Особенности формирования коллективных отношений в дошкольном возрасте
Заказать уникальную дипломную работу- 68 68 страниц
- 31 + 31 источник
- Добавлена 05.04.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Особенности формирования коллективных взаимоотношений детей дошкольного возраста 6
1.2 Эволюция взглядов на феномен формирования коллективных отношений у детей дошкольного возраста 10
1.3 Методы и средства формирования коллективных взаимоотношений у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации 14
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОЛЛЕКТИВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20
2.1 Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы 20
2.2 Описание хода реализации проекта «Активные ребята» для детей старшего дошкольного возраста, реализуемого на базе МДОУ детский сад. с. Звонаревка Саратовской области 31
2.3 Контрольный этап опытно-экспериментальной работы 38
2.4 Рекомендации для педагогов и родителей по проблеме формирования коллективных взаимоотношений старших дошкольников 47
Заключение 57
Список использованных источников 62
Приложение ………………………………………………………………65
План игры: рассаживаем детей по кругу и каждый должен сказать своему соседу комплимент, его положительные качества.
( Игра «урок дружбы»
Целью игры является развития навыка рассуждения.
План игры: дети стоят в кругу, и один ребенок исполняет роль воспитателя, другие играют дошкольников старшей группы. Воспитатель раздает детям карточки с названием животных, птиц, деревьев и т.д. Дети должны по очереди объяснить ребенку, играющему роль воспитателя, что написано у них на карточке. Если ребенок-воспитатель угадает, то на его место встает ребенок, чью карточку рассекретили. Если у ребенка-воспитателя возникают затруднения, то ему разрешается задать 3 наводящих вопроса и получить ответы-подсказки.
( Игра «Закадычные друзья»
Целью игры является закрепление у детей представления о взаимовыручке и дружбе.
План игры: игровой зал делят на 2 равные части кеглями: первая- море, вторая – песчаный берег. Воспитатель включает музыку и пока она играет дети бегают по комнате. Как только музыка замолкает, дети должны замереть. И те дети, которые оказались на территории песчаного берега должны быстро найти способ перетащить к себе всех остальных детишек с участка -море. Спасти детей можно 3 способами:
- решить головоломку,
- отгадать загадку,
- выполнить физическое упражнение.
Так же для детей-лидеров нужно давать особые поручения, чтобы они подталкивали своими действиями других детей действовать сообща. Например, можно разить группу на команды и предложить выполнить одно из заданий:
- сделать выставку рисунков для родителей,
- украсить комнату к новому году,
- подготовить подарки.
- собрать все игрушки.
Во время выполнения каждого задания воспитатель следит за тем, чтобы дети работали вместе, аргументирую это тем, что так будет быстрее. Еще воспитатель следит, чтобы не возникало конфликтов, или помогает их решить, учит дружелюбному общению.
Такие задания наиболее быстрее формируют детские коллективы. Так как они знают какой результат хотят достичь и как нужно правильно выполнять задания.
Б) Дальше необходимо поработать с каждым ребенком отдельно для того, чтобы узнать какая эмоциональная обстановку в группе. Воспитателю необходимо наладить с каждым ребенком доверительные и позитивные взаимоотношения, чтобы ребенок мог попросить о помощи или рассказать свой секрет. Для этого в общении нельзя использовать манипуляции и давление. Ведь как известно ребенок лучше раскрывается и развивается в благоприятной обстановке вокруг него.
Воспитателю нужно стараться следить за каждым ребенком в группе:
- замечать их достижения и хвалить,
- приободрить после неудачи и поддержать,
-не прибегать к крикам и физическому насилию, которые могут обидеть детей и напугать.
Лучше всего будет создать в группе плакат, на котором будут расписаны системы ценностей и традиций в группе, таким образом детский коллектив сможет стать дружнее. Дети смогут узнать, когда у их одногруппника день рождение и приготовить ему подарок своими рука, или всем вместе придумать список подарков для Деда Мороза.
В) Также воспитателю следует позаботиться о характере предметной среды в группе. Нужно следить, чтобы в групповой комнате предметы мебели несли в себе посыл к коллективной работе, то есть дети могли бы там играть группами, например:
- набор для магазина,
- конструктор или лего,
- набор врача,
- куклы и плюшевые игрушки,
- настольные игры и т.д.
Любые игровые пособия лучше всего покупать в группу основываясь на возраст детей, чтобы они быстрее могли запомнить правила игры и играть друг с другом.
