Совершенствование социальной политики на муниципальном уровне (на примере г.о.Люберцы)
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 12.01.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы социальной политики на муниципальном уровне 5
1.1 Нормативно-правовая база социальной защиты населения 5
1.2 Особенности деятельности органов социальной защиты населения на муниципальном уровне 8
1.3 Отечественный опыт деятельности муниципального образования в направлении социальной защиты населения 15
Глава 2. Анализ деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере социальной защиты населения на муниципальном уровне 20
2.1 Основные показатели деятельности органов социальной защиты населения в городском округе Люберцы 20
2.2 Исследование вопросов социальной поддержки детей-инвалидов 24
2.3 Недостатки в осуществлении деятельности органов власти в направлении социальной поддержки детей-инвалидов. 28
Глава 3. Совершенствование социальной защиты на муниципальном уровне 33
3.1 Реализация проекта «Движение без границ» 33
3.2 Оценка эффективности разработанных мер 35
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Она включает в себя меры социальной поддержки в виде льгот и пособий, организацию социального обслуживания, реализацию комплекса мероприятий физкультурно-спортивной, культурно-массовой, лечебно-оздоровительной направленности, интегрирует в себе различные подходы к решению актуальных потребностей семей с особыми детьми. Однако при всем разнообразии государственных мероприятий по поддержке семей с детьми-инвалидами имеются пробелы в региональном законодательстве, не просматривается системное видение проблем.2.3 Недостатки в осуществлении деятельности органов власти в направлении социальной поддержки детей-инвалидов.Эффективность мер по оказанию социальной поддержки семьям с детьми – инвалидами в городском округе Люберцы тесно взаимосвязана с удовлетворенностью получателей услуг управления социальной защиты и реабилитационного центра. В ходе исследования приняли участие 30 респондентов, воспитывающих детей с инвалидностью, и стоящие на учете в Управлении социальной защиты и в реабилитационном центре. Исследование осуществлялась в три этапа. На первом этапе определилась методика – опрос родителей, вставших на учет в ГКУ «Люберецкое управление социальной защиты населения и труда» и в ГБУ «Люберецкий реабилитационный центр для детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья», при помощи электронного сервиса Survio. Для этого была разработана специальная анкета. Опрос включает всего 33 вопросов. Анкета включает открытые, закрытые и полуоткрытые вопросы. Целью второго этапа являлась организация нашего исследования. На третьем этапе исследования – анализ результатов, составление выводов и рекомендаций.Исходя из ответов, можно сделать вывод о том, что живут в достатке, ни в чем себе не отказывая, лишь 13% опрошенных родителей, 50% - живут какбольшинство, денег хватает на еду и на одежду; 34% - трудятся изо всех сил, чтобы прожить хоть как-то; 3% - затруднились ответить.Это говорит о том, что большинство семей с детьми - инвалидами нуждаются в материальной помощи. Они не могут позволить себе купить товары длительного пользования. Для них покупка новой мебели/средств для хозяйства является серьезной проблемой.Исходя из результатов анализа удовлетворенности клиентов качеством услуг и рекомендациями ГКУ «Люберецкое управление социальной защиты населения и труда» и ГБУ «Люберецкий республиканский реабилитационный центр для детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья», мы выяснили, что многие не довольны предоставляемыми услугами. Наибольшее недовольство вызывают вопросы, которые связаны с медицинским обслуживанием детей с инвалидностью, а также организацией и осуществлением психологической помощи.Таблица 2.5.Изменения положения семей после получения социальных услуг Соответственно, 43% респондентов полагают, что после получения социальных услуг в учреждениях городского округа Люберцы их жизнь изменилась в положительную сторону. 20% респондентов, напротив, считают, что на их жизни качественно никак не повлияло получение социальных услуг. 37% респондентов затруднялись ответить на данный вопрос (Таб. 2.5). Таким образом, можно сделать вывод о том, что деятельность социальных учреждений городского округа Люберцы показывает положительную реакцию семей с детьми – инвалидами, но тем не менее нуждается в усовершенствовании. Например, респонденты предложили следующие идеи по поводу улучшения качества работы учреждений городского округа Люберцы: - Можно организовать помощь волонтеров, благотворительных организаций, НКО. Также есть вариант организации клубов взаимопомощи среди семей, воспитывающих детей с инвалидностью. - Существует проект «Передышка», который помогает семьям с детьми - инвалидами. Программа дает возможность родителям получать помощь специально обученных специалистов, на время, доверив им заботу о ребенке. - Респонденты считают, что семьям, воспитывающим детей с инвалидностью, необходимо в обязательном порядке предоставить: психологическую поддержку, тренинги, курсы повышения образования/квалификации; помощь при зарабатывании денежных средств. Предложим рекомендации по поводу улучшения качества работы учреждений городского округа Люберцы (Таб. 2.6):Таблица 2.6.Рекомендации по поводу улучшения качества работы учреждений городского округа ЛюберцыПроблемы:Пути решения:Недостаточное техническое оснащение отдела выплат.Создание справочно-правовых баз, которые являются составными частями автоматизированных информационных систем, используемых в сфере социальной защиты населения; организация порядка учета льготных категорий граждан.