Первые церковные ереси и расколы
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 30.12.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение...................................................................................................................3
1. Первые лжеучения и ереси..............................................................................5
1.1. Еретический иудаизм.............................................................................5
1.2 Гностицизм..............................................................................................8
1.3. Монтанизм............................................................................................11
2. Ереси вселенского периода............................................................................13
2.1. Арианство.............................................................................................13
2.2. Христологические споры....................................................................15
2.3. Несторианство......................................................................................17
2.4. Монофизитство....................................................................................20
2.5. Монофелитство....................................................................................22
2.6. Павликане..............................................................................................25
Заключение............................................................................................................29
Библиографический список..................................................................................32
НоЕго человеческое хотение не противоречит и не противоборствует,а следует, или лучше сказать, подчиняется Его Божественному и всемогущему хотению».Таким образом, ересь монофилитства была осуждена на 6 Вселенском Соборе в 681 году.Через 30 лет ересь монофелитства восстановилась, однако на Константинопольском Соборе в 715 или716 г. епископ Кизический Герман восстановил православие и предал анафемемонофелитов.2.6. ПавликанеПавликианство представляет собою с некоторыми изменениямипродолжение манихейства, при всех суровых законах,неизменно тайно распространявшегося на Востоке. Обновленнаясекта, по греческим сообщениям, получила свое имя отбратьев Павла и Иоанна, сыновей манихеянки Каллиники. Подругим более новым сведениям, павликиане своим именемобязаны тому предпочтению какое они оказывали, вместе смаркионитами, апостолу Павлу перед прочими апостолами, такчто предстоятелей общин и самые общины они называли именамилиц и общин подведомственных апостолу Павлу. Возводятиногда их учение и наименование на Павла Самосатского.Один сириец, по имени Константин, происходивший издуалистическо-гностической, быть может Маркионитской общиныМананалиса, близ Самосат, распространял после 650-656 гг. свое учение в Кивосе (Kibossa) в Армении, как бынастоящий, истинный ученик апостола Павла Сильван и приобрелмного последователей. Он действовал в течение 27-и лет,пока император Константин Погонат не послал против негосвоего чиновника Симеона, который приказал схватить его,умертвить и общину разогнал (в 684 г.). Но через 3 года самСимеон бежал из Византии в Кивосу, доказал себя, как павликианин, собрал рассеянных членов секты и под именем Титастал их учителем и предстоятелем. Вследствие внутреннихраздоров о секте стало известно в 690 г. императору ЮстиниануII, и он приказал сжечь наиболее упорных её приверженцев,— прежде всего Симеона и его близких. — Новымпредстоятелем секты был армянин Павел, которыйустроил свое место пребывания в местечке Фанарее. Скороснова начались в секте разногласия. Два сына Павла, Гегнезий(наз. Тимофей) и Феодор оспаривали друг у друга предстоятельство. Гегнезий отправился в Константинополь к императоруЛьву III (в 717 г.), где ему удалось обмануть патриархаи получить защитительное письмо от императора. Он отправилсяв Мананалис, который еще находился под Византийскимгосподством, и достиг преимущества над своим братом Феодором.