Воспитателю нужно показывать детям собственный пример коллективной игры, то есть:
- побуждать их проявлять свою инициативу,
- настраивать детей на общение, показывать им как можно и как нельзя друг с другом разговаривать
- помогать им формировать положительных качеств личности, учить межличностному общению.
Г) После наблюдения за совместной деятельностью детей, воспитатель может увидеть, что некоторые дети являются изгоями или непринятыми в коллективе. Они не принимают участие в играх, не общаются с другими детьми. С такими детьми нужно долго и серьезно заниматься. Наиболее распространённые и доступные способы это:
- проведение бесед,
- анализ иллюстраций с нормами и правилами общения,
- просмотр мультфильмов, с целью анализа поступков героев.
Воспитатель нужно суметь привить таким детям нормы и правила межличностного общения. С помощью данных способов, дети смогут представить себя на месте героев и лучше понять взрослого.
После того, как дети усвоили полученные знания о правильном образе действий, воспитатель может рассказать им о возможных ошибках во время общения со сверстниками, используя художественную детскую литературу.
Наиболее подходящими произведения являются:
- «Волшебное слово», автор В. Осеева,
-«Тигренок и его друзья», автор А. Костинский,
- «Лебедь, рак и щука» басня И. А. Крылова.
После прочтения книг необходимо организовать с детьми рефлексирующую беседу. С её помощью воспитатель сможет узнать, что дети поняли, в чем не до конца разобрались и что нужно еще раз объяснить. Детям важно поговорить друг с другом о дружелюбном отношении, справедливости их поступков. А также честности и уважению к другим. В конце можно попросить детей ответить на вопросы, для закрепления материала:
( Что означает слово «коллектив»?
( Что означает «быть ответственным»?
( Какие качества должны быть у дружелюбного человека?
Все это поможет детям лучше понять незнакомые слова узнать о положительных качествах личности.
После проделанной работы воспитателю следует перейти к формированию у этих детей мотивации к совместной деятельности, коллективного отношения со сверстниками. Для этого можно использовать наглядные методы, такие как:
- просмотр картин или иллюстраций,
- просмотр мультфильмов (Теремок или Волшебник изумрудного города).
Все это поможет детям научиться разбираться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, научиться брать ответственность, научиться решать проблемные ситуации и узнать способы взаимодействия со сверстниками.
Для мотивации детей к взаимодействию со сверстниками воспитатель может использовать систему поощрений за любое правильное поведение в обществе сверстников, с целью его закрепления.
Воспитатель может предложить детям выучить несколько правил, которые закрепят у него положительные качества личности и помогут ребенку проявить себя в коллективе.
Список правил может быть таким:
( Над другими детьми смеяться нельзя.
( Постарайся найти компромисс.
( Приди на помощь другу.
( Не вступай в конфликт.
( Прислушивайся к каждому лену коллектива.
( Всегда защищай товарища.
( Ко всем относись уважительно.
( Разделяй радость с другими членами коллектива.
( Оказывай поддержку нуждающимся.
Данные правила обязательно должны быть показаны воспитателем на личном примере. Воспитатель может участвовать с детьми в игре и применив одно из правил сделать на этом акцент, чтобы дети зафиксировали его в памяти. Затем воспитатель выходит из игры и наблюдает за детьми, не вмешиваясь в их деятельность. Если они соблюдают правила, то их поощряют, если не соблюдают, то воспитатель проводит с такими детьми беседу наедине, с целью выявления причины такого поведения. Детям, которые соблюдают правила воспитателю нужно показать свое одобрение, погладив их или привести их в пример другим детям.
Д) Сложнее всего воспитателю работать с детьми, у которых средний уровень сформированности коллективных отношений. Воспитателю нужно индивидуально поработать с каждым ребёнком со статусом принятый, чтобы узнать, что ему не хватает до статуса лидер.
Наиболее частой причиною является не умение ребенка чувствовать эмоции другого человека, а также показывать свои эмоции. Такие дети часто не приходят на помощь к сверстникам, не оказывают им поддержку, из-за этого возникают конфликты.
Для таких детей воспитатель может использовать такие способы, как:
- давать поручения,
- трудовая работа,
- создание специальных игровых ситуаций, в которых нужно помогать друг другу, например веселые старты.
Данные методы помогут ребенку осознать свою значимость в коллективной работе, повысить их уверенность в себе и улучшить взаимоотношения с другими детьми.
