«Особенности эволюции иконографии иконы «Чудо Георгия о змие» в древнерусской иконописи»
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 03.01.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Ранние древнерусские иконографические изображения сюжета «Чудо Георгия о змие» 4
1.1. Сюжет «Чудо Георгия о змие» в раннехристианском искусстве 5
1.2. Иконография св. Георгия в домонгольский период (12 в.) 6
Глава 2. Иконография Св. Георгия на Руси в 14.15 вв.
2.1. Особенности иконографии Св. Георгия в 14 в. 10
2.2. Иконография иконы «Чудо Георгия о змие» в 15 веке. 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Краткий вариант иконографии встречается чаще всего в ранних иконах 15 века, например, на иконе из церкви в с. Манихино мы видим Георгия на белом коне, поражающего серо-синего змея на фоне гор. Змей выползает из пещеры. (Рис.7). Справа из облака выходит благословляющая десница.Рис. 7. Чудо Георгия о змие. Около середины XV в. Из церкви в с. Манихино близ устья р. Паши Волховского района. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.На другой новгородской икона "Чудо Георгия о змие" XV века из Третьяковской галереи сюжет также дан в краткой редакции: св. Георгий на белом коне, полуобернувшись назад, колет змея копьем в пасть. Примечательно, что в новгородской иконописи до XVI в. все святые всадники-змееборцыне усекают змея мечом, а колют его копьем., причем в фигурах воинов не чувствуется напряжения, они побеждают не своими силами, а волей Божьей. На остроуховской иконе из-за спины Георгия Победоносца виден щит с ликом солнца, что символизирует божественное покровительство, а Солнце символизирует Христа. За редкими исключениями св. Георгий изображается на белом коне, поскольку образ коней связан с послушностью, согласно Дионисию Ареопагиту, «белые указывают на светлость и как бы особую родственность божественному свету, вороные – на сокровенность». В новгородских и псковских изображениях вороной конь встречается реже, чем белый, причем черный цвет, символизирующий ад, мог быть заменен н темно-синий.До XVII века на новгородских иконах «Чудо св. Георгия о змие» нет изображений растительности, словно сюжет разворачивается в пустыне.В наиболее ранних русских иконах на этот сюжет, относящихся к XIV–XV векам, преобладает лаконичный вариант иконографии, представляющий только самого Георгия в виде всадника, который поражает копьем змия. В более позднее время иконописцы начинают отдавать предпочтение развернутым композициям с подробным изображением всех деталей Сказания: спасенной принцессы, которая ведет усмиренное чудовище на поясе, города, на стенах которого представлены его жители во главе с правителем, а также пещеры или озера, где прятался дракон.Судя по составу сохранившихся памятников, в новгородском искусстве зрелого XIV, XV и XVI вв. чаще встречается краткий извод «Чуда Георгия о змие», без фигур царевны и очевидцев чуда. Вероятно, эта композиция больше отвечала приверженности новгородских мастеров к лаконичным, четким композициям. В других русских центрах «Чудо Георгия» достаточно часто изображается в ином, распространенном изводе, композиции более повествовательны.ЗаключениеПримечательно, что сюжет, первоначально входивший в состав развернутых житийных циклов в храмовых росписях, в древнерусской иконописи получил самостоятельную жизнь. Единоборство Георгия с чудовищем воспринималось не просто как одно из деяний святого, а как чрезвычайно наглядное выражение длящейся на протяжении всей христианской истории борьбы с силами зла и с самим дьяволом, некогда также в образе змия соблазнившего Еву, и окончательной победы над ним. Неслучайно в текстах службы святому Георгию он воспевается как имеющий благодать избавления от нападений лукавого, к которым в христианской традиции относились не только искушения и соблазны, но и любые житейские испытания и даже вражеские нашествия.