Ценностная ориентация подростков
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 29 + 29 источников
- Добавлена 01.01.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы ценностной ориентации подростков 5
1.1 Психологические особенности ценностной ориентации в юношеском возрасте в работах зарубежных психологов 5
1.2 Психологические особенности ценностной ориентации в юношеском возрасти в работах отечественных психологов 9
1.3 Ценностные ориентации в работах психологов и философов 14
Глава 2 Исследование ценностных ориентаций в юношеском возрасте 19
2.1 Методики исследования ценностных ориентаций 19
2.2 Анализ результатов исследования 21
Заключение 31
Список использованной литературы 33
«Доброта» - узкий «просоциальный» тип ценностей. Лежащая в ее основе доброжелательность подростка сфокусирована на благополучии в повседневном взаимодействии с их близкими людьми. Этот тип ценностей считается производным от потребности в позитивном взаимодействии, потребности в аффилиации и обеспечении процветания общества. Цель данного типа ценностей для подростков – это сохранение благополучия людей, с которыми они находится в личных контактах.Преобладание шкалы «безопасность» - это безопасность для других людей и себя, стабильность общества и взаимоотношений.Наименьшая значимость на уровне нормативных идеалов у таких ценностей как гедонизм, стимуляция, власть.Основная цель гедонизма определяется как наслаждение или чувственное удовольствие. Цель гедонизма, как типа ценностей, заключается в стремлении к новизне и глубоким переживаниям.Стимуляция как тип ценностей является производным от организменной потребности в разнообразии и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности подростков. Биологически обусловленные вариации потребности в стимуляции, опосредованные социальным опытом, приводят к индивидуальным различиям в значимости этой ценности. Результаты индивидуальных ценностей подростков представлены на рисунке 2.Рисунок 2. Средние баллы по шкалам методики «Ценностный опросник (ЦО)» Ш. Шварца у подростковКак показывает рисунок 2, подростков характеризует доминирование таких ценностей, как самостоятельность, достижения.Высокий показатель по шкале «Самостоятельность» у подростков определяет цель данного типа ценностей в самостоятельности мышления и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности. Самостоятельность как ценность производна от организменной потребности в самоконтроле и самоуправлении, а также от интеракционных потребностей в автономности и независимости.Ценность достижения фокусируются на социальном уважении, однако эта ценность подчеркивает активное проявление компетентности в непосредственном взаимодействии с окружением.Наименьшая значимость на уровне нормативного идеала у таких ценностей, как конформность и власть.Ценность власти подчеркивает достижение или сохранение доминантной позиции в рамках целой социальной системы.Цель «власти» как типа ценностей у подростков заключается в достижении социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего общественного имиджа, общественное признание).Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С. С. Бубновой.Методика помогает исследовать реализацию ценностных ориентаций личности в реальных условиях.Результаты представлены на рисунке 3.Рисунок 3. Результаты методики «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С. С. Бубновой.Как показывает рисунок 3, на первом месте у подростков стоит такая ценность как помощь и милосердие к другим людям.Это свидетельствует о том, что подростки показывают готовность кпроявлению терпимого отношения к несовершенству других, способность не осуждать, а терпеливо помогать, проявляя истинную доброту в делах и чувствах.На втором месте в списке ценностей находится такая ценность у подростков как здоровье.Это очень большой успех подростков в том, что важной ценностью в их жизни является сохранение физического и психического здоровья, они об этом думают, понимают значимость здоровья.Третье место ценностей занимает познание нового в мире, природе, человеке. Познание – хороший стимул для своего совершенствования, продуктивной преобразовательной деятельности.Такая ценность как «общение» находится на четвертом месте. Для подростка в силу его возраста это действительно является ценным.На пятом месте у подростков стоят такие ценности, как: - высокое материальное благосостояние;- поиск и наслаждение прекрасным;- любовь;-высокий социальный статус и управление людьми;-признание и уважение людей и влияние на окружающих.Хотелось бы обратить внимание на то, что современные молодые люди считают важным отношение окружающих людей к ним, признание и уважение в определённых общественных группах.Эти ценности относятся к гуманистическому типу в соответствии с классификацией С. С. Бубновой.На шестое место подростки поместили такую ценность как приятное времяпрепровождение, отдых.Это свидетельство того, что подростки юношеского возраста также уделяет отдыху, удовольствиям и мечтам особое место в своей жизни.На последнем седьмом месте подростки разместили такую ценность, как социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе.Следовательно, большинство подростков не думают, что нужно участвовать в общественной жизни и изменять что-то в ней в лучшую сторону.После анализа результатов изучения реализации ценностных ориентаций подростков в реальных условиях жизнедеятельности по методике С.С.