештальт-терапии 7
Заключение 20
Список литературы 21


Фрагмент для ознакомления

Если адаптация проходит неудачно и потребности остаются неудовлетворенными, растущий ребенок будет формировать неполные фигуры и зацикливаться на них, опираясь на неудовлетворенные потребности. Позже, когда человек сталкивается со взрослым, который бессознательно напоминает ему об этом остром периоде детско-родительских отношений, он будет пытаться воспроизвести параметры того периода, теряя способность к творческой адаптации к новым условиям. Например, в ситуации возможной близости и теплоты с другим человеком, оставшаяся неосознанная и незавершенная боль и гнев, связанные с потерей родителя, будут бессознательно воспроизводиться и затруднять построение новых отношений. Завершенная фигура каждый раз является важным достижением «организма», потому что энергия фигуры, которая растворяется и теряет болезненное напряжение, усваивается, забывается, исчезает и позволяет человеку двигаться к «цели жизни». Завершить гештальт означает, прежде всего, осознать его, оказавшись в пространстве «фигура-земля», и перед лицом обнаруженной необходимости вновь обрести способность его разрушить.Гештальт требует от клиента осознать свою ситуацию и прожить ее, со своим гневом и страхом, тоской и любовью. Это не столько разговор, сколько чувствование и драматизация. Благодаря гештальт-терапии человек лучше осознает себя и свое окружение, учится владеть своим опытом, осознает свои потребности и разрабатывает способы их самостоятельного удовлетворения, не нарушая прав других, учится брать на себя ответственность за свои действия и их последствия. Гештальт подходит всем людям, которые недовольны собой и испытывают трудности в общении, которые хотят изменить свою жизнь и свое положение в обществе к лучшему. В гештальт-терапии используется ряд профессиональных техник. Они используются в играх, когда у пациента есть возможность поэкспериментировать со своими чувствами. Существует множество техник работы с бетоном, наиболее важными из которых являются: Осознанность, концентрация энергии, принятие решений, работа с полярностями, монодрама, работа со снами, использование переноса. Параллельно развитию и популяризации театрализованной, экспериментальной линии гештальт-подхода, активно развивался диалогический стиль, где понятие «контакт» обретает иное, более глубокое значение – это процесс центростремительного движения двух людей с целью Встречи, а «граница» - это место Встречи, где другой - это не просто «неЯ», а «Другой». Другой в значениях «самобытный, уникальный, тоже живущий в этом мире, имеющим свои потребности, свои права, чувствующий, ранящийся, уязвимый». И это уже немного другая философия и другой стиль внутри гештальт-подхода. Со своей стороны он развивался синхронно процессам, которые происходили в обществе: по закону равновесия на смену индивидуалистическим принципам стали возрождаться ценности отношений, понимание значимости других людей. Имея свои специфические возможности и ресурсы в виде гештальт-терапевтов, склонных и способных к разработке теорий, гештальт-подход существенного обогатил ментальную атмосферу своими положениями. И сегодня социокультурный эффект данного направления уже иной. К нему все чаще обращаются те, кто в поиске близости. Многие гештальт-терапевты сменили стиль, стали более диалогичными, эмоцию злости рассматривают не как повод для отстаивания своих границ или для завершения отношений, а как вторичное чувство, за которым чаще всего стоит стремление к близости. Появляются другие песни о «незавершенных гештальтах» и другие фильмы. Современные поэты, в чьих текстах просматривается знакомство с гештальттеорией, пишут больше о важности другого, о ценности Встречи. Человеку возвращают его аффилиативную сущность. Сегодня гештальт-сообщество самое многочисленное в мире. В обучающие группы приходит все больше и больше людей, не планирующих заниматься психотерапией, а с целью познания себя и своих способов контакта для того, чтобы быть среди людей, иметь соратников не просто по профессиональной принадлежности, а по схожести личной философии. На постсоветском пространстве гештальт-подход распространяется также с большой интенсивностью, но повторяя путь становления гештальт-подхода. Несмотря на продвижение диалогического, отношенческого стиля со стороны гештальт-теоретиков и гештальт-терапевтов, пока в нашем пространстве чаще «запрашиваются» те ресурсы направления, которые поддерживают индивидуализм. На примере зарубежного опыта есть надежда и даже уверенность, что скоро гештальт-подход сможет популяризировать и свои аффилиативные идеи. Исследование гештальт-подхода как социокультурного феномена будет продолжено в дальнейших работахГештальт во Франции ведет свою историю с начала 70-х годов, после того как почти в одно и то же время несколько французских психологов из своих поездок в Соединенные Штаты привозят новый опыт, техники, методики, а также множество вопросов.