лексико-семантическое поле «игра»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Лингвистика
  • 30 30 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 11.01.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ 7
1.1 Понятие системы в языке и лексике 7
1.2 Общее понятие «поля» в лингвистике 10
1.3 Лексико-семантическая группа как структурная единица лексико-семантического поля 14
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ «ИГРА» 18
2.1 Существительные с семантикой «игра» 18
2.2 Прилагательные и глаголы с семантикой «игра» 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 28
Фрагмент для ознакомления

Лексико-семантическое поле «игра» чаще всего имеет положительную эмоциональную окраску, но, при этом, нередко также можно увидеть и негативную – к примеру, связанные с игрой «азарт» или «безответственность». Эти лексические единицы подчеркивают, что в данном случае у индивида имеются определенные проблемы, связанные и играми – «игромания», и, поэтому такой человек безответственен – он легкомысленным образом тратит деньги и время, а также, возможно, впутывается в неприятности. Игра всегда напрямую связана также и «победой», которая представляет собой сама цель любой подобной деятельности. Для того, чтобы достичь победы, необходимо придерживаться той или иной «стратегии», которая и позволяет обыграть соперника. При этом, напрямую с этой лексической единицей, в рамках ЛСП «игра» также связаны «ставки», без которых совершенно невозможно представить себе любую игру второй половины XIXв. Абсолютно любая игра предполагает наличие определенных «умений» и «навыков», которые и позволяют человеку одерживать победу в рамках игрового процесса. Однако, если учесть тот факт, что соперник также должен обладать ими, то их наличие далеко не всегда предполагает, что игрок выйдет победителем, поскольку статус выигравшего должен быть лишь у одного человека.Таким образом, можно сделать вывод о том, что имеется достаточно большое количество примеров существительных, связанных с лексико-семантическим полем «игра». Далее необходимо рассмотреть, каким образом при помощи глаголов и прилагательных передается данное ЛСП в тексте произведения Ф. М. Достоевского «Игрок».2.2 Прилагательные и глаголыс семантикой «игра»Так же, как и существительные, прилагательные играют большую роль в выстраивании лексико-семантического поля. Однако, если говорить о ЛСП «игра», нельзя не отметить, что, в отличие от других частей речи, имена прилагательные, в первую очередь, необходимы для описания. В частности, это можно сказать о такой лексической единице, как «положительный результат», который напрямую связан с «победой» или «выигрышем». Соответственно, «отрицательный результат» игры всегда напрямую связан с недостижением своей цели, и, в связи с этим, с «поражением» или «проигрышем».При этом, как результат, так и игра могут быть «хорошими» или «плохими», в зависимости от того, каким образом был завершен процесс. И, точно так же, как и с характеристикой «положительный» или «отрицательный», в данном случае эти прилагательные можно охарактеризовать как оценочные суждения – каждый игрок оценивает, каким образом для него завершилась игра, и какого результата в ходе нее он смог достичь.Также нельзя не отметить и большое количество причастий и деепричастий, которые регулярно встречаются в рамках лексико-семантического поля «игра». В частности, речь в данном случае идет о таких словах как «побежденный» «победивший», «выиграв», «проиграв» и др., которые демонстрируют взаимоотношения двух или более игроков и их статусы в рамках игры. Особенно стоит отметить такую лексическую единицу, как «проигравший», которая, являясь причастием, противопоставляется «победителю», то есть, имени существительному. При этом, данная ЛЕ также обозначает статус соперника в рамках игры, однако все в игровом процессе стараются стать победителем, но никто не стремится стать проигравшим. При этом, последним обязательно кто-то становится, что и обозначает суть любой игры – кто-то должен выиграть ее, но, в то же время, кому-то придется и проиграть.Однако, естественно, куда большую часть, равно как и имена существительные, занимают глаголы, которые в рамках лексико-семантического поля «игра» демонстрируют обозначение тех или иных действий. Важнейшей лексической единицей в данном случае, вне сомнений, является глагол «играть», который и обозначает непосредственно сам процесс игры. Очень семантически близкая к нему ЛЕ – «сыграть», которая, тем не менее, встречается несколько реже. Учитывая тот факт, что любой игрок всегда стремится победить в игре, то очень важными лексическими единицами в рамках данного концепта являются глаголы «выиграть» и «проиграть», также нередко можно встретить такую ЛЕ, как «проиграться». Эти слова обозначают, кто сумел достичь «положительного результата», а кто, соответственно, нет. При этом, имеются достаточно существенные различия между глаголами «проиграть» и «проиграться». В частности, первый может обозначать уступить только на одном этапе игры, но не всегда окончательный проигрыш. Вторая же лексическая единица чаще всего означает уже проигранную полностью игру, без возможности (во всяком случае, в тот же день) отыграться. В то же время, ЛЕ «проиграться» также может обозначать потерю достаточно большой суммы денег в ходе игры. Нельзя не отметить и то, что в ходе игры абсолютно всегда идет то или иное противостояние – будущих «победителя» и «проигравшего». Исходя из этого, всегда имеется возможно «обыграть» кого-то. Данный глагол обозначает «победить» в игре, но, при этом, он демонстрирует именно победу в конкретном противостоянии и над определенным соперником.