Недостаточное информирование родителей, имеющих детей инвалидов о причитающихся им льготах и выплатах.Организация курсов компьютерной грамотности, консультации посредством программ, таких как Skype, Zoom, WhatsApp.Отсутствие знаний современного законодательства и соответствующей квалификации у работников для принятия своевременных и оперативных решений при назначении пособий и доплат.Определение для работников квалификационные требования; ежегодный обмен опытом работы; семинары сотрудников; оказание методической помощи; использование форм выездных семинаров-совещаний.Проблемы долгого обслуживания, ожидание в очереди на прием.Разработка внутренних регламентов по нормативу на обслуживание.Отсутствие достаточной эффективности мер социальной поддержки для родителей, имеющих детей инвалидовПересмотр направлений в рамках расширения социальной помощи.Трудности с оформлением записи и в целом получения услуги социальной поддержки.Разработка приложения, позволяющее одинокой матери записаться на прием, продлевать пособие или другую меру социальной поддержки. Проблемы социальной поддержки семей, воспитывающих детей с инвалидностью, в настоящее время находятся в центре внимания разработки региональных и муниципальных программ семейной политики, в которых изложены конкретные цели и ориентиры решения семейных проблем.Семьи с детьми - инвалидами, проживающие на территории Российской Федерации и имеющие подтвержденный с юридической точки зрения статус, имеют право на то, чтобы получать различные виды помощи от государства. Выплаты и пособия, кроме тех, которые предоставляются работодателем, могут быть осуществлены на уровне федерального и регионального бюджетов.Основными проблемами, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие детей с инвалидностью, являются: низкий уровень доходов, нестабильное финансовое положение, необходимость получения медицинской помощи, психолого-педагогической помощи детям с инвалидностью, а также психологической помощи, в которой нуждаются сами родители.По результатам исследования было выявлено, что многие семьи, воспитывающие детей с инвалидностью, полностью не удовлетворены услугами, предоставляемыми социальными учреждениями городского округа Люберцы. При осуществлении деятельности по оказанию социальной поддержки семьям с детьми с инвалидностью, в целом можно выделить следующие проблемы:- недостаточное техническое оснащение отдела выплат; - недостаточно осуществляется информирование о причитающихся льготах и выплатах; - отсутствие знаний современного законодательства и соответствующей квалификации у работников для принятия своевременных и оперативных решений при назначении пособий и доплат; - проблемы долгого обслуживания, ожидание в очереди на прием; - отсутствие достаточной эффективности мер социальной поддержки; - трудности с оформлением записи и в целом получения услуги социальной поддержки.С целью решения данных проблем, разработаны предложения по улучшению качества социальной поддержки семьям с детьми – инвалидами в социальных учреждениях городского округа Люберцы (Таб. 3). Таким образом, существует определенная зависимость между удовлетворенностью получением услуг и эффективностью социальной поддержки родителей, имеющих детей инвалидов. Ведь если получатели услуг довольны видами социальной помощи, то деятельность социальных учреждений считается продуктивной и плодотворной.Глава 3. Совершенствование социальной защиты на муниципальном уровне3.1 Реализация проекта «Движение без границ»На территории городского округа «Люберцы» реализуется проект «Движение без границ». «Движение без границ» предусматривает комплексную систематическую деятельность по развитию у родителей детей-инвалидов навыков сбережения психологического здоровья:улучшение качества жизни семьи, преодоление социальной изолированности в условиях ограничительных мер, связанных с коронавирусом. Самоизоляция была сложным периодом в жизни многих граждан городского округа «Люберцы», а для семей с детьми-инвалидами данный период оказался особенно тяжелым. Условия вынужденного карантина вынудили остановить в городском округе «Люберцы» все коррекционные занятия вне дома. Это свело на нет результаты многолетних развивающих программ с детьми, у некоторых, вследствие длительного перерыва, были потеряны кропотливо наработанные навыки. Наблюдение и осознание этого регресса, невозможность повлиять на него, так как родители не являются специалистами во всех необходимых областях, стало серьезным стрессовым фактором для здоровья самих родителей. Поскольку они являются ключевым гарантом помощи своему ребенку, важнейшими участниками реабилитационного процесса, крайне важно сохранять и поддерживать высокий уровень их собственного здоровья.Исходя из понимания здоровья, как состояния социального, психического и физического благополучия человека, помощь во всех направлениях представляется обоснованной. Нарушение одного компонента неизбежно влечет негативные последствия и в остальных.Гармонизация психологической сферы позитивно отразится на физическом здоровье, повысит сопротивляемость организма стрессовым факторам, приведет к укреплению иммунитета.Особенностью проекта является использование комплексных методов коррекции психологических отклонений в совокупности с физической абилитацией родителей, предусмотренной в проекте «Движение без границ». С целью решения данной задачи используются как очные, так и дистанционные методы работы, в форме персональных и групповых занятий. Основные мероприятия проекта.-образовательные вебинары, направленные на повышение психологической компетентности и профилактику аффективных расстройств у родителей. Не менее 3 вебинаров для 6 групп по 10 участников.