Неформальные объединения молодых людей в процессе их личностного становления

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 39 39 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 11.01.2023
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ 6
1.1 Теории и концепции личности в трудах отечественных и зарубежных психологов 6
1.2 Психологические особенности юношеского возраста и особенности личностного становления в юношеском возрасте 11
1.3 Влияние неформальных объединений на воспитание молодежи 13
Вывод к 1 главе 16
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ НА ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ 18
2.1 Методика эмпирического исследования 18
2.2 Результаты эмпирического исследования 19
2.3 Анализ результатов эмпирического исследования 29
Вывод ко 2 главе 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
Список использованных источников 35
Приложение 1. 37

Фрагмент для ознакомления

На первое место в современной культуре молодежи выходят именно те общества, которые оказывают полное влияние из вне: телефонов, телевизоров, компьютеров. На четвертый вопрос об общении с представителями субкультур 60% опрошенных ответило «да», что говорит о том, что большинство может проанализировать круг своего общения и определить характерные черты человека, который разделяет свои взгляды и увлечения с определенным кругом лиц.Пятый вопрос раскрыл смысл основного времяпровождения в неформальных объединениях, как общение, тем самым указав нам на потребность в общении, как основную потребность в юношеском возрасте. 40% опрошенных указали именно эту деятельность в субкультуре.В шестом вопросе 60% опрошенных указали, что наличие неформальных субкультур несут в себе опасность для общества, мы можем предположить, что это могло быть связано с негативным опытом опрошенных в подростковом возрасте.Седьмой вопрос раскрывает заинтересованность неформальным субкультурами только 40% опрошенных, 60% не интересуются такими группами.Восьмой вопрос являлся продолжением предыдущего и раскрыл интересы 40% опрошенных, которые интересуются музыкой, экологией, компьютерными играми, разделяют другие взгляды в равном соотношении. Можно подойти к выводу, что эти участники могли бы присоединиться к неформальным объединениям. 60% опрошенных не хотели бы иметь принадлежность к какому-либо молодежному объединению, основные причины такого ответа отсутствие интереса, достаточно друзей.Девятый вопрос показал, что большинство опрошенных считает, что неформальные объединения существуют для того, чтобы их участники могли выделиться.Десятый вопрос о негативных последствиях для участников, вводит нас в размышление, ведь большинство (70%) ответило «нет», хотя в вопросе об опасности для общества большинство (60%) ответило «да».Одиннадцатый вопрос об органе контроля молодежных неформальных объединений все-таки указал на то, что в каждом объединении есть лидеры, которые должны осуществлять контроль.Подведем итоги проведенного исследования: родители не всегда вовлечены в то, чем занимается их ребенок, некоторые семьи предпочитают не вторгаться в личное пространство ребенка, тем самым даруя ему свободу. Молодежь подвергается постоянному влиянию интернета, и как следствие, мы видим, что современные дети не так сильно увлечены окружающей их жизнью, а жизнью виртуальной. К этим выводам мы можем подойти, исходя из ответов, которые давали участники исследования.Вывод ко 2 главеДля раскрытия темы было проведено анкетирование среди студентов 1 и 2 курсов, общее количество участников 50 человек, из них 25 молодых людей и 25 девушек. Средний возраст анкетированных 17-18 лет.Цель исследования была достигнута, мы смогли выявить уровень влияния, которое оказывают субкультуры на личностное становление молодых людей. Проведем анализ результатов по всем данным, которые удалось получить при помощи анкеты.Подведем итоги проведенного исследования: родители не всегда вовлечены в то, чем занимается их ребенок, некоторые семьи предпочитают не вторгаться в личное пространство ребенка, тем самым даруя ему свободу. Молодежь подвергается постоянному влиянию интернета, и как следствие, мы видим, что современные дети не так сильно увлечены окружающей их жизнью, а жизнью виртуальной. К этим выводам мы можем подойти, исходя из ответов, которые давали участники исследования.ЗАКЛЮЧЕНИЕЮность является возрастом, связанным со становлением личности человека. В этом периоде закладываются основы мировоззрения и самосознания человека. И молодые люди, и девушки формируют свои моральные идеалы и гражданские позиции в юности, а также учатся быть самостоятельными и независимыми от родителей. Развитие человека в юности подразумевает не только физическое созревание организма, но и социальную трансформацию. Характерной особенностью психологического развития личности в юношеском периоде является то, что молодые люди начинают задумываться о будущем и планировать свой жизненный путь.Неформальное объединение является важным фактором социализации, который признается официальной педагогикой и общественностью примерно с 1960-х - 1970-х гг. Данный фактор социализации может проявляться в свободе выбора своей группы, а также в ощущении принадлежности к ней, групповой идентификации, в чувстве защищенности.Базовой потребностью является общение со сверстниками в юношеском возрасте. Приверженность к молодежному неформальному объединению можно объяснить тем, что если человек в юношеском возрасте не может найти общего языка со своим близким окружением, то он идет искать общение в другом месте, знакомясь с новыми людьми, и с большой долей вероятности, вступая в такие объединения, которые разделяют его взгляды по общим идеям, интересам.