Освоение диалектной и региональной лексики на уроках русского языка в средних классах (опыт работы в СОШ п. Юбилейный в Баргузинском районе Республики Бурятии)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 23 23 страницы
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 12.01.2023
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Основные аспекты освоения лексики на уроках русского языка 5
1.1 Диалектная и региональная лексика 5
1.2 Методика изучения диалектной и региональной лексики 8
Глава 2. Освоение диалектной и региональной лексики на уроках русского языка 11
2.1 Особенности освоения диалектной и региональной лексики 11
2.2 Опыт уроков русского языка в СОШ п. Юбилейный в Баргузинском районе Республики Бурятии 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

Фрагмент для ознакомления

Особенную звуковую, смысловую тональность русскому языку в Бурятиипридает эта лексика, они отличает его от других регионов; в них имеется особый ассоциативный смысл, связанный с экстралингвистическими факторами существования языка в полиэтническом обществе[6].Характеристики национально-региональной вариативности русского языка в Бурятии проявляют себя также в названияхэтнографических, бытовых, государственно-административных, географических, исторических реалий, включающих в себя ассоциативную информацию. Собственные наименования показывают социокультурную информацию о территориальной иноязычной среде. В русском языке к региональным чертам, функционирующем в Бурятии, Улан-Удэ, можно отнести следующие (рисунок 8): Рисунок 8 – Региональные черты русского языкаПроблема приобщения школьников к национальным традициям культуры, литературе народностей, проживающих в регионе, имеет особую важность в современных условиях создания нравственных качеств человека.Исходя из положений, что Республика Бурятия в течение долгого времени являлась той точкой, где столкнулись и смешались два потока мировой истории – восточной и западной, и из того, чтов современных условиях малые города и регионы представляют собой центры культуры, сохраняющие культурную самобытность, исторические традиции, традиционный уклад жизни, ценности и установки, разумное включение национально-регионального компонента в основную и дополнительную части лингвистического образования школьников представляется делом общественно значимым, а главное – актуальным.В Концепции национально–регионального образования Республики Бурятия записано, что НРК способствует (рисунок 9):Рисунок 9 – Компоненты, способствующие НРКСоставляющие содержания национально-регионального компонента курса русского языка (рисунок 10):Рисунок 10 – Составляющие содержания НРК курса русского языкаОтобранные мною тексты, и составленные задания к ним по разделам русского языка на этнокультурном материале, отрывках из художественных, публицистических произведений бурятских писателей, позволяют сформировать не только комплекс необходимых знаний, но и культурологическую компетентность школьника. Данные тексты можно использовать практически на каждом уроке русского языка, так как они не нарушают структуру урока, а, наоборот, способствуют заинтересованному и вдумчивому освоению содержания текста и лингвистических знаний. Таким образом, национально-региональный компонент – это конкретизирующая часть традиционных разделов и ряда тем при изучении русского языка; общие языковые закономерности, нормы получают региональное осмысление. Рассмотрим предлагаемые тексты, направленные на формирования языковой компетенции, при изучении некоторых разделов русского языка (таблица 1, 2, 3, 4).Таблица 1 – Занятие 1Таблица 2 – Занятие 2Таблица 3 – Занятие 3Таблица 4 – Занятие 4ЗАКЛЮЧЕНИЕВ связи со стремление в 21 веке гуманизации и гуманитаризации образования главной задачей школы стало воспитание гуманной, всесторонней развитой личности за счет введения в систему образования регионального компонента и увеличения объема часов на изучение гуманитарных предметов. Так, в базисном учебном плане на реализацию регионального компонента в образовательной области «Филология» выделено 10-15% времени. Частично региональный компонент реализуется через лингвокраеведческую работу. В данной работе мы выделили лишьнекоторые виды такой работы: лингвистический анализ художественных произведений местных поэтов и писателей, воспитание произносительной культуры речи в условиях местных говоров, изучение топонимов Курска и Курской области, а также биографии известных курян. Каждый из перечисленных видов работы можно систематически использовать в обучении русскому языку, что имеет не только обучающий, но и воспитательный характер, пробуждает интерес у учащихся к родному слову. Безусловно, выделенные виды работ по лингвистическому краеведению в обучении родному языку не являются исчерпывающими из многообразия местного языкового материала, поэтому данная тема может быть разработана в другом направлении.СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБулатова, Л.Н. О русских народных говорах /Л. Н. Булатова, Л. Л. Касаткин, Т. Ю. Строганова.– М., 1975. – 254 с.Беликов, В.И. Русский язык в странах СНГ и единство лексической нормы // Социальные варианты языка: Материалы Междунар. науч. конф. – 24-25 апреля 2003 г. – Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2003. – 143 с.Ларин, Б.А. О лингвистическом изучении города // История русского языка и общее языкознание. - М.: Просвещение, 1977. - 224 с.Благова, Н.Г. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (для ср. обще-обр. шк.). – Н. Г. Благова, Л. А.Коренева, О. Д. Родченко // РЯШ. 1993. - № 4. - С. 16-19.Пушкарева, И.А. Заголовок в информационно-оценочном пространстве городской газеты // РЯШ. 1993. - № 4. - С. 69-75.Касаткин, Л.Л. Современный русский язык: слов.-справ.: Пособие для учителя / Под ред. П.А. Леканта. 2-е изд. - М., 2005. – 325 с.

