«Вокально-хоровые умения и навыки: к вопросу формирования исполнительской культуры школьников»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 19 19 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 28.12.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития вокально-хоровых умений как факторов формирования исполнительской культуры школьников 5
1.1. Возрастные особенности в развитии вокально-хоровых умений школьников 5
1.2. Развитие вокально-хоровых умений как фактора формирования исполнительской культуры 8
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию вокально-хоровых умений как фактора формирования музыкальной культуры школьников 11
2.1. Оценка уровней сформированности вокально-хоровых умений у школьников 11
2.2. Разработка рекомендаций по повышению эффективности формирования вокально-хоровых умений учащихся 14
Заключение 17
Список использованных источников 18

Фрагмент для ознакомления

1. Введение в тему (в содержании урока указывается начальная общая характеристика нового ключевого знания); 2. Углубление темы (в содержании урока есть новая характеристика ключевого знания); 3. Обобщение темы (в содержании урока есть целостная, обогащенная, по сравнению с уроком введения в тему, характеристика ключевого знания). В образе-воплощении все черты, которые свойственны образу-замыслу, не только сохраняются, но и получают конкретизацию в виде: • Выбора музыкального материала; • Выбора педагогических методов и приемов; • Сопоставления выбранных для урока музыкальных произведений с возможной реакцией учеников на знакомство с тем или иным материалом; • Соответствия характеров и форм деятельности и общения; • Смены эмоциональных состояний и выявления эмоциональной и смысловой кульминации урока; • Уровня активности учащихся в определенном виде музыкальной деятельности и использования способов ее активизации; • Стиля и характер взаимоотношений педагога с учениками, проявление артистических способностей учителя. Отдельно следует отметить заключительный урок-концерт учебной четверти или учебного года. Предварительно совместно с учащимися обсуждается репертуар. В него включаются уже полюбившиеся детям песни и произведения из музыкальных материалов и новый материал. Педагогу необходимо взять на себя роль солиста или инструменталиста, полагает Э.Б. Абдуллин. В этом случае для своих и учеников педагог перевоплощается из носителя культуры в ее непосредственного творца. Педагог занимается подготовкой материала для проведения музыкального занятия: изучает нотный и стихотворный текст произведений вокально-хорового репертуара; анализирует методические рекомендации к программе, готовит информацию о композиторах или конкретных музыкальных произведениях, собирает необходимые аудио или видеозаписи, составляет ряд вопросов к учащимся и прогнозирует возможные ответы, предусматривает использование на уроке как коллективной, так и индивидуальной форм работы со школьниками. В том случае, если педагог планирует обращение на занятии к другим видам эстетических дисциплин, следует освежить и углубить искусствоведческие знания. Немаловажна и техническая сторона вопроса – наличие современного оборудования для демонстрации слайдов и иллюстраций. Музыкальный урок является как частью объективной реальности, так и субъективной, поскольку нельзя исключать личностного и человеческого отношения к этой реальности. Как следствие рождаются различные формы и методики познания и освоения, различные формы деятельности. Итоги развития и познания также будут различаться. «Рационально-логические,научные и эмоционально-образные, художественные предметы познания обладают разными объектами познания». Для вокально-хоровой работы с учащимися начальной школы на формирующем этапе были выбраны следующие музыкальные произведения: «Заход солнца» (музыка Э.Грига, слова А.Мунка), «Музыкант-турист», (русская народная песня) «Тень, тень потетень». Практика показывает, что в большинстве случаев двух-трех нотная песня усваивается гораздо труднее, чем более или менее развернутая мелодия, поскольку она более интересна и выразительна, чем ограниченная. Но при этом не следует забывать, что на самых первых занятиях, когда детский голос неустойчив, следует использовать именно двух-трех нотные песни с несложным ритмическим рисунком. Диапазон указанного репертуара: до первой октавы - ре второй октавы. Все произведения небольшого объёма, контрастны по темпу и характеру, разнообразны по мелодическому языку и штрихам, адекватны певческим возможностям и психологическим особенностям детей.ЗаключениеНа основании полученных экспериментальных данных мы пришли к выводу, что для успешного формирования вокально-хоровых навыков школьников нужна целенаправленная воқально-хоровая работа на уроках музыки, которая способствует формированию в сознании школьников основ вокально-хоровой культуры, как части общей культуры личности. В ходе анализа возрастных особенностей развития вокально-хоровых были представлены психологические и педагогические характеристики школьников в процессе обучения и воспитания. В рамках изучения форм музыкальных занятий, направленных на развитие вокально-хоровых умений школьников, была подчеркнута значимость урока музыки. Были представлены ключевые характеристики и этапы построения урока в школе. Описаны важные подходы к работе с детьми школьного возраста на уроках музыки в школе. Уроки музыки как уроки творчества призваны сыграть немалую роль в творческом и общем развитии личности. Проблема формирования вокально- хоровых умений в школе сложна и состоит из множества аспектов, каждый навык важен и необходим, и только во взаимосвязи с остальными обеспечивает результат, который является признаком высокого уровня исполнения. Список использованных источниковАпраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе: учебное пособие для студентов педагогических институтов / О. А. Апраксина – М.: Просвещение, 1983. – 224 с.Вопросы вокальной педагогики: Сб. статей /под ред. Л.Б.Дмитриева-вып.6-Л.:Музыка,1982.- 184сВыготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 292 с.Горюшин, В.И. Методическое пособие по вокальной работе с мальчиками в период мутации/ В.И.Горюшин - М.: Нарва, 2012.Грибкова, О. В. Исполнительское мастерство - как фактор аналитической составляющей творческой личности / О.В. Грибкова, С. Ма – М.: Вестник Курган-Тюбинского государственного университета имени НосираХусрава, 2017. № 1-3 (47). – 107-111 с.Затямина, Т. А. Современный урок музыки / Т. А. Затямина – М.: Глобус, 2010. – 118 с.Крюкова, В. В. Музыкальная педагогика/ В. В. Крюкова. - М.: Феникс, 2002. - 288 с.Назаренко, И. К. Искусство пения: Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения: хрестоматия. - М.: Музыка, 1968. - 624 с.Поляков, А.С. Методика сцены преподавания эстрадного пения/ А.С. Поляков. - М.: Согласие, 2015. - 248сСемячкина, Г. А. Развитие музыкальных способностей младших таких школьников на основе певческой деятельности/ Г.А. Семячкина. - Якутск: 2009. - 23 с.Смолина, Е. А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания / Е. А. Смолина – М.: Академия Развития, 2006 – 127 сСтулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению/ Г.П. Стулова. - М.: Прометей, 1992.Уколова, Л. И. Формирование духовной культуры молодого поколения / Л. И. Уколова – М.: Искусство и образование, 2015. Т. 4. № 5. – 132 с. Уколова, Л. И. Развитие музыкальной культуры личности как интегративного качества в современном социуме / Л. И. Уколова – М.: Коллективная монография. Москва, 2016. – 264 с. Уколова Л. И. Инновационные процессы в культуре, искусстве и образовании. Коллективная монография / Л. И. Уколова, Хуа Го Москва, 2016. – 282-289 с.


1. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе: учебное пособие для студентов педагогических институтов / О. А. Апраксина – М.: Просвещение, 1983. – 224 с.
2. Вопросы вокальной педагогики: Сб. статей /под ред. Л.Б.Дмитриева-вып.6-Л.:Музыка,1982.- 184с
3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 292 с.
4. Горюшин, В.И. Методическое пособие по вокальной работе с мальчиками в период мутации/ В.И.Горюшин - М.: Нарва, 2012.
5. Грибкова, О. В. Исполнительское мастерство - как фактор аналитической составляющей творческой личности / О.В. Грибкова, С. Ма – М.: Вестник Курган-Тюбинского государственного университета имени Носира Хусрава, 2017. № 1-3 (47). – 107-111 с.
6. Затямина, Т. А. Современный урок музыки / Т. А. Затямина – М.: Глобус, 2010. – 118 с.
7. Крюкова, В. В. Музыкальная педагогика/ В. В. Крюкова. - М.: Феникс, 2002. - 288 с.
8. Назаренко, И. К. Искусство пения: Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения: хрестоматия. - М.: Музыка, 1968. - 624 с.
9. Поляков, А.С. Методика сцены преподавания эстрадного пения/ А.С. Поляков. - М.: Согласие, 2015. - 248с
10. Семячкина, Г. А. Развитие музыкальных способностей младших таких школьников на основе певческой деятельности/ Г.А. Семячкина. - Якутск: 2009. - 23 с.
11. Смолина, Е. А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания / Е. А. Смолина – М.: Академия Развития, 2006 – 127 с
12. Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению/ Г.П. Стулова. - М.: Прометей, 1992.
13. Уколова, Л. И. Формирование духовной культуры молодого поколения / Л. И. Уколова – М.: Искусство и образование, 2015. Т. 4. № 5. – 132 с.
14. Уколова, Л. И. Развитие музыкальной культуры личности как интегративного качества в современном социуме / Л. И. Уколова – М.: Коллективная монография. Москва, 2016. – 264 с.
15. Уколова Л. И. Инновационные процессы в культуре, искусстве и образовании. Коллективная монография / Л. И. Уколова, Хуа Го Москва, 2016. – 282-289 с.

Вопрос-ответ:

Какие умения и навыки вокала и хорового пения формируются у школьников?

