Обучение информационной безопасности учащихся 8-х классов (в курсе информатики или как отдельный курс)
Заказать уникальную дипломную работу- 65 65 страниц
- 37 + 37 источников
- Добавлена 08.04.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ 9
1.1. Понятие информационной безопасности, основные информационные угрозы для обучающихся 9
1.2. Подходы к формированию компетенций в области информационной безопасности у учащихся 13
1.3. Особенности курса информатики с точки зрения формирования компетенций в области информационной безопасности у обучающихся 22
Вывод по главе 1 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ 27
2.1. Цель, задачи, методы эмпирической части исследования 27
2.2. Программа формирования компетенций в области информационной безопасности у обучающихся 8-х классов на уроках информатики 33
2.3. Оценка динамики результатов обучающихся 44
2.4. Оценка результативности программы, рекомендации по ее использованию 52
Выводы по главе 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ А. АНКЕТА 63
В частности, знания базовых понятий в информатике были оценены на 3,50±0,18 баллов из 10, знания физических частей компьютера – на 3,29±0,22 баллов из 10, знания устройства сети Интернет – на 1,89±0,17 баллов из 10. Задания в текстовом редакторе MicrosoftWord были выполнены на 1,93±0,16 баллов из 5, в MicrosoftExcel – на 2,29±0,15 баллов из 5, MicrosoftPaint – на 2,14±0,15 баллов из 5, презентация – на 1,96±0,15 баллов из 5 (рисунок 9). Рисунок – Динамика результатов оценки информационной компетентности обучающихсяПосле эксперимента все показатели приблизились к норме. Рост везде был достоверно высоким.Положительная динамика отмечалась и по результатам опроса. В частности, на вопрос «Какой из паролей кажется Вам наиболее безопасным?», дети выбирали верный ответ (8AnKKnqI) в 42,86% случаев, после эксперимента – в 92,86% случаев (рисунок 10).Рисунок – Ответы на вопрос «Какой из паролей кажется Вам наиболее безопасным?»При ответе на вопрос «Что, по Вашему мнению, является признаком достоверной информации в Интернете?», до эксперимента дети выбрали верный ответ в 39,29% (Данную информацию можно проверить) и 57,14% (Автор – известный специалист в той области, о которой говорится) случаев. После окончания эксперимента верный ответ был выбран в 96,43% и 100,0% случаев (рисунок 11).При ответе на вопрос «В каком случае можно доверять письму от незнакомого пользователя?» до эксперимента дети выбрали верный ответ (Ни в каком) в 28,57% случаев. После окончания эксперимента верный ответ был выбран в 96,43% случаев (рисунок 12).Рисунок – Ответы на вопрос «Что, по Вашему мнению, является признаком достоверной информации в Интернете?»Рисунок – Ответы на вопрос «В каком случае можно доверять письму от незнакомого пользователя?»При ответе на вопрос «Ваш друг в переписке в соц. сетях скинул Вам ссылку и попросил проголосовать за него. Ваши первоочередные действия?» до эксперимента дети выбрали верный ответ (Позвоню другу и выясню в чем дело) в 32,14% случаев. После окончания эксперимента верный ответ был выбран в 92,86% случаев (рисунок 13).Рисунок – Ответы на вопрос «Ваш друг в переписке в соц. сетях скинул Вам ссылку и попросил проголосовать за него. Ваши первоочередные действия?»При ответе на вопрос «Что нужно сделать в первую очередь, если компьютер подвергся атаке?» до эксперимента дети выбрали верный ответ (Отключить компьютер от Интернета) в 32,14% случаев. После окончания эксперимента верный ответ был выбран в 100,0% случаев (рисунок 14).Рисунок – Ответы на вопрос «Что нужно сделать в первую очередь, если компьютер подвергся атаке?»При ответе на вопрос «Вам пришло письмо: «Вам пришло письмо: «Чтобы выиграть миллион в нашей лотерее, вам нужно зарегистрироваться на этом сайте (ссылка на сайт). Регистрация закрывается завтра. Не пропустите!». Ваши действия?» до эксперимента дети выбрали верный ответ (Удалю письмо, не читая) в 39,29% случаев. После окончания эксперимента верный ответ был выбран в 89,29% случаев (рисунок 15).Рисунок – Ответы на вопрос «Вам пришло письмо: «Вам пришло письмо: «Чтобы выиграть миллион в нашей лотерее, вам нужно зарегистрироваться на этом сайте (ссылка на сайт). Регистрация закрывается завтра. Не пропустите!». Ваши действия?»