«Романский стиль в западно-европейском средневековом искусстве»

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Искусствоведение
  • 30 30 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 02.01.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
План
Введение.
1. Романский стиль, как один из крупных исторических стилей.
1.1 Основные черты романского искусства.
1.2 Романтика в архитектуре.
2. Романтизм в скульптуре и живописи.
2.1 Скульптура
2.2 Живопись
Заключение.
Список источников
Приложение.
Фрагмент для ознакомления

Лишь в конце XI в. стали появляться бродячие артели каменотесов-мирян.Отдельные романские постройки и комплексы (монастыри, церкви, замки) обычно возводились среди сельского ландшафта и господствовали над округой, как земное подобие «града божьего» или наглядное выражение могущества феодального владыки. Романские постройки гармонировали с природным окружением, их компактные формы и ясные силуэты как бы повторяли и обобщали естественный рельеф, а местный камень, чаще всего служивший материалом, органично сочетался с почвой и зеленью. Облик зданий исполнен спокойной и торжественной силы. Характерными особенностями построек романского стиля были массивные стены, тяжеловесность которых подчеркивалась узкими проемами окон и ступенчато углубленными порталами (входами), а также высокие башни, ставшие одним из главных элементов архитектурной композиции. Если в раннем романском стиле главную роль в декоре играла настенная живопись, то в конце XI — начале XII вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, в интерьере же сосредоточенные на капителях колонн. В зрелом романском стиле плоский рельеф сменяется более высоким, насыщенным светотеневыми эффектами, но неизменно сохраняющим органичную связь со стеной.В эпоху романского стиля расцвела книжная миниатюра, а также декоративно-прикладное искусство: литье, чеканка, резьба по кости, эмальерное дело, художественное ткачество, ювелирное искусство.В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном Божьем могуществе (Христос во славе, Страшный суд и т.п.). В строго симметричных религиозных композициях доминировала фигура Христа; повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты) принимали более свободный и динамичный характер. Для романской пластики типичны отклонения от реальных пропорций, благодаря которым человеческий образ часто становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, не теряя при этом духовной выразительности. Во всех видах романского искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны.Список использованных источников Акимова, Л.И., Бусева -Давыдова, И.Л.История искусства [Текст] / [Л. И. Акимова и др. ; под ред. Е. Д. Федотовой] ; Росcийская акад. художеств, Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразительных искусств. - Москва : Белый город, - 27 см.Т. 1 / [И. Л. Бусева-Давыдова и др.] ; [редкол.: М. А. Бусев и др.]. - 543, [1] с.Арсланов, В.Г. Теория и история искусствознания. Античность. Средние века. Возрождение [Текст] : [учебное пособие для вузов] / Виктор Арсланов ; Российская акад. художеств, НИИ теории и истории изобразительных искусств. - Москва : Культура : Акад. проект, 2015. - 436 с.Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи / Н. А. Барская. - М. : Просвещение, 1993. - 221,[2] с.Бусева-Давыдова, И.Л., Воронина, Т.С.История искусств [Текст] : [учебное пособие для учащихся художественных школ и училищ] / [авт.-сост. Воротников А. А. и др.]. - Минск : Фирма "Литература", 1997. - 606, [1] с.Кривов, М.В.Византия и арабы в раннем Средневековье [Текст] : [16+] / М. В. Кривов. - Санкт-Петербург :Алетейя, 2014. - 189, [1] с. Морозова, Ю.Г., Тарасова, О.И.Введение в христианское искусство: учебно- методическое пособиеЕлец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2009 // BIBLIOCLUB\0000271881Покровский, Н.В.Очерки памятников христианской иконографии и искусства / [Соч.] Н. Покровского. - 2-е изд., доп. - Санкт-Петербург : тип. А.П. Лопухина, 1900. - [6], XVI, 481 с.Садохин, А.П.Мировая художественная культура [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений / А. П. Садохин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ, 2012.Тяжелов В., Сопоцинский О. Искусство средних веков [Текст] : Византия. Армения и Грузия. Болгария и Сербия. Древняя Русь. Украина и Белоруссия / В. Тяжелов, О. Сопоцинский. - Москва : Искусство ; Dresden : Verlag derKunst, 1975. - 366 с.Удальцова З.В. Культура Византии... / Академия наук СССР, Институт всеобщей истории. - Москва : Наука, 1984-. - 25 см....Вторая половина VII-XII в. / [Г. Г. Литаврин, С. С. Аверинцев, М. В. Бибиков и др.]; Отв. ред. З. В. Удальцова, Г. Г. Литаврин. - 1989. - 678 с.ПриложенияПриложение А Cобор Св. Софии в КонстантинополеПриложение БНотр Дам де ПариПриложение ВПизанский комплексПриложение Г Собор Св. Софии в КиевеПриложение ДСобор Св. Софии в Великом НовгородеПриложение ЕДмитриевский собор во ВладимиреПриложение ЖУспенский собор Московского КремляПриложение ЗБлаговещенский собор Московского кремляПриложение ИСпасский собор Андроникова монастыря в МосквеПриложение КМозаика Христос Вседержитель из собора Св. Софии в КонстантинополеПриложение ЛЦерковь Вознесения в КоломенскомПриложение МЦерковь Покрова в ФиляхПриложение НЦерковь Спаса на Ильине улице в Великом НовгородеПриложение ОИкона «Владимирская Богоматерь»Приложение ПИкона Казанской Божьей материПриложение РИкона «Спас нерукотворный» XII в.Приложение СМозаичная икона «Богоматерь Оранта» из собора св. Софии в КиевеПриложение ТИкона «Троица» Андрея РублёваПриложение УИкона «Спас Нерукотворный» Симона Ушакова.XVII в.Приложение ФРафаэль. Мадонна Конестабиле или Сикстинская МадоннаПриложение ХРембрандт. Возвращение блудного сынаПриложение ЦА. Иванов. Явление Христа народуПриложение ЧМ. Нестеров. Видение отроку ВарфоломеюПриложение ШИ. Крамской. Христос в пустыне