Учитывая тот факт, что многие игры длятся не один день, в произведении Ф. М. Достоевского можно также встретить и ЛЕ «отыграться», то есть, выиграть и вернуть хотя бы часть своих потерянных денежных средств после сокрушительного поражения ранее. Каждый из игроков, кто «проигрался», практически тут же начинает думать о возможности «отыграться», причем, для многих, суть отыгрыша заключается не только в возврате утраченных денежных средств, но, скорее, в восстановлении репутации. Любая игра подразумевает, что все соперники должны стремиться к определенному результату – получить статус «победителя», но, вне зависимости от того, был ли он достигнут кем-то, один из игроков всегда может выйти из игры (к примеру, из карточной), сказав, что он «наигрался». Соответственно, глагол «наиграться» обозначает некую моральную (или, реже, физическую, если речь идет о спорте) усталость от игры и отсутствие желания ее продолжать.Постоянный риск, демонстрация своих умений и навыков, как отмечалось выше, далеко не всегда приводят к выигрышу. В таком случае, когда игрок постоянно рискует, но это не оправдывает средства, и он проигрывает, употребляется глагол «доигрался», то есть, сыграл плохо и не достиг требуемого результата – не смог стать в итоге победителем.Таким образом, можно сделать вывод о том, что, помимо имен существительных, в рамках лексико-семантического поля «игра» также выделяются имена прилагательные и глаголы, а также несколько причастий и деепричастий. Все они тесно связаны с пониманием необходимости выигрыша и победы, а также недопустимости поражения и проигрыша. Благодаря правилам, судьям и зрителям, любая игра превращается в остросюжетное действие. ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, можно сделать вывод о том, что в языковом пространстве каждая из единиц тесно связаны друг с другом, образуя общую систему. Под языковой системой подразумевается конкретный набор правил и языковых единиц в определенном языке, которые функционируют друг с другом и, в то же время, составляют основу для коммуникаций человека. То есть, без языковой системы, у общества не было бы возможности взаимодействовать и коммуницировать.В качестве словарных объединений понимается какая-либо совокупность языковых единиц с определенным языковым значением. Одними из самых значимых словарных объединений являются лексико-семантическое поле (ЛСП) и лексико-семантическая группа (ЛСГ).Лексико-семантическое поле подразумевает под собой общую совокупность определенных языковых единиц, которые тесно связаны друг с другом смыслом и значением. Внутри ЛСП могут присутствовать различные части речи, которые, тем не менее, должны быть объединены каким-либо общим знаменателем.Лексико-семантическая группа выделяется внутри определенного лексико-семантического поля, т.е. является меньшим словарным объединением. Как отметил В. В. Виноградов, который и ввел данное понятие в лингвистику, ЛСГ, в отличие от других словарных объединений, связывает лексические и языковые единицы внутри себя не номинативностью, а значением, которое и встает в основу такого рода объединений.Необходимо также отметить, что внутри лексико-семантической группы слова могут быть объединены, как лексической, морфологической, синтаксической, так и грамматической составляющей.Однако, в целом, в настоящее время отсутствует четкий набор критериев, который бы определял ту или иную лексико-семантическую группу, а также набор слов в ЛСГ.СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫБольшой толковый словарь русского языка.Гл. ред. С. А. Кузнецов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gramota.ru/slovari/info/bts/ (дата обращения: 06.12.2022).Абрамова Е. Н. К вопросу о лексико-семантических объединениях слов в современном языкознании // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2011. №1. С. 75-77.Андреева Л. А., Дементьева Д. Н. Колористическая лексика в романе Харпер Ли «Убить пересмешника» и его русском переводе // Филологический аспект. 2020. № 3 (59). С. 138-144.Башарина А. К. Понятие «семантическое поле» // Вестник СВФУ. 2007. №1. С. 93-96.Васильев Л. М. Современная лингвистическая семантика: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. шк.,1990. – 176 с.Васильев Л. М. Теория семантических полей // Вопросы языкознания, №5. 1971. С. 105-113.Денисенко В. Н. Синтагматика и парадигматика семантического поля // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2011. №2. С. 18-24.