Основные направления развития грамматики текста
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 18 + 18 источников
- Добавлена 09.01.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ГРАММАТИКИ В КОНТЕКСТЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ………………………….6
1.1. Историография вопроса………………………………………………….….6
1.2. Проблема взаимоотношения синхронии и диахронии…………………....9
1.3. Рассвет и падение грамматического формализма…………………………11
ГЛАВА II. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ РЕЧИ………………………………..13
2.1. Особенности использования синтаксических структур………………..…13
2.2. Особенности использования морфологических структур…………………17
2.3 Средства эмоционального синтаксиса……………………………………..21
2.4 Результаты сравнительного анализа………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………………………………………………..30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………..………………………….......32
is not ecstatic…Did not agreeit was notThe times 1990The Guardian 2017Форма настоящего времени у глаголов в повелительном и условном наклоненииотсутствуютIf North Korea does not stop...Употребление восклицательных, указательных, усилительных частицBy any standartsAs she warned…FranklyThat’s our focusМеждометия--Модальные слова-HoweverSinceMeanwhileПревосходная степень прилагательныхThe greatest peacetime prime minister-Глаголы 3 лица единственного числаIt has…Mr Heseltine now faces…North Korea claims… while the US recognises...Отрицательные частицыShe did not have…The United States has not declared…If North Korea does not stop..Изучив полученные данные, мы приходим к выводу, что газетные статьи прошлого и современности в равной степени пользуются морфологическими структурами для влияния на читателей. При написании текстов авторами используется форма настоящего времени глаголов в повелительном и условном наклонении, употребляются усилительные частицы, некоторые модальные слова. Во время чтения можно увидеть глаголы 3 лица единственного числа в настоящем времени, а также отрицательные частицы. Реже встречаются прилагательные в превосходной степени, а также междометия.Из чего мы делаем вывод, что морфологические структуры пользуются куда большем влиянием на сознание читателей. Они легче воспринимаются и сильнее воздействуют на широкую публику.2.3Средства эмоционального синтаксисаВ этой главе мы изучили влияние средств эмоционального синтаксиса на читателей и их употребление авторами газетных статей. Для сравнительного анализа мы используем те же статьи, которые рассматривали в предыдущих главах практической части. Рассмотрим особенности средств эмоционального синтаксиса в газетно-публицистическом стиле подробнее. К таким особенностям относят следующее:Тропы и фигуры речи;Разговорная и просторечная лексика;Жаргонизмы;Иноязычные слова и многие другие.Для сравнительного анализа мы использовали только эти четыре пункта. Отметим, что к тропам и фигурам речи в газетно-публицистической речи относят эпитеты, метафоры (особенно популярна политическая метафора), гипербола. Разговорная и просторечная лексика позволяет привлечь куда большее количество читателей, поскольку она понятна всем слоям населения.Жаргонизмы используются в зависимости от темы написанной статьи. Это может быть экономическая тематика, политическая, военная, медицинская и многие другие.Иноязычные слова употребляются реже, но тоже встречаются. В особенности мы видим слова французского происхождения.The Guardian (January 1, 1973)The Times (May 16, 2017)Тропы и фигуры речиIf the trumpet give an uncertain sound, who shall prepare himself to the battle? - метафораattractive phrases – эпитетCan we remember…? Can we remember…? And can we remember…? - If every change in prices, costs, wages, taxation… is to be put under the microscope… - метафора-Разговорная и просторечная лексикаBumpySad-ЖаргонизмыGreat Recriminative DebatediscardedFanfare for EuropeThe transition periodunconclusive balance sheetsthe effect… will be corrosive.Increasing the costthe company had imposed very significant and unjustified price increasesthe commission has investigatedИноязычные словаAndantebureaucracyBeaujolais-The times 1990The Guardian 2017Тропы и фигуры речиA political era – эпитетShe did not have the troops to win – метафораawesome achievements – эпитетhe could heal the wounds before they go poisonous – метафораPeaceful denuclearisation – эпитетProvocative actions – эпитетРазговорная и просторечная лексикаTelephonedcrisphumorousmessily-ЖаргонизмыA political eraresignedConservative leadership battleGeneral electionTo pay tributeNorth Korea has accused Donald Trump of declaring war…… the war of words.. would not turn into “real action”.Anti-aircraft missilesИноязычные словаballot-Сделав выборку эмоционального синтаксиса в изучаемых нами статьях и сравнив полученные результаты, мы делаем вывод, что как и в случае с морфологическими структурами, средства эмоционального синтаксиса используются в равной степени в статьях до и после 2000 года. Изучив статьи внимательнее, мы понимаем, что использование слов эмоциональной окраски зависит непосредственно от темы статьи и влияния ее на читателей. Так, в одной статье мы видим использование всех средств, описанных нами ранее, а в другой используется только одно средство выразительности. 2.4 Результаты сравнительного анализаДля получения результатов проведенного нами сравнительного анализа нескольких газетных статей разных годов выпуска, мы обобщили результаты выборки в трех отдельных таблицах. Мы разделили таблицы по использованным средствам и годам написания.