Воспитатель может выборочно давать детям задания во время деятельности, чтобы каждый из них брал на себя разные роли и совершенствовал свои коллективные навыки. Например, чтобы дети показали все чему они научились можно разыгрывать такие ситуации, как:
- мы заботимся о домашнем животном,
- мы одеваем маленького ребенка,
- мы собираем подарки на день рождение одногруппнику.
- одногруппник не умеет завязывать шнурки, как нужно поступить правильно?
- во время занятий по рисованию у твоего друга сломался карандаш, как ты поступишь?
- вы видите, что двое детей кричат друг на друга, как вы поможете им решить конфликт?
Проработка проблемных ситуаций поможет детям увеличить их словарный запас, разобраться в культуре поведения и научиться аргументировать свою точку зрения.
Также для таких детей можно устроить конкурс рукоделия, посвященный дружелюбном отношению со сверстниками, например:
- аппликация «лучи добра»,
- лепка «Мой друг»,
- рисунки «Я-Добрый человек».
Для родителей также важно, чтобы их ребенок мог легко находить контакт со сверстниками, поэтому были разработаны несколько упражнений и игр для формирования у ребенка коллективистских отношений со сверстниками:
Упражнение «Твоя изюминка»
Целью упражнения является формирование у детей чувства прекрасного, развивание навыка видеть в людях хорошее.
План: родитель сажает ребенка перед собой и предлагает по очереди называть качества, которые в друг друге нравятся.
Упражнение «Что с тобой?»
Целью упражнения является угадывание эмоций и их интерпретация.
План: задача ребенка изобразить эмоцию на своем лице, чтобы взрослый её угадал. А потом поменяться ролями – родитель показывает, а ребенок угадывает. В конце обязательно спрашиваем, почему такие эмоции были выбраны.
3) Упражнение «Мим»
Целью упражнения является невербальный показ чувств и эмоций.
План: родитель предлагает ребёнку любую ситуацию, и они вдвоем её без слов разыгрывают. Например, два друга поругались, а теперь мирятся. Мама и ребенок потопали ножками, а потом подошли и обняли друг друга.
Также родителям рекомендуется играть со своими детьми в сюжетно-ролевые игры, так как в них ребенок быстрее усваивает навыки сопереживания, учиться сочувствовать, брать на себя ответственность, слушать партнера по игре. Во время таких игр ребенок начинает демонстрировать себя, оценивать свои и чужие качества, осознавать ценность дружбы и взаимодействия.
Также такие игры помогают детям снимать эмоциональное перенапряжение, можно выплеснуть агрессию или расслабиться. Это может понадобиться для того, чтобы в будущем дети не конфликтовали со своими сверстниками, а умели себя контролировать. Для этого идеально подойдет простая игра «два барана». Во время нее ребенок снижает свою невербальную агрессию, которая накопилась, также снимается напряжение и уходит гнев. Ребенок вместе с мамой или папой становиться друг напротив друга, упираются голова к голове и берутся руками за плечи друг друга. Задача игры как можно дольше не двигаться с места, как бы бодаясь головами.
Также родителям будет рекомендовано интересоваться жизнью своего ребенка в детском саду. Родителям нужно почаще общаться с воспитателями на тему общения своего ребенка с другими детьми. Если ребенок хорошо идет на контакт с любым ребенком, значит и волноваться не стоит, у него уже сформировано дружеское общение.
Подводя итог, можно сказать, что воспитатель прикладывает много усилий, чтобы дети научились общаться между собой, чтобы у них сформировались дружелюбные отношения. Если дети научаться межличностному общению, то:
( у них вырастит интерес к общению;
( они научаться понимать поведение своих сверстников;
( у них станет больше друзей;
( они смогут испытать множество эмоций;
( они научаться поддерживать других, помогать, нести ответственность за принятое решение;
( они научаться анализировать чужие поступки и объяснять свои собственные действия;
( они научаться ценить дружелюбное отношение к себе и беречь его.
Проведя опытно-экспериментальное исследование особенностей формирования коллективных взаимоотношений старших дошкольников, было выявлено:
низкий уровень сформированности коллективных взаимоотношений у детей и в первой и второй группе у 50% детей.
средний уровень сформированности навыков коллективного взаимодействия у 30% детей,
высокий уровень сформированности навыков общения в группе у 20% детей.
Детям тяжело давалось взаимодействие друг с другом, они не могли договориться о совместной работе, не умели слышать друг друга.
