характеристика источников права социального обеспечения
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 28.12.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общая характеристика источников права социального обеспечения: теоретический аспект 6
1.1. Понятие и классификация источников права 6
1.2. Особенности источников права социального обеспечения 12
2. Источники права социального обеспечения 19
2.1. Нормативные правовые акты как источники права социального обеспечения 19
2.2. Международное законодательство 24
2.3. Региональные источники права социального обеспечения 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
В сущности, это такой социально-минимальный уровень, который содержит в себе все нужное для обеспечения благосостояния и здоровья человека и его близких. Наряду с этим данные акты включают перечни всех социальных рисков, защиту от возникновения которых должно обеспечить государство.Характеристику актов, относящихся ко второй группе, необходимо начинать с актов МОТ, уделяющей особое внимание проблемам социального обеспечения и защиты здоровья работающих граждан. Нормотворчество выступает самой значимой функцией МОТ. Значимость указанных актов заключается также в том, что они устанавливаютрезультативный контрольный механизм, который включает в себя постоянный контроль на основании докладов правительств и контроль, основанный на направлении жалоб и представлений. Важнейшими документами МОТ выступают рекомендации и конвенции. Акты в форме рекомендаций могут приниматься тогда, когда вопрос, который стоит на обсуждении, или какая-либо разновидность его такова, что решение по нему не может приниматься в данный момент в форме конвенции. Конвенция МОТ от 28.06.1952 № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» провозглашает право нуждающихся в обеспечении лиц на определенные разновидности социального обеспечения: предоставление медицинской помощи (разд.II), пособия по заболеванию (разд.III), по безработице (разд. IV), по старости (разд.V), при трудовых увечьяхили профессиональных заболеваниях (разд.VI), семейных пособий (разд.VII), пособий по беременности и родам (разд.VIII), по инвалидности (разд.IX), в случае потере кормильца (разд.X). Конвенция не просто указывает разновидности социального обеспечения, а и устанавливаетважнейшие условия их предоставления и размер. Конвенция МОТ от 22.06.1962. № 117 « Об основных нормах и целях социальной политики» устанавливает направление социальной политики – развитие граждан и достижение благосостояния, а вместе с тем поощрение их стремлений к социальному развитию, повышению уровня жизни. Государства обязаны предпринимать меры по обеспечению независимым производителям и наемным сотрудникам условий, позволяющих повышать их жизненный уровень их же усилиями и обеспечивать поддержание уровня прожиточного минимума. Конвенция МОТ от 28.06.1962 № 118 «О равноправии граждан страны, лиц без гражданства и иностранных граждан в области социального обеспечения» обеспечивает равноправие данных лиц в области социального обеспечения. Государства, которые ратифицировали Конвенцию, обязаны соблюдать в отношении граждан любого иного государства, подписавшего ее, равенства в социальном обеспечении вне зависимости от сроков нахождения в государстве. Притом принимаемые обязательства согласно желанию сторон могут устанавливать одну или больше социальных гарантий: медицинское обслуживание, пособие по инвалидности при потере трудоспособности, пенсионное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, по безработице и т.п. Конвенция МОТ от 29.06.1967 № 130 «О пособиях по инвалидности, по случаю потере кормильца и по старости» включает размеры и условия предоставления пенсий (пособий) по старости, по инвалидности, по случаю потере кормильца. В третьей группе актов международного права требуется назвать европейскую социальную хартию (ратифицирована Федеральным законом от 03.06.2009 № 101-ФЗ),устанавливающую обязанность государств формировать или поддерживать систему социального обеспечения на надлежащем уровне, добиваться постоянного выведения данной системы на более высокую ступень, предпринимать меры, нацеленные на ликвидацию причин заболеваний; оказание консультационных или просветительскихуслуг, содействующих укреплению здоровья и здорового образа жизни и развитию ощущения личной ответственности за собственное здоровье; профилактике эпидемических, эндемических и иных болезней, а вместе с тем несчастных случаев. Хартиязакрепляет также права на защиту детей, работающих лиц женского пола, инвалидов на профессиональную подготовку, социальную или профессиональную реабилитацию, семьи – на социальную, экономическую и правовую защиту, право на защиту здоровья, на социальное обеспечение, на медицинскую и социальнуюподдержку, услуги социальных служб. Европейский кодекс социального обеспечения 1964г. регламентирует оказание медицинской помощи, выплат по заболеваниям; по старости, по безработице, помощь при получении производственной травмы, помощи семьям в случае наличия детей, помощи по родам и беременности, помощи по инвалидности, в случаях смерти кормильца.