Разработка проекта внедрения криптографических методов защиты информации в организации. КриптоПро CSP и TLS
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 08.01.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.1 Классификация систем электронного документооборота (СЭДО) 5
1.2 Архитектура СЭД 6
1.3 Принципы функционирования СЭД 7
1.4 Особенности внедрения и использования СЭД 7
1.5 Основные этапы внедрения СЭД на предприятии 8
ГЛАВА 2. Документооборот. 9
2.1 Обзор представленных на рынке решений в области электронного документооборота 9
2.2 Обзор модулей СЭД «ДЕЛО» 15
2.3 Общие проблемы внедрения средств электронного документооборота 18
2.4 Электронная подпись для электронного документооборота 21
2.6 Порядок использования различных видов ЭП для электронного взаимодействия 24
ГЛАВА 3. Процесс внедрения криптографических методов защиты информации в организации 28
3.1 Установка сертификата подписи КриптоПро 28
3.2 Установка CARMA 30
3.3 Создание электронной подписи в CARMA 32
3.4 Установка EOS Desktop Service 33
3.5 Проверка установленной подписи 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Уведомлять удостоверяющий центр (далее – УЦ) и иных участников электронного взаимодействия о нарушении конфиденциальности ключа электронной подписи.
Не использовать ключ электронной подписи при наличии оснований полагать, что конфиденциальность данного ключа нарушена.
Рассмотрим практические варианты применения различных видов ЭП.
КЭП - В случае использования квалифицированной электронной подписи необходимо:
получить ключи и квалифицированный сертификат ключа проверки ЭП для каждого сотрудника;
использовать сертифицированное программное обеспечение (далее – ПО) для подписания электронных документов и проверки подписи.
Достоинства:
не требуется устанавливать Удостоверяющий центр на предприятии;
электронное взаимодействие возможно с любым контрагентом, обладающим квалифицированным сертификатом ключа проверки ЭП.
Недостатки:
каждый сотрудник должен получать квалифицированный сертификат ключа проверки ЭП самостоятельно в аккредитованном УЦ, либо это может сделать доверенное лицо, в том числе для всех сотрудников предприятия;
создание квалифицированного сертификата ключа ЭП стоит денег;
для подписания использовать можно не любое ПО, а только сертифицированное.
НЭП - В случае использования неквалифицированной электронной подписи необходимо:
подписать регламенты и нормативные документы между всеми участниками электронного взаимодействия;
установить УЦ в организации (например, бесплатный Microsoft Certificate Services), либо использовать внешний УЦ;
С помощью этого УЦ получить ключи и сертификаты ключа проверки ЭП для каждого сотрудника;
Использовать любое ПО для подписания электронных документов и проверки подписи;
(Опционально) Использовать систему управления ключевыми носителями и сертификатами Рутокен KeyBox.
Достоинства:
выдача сертификатов ключа проверки ЭП происходит физически бесплатно (при использовании собственного УЦ);
нет ограничений на используемое ПО.
Недостатки:
необходимо самостоятельно управлять ключами и сертификатами (выдача, отзыв, перевыпуск по истечении срока дейтсвия0, либо платить УЦ
важно подписать правильные регламенты и нормативные документы, в противном случае ЭП впоследствии может быть признана недействительной.
ПЭП - В случае использования простой электронной подписи необходимо:
фактически, актуально только для клиентов – физических лиц. Чаще всего применяется в системах ДБО (при этом юрлица используют НЭП);
для соблюдения требований 63 – ФЗ требует очень серьезную систему документооборота.
Достоинства:
Пользователям не нужно использовать ключи и сертификаты проверки ключей ЭП, вместо этого они используют пароли, свои смартфоны и пр.
Недостатки:
низкая надёжность и возможность оспаривания;
высокие требования к системе ЭДО;
сложность надежной инфраструктуры превосходит таковую для НЭП.
Следует помнить, что при использовании КЭП и НЭП должна гарантироваться конфиденциальность ключей ЭП. Для этого рекомендуется использовать токен – электронный идентификатор, содержащий защищенную память и криптографический процессор. Ключи хранятся в памяти, доступ к которой обеспечивается при помощи ПИН – кода. Таким образом:
ключи ЭП не могут быть извлечены из токена и скопированы, а значит и скомпрометированы – выполняется требование 63 – ФЗ;
криптографическое ядро токена для вычисления ЭП;
ключи и сертификаты хранятся в памяти токена;
достаточно подключить токен к любому ПК – и можно подписывать документ;
совместим с большинством российских систем электронного документооборота и Microsoft Office.