Для раскрытия темы было проведено анкетирование среди студентов 1 и 2 курсов, общее количество участников 50 человек, из них 25 молодых людей и 25 девушек. Средний возраст анкетированных 17-18 лет.Цель и гипотеза исследования были достигнута, мы смогли выявить уровень влияния, которое оказывают субкультуры на личностное становление молодых людей. Проведем анализ результатов по всем данным, которые удалось получить при помощи анкеты.Подведем итоги проведенного исследования: родители не всегда вовлечены в то, чем занимается их ребенок, некоторые семьи предпочитают не вторгаться в личное пространство ребенка, тем самым даруя ему свободу. Молодежь подвергается постоянному влиянию интернета, и как следствие, мы видим, что современные дети не так сильно увлечены окружающей их жизнью, а жизнью виртуальной. К этим выводам мы можем подойти, исходя из ответов, которые давали участники исследования.Список использованных источниковЛитература:Власова, О.В. Молодежная субкультура как социологическая проблема: понятие, типологии, функции [Текст] / О.В. Власова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2012. - № 2. - С. 90-97. Власова, Т.А. Особенности взаимодействия современной школы и представителей молодежных субкультур в условиях формального (школьного) образования [Текст] / Т.А. Власова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета: Научный журнал. - Челябинск, 2014. – № 9.1. – С. 27-38. Загвязинский В.И Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учеб. Пособие для студ. Пед. вузов по спец. 031000 – Педагогика и психология / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М. : Академия, 2001. – 206 с. Загвязинский В.И Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учеб. Пособие для пед. вузов по спец. 031000 – Педагогика и психология / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2005. – 206 с. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога [Текст] : [учеб. пособие для вузов по спец. 033400 (050701) - Педагогика] / В. И. Загвязинский. - 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2008. – 173 с. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : [учеб.пособие для вузов по спец.: 050706 (031000) - педагогика и психология; 050701 (033400) - педагогика] / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 206 с.Методика воспитательной работы /А.М. Руденко [и др.]; под ред. А.М. Руденко. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 283 с. - (Высшее образование). Молодежные субкультуры в современном мегаполисе. Методическое пособие /сост. Зарубина Е.В., Иванова А.А. - М.: УЦ "Перспектива", 2012. - 72 с. Уваров В.М. Методы педагогического исследования [Текст] : учеб. пособие / В. М. Уваров ; М-во образования Рос. Федерации, Нижнетагил. гос. пед. ин-т, Каф. теории и методики обучения технологии и предпринимательства. - Нижний Тагил : НТГПИ, 2002. - 303 с. Электронные ресурсы:Российский общеобразовательный портал. URL: http://www.school.edu.ruФедеральный портал «Российское образование». URL: http://www.edu.ruЭлектронно-библиотечная система IPRbooks. URL: http://www.iprbookshop.ru/ Электронно-библиотечная система Айбукс. URL: http://ibooks.ru/Электронно-библиотечная система Издательства Лань. URL: https://e.lanbook.com/Электронно-библиотечная система Сyberleninka.ru. URL: https://cyberleninka.ru/Приложение 1.Анкета.Молодежная субкультура. Что это? Навеянное временем популярное молодежное объединение или постоянно существующая группа молодых людей, объединенных мироощущением и восприятием реальности?Дорогой друг!Просим тебя ответить на несколько вопросов данной анкеты.Твои ответы важны для нас, т. к. они помогут нам понять, что же такое молодежная субкультура в понимании современного студента, и его отношение к представителям различных ее направлений.1. Укажи свой возраст и пол: ____________________________________2. Расскажи, как ты понимаешь слова «молодежное объединение» – это: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Расскажи, какие ты знаешь неформальные молодежные объединения?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4. У тебя был общения с представителями субкультур? Подчеркни подходящий ответ.Да;Нет;5. Чем, по твоему, занимаются молодые люди в молодежных субкультурах/объединениях?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6. Согласен (на) ли ты с тем, что существование молодежных субкультур представляет опасность для общества?Подчеркни подходящий ответ.Да;Нет.7. У тебя вызывают интерес какие-то направления молодежных субкультур? Подчеркни подходящий ответ.Да.Нет.8. Если на предыдущий вопрос, ты ответил (ла) да, то расскажи, какие направления молодежных субкультур вызывают у тебя интерес.Если на предыдущий вопрос, ты ответил (ла) нет, то расскажи почему молодежные субкультуры не вызывают у тебя интерес.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________9. Как ты думаешь, что побуждает молодых людей вступать в различные молодежные объединения? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________10. Как ты думаешь, вступление в молодежное/неформальное объединение может обернуться негативными последствиями для участников?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________11. Как ты думаешь, кто должен контролировать молодежные неформальные объединения? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Спасибо за ответы!