Большая часть соглашений СНГ, которые касаются вопросов социального обеспечения, заключались в 90-е годы прошлого столетия. Причиной такого активного взаимодействия стран-участниц СНГ в то времяявлялисьактивно растущие в связи с развалом СССР потоки переселенцев внутри СНГ и лиц, которые в целях получения заработка мигрировали по постсоветским территориям, ставшим территориями множествастран.Следовательно, нормативные акты международного права, которые регламентируют вопросысоциального обеспечения, реализуют две важнейшие функции: во-первых, они утверждают универсальные стандарты такого обеспечения, а во-вторых, определяют систему сохранения прав граждан на социальное обеспечение при их миграции в рамках договаривающихся стран.2.3. Региональные источники права социального обеспеченияСистему нормативных правовых актов каждого федерального субъекта образуют: конституция либо устав (основной закон) федерального субъекта; законы федерального субъекта; нормативные акты органов исполнительной власти федерального субъекта.Федеральные субъекты имеют право на принятие правовых актов, которые, прежде всего, не вступают в противоречие с актами федерального уровня, а кроме того улучшают права граждан (это касается ростаразмеров обеспечения, увеличениясроков обеспечения, а также расширения круга обеспечиваемого населения). Кроме того, федеральные субъекты обязаны осуществлять регламентациюпредоставления отдельных разновидностей социального обеспечения (как это устанавливаетсяфедеральным законодательством). В целом полномочия субъектов, которые связаны с социальным обеспечением, определяются в ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», в соответствии с которой к полномочиям органов власти федеральных субъектов по предметам совместного ведения, реализуемымуказанными органами самостоятельно из средств бюджета федерального субъекта (кроме субвенций федерального бюджета), необходимо относитьрассмотрение вопросов социального обслуживания и социальной поддержки пожилых граждан и инвалидов, граждан, которые попали в сложную жизненную ситуацию, а вместе с тем детей-сирот, безнадзорных детей, детей, которые остались без попечения родителей (кроме детей, которые обучаются в федеральных учреждениях образования), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, работавших в тылу во время ВОВ 1941-1945гг., семей, где есть дети (также и многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, граждан малоимущей категории, вместе с тем посредством предоставления субвенций местному бюджетув целях выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, других социальных пособий, а также в целях компенсации затрат муниципальных образований на предоставление законами федерального субъекта льгот определенным категориям граждан, вместе с тем льгот на оплату услуг связи, организация выделения гражданам субсидий на оплату коммунальных услуг и жилья. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» включают норму о том, что процедура назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка определяется законами и другиминормативно-правовыми актами федеральных субъектов.Федеральное законодательство устанавливает круг лиц, которым меры социальной поддержки могут предоставлятьсяиз бюджетов федеральных субъектов. К ним необходимо относить: ветеранов труда, тружеников тыла, а также реабилитированныхлиц и лиц, которые пострадали от политических репрессий. К полномочиям органов власти федеральных субъектов в области социального обслуживания согласно ст.8 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» необходимо относить: 1) правовое регламентирование и организацию социального обслуживания в федеральных субъектах; 2) определение уполномоченных органов федеральных субъектов, вместе с тем на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а вместе с тем на составлениеиндивидуальных программ; 3) координация работы поставщиков социальных услуг, общественных организаций и других объединений, которые осуществляют деятельность в области социального обслуживания, в федеральном субъекте; 4) утверждение регламентов межведомственного взаимодействия органов власти федерального субъекта в связи с осуществлением полномочий федерального субъекта в области социального обслуживания и др.В систему муниципальных правовых актов включаются: уставы муниципальных образований, правовые акты, принимаемые на местных референдумах (сходах граждан); нормативные и другие правовые акты представительных органов муниципальных образований; правовые акты глав муниципальныхобразований, местных администраций и других органов местного самоуправления и должностных лиц, предусматриваемыхуставамимуниципальных образований.