Идейно – художественный режиссёрский анализ народного праздника «Красная горка». 2. Режиссёрский постановочный план постановки народного праздника «Красная горка» в конкретном городе или селе.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социально-культурная деятельность
  • 22 22 страницы
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 10.01.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Особенности сценарно-режиссёрской разработки народного праздника в форме театрализованного представления 6
Глава 2. Режиссерский постановочный план постановки 12
народного праздника «Красная горка» 12
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Фрагмент для ознакомления

Проведение действия на открытом воздухе открывает широкие перспективы по усилению интерактивного элемента действия, поскольку продвижение актеров по открытым сценическим локациям позволяет непосредственно вовлекать зрителей в действия – через песни, игры, танцы, хороводы.Грамотным решением будет организовать действие таким образом, чтобы событийная канва органически накладывалась на физическое действие (то есть каждая отдельная логическая часть действия должна разворачиваться в соответствующей локации), кроме того, по примеру традиции празднования в Пензенской области, имеет смысл замкнуть действие кольцевым образом – то есть начало и завершение действия должно происходить в одной локации – в данном случае, на площади села.Также, как можно видеть из описания хода празднества, важную роль играют ведущие лица – как правило, это девушки-запевалы, чьи вступления становится своеобразным способом ритмически организовать действие, разбить его на логические, структурные части. На наш взгляд, целесообразно дополнить роль ведущих ролью историков-экскурсоводов – роль запевал позволяет им ознакомить зрителей с историей и традицией празднества, донести до них наиболее значимые доминанты действия. Техническое оснащение праздника обусловлено проведением его на открытом воздухе, что предъявляет определенные требования к организации площадки праздника, с учетом требований безопасности, размещения источников света с акцентом на главную площадку, на которой разворачивается действие.Также, поскольку предполагается развитие действия одновременно с движением по локациям села, следует продумать мобильные средства освещения, которые, оформив соответствующим образом, можно раздать участникам действия.Декоративно-художественное оформление выполняется в соответствии с фольклорной организацией праздника. Так, необходимо продумать костюмы для участников действия, оформить главную площадкуи другие локации флажками, лентами и шариками. Для организации пространства в соответствии с мизансценами необходимо выделить на площадке место, разместив на нем лавочки, стол для русских народных инструментов; расставить столы, на которых будут размещены корзины с яйцами, для игр готовят обручи, канаты, ходули [10].Важную роль в организации праздника будет играть подбор и адаптация фольклорного материала, в который входят соответствующие песни, хороводные напевы, частушки, стихи-потешки[3]. Фольклорный материал выполняет в действии двойственную роль. С одной стороны, он становится способом поддержания единства действия, задания ему определенной ритмики и сквозной линии действия. С другой стороны, фольклорный материал является инструментом вовлечения и непосредственных участников зрелища, и зрителей в народную культуру, способствует выработке у них национального самосознания, способствует их просвещению[6].Важное требование к организации представления – интерактивность. Интерактивность, как технология привлечения участников в игровую деятельность, позволяет добиться максимальной включенности всех действующих лиц в происходящее, способствует выработке у них креативного мышления и творческих способностей.Одной из главных сценарно-режиссерских проблем в подготовке и реализации празднично-игровых форм культурного досуга является поиск новых приемов, интерактивных методов и форм общения зрителей с исполнителями, нового содержания праздников [7]. В детский и молодежный досуг наряду с традиционными праздниками пришли и новые празднично-игровые формы. Современные формы детского и молодежного культурного досуга в основном основываются на взаимопроникновении праздника и игровых практик. Этот процесс помогает формированию новых моделей празднично-игровых форм досуга. К данным вопросам обращались в своих работах: В. Я. Пропп, С. А. Шмаков, Г. П. Черный и др.Организация праздника всегда требует от воспитателей, педагогов и руководителей творческих кружков и студий педагогических и творческих усилий, координированности в работе, взаимопонимания детей и взрослых. Большей педагогической эффективности добиваются постановщики игровых программ и праздников с активным включением в них многообразных форм, методов и художественных приемов, с привлечением к участию разновозрастных категорий детей и молодежи. Пространство игры и праздника имеет свои важные особенности [2].