В целях повышения уровня коллективных взаимоотношений мы создали и апробировали специальный проект. Было применено много разных форм работы, таких как групповая, индивидуальная работы, использованы игры для лучшего усвоения новых знаний.
Проведя контрольный эксперимент, нами была выявлена положительная динамика в обеих группах. Это наглядно видно на диаграммах № 5, 6, 7, 8.
Заключение
Коллективистские отношения – это общение между членами коллектива, основанное на общей целей и общих задачах. Также такое общение имеет свои ценности, принципы и нормы. Именно такие отношения помогают детям быстрее развиваться, как личность: быть ответственным, соблюдать законы коллектива, учатся находить общий язык со сверстниками.
В первой главе проанализированы особенности коллективных взаимоотношений детей дошкольного возраста. Были рассмотрены черты и этапы становления детского коллектива. Еще были рассмотрены воспитательные функции коллективных взаимоотношении в старшем дошкольном возрасте.
Было также описаны взгляды отечественных педагогов на феномен формирования коллективных отношений у детей дошкольного возраста.
Т.Е. Конникова, Я. Корчак, А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинский активно помогали развивать теорию коллектива. Были подробно разобраны стадии адаптации ребенка в коллективе.
Также подробно были проанализированы методы формирования коллективных взаимоотношений старших дошкольников. Наиболее популярными и действенными методами формирования коллектива на сегодняшний день являются:
- сюжетно-ролевая игра,
- словесные методы (беседы, чтение книг, просмотр и обсуждение иллюстраций),
- трудовая деятельность,
- просмотр презентаций, фильмов, мультфильмов и т.д.
Стоит также отметить роль воспитателя в формировании детских коллективов. Он помогает детям анализировать свое поведение, лучше разбираться в эмоциях окружающих, учиться договариваться и решать возникающие конфликты, отвечать за свои поступки и брать на себя ответственность.
Во второй главе описывается проведенный констатирующий эксперимент, выявляющий уровень сформированности коллективных взаимоотношений у старших дошкольников.
Для выявления уровня сформированности детского коллектива были использованы следующие методики:
- Социометрическая методика «День рождения», автор М. А. Панфилова;
- Социометрическая методика «Капитан корабля», автор А.А. Романов.
После анализа полученных результатов мы увидели, что в первой группе по методике «День рождения» у 7 детей имеют статус «предпочитаемые», а 3 детей имеют статус «принятые». Данные показывают нам, что дети общаются между собой, знают друг о друге информацию, любят проводить время вместе.
А во второй группе у 7 детей статус «предпочитаемые», 1 ребенок имеет статус «принятые» и 2 ребенка - непринятые, за них не было отдано не одного голоса.
По методике «Капитан корабля» в первой группе 5 детей являются лидерами, за ними могут пойти другие дети, послушать их. А 5 детей являются предпочитаемыми, то есть с другие дети любят поводить время ними, но они еще не до конца сформировали в группе коллектив.
А во второй группе 3 ребенка популярны, обладают авторитетом у своих одногруппников. А 5 детей являются предпочитаемыми, то есть с другие дети любят поводить время ними, но они еще не до конца сформировали в группе коллектив. 2 ребенка изолированные, их не замечают сверстники, нужна помощь в формировании коллективных отношений.
По результатам двух диагностик можно сделать вывод, что и в одной, и в другой группе наблюдаются проблемы по формирования коллективных отношений между сверстниками. Для помощи детям в установлении социальной взаимосвязи, был проведен формирующий эксперимент.
В ходе формирующего этапа эксперимента был разработан проект по формированию положительных взаимоотношений между дошкольниками «Активные ребята», в котором основные акценты были направлены не столько на обучение воспитанников принятым в обществе нормам и правилам, сколько на обучение формам их выражения в словах, мимике, жестах, поступках, ориентированным на ту социальную среду, в которой они будут применяться детьми. Формирующий этап длился 4 месяца с декабря 2022 по май 2023г. Важным направлением работы по развитию навыков эффективного взаимодействия детей друг с другом является формирование дружеских чувств, стремления налаживать хорошие отношения с товарищами, умения понимать сверстников, взаимодействовать с ними.
Цели занятий:
1. Создание положительного настроя в группе.
2. Сохранение во время занятий доброжелательного отношения детей друг к другу.
3. Тактильное соприкосновение друг с другом.
4. Развитие положительной самооценки.