Варианты моделей токена для различных ЭП представлены на рисунке 10.
Рисунок 10 - Варианты моделей токена для различных ЭП
ГЛАВА 3. Процесс внедрения криптографических методов защиты информации в организации
3.1 Установка сертификата подписи КриптоПро
КриптоПро CSP (cryptography service provider) – программное обеспечение, необходимое для создания и проверки ЭП согласно Закону. Таже называется криптопровайдером – программой, осуществляемой криптографическую защиту (создание подписи, шифрование и защита данных).
Рассмотрим порядок установки сертификата подписи в КриптоПро. После открытия программы КриптоПро, во вкладке «Сервис» необходимо выбрать «Установить личный сертификат» (рисунок 11).
Рисунок 11 – Установка личного сертификата
Далее необходимо нажать «Обзор» и указать путь к ключу в формате «.cer», который находится на вставленном носителе (рисунок 12)
Рисунок 12 – Настройка директории для ключа
После появится информация о найденном ключа (рисунок 13).
Рисунок 13 – Информация о сертификате
Далее необходимо осуществить поиск контейнера закрытого ключа, выбираем найти автоматически (рисунок 14).
Рисунок 14 – Поиск ключевого контейнера
Далее работа мастера установки личного сертификата будет завершена и потребуется ввести пароль для контейнера с закрытым ключом. Следует учитывать, что, по умолчанию, использование сертификатов КриптоПро при подписывании возможно только через внешний носитель. Если вставлять каждый раз флешку нет возможности и желания, то необходимо скопировать закрытый ключ в реестр. Копирование ключа происходит через меню «Сервис» - «Скопировать».
3.2 Установка CARMA
Система «КАРМА» — это специально разработанное ПО для использования криптографических функций (шифрование, подписание и проверка ЭП) в прикладных клиентских и клиент-серверных приложениях (СЭД, CRM, ERP и CAD – приложений и т.д.).
После запуска дистрибутива ПО появляется окно с лицензионным соглашением (рисунок 15).
Рисунок 15 – Начало установки CARMA
Далее задается вид установки и директория установки ядра (рисунок 16).
Рисунок 16 – Этапы установки КАРМА
Далее необходимо указать виду установки – «Приложение» и после завершения установки приложение будет запускаться автоматически при включении компьютера и работать в фоновом режиме. Окно ввода графической подписи представлено на рисунке 17, оно будет появляться при подписании проекта.
Рисунок 17 - Окно ввода графической подписи
3.3 Создание электронной подписи в CARMA
Подписание документа происходит при помощи вызова контекстного меню правой кнопкой мыши по документу и далее выбирается «Подписать файл».
Далее открывается Мастер создания электронной подписи, в окне которого необходимо выбрать требуемый сертификат (он будет выделен жирным черным цветом, если установлен верно), рисунок 18. После настройки типа и формата подписи и имени файла подписи в других подменю мастера, можно сохранить профиль данной операции для дальнейшего автоматического ввода. При нажатии кнопки «Далее» документ будет успешно подписан.
Рисунок 18 – Выбор сертификата ключа
3.4 Установка EOS Desktop Service
EOS Desktop Service – специальная опция, которая предназначена для интеграции тонкого клиента («Дело-web») СЭД Дело с приложениями, установленными на рабочих компьютерах пользователей.
Для установки данной опции необходимо авторизоваться в СЭДД «Дело» на рабочем месте сотрудника и в настройках выбрать «Desktop Service» (рисунок 19).
Рисунок 19 – Настройка Desktop Service
Далее происходит стандартная установка дистрибутива, по окончании которой приложение EOS Desktop Service будет автоматически запускаться при входе в операционную систему в фоновом режиме, а в созданном и зарегистрированном проекте документа СЭД Дело станет активна кнопка «Редактировать файл» (рисунок 14).
Рисунок 14 – Появившаяся опция «Редактировать файл»
3.5 Проверка установленной подписи
Для проверки в системе «Дело – Web» необходимо создать документа через главное меню «Дело-Web» с помощью кнопки «Регистрировать проект документа» (рисунок 15).
Рисунок 15 - Создание документа через главное меню «Дело-Web»
Далее необходимо выбрать группу документов, где проводится установка, заполнить обязательные поля для регистрации документа, выбрать адресата и зарегистрировать документ. После данных действий добавляется подписывающее лицо в пункте «Визы и подписи», выбирается срок и далее необходимо нажать на «Направить на подпись». У подписывающего лица станет активна кнопка «Подписать», после нажатия происходит выбор сертификата (рисунок 16).