Актами органов местного самоуправления могут быть установлены как общие социальные программы, так и меры социальной защитыопределенных категорий граждан. Правовой базой принятия локальных нормативно-правовых актов о социальном обеспечении является ч. 3 ст. 39 Основного Закона РФ, в соответствии с которой поощряется формирование дополнительных видов социального обеспечения. В качестве локальных правовых источников можно отметить:- уставы организаций;- соглашения, которые заключаются между уполномоченными представителями сотрудников и работодателей на региональном, межрегиональном, федеральном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровне социального партнерства, регламентирующиеобщественно-трудовые отношения, утверждающие общие принципы регламентирования связанных с ними экономических отношений;- коллективные договоры, которые заключаются между сотрудниками и работодателем, которыми могут регулироватьсяобщественно-трудовые отношения в организациях или у индивидуальных предпринимателей. В коллективныедоговоры могут быть включены обязательства сотрудников и работодателя в части выплат компенсаций и пособий; охраны здоровья сотрудников на производстве; льгот и гарантийсотрудникам, совмещающим обучение и работу; отдых и оздоровление сотрудников и членов их семей; полная либо частичная оплата питания сотрудников, а вместе с тем другие вопросы, определяемые сторонами. В частности, в коллективных договорах металлургических организаций закреплена обязанность работодателя по предоставлению дополнительных социальных гарантий и льгот, формированию фондов социальной поддержки, выплаты пособий, подписанию договоров о пенсионном негосударственном обеспечении, установлению надбавок к пенсиям работающим пенсионерам, предоставлению мер социальной поддержки (вместе с тем по предоставлению путевок в оздоровительные организации, оплате содержания детей в детских организациях).В заключение необходимо отметить, что самым предпочтительным в настоящее время нам видится разработка Социального кодекса Российской Федерации. С нашей точки зрения, именно такой кодекс в качестве законодательного акта сводного характера даст возможность охватить всю наиболее значимую часть нормативного законодательного материала о социальной сфере и на основании единых принципов довольно полно и детально регламентировать соответствующие социальные отношения.Социальный кодекс будет законом, который рассчитан на продолжительный период действия и излагает в систематизированной форме разнообразные нормы права. В Общей части Кодекса полагаем необходимым поместить нормы, которые будут определять общие положения о социальной защите российских граждан. В Особенной части Кодекса – нормы, которые устанавливают общие подходы к предоставлению определенных разновидностей социальной поддержки разным категориям лиц, попавшим в сложную жизненную ситуацию. Помимо этого, Социальный кодекс России может использоваться как базовая площадка для разработки подобных законодательных актов федеральных субъектов.ЗАКЛЮЧЕНИЕИсточниками рассматриваемой отрасли права выступают нормативные правовые акты, где содержатся нормы права, регламентирующие отношения по социальному обеспечению населения. Система нормативных правовых актов (правовых источников) представляет собой законодательство о социальном обеспечении.Правовые источники рассматриваемой отрасли классифицируются согласно разным критериям: согласно сфере действия, согласно кругу субъектов, согласно сроку действия и другим. Наибольшую практическую значимость имеет классификация правовых источников рассматриваемой отрасли согласно их юридической силе и органам, принимающим их.Источники права социального обеспечения представляют собой нормативно-правовые акты, имеющие различную юридическую силу и область действия, которые регулируют общественные отношения по реализации гражданами прав на социальное обеспечение. Наиболее распространенными источниками права социального обеспечения выступают нормативно-правовые акты. Наиболее распространенной является классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе, степени важности.Необходимо также сказать о том, что право социального обеспечения нашей страны - одна из немногих правовых отраслей, которая не имеет кодификационного нормативного акта. Потому одной из актуальнейших проблем совершенствования системы источников данной отрасли выступает проблема промежуточной поэтапной кодификации законодательства, регламентирующего видовые социальные отношения (пенсионные, обеспечение населения социальными пособиями, компенсационными выплатами; в сфере социального обслуживания и пр.). Это бы формировало предпосылки для принятия в дальнейшем кодификационного единого источника.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫКонвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // СПС Консультант Плюс.Конвенция о правах инвалидов (г. Нью-Йорк 13.12.2006) // СПС Консультант Плюс.Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) // СПС Консультант Плюс.Конституция Российской Федерации Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, внесенными 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 15. - Ст. 1691.Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 6-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс.Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 04.11.2022) // СПС Консультант Плюс.Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // СПС Консультант Плюс.Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // СПС Консультант Плюс.Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.11.2021) // СПС Консультант Плюс.Актуальные проблемы теории государства и права: учебное пособие / Э.