Современные праздники оформились на фундаменте фольклорных традиций и изменяются в соответствии с вызовами времени. Большое распространение получил художественный тип игрового фольклора. Зачастую в структуру самых разных современных праздников входит и обширный пласт собственно произведений фольклора (песни, частушки, хороводы и др.), и богатейшая игровая палитра народной культуры. В речевой культуре праздничного действа просматривается и то, как народ учитывал потребность ребенка в смехе, веселье, юморе.Термин смеховая культура в академический был введен М. М. Бахтиным [5]. У каждого народа существует своя смеховая культура, но сущность смешного, как утверждал Д. С. Лихачев, оставалась «во все времена одинаковой...» [2]. Это проявлялось в пародировании, в балагурстве, в нарочитой нелепости конструирования слов, рифмовке текстов, в употреблении слов «внешне похожих по звучанию» и т. п. [2]. Эти формы смехового аспекта существовали и в представлениях скоморохов, и в «святочных обрядах, и в масленичных гуляниях, с их общим праздничным весельем» [2].Значимость формирования культуры смеха средствами, в том числе и досуговой деятельности трудно переоценить. Это, по сути, становление духовной культуры личности, способность овладения системой приемов, вызывающих смех, помогающих совершенствованию человеческой личности.Таким образом, подытоживая вышеизложенное, следует, на наш взгляд, остановиться на следующих моментах. Важно соблюсти баланс между театральной и фольклорной составляющими представления, чтобы в конечном итоге, действие органично сочетало в себе зрелищность, игровой и дидактический компоненты. Важнейшую роль в этом играет фольклорный материал, который должен стать сюжетной канвой действия. Поэтому важно, чтобы все участники праздника сознавали глубокие, народные корни действия, в создание которого они вовлечены.ЗаключениеВ данной работе был осуществлен идейно-художественный анализ народного праздника «Красная горка». На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Театрализованное представление представляет собой зрелище, разворачивающееся на конкретной сценической площадке, будь то учреждение культуры, либо открытая площадка на природе, в котором зрители становятся непосредственными участниками происходящего. В настоящее время эта форма культурно-досуговой деятельности чрезвычайно востребована среди населения различных возрастных групп, особенно часто она применяется в организации мероприятий для детей. Традиции призваны сохранять самобытность культуры. Глобализационные процессы, в первую очередь, оказывают влияние на культуротворческую функцию культуры, деформируя порядок сохранения и трансляции традиционных культурных ценностей из поколения в поколения. Однако, в свою очередь, традиционная культура, в силу большого запаса жизнеспособности и сильных адаптационных механизмов, продолжает функционировать уже в пространстве современной, универсальной глобальной культуры. Так, проведение народных праздников в форме театрализованных представлений позволяет не только сохранить традиции, но и вовлечь в процесс их оживления молодежь и детей. Ярким примером является проведение праздника «Красная горка», который имеет глубоко укоренные в русской культуре культурные и религиозные корни.Данное исследование не претендует на исчерпывающую полноту. Наиболее перспективным направлением дальнейшего исследования данной проблематики является изучение актуальных проблем сохранения традиций художественными способами.Список использованной литературыГагин В. Н. Национальные праздники и обряды, или Праздничность как феномен русской культуры / В. Н. Гагин. – Москва : Профиздат, 2005. – 319 с.Лихачев Д. С. Смех в Древней Руси / Д.С. Лихачев, А.М. Панченко, Н. В. Понырко. – Ленинград: Наука, 1984. – 295 с.Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха / В.Я. Пропп. – Москва : Лабиринт, 1999. – 285 с.Хренов Н.А. Зрелища в эпоху восстания масс / Н.А. Хренов. – Москва : Наука, 2006. – 646 с.Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин – Москва : Эксмо, 2015 – 640 с.Безуглова Н. П. Идентичность и глобальное культурное пространство / Н.П. Безуглова // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. – 2016. - № 4 (23). – С. 32-36.Миронова Н. В. Культура и цивилизация в условиях глобализации / Н.В. Миронова // Гуманитарный вектор. – 2019. - № 14. – С. 20-27.Невлева И. М., Кохан Ж. С. Теоретические основы изучения традиционной народной культуры / И.М. Невлева, Ж.С. Кохан // Научные ведомости. – 2017. - № 3 (252). – С. 58-61.Коринфский А. А. Народная Русь / А.А. Коринфский. – Смоленск : Русич, 1995. – 656 с.Силин А. Д. Дорога на площадь: специфика работы режиссера при постановке массовых театрализованных представлений и праздников под открытым небом и на больших нетрадиционных сценических площадках / А.Д. Силин. – Москва: Наука, 2013. – 312 с.Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон / С. Снессорева. – Ярославль, 2000. – 145 с.Хорина Г. П. Ценности русской культуры в условиях цивилизационного кризиса / Г.П. Хорина // Знание. Понимание. Умение. – 2016. - № 6. – С. 16-26.

