Изучение категории падежа имени существительного в начальных классах
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 13 + 13 источников
- Добавлена 07.01.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические особенности изучения категории падежа имени существительного в начальных классах 5
1.1 Имя существительное как часть речи 5
1.2 Категория падежа имени существительного 9
Глава 2. Методические особенности изучения категории падежа имени существительного в начальных классах 17
2.1 Методика изучения падежей в начальной школе 17
2.2 Разработка упражнений для закрепления падежей существительных 24
Заключение 29
Список использованных источников 31
Очень важно научиться распознавать падежи по сочетанию признаков: вопрос, предлог, окончание, член предложения [3].Второй этап – изучение существительных первого, второго и третьего склонения. На этом этапе учащиеся развивают умение распознавать склонение существительных по роду и по окончанию в начальной форме.При знакомстве с видами склонения учащиеся должны самостоятельно определить признаки существительных, по которым они делятся на склонения: род и окончание в именительном падеже [12]. Для этого в учебном материале сначала акцентируется внимание детей на каждом из признаков. Например, учащимся предстоит определить склонение существительных: осень, зима, метель, сирень. Выясняется, чем сходны имена существительные (женского рода) и как определить их склонение. Аналогичная работа проводится с существительными мужского рода [6]. Группы существительных, которые похожи по окончанию, но различаются по роду, также рекомендуются для распознавания склонения. Определяя сходства и различия между словами, учащиеся узнают, что при определении склонения также необходимо учитывать род и окончание начальной формы [9].После того, как учащиеся научились определять склонение существительных в именительном падеже, широко используются тексты. Учащиеся находят существительные, ставят слово в именительный падеж и определяют склонение.Третий этап. Основная задача – формирование навыков правописания безударных окончаний и развитие осознанного употребления существительных в разных падежах [5]. Большое внимание здесь уделяется последовательности действий, которые необходимо выполнить для правильного написания безударных окончаний.Отработка последовательности действий сопровождается записью [20]:1) Учащийся задает вопрос о существительном от слова, с которым существительное связано в предложении, и записывает вопрос в скобках.2) По вопросу и предлогу узнает падеж.3) Узнает склонение.В дальнейшем все операции происходят мысленно, то есть без записи.Важными условиями для работы здесь являются: сравнение падежей, имеющих близкие по произношению окончания (родительный, дательный и предложный падежи существительных 1-го и 3-го склонений); постепенное усложнение материала; связь работы над орфографией с совершенствованием грамматических знаний и развитием речи учащихся [8].Четвертый этап. Склонение и правописание существительных во множественном числе.Основные задачи этого этапа [7]:1.Ознакомление учащихся с особенностями склонения существительных во множественном числе. Ученики узнают, что существительные во множественном числе не делятся на три склонения.2. Совершенствование умения правильно употреблять в речи имена существительные во множественном числе, исправление речевых ошибок.Работа на уроках этого этапа носит практический характер и включает элементарные обобщения.Таким образом, изучение имен существительных носит комплексный характер и направлено на усвоение функций этой части речи, ее особенностей, а также на формирование у школьников правописания родовых и падежных окончаний.2.2 Разработка упражнений для закрепления падежей существительныхВ данном параграфе мы разработали упражнения по формированию морфологического строя речи: на развитие и усвоение навыков словоизменения и словообразования существительных, которые позволяют практически усвоить грамматические категории языка, расширить пассивный и активный словарь ребенка.1. Упражнение «Крестики-нолики».Для выполнения этого упражнения необходимо приготовить несколько табличек (рис.2).Рисунок 2. – Табличка к упражнению «Крестики-нолики»Детям читается предложение, где одно слово употреблено в разных падежах, и они записывают нужное слово в ячейку:Я на улице увидела лису(вижу кого? что? лису).Когда я пришла домой, то всем рассказала о лисе (о ком? о чем?).В ту же минуту Никита выбежал на улицу и сказал, что там нет никакой лисы(кого?чего?).