После смерти Тимофея (Гегнезия), его сын Захарий ивоспитанник Иосиф образовали опять партии. Приверженцыпервого сделались жертвою сарацин, а сам он едва спассябегством. Иосиф, назвавший себя Епафродитом былсчастливее, он распространял свою секту в Антиохии Писидийской, вообще по Малой Азии и основал много общин, которыевсе назывались именами Павловых общин. КонстантинV, который завоевал в 752 г. Мелитену и Теодосполис,приказал переселить некоторых из них с другими жителямиво Фракию, благодаря этому их представители скоро появились в Царьграде. Иосифу наследовал Боанес, прославившийсясвоею безнравственностью. При нем моральное одичаниев секте стало столь значительным, что секта утратиласвою привлекательность и быстро пошла к падению. Но к еёсчастию во главе её появился талантливый и деятельныйСергий с именем Тихона и сделался реформатором партии.Однако, его реформы не всем пришлись по душе и от негооткололись Вааниты. Его последователи — Сергиаты — почиталиего как Параклета, в которого вселилась душа Тихона.Он сам себя называл горящею свечою, добрым пастырем, руководителемтела Христова, который будет пребывать со своимидо конца мира. Его последователи были морально крепкими.Они могли бы искоренить ваанитов, если бы последних неспас известный Феодосий.Историческая судьба этой секты зависела от отношений кней Византийских императоров. Император Никифор (801-811 г.) защищал павликиан и даже покровительствовал им.Император же Михаил I (811-813 г.) уже наказывал смертьюнаиболее энергичных и смелых вожаков из павликиан. Лев V(813-820 г.) послал епископа Фому и монаха Паракендокеса кним, как судей и следователей, но павликиане их убили. Послеэтого многие из них убежали в Сарацинскую часть МалойАрмении, где Эмир Мелитенский указал им для поселениягородок Аргаум (Argaum). Отсюда они хорошо, по-восточномуорганизовались, делали частые набеги в римскую область иуводили оттуда пленных целыми толпами. Выше упомянутыйСергий был убит, в 835 году, одним христианином кафоликомиз Никополя. С его смертью секте угрожало раздробление, нокак политическая величина она не сделалась менее опаснойдля Византийских императоров. При императрице Феодоре в844 г. многие павликиане были казнены. Это благотворноповлияло на их внутреннюю жизнь. Во главе их стоял нектоКарвеас (Karbeas), и при нем сергиоты и вааниты объединились.Он построил много крепостей ; из них самой опасной длявизантийцев была Теприка (Tephrika), построенная на арабскойтерритории. Отсюда, как и из Амары и Аргаума, Карвеас,соединившись с арабами, делал военные нападения на Византийскоецарство. После смерти Карвеаса, предводителем павликиансделался его приемный сын Хризохер (Chrisocheres). Онв 867 г. сделал набег на Ефес. Но в 871 г. был убит византийцами.С этого времени секта потеряла свое политическоезначение. Однако, она держалась в греческих владениях доконца Х1-го века. В Х-ом в. при Иоанне Цимисхие её приверженцыбыли большей частью переселены во Фракию, чтобытам защищать границы царства.Учение павликиан, в сравнении с манихейством, не отличаетсяникакой оригинальностью. В основе его лежит тот жеЗороастров:1) дуализм, что и у манихеев, 2) презрение к материи, 3) прославление грехопадения, как восстания, по внушениюблагого Бога, против заповеди злого Бога, 4) докетизмв христологии, 5) непочтительное отношение к Деве Марии,6) отрицание Ветхого Завета и кафолических посланий, особенноот Петра, 7) отвержение в религии обрядовой стороны —богослужения, таинств, почитания святых мощей. По утверждениюпавликиан, Христос не мог креститься водою, так какСам Себя называл живою водою. Хлеб и вино, во время ТайнойВечери, Он в действительности не предлагал и под ними разумелСвое слово. Внешнее пресвитерство, заклейменное в лице иудейскихсвященников обличениями Спасителя,они отвергали; предстоятелей нужно называть товарищами иписателями. Основатели и первые предстоятели (включительнои Сергий, письма которого многими считались за боговдохновенные)имеют достоинство апостолов и пророков. После нихстоят сииекдики (миссионеры) с коллегиальными советами воглаве общин, которые могли иметь своих пастырей и учителей.