После проведения формирующих занятий был проведен контрольный эксперимент с целью выявления динамики показателей детей. Были использованы те же методики, что и на констатирующим этапе. В контрольной группе по результатам видно несущественные изменения в показателях, а в экспериментальной выявлены повышения уровня коллективного взаимодействия. В данной группе появились лидеры, стало больше принятых детей и не стало детей-изгоев.
Подводя итог, можно сказать, что только правильно организованная работа воспитателя и родителей поможет детям быстро влиться в детский коллектив и проявить себя. Необходимо использовать современные методы и приемы контроля и коррекции поведения ребенка в социуме. Только совместная работа воспитателя и родителей может привести к успешному формированию коллективного отношения у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из результатов, можно сделать вывод, что цель работы достигнуты, задачи решены, а гипотеза подтвердилась.
Список использованных источников
Анциферова, Л. М., Некоторые теоретические проблемы психологии личности // Вопросы психологии. - M., 2018. - C. 34-56
Божович, Л. И., Личность и ее формирование в детском коллективе. — М., 2018. C. 104-110
Буева, Л. П., Общественное отношение и общение. // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 2015. C. 74-77
Газман, О. С., Детский коллектив как объект и субъект воспитания. — М., 2020. C. 52-56
Демурова, Е. Ю., Воспитание сознательной дисциплины детей старшего дошкольного возраста. - М., 2021. C. 203-209
Жуковская, Р. И., Место игры в воспитании детей шести лет. – М., 2017. C. 88-99
Жуковская, Р. И., Воспитание у детей чувства коллективизма. - М., 2018. C. 134-145
Залогина, В. П., Воспитание дружного детского коллектива в творческой игре. В кн.: Творческие игры в детском саду (сост. Д. В. Менджерицкая и Е. Д. Татищева). - М., 2021. C. 144-156
Караковский, В.А., Пути формирования дошкольного коллектива [Текст]. - Москва: Знание, 2018. C. 165-170.
Катина, Л. П., Черепанова С. А., Барбашинова Е. А., Савченко А. Д., Буре Р. С., Юргенсон Н. В., Яковлева Р. А., Пийрма А., Сипельгес И., Широкая Е. И. и др. // Труды Всероссийской научно-практической конференции по дошкольному воспитанию. - М., 2021. C. 93-106
Ковалев, А. Г., Психология личности. - М.: «Просвещение», 2015. C. 52-58
Коломенский, Я. Л., Психология взаимоотношений в малых группах. — М., 2015. C. 175-180
Конникова, Т.Е., Роль коллектива в формировании личности школьника [Текст]: Автореферат дис. на соискание ученой степени доктора педагогических наук. (13.730) / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. - Ленинград: [б. и.], 2014. C. 305-309.
Лапкина, А. В., Формирование личности ребенка в педагогике Я. Корчака / А. В. Лапкина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1387-1390. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19182/ (дата обращения: 21.09.2022).
Лысенко, Н. И., Источники возникновения и развития чувства симпатии у детей. – М., 2022. C. 291-305
Левин-Щирина, Ф. С., Воспитание первоначальных черт коллективизма у детей дошкольного возраста (6—7 лет). – М., 2017. C. 135-144
Макаренко, А.С., Коллектив и воспитание личности [Текст] / [Сост. и авт. вступ. статьи, с. 5-22, В. В. Кумарин]. - Москва: Педагогика, 2019. C. 165-170
Менджерицкая, Д. В., Творческая игра как средство нравственного воспитания. – М., 2017. C. 48-56
Новикова, Л.И., Педагогика детского коллектива [Текст]: Вопр. теории. - Москва: Педагогика, 2018. C. 165-170
Петровский, А.В., и Шпалинский, В. В., "Социальная психология коллектива" Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М., «Просвещение», 2018. C. 43-48
Селиванова, Н. Л., Процесс формирования коллективных отношений подростков. - Москва, 2019. C. 75-82
Смирнова, Е. О., Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. C. 171-178
Сухомлинский, В.А., Мудрая власть коллектива: методика воспитания коллектива: пер. с укр. / В.А. Сухомлинский. - М.: Мол. гвардия, 2019. C. 54-61
Сухомлинский, В.А., Потребности человека в человеке / В.А. Сухомлинский. - 2- е изд. - М., 2021. C. 76-85
Усова, А.П.: Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 2018. С.59-63
Усова А.П.: Воспитание общественных качеств у ребенка в игре // Психология и педагогика игры дошкольника. М.: 2019. С 58-68.