Список использованной литературы
1. Гагин В. Н. Национальные праздники и обряды, или Праздничность как феномен русской культуры / В. Н. Гагин. – Москва : Профиздат, 2005. – 319 с.
2. Лихачев Д. С. Смех в Древней Руси / Д.С. Лихачев, А.М. Панченко, Н. В. Понырко. – Ленинград: Наука, 1984. – 295 с.
3. Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха / В.Я. Пропп. – Москва : Лабиринт, 1999. – 285 с.
4. Хренов Н.А. Зрелища в эпоху восстания масс / Н.А. Хренов. – Москва : Наука, 2006. – 646 с.
5. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин – Москва : Эксмо, 2015 – 640 с.
6. Безуглова Н. П. Идентичность и глобальное культурное пространство / Н.П. Безуглова // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. – 2016. - № 4 (23). – С. 32-36.
7. Миронова Н. В. Культура и цивилизация в условиях глобализации / Н.В. Миронова // Гуманитарный вектор. – 2019. - № 14. – С. 20-27.
8. Невлева И. М., Кохан Ж. С. Теоретические основы изучения традиционной народной культуры / И.М. Невлева, Ж.С. Кохан // Научные ведомости. – 2017. - № 3 (252). – С. 58-61.
9. Коринфский А. А. Народная Русь / А.А. Коринфский. – Смоленск : Русич, 1995. – 656 с.
10. Силин А. Д. Дорога на площадь: специфика работы режиссера при постановке массовых театрализованных представлений и праздников под открытым небом и на больших нетрадиционных сценических площадках / А.Д. Силин. – Москва: Наука, 2013. – 312 с.
11. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон / С. Снессорева. – Ярославль, 2000. – 145 с.
12. Хорина Г. П. Ценности русской культуры в условиях цивилизационного кризиса / Г.П. Хорина // Знание. Понимание. Умение. – 2016. - № 6. – С. 16-26.

Вопрос-ответ:

Какие художественные приемы используются в режиссуре народного праздника "Красная горка"?

В режиссуре народного праздника "Красная горка" используются различные художественные приемы, такие как театрализация, музыкальное сопровождение, хореография, использование костюмов и декораций. Это позволяет создать атмосферу праздника, привлечь внимание зрителей и передать задуманное настроение и эмоции.

Какие особенности должны быть у режиссерского постановочного плана народного праздника "Красная горка" в конкретном городе или селе?

Режиссерский постановочный план народного праздника "Красная горка" в конкретном городе или селе должен учитывать особенности локации, доступные ресурсы и интересы местных жителей. План должен предусматривать выбор подходящих мест для проведения действия, разработку соответствующих декораций и костюмов, подбор актеров и другие необходимые элементы для успешной реализации праздника.

Какие особенности сценарно-режиссерской разработки народного праздника в форме театрализованного представления?