Моральные понятия павликиан был совершенно превратны.Всякие лукавства в отношении веры — отречение от неё, искажение— допускались ввиду нужды, равно как и внешнееучастие в кафолическом культе. Пост отвергался, брак дозволялся,кровосмешение встречалось нередко. На богослужебныхсобраниях допускалось много безнравственного, особенноу ваанитов. ЗаключениеВ данной работе рассмотрены и проанализированы такие направления ересей, как иудействующие еретики, гностицизм,антитринитарии, которые возникли в первые века христианства. Это дало начало развитию догматического богословия. Догматы формировались с целью утвердить вероучение, установить неизменяемую истину, сформулировать аксиому, не подлежащая критике и сомнений.Ереси, которые рассмотрены в работе, не являлись абсолютно новым веянием, а воссоздавали идеи, мысли, влияние иудаизма, язычества и философии.Важной проблемой христиан с момента образования Церкви явилась неоднозначное понимание первоисточников, неоднозначное толкование идей и посылов:Во-первых, с каждым веком усиливается разрыв представлений Ветхого Завета и моральной стороны по отношению к реальной жизни.Во-вторых, отсутствуют неоспоримые доказательства божественного рождения, существования, в конечном итоге воскресения Иисуса Христа.В-третьих, отсутствуют прямые литературные и исторические источники, которые прямо исходят от Мессии, от основателя вероучения. В результате этого, религиозная концепция сохранялась, передавалась, распространялась через третьих лиц, которые были свидетелями, например как Апостол Лука и Апостол Иоанн Богослов, или же последующими описателями - "Мужи апостольские" и "Отцы Церкви".В-четвертых, язык Евангелия и Ветхого завета являлся сложным и запутанным.Вместе с этим, по определенным историческим причинам Церковь Христова не торопилась принимать, утверждать и объявлять догматы, это в свою очередь, породило рождение огромного количества сект, то есть отклонений от вероучительности Церкви.Перед богословами первых веков христианства стояло несколько задач:развивать вероучительные черты религии, которые были намечены и даны Христом;ответить на множество вопросов;углубиться в понимании догматов, их уточнения и содержания.Путем работы над вероучительной частью, быливысказаны разные мнения. Ораторы ссылались на исторические, экономические, политические, философские, индивидуальные факторы понимания некоторых сущностей. Вместе с этим, часть мнений и позиций подтверждались, признавались ортодоксией. Эти позиции входили в учение Церкви и были выражены в творениях святых Отцов. Некоторые мнения были объектом активных споров, богословских диспутов, многие были отвергнуты и провозглашены ересью.На основании поставленных задач, в работе охарактеризована специфика движений еретиков вселенского периода. Изучив раннехристианскую историю, можно сказать, что ереси в этот период носили, прежде всего, богословский характер. Благодаря сектам Церковь утверждалась в своих позициях и вероучении. С этой точки зрения, недооценивать факт появления сект нельзя.В соответствии с предметом рассуждения и направленности в богословии можно выделить следующие типы сект:гностические;христологические;тринитарные;экклесиологические.Ереси и секты показывали большое влияние на христианскую церковь. По большому счету, эти влияния сказывались негативно, так как приводили к раздорам, множество верующих уклонялись в ересь, были отлучены от Церкви Христовой. Вместе с этим, стоит рассмотреть положительный аспект. Осуждение ересей порождало борьбу за чистоту вероучения. Это в свою очередь, помогло в становлении и формировании ортодоксального учения и Канонов Церкви (например, о природе Иисуса Христа, догмат о Троице), а также других сторон христианства. Церковь с самого своего начала формировала "иммунитет" для борьбы с расколами. Благодаря этому, получило свое распространение богословие, дисциплина, и обрядность.Библиографический списокСильвестр еп. Опыт православного догматического богословия (С историческим изложением догматов). Т. 1-5. Киев. 1902 г.Лебедев А.П., проф.,. История Вселенских Соборов. Часть 1, Вселенские Соборы IV и V веков. Серг. Пос. 1896 г.Гидулянов П., Восточные патриархи, Москва. 1908 г.Самуилов В., История арианства на латинском Западе (353-430 г.) - СПБ. 1890 г.Болотов В.В., Папа Либерий и Сирийские Соборы. («Христорождественские чтения»). 1901 г. Т. 1.Лебедев А.П., Соб. соч. т. IV прил. « О нашем символе вере ».Кн. Трубецкой Е.Н., Блаж. Августин. Москва. 1892 г.Спасский A.A., Аполлинарий Лаодикийский. Историческая судьба сочинений Аполлинария с кратким очерком его жизни. Исследование. Серг. Пос. 1895 г.Гурьев П., Феодор, еп. Мопсуестийский. Москва. 1890 г.Грубоковский H.H., Блаженный Феодорит, епископ Киррский. Его жизнь и литературная деятельность. Церковно-историческое исследевание. 2 т. Москва. 1890 г.Прот. Иванцов-Платонов А.М., Ереси в расколы первых трех веков. Москва.1878 г.Коновалов Религиозный экстаз у русских сектантов. Серг. Пос. 1908 г.Афанасий Великий. Окружное послание против ариан[Электронный ресурс]- Рagez.ru - Режим доступа: http://pagez.ru/lsn/0056.phpВикентий Леринский. О вероизложениях вообще, или об общем характере православной догматики [Электронный ресурс]- Православный информационно-аналитический портал «Москва - Третий Рим» - Режим доступа:http://3rm.info/36012-o-veroizlozheniyah-voobsche-ili-ob-obschem-haraktere-pravoslavnoy-dogmatiki.htmlЕпифаний Кипрский. Панарион (отрывки) [Электронный ресурс]- Сайт Руслана Хазарзара - Режим доступа: http://khazarzar.skeptik.net/books/epiph/panarium/Ефрем Сирин. Вопросы и ответы[Электронный ресурс]- Рagez.ru - Режим доступа: http://pagez.ru/lsn/0408.phpИоанн Дамаскин. О ста ересях вкратце[Электронный ресурс]- Рagez.ru - Режим доступа: http://pagez.ru/lsn/0228.phpИоанн Златоуст. Против против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог [Электронный ресурс]- Интернет-проект "Ревнитель православного благочестия", Барнаул, 2004 - Режим доступа: http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z01_2/Z01_2_20.htm-Карташев А.В. Вселенские Соборы. VI Вселенский собор (680-681гг.) Марониты [Электронный ресурс]- Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской епархии Русской Православной Церкви- Режим доступа: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/10k/kartashev/councils/153.htmlПоснов М.Э. История Христианской Церкви. Часть II. Период вселенских соборов. Глава IV. Раскрытие христианского учения в период деятельности Вселенских соборов (IV-VIII вв). Иконоборческий спор [Электронный ресурс]- Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской епархии Русской Православной Церкви - Режим доступа: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/15p/posnov/history3/165.html
1. Сильвестр еп. Опыт православного догматического богословия (С историческим изложением догматов). Т. 1-5. Киев. 1902 г.
2. Лебедев А.П., проф.,. История Вселенских Соборов. Часть 1, Вселенские Соборы IV и V веков. Серг. Пос. 1896 г.
3. Гидулянов П., Восточные патриархи, Москва. 1908 г.
4. Самуилов В., История арианства на латинском Западе (353-430 г.) - СПБ. 1890 г.
5. Болотов В.В., Папа Либерий и Сирийские Соборы. («Христорождественские чтения»). 1901 г. Т. 1.
6. Лебедев А.П., Соб. соч. т. IV прил. « О нашем символе вере ».
7. Кн. Трубецкой Е.Н., Блаж. Августин. Москва. 1892 г.
8. Спасский A.A., Аполлинарий Лаодикийский. Историческая судьба сочинений Аполлинария с кратким очерком его жизни. Исследование. Серг. Пос. 1895 г.
9. Гурьев П., Феодор, еп. Мопсуестийский. Москва. 1890 г.
10. Грубоковский H.H., Блаженный Феодорит, епископ Киррский. Его жизнь и литературная деятельность. Церковно-историческое исследевание. 2 т. Москва. 1890 г.
11. Прот. Иванцов-Платонов А.М., Ереси в расколы первых трех веков. Москва. 1878 г.
12. Коновалов Религиозный экстаз у русских сектантов. Серг. Пос. 1908 г.