Парижская школа Гештальта (EPG) в рамках IFEPP, с Сержем и Анной Гингер,— самая первая обучающая программа, разработанная французами, к настоящему моменту EPG выпустила более 300 гештальт-практиков, представителей 12 национальностей.И еще одна совместная обучающая программа институтов Гештальта Бордо (Жан-Мари Робин) и Гренобля (Жан-Мари и Агнес Делакруа).Все эти институты предоставляют программу торетического и практического обучения в объеме 500—600 часов, рассчитанную на период от трех до четырех лет.GATLA, то есть Лос-Анжелесская ассоциация Гештальт-Терапевтов как образовательная система начинает формироваться в начале 60-х, когда Фриц Перлз привозит свои идеи в Лос-Анджелес, где вместе с Джимом Симкиным разрабатывает учебную программу, ставшую основанием для развития учебного института по гештальту.Боб Резник, ученика Перлза и Симкина, выпускник той самой Лос-Анджелесской программы обучения, продолжает традиции, заложенные основателями метода, а также начинает экспансию метода на восток, в Европу: в 1969 году именно он был выбран для представления европейскому сообществу новой психотерапевтической школы.В настоящее время сообщество GATLA объединяет терапевтов из более чем 30 стран. Уже 48 лет подряд проводятся обучающие программы в Европе и Америке, это одна из старейших в мире учебных программ по гештальт-терапии.Московский Институт Гештальта и Психодрамы является одним из шести институтов мира, где можно учиться в международной программе GATLA.В России гештальт-подход активно распространялся и развивался в течение последних 30 лет. Сегодня институты в Москве и Санкт-Петербурге признаны лидерами в исследовании основных положений этого направления. Этот подход используется специалистами, которые помогают людям установить эффективный контакт с окружающей средой: школьные психологи, психотерапевты, логопеды и руководители тренинговых групп. С самого начала гештальт-подход был известен своей свободой, нетривиальностью терапевтических вмешательств и оригинальностью использования методов и техник, что привлекает специалистов помогающих профессий. ЗаключениеГештальт-терапия — это экзистенциальный, экспериентальный (основанный на опыте) и экспериментальный подход в психотерапии и консультировании, который ставит своими целями расширение осознавания человека и посредством этого достижение большей внутриличностной целостности, наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром в целом, и с окружающими людьми. С немецкого языка «гештальт» переводится образ, фигура, форма. В психологии под гештальтом понимают специфическую организацию частей, которая составляет определенное целое. Эксперименты гештальтпсихологов показали, что человеческое восприятие не детерминировано механическим суммированием внешних раздражителей, а обладает своей собственной организацией. В своем восприятии организм выбирает то, что ему важно и интересно. Например, жажда побуждает человека выделять стакан воды на столе, уставленном яствами как значимую фигуру, но когда жажда будет утолена, скорее всего, его внимание привлечет что-то другое. Восприятие устроено таким образом, что значимая фигура выделяется на первый план, будь то образ любимого человека, ощущение голода, боль от гвоздя в ботинке или слово этого текста. Все остальные объекты в этот момент сливаются, становятся нечеткими и уходят в так называемый фон. Список литературыМерсиянова, А. П. От гештальт-терапии к гештальт-подходу: образование, менеджмент, культура, жизненная философия / А. П. Мерсиянова // Наука и образование в контексте глобальной трансформации . - 2022. – С. 259-265. Мещалкина, А. С. История развития концепции гештальт-подхода в психологии / А. С. Мещалкина, Н. Г. Кормушина // Студенческая наука XXI века. – 2016. – № 1-1(8). – С. 205-208. Ульянцева, К. С. Гештальт - терапия как новое философское направление психологии в современном мире / К. С. Ульянцева // Гуманитарные технологии в современном мире. - 2019. – С. 409-410. Дралюк, Н. М. Феноменология Э. Гуссерля как одна из основ метода гештальт-терапии / Н. М. Дралюк // Философия как парресия: искусство жить. - 2021. – С. 32-35. Дралюк, Н. М. Феноменология Э. Гуссерля как одна из основ метода гештальт-терапии / Н. М. Дралюк // Философия как парресия: искусство жить. - 2021. – С. 32-35. Корнеева, Т. П. Теоретический анализ гештальт-подхода в психологии / Т. П. Корнеева, К. А. Кокина // Поиск (Волгоград). – 2016. – № 1(3). – С. 24-27. Мерсиянова, А. П. Гештальт-подход как социокультурный феномен / А. П. Мерсиянова, В. И. Кудашов // Трансформация информационно-коммуникативной среды общества в условиях вызовов современности. - 2021. – С. 384-387.