Финогенова, Н.В. Подвижные игры в физическом воспитании детей в период подготовки к обучению в школе: учеб.-метод. пос. [Текст] / Н.В. Финогенова. - Волгоград: ВГАФК, 2017. С.101-103
Шипицына, Л.М. «Азбука общения» СПб: «Детство-Пресс», 2019. С. 92-98
Щербакова, Е.И.: Формирование взаимоотношений детей в игре. – М.: Просвещение, 2020. С. 70
Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении [Текст]: учебное пособие для вузов/ Г.А. Цукерман – Томск.: Пеленг, 2018. С. 69-82
Цукерман, Г.А. Ребенок в коллективе сверстников. // Дошкольное воспитание. 2017, №4. С. 43-45
Приложение
Приложение 1
Сценарий игры «Крокодил»
Игра «Крокодил»
Цель проведения мероприятия:
- развитие творческих способностей, кругозора, багажа знаний;
- воспитание уверенности в своих силах, воли к победе;
- формирование умения коллективных взаимоотношений.
Структура мероприятия:
Вступительная часть: воспитатель рассказывает о правилах игры.
Основная (игровая) часть: программа стоит из нескольких интеллектуальных и творческих конкурсов.
Заключительная часть: подведение итогов, награждение.
Игра проводится в актовом зале, который оформлен соответствующим
образом.
Оборудование: 1 стол, 2 стула.
Реквизит: магнитофон.
Музыкальный фон
Воспитатель: Добрый день, дорогие дети. Приветствуем вас на игре «Крокодил». Сейчас мы разделимся на 2 команды по 6 человек, выберем капитанов команд и придумаем название. Объясню вам немного об игре. Игра состоит из 2 раундов. Из каждой команды по очереди выходит 1 участник, который должен изобразить задание, которое даёт ему ведущий, если команда не угадает, ход переходит к другому участнику команды, которому даётся уже другое слово.
Есть 3 правила:
1. не произносить звуков, относящихся к слову;
2. не шевелим губами;
3. не собирать слово по слогам;
4. не спорим с ведущим.
Правила понятны? Тогда начинаем.
1 раунд «Разминка»
Первая команда придумывает какое – либо хитроумное слово, пишут его ведущему, а затем говорят его капитану противоположной команды. Задача капитана, не издавая ни звука, только жестами, мимикой и пластикой движений изобразить загаданное слово, так, чтобы его команда смогла отгадать, что же было задумано. После успешного отгадывания команды меняются ролями. За правильно угаданное слово команда получает 5 баллов. Жюри оценивает коллективную работу команд.
2 раунд
За каждое угаданное слово 5 баллов
Правило: Каждый игрок команды подходит к ведущему, который показывает ему по очереди 5 слов. Игрок должен изобразить их так, чтобы его команда угадала, как можно быстрее. Даётся 30секунд.
Слова: холодильник, ковёр, робот, носки, замок, рубашка, корона, коляска, значок, кукла, топор, ракета, поезд, лодка, пчела, очки, ключ, книга, барабан, блокнот, гармошка, иголка, банан, картина, руль, рыба, троллейбус.
Воспитатель: на этом наша игра подошла к концу. Слово предоставляется жюри. (Награждение команд).