Таблица 1. Использование синтаксических структурThe times 1990The Guardian 1993The Times, The Guardian 2017Инверсия41Риторические вопросы50Обращения20Побудительные и восклицательные предложения10Односоставные предложения00Таблица 2. Использование морфологических структурThe times 1990The Guardian 1993The Times, The Guardian 2017Форма настоящего времени у глаголов в повелительном и условном наклонении31Употребление восклицательных, указательных, усилительных частиц44Междометия10Модальные слова 64Превосходная степень прилагательных10Глаголы 3 лица единственного числа44Отрицательные частицы44Таблица 3. Использование эмоционального синтаксисаThe times 1990The Guardian 1993The Times, The Guardian 2017Тропы и фигуры речи82Разговорная и просторечная лексика60Жаргонизмы76Иноязычные слова40Далее мы привели полученные данные в диаграммах.Исходя из полученных результатов, мы видим, что в газетных выпусках до 2000 года авторы часто использовали при написании синтаксические, морфологические структуры, а также структуры эмоционального синтаксиса. В газетных статьях выпусков после 2000 года авторами данные структуры используются в меньшей степени.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦелью данной работы было проведение сравнительного анализа используемых структур газетно-публицистической речи в англоязычных статьях 20 и 21 века и определение, каким изменениям подверглась данная речь за прошедшие года.В теоретической части, как мы уже упомянули, мы рассмотрели основные теории развития грамматики и изучили лингвистические школы. Так, с развитием времени языкознание менялось, начиная неолингвистикой, заканчивая дескриптивизмом и другими лингвистическими направлениями. Каждая лингвистическая школа рассматривала язык по-своему. Они давали свое определение языку, речи. В качестве основополагающего элемента эти школы рассматривали каждая свое. Кто-то изучал слово, кто-то морфемы, кто-то строил свои новые гипотезы по поводу развития языка и как нужно его изучать. Сначала были школы, направленные на компаративность. Вслед за ней пришел структурализм, чтобы впоследствии смениться на дескриптивизм. Все существующие школы и направления несомненно внесли свой вклад в изучение языка.В практической части мы рассмотрели газетно-публицистический стиль речи. Изучили его основные особенности, определили характерные черты. Так, мы определили особенности синтаксических, морфологических и структур эмоционального синтаксиса. Для сравнения мы взяли две разные статьи, чтобы отследить изменения в строении предложений. Статья газеты The Guardian “Into Europe” несомненно выражает мысль автора. Статья The Times “Drug firm faces fine of 220m for hiking prices” освещает проблему, но не воздействует на читателя. Затем провели выборку из других двух статей тех же газет, чтобы выявить разницу. Для второго сравнения мы взяли статьи газет The times 1990 “Bravura end for Thatcher Era” и The Guardian 2017 “North Korea accuses US of declaring war”.Исходя из полученных результатов, мы узнали, что в газетных выпусках до 2000 года авторы часто использовали при написании синтаксические, морфологические структуры, а также структуры эмоционального синтаксиса. В газетных статьях выпусков после 2000 года авторами данные структуры используются в меньшей степени.Полученные данные можно использовать на занятиях по языкознанию и стилистике английского языка.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлпатов В.М. История лингвистических учений: Учеб.пособие. - 4-е изд. - М: Языки славянской культуры, 2005. - 368 с.Апресян Ю. Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики . М., 1966. Бернштейн С.И. Основные понятия грамматики в освещении А.М. Пешковского // Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М.: Учпедгиз, 1938. С. 7–42. Бондаренко, Е.В. Осмысление проблем диахронической типологии / Е.В. Бондаренко // Современные парадигмы лингвистики: традиции и инновации : материалы межд. конф. / отв. ред. В.И. Супрун. – Волгоград : Перемена, 2005. – С. 433–436 Журавлев В. К. Язык . Языкознание . Языковеды. М,, 1991 . Звегинцев В. А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях, чч. 1—2. М., 1964—1965. Косариу Э. Синхрония, диахрония и история // Новое в лингвистике, вып. 3. М., 1963.Кубрякова Е.Н.Диахрония // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990, с. 136Леонтьев А.А. Диахрония // Большая советская энциклопедия. М. 1973, т.8, с.243Мещанинов И. И. Общее языкознание . М.—Л. , 1940; изд. 2-е. М., 1975.Поливанов Е.Д. Статьи по общему языкознанию. М., 1968. Реформатский А.А. Введение в языковедение [Текст] / А.А. Реформатский. – 5-е изд., доп. – М. : Аспект-Пресс, 2001. – 536 с. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л., 1974. - С. 74-77.THE GUARDIAN [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://uploads.guim.co.uk/2018/03/26/1_Jan_1973.jpg (дата обращения 07.12.2022)THE GUARDIAN [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://a2017.kiosko.net/09/26/uk/guardian.750.jpg (дата обращения 07.12.2022)THE TIMES [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://a2017.kiosko.net/05/16/uk/the_times.750.jpg (дата обращения 07.12.2022)THE TIMES [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.thetimes.co.uk/imageserver/image/methode%2Ftimes%2Fprod%2Fweb%2Fbin%2Fbd085ed0-fe2c-11e8-92e0-7fb8092617eb.jpg?crop=1557%2C2335%2C0%2C0 (дата обращения 07.12.2022)
2. Апресян Ю. Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики . М., 1966.
3. Бернштейн С.И. Основные понятия грамматики в освещении А.М. Пешковского // Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М.: Учпедгиз, 1938. С. 7–42.
4. Бондаренко, Е.В. Осмысление проблем диахронической типологии / Е.В. Бондаренко // Современные парадигмы лингвистики: традиции и инновации : материалы межд. конф. / отв. ред. В.И. Супрун. – Волгоград : Перемена, 2005. – С. 433–436
5. Журавлев В. К. Язык . Языкознание . Языковеды. М,, 1991 .
6. Звегинцев В. А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях, чч. 1—2. М., 1964—1965.
7. Косариу Э. Синхрония, диахрония и история // Новое в лингвистике, вып. 3. М., 1963.
8. Кубрякова Е.Н. Диахрония // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990, с. 136
9. Леонтьев А.А. Диахрония // Большая советская энциклопедия. М. 1973, т.8, с.243
10. Мещанинов И. И. Общее языкознание . М.—Л. , 1940; изд. 2-е. М., 1975.
11. Поливанов Е.Д. Статьи по общему языкознанию. М., 1968.
12. Реформатский А.А. Введение в языковедение [Текст] / А.А. Реформатский. – 5-е изд., доп. – М. : Аспект-Пресс, 2001. – 536 с.
13. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.
14. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л., 1974. - С. 74-77.
15. THE GUARDIAN [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://uploads.guim.co.uk/2018/03/26/1_Jan_1973.jpg (дата обращения 07.12.2022)
16. THE GUARDIAN [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://a2017.kiosko.net/09/26/uk/guardian.750.jpg (дата обращения 07.12.2022)
17. THE TIMES [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://a2017.kiosko.net/05/16/uk/the_times.750.jpg (дата обращения 07.12.2022)
18. THE TIMES [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.thetimes.co.uk/imageserver/image/methode%2Ftimes%2Fprod%2Fweb%2Fbin%2Fbd085ed0-fe2c-11e8-92e0-7fb8092617eb.jpg?crop=1557%2C2335%2C0%2C0 (дата обращения 07.12.2022)
Вопрос-ответ:
Какие основные теории изучения грамматики представлены в статье?
В статье представлены такие основные теории изучения грамматики, как историография вопроса, проблема взаимоотношения синхронии и диахронии, и рассвет и падение грамматического формализма.
Чему посвящена первая глава статьи?
Первая глава статьи посвящена основным теориям изучения грамматики в контексте лингвистических учений. Рассматривается историография вопроса, проблема взаимоотношения синхронии и диахронии, а также рассматривается роль грамматического формализма.
Какие факторы влияют на функционально-стилевые особенности газетно-публицистической речи?
Функционально-стилевые особенности газетно-публицистической речи зависят от особенностей использования синтаксических структур.
Что рассматривается во второй главе статьи?
Во второй главе статьи рассматриваются функционально-стилевые особенности газетно-публицистической речи, включая особенности использования синтаксических структур.
Какие проблемы затрагиваются в главе о грамматическом формализме?
В главе о грамматическом формализме затрагиваются проблемы рассвета и падения данной теории в изучении грамматики текста.
Какие основные направления развития грамматики текста существуют?
Основные направления развития грамматики текста включают формализм, функционализм и когнитивизм.
Что такое историография вопроса изучения грамматики в контексте лингвистических учений?
Историография вопроса изучения грамматики в контексте лингвистических учений - это исследование исторического развития подходов и теорий к изучению грамматики, а также различных точек зрения ученых на этот вопрос.
Каково взаимоотношение синхронии и диахронии при изучении грамматики?
Взаимоотношение синхронии и диахронии при изучении грамматики является важным аспектом. Синхрония относится к изучению языка в определенный момент времени, в то время как диахрония относится к изучению изменений языка со временем. Понимание взаимоотношения между этими двумя аспектами позволяет лучше понять грамматику языка.