В. Габрелян. – М.: Проспект, 2020. Безина А. К. Историко-правовой анализ становления и развития социального обеспечения в России / А. К. Безина, А. Б. Вайман // Современные тенденции развития гражданского и гражданского процессуального законодательства и практики его применения. 2020. № 6. С. 138-142.Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. [Электронный ресурс] https://www.hse.ru/data/2012/06/15/1255665983/Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права / Н. М. Коркунов. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. Магомедов М. А. Источники права социального обеспечения, их классификация / М. А. Магомедов // Проблемы совершенствования законодательства : сборник научных статей студентов юридического факультета. – Махачкала : Общество с ограниченной ответственностью "АЛЕФ", 2020. Малахов В.П. Актуальные проблемы теории государства и права: учебное пособие / Малахов В.П., Иванов А.А., Рассолов М.М. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021. Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения : учебник для вузов / Е. Е. Мачульская. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. С. 203. Нерсесянц Вл. С. Общая теория права и государства: учебник. – М.: Норма, 2020.. С. 403.Протасов В. Н. Теория государства и права : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н. Протасов. – Москва : Издательство Юрайт, 2022.Рассолов М.М. Актуальные проблемы теории государства и права [Электронный ресурс]: учебное пособие / Рассолов М.М., Бастрыкин А.И., Иванов А.А. - Электрон. текстовые данные. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. Русских В. В. Соотношение нормативных правовых актов и нормативных правовых договоров в правовой системе Российской Федерации / В. В. Русских // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2021. № 1(42). С. 47-52. Теория государства и права : учебное пособие / под ред. А. В. Юрковского. – Иркутск : Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2020. Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. [Электронный ресурс] https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003744943/
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // СПС Консультант Плюс.
2. Конвенция о правах инвалидов (г. Нью-Йорк 13.12.2006) // СПС Консультант Плюс.
3. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) // СПС Консультант Плюс.
4. Конституция Российской Федерации Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, внесенными 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 15. - Ст. 1691.
5. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 6-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс.
6. Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 04.11.2022) // СПС Консультант Плюс.
7. Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // СПС Консультант Плюс.
8. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // СПС Консультант Плюс.
9. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.11.2021) // СПС Консультант Плюс.
10. Актуальные проблемы теории государства и права: учебное пособие / Э.В. Габрелян. – М.: Проспект, 2020.
11. Безина А. К. Историко-правовой анализ становления и развития социального обеспечения в России / А. К. Безина, А. Б. Вайман // Современные тенденции развития гражданского и гражданского процессуального законодательства и практики его применения. 2020. № 6. С. 138-142.
12. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. [Электронный ресурс] https://www.hse.ru/data/2012/06/15/1255665983/
13. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права / Н. М. Коркунов. – Москва : Издательство Юрайт, 2022.
14. Магомедов М. А. Источники права социального обеспечения, их классификация / М. А. Магомедов // Проблемы совершенствования законодательства : сборник научных статей студентов юридического факультета. – Махачкала : Общество с ограниченной ответственностью "АЛЕФ", 2020.
15. Малахов В.П. Актуальные проблемы теории государства и права: учебное пособие / Малахов В.П., Иванов А.А., Рассолов М.М. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021.
16. Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения : учебник для вузов / Е. Е. Мачульская. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. С. 203.
17. Нерсесянц Вл. С. Общая теория права и государства: учебник. – М.: Норма, 2020.. С. 403.
18. Протасов В. Н. Теория государства и права : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н. Протасов. – Москва : Издательство Юрайт, 2022.
19. Рассолов М.М. Актуальные проблемы теории государства и права [Электронный ресурс]: учебное пособие / Рассолов М.М., Бастрыкин А.И., Иванов А.А. - Электрон. текстовые данные. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020.
20. Русских В. В. Соотношение нормативных правовых актов и нормативных правовых договоров в правовой системе Российской Федерации / В. В. Русских // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2021. № 1(42). С. 47-52.
21. Теория государства и права : учебное пособие / под ред. А. В. Юрковского. – Иркутск : Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2020.
22. Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. [Электронный ресурс] https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003744943/