-оказание индивидуальной психотерапевтической помощи по запросу, не менее 60 семьям.-проведение групповых психотерапевтических сессий для не менее 30 родителей группами не более 5 человек.-открытие телефонной горячей линии для решения экстренных стрессовых ситуаций в жизни родителей.Реализация проекта внесет существенный вклад в преодоление последствий карантина. Поможет родителям восстановиться после тяжелого стресса, адаптироваться к непростым условиям и сформировать навык успешного решения трудностей в будущем. На реализацию проекта организация планирует привлечь все доступные ресурсы, а также средств из различных источников. В том числе, в качестве софинансирования мероприятий проекта планируется консолидировать уже полученные из Фонда президентских грантов средства на проект "Движение без границ", а также средства "Благотворительного фонда поддержки материнства, отцовства и детства «ОМК-Участие»",субсидии из областного бюджета и собственные средства организации.ЦельОрганизация систематической комплексной работы по развитию у родителей детей-инвалидов навыков сбережения психологического здоровья и повышения устойчивости к стрессовым факторам в условиях ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции.3.2 Оценка эффективности разработанных мерЭффективность проекта «Движение без границ» городского округа «Люберцы» заключается в следующем:- повышается уровень компетентности родителей целевойаудитории в области технологий укрепления психологического здоровья;- повышается информированность родителей целевой аудитории о психологических методах преодоления последствий ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции;- улучшается психоэмоциональное состояние представителей целевой аудитории;- реализуется комплексная программа по развитию у родителей детей-инвалидов навыков сбережения психологического здоровья и повышения устойчивости к стрессовым факторам;- повышается уровень психологической устойчивости родителей детей-инвалидов к последствиям пандемии;Проект «Движение без границ» направлен на решение нескольких взаимосвязанных проблем в сфере ЗОЖ семей, воспитывающих детей-инвалидов. В городском округе «Люберцы» на 1 марта 2021 года по данным Управления социальной защиты населения городского округа «Люберцы» насчитывается 325 детей-инвалидов. В Общественной организации родителей детей-инвалидов "Созвездие" состоят 75 семей, имеющих детей с ОВЗ.Реализация предлагаемого проекта позволит снять остроту ситуации и гармонизировать внутрисемейные отношения. Эффективность запланированных мероприятий будет обеспечена благодаря двум основным моментам. Во-первых, в команду проекта привлечены специалисты высокого уровня, имеющие ученые степени, международную сертификацию, членство в профессиональных российских и зарубежных ассоциациях, представляющие несколько психотерапевтических направлений (логотерапия, психодрама, гештальт-терапия, классическое психологическое консультирование и диагностика), что обеспечивает широкий диапазон оказываемой помощи. Во-вторых, предлагаемый проект логически продолжает комплекс программ, реализуемых нашей организацией, в том числе проект «Движение без границ», поддержанный Фондом президентских грантов, общая цель которых- популяризация и внедрение здоровьесберегающих технологий среди населения, особенно у представителей целевой группы проекта.ЗаключениеСуть социальной политики заключена в удовлетворении потребностей населения определенного муниципального образования (МО) в различных социальных услугах, создании условий для повышения уровня жизни населения и самореализации граждан, содержании и развитии соответствующей социальной инфраструктуры. Социальная политика реализуется на муниципальном уровне в основных сферах социальных отношений:- рынка труда, занятости и безработицы;- регулирования доходов населения;- демографии, семьи, материнства и детства, молодежной политики; - социальной защиты;- пенсионного обеспечения;- социального обслуживания; - социального страхования;- образования, профессиональной переподготовки, повышения квалификации;- науки; - здравоохранения;- обеспечения жильем, коммунальной сфере; - культуры; - физической культуры, спорта, туризма; - экологической безопасности;- защиты социальных прав всех категорий граждан.Проект «Движение без границ» направлен на решение нескольких взаимосвязанных проблем в сфере ЗОЖ семей, воспитывающих детей-инвалидов. В городском округе «Люберцы» на 1 марта 2021 года по данным Управления социальной защиты населения городского округа «Люберцы» насчитывается 325 детей-инвалидов. В Общественной организации родителей детей-инвалидов "Созвездие" состоят 75 семей, имеющих детей с ОВЗ.Реализация предлагаемого проекта позволит снять остроту ситуации и гармонизировать внутрисемейные отношения. Список использованной литературы
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/
3. О государственной социальной помощи: федеральный закон от 17.07.1999 №178-ФЗ: ред. 28.05.2022 [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru.
4. Об основах социального обслуживания населения: федеральный закон от 01.01.2015 года № 442-ФЗ: ред. от 11.06.2021 [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru.
5. Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации»: постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 610: ред. от 15.05.2019 [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru.
6. Агапова, Е. Н. Повышение качества жизни населения как важнейшая цель социальной политики муниципального образования [Текст] / Е. Н. Агапова // Сервис в России и за рубежом. - 2019. - