Развитие познавательного интереса младших школьников к культуре русского народа на материале сказок

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 40 40 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 08.01.2023
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса младших школьников к культуре русского народа на материале сказок 6
1.1. Сущностная характеристика познавательного интереса 6
1.2. Формирование познавательного интереса у младших школьников к русской культуре 11
1.3. Методика работы со сказкой по развитию познавательного интереса младших школьников к культуре русского народа 14
Выводы по 1 главе 21
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса младших школьников к культуре русского народа на материале сказок 23
2.1. Выявление уровня познавательного интереса младших школьников к культуре русского народа 23
2.2. Описание работы по развитию познавательного интереса младших школьников к культуре русского народа на материале сказок 28
2.3. Результаты исследования (контрольный тап эксперимента) 29
Выводы по 2 главе 33
Заключение 35
Список литературы и источников 37
Приложение 39

Фрагмент для ознакомления

Мы оцениваем их уровень познавательного интереса к культуре русского народа как средний.
Третья группа охватывает 9 человек (30,00% учеников). Представители данного группы проявляют активный интерес к русской культуре, к русским народным сказкам, потешкам и другим видам устного народного творчества. Они знают русские традиции, праздники, историю своей Родины, участвуют в подготовке и проведении народных праздников, игр и внеклассных мероприятий. Также они заинтересованы в изучении русской народной культуры и традиций. Проведённое исследование выявило отсутствие у них интереса культуре русского народа. Их уровень познавательного интереса к культуре русского народа мы оцениваем как высокий.
Таким образом, полученные нами результаты позволяют утверждать, что низким уровнем познавательного интереса к культуре русского народа обладают 46,67% учеников, средним – 23,33%, высоким – 30,00%.
Это подтверждает, что проведение работы по развитию познавательного интереса младших школьников к культуре русского народа на материале сказок является насущной необходимостью.

2.2. Описание работы по развитию познавательного интереса младших школьников к культуре русского народа на материале сказок
С целью развитию познавательного интереса младших школьников к культуре русского народа на материале сказок нами была разработана программа «В мире сказок».
Цели программы:
- расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус;
- формирование нравственной, патриотической и духовной культуры, эстетическое развитие личности ребенка;
- осмысление им традиционных духовно-нравственных ценностей народа.
Задачи:
• Образовательная: приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир народной и авторской сказки.
• Воспитательная: воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
• Развивающая: развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей, дать им навыки кукловождения, сценического мастерства, участия в организации выставок и спектаклей.
Программа состоит серии уроков (Приложение 2):
1. «Устное народное творчество»
Цель: углубить знания учащихся о русском фольклоре.
2. Русские народные сказки»
Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам, приобщать детей к народному творчеству.
3. «Русские народные сказки» (на материале сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка», «Иван–царевич и серый волк»)
Цель: закрепить знание сюжетов прочитанных сказок, развивать интерес к культуре русского народа.
Работа с народными сказками проводилась с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Также были использованы разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания.

2.3. Результаты исследования (контрольный тап эксперимента)
В течение опытно-экспериментальной работы, ориентированной на повышение уровня познавательного интереса младших школьников к культуре русского народа на материале сказок, мы фиксировали достижения учеников, анализировали изменения в их поведении. По окончании работы было проведено повторное анкетирование, основанное на тех же принципах, что и первичное. Ниже представлены результаты контрольного этапа.
При оценке интереса к русской культуре варианты «да» и «скорее да, чем нет» были определены 36,67% учениками каждый, вариант «скорее нет, чем да»  20,00%, «нет»  6,67% (Рисунок 2.6.).

Рис. 2.6. . Интерес к русской культуре
на контрольном этапе эксперимента
Интерес к русским народным сказкам, потешкам и другим видам устного народного творчества проявляют 23,33% школьников, «скорее да, чем нет» – 43,33%, «скорее нет, чем да» – 30,00%, не проявляют интерес – 3,33% (Рисунок 2.7.).

Рис. 2.7. Интерес к русским народным сказкам, потешкам и другим видам устного народного творчества на контрольном этапе эксперимента
Оценивая заинтересованность учеников в изучении русской народной культуры и традиций, были получены следующие результаты: вариант «да» выбрали 43,33% школьников, «скорее да, чем нет»  13,33%, «скорее нет, чем да»  36,67%, «нет»  6,67% (Рисунок 2.8.).

Рис. 2.8. Интерес в изучении русской народной культуры и традиций
на контрольном этапе эксперимента
В подготовке и проведении народных праздников, игр и внеклассных мероприятий принимают участие 40,00% учеников, вариант «скорее да, чем нет» выбирают 23,33% учеников, «скорее нет, чем да»  30,00%, «нет»  6,67% (Рисунок 2.9.).