НасамомделелисаспряталасьотНикиты(кто?что?).Никитабылоченьрасстроенхитройлисой(кем?чем?).А потом придумал и вынес лисе немного еды (кому? чему?).2. Упражнение «Дорожка».Предлагаете детям определить падежи слова дорожка и указать, каких падежей не хватаетв этом стихотворении:Дорожка домойМне мила с детских лет.Дорожки знакомойКрасивее нет.И если б зашел я,Не знаю куда,Дорожку домой -Отыскал бы всегда.На этой дорожке -И в трудные дниЯ пел бы без усталиПесни свои.3. Упражнение «Составь словосочетание и определи падеж существительного» (рис. 3).Рисунок 3. – Раздаточный материал для упражнения № 34. Упражнение «Просклоняйте существительные».Измените по падежам данные слова (рис.4):Рисунок 4. - Раздаточный материал для упражнения № 4Составьте предложение с существительным мышь в винительном падеже.5. Упражнение «Словосочетания».Запиши словосочетания с данными существительными. Обозначь их падеж:Привет (кому?) (мама, папа)___________________________Радовался (чему?) (подарок, праздник)__________________Писать (чем?) (ручка, карандаш)_______________________Рассказывать (о ком?) (кошка,птица)___________________Урожай (чего?) (картошка,яблоко)_____________________Рассказ (кого?) (писатель, гость)_______________________6. Упражнение «Предлоги потерялись».Вставь вместо точек потерявшиеся предлоги. Назови падеж существительного:Добежать… дома, подъехал … школе, смотрел ... маму, нашел … кошельке,поставил … стол, ушел … папой, увидел … стулом, смотрел … зеркало.7. Упражнение «Река».Прочитай текст. На месте пропусков вставь слово река в нужной форме (используя словадля справок).Почти каждая … начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в …. Начало … называется истоком. То место, где … впадает в море, озеро или другую …,называется устьем.Слова для справок: река, реки, реку, реке, рекой.8.Упражнение «Правильные предложения».Составь и запиши верно 2 предложения. У имён существительных определи падеж:Наш, стоит, на, город, реке, Исеть.Горожане, рекой, гордятся, Исетью.9. Упражнение «Исправь ошибку»Найди и исправь ошибку в употреблении имен существительных.Касаться к лампочке — ______________________Любоваться на закат — ______________________10. «Падежи и их вопросы» (рис. 5).Рисунок 5. – Задание к упражнению № 1011. Упражнение «Угадай падеж».Я загадываю падеж, а вы пишете на листочках название падежей кратко1.Этот падеж не дружит с предлогами( И.п.).2. У какого падежа вспомогательное слово думаю ( П.п.).3.У этого падежа нет своих вопросов. Один он попросил у именительного, а один уродительного ( В.п.).4. «Щедрый падеж» (Д.п.).5.Падеж «работяга» (Т.п.).6. У какого падежа 2 предлога К и ПО (Д.п.).8. Какой падеж не употребляется без предлога? (П.п.).9.На, за, под, через, про, в это предлоги какого падежа? (В.п.).10. У какого падежа больше всех предлогов? (Р.п.).12. Упражнение «Рассыпанное предложение» (рис. 6).Рисунок 6. - Задание к упражнению № 12Таким образом, используя эти простые упражнения и применяя игровую форму обучения, ребенокс легкостью освоит категорию падежей имени существительного. Нельзя забывать, что у каждого ребенка есть свои индивидуальные особенности памяти, которые следует учитывать. Если подобрать неверный способ запоминания, то добиться положительного результата будет трудно.ЗаключениеРусский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа, поэтому он имеет первостепенное значение как учебный предмет, поскольку является не только предметом изучения системы знаний, на основе которых формируются практические навыки, но и важнейшее средство познания других наук, средство развития мышления и воспитания учащихся. Период обучения в младших классах характеризуется тем, что младшие школьники усваивают большой объем грамматического материала, в котором одно из мест занимает изучение темы «Имя существительное».Существительное – это самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы «кто?», «что?».Основными признаками имен существительных являются:общее грамматическое значение — это значение предмета, т.е. все, о чем можно сказать, морфологические признаки — это род, число, падеж, склонение.Падежом в современном русском языке называют словоизменительную грамматическую категорию имен существительных и те формы, которые составляют эту категорию. Падежи используются для соединения существительного с другими словами, в предложении или с предложением в целом. Падеж как морфологическая форма образована окончаниями. Если мы говорим об изменении падежей, то имеем в виду склонения, которых может быть несколько, и они отличаются друг от друга не только родовыми, но и флексийными особенностями.