Список литературы

Мерсиянова, А. П. От гештальт-терапии к гештальт-подходу: образование, менеджмент, культура, жизненная философия / А. П. Мерсиянова // Наука и образование в контексте глобальной трансформации . - 2022. – С. 259-265.
Мещалкина, А. С. История развития концепции гештальт-подхода в психологии / А. С. Мещалкина, Н. Г. Кормушина // Студенческая наука XXI века. – 2016. – № 1-1(8). – С. 205-208.
Ульянцева, К. С. Гештальт - терапия как новое философское направление психологии в современном мире / К. С. Ульянцева // Гуманитарные технологии в современном мире. - 2019. – С. 409-410.
Дралюк, Н. М. Феноменология Э. Гуссерля как одна из основ метода гештальт-терапии / Н. М. Дралюк // Философия как парресия: искусство жить. - 2021. – С. 32-35.
Дралюк, Н. М. Феноменология Э. Гуссерля как одна из основ метода гештальт-терапии / Н. М. Дралюк // Философия как парресия: искусство жить. - 2021. – С. 32-35.
Корнеева, Т. П. Теоретический анализ гештальт-подхода в психологии / Т. П. Корнеева, К. А. Кокина // Поиск (Волгоград). – 2016. – № 1(3). – С. 24-27.
Мерсиянова, А. П. Гештальт-подход как социокультурный феномен / А. П. Мерсиянова, В. И. Кудашов // Трансформация информационно-коммуникативной среды общества в условиях вызовов современности. - 2021. – С. 384-387.

Вопрос-ответ:

Какова история развития и гештальт терапии?

Гештальт терапия возникла в 50-е годы XX века в США и происходит от философии и психологии гештальт. Эта терапия акцентирует внимание на осознании и взаимодействии с окружающим миром, основываясь на предположении, что целое больше, чем сумма его частей.

Какие философские основания у гештальт терапии?

Гештальт терапия основана на идеях философии гештальта, которая утверждает, что люди стремятся к интеграции и смыслу в своей жизни. Она также подразумевает, что люди имеют врожденные способности для роста и развития, и что психологические проблемы возникают, когда эти способности заблокированы.

Какие современные проблемы гештальт терапии?

Одной из современных проблем гештальт терапии является ее недостаточная популярность и признание среди других методов психотерапии. Также есть критика в адрес гештальт терапии за недостаточное внимание к клиентской истории и фокусировку на настоящем моменте.

Какие последствия может иметь неудачная адаптация у растущего ребенка?

Если адаптация проходит неудачно и потребности остаются неудовлетворенными, растущий ребенок может формировать неполные фигуры и зацикливаться на них, опираясь на неудовлетворенные потребности. Это может привести к проблемам с самооценкой, межличностными отношениями и общим психическим благополучием на протяжении всей жизни.

Какие проявления могут быть у взрослых, которые бессознательно напоминают ребенку об остром периоде детства?

У взрослых, которые бессознательно напоминают ребенку об остром периоде детства, могут быть проявления тревоги, страха или негативных эмоций. Они могут также вызывать у ребенка старые схемы поведения, связанные с неполными фигурами, что может привести к дальнейшим психологическим проблемам.

Что такое гештальт терапия?

Гештальт терапия - это психотерапевтический подход, разработанный в 1950-х годах в Германии. Основная идея заключается в том, чтобы помочь людям осознать и принять свои эмоции, мысли и поведение, чтобы достичь более полной и целостной жизни.

Какова история развития гештальт терапии?

Гештальт терапия была разработана в 1950-х годах немецкими психологами Фридрихом Перлзом, Лорелом и Мириам Полстерами. Они изучали работы таких философов, как Гестальт, Кьеркегор и Фрейд, и создали новый подход к психотерапии, который объединил теорию и практику в единое целое.