Рис. 2.9. Участие в подготовке и проведении народных праздников, игр и внеклассных мероприятий на контрольном этапе эксперимента
Знание русских традиций, праздников, истории своей Родины проявляют 36,67% учеников, варианты «скорее да, чем нет» и «скорее нет, чем да» характерны для 26,67% учеников каждый, вариант «нет»  для 10,00% (Рисунок 2.10.).

Рис. 2.10. Знание русских традиций, праздников, истории своей Родины на контрольном этапе эксперимента
Таким образом, распределение на группы младших школьников по уровню сформированности познавательного интереса к культуре русского народа на контрольном этапе эксперимента выглядит следующим образом.
Первая группа объединяет 7 человек (23,33% учеников). Их уровень познавательного интереса к культуре русского народа может быть охарактеризован как средний.
Вторая группа включает 10 человек (33,33% учеников). Результаты исследования позволяют охарактеризовать их как школьников с низким уровнем познавательного интереса к культуре русского народа.
Третья группа охватывает 13 человек (43,33% учеников). Их уровень познавательного интереса к культуре русского народа был оценен нами как высокий.
Полученные результаты позволяют утверждать, что на контрольном этапе эксперимента низкий уровень познавательного интереса к культуре русского народа был зафиксирован у 33,33% учеников, средний уровень – у 23,33%, высокий – у 46,33%. В таблице 2.1 приведены данные по уровню познавательного интереса к культуре русского народа у младших школьников на констатирующем и контрольном этапе экспериментов.
Таблица 2.1.
Данные по уровню сформированности познавательного интереса к культуре русского народа на констатирующем
и контрольном этапе экспериментов
Уровни познавательного интереса к культуре русского народа Количество учеников, % Констатирующий этап Контрольный этап Низкий 46,67 33,33 Средний 23,33 23,33 Высокий 30,00 43,33
Как видим, проведенная работа по развитию познавательного интереса младших школьников к культуре русского народа на материале сказок существенно улучшила уровень познавательного интереса младших школьников к культуре русского народа.

Выводы по 2 главе
Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса младших школьников к культуре русского народа показала, что после проведения формирующего этапа прослеживалась положительная динамика в изменении уровня познавательного интереса младших школьников к культуре русского народа. Так, количество детей с высоким уровнем познавательного интереса к культуре русского народа увеличилось на 16,33%, а количество детей с низким уровнем познавательного интереса к культуре русского народа уменьшилось на 13,34%, что свидетельствует об эффективности проведенной работы.


Заключение
Выявленные в ходе анализа психолого-педагогической литературы особенности познавательного интереса и его роль в учебно-воспитательном процессе позволяют нам сделать вывод о том, что познавательный интерес как элемент обучения – один из самых значимых мотивов учения, формируя который, педагог создает прочную и надежную основу личности учащегося.
Рассмотрев формирование познавательного интереса младших школьников к русской культуре мы выявили, что развитие познавательного интереса к русской культуре является актуальным направлением работы с детьми младшего школьного возраста. Отмечено, что наряду с представлениями и знаниями о родном крае, а также с поступками, в которых проявляется бережное, заботливое отношение к своей стране, гордость за неё, стремление её защищать, положительное отношение к традиционной русской культуре составляет любовь к Родине. Мы также пришли к выводу о том, что русская народная культура безгранична и объединяет людей между собой, является воплощением народности, представляет особый интерес и важность для развития личности младших школьников.
Изучив методику работы со сказкой по развитию познавательного интереса младших школьников к культуре русского народа было отмечено, что педагогический потенциал народных сказок предоставляет широкие возможности для развития младших школьников. При определении эффективных путей развития познавательного интереса и обучения младших школьников чтению сказок необходимо постоянно осуществлять комплексный как психолого-педагогический, так и литературоведческий подход к каждому сказочному тексту, направленный на повышение качественного уровня восприятия детьми разных типов сказок в соответствии с их спецификой и той педагогической ролью, которую они играют в развитии учащихся.
Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса младших школьников к культуре русского народа проводилась на базе МБОУ СОШ № 1. В исследовании принимали участие 30 учащихся 3 «А» класса в возрасте 9-10 лет. Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа – констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе экспериментальной работы с целью изучения уровня познавательного интереса младших школьников к культуре русского народа нами была разработана анкета, состоящая из 5 вопросов.
Полученные нами результаты позволяют утверждать, что низким уровнем познавательного интереса к культуре русского народа обладают 46,67% учеников, средним – 23,33%, высоким – 30,00%.
В течение опытно-экспериментальной работы, ориентированной на повышение уровня познавательного интереса младших школьников к культуре русского народа на материале сказок, мы фиксировали достижения учеников, анализировали изменения в их поведении. По окончании работы было проведено повторное анкетирование, основанное на тех же принципах, что и первичное.
Полученные результаты позволяют утверждать, что на контрольном этапе эксперимента низкий уровень познавательного интереса к культуре русского народа был зафиксирован у 33,33% учеников, средний уровень – у 23,33%, высокий – у 46,33%.
Как видим, проведенная работа по развитию познавательного интереса младших школьников к культуре русского народа на материале сказок существенно улучшила уровень познавательного интереса младших школьников к культуре русского народа.
Таким образом, выдвинутая гипотеза была доказана, цель и задачи работы достигнуты.