С методической точки зрения тема падежей в начальной школе интересна, так как понимание и закрепление знаний у детей зависит от умения учителя грамотно и доступно изложить материал. Помочь детям понять, как изменяется существительное в зависимости от того, какое слово и как оно связано в предложении, - задача учителя начальных классов.Усвоение грамматических понятий осуществляется главным образом путем выполнения различных упражнений. Кроме того, все упражнения имеют четкую, логичную структуру. В комплекс упражнений входит строгий отбор видов упражнений в соответствии с этапами усвоения материала и его спецификой, при этом определяется последовательность их выполнения с учетом усложнения и роста самостоятельности учащихся. Склонение существительных дается в виде готовых таблиц склонения, с выделением падежей и падежных окончанийТаким образом, падежная система русского языка достаточно сложна для изучения и преподавания в школе. Падежи, характеризующиеся множеством значений, предстают как материал, нуждающийся в изучении не только в теоретическом плане, но и методическом.Список использованных источниковБоженкова Р.К. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова. – М.: Вербум-М, 2017.Бордовская, Н. В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - М.: Питер, 2018. - 304 c.Васильевых, И. П. Уроки русского языка. Пособие для учителя / И.П. Васильевых. - М.: Мнемозина, 2019. - 328 c.Винокур, Г. О. Избранные труды по языкознанию и культуре речи / Г.О. Винокур. - Москва: Машиностроение, 2019. - 232 c.Голованова, Н. Ф. Педагогика / Н.Ф. Голованова. - М.: Academia, 2018. - 240 c.Даринская, Л. А. Педагогика творческого развития личности. Учебно-методическое пособие / Л.А. Даринская. - М.: Издательство СПбГУ, 2019. - 84 c.Иванов, С. В. Русский язык. Комментарии к урокам / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова. - М.: Вентана-Граф, 2019. - 464 c.Иванов, С. В. Русский язык. Программа, планирование, контроль (+ CD-ROM) / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова. - М.: Вентана-Граф, 2018. - 384 c.Ильина, Т. А. Педагогика. Учебное пособие / Т.А. Ильина. - М.: Просвещение, 2018. - 217 c.Мусатов, В. Н. Русский язык. Морфемика, морфонология, словообразование / В.Н. Мусатов. - М.: Флинта, Наука, 2018. - 534 c.Подласый, И. П. Педагогика (комплект из 2 книг) / И.П. Подласый. - М.: Юрайт, 2019. - 395 c.Середа, Е.В. Морфология современного русского языка: Учеб. пособие: моногр. / Е.В. Середа. - Москва: Высшая школа, 2019. - 160 c.Ситникова, Т. Н. Русский язык. Поурочные разработки. К УМК Л.Ф. Климановой и др. / Т.Н. Ситникова. - Москва: ИЛ, 2019. - 144 c.Стронская, И. М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах / И.М. Стронская. - М.: Литера, 2018. - 64 c.Суник, О. П. Общая теория частей речи / О.П. Суник. - М.: Либроком, 2019. - 136 c.Узорова, О.В. Большой справочник по русскому языку / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. - М.: АСТ, 2020. - 436 c.Цветкова, Г. В. Русский язык: развернутое тематическое планирование по программе под ред. В. В. Бабайцевой / Г.В. Цветкова. - Москва: РГГУ, 2019. - 355 c.Цыганенко, Г. П. Морфология современного русского языка. Введение / Г.П. Цыганенко. - М.: Каштан, 2018. - 344 c.Кичаева, О. С. Использование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка / О. С. Кичаева, С. А. Калинина, О. В. Зотова, Р. Р. Никифорова. — Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 91-95. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12162/ (дата обращения: 06.12.2022).Тангрибергенова, Г. А. Особенности методики обучения русскому языку в начальных классах / Г. А. Тангрибергенова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 711-713. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32217/ (дата обращения: 05.12.2022).
1. Боженкова Р.К. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова. – М.: Вербум-М, 2017.
2. Бордовская, Н. В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - М.: Питер, 2018. - 304 c.
3. Васильевых, И. П. Уроки русского языка. Пособие для учителя / И.П. Васильевых. - М.: Мнемозина, 2019. - 328 c.
4. Винокур, Г. О. Избранные труды по языкознанию и культуре речи / Г.О. Винокур. - Москва: Машиностроение, 2019. - 232 c.
5. Голованова, Н. Ф. Педагогика / Н.Ф. Голованова. - М.: Academia, 2018. - 240 c.
6. Даринская, Л. А. Педагогика творческого развития личности. Учебно-методическое пособие / Л.А. Даринская. - М.: Издательство СПбГУ, 2019. - 84 c.