Список использованных источников
1. Акимова, Л.И., Бусева -Давыдова, И.Л. История искусства [Текст] / [Л. И. Акимова и др. ; под ред. Е. Д. Федотовой] ; Росcийская акад. художеств, Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразительных искусств. - Москва : Белый город, - 27 см.Т. 1 / [И. Л. Бусева-Давыдова и др.] ; [редкол.: М. А. Бусев и др.]. - 543, [1] с.
2. Арсланов, В.Г. Теория и история искусствознания. Античность. Средние века. Возрождение [Текст] : [учебное пособие для вузов] / Виктор Арсланов ; Российская акад. художеств, НИИ теории и истории изобразительных искусств. - Москва : Культура : Акад. проект, 2015. - 436 с.
3. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи / Н. А. Барская. - М. : Просвещение, 1993. - 221,[2] с.
4. Бусева-Давыдова, И.Л., Воронина, Т.С. История искусств [Текст] : [учебное пособие для учащихся художественных школ и училищ] / [авт.-сост. Воротников А. А. и др.]. - Минск : Фирма "Литература", 1997. - 606, [1] с.
5. Кривов, М.В. Византия и арабы в раннем Средневековье [Текст] : [16+] / М. В. Кривов. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2014. - 189, [1] с.
6. Морозова, Ю.Г., Тарасова, О.И. Введение в христианское искусство: учебно- методическое пособие Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2009 // BIBLIOCLUB\0000271881
7. Покровский, Н.В. Очерки памятников христианской иконографии и искусства / [Соч.] Н. Покровского. - 2-е изд., доп. - Санкт-Петербург : тип. А.П. Лопухина, 1900. - [6], XVI, 481 с.
8. Садохин, А.П. Мировая художественная культура [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений / А. П. Садохин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ, 2012.
9. Тяжелов В., Сопоцинский О. Искусство средних веков [Текст] : Византия. Армения и Грузия. Болгария и Сербия. Древняя Русь. Украина и Белоруссия / В. Тяжелов, О. Сопоцинский. - Москва : Искусство ; Dresden : Verlag der Kunst, 1975. - 366 с.
10. Удальцова З.В. Культура Византии... / Академия наук СССР, Институт всеобщей истории. - Москва : Наука, 1984-. - 25 см.
...Вторая половина VII-XII в. / [Г. Г. Литаврин, С. С. Аверинцев, М. В. Бибиков и др.]; Отв. ред. З. В. Удальцова, Г. Г. Литаврин. - 1989. - 678 с.

Вопрос-ответ:

Что такое романский стиль в искусстве?

Романский стиль - это одно из крупных исторических стилей, характеризующее западноевропейское средневековое искусство. Он проявляется в архитектуре, скульптуре и живописи.

Какие основные черты романского искусства?

Основные черты романского искусства включают простоту и строгость форм, использование архитектурных элементов, таких как арки, колонны и складчатые окна, а также узоры и изображения растений и животных в резьбе по дереву и камню.

Как проявляется романтика в архитектуре романского стиля?

В архитектуре романского стиля проявляется романтика благодаря использованию монументальных пропорций и внушительных размеров зданий, а также использованию архитектурных деталей, таких как розетки, арки и башни.

Каким образом романский стиль проявляется в скульптуре?

В скульптуре романского стиля встречаются изображения фигур людей, животных и растений, которые часто являются символами религиозных историй и легенд. Скульптуры могут быть выполнены из камня, дерева или металла и иметь рельефную или объемную форму.

Как связаны живопись и романский стиль?

Живопись романского стиля часто находилась в тесной связи с архитектурой и скульптурой. Живописные композиции могли быть изображены на стенах церквей и монастырей, а также на росписях внутри зданий. Они часто отражали религиозные темы и исторические события.

Какие основные черты романского искусства?

Основные черты романского искусства включают толстые стены, мощные своды, огромные окна и рельефную скульптуру. Также характерными чертами являются геометрические формы, отсутствие декоративных элементов, простота и сдержанность в отделке.

Чем отличается романтика в архитектуре от романтизма в скульптуре и живописи?

В романтике архитектуры преобладают элементы монументальности, силы и величия. Архитектурные сооружения в романском стиле имеют огромный размер, толстые стены, массивные своды и высокие башни. Романтизм в скульптуре и живописи, напротив, характеризуется эмоциональностью, экспрессивностью и акцентированием на человеческой личности.

Какие сооружения возводились в романском стиле?

В романском стиле возводились различные сооружения, включая монастыри, церкви и замки. Они обычно строились на природном ландшафте сельской местности и являлись его главными доминантами.

Какие изменения произошли в средневековом искусстве с появлением романского стиля?

С появлением романского стиля возникли новые формы архитектуры, скульптуры и живописи. В архитектуре стали использоваться толстые стены, массивные своды и огромные окна. Скульптура стала трехмерной и часто украшала фасады церквей и замков. В живописи появились гротески и рельефные детали.

Какие романские постройки можно найти в Европе?

В Европе можно найти множество романских построек, таких как монастыри, церкви и замки. Некоторые из самых известных романских сооружений включают Перпиньянский храм во Франции, Сан-Джованни-ин-Латерано в Италии и Вестминстерское аббатство в Англии.