Список литературы и источников
Аванесян, Л.Р. Сказка в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского / Л.Р. Аванесян //Журнал «Вестник Челябинского Государственного Педагогического Университета». – 2014. – С.19-26.
Белобрыкина, О.А. «Сказка ложь, да в ней намек…» // Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О.А. Белобрыкина. – М.: Просвещение, 2014. – 156 с.
Бибко, Н.С. Обучение младших школьников чтению народной и литературной сказки: Дис. … канд. Наук. – М., 1987. – 119 с.
Богомаз, Л.В. Развитие познавательного интереса на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС / Л. В. Богомаз // Начальная школа. – 2018. - №3. – С. 49-53.
Грищенко, С.В. Изучение устаревшей лексики на уроках русского языка в начальной школе на материале фольклорных текстов / С. В. Грищенко // Пространство фольклора, литературы и педагогики: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Курск: КГУ, 2019. – С.7-8.
Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – Спб.: Речь, 2014. – 240 с.
Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2004. – 509 с.
Ильин, И.А. Сущность и своеобразие русской культуры / И. А. Ильин; сост., авт. вступ. ст., комм. Ю. Т. Лисица. – М.: Русская книга-XXI век, 2007. – 464 с.
Культура русского народа: обычаи. обряды. занятия. фольклор / Л. С. Лаврентьева, Ю. И. Смирнов. – СПб.: Паритет, 2005. – 448 с.
Мусатова, А.С. Обучение смысловому чтению детей младшего школьного возраста / А.С. Мусатова // Начальное образование. – 2017. – Т. 8. № 1. – С. 158-164.
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцов. – М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. – 1116 с.
Осипова, М.П. Активизация познавательной деятельности младших школьников / М.П. Осипова. – Минск: Нар. асвета, 1987. – 243 с.
Померанцева, Э.В. Русская народная сказка / Э.В. Померанцева. – Издательство Академии наук СССР, 1963. – 365 с.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
Семенова, Т.П. Русская народная сказка-отражение русских традиций / Т.П. Семенова // Международная научно-практическая конференция «Культура, наука и искусство-современные векторы развития вуза культуры». – 2018. – С.164-166.
Трубинова, К.М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе / К. М. Трубинова. // Педагогика сегодня: проблемы и решения. – 2017. – С. 9-14.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2009.
Шонин, М.Ю. О формировании познавательного интереса в процессе обучения / М. Ю. Шонин. // Горизонты гуманитарного знания. – 2017. – №1. – С. 27-31.
Шорыгина, Т.А. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание / Т.А. Шорыгина. – М.: Прометей; Книголюб, 2014. – 128 с.
Щукина, Г.И. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1984. – 144 с.

Приложение 1
Анкета для диагностики уровня сформированности познавательного интереса младших школьников к культуре русского народа

Дорогой друг! Просим тебя ответить на вопросы.
Отвечая на вопросы анкеты, тебе нужно выбрать один из 4 вариантов ответов:
«да», «скорее да», «скорее нет», «нет».
Проявляешь ли ты интерес к русской культуре?

Проявляешь ли ты интерес к русским народным сказкам, потешкам и другим видам устного народного творчества?

Заинтересован ли ты в изучении русской народной культуры и традиций?

Участвуешь ли ты в подготовке и проведении народных праздников, игр?

Знаешь ли ты русские традиции, праздники, историю своей Родины?



Обработка результатов:
За каждый ответ насчитывается определенное количество баллов:
А) – 4 балла
Б) – 3 балла
В) – 2 балла
Г) – 1 балл
Баллы суммируются, определяется уровень сформированности представлений о пословицах и поговорках:
5 – 9 баллов – низкий уровень
10 – 15 баллов – средний уровень
16 – 20 баллов – высокий уровень