Рисунок 16 – Выбор сертификата подписи в «Дело-Web»
Проверить ЭП можно с помощью кнопки «Проверить ЭП» (рисунок 17).
Рисунок 17 – Проверка ЭП
Заключение.
В ходе работы были достигнуты все поставленные цели и задачи. Рассмотрен виды и принципы функционирования СЭД, понятие и виды ЭП в соответствии с нормативной базой РФ. Проведен обзор представленных на российском рынке систем электронного документооборота. В третьей главе работы рассмотрен порядок настройки рабочего места для использования ЭП в СЭД «ДЕЛО».
При помощи ЭП можно обеспечить в любой организации защищенный электронный документооборот. На примере СЭД «ДЕЛО» продемонстрирована простота и последовательность настройки использования ЭП. Каждая СЭД разрабатывает собственный программный функционал для работы ЭП, однако криптопровайдеры, как правило, используются одни и те же: КриптоПРО или VipNet.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Об электронной подписи [Текст]: федер. закон от 06.04.2011г. № 63-ФЗ // Российская газета, № 75, 08.04.2011
ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов". - М. : Изд-во стандартов, 2003.
Проблемы внедрения средств электронного документооборота [Электронный ресурс] : Мир знаний. – Режим доступа: http://mirznanii.com/a/ 165769/problemy-vnedreniya-sredstv-elektronnogo-dokumentooborota.
Основные проблемы электронного документооборота [Электронный ресурс] : Студенческая библиотека онлайн. – Режим доступа: http://studbooks.net/1214859/menedzhment/osnovnye_problemy_elektronnogo_dokumentooborota.
Кормильцева А. И. Проблемы правового регулирования электронного документооборота // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). – Казань: Бук, 201-6. – С. 109-113.
Лапина М. А., Ревин А. Г., Лапин В. И. Информационное право. – Издательство: Юнити-Дана, 2004. – 336 с.
Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 года № 1-ФЗ.
Ротков Л. Ю., Зобнев А. В. Электронная печать в электронном документообороте / Учебно-методические материалы по программе повышения квалификации «Электронный документооборот». – Нижний Новгород, 2006. – 42 с.
Внедрение систем электронного документооборота: проблемы и решения [Электронный ресурс] : Информационный портал «iTeam». – Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications/it/section_64/article_2687/.
Проблемы внедрения СЭД и их решения [Электронный ресурс] :Научная электронная библиотека «CyberLeninka». – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vnedreniya-sed-i-ih-resheniya.
Внедрение систем электронного документооборота: проблемы и решения [Электронный ресурс] : Информационный портал «iTeam». – Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications/it/section_64/article_2687/.
Внедрение систем электронного документооборота: проблемы и решения [Электронный ресурс] : Информационный портал «iTeam». – Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications/it/section_64/article_2687/.
Мировой рынок систем электронного документооборота [Электронный ресурс] : Онлайн библиотека аналитической информации «CitForum». – Режим доступа: http://citforum.ru/consulting/docflow/market/article1.8.2002488.html.
Проблемы внедрения средств электронного документооборота [Электронный ресурс] : Мир знаний. – Режим доступа: http://mirznanii.com/a/ 165769/problemy-vnedreniya-sredstv-elektronnogo-dokumentooborota.
Основные проблемы электронного документооборота [Электронный ресурс] : Студенческая библиотека онлайн. – Режим доступа: http://studbooks.net/1214859/menedzhment/osnovnye_problemy_elektronnogo_dokumentooborota.
Ротков Л. Ю., Зобнев А. В. Электронная печать в электронном документообороте / Учебно-методические материалы по программе повышения квалификации «Электронный документооборот». – Нижний Новгород, 2006. – 42 с.
Кормильцева А. И. Проблемы правового регулирования электронного документооборота // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). – Казань: Бук, 201-6. – С. 109-113.
2
Об электронной подписи [Текст]: федер. закон от 06.04.2011г. № 63-ФЗ // Российская газета, № 75, 08.04.2011
ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов". - М. : Изд-во стандартов, 2003.
Проблемы внедрения средств электронного документооборота [Электронный ресурс] : Мир знаний. – Режим доступа: http://mirznanii.com/a/ 165769/problemy-vnedreniya-sredstv-elektronnogo-dokumentooborota.
Основные проблемы электронного документооборота [Электронный ресурс] : Студенческая библиотека онлайн. – Режим доступа: http://studbooks.net/1214859/menedzhment/osnovnye_problemy_elektronnogo_dokumentooborota.