Бубновой складывается впечатление, что среднестатистический подросток из данной группы соответствует возрасту, когда еще не стабильна его жизненная позиция, но чувство взрослости как новообразование возраста дает о себе знать в определении самого ценного в жизни.Таким образом, анализ полученных результатов позволяет сделать выводы:1.Среди терминальных ценностей на ведущих местах у подростков занимают развитие, общественное призвание, активная деятельная жизнь.Среди инструментальных ценностей ведущее место у подростков принадлежит образованности, воспитанности, ответственности, исполнительности. 2. Для подростков данной группы характерно на уровне нормативных идеалов доминирование таких ценностей, как доброта, безопасность, самостоятельность. Из индивидуальных ценностей значимы такие ценности, как самостоятельность, достижения.Существует определенное соответствие между заявленной ценностью на уровне убеждений – самостоятельность и ценностью, которые проявляются в реальных поступках - достижение. На нормативном уровне опрошенные подростки на первые места выделили самостоятельность, в реальном социальном поведении современные подростки руководствуются самостоятельностью.Если уровень нормативных идеалов более стабилен и отражает представления подростка о том, как нужно поступать, он определяет тем самым свои жизненные поведенческие принципы. Нормативные же идеалы – ценности на уровне убеждений, которые образуют структуру ценностей, оказывающую наибольшее влияние на всю личность, не всегда могут проявиться в реальном социальном поведении. Наиболее существенный содержательный аспект, лежащий в основе различий между ценностями, – это тип мотивационных целей, которые они выражают.3. С помощью методики «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С. С. Бубновой выявлен опыт реализации себя в таких ценностях как помощь и милосердие к другим людям, здоровье,познание нового в мире, природе, человеке, общение.4. Особое внимание следует обратить на то, что подростки в качестве реализуемой ценности на последнее место поставили социальную активность для достижения позитивных изменений в обществе.Конечно, стоит согласиться с автором методики в том, что в качестве ценностей для подростков выступают значимые для них объекты и явления окружающей действительности, причем представления о значимых ценностях формируются в процессе социализации личности в результате интериоризации общекультурных ценностей. Результат процесса интериоризации неоднозначен, что и приводит к существенному разбросу их ценностных ориентаций.Обращает на себя внимание и количественный показатель по шкалам, к примеру, показатель по шкале «помощь и милосердие к другим людям» имеет 82%, затем показатель 70% по шкале «здоровье», все другие на уровне, близком к 60%, и последняя шкала имеет 44%.Следовательно, представленная иерархия ценностей подростков подтверждает доминирование у них гуманистических, консервативных, коллективистских ценностей, которые вытесняют ценности, связанные с открытостью к изменениям, индивидуальными достижениями и возвышением. Доминирующие ценности в иерархии социальных ценностей, полученные с применением методики С. С. Бубновой, составляют противоречивую структуру. Возможно, что они представляют собой ценности-идеалы, потому не всегда проявляются в реальном поведении.ЗаключениеОбзор различных подходов к рассмотрению ценностей и ценностных ориентаций позволяет прийти к выводу о том, что эти подходы основываются на двух принципах: нормативном, представляющем систему ценностей в соответствии с определённой психологической теорией, и дескриптивном, описывающим эмпирические данные с последующим их обобщением. В целом же можно констатировать, что в психологических исследованиях понятия «личностныеценности» и «ценностные ориентации» утвердились прочно, наметилось их место в структуре личности и мотивации поведения и деятельности. Наличие инструментария изучения ценностей, созданного на основе соответствующих психологических концепций, позволяет исследовать ценности личности, их иерархическую структуру, динамику, др. с целью объяснения и предсказания различий в поведении и деятельности людей.Юность считается порой острой любознательности, огромного стремления исследовать мир, а также человеческие отношения и жизнь общества. Особенностью времени являются новые социально-экономические, политические условия, требующие добросовестных людей, ценен человек творчества с его развитым чувством самовыражения и развития. Среди терминальных ценностей на ведущих местах у подростков занимают развитие, общественное призвание, активная деятельная жизнь. Из инструментальных ценностей ведущее место у подростков занимает образованность, воспитанность, ответственность, исполнительность. Они убеждены в том, что данные свойства личности являются предпочтительными в любой ситуации.Проведенное исследование показало, что для подростков характерно на уровне нормативных идеалов (то есть на уровне убеждений)доминирование таких ценностей, как доброта, безопасность, самостоятельность. Из индивидуальных ценностей (то есть в конкретных поступках) значимы такие ценности, как самостоятельность, ценность достижения.Доминирующие ценностные ориентации подростков являются духовными ценностями, на втором месте - ценности индивидуализма, собственных достижений, а вот социоориентированные ценности сопровождаются противоречием (отсутствие соответствия между ценностями - идеалами и их проявлением в реальном поведении).Таким образом, на основании полученных результатов можно сформировать представление о ценностных ориентациях подростков образовательной организации.