Литература:
1. Власова, О.В. Молодежная субкультура как социологическая проблема: понятие, типологии, функции [Текст] / О.В. Власова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2012. - № 2. - С. 90-97.
2. Власова, Т.А. Особенности взаимодействия современной школы и представителей молодежных субкультур в условиях формального (школьного) образования [Текст] / Т.А. Власова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета: Научный журнал. - Челябинск, 2014. – № 9.1. – С. 27-38.
3. Загвязинский В.И Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учеб. Пособие для студ. Пед. вузов по спец. 031000 – Педагогика и психология / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М. : Академия, 2001. – 206 с.
4. Загвязинский В.И Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учеб. Пособие для пед. вузов по спец. 031000 – Педагогика и психология / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2005. – 206 с.
5. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога [Текст] : [учеб. пособие для вузов по спец. 033400 (050701) - Педагогика] / В. И. Загвязинский. - 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2008. – 173 с.
6. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : [учеб.пособие для вузов по спец.: 050706 (031000) - педагогика и психология; 050701 (033400) - педагогика] / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 206 с.
7. Методика воспитательной работы /А.М. Руденко [и др.]; под ред. А.М. Руденко. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 283 с. - (Высшее образование).
8. Молодежные субкультуры в современном мегаполисе. Методическое пособие /сост. Зарубина Е.В., Иванова А.А. - М.: УЦ "Перспектива", 2012. - 72 с.
9. Уваров В.М. Методы педагогического исследования [Текст] : учеб. пособие / В. М. Уваров ; М-во образования Рос. Федерации, Нижнетагил. гос. пед. ин-т, Каф. теории и методики обучения технологии и предпринимательства. - Нижний Тагил : НТГПИ, 2002. - 303 с.
Электронные ресурсы:
1. Российский общеобразовательный портал. URL: http://www.school.edu.ru
2. Федеральный портал «Российское образование». URL: http://www.edu.ru
3. Электронно-библиотечная система IPRbooks. URL: http://www.iprbookshop.ru/
4. Электронно-библиотечная система Айбукс. URL: http://ibooks.ru/
5. Электронно-библиотечная система Издательства Лань. URL: https://e.lanbook.com/
6. Электронно-библиотечная система Сyberleninka.ru. URL: https://cyberleninka.ru/

Вопрос-ответ:

Какие теории и концепции личности затрагиваются в третьей главе статьи?

В третьей главе статьи затрагиваются различные теории и концепции личности, представленные как отечественными, так и зарубежными психологами. Эти теории включают такие аспекты, как формирование и развитие личности, влияние социальной среды на личностный рост, а также взаимосвязь между личностными характеристиками и неформальными объединениями молодых людей.

Какие психологические особенности юношеского возраста и особенности личностного становления в юношеском возрасте рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются различные психологические особенности юношеского возраста, такие как формирование самоидентичности, конформизм, потребность в социальной принадлежности, неустойчивость эмоций и т.д. Также особое внимание уделяется особенностям личностного становления в юношеском возрасте, связанным с формированием ценностей, самоопределением и выбором жизненного пути.

Какое влияние неформальные объединения оказывают на воспитание молодежи, согласно статье?

Согласно статье, неформальные объединения молодых людей имеют значительное влияние на воспитание молодежи. Они способствуют формированию таких качеств, как лидерство, коллективизм, толерантность, сотрудничество и др. Кроме того, неформальные объединения предоставляют молодым людям возможность развивать социальные навыки, участвовать в общественной деятельности и находить свое место в обществе.

Каковы основные выводы первой главы статьи?

Основные выводы первой главы статьи заключаются в том, что личностное становление молодежи является сложным многоаспектным процессом. Оно зависит от множества факторов, включая внешние (социальная среда, образование, неформальные объединения) и внутренние (психологические особенности, индивидуальные характеристики). Для успешного личностного становления молодежи важно создание благоприятных условий в обществе, поддержка со стороны родителей, педагогов и других значимых взрослых.

Какие теории и концепции личности рассматриваются в данной статье?

В данной статье рассматриваются различные теории и концепции личности, как отечественных, так и зарубежных психологов.

Какие психологические особенности юношеского возраста и особенности личностного становления освещаются в статье?

Статья освещает психологические особенности юношеского возраста и особенности личностного становления в юношеском возрасте.

Какое влияние оказывают неформальные объединения на воспитание молодежи?

Неформальные объединения оказывают определенное влияние на воспитание молодежи, исследование которого представлено в данной статье.

Какие выводы были сделаны по 1 главе статьи?

По первой главе статьи был сделан определенный вывод, который представлен в 16 параграфе данной главы.

Какие результаты были получены в рамках эмпирического исследования о влиянии неформальных объединений?

Данные о результатах эмпирического исследования о влиянии неформальных объединений на молодежь представлены в статье.

Какие теории и концепции личности обсуждаются в первой главе статьи?

В первой главе статьи обсуждаются различные теории и концепции личности, представленные отечественными и зарубежными психологами.

Какие особенности личностного становления обсуждаются во второй части первой главы статьи?

Во второй части первой главы статьи обсуждаются особенности личностного становления в юношеском возрасте и психологические особенности юношеского возраста.

Какое влияние оказывают неформальные объединения на воспитание молодежи по мнению автора?

По мнению автора, неформальные объединения оказывают влияние на воспитание молодежи.