Сценарно-режиссерская разработка народного праздника в форме театрализованного представления включает подготовку сценария, определение режиссерской концепции, разработку хронологии событий, выбор музыки и хореографии, создание костюмов и декораций. Важно также учесть особенности аудитории, интересы зрителей и создать атмосферу, соответствующую задуманной идее праздника.

Какие возможности открытого воздуха открываются при проведении народного праздника "Красная горка"?

Проведение народного праздника "Красная горка" на открытом воздухе открывает широкие перспективы для усиления интеграции с природой, создания просторной атмосферы и привлечения большего числа зрителей. Открытое пространство позволяет использовать различные декорации и эффекты, проводить активные игры и спортивные соревнования, а также создавать уникальные праздничные атмосферы и мероприятия, которые невозможно осуществить в помещении.

Какие особенности имеет сценарно-режиссёрская разработка народного праздника "Красная горка"?

Сценарно-режиссёрская разработка народного праздника "Красная горка" предполагает разработку сценария, включающего диалоги, музыкальные номера, хороводы и другие художественные средства. Важно также заложить в сценарий символические образы и культурные особенности, которые передадут национальный колорит праздника. Режиссерский подход включает в себя организацию репетиций, монтаж и постановку всех элементов праздника.

Какие перспективы открываются при проведении народного праздника "Красная горка" на открытом воздухе?

Проведение народного праздника "Красная горка" на открытом воздухе предоставляет широкие возможности для организации красочных декораций, большого количества участников и зрителей. В таком случае можно создать атмосферу праздника масштабного празднования, где каждый может свободно передвигаться, наслаждаться представлениями и участвовать в интерактивных мероприятиях. Также открытое пространство позволяет использовать разнообразные элементы, такие как огни, звуковые эффекты и пиротехнику, создавая впечатляющее зрелище.

Какие главные черты идеологического и художественного анализа народного праздника "Красная горка"?

Идеологический анализ народного праздника "Красная горка" включает в себя анализ ценностей, которые праздник пропагандирует, и его влияния на образ жизни населения. Художественный анализ, в свою очередь, оценивает качество исполнения, режиссерские решения, оригинальность сценографии и костюмов, использование музыкальных инструментов и танцевальных движений. Оба анализа помогают понять и сформировать основные цели и идеи праздника.

Какие особенности идейно-художественного режиссерского анализа народного праздника "Красная горка"?

В идейно-художественном режиссерском анализе народного праздника "Красная горка" выявляются основные темы, символы и идеи, которые должны быть воплощены в постановке. Режиссер определяет главные цели и задачи праздника, анализирует его художественные возможности и ограничения, пытается найти оригинальные решения для повышения интереса зрителей и участников. Важными аспектами в анализе являются общая эстетика и драматургия праздника, взаимодействие актеров и зрителей, а также подбор соответствующих костюмов, декораций и музыкального сопровождения.

Каким должен быть режиссерский постановочный план для народного праздника "Красная горка" в конкретном городе или селе?

Режиссерский постановочный план для народного праздника "Красная горка" в конкретном городе или селе должен учитывать особенности локальной культуры, традиций и истории местности. Режиссер определяет общую концепцию и стиль праздника, задает тематику и сюжет, определяет количество и последовательность сцен, выбирает подходящие локации для проведения различных действий. Он также рассматривает возможность вовлечения местных жителей в подготовку и проведение праздника, разрабатывает систему репетиций и координации работы всех участников.

Какие особенности сценарно-режиссерской разработки народного праздника в форме театрализованного представления?

Сценарно-режиссерская разработка народного праздника в форме театрализованного представления включает в себя создание драматургической структуры, разработку диалогов, реплик и речей персонажей, а также определение сюжетных поворотов и ходячих сцен. Режиссер выбирает подходящие элементы народного фольклора и традиций, интегрирует их в сценарий, создает атмосферу праздника через различные хороводы, танцы, музыкальные номера. Важно также учитывать возможности актеров и доступные бюджетные ограничения.

Что такое Красная горка?

Красная горка - народный праздник, который проводится в разных городах и селах. Он имеет идейно-художественное содержание и представляет собой театрализованное представление, где местные жители выступают в роли исполнителей.