34

Список литературы и источников
1. Аванесян, Л.Р. Сказка в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского / Л.Р. Аванесян //Журнал «Вестник Челябинского Государственного Педагогического Университета». – 2014. – С.19-26.
2. Белобрыкина, О.А. «Сказка ложь, да в ней намек…» // Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О.А. Белобрыкина. – М.: Просвещение, 2014. – 156 с.
3. Бибко, Н.С. Обучение младших школьников чтению народной и литературной сказки: Дис. … канд. Наук. – М., 1987. – 119 с.
4. Богомаз, Л.В. Развитие познавательного интереса на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС / Л. В. Богомаз // Начальная школа. – 2018. - №3. – С. 49-53.
5. Грищенко, С.В. Изучение устаревшей лексики на уроках русского языка в начальной школе на материале фольклорных текстов / С. В. Грищенко // Пространство фольклора, литературы и педагогики: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Курск: КГУ, 2019. – С.7-8.
6. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – Спб.: Речь, 2014. – 240 с.
7. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2004. – 509 с.
8. Ильин, И.А. Сущность и своеобразие русской культуры / И. А. Ильин; сост., авт. вступ. ст., комм. Ю. Т. Лисица. – М.: Русская книга-XXI век, 2007. – 464 с.
9. Культура русского народа: обычаи. обряды. занятия. фольклор / Л. С. Лаврентьева, Ю. И. Смирнов. – СПб.: Паритет, 2005. – 448 с.
10. Мусатова, А.С. Обучение смысловому чтению детей младшего школьного возраста / А.С. Мусатова // Начальное образование. – 2017. – Т. 8. № 1. – С. 158-164.
11. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцов. – М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. – 1116 с.
12. Осипова, М.П. Активизация познавательной деятельности младших школьников / М.П. Осипова. – Минск: Нар. асвета, 1987. – 243 с.
13. Померанцева, Э.В. Русская народная сказка / Э.В. Померанцева. – Издательство Академии наук СССР, 1963. – 365 с.
14. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
15. Семенова, Т.П. Русская народная сказка-отражение русских традиций / Т.П. Семенова // Международная научно-практическая конференция «Культура, наука и искусство-современные векторы развития вуза культуры». – 2018. – С.164-166.
16. Трубинова, К.М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе / К. М. Трубинова. // Педагогика сегодня: проблемы и решения. – 2017. – С. 9-14.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2009.
18. Шонин, М.Ю. О формировании познавательного интереса в процессе обучения / М. Ю. Шонин. // Горизонты гуманитарного знания. – 2017. – №1. – С. 27-31.
19. Шорыгина, Т.А. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание / Т.А. Шорыгина. – М.: Прометей; Книголюб, 2014. – 128 с.
20. Щукина, Г.И. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1984. – 144 с.

Вопрос-ответ:

Какой смысл вкладывается в понятие "познавательный интерес младших школьников"?

Под познавательным интересом младших школьников понимается стремление и желание узнать что-то новое, исследовать и познавать мир вокруг себя.

Как формируется познавательный интерес у младших школьников к русской культуре?

Познавательный интерес к русской культуре формируется через работу со сказками, которые являются наиболее доступным и понятным материалом для младших школьников.

Какая методика используется для развития познавательного интереса младших школьников к культуре русского народа через сказки?

Методика работы со сказкой включает в себя чтение, анализ и обсуждение сказок, изучение искусства и ремесел, связанных с русской культурой, а также организацию творческих проектов и игр, которые помогают углубить понимание и интерес к культуре.

Какие практические примеры могут быть приведены для развития познавательного интереса младших школьников к культуре русского народа?

В качестве практических примеров можно привести посещение музея народного искусства, проведение мастер-классов по изготовлению традиционных русских игрушек, чтение сказок и их обсуждение, создание коллекции народных сказок и т.д.

Какие выводы могут быть сделаны на основе данной статьи о развитии познавательного интереса младших школьников к культуре русского народа через сказки?

В результате данной статьи можно сделать вывод о том, что работа с сказками является эффективным инструментом развития познавательного интереса младших школьников к культуре русского народа. Она помогает формировать у детей интерес к изучению и пониманию культурных традиций и представлений.

Какие основные теоретические аспекты развития познавательного интереса у младших школьников культуре русского народа рассматриваются в статье?

В статье рассматривается сущностная характеристика познавательного интереса, формирование познавательного интереса у младших школьников к русской культуре, а также методика работы со сказкой по развитию познавательного интереса.

Что представляет собой познавательный интерес у младших школьников?

Познавательный интерес у младших школьников - это мотивация и стремление к познанию окружающего мира. Он включает в себя любопытство, желание узнать что-то новое, интерес к открытиям и исследованиям.

Каким образом формируется познавательный интерес у младших школьников к русской культуре?

В статье описываются различные методы и приемы работы со сказками для развития познавательного интереса младших школьников к культуре русского народа. Это может быть анализ сказок, изучение обычаев и традиций, создание театральных постановок и т.д. Главное, чтобы учитель был креативным и заинтересованным в развитии познавательного интереса у детей.

Какие результаты могут быть достигнуты при работе со сказками для развития познавательного интереса у младших школьников?

Работа со сказками может способствовать развитию у детей познавательного интереса к культуре русского народа. Они смогут лучше понять и оценить национальные особенности, узнать много интересных фактов о русской культуре, а также развить творческое мышление и воображение.