На Руси эта тема получает распространение еще в домонгольский период. Композиции Чуда бывают сокращенными и расширенными. В первом случае изображается конный воин, поражающий копьем змия, и благословляющий его с небес Христос или Его рука или Пресвятая Богородица. В других вариантах добавляется царевна, ведущая на своем поясе усмиренного змия в город. Город чаще всего бывает представлен башнеобразным зданием с царем, царицей, народом. Иногда около головы Георгия изображается венчающий его ангел.Образ Святого Георгия был настолько популярен в русском искусстве, что его поместили сначала на герб Москвы, а потом и на герб России. Георгия почитали как воина и победителя, связывали его имя с победой над в врагами и символически – с победой добра над злом. Таким образом, в работе были рассмотрены особенности эволюции иконографии иконы «Чудо Георгия о змие» в древнерусской иконописи.Список использованной литературыАкимова Л.И., Бусева -Давыдова, И.Л.История искусства. Том I: учебное пособие. М.: Белый город, 2012. 506 ч. Бусева-Давыдова И.Л., Воронина Т.С.История Искусства. Том II: учебное пособие. М.: Белый город, 2013. 489 с. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М.: Просвещение, 1993. 194 с. Т.С. Еремина. Мир русских икон и монастырей. История, предания. М.: Наука, 1998.-597 с.Кривов М.В.Византийская культураСанкт-Петербург: Алетейя, 2017. 209 с. Лазарев В. Н. Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески. М.: Искусство, 2000. 287 с.Морозова Ю.Г., Тарасова, О.И.Введение в христианское искусство: учебно- методическое пособиеЕлец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2009. 240 с. Покровский Н.В.Очерки памятников христианской иконографии и искусства. СПб: Типография А. П. Лопухина, 1992. 146 с.Садохин А.П.Мировая художественная культура: словарь.Москва: Директ-Медиа, 2014. 504 с.Садохин А.П. Мировая культура и искусство: учебное пособие. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 304 с.Салько Н. Б. Живопись Древней Руси XI — начала XIII века: Мозаики. Иконы. Фрески.Л.: Художник РСФСР, 1982. Стр. 174-175.Удальцова З.В. Византийская культура. М.: Наука, 1988. 205 с.
Список использованной литературы
1. Акимова Л.И., Бусева -Давыдова, И.Л. История искусства. Том I: учебное пособие. М.: Белый город, 2012. 506 ч.
2. Бусева-Давыдова И.Л., Воронина Т.С. История Искусства. Том II: учебное пособие. М.: Белый город, 2013. 489 с.
3. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М.: Просвещение, 1993. 194 с.
4. Т.С. Еремина. Мир русских икон и монастырей. История, предания. М.: Наука, 1998.-597 с.
5. Кривов М.В. Византийская культура Санкт-Петербург: Алетейя, 2017. 209 с.
6. Лазарев В. Н. Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески. М.: Искусство, 2000. 287 с.
7. Морозова Ю.Г., Тарасова, О.И. Введение в христианское искусство: учебно- методическое пособие Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2009. 240 с.
8. Покровский Н.В. Очерки памятников христианской иконографии и искусства. СПб: Типография А. П. Лопухина, 1992. 146 с.
9. Садохин А.П. Мировая художественная культура: словарь. Москва: Директ-Медиа, 2014. 504 с.
10. Садохин А.П. Мировая культура и искусство: учебное пособие. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 304 с.
11. Салько Н. Б. Живопись Древней Руси XI — начала XIII века: Мозаики. Иконы. Фрески. Л.: Художник РСФСР, 1982. Стр. 174-175.
Удальцова З.В. Византийская культура. М.: Наука, 1988. 205 с.
Вопрос-ответ:
Чем отличается иконография иконы Чудо Георгия о змие в раннехристианском искусстве?
Иконография иконы Чудо Георгия о змие в раннехристианском искусстве отличается от последующих периодов своей простотой и минимализмом. На таких иконах Георгий изображается как воин в доспехах, с оружием и конем. Взаимодействие с змеем чаще всего изображается однотипно, Георгий ударяет змея копьем или мечом. На таких иконах отсутствуют подробности, детали и глубокие символические изображения, которые доминируют в более поздних периодах.
Как менялась иконография святого Георгия в домонгольский период?
В домонгольский период иконография святого Георгия стала более сложной и разнообразной. На иконах начали появляться детальные изображения, отражающие сюжет Чудо Георгия о змие во всех его деталях. Георгий изображается борющимся с змеем на фоне каменной пагоды или грота. Также на иконе могут присутствовать ангелы, стоящие рядом с Георгием и помогающие ему в схватке с змеем.
Какие особенности иконографии святого Георгия были характерны в 14 веке?
В 14 веке иконография святого Георгия стала более монастырской и строгой. Главной особенностью данных икон стало изображение Георгия в белых или серых одеждах, что символизирует его отрешение от земных привязанностей и связь со светом небесным. Однако, основные элементы сюжета Чудо Георгия о змие сохраняются: Георгий изображается побеждающим змея, иногда помощь ангелов добавляется в качестве дополнительного элемента.
Какие иконографические изображения с сюжетом "Чудо Георгия о змие" были в раннехристианском искусстве?
В раннехристианском искусстве часто изображали Георгия на коне, поражающего змия копьем или мечом.
Как развивалась иконография святого Георгия в домонгольский период?
В домонгольский период к изображению Георгия добавились новые элементы: дракон чаще всего стал изображаться в виде крокодила или змея, и Георгий получил золотую ауру.
Какие особенности иконографии святого Георгия можно наблюдать в 14 веке?
В 14 веке было введено изображение Георгия на постаменте, рядом с которым находятся изображения богоявленского древа и пророка Илии. Также часто изображается процессия сановников, дев и младенцев, пришедших поклониться Георгию.
Какая иконография иконы "Чудо Георгия о змие" была популярна в 15 веке?
В 15 веке на иконе "Чудо Георгия о змие" Георгий изображается на коне, пронзающим змия копьем или мечом. Змей в этот период уже представлен в виде дракона или змея.
Как долго развивалась иконография иконы "Чудо Георгия о змие"?
Иконография иконы "Чудо Георгия о змие" развивалась на протяжении нескольких веков, начиная с раннехристианского искусства и до 15 века.
В каких периодах и какие особенности существовали в иконографии иконы Чудо Георгия о змие?
Существуют различные особенности иконографии иконы Чудо Георгия о змие в разные исторические периоды. В раннехристианском искусстве этот сюжет изображался в сценической форме, где святой Георгий убивает змея. В домонгольский период иконография святого Георгия была в основном военной, он изображался как воин на коне, борющийся с драконом. В 14-15 веках на Руси особенностью иконографии стала акцентировка внимания на лице святого Георгия, его выразительные черты и манеру подачи. В этот период также стали появляться иконы Чудо Георгия о змие с более сложным композиционным решением и большим количеством деталей.
Какую роль играл сюжет Чудо Георгия о змие в раннехристианском искусстве?
В раннехристианском искусстве сюжет Чудо Георгия о змие играл особую роль. Он символизировал победу святого Георгия над злом и его защиту людей от духовных опасностей. Этот сюжет был одним из наиболее популярных в первые века христианства и часто изображался на фресках и мозаиках раннего Христианства.
Как изменилась иконография иконы Чудо Георгия о змие в домонгольский период (12 в.)?
В домонгольский период (12 в.) иконография святого Георгия была в основном военной. Он изображался как воин на коне, борющийся с драконом. Это отражало положение Руси на пороге домонгольского нашествия и необходимость защиты страны. Изображения Георгия как воина акцентировали его храбрость и мужество в борьбе против врагов веры.
Какие особенности эволюции иконографии иконы Чудо Георгия о змие встречаются в древнерусской иконописи?
В древнерусской иконописи иконография сюжета Чудо Георгия о змие имела свои особенности. Сюжет был изображен в раннехристианском искусстве и продолжал развиваться вплоть до конца 15 века. В ранней иконографии этой темы основное внимание уделялось борьбе святого Георгия с драконом, причем дракон часто изображался как змееподобное существо.