Печи России и Европы 1 половины 18 века

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История государства и права
  • 20 20 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 09.01.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Изразцовые печи 4
2 Искусство изразца 10
Заключение 18
Список литературы 19

Фрагмент для ознакомления

В середине XVIII века рисунки на изразцах нередко сопровождались пояснительными текстами: «Ленивого погоняю», «Крепко караулю» (под изображением собаки), и т. п. Сюжеты и темы брали в книге «Символы и эмблематы», изданной у нас на русском языке в начале XVIII века и из букваря Кариона Истомина с гравюрами Леонтия Бунина, впервые изданной в 1694 году.Для изразцов, а также печей первой трети XVIII века допустимо использование термина «картушные»: картушные изразцы, картушные печи, так как картуш на них всегда присутствует – это непосредственное влияние господствовавшего в конце XVII – XVIII веков в европейских странах стиля барокко, элементы которого перешли в русскую культуру. Но в научной литературе при описании изразцов этого типа используется термин «рельефно-расписные», что довольно точно характеризует печную керамику начала – первой половины XVIII века, на которой всегда присутствует рельеф в сочетании с росписью.Кроме описанных выше изразцов, которые по своей форме являются самостоятельным элементом с завершенной композицией, в первой трети XVIII века изготовлялись также изразцы, из которых на печах выкладывались клейма. Обычно печные клейма складывались из четырёх, пяти, девяти изразцов. Примеры печей с клеймами можно увидеть в домике Петра I в Коломенском, в царских палатах в Ипатьевском монастыре в Костроме, в альбоме С.А.Маслиха представлены примеры реконструкции подобных печей. Стоит отметить, что если в Москве после первой трети XVIII века печи с рельефно-расписными изразцами стали вытесняться печами с гладкими расписными изразцами, то в регионах производство рельефных изразцов продолжалось до XIX века Печи, сложенные из рельефно-расписных изразцов, как правило, достаточно просты и по конструкции напоминают печи XVII века. По архитектуре эти печи всегда прямоугольные и разделены, как правило, на два или три яруса. Н.И.Немцова относит печи с рельефнорасписными изразцами также, как и русские печи XVII века к Ренессансному типу, так как они сходны по архитектуре с аналогичными европейскими печами.В оформлении лицевой поверхности печей с рельефно-расписными изразцами с картушами достаточно было использовалась форму одного лицевого изразцов, а также по одному виду пояскового изразца и карниза; ряды этих изразцов делили печь на ярусы, отделяли цокольную часть от основной лицевой поверхности, а также оформляли верхнюю часть печи. Нередко верхняя часть печи завершалась рядом из городков. Цоколь часто оформлялся ножками, на которых также были небольшие медальоны с картушами. Ножки печи соединялись арочками, на которых также присутствовали рельеф и роспись. В России рельефно-расписные изразцы с картушами кроме декора печей использовали также и в оформлении фасадов. Такой пример можно увидеть на фасаде церкви Иоанна Предтече в Угличе. Также в описании изразцов из архива А.В.Филипова упоминается, что один рельефно расписной изразец привезен из Астрахани, где был снят с церкви Спаса-Преображения.В русских изразцах первой половины XVIII в. произошло сочетание рельефной формы, заимствованной у европейских изразцов с картушами, с росписью синей эмалью по белому фону, что было перенято из дельфтской традиционной росписи керамических плиток. Таким образом, можно отметить, что сочетание рельефа и росписи в изразцах были характерны именно в русском производстве начала – первой трети XVIII в.Далее рассмотрим печной комплекс московского Новодевичьего монастыря. Особенно интересны здесь детали: среди них имеются карнизные изразцы, хотя традиционно считается, что ранние печи типа карнизов не содержали. Здесь же присутствует как минимум два вида карнизов: первый – с хтоническим сюжетом, второй – с растительным раппортом. Таким образом, к середине XVIII века Россия производила самое большое число изразцов в Европе. А к концу века были заложены научные основы конструирования печей.ЗаключениеПроведенное исследование продемонстрировало отчетливое влияние европейской культуры на появление печных изразцов в России.Первые русские изразцовые печи стали появляться в XV-XVI веках, имея при этом простой терракотовый декор в виде сюжетных изображений, растительных рисунков и орнаментов. После кладки такие печи покрывались белой побелкой.Далее на протяжении двух столетий печи подвергались изменениям: обработка муравой или глазурью зелёного оттенка; многоцветные изразцовые плитки; красиво сюжетные картины, несколько ярусов и пр.К XVIII веку рельефная отделка изразцовых плиток становится более плоской, а поверхности украшаются геральдическим щитами, художественными росписями, красивыми медальонами, портретами. При этом изразцовая русская печь становится преимущественно трехъярусной. Со второй половины 18 века печники начинают применять профильные пояса, декоративные колонны, сложные завершения. Рисунки изразцовых плиток становятся сложными, многоцветными, и по насыщенности деталей они кардинально отличаются от облицовки прошлого периода. Уникальные печи того времени сохранились в Царском чертоге и покоях митрополита Троице-Сергиевой лавры. Это большие трехъярусные печи, имеющие высокий цоколь, красивые горизонтальные пояса, богато декорированные завершения и колонны.Таким образом, можно сказать, что период правления Петра I, его стремление к новым тенденциям (в том числе применение голландских традиций) пришелся на рассвет искусства изразца, потому что в XIX веке производство изразцовых печей затухает и становится менее ярким и оригинальным.Список литературыБаранова, С. И. Русские изразцовые печи XVIII-XIX вв. И их создатели / С. И. Баранова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. – 2019. – № 33. – С. 97-113. Глазунова, О.Н. Первые русские изразцовые печи: комплекс обкладки и иные способы украшения / О.Н. Глазунова // Культура русских в археологических исследованиях: археология Севера России: сборник научных статей. – Омск: Автономная некоммерческая организация «Институт археологии Севера», 2021. – С. 115-118. Евдокимов Г.С. Комплекс печных изразцов, обнаруженных при исследованиях великокняжеского дворца в Московском Кремле в 1997 г. / Е.С. Евдокимов, Е.И. Рузаева, А.В. Яганов // Керамические строительные материалы в России: технология и искусство позднего Средневековья. – М., 2016. – С. 88-91.История русского изразца – от крещения Руси до Серебряного века // Русская майолика. URL: https://www.russian-mayolica.ru/our-story/russkaya-keramika/russkiy-izrazec/Маслих, С.А. Русское изразцовое искусство XV-XIX веков / С.А. Маслих; Вступ. ст. Ю.С. Мелентьева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изобразит. искусство, 1983. – 28 с.Махлина, С.Т. Теория и история народной художественной культуры: учебник и практикум для вузов / С.Т. Махлина. – М.: Юрайт, 2022. – 349 с.Немцова Н.И. Исследование и реставрация русских изразцовых печей ХVII-ХVIII вв. / Н.И. Немцов. – М.: Росреставрация, 1989. – 35 с.Русские печи – история и современность // Русская майолика. URL: https://www.russian-mayolica.ru/our-story/primenenie-keramiki/history-of-russian-stove/Соловьев, Н.К. Дизайн исторического интерьера в России: учебное пособие для вузов / Н.К. Соловьев. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2022. – 272 с.Тыдман Л. В. Изба, дом, дворец: Жилой интерьер России с 1700 по 1840-е годы / Л.В. Тыдман. – М: Прогресс-Традиция, 2001. – 332 с.Фролов, М.В. Мастера-изразечники Москвы XVII–начала XVIII вв. Словарь / М.В. Фролов. – М.: Спецпроектреставрация, 1991. – 71 с.Шиманова, М.А. Печи первой половины XVIII века в России и европейские аналоги / М.А. Шиманова // Культурологический журнал. – 2019. – № 1(35). – С. 3-12.

1. Баранова, С. И. Русские изразцовые печи XVIII-XIX вв. И их создатели / С. И. Баранова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. – 2019. – № 33. – С. 97-113.
2. Глазунова, О.Н. Первые русские изразцовые печи: комплекс обкладки и иные способы украшения / О.Н. Глазунова // Культура русских в археологических исследованиях: археология Севера России: сборник научных статей. – Омск: Автономная некоммерческая организация «Институт археологии Севера», 2021. – С. 115-118.
3. Евдокимов Г.С. Комплекс печных изразцов, обнаруженных при исследованиях великокняжеского дворца в Московском Кремле в 1997 г. / Е.С. Евдокимов, Е.И. Рузаева, А.В. Яганов // Керамические строительные материалы в России: технология и искусство позднего Средневековья. – М., 2016. – С. 88-91.
4. История русского изразца – от крещения Руси до Серебряного века // Русская майолика. URL: https://www.russian-mayolica.ru/our-story/russkaya-keramika/russkiy-izrazec/
5. Маслих, С.А. Русское изразцовое искусство XV-XIX веков / С.А. Маслих; Вступ. ст. Ю.С. Мелентьева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изобразит. искусство, 1983. – 28 с.
6. Махлина, С.Т. Теория и история народной художественной культуры: учебник и практикум для вузов / С.Т. Махлина. – М.: Юрайт, 2022. – 349 с.
7. Немцова Н.И. Исследование и реставрация русских изразцовых печей ХVII-ХVIII вв. / Н.И. Немцов. – М.: Росреставрация, 1989. – 35 с.
8. Русские печи – история и современность // Русская майолика. URL: https://www.russian-mayolica.ru/our-story/primenenie-keramiki/history-of-russian-stove/
9. Соловьев, Н.К. Дизайн исторического интерьера в России: учебное пособие для вузов / Н.К. Соловьев. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2022. – 272 с.
10. Тыдман Л. В. Изба, дом, дворец: Жилой интерьер России с 1700 по 1840-е годы / Л.В. Тыдман. – М: Прогресс-Традиция, 2001. – 332 с.
11. Фролов, М.В. Мастера-изразечники Москвы XVII–начала XVIII вв. Словарь / М.В. Фролов. – М.: Спецпроектреставрация, 1991. – 71 с.
12. Шиманова, М.А. Печи первой половины XVIII века в России и европейские аналоги / М.А. Шиманова // Культурологический журнал. – 2019. – № 1(35). – С. 3-12.

Вопрос-ответ:

Какие источники использовались при создании изразцовых печей?

В создании изразцовых печей в первой половине 18 века использовались иллюстрации из книг, таких как "Символы и эмблематы" и букварь Кариона Истомина с гравюрами Леонтия Бунина.

Какие сюжеты и темы использовались на изразцах?

На изразцах 1 половины 18 века преобладали сюжеты с изображением собаки, таких как "Ленивого погоняю" или "Крепко караулю".

Какая техника использовалась при создании изразцовых печей?

Для создания изразцовых печей использовалась техника искусства изразца, при которой рисунки наносились на глиняные плитки изразцов.

Какими языками были написаны пояснительные тексты на изразцах?

Пояснительные тексты на изразцах были написаны на русском языке.

Какова роль изразцовых печей в архитектуре России и Европы 1 половины 18 века?

Изразцовые печи играли важную роль в архитектуре России и Европы 1 половины 18 века, добавляя красоту и изысканность интерьерам помещений.

Какие были популярные сюжеты и темы на изразцах в России в первой половине 18 века?

На изразцах в России в первой половине 18 века популярными сюжетами и темами были изображения собак, охотничьих сцен, символических и эмблематических изображений, а также изображения, взятые из книг "Символы и эмблематы" и букваря Кариона Истомина.

Какие тексты сопровождали рисунки на изразцах в России в середине 18 века?

В середине 18 века рисунки на изразцах в России нередко сопровождались пояснительными текстами. Например, под изображением собаки можно было увидеть текст "Ленивого погоняю, Крепко караулю".

Где можно найти информацию о печах России и Европы первой половины 18 века?

Информацию о печах России и Европы первой половины 18 века можно найти в списке литературы, которая была использована при написании данной статьи. Также можно обратиться к книгам и исследованиям, посвященным данной теме.