7. Иванов, С. В. Русский язык. Комментарии к урокам / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова. - М.: Вентана-Граф, 2019. - 464 c.
8. Иванов, С. В. Русский язык. Программа, планирование, контроль (+ CD-ROM) / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова. - М.: Вентана-Граф, 2018. - 384 c.
9. Ильина, Т. А. Педагогика. Учебное пособие / Т.А. Ильина. - М.: Просвещение, 2018. - 217 c.
10. Мусатов, В. Н. Русский язык. Морфемика, морфонология, словообразование / В.Н. Мусатов. - М.: Флинта, Наука, 2018. - 534 c.
11. Подласый, И. П. Педагогика (комплект из 2 книг) / И.П. Подласый. - М.: Юрайт, 2019. - 395 c.
12. Середа, Е.В. Морфология современного русского языка: Учеб. пособие: моногр. / Е.В. Середа. - Москва: Высшая школа, 2019. - 160 c.
13. Ситникова, Т. Н. Русский язык. Поурочные разработки. К УМК Л.Ф. Климановой и др. / Т.Н. Ситникова. - Москва: ИЛ, 2019. - 144 c.
14. Стронская, И. М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах / И.М. Стронская. - М.: Литера, 2018. - 64 c.
15. Суник, О. П. Общая теория частей речи / О.П. Суник. - М.: Либроком, 2019. - 136 c.
16. Узорова, О.В. Большой справочник по русскому языку / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. - М.: АСТ, 2020. - 436 c.
17. Цветкова, Г. В. Русский язык: развернутое тематическое планирование по программе под ред. В. В. Бабайцевой / Г.В. Цветкова. - Москва: РГГУ, 2019. - 355 c.
18. Цыганенко, Г. П. Морфология современного русского языка. Введение / Г.П. Цыганенко. - М.: Каштан, 2018. - 344 c.
19. Кичаева, О. С. Использование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка / О. С. Кичаева, С. А. Калинина, О. В. Зотова, Р. Р. Никифорова. — Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 91-95. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12162/ (дата обращения: 06.12.2022).
20. Тангрибергенова, Г. А. Особенности методики обучения русскому языку в начальных классах / Г. А. Тангрибергенова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 711-713. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32217/ (дата обращения: 05.12.2022).
Вопрос-ответ:
Зачем изучать категорию падежа имени существительного в начальных классах?
Изучение категории падежа имени существительного в начальных классах является основой для развития грамотности и орфографических навыков у учащихся. Понимание падежных форм существительных позволяет правильно склонять слова и использовать их в предложениях.
Какая роль имени существительного в русском языке?
Имя существительное является одной из основных частей речи в русском языке. Оно обозначает предметы, явления, ощущения и т.д. Имена существительные могут изменяться по падежам, числам и родам.
Что такое категория падежа имени существительного?
Категория падежа имени существительного определяет его грамматическую роль в предложении. В русском языке существуют шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.
Какой подход следует использовать при изучении падежей в начальной школе?
При изучении падежей в начальной школе рекомендуется использовать игровые и практические методики. Ученикам предлагаются упражнения, которые помогают закрепить знания о падежах и их использовании в предложениях.
Какие упражнения можно разработать для закрепления падежей существительных?
Для закрепления падежей существительных можно разработать упражнения, например, задания на склонение слов по падежам, составление предложений с использованием разных падежных форм или игры, в которых нужно выбрать правильную падежную форму слова.
Какая тема рассматривается в статье?
Тема статьи - изучение категории падежа имени существительного в начальных классах.
Что является частью речи существительным?
Существительное является частью речи.
Что представляет собой категория падежа имени существительного?
Категория падежа имени существительного представляет собой грамматическое значение, которое изменяет окончания существительного в зависимости от его роли в предложении.
Какие методические особенности изучения категории падежа рассмотрены в статье?
В статье рассмотрены методика изучения падежей в начальной школе и разработка упражнений для закрепления падежей существительных.
Какие задачи ставятся перед учителем при изучении падежей в начальной школе?
Учитель ставит перед собой задачи формирования понимания падежей, умения выбирать правильный падеж в словосочетаниях и предложениях, а также умения образовывать формы падежей по образцу.
Какая тема рассматривается в статье?
Тема статьи - изучение категории падежа имени существительного в начальных классах.