Кобозева И. М. Лингвистическая семантика. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 352 с. Кравцова Т. А. О некоторых типах метаязыкового комментария (на материале художественных текстов) // Филология и человек. 2012. №2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-tipah-metayazykovogo-kommentariya-na-materiale-hudozhestvennyh-tekstov (дата обращения: 18.08.2022).Куренкова Т. Н. Лексико-семантическое поле и другие поля в современной лингвистике // Сибирский аэрокосмический журнал. 2006. №4 (11). С. 173-178.Кыркбаева Г. Н. Структурные особенности понятий "семантическое поле" и "лексико-семантическое поле" // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2017. № 12. С. 176-178.Минаева Д. В. Проблематика воспитательного романа Харпер Ли “To kill a mockingbird” // В сборнике: Актуальные исследования языка и культуры: теоретические и прикладные аспекты. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2020. С. 140-143.Мясникова И. И. Семантическое поле: история и современность // Система ценностей современного общества. 2008. №4. С. 136-140.Нильсен Е. А. Лексико-семантическое поле как элемент картины мира // StudiaLinguistica (Санкт-Петербург). 2000. № IX. С. 368-371.Новиков А. Л. Эскиз семантического поля // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2011. №2. С. 7-17.Новинская Н. В. Классификация эпонимических названий по семантическому признаку. Семантические поля // Вестник АГТУ. 2005. №5. С. 147-154.Херина А. А. Проблема определения семантического поля // Вестник науки и образования. 2015. №5 (7). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-opredeleniya-semanticheskogo-polya (дата обращения: 18.08.2022).Шкуропацкая М. Г., Цепелева Н. В. Семантическое поле и проблемы синонимии // Вестник КемГУ. 2012. №3. С. 233-240.Шмелев Д. Н. Проблемы семантического анализа лексики. – М.: Наука, 1973. – 280 с.Щур Г. С. Теории поля в лингвистике. – М.: Наука, 1974. – 254 с.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большой толковый словарь русского языка.Гл. ред. С. А. Кузнецов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gramota.ru/slovari/info/bts/ (дата обращения: 06.12.2022).
2. Абрамова Е. Н. К вопросу о лексико-семантических объединениях слов в современном языкознании // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2011. №1. С. 75-77.
3. Андреева Л. А., Дементьева Д. Н. Колористическая лексика в романе Харпер Ли «Убить пересмешника» и его русском переводе // Филологический аспект. 2020. № 3 (59). С. 138-144.
4. Башарина А. К. Понятие «семантическое поле» // Вестник СВФУ. 2007. №1. С. 93-96.
5. Васильев Л. М. Современная лингвистическая семантика: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. шк.,1990. – 176 с.
6. Васильев Л. М. Теория семантических полей // Вопросы языкознания, №5. 1971. С. 105-113.
7. Денисенко В. Н. Синтагматика и парадигматика семантического поля // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2011. №2. С. 18-24.
8. Кобозева И. М. Лингвистическая семантика. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 352 с.
9. Кравцова Т. А. О некоторых типах метаязыкового комментария (на материале художественных текстов) // Филология и человек. 2012. №2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-tipah-metayazykovogo-kommentariya-na-materiale-hudozhestvennyh-tekstov (дата обращения: 18.08.2022).
10. Куренкова Т. Н. Лексико-семантическое поле и другие поля в современной лингвистике // Сибирский аэрокосмический журнал. 2006. №4 (11). С. 173-178.
11. Кыркбаева Г. Н. Структурные особенности понятий "семантическое поле" и "лексико-семантическое поле" // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2017. № 12. С. 176-178.
12. Минаева Д. В. Проблематика воспитательного романа Харпер Ли “To kill a mockingbird” // В сборнике: Актуальные исследования языка и культуры: теоретические и прикладные аспекты. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2020. С. 140-143.
13. Мясникова И. И. Семантическое поле: история и современность // Система ценностей современного общества. 2008. №4. С. 136-140.
14. Нильсен Е. А. Лексико-семантическое поле как элемент картины мира // StudiaLinguistica (Санкт-Петербург). 2000. № IX. С. 368-371.
15. Новиков А. Л. Эскиз семантического поля // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2011. №2. С. 7-17.
16. Новинская Н. В. Классификация эпонимических названий по семантическому признаку. Семантические поля // Вестник АГТУ. 2005. №5. С. 147-154.
17. Херина А. А. Проблема определения семантического поля // Вестник науки и образования. 2015. №5 (7). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-opredeleniya-semanticheskogo-polya (дата обращения: 18.08.2022).
18. Шкуропацкая М. Г., Цепелева Н. В. Семантическое поле и проблемы синонимии // Вестник КемГУ. 2012. №3. С. 233-240.
19. Шмелев Д. Н. Проблемы семантического анализа лексики. – М.: Наука, 1973. – 280 с.
20. Щур Г. С. Теории поля в лингвистике. – М.: Наука, 1974. – 254 с.