Список использованной литературыАбрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. - M.: Академический Проект, 2010.-250 с.Анциферова Л.И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектно-деятельностного подхода // Проблема субъекта в науке. М.: Академический проект, 2000. С. 27—42.Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы личности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1981. № 2. С. 46-56.Василюк Ф. Е. Психология переживания. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.Васильева З.И. Гуманистические ценности образования и воспитания. - СПб., 2011. - 58 с.Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1986. 386 с.Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения. // Вопросы психологии. - 1994. - №3.Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. – 1995. - №3.Долгова, В.И. Формирование позитивной Я-концепции старших школьников [Текст] / В.И. Долгова, И.П. Ордина // Вестник Орловского государственного университета. Научный журнал. – 2012. – № 4. – С. 63-65.Донцов А.И. Выбор профессии и жизненная перспектива. // Вопросы психологии. – 1990. - №2.Ермолич С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков. - 2011. - 180 с.Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.Кон И.С. Социальный статус юношества // Социология молодежи /Под ред. В.Т. Лисовского. – СПб., 1996.Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. М. : Смысл, 2003. 487 с. Леонтьев Д. А. Ценность, как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 15 – 26.Маслоу А. На подступах к психологии бытия. М.: «Рефл-бук» – К.: «Ваклер», 1997.Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: 4-е изд. – М., 2012. – С. 438–44Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). – 3-е изд., исправл. и доп. – М., 2013.Олейникова А. В. Актуализация проблемы формирования ценностно-смысловых ориентаций в юношеском возрасте // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualizatsiya-problemy-formirovaniya-tsennostno-smyslovyh-orientatsiy-v-yunosheskom-vozraste (дата обращения: 30.11.2022).Пископпель А.А. От традиционных ценностей к уникальным смыслам. // Вопросы психологии. – 2001. - № 6.Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Мир, 1998. 438 с.Собкин В.С., Грачева А.М., Нистратов А.А. Возрастные особенности ориентации в социально-профессиональной сфере. // Вопросы психологии. – 1990. - №4.Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. М., - 1989.Франкл В. Человек в поисках смысла: введение в логотерапию / Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997.Фромм Э. Психоанализ и этика. М. : Республика, 1993.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд. СПб.: Питер; М. : Смысл, 2003.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности – СПб.: Питер, 2002.Эриксон Э. За идентичностью // Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. – М., 1996.Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 89-106.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. - M.: Академический Проект, 2010. -250 с.
2. Анциферова Л.И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектно-деятельностного подхода // Проблема субъекта в науке. М.: Академический проект, 2000. С. 27—42.
3. Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы личности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1981. № 2. С. 46-56.
4. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.
5. Васильева З.И. Гуманистические ценности образования и воспитания. - СПб., 2011. - 58 с.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1986. 386 с.
7. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения. // Вопросы психологии. - 1994. - №3.
8. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. – 1995. - №3.
9. Долгова, В.И. Формирование позитивной Я-концепции старших школьников [Текст] / В.И. Долгова, И.П. Ордина // Вестник Орловского государственного университета. Научный журнал. – 2012. – № 4. – С. 63-65.
10. Донцов А.И. Выбор профессии и жизненная перспектива. // Вопросы психологии. – 1990. - №2.
11. Ермолич С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков. - 2011. - 180 с.
12. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.
13. Кон И.С. Социальный статус юношества // Социология молодежи /Под ред. В.Т. Лисовского. – СПб., 1996.
14. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. М. : Смысл, 2003. 487 с.
15. Леонтьев Д. А. Ценность, как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 15 – 26.
16. Маслоу А. На подступах к психологии бытия. М.: «Рефл-бук» – К.: «Ваклер», 1997.
17. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: 4-е изд. – М., 2012. – С. 438–44
18. Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). – 3-е изд., исправл. и доп. – М., 2013.
19. Олейникова А. В. Актуализация проблемы формирования ценностно-смысловых ориентаций в юношеском возрасте // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualizatsiya-problemy-formirovaniya-tsennostno-smyslovyh-orientatsiy-v-yunosheskom-vozraste (дата обращения: 30.11.2022).
20. Пископпель А.А. От традиционных ценностей к уникальным смыслам. // Вопросы психологии. – 2001. - № 6.
21. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Мир, 1998. 438 с.
22. Собкин В.С., Грачева А.М., Нистратов А.А. Возрастные особенности ориентации в социально-профессиональной сфере. // Вопросы психологии. – 1990. - №4.
23. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. М., - 1989.