У школьников формируются такие умения и навыки вокала и хорового пения, как развитие дыхания, артикуляции, ритма, интонации; умение пользоваться своим голосом, контролировать его и придавать ему выразительность; умение петь по нотам, следовать музыкальным партиям в коллективе, сценическая позиция и взаимодействие с другими исполнителями.

Какие возрастные особенности есть в развитии вокально-хоровых умений у школьников?

В развитии вокально-хоровых умений у школьников можно выделить несколько возрастных особенностей. В начальной школе дети активно учатся звучать и контролировать свой голос, воспринимать и воспроизводить музыкальный материал. В средней школе они углубляют свои навыки вокала, учатся более сложным приемам и работе в коллективе. В старшей школе школьники уже достаточно взрослые, чтобы самостоятельно работать над формированием своего голоса и исполнять сложные музыкальные произведения.

Как развитие вокально-хоровых умений способствует формированию исполнительской культуры школьников?

Развитие вокально-хоровых умений является одним из факторов формирования исполнительской культуры школьников. Оно помогает развивать музыкальное слуховое восприятие, артистические навыки, чувство ритма и музыкального выражения. Через активное участие в хоре школьники приобретают навыки сценического поведения, взаимодействия с другими исполнителями, работу перед публикой. Все это способствует формированию исполнительской культуры школьников и помогает им лучше понимать и воспринимать музыку.

Какие вокально хоровые умения и навыки развиваются у школьников?

Развитие вокально хоровых умений у школьников включает в себя такие навыки, как правильное дыхание, артикуляция, интонация, чистота звука, соответствие тембра и интонации музыкального произведения. Также важным является развитие слуховых и музыкальных навыков, таких как солфеджирование и чтение музыкальных нот.

Какие возрастные особенности у школьников в развитии вокально хоровых умений?

В развитии вокально хоровых умений у школьников имеются возрастные особенности. Например, младшие школьники зачастую испытывают затруднения с правильным дыханием и артикуляцией, в то время как старшие школьники уже более уверенно владеют этими навыками. Также с возрастом ученики становятся более способными к восприятию и воспроизведению сложной музыкальной литературы.

Как развитие вокально хоровых умений способствует формированию исполнительской культуры у школьников?

Развитие вокально хоровых умений является фактором формирования исполнительской культуры у школьников. Через вокальный хоровой коллектив дети не только учатся петь вместе, но и развивают в себе такие качества как терпение, дисциплина, ответственность, уважение к другим и умение работать в коллективе. Эти навыки и качества являются важными в формировании исполнительской культуры учеников.

Как проходила опытно-экспериментальная работа по развитию вокально хоровых умений у школьников?

Опытно-экспериментальная работа по развитию вокально хоровых умений у школьников включала проведение специальных занятий с участниками хорового коллектива. В рамках занятий ребята учились правильному дыханию, артикуляции, интонации и другим важным навыкам. Также проводились тренировки по солфеджированию, чтению нот и восприятию сложной музыкальной литературы. Результаты работы позволили ученикам значительно улучшить свои вокально хоровые умения и повысить уровень исполнительской культуры.

Какие возрастные особенности в развитии вокально хоровых умений у школьников?

В развитии вокально хоровых умений у школьников имеются определенные возрастные особенности. На раннем школьном возрасте (6-7 лет), дети начинают осваивать основы вокальной техники и артикуляции, учатся петь простые мелодии и удерживать темп. В среднем школьном возрасте (8-10 лет), дети развивают свои вокальные способности, учатся контролировать дыхание и расширяют свой вокальный диапазон. В старшем школьном возрасте (11-14 лет), дети стремятся к профессиональному уровню исполнения, усиливают контроль над интонацией и выражением, учатся работать в хоровом коллективе.

Как развитие вокально хоровых умений влияет на формирование исполнительской культуры школьников?

Развитие вокально хоровых умений является важным фактором формирования исполнительской культуры школьников. Вокальное пение позволяет развивать музыкальный слух, улучшать дикцию, контроль над дыханием и интонацией. Участие в хоровом коллективе помогает школьникам учиться слушать и сотрудничать, развивает у них чувство ритма и гармонии. Кроме того, вокальное исполнение позволяет школьникам выразить свои эмоции и развивать художественное восприятие музыки.

Какая опытно-экспериментальная работа была проведена по развитию вокально хоровых умений у школьников?

Опытно-экспериментальная работа по развитию вокально хоровых умений у школьников включала проведение специальных занятий с использованием различных методик и упражнений. Школьники учились правильной дыхательной технике, осваивали артикуляцию и выразительное чтение текста. Они также участвовали в хоровых ансамблях, где учились слушать друг друга и работать вместе. Результаты работы показали значительное улучшение вокальных навыков у школьников, а также развитие их исполнительской культуры.