13. Афанасий Великий. Окружное послание против ариан[Электронный ресурс]- Рagez.ru - Режим доступа: http://pagez.ru/lsn/0056.php
14. Викентий Леринский. О вероизложениях вообще, или об общем характере православной догматики [Электронный ресурс]- Православный информационно-аналитический портал «Москва - Третий Рим» - Режим доступа:http://3rm.info/36012-o-veroizlozheniyah-voobsche-ili-ob-obschem-haraktere-pravoslavnoy-dogmatiki.html
15. Епифаний Кипрский. Панарион (отрывки) [Электронный ресурс]- Сайт Руслана Хазарзара - Режим доступа: http://khazarzar.skeptik.net/books/epiph/panarium/
16. Ефрем Сирин. Вопросы и ответы[Электронный ресурс]- Рagez.ru - Режим доступа: http://pagez.ru/lsn/0408.php
17. Иоанн Дамаскин. О ста ересях вкратце[Электронный ресурс]- Рagez.ru - Режим доступа: http://pagez.ru/lsn/0228.php
18. Иоанн Златоуст. Против против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог [Электронный ресурс]- Интернет-проект "Ревнитель православного благочестия", Барнаул, 2004 - Режим доступа: http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z01_2/Z01_2_20.htm-
19. Карташев А.В. Вселенские Соборы. VI Вселенский собор (680-681гг.) Марониты [Электронный ресурс]- Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской епархии Русской Православной Церкви- Режим доступа: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/10k/kartashev/councils/153.html
20. Поснов М.Э. История Христианской Церкви. Часть II. Период вселенских соборов. Глава IV. Раскрытие христианского учения в период деятельности Вселенских соборов (IV-VIII вв). Иконоборческий спор [Электронный ресурс]- Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской епархии Русской Православной Церкви - Режим доступа: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/15p/posnov/history3/165.html
Вопрос-ответ:
В чем заключается первая церковная ересь?
Первая церковная ересь заключалась в утверждении, что Иисус Христос не был истинным Богом, а просто смертным человеком.
Какой вариант разделения иудаизма считается еретическим?
Еретическим считается вариант иудаизма, который отрицает пришествие Иисуса Христа как Спасителя и отвергает христианство.
Что такое гностицизм и чем он отличается от христианства?
Гностицизм - это учение, которое утверждает, что спасение можно достичь только через специальное знание (гностику) о духовном мире. Отличие гностицизма от христианства в том, что христианство утверждает, что спасение приходит через веру в Иисуса Христа и его жертву на кресте.
Какой основной принцип монтанизма?
Основной принцип монтанизма заключается в утверждении, что Монтан был последним пророком и что он обладал предельным духовным пониманием и властью.
Какие последствия имел раскол в христианстве из-за первых церковных ересей?
Раскол в христианстве из-за первых церковных ересей привел к формированию различных христианских течений и конфессий, которые отличались в своих вероучениях и практиках. Это привело к разделению христианства на различные анти-еретические и еретические группы.
Что такое ереси и как они связаны с церковью?
Ересь — это учение, которое противоречит официально принимаемым принципам и догмам церкви. Ереси были связаны с церковью, так как они вызывали разногласия, споры и расколы среди верующих.
Какие были первые церковные ереси и расколы?
Первые церковные ереси и расколы включают еретический иудаизм, гностицизм и монтанизм. Еретический иудаизм возник в первом веке и был связан с отрицанием плотского воплощения Иисуса Христа. Гностицизм восходит к второму веку и утверждал, что спасение можно достичь только путем получения скрытых знаний. Монтанизм, возникший также во втором веке, проповедовал, что Дух Святой говорит непосредственно через пророков.
Почему ереси вызывали такую ожесточенную реакцию со стороны церкви?
Ереси вызывали ожесточенную реакцию со стороны церкви, так как они подрывали ее авторитет и принципы. Церковь считала, что еретические учения вводят людей в заблуждение и отводят их от истинного пути спасения. Поэтому церковные власти преследовали и наказывали их сторонников в попытке сохранить единство и правоверие.