24. Франкл В. Человек в поисках смысла: введение в логотерапию / Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997.
25. Фромм Э. Психоанализ и этика. М. : Республика, 1993.
26. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд. СПб.: Питер; М. : Смысл, 2003.
27. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности – СПб.: Питер, 2002.
28. Эриксон Э. За идентичностью // Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. – М., 1996.
29. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 89-106.
Вопрос-ответ:
Какие особенности ценностной ориентации у подростков?
Ценностная ориентация у подростков отличается от ценностей взрослых, так как они находятся на этапе формирования личности и активно исследуют мир. Они ищут свое место в обществе и определяют свои жизненные ценности.
Какие теоретические основы есть для ценностной ориентации подростков?
Теоретические основы ценностной ориентации подростков включают психологические и философские подходы. Зарубежные и отечественные психологи рассматривают психологические особенности ценностной ориентации в юношеском возрасте.
Какие исследования были проведены по ценностной ориентации подростков?
Были проведены исследования с использованием различных методик для изучения ценностных ориентаций подростков. Результаты исследований позволяют понять особенности ценностей и приоритетов в данном возрастном периоде.
Какие психологические особенности ценностной ориентации в юношеском возрасте были выявлены зарубежными психологами?
Зарубежные психологи выявили, что в юношеском возрасте ценности подростков часто связаны с самоактуализацией, независимостью и собственной личностью. Они также ориентируются на заключение долгосрочных отношений и общественную полезность.
Какие методики использовались при исследовании ценностных ориентаций подростков?
При исследовании ценностных ориентаций подростков использовались различные методики, предназначенные для определения приоритетов и ценностей. Они включают в себя вопросники, интервью и анализ поведения.
Какие особенности ценностной ориентации подростков рассматривают зарубежные психологи?
Зарубежные психологи рассматривают ценностную ориентацию подростков как процесс формирования и преобразования ценностных установок под влиянием внешней среды и внутренних факторов. Они выделяют несколько фаз развития ценностной ориентации: формирование ценностей, развитие ценностных систем и осознание своих ценностных приоритетов. Важными особенностями ценностной ориентации подростков являются потребность в самоопределении, поиск смысла жизни, стремление к автономии и независимости, а также нерешенность в выборе ценностей.
Какие особенности ценностной ориентации подростков исследовали отечественные психологи?
Отечественные психологи исследовали особенности ценностной ориентации подростков, обращая внимание на роль семьи, школы и социальной среды в формировании ценностей. Они выделяют такие факторы, как культурно-историческое наследие, социальный статус, жизненный опыт, образование и взаимодействие с родителями и сверстниками. Особое внимание уделяется изменениям ценностей под влиянием внешней среды и внутренних противоречий. Отечественные психологи также выделяют значимость моральных ценностей и социальных норм в формировании ценностной ориентации подростков.
Какие исследования проводились в области ценностных ориентаций подростков?
В области ценностных ориентаций подростков проводились различные исследования с использованием различных методик. Некоторые исследования направлены на выявление общих трендов в ценностной ориентации подросткового возраста, другие исследуют влияние различных факторов (например, семейных или социальных) на формирование ценностей. Важным аспектом исследований является также изучение связи между ценностной ориентацией и другими параметрами, например, уровнем самооценки и психологическим благополучием.
Какие особенности ценностной ориентации подростков в юношеском возрасте?
Ценностная ориентация подростков в юношеском возрасте имеет свои особенности. Подростки начинают активно осознавать свои ценности и начинают строить свою собственную систему ценностей. Они становятся более самостоятельными и начинают сопротивляться влиянию окружающих, что может приводить к конфликтам с родителями и другими авторитетными фигурами. Подростки также могут изменять свои ценности в зависимости от изменений в их жизненных обстоятельствах и внешней среды.
Какие методики используются для исследования ценностных ориентаций подростков?
Для исследования ценностных ориентаций подростков используются различные методики. Некоторые из них включают анкетирование, где подросткам предлагается выбрать определенные ценности и оценить их важность. Другие методики включают проведение групповых дискуссий и интервью, где подросткам задаются вопросы о их ценностных установках и мотивациях. Все эти методики позволяют исследователям получить информацию о системе ценностей подростков и понять, как они влияют на их поведение и принятие решений.
Какие философы и психологи занимаются исследованием ценностных ориентаций?
Множество философов и психологов занимаются исследованием ценностных ориентаций. Некоторые из них изучают ценности на уровне общих теоретических концепций, а другие проводят эмпирические исследования, чтобы понять, как ценностные ориентации формируются и меняются у подростков. К ним относятся такие известные философы, как Аристотель, Кант и Ницше, а также психологи, такие как Жан Пиаже, Эрик Эриксон и Абрахам Маслоу.