44
Лист1
Диаграмма1
Статус детей в группе №2
предпочитаемые
принятые
непринятые
7.00
1.00
2.00
Статус детей в группе №2
Уровень сформированности детского коллектива в экспериментальной группе
предпочитаемые
принятые
непринятые
7.00
1.00
2.00
Лист1
Диаграмма1
Статус детей в группе №1
принятые
предпочитаемые
7.00
3.00
Статус детей в группе №1
Уровень сформированности детского коллектива в первой группе
предпочитаемые
принятые
7.00
3.00
Лист1
Диаграмма1
Социальное положение в группе №1
Лидеры
предпочитаемые
5.00
5.00
Социальное положение в группе №1
Социальное положение в первой группе
Лидеры
предпочитаемые
5.00
5.00
Лист1
Диаграмма1
Социальное положение в группе №2
предпочитаемые
изолированные
лидеры
3.00
5.00
2.00
Социальное положение в группе №2
Социальное положение во второй группе
лидеры
предпочитаемые
изолированные
3.00
5.00
2.00
Лист1
Диаграмма1
Статус детей в группе №1
предпочитаемые
10.00
Статус детей в группе №1
Уровень сформированности детского коллектива в первой группе
предпочитаемые
10.00
Лист1
Диаграмма1
Статус детей группы №2
предпочитаемые
принятые
7.00
2.00
Статус детей группы №2
Уровень сформированности детского коллектива во второй группе
предпочитаемые
принятые
7.00
2.00
Лист1
Диаграмма1
Социальное положение в группе №1
Лидеры
Предпочитаемые
7.00
3.00
Социальное положение в группе №1
Социальное положение в первой группе
Лидеры
Предпочитаемые
7.00
3.00
Лист1
Диаграмма1
Социальное положение в группе №2
Лидеры
Предпочитаемые
6.00
4.00
Социальное положение в группе №2
Социальное положение во второй группе
Лидеры
Предпочитаемые
6.00
4.00
1. Анциферова, Л. М., Некоторые теоретические проблемы психологии личности // Вопросы психологии. - M., 2018. - C. 34-56
2. Божович, Л. И., Личность и ее формирование в детском коллективе. — М., 2018. C. 104-110
3. Буева, Л. П., Общественное отношение и общение. // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 2015. C. 74-77
4. Газман, О. С., Детский коллектив как объект и субъект воспитания. — М., 2020. C. 52-56
5. Демурова, Е. Ю., Воспитание сознательной дисциплины детей старшего дошкольного возраста. - М., 2021. C. 203-209
6. Жуковская, Р. И., Место игры в воспитании детей шести лет. – М., 2017. C. 88-99
7. Жуковская, Р. И., Воспитание у детей чувства коллективизма. - М., 2018. C. 134-145
8. Залогина, В. П., Воспитание дружного детского коллектива в творческой игре. В кн.: Творческие игры в детском саду (сост. Д. В. Менджерицкая и Е. Д. Татищева). - М., 2021. C. 144-156
9. Караковский, В.А., Пути формирования дошкольного коллектива [Текст]. - Москва: Знание, 2018. C. 165-170.
10. Катина, Л. П., Черепанова С. А., Барбашинова Е. А., Савченко А. Д., Буре Р. С., Юргенсон Н. В., Яковлева Р. А., Пийрма А., Сипельгес И., Широкая Е. И. и др. // Труды Всероссийской научно-практической конференции по дошкольному воспитанию. - М., 2021. C. 93-106
11. Ковалев, А. Г., Психология личности. - М.: «Просвещение», 2015. C. 52-58
12. Коломенский, Я. Л., Психология взаимоотношений в малых группах. — М., 2015. C. 175-180
13. Конникова, Т.Е., Роль коллектива в формировании личности школьника [Текст]: Автореферат дис. на соискание ученой степени доктора педагогических наук. (13.730) / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. - Ленинград: [б. и.], 2014. C. 305-309.
14. Лапкина, А. В., Формирование личности ребенка в педагогике Я. Корчака / А. В. Лапкина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1387-1390. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19182/ (дата обращения: 21.09.2022).
15. Лысенко, Н. И., Источники возникновения и развития чувства симпатии у детей. – М., 2022. C. 291-305
16. Левин-Щирина, Ф. С., Воспитание первоначальных черт коллективизма у детей дошкольного возраста (6—7 лет). – М., 2017. C. 135-144
17. Макаренко, А.С., Коллектив и воспитание личности [Текст] / [Сост. и авт. вступ. статьи, с. 5-22, В. В. Кумарин]. - Москва: Педагогика, 2019. C. 165-170
18. Менджерицкая, Д. В., Творческая игра как средство нравственного воспитания. – М., 2017. C. 48-56
19. Новикова, Л.И., Педагогика детского коллектива [Текст]: Вопр. теории. - Москва: Педагогика, 2018. C. 165-170
20. Петровский, А.В., и Шпалинский, В. В., "Социальная психология коллектива" Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М., «Просвещение», 2018. C. 43-48
21. Селиванова, Н. Л., Процесс формирования коллективных отношений подростков. - Москва, 2019. C. 75-82
22. Смирнова, Е. О., Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. C. 171-178
23. Сухомлинский, В.А., Мудрая власть коллектива: методика воспитания коллектива: пер. с укр. / В.А. Сухомлинский. - М.: Мол. гвардия, 2019. C. 54-61
24. Сухомлинский, В.А., Потребности человека в человеке / В.А. Сухомлинский. - 2- е изд. - М., 2021. C. 76-85
25. Усова, А.П.: Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 2018. С.59-63
26. Усова А.П.: Воспитание общественных качеств у ребенка в игре // Психология и педагогика игры дошкольника. М.: 2019. С 58-68.
27. Финогенова, Н.В. Подвижные игры в физическом воспитании детей в период подготовки к обучению в школе: учеб.-метод. пос. [Текст] / Н.В. Финогенова. - Волгоград: ВГАФК, 2017. С.101-103
28. Шипицына, Л.М. «Азбука общения» СПб: «Детство-Пресс», 2019. С. 92-98
29. Щербакова, Е.И.: Формирование взаимоотношений детей в игре. – М.: Просвещение, 2020. С. 70
30. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении [Текст]: учебное пособие для вузов/ Г.А. Цукерман – Томск.: Пеленг, 2018. С. 69-82
31. Цукерман, Г.А. Ребенок в коллективе сверстников. // Дошкольное воспитание. 2017, №4. С. 43-45
Вопрос-ответ:
Какие особенности формирования коллективных отношений у детей дошкольного возраста?
Особенности формирования коллективных отношений у детей дошкольного возраста включают: активное формирование групповых навыков, развитие социальной компетентности, освоение норм и правил поведения в коллективе, участие в совместных играх и коллективных мероприятиях, развитие коммуникативных навыков и умение сотрудничать с другими детьми.
Какие методы и средства используются для формирования коллективных взаимоотношений у старших дошкольников?
Для формирования коллективных взаимоотношений у старших дошкольников используются различные методы и средства, такие как: организация совместных игр и занятий, проведение коллективных мероприятий, формирование правил и норм поведения в коллективе, проведение бесед и тренингов по развитию социальных навыков, создание условий для сотрудничества и взаимопомощи между детьми.
Как эволюционировали взгляды на формирование коллективных отношений у детей дошкольного возраста?
Взгляды на формирование коллективных отношений у детей дошкольного возраста эволюционировали со временем. Ранее подходы к формированию коллективных отношений были связаны с представлением о формировании дисциплины и подчинения в коллективе. Сейчас акцент смещается на развитие социальных навыков, сотрудничества, участия и саморегуляции в коллективе.
Что включает в себя формирование коллективных взаимоотношений у детей дошкольного возраста?
Формирование коллективных взаимоотношений у детей дошкольного возраста включает активное развитие навыков общения, умения слушать и выражать свои мысли, участие в совместных играх и деятельности, установление и поддержание взаимопонимания с другими детьми, формирование навыков сотрудничества и разрешения конфликтов.
Какие особенности формирования коллективных отношений у детей дошкольного возраста?
Особенности формирования коллективных отношений у детей дошкольного возраста включают в себя постепенное развитие способностей к сотрудничеству, умение слушать и понимать других, а также умение решать конфликты и находить компромиссы.
Какие методы и средства используются для формирования коллективных отношений у старших дошкольников?
Для формирования коллективных отношений у старших дошкольников часто используются игровые и практические задания, которые способствуют развитию коммуникативных навыков, умениям сотрудничать и решать конфликты. Также воспитатели активно применяют методы коллективного обсуждения и объяснения, чтобы дети могли лучше понять и осознать значимость коллективных отношений.
Как эволюция взглядов на формирование коллективных отношений у детей дошкольного возраста происходила?
Вначале, формирование коллективных отношений у детей дошкольного возраста рассматривалось как процесс, обусловленный только взрослым воздействием. Позже, исследования показали, что дети играют активную роль в формировании коллективных отношений, и этот процесс зависит от их взаимодействия и развития социальных навыков.
Какие особенности формирования коллективных взаимоотношений у детей дошкольного возраста?
Особенности формирования коллективных взаимоотношений у детей дошкольного возраста включают неспособность детей к постоянному сотрудничеству, трудности в общении и конфликтах, постепенное развитие способности к взаимопомощи и самостоятельности. Для формирования этих взаимоотношений важна роль взрослых и создание благоприятной образовательной среды.
Какие особенности есть в формировании коллективных отношений у детей дошкольного возраста?
Одной из особенностей формирования коллективных отношений у детей дошкольного возраста является необходимость учиться устанавливать контакты с другими детьми и развивать навыки сотрудничества. Детям в этом возрасте часто бывает трудно работать в коллективе из-за недостатка опыта совместной деятельности и непостоянства интересов.