Кормильцева А. И. Проблемы правового регулирования электронного документооборота // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). – Казань: Бук, 201-6. – С. 109-113.
Лапина М. А., Ревин А. Г., Лапин В. И. Информационное право. – Издательство: Юнити-Дана, 2004. – 336 с.
Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 года № 1-ФЗ.
Ротков Л. Ю., Зобнев А. В. Электронная печать в электронном документообороте / Учебно-методические материалы по программе повышения квалификации «Электронный документооборот». – Нижний Новгород, 2006. – 42 с.
Внедрение систем электронного документооборота: проблемы и решения [Электронный ресурс] : Информационный портал «iTeam». – Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications/it/section_64/article_2687/.
Проблемы внедрения СЭД и их решения [Электронный ресурс] :Научная электронная библиотека «CyberLeninka». – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vnedreniya-sed-i-ih-resheniya.
Вопрос-ответ:
Какие классификации систем электронного документооборота существуют?
Существует несколько классификаций систем электронного документооборота (СЭДО). Некоторые из них основаны на степени автоматизации процессов обработки документов, другие - на функциональной направленности СЭДО. Например, одна из основных классификаций основана на том, где размещается хранилище электронных документов: локальные СЭДО, сетевые СЭДО и веб-СЭДО.
Какова архитектура систем электронного документооборота (СЭД)?
Архитектура СЭД может включать несколько модулей, которые обеспечивают функциональность системы. В типичной архитектуре СЭД присутствуют модули для работы с электронными документами, обмена документами, управления доступом и авторизации, хранения электронных документов и т.д. Конкретная архитектура может различаться в зависимости от поставщика СЭД.
Какие принципы функционирования систем электронного документооборота (СЭД) существуют?
Существуют различные принципы функционирования систем электронного документооборота (СЭД). Например, один из принципов - автоматизация процессов обработки документов с помощью цифровой подписи и шифрования. Другой принцип - обеспечение контроля и управления доступом к электронным документам с помощью системы прав доступа. Также существуют принципы, связанные с удобством использования и интеграцией СЭД с другими системами.
Какие особенности внедрения и использования систем электронного документооборота (СЭД) существуют?
Внедрение и использование систем электронного документооборота (СЭД) имеет свои особенности. Например, необходимость провести анализ текущих процессов обработки документов и их оптимизацию перед внедрением СЭД. Также требуется подготовка персонала к работе с новой системой и осуществление обучения. Еще одна особенность - необходимость обеспечить совместимость и интеграцию СЭД с другими информационными системами организации.
Для чего нужны криптографические методы защиты информации?
Криптографические методы защиты информации используются для обеспечения конфиденциальности, целостности и аутентификации данных. Они позволяют зашифровывать данные, подписывать документы, проверять целостность информации и идентифицировать отправителя.
Что такое СЭД и для чего она нужна?
СЭД (система электронного документооборота) - это комплекс программных и аппаратных средств, предназначенный для автоматизации документооборота в организации. СЭД позволяет электронно обрабатывать, хранить и передвигать документы, упрощает процессы работы с документами и повышает эффективность бизнес-процессов.
Какие этапы включает в себя внедрение СЭД на предприятии?
Внедрение СЭД на предприятии включает несколько основных этапов: анализ текущих процессов и задач, разработку требований к системе, выбор и внедрение подходящего решения, настройку системы, обучение персонала и постоянную поддержку и сопровождение системы.
Какие модули входят в состав СЭД ДЕЛО?
СЭД ДЕЛО включает в себя различные модули: модуль управления документами, модуль электронного документооборота, модуль управления задачами и процессами, модуль архивного хранения документов, модуль классификации и поиска документов и др.
Какие принципы функционирования лежат в основе СЭД?
Основными принципами функционирования СЭД являются: централизация документооборота, автоматизация основных процессов, соблюдение требований по безопасности и конфиденциальности, удобство и интуитивно понятный интерфейс для пользователей.
Какие методы защиты информации могут быть внедрены с помощью КриптоПро CSP и TLS?
КриптоПро CSP и TLS позволяют внедрить различные криптографические методы защиты информации, включая шифрование данных, цифровую подпись, аутентификацию и т.д. Эти методы обеспечивают надежную защиту информации от несанкционированного доступа и подделки.
Какие основные этапы внедрения системы электронного документооборота (СЭД) на предприятии?
Основные этапы внедрения СЭД на предприятии включают анализ требований и выбор подходящего решения, разработку архитектуры СЭД, настройку и настройку системы, проведение испытаний и внедрение в боевую среду, обучение пользователей и поддержку после внедрения.