1. Булатова, Л.Н. О русских народных говорах / Л. Н. Булатова, Л. Л. Касаткин, Т. Ю. Строганова. – М., 1975. – 254 с.
2. Беликов, В.И. Русский язык в странах СНГ и единство лексической нормы // Социальные варианты языка: Материалы Междунар. науч. конф. – 24-25 апреля 2003 г. – Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2003. – 143 с.
3. Ларин, Б.А. О лингвистическом изучении города // История русского языка и общее языкознание. - М.: Просвещение, 1977. - 224 с.
4. Благова, Н.Г. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (для ср. обще-обр. шк.). – Н. Г. Благова, Л. А. Коренева, О. Д. Родченко // РЯШ. 1993. - № 4. - С. 16-19.
5. Пушкарева, И.А. Заголовок в информационно-оценочном пространстве городской газеты // РЯШ. 1993. - № 4. - С. 69-75.
6. Касаткин, Л.Л. Современный русский язык: слов.-справ.: Пособие для учителя / Под ред. П.А. Леканта. 2-е изд. - М., 2005. – 325 с.

Вопрос-ответ:

Какая лексика освоивается на уроках русского языка в средних классах?

На уроках русского языка в средних классах осваивается как стандартная, так и диалектная и региональная лексика.

Какие особенности есть в освоении диалектной и региональной лексики?

Особенности освоения диалектной и региональной лексики на уроках русского языка заключаются в необходимости учитывать специфику языка и культуры конкретного региона, а также в создании контекста для понимания и использования этих слов.

Какая методика используется для изучения диалектной и региональной лексики?

Для изучения диалектной и региональной лексики на уроках русского языка используется методика, основанная на анализе и объяснении особенностей этих слов, создании ситуаций для их использования, использовании текстов и заданий, позволяющих закрепить и применить новые слова в речи.

Какие аспекты освоения лексики рассматриваются на уроках русского языка?

На уроках русского языка рассматривается как стандартная лексика, так и диалектная и региональная лексика, объясняются их особенности и значения, проводятся упражнения на закрепление новых слов и их использование в речи.

Какие результаты достигаются в освоении диалектной и региональной лексики на уроках русского языка?

В результате освоения диалектной и региональной лексики на уроках русского языка ученики улучшают свою речевую компетенцию, понимают и умеют использовать слова, характерные для своего региона, что способствует развитию языковой и культурной идентичности.

Какая роль диалектной и региональной лексики на уроках русского языка в средних классах?

Диалектная и региональная лексика играют важную роль на уроках русского языка в средних классах. Она позволяет расширить словарный запас учащихся и познакомить их с разнообразием языковых форм и выражений. Освоение диалектной и региональной лексики способствует развитию коммуникативных навыков и пониманию языкового многообразия.

Какая методика используется для изучения диалектной и региональной лексики на уроках русского языка?

Для изучения диалектной и региональной лексики на уроках русского языка используется разнообразная методика. Учителя используют тексты и задания, в которых присутствуют диалектные и региональные слова и выражения. Также проводятся беседы, игры и задания, направленные на развитие словарного запаса и понимание различных языковых форм.

Какие особенности существуют в освоении диалектной и региональной лексики на уроках русского языка?

Освоение диалектной и региональной лексики имеет свои особенности. Во-первых, учащиеся могут испытывать сложности в понимании и использовании такой лексики из-за ее необычности для них. Во-вторых, учителя должны быть внимательными и грамотно руководить процессом, чтобы не допустить неправильного усвоения лексики или смешения диалектных и литературных форм.