При ответе на вопрос «Троянская программа опасна тем, что:» до эксперимента дети выбрали верный ответ (Маскируется под полезную программу и выполняет вредоносные действия) в 17,86% случаев. После окончания эксперимента верный ответ был выбран в 92,86% случаев (рисунок 16).При ответе на вопрос «Ваш друг в социальной сети просить о финансовой помощи. Что Вы будете делать?» до эксперимента дети выбрали верный ответ (Позвоню другу и спрошу в чем дело) в 39,29% случаев. После окончания эксперимента верный ответ был выбран в 82,14% случаев (рисунок 17).Рисунок – Ответы на вопрос «Троянская программа опасна тем, что:»Рисунок – Ответы на вопрос «Ваш друг в социальной сети просить о финансовой помощи. Что Вы будете делать?»При ответе на вопрос «К Вам в социальной сети обратился незнакомый человек того же возраста, что и Вы и предлагает обменяться фотографиями. Ваши действия?» до эксперимента дети выбрали верный ответ (Сообщу родителям) в 32,14% случаев. После окончания эксперимента верный ответ был выбран в 78,57% случаев (рисунок 18).Рисунок – Ответы на вопрос «К Вам в социальной сети обратился незнакомый человек того же возраста, что и Вы и предлагает обменяться фотографиями. Ваши действия?»При ответе на вопрос «Друг через социальные сети прислал Вам файл Реферат.exe, говорят о том, что это информация для Вашего домашнего задания. Ваши действия?» до эксперимента дети выбрали верный ответ (Удалю, т.к. это вирус) в 7,14% случаев. После окончания эксперимента верный ответ был выбран в 100,0% случаев (рисунок 19).Рисунок – Ответы на вопрос «Друг через социальные сети прислал Вам файл Реферат.exe, говорят о том, что это информация для Вашего домашнего задания. Ваши действия?»При ответе на вопрос «Какие персональные данные нельзя сообщать в Интернете?» до эксперимента дети выбрали верный ответ (Все перечисленное) в 17,86% случаев. После окончания эксперимента верный ответ был выбран в 100,0% случаев (рисунок 20).Рисунок – Ответы на вопрос «Какие персональные данные нельзя сообщать в Интернете?»Таким образом, можно говорить о том, что отмечается позитивная динамика в части понимания детьми основ безопасности в Интернете.2.4. Оценка результативности программы, рекомендации по ее использованиюМожно говорить о том, что предложенная программа отличается своей результативностью. Динамика полученных результатов представлена в таблице 5.Таблица Динамика полученных результатовТестДинамика, %Тесты на уровень информационной компетентностиЗнания базовых понятий в информатике, из 10 ответов+136,7Тестирование на знание физических частей компьютера, из 10 ответов+155,4Тестирование на знание устройства сети Интернет, из 5 баллов+137,7Выполнение задания в текстовом редакторе MicrosoftWord , из 5 баллов+131,5Выполнение задания в электронных таблицах MicrosoftExcel , из 5 баллов+98,4Выполнение задания в графическом редакторе MicrosoftPaint, из 5 баллов+108,3Создание презентации, из 5 баллов+129,1АнкетированиеКакой из паролей кажется Вам наиболее безопасным?+50,0Что, по Вашему мнению, является признаком достоверной информации в Интернете (можно выбрать несколько вариантов ответа)?+57,14+42,86В каком случае можно доверять письму от незнакомого пользователя?+67,86Ваш друг в переписке в соц. сетях скинул Вам ссылку и попросил проголосовать за него. Ваши первоочередные действия?+60,71Что нужно сделать в первую очередь, если компьютер подвергся атаке?+67,86Вам пришло письмо: «Чтобы выиграть миллион в нашей лотерее, вам нужно зарегистрироваться на этом сайте (ссылка на сайт). Регистрация закрывается завтра. Не пропустите!». Ваши действия?+50,0Троянская программа опасна тем, что:+75,0Ваш друг в социальной сети просить о финансовой помощи. Что Вы будете делать?+42,86К Вам в социальной сети обратился незнакомый человек того же возраста, что и Вы и предлагает обменяться фотографиями. Ваши действия?+28,57Друг через социальные сети прислал Вам файл Реферат.exe, говорят о том, что это информация для Вашего домашнего задания. Ваши действия?+92,86Какие персональные данные нельзя сообщать в Интернете?+82,14В рамках реализации программы следует придерживаться следующих принципов:Подготовкав области информационной безопасности должна базироваться на знаниях обучающихся по другим предметами.Программ может применять и у детей более младшего возраста, но следует учитывать возрастные особенности и адаптировать ее содержимое. На первом этапе подготовки необходимо выполнить полноценные тестирования уровня знаний обучающихся. На основании полученных данных программа корректируется с учетом тех пробелок, которые были выявлены у обучающихся.После достижения нормативного уровня знаний, умений, можно приступать к выполнению проекта. Крайне важно применять те средства обучения, которые максимально приблизят детей к реальной ситуации, в которой им предстоит делать выбор в пользу безопасного поведения.При обучении необходимо максимально придерживаться интерактивных средств.Выводы по главе 2На основании полученных сведений мы можем заключить, что в настоящее время есть ряд проблем в части информированности детей о мерах безопасного поведения в информационной среде. При этом разработанная нами программа, включающая проектную деятельность и урок по информационной безопасности, позволяет повысить уровень осведомленности детей о мерах безопасного поведения в информационной среде, что было доказано в ходе проведенного эксперимента.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ рамках проведенного исследования мы изучили процесс формирования компетенций в области информационной безопасности у обучающихся 8-х классов на уроках информатики.Полученные сведения позволяют сделать следующие выводы:Информационная безопасность – это совокупность условий, факторов, которые обеспечивают приемлемый риск возникновения опасности, т.е. приемлемый уровень защиты от угроз информационной сферы. Существует большое число угроз для обучающихся 8-х классов в современных условиях, среди которых аморальный контент, хищение, кража информации, вторжение в частную жизнь, киберхулиганство и т.д.Формирование компетенций в области информационной безопасности у учащихся 8-х классов возможно только в условиях путем их обучения, формирования у них надлежащего уровня информационной компетентности, информационной культуры. Уроки информатики как нельзя лучше подходят для такой цели, однако они крайне ужаты с точки зрения часов, проблеме информационной безопасности в них уделено мало внимания. Как следствие, необходимы специальные программы по расширению функционала таких уроков.Мы составили программу обучения основам информационной безопасности и на примере обучающихся 8-х классов МКОУ «Троицкая СОШ №62 показали ее эффективность. Дети продемонстрировали как рост информационной компетентности, так и рост уровня знаний в области безопасного использования Интернета. Были разработаны рекомендации по формированию компетенций в области информационной безопасности у обучающихся 8-х классов на уроках информатикиТаким образом, цель и задачи достигнуты. Гипотеза о том, что уровень информационной безопасности детей может быть значительно повышен при целенаправленном использовании специальной программы в рамках изучения предметной области «Информатика» подтвердилась.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАверин А.Н. Правовое обеспечение информационной безопасности детей и подростков в интернете / А.Н. Аверин, А.В. Понеделков, А.П. Яланский, С.А. Стельмах // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2021. – №3. – С. 120-124.Анохин С.М. Информационно-психологическая безопасность российских детей / С.М. Анохин, Н.Ф. Анохина // Социальная педагогика, 2013. – №3. – С. 81-90.Ахметов А.И. Понятие, цели и виды национальной безопасности / А.И. Ахметов, И.Р. Аминов // Международный журнал гуманитарных и специальных наук, 2020. – №5-2. – С. 199-201. БазыльниковаО.Ю. Сущность понятия «информационная компетентность» / О.Ю. Базыльникова, М.Р. Юлдашева // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания, 2012. – №9-1. – С. 97-101.Безопасность жизнедеятельности: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования/ Э.А. Арустамов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 176 с. Безопасность жизнедеятельности: учебник для использования в образовательном процессе образовательных учреждений, реализующих программы СПО / Э.А. Арустамов, Н.А. Прокопенко, Н.А. Гуськов. – 18-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2020. – 207 сБердманН.Д. Формирование информационной компетентности студентов / Н.