Методологические обоснования научного исследования (проблема, тема, обоснование актуальности, объект и предмет исследования, цель и задача, гипотеза и защищаемые положения, результаты исследования и способы их описания).
Заказать уникальный доклад- 15 15 страниц
- 4 + 4 источника
- Добавлена 30.12.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Цель, задачи, объект и предмет исследования 4
2 Гипотеза 7
3 Методы 9
4 Результаты исследования 11
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Особое значение подтверждение приобретает тогда, когда положение претендует на статус научного закона. В этом случае следствия выводятся таким образом, чтобы соотнести их с эмпирически установленными фактами науки. Обнаружение соответствия следствий фактам хотя и не ведет к непосредственному признанию истинности тезиса, однако усиливает его правдоподобность. Поэтому подтверждение является разновидностью частичного обоснования. Интерпретация (в широком смысле) — толкование, раскрытие смысла различных проявлений духовной деятельности человека, выраженных в знаковой или чувственно-наглядной форме (например, разъяснение содержания текста, творческое исполнение музыкального произведения). В логике и методологии науки интерпретация — разновидность обоснования, когда символам и формулам формальной системы приписывается некоторый смысл или значение. В результате формальная система превращается в язык, описывающий ту или иную предметную область. Сама эта предметная область, как и значения, приписываемые символам и формулам, также называется интерпретацией, или моделью. Формальная теория не обоснована, пока не имеет интерпретации.Под объяснением в методологии науки правомерно понимать мысленную процедуру, позволяющую указать на причину некоторого явления или раскрыть его сущностные характеристики. Важнейшие средства объяснения — научные законы. Под них подводятся объясняемые факты, и, как следствие, последние вводятся в систему научных знаний, находят в ней свое обоснование. Термин «объяснение» используется и в разговорном языке — объяснить что-то означает растолковать другому или осмыслить для самого себя, сделать его ясным и понятным. В современной методологии научного познания наиболее широкой известностью и признанием пользуется дедуктивно-помологическая модель научного объяснения. Эта модель (схема) подводит объясняемое явление под определенный закон — в этом состоит его особенность. В данной модели объяснение сводится к дедукции явлений из законов. В области гуманитарных, социальных наук используется так называемое рациональное объяснение. Его суть заключается в том, что при объяснении поступка некоторой исторической личности исследователь старается вскрыть те мотивы, которыми руководствовался действующий субъект, и показать, что в свете этих мотивов поступок был рациональным (разумным). Телеологическое объяснение указывает не на рациональность действия, а просто на его на цель, которую преследует индивид, осуществляющий действие, на намерения участников исторических событий.ЗаключениеМетодологической основой научной отрасли являются, прежде всего, различные методы исследования. Кроме того, были разработаны методы, общие для наук о различных спектрах, и есть также некоторые специфические методы, которые применимы только к этой науке. Чтобы изучить методологические основы конкретной науки, исследователям необходимо сделать следующее:Изучить научную работу ведущих ученых, которые разработали частные научные методы в рассматриваемой области науки;Критически анализировать работу ученых, проводящих научные поиски в рамках интересующей проблемы, или косвенно заниматься этой отраслью;Обобщить идеи ученых, непосредственно участвовавших в изучении этого вопроса;Провестиисследованя по конкретным подходам к решению набора конкретных проблем практиков;Провести анализ концепции этой научной отрасли с точки зрения теории и практического направления.Список использованной литературыАндрюшин В.А. Методология научного исследования // Автор. - 2020. - №2. - С. 3-8.Глебов А.А. К проблеме методологического обоснования научно-педагогического исследования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2019. –С. 18-22Методология и методы исследования в социальной работе: учебно-метод. пособие для студ. соц.-пед. фак. (специальность 1-86 01 01 Социальная работа) / Сост. Л.А. Силюк; Брест. Гос. Ун-т им. А.С. Пушкина, Каф. социально-медицинских дисциплин. – Брест: Изд-во БрГУ, 2009.Выдвижение и обоснование научной гипотезы // internauka.org URL: https://www.internauka.org/blog/vydvizhenie-i-obosnovanie-nauchnoy-gipotezy?ysclid=lb28ksmjig371624092 (дата обращения: 29.11.2022).
Глебов А.А. К проблеме методологического обоснования научно-педагогического исследования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2019. – С. 18-22
Методология и методы исследования в социальной работе: учебно-метод. пособие для студ. соц.-пед. фак. (специальность 1-86 01 01 Социальная работа) / Сост. Л.А. Силюк; Брест. Гос. Ун-т им. А.С. Пушкина, Каф. социально-медицинских дисциплин. – Брест: Изд-во БрГУ, 2009.
Выдвижение и обоснование научной гипотезы // internauka.org URL: https://www.internauka.org/blog/vydvizhenie-i-obosnovanie-nauchnoy-gipotezy?ysclid=lb28ksmjig371624092 (дата обращения: 29.11.2022).
Вопрос-ответ:
Какие методологические основания необходимы для проведения научного исследования?
Для проведения научного исследования необходимы методологические основания, включающие обоснование проблемы, выбор темы, актуальность, объект и предмет исследования, а также определение цели и задач исследования.
Каково значение обоснования актуальности проблемы в научном исследовании?
Обоснование актуальности проблемы в научном исследовании позволяет объяснить, почему данная проблема заслуживает внимания и исследования. В обосновании актуальности обычно указывается социальная, экономическая или научная значимость проблемы.
Каковы основные компоненты методологического обоснования научного исследования?
Основные компоненты методологического обоснования научного исследования включают определение объекта и предмета исследования, постановку цели и задач исследования, формулировку гипотезы и защищаемых положений, а также описание результатов исследования и способов их описания.
Какую роль играет гипотеза и защищаемые положения в научном исследовании?
Гипотеза и защищаемые положения в научном исследовании играют роль предположений или предварительных выводов, которые предлагается проверить или обосновать на основе проведенного исследования.
Какую роль играют результаты исследования и способы их описания?
Результаты исследования являются основными выводами исследователя, полученными в результате выполненных задач исследования. Способы описания результатов могут включать использование статистических данных, диаграмм, таблиц и других методов визуализации.
Какие методологические обоснования можно предоставить для научного исследования?
Методологические обоснования научного исследования могут включать разные аспекты, такие как актуальность проблемы, обоснование выбранной темы исследования, определение объекта и предмета исследования, формулирование цели и задач исследования, формулирование гипотезы и основных защищаемых положений, а также описание использованных методов исследования и результатов, полученных в результате исследования.
Какую роль играет актуальность проблемы в методологическом обосновании научного исследования?
Актуальность проблемы играет важную роль в методологическом обосновании научного исследования, так как она объясняет, почему данная проблема требует исследования. Актуальность может быть обусловлена необходимостью решения практических проблем, заполнения пробелов в существующих знаниях или развития определенной области науки.
Как формулируется цель и задачи научного исследования в методологическом обосновании?
Цель научного исследования формулируется как общая задача, которую необходимо решить. Она может быть сформулирована в виде основного вопроса, который исследование должно ответить. Задачи исследования являются специфическими шагами, необходимыми для достижения поставленной цели. Они могут включать анализ литературы, сбор и анализ данных, проведение экспериментов и т.д.
Какие способы описания результатов исследования могут быть использованы?
Результаты исследования могут быть описаны различными способами, в зависимости от характера исследования и используемых методов. Они могут быть представлены в виде числовых данных, статистических показателей, графиков, таблиц, текстового описания результатов, анализа полученных данных и т.д.