Д. Бердман // RussianJournalofEducationandPsychology, 2017. – Т.8. – №2-2. – С. 28-34. Виноградова Т.С. Информационная компетентность: проблемы интерпретации / Т.С. Виноградова // Человек и образование, 2012. – №2. – С. 92-98.ВисаитовБ.Х. Понятие информационной компетентности / Б.Х. Висаитова // Наука, образование и культура, 2016. – №12(15). – С. 73-75.Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: учебник / под ред. О.Н. Русака. – 13-е изд., испр. – СПб.: Издательство «Лань», 2010. – 672 с.Исследование «Лаборатории Касперского»: дети онлайн [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://securelist.ru/issledovanie-laboratorii-kasperskogo-deti-onlajn/25212/ (дата обращения: 07.12.2022).КанавцевМ.В. Методология обеспечения информационной безопасности детей в современном обществе / М.В. Канавцев, А.Л. Попова // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета, 2016. – №42. – С. 307-312.Королева Я.В. Методика изучения вопросов информационной безопасности на уроках информатики в средней школе / Я.В. Королева, Л.С. Носова // Методика преподавания математических и естественнонаучных дисциплин: современные проблемы и тенденции развития. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, 2018. – С. 176-179.КрепшаН.В. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для иностранных студентов. – Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2014. – 198 с.КрицкийФ.С. Формирование информационной безопасности у учащихся на уроках информатики и технологии / Ф.С. Крицкий // Вопросы педагогики, 2020. – №3-2. – С. 118-122Кузьмина И.Я. Роль уроков информатики в обеспечении информационной безопасности школьника / И.Я. Кузьмина, А.Н. Капустика // Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2017. – №21. – С. 71-74Лебедева М.Б. Наш ребенок попал в сеть: взаимодействие школы и родителей в решении проблем безопасного Интернета / М.Б. Лебедева // Безопасность в сети Интернет. Материалы межрегиональных научно-практических конференций по вопросам внедрения инноваций в информатизацию образования, 2017. – С. 48-54.Мельникова Т.В. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся на основе технологии модульного обучения: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01/ С.-Петерб. акад. постдиплом. пед. образования. – СПб., 2006. – 24 с.МетелевИ.С. Информационная безопасность / И.С. Метелев, Устинов А.Ю. // Сибирский торгого-экономический журнал, 2016. – №4(25). – С. 76-79. МикрюковВ.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебник / В.Ю. Микрюков. – М.: ФОРУМ, 2008 .– 464 с.Нестеров С.А. Информационная безопасность: учебник и практикум для СПО / С.А. Нестеров. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 321 с.Очиров М.Н. Информационная компетентность: фундаментальный подход / М.Н. Очиров, О.А. Лобсанова // Вестник Бурятского государственного университета. Философия, 2015. – №15. – С. 132-134.ПоникароваА.В. Педагогические условия формирования культуры информационной безопасности на уроках информатики и ИКТ / А.В. Поникарова, Ю.И. Богатырева // Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции, 2020. – С. 176-180.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 06.10.2009 года «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 07.12.2022). Приходько А.А. Моделирование угроз информационной безопасности на уроках информатики / А.А. Приходько // Информация и образование: границы коммуникаций, 2019. – №11(19). – С. 111-113Прохорова О.В. Информационная безопасность и защита информации: учебник для СПО / О.В. Прохорова. – 2-е изд., стер. – СПб.: Лань, 2021. – 124 с.ПулатовЖ.Н. Информационная культура / Ж.Н. Пулатов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2017. – №11-2. – С. 67-69. Рабочая программа основного общего образования по дисциплине «информатика» для 7-9 классов образовательных организаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edsoo.ru/pages/pages/downloads/Информатика_Примерная_рабочая_программа_Проект.pdf (дата обращения: 07.12.2022)Распоряжение Правительства Российской Федерации №2471-р от 02.12.2015 года «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420320316 (дата обращения: 07.12.2022).Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / Ю.Г. Сапронов. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 336 с.Сорокина Л.А. Педагогические условия формирования готовности подростков к безопасному поведению// Вестник ЧГПУ, 2010. – №8. – С. 195-203. Толочко Е.И Культура безопасного поведения на дорогах как многоаспектная социально-педагогическая проблема// Человек и образование, 2015. – №1 (42). – С. 173-179.ФардзиноваС.П. Детская безопасность в Интернете: Интернет и ребенок / С.П. Фардзиова, О.В. Владимирова // Педагогический совет: опыт, исследование, рекомендации. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, 2020. – С. 14-15.Федорова А.С. Ребенок в Интернет-пространстве: вопросы правого регулирования / А.С. Федорова // Вестник Московского университета МВД России, 2022. – №2. – С. 247-251.Цифровые привычки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kids.kaspersky.ru/article/cifrovye_privychki (дата обращения: 07.12.2022).ЧурашеваО.Л. Информационная культура и информационная безопасность личности / О.Л. Чурашева // Теория и практика общественного развития, 2014. – №16. – С. 6-8.Яковлева Ю.В. Взаимосвязь информационной безопасности и информационной культуры / Ю.В. Яковлева // Вестник науки, 2022. – Т1. – №1. – С. 77-81ПРИЛОЖЕНИЕ А. АНКЕТАУважаемый школьник!В современном Интернете таиться много опасностей. Предлагаемый тест позволить оценить уровень Ваших знаний в данной области. Необходимо дать ответы на все вопросы теста. Выберите тот вариант ответа, который соответствует действительности и обозначьте его удобным для себя способомВаш пол?МужскойЖенскийВаш возраст? ____ летКакой из паролей кажется Вам наиболее безопасным?12345QWErtyИван19928AnKKnqIЧто, по Вашему мнению, является признаком достоверной информации в Интернете (можно выбрать несколько вариантов ответа)?Данную информацию можно проверитьИнформация доступна, понятна, хорошо запоминаетсяИнформация хорошо оформленаАвтор – известный специалист в той области, о которой говоритсяВ каком случае можно доверять письму от незнакомого пользователя?Автор письма ссылается на общих друзейАвтор письма ссылается на принадлежность к общей компанииАвтор письма обращается в Вам по имениНи в какомВаш друг в переписке в соц. сетях скинул Вам ссылку и попросил проголосовать за него. Ваши первоочередные действия?Пройду по ссылкеПозвоню другу и выясню в чем делоИспользую специальные ресурсы для проверки ссылки и, при ее безопасности, пройдут по нейПроигнорирую сообщениеЧто нужно сделать в первую очередь, если компьютер подвергся атаке?Отключить компьютер от ИнтернетаВыйти из браузераПроверить сохранились ли важные файлыЗапустить антивирусную программуВам пришло письмо: «Чтобы выиграть миллион в нашей лотерее, вам нужно зарегистрироваться на этом сайте (ссылка на сайт). Регистрация закрывается завтра. Не пропустите!». Ваши действия?Пройду по ссылкеНапишу ответное письмо с просьбой разъяснить условия лотереиУдалю письмоТроянская программа опасна тем, что:Маскируется под полезную программу и выполняет вредоносные действияСнижает производительность операционной системыЕе сложно распознать, т.к. она действует скрытноВсе вышеперечисленноеВаш друг в социальной сети просить о финансовой помощи. Что Вы будете делать?Отправлю другу деньгиПозвоню другу и спрошу в чем делоПроигнорирую сообщениеК Вам в социальной сети обратился незнакомый человек того же возраста, что и Вы и предлагает обменяться фотографиями. Ваши действия?Попрошу фотографию, а потом отправлю своюЗаблокирую этого человекаСообщу родителямДруг через социальные сети прислал Вам файл Реферат.exe, говорят о том, что это информация для Вашего домашнего задания. Ваши действия?Удалю, т.к. это вирусОткрою, чтобы проверить содержимоеПроверю файл через антивирусную программу и потом откроюПозвоню другу и спрошу в чем делоКакие персональные данные нельзя сообщать в Интернете?Место работы родителейДомашний адресРеквизиты банковской картыВсе перечисленноеСпасибо за участие в опросе!
2. Анохин С.М. Информационно-психологическая безопасность российских детей / С.М. Анохин, Н.Ф. Анохина // Социальная педагогика, 2013. – №3. – С. 81-90.
3. Ахметов А.И. Понятие, цели и виды национальной безопасности / А.И. Ахметов, И.Р. Аминов // Международный журнал гуманитарных и специальных наук, 2020. – №5-2. – С. 199-201.
4. Базыльникова О.Ю. Сущность понятия «информационная компетентность» / О.Ю. Базыльникова, М.Р. Юлдашева // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания, 2012. – №9-1. – С. 97-101.
5. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования/ Э.А. Арустамов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 176 с.
6. Безопасность жизнедеятельности: учебник для использования в образовательном процессе образовательных учреждений, реализующих программы СПО / Э.А. Арустамов, Н.А. Прокопенко, Н.А. Гуськов. – 18-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2020. – 207 с
7. Бердман Н.Д. Формирование информационной компетентности студентов / Н.Д. Бердман // Russian Journal of Education and Psychology, 2017. – Т.8. – №2-2. – С. 28-34.
8. Виноградова Т.С. Информационная компетентность: проблемы интерпретации / Т.С. Виноградова // Человек и образование, 2012. – №2. – С. 92-98.
9. Висаитов Б.Х. Понятие информационной компетентности / Б.Х. Висаитова // Наука, образование и культура, 2016. – №12(15). – С. 73-75.
10. Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: учебник / под ред. О.Н. Русака. – 13-е изд., испр. – СПб.: Издательство «Лань», 2010. – 672 с.
11. Исследование «Лаборатории Касперского»: дети онлайн [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://securelist.ru/issledovanie-laboratorii-kasperskogo-deti-onlajn/25212/ (дата обращения: 07.12.2022).
12. Канавцев М.В. Методология обеспечения информационной безопасности детей в современном обществе / М.В. Канавцев, А.Л. Попова // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета, 2016. – №42. – С. 307-312.
13. Королева Я.В. Методика изучения вопросов информационной безопасности на уроках информатики в средней школе / Я.В. Королева, Л.С. Носова // Методика преподавания математических и естественнонаучных дисциплин: современные проблемы и тенденции развития. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, 2018. – С. 176-179.
14. Крепша Н.В. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для иностранных студентов. – Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2014. – 198 с.
15. Крицкий Ф.С. Формирование информационной безопасности у учащихся на уроках информатики и технологии / Ф.С. Крицкий // Вопросы педагогики, 2020. – №3-2. – С. 118-122
16. Кузьмина И.Я. Роль уроков информатики в обеспечении информационной безопасности школьника / И.Я. Кузьмина, А.Н. Капустика // Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2017. – №21. – С. 71-74
17. Лебедева М.Б. Наш ребенок попал в сеть: взаимодействие школы и родителей в решении проблем безопасного Интернета / М.Б. Лебедева // Безопасность в сети Интернет. Материалы межрегиональных научно-практических конференций по вопросам внедрения инноваций в информатизацию образования, 2017. – С. 48-54.
18. Мельникова Т.В. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся на основе технологии модульного обучения: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01/ С.-Петерб. акад. постдиплом. пед. образования. – СПб., 2006. – 24 с.
19. Метелев И.С. Информационная безопасность / И.С. Метелев, Устинов А.Ю. // Сибирский торгого-экономический журнал, 2016. – №4(25). – С. 76-79.
20. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебник / В.Ю. Микрюков. – М.: ФОРУМ, 2008 .– 464 с.
21. Нестеров С.А. Информационная безопасность: учебник и практикум для СПО / С.А. Нестеров. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 321 с.
22. Очиров М.Н. Информационная компетентность: фундаментальный подход / М.Н. Очиров, О.А. Лобсанова // Вестник Бурятского государственного университета. Философия, 2015. – №15. – С. 132-134.
23. Поникарова А.В. Педагогические условия формирования культуры информационной безопасности на уроках информатики и ИКТ / А.В. Поникарова, Ю.И. Богатырева // Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции, 2020. – С. 176-180.
24. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 06.10.2009 года «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 07.12.2022).
25. Приходько А.А. Моделирование угроз информационной безопасности на уроках информатики / А.А. Приходько // Информация и образование: границы коммуникаций, 2019. – №11(19). – С. 111-113
26. Прохорова О.В. Информационная безопасность и защита информации: учебник для СПО / О.В. Прохорова. – 2-е изд., стер. – СПб.: Лань, 2021. – 124 с.
27. Пулатов Ж.Н. Информационная культура / Ж.Н. Пулатов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2017. – №11-2. – С. 67-69.
28. Рабочая программа основного общего образования по дисциплине «информатика» для 7-9 классов образовательных организаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edsoo.ru/pages/pages/downloads/Информатика_Примерная_рабочая_программа_Проект.pdf (дата обращения: 07.12.2022)
29. Распоряжение Правительства Российской Федерации №2471-р от 02.12.2015 года «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420320316 (дата обращения: 07.12.2022).
30. Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Ю.Г. Сапронов. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 336 с.
31. Сорокина Л.А. Педагогические условия формирования готовности подростков к безопасному поведению// Вестник ЧГПУ, 2010. – №8. – С. 195-203.
32. Толочко Е.И Культура безопасного поведения на дорогах как многоаспектная социально-педагогическая проблема// Человек и образование, 2015. – №1 (42). – С. 173-179.
33. Фардзинова С.П. Детская безопасность в Интернете: Интернет и ребенок / С.П. Фардзиова, О.В. Владимирова // Педагогический совет: опыт, исследование, рекомендации. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, 2020. – С. 14-15.
34. Федорова А.С. Ребенок в Интернет-пространстве: вопросы правого регулирования / А.С. Федорова // Вестник Московского университета МВД России, 2022. – №2. – С. 247-251.
35. Цифровые привычки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kids.kaspersky.ru/article/cifrovye_privychki (дата обращения: 07.12.2022).
36. Чурашева О.Л. Информационная культура и информационная безопасность личности / О.Л. Чурашева // Теория и практика общественного развития, 2014. – №16. – С. 6-8.
37. Яковлева Ю.В. Взаимосвязь информационной безопасности и информационной культуры / Ю.В. Яковлева // Вестник науки, 2022. – Т1. – №1. – С. 77-81
Вопрос-ответ:
Что такое информационная безопасность?
Информационная безопасность – это состояние защищенности информации от несанкционированного доступа, использования, раскрытия или уничтожения.
Какие основные информационные угрозы существуют для обучающихся 8 классов?
Основные информационные угрозы для обучающихся 8 классов включают вредоносные программы, взломы аккаунтов, кибербуллинг, публикацию личной информации в сети, фишинг и другие.
Какие подходы используются для формирования компетенций в области информационной безопасности у учащихся?
Для формирования компетенций в области информационной безопасности у учащихся используются практический подход, проектное обучение, использование симуляторов угроз, проведение тренингов и семинаров.
Какие особенности курса информатики важны с точки зрения формирования компетенций в области информационной безопасности у учащихся 8 классов?
Особенности курса информатики, важные для формирования компетенций в области информационной безопасности у учащихся 8 классов, включают в себя изучение основ безопасного поведения в сети, основ работы с антивирусными программами, обучение навыкам защиты персональных данных и осведомленности о текущих угрозах.
Почему важно обучение информационной безопасности учащихся 8 классов?
Обучение информационной безопасности учащихся 8 классов важно, потому что на данном этапе развития они активно начинают использовать компьютеры и интернет, их информационная безопасность становится более уязвимой, а знание основных мер защиты позволяет им избежать негативных последствий.
Зачем учащимся 8 классов нужно изучать информационную безопасность?
Изучение информационной безопасности помогает учащимся осознать существующие угрозы и опасности, связанные с использованием информационных технологий, а также обучает навыкам защиты своих данных и личной информации.
Какие основные угрозы в сфере информационной безопасности могут быть для учащихся 8 классов?
Основные угрозы для учащихся 8 классов в сфере информационной безопасности включают в себя вредоносные программы, кибербуллинг, кражу личных данных, неправильное использование социальных сетей и другие.
Какими подходами можно формировать компетенции в области информационной безопасности у учащихся?
Формирование компетенций в области информационной безопасности у учащихся может осуществляться через применение интерактивных уроков, ролевых игр, обучение с использованием кейсов и ситуаций из реальной жизни, а также проведение тренировок и семинаров.
Какие особенности курса информатики необходимо учитывать для формирования компетенций в области информационной безопасности?
При формировании компетенций в области информационной безопасности необходимо учитывать особенности курса информатики, такие как освоение учебного материала поэтапно, включение практических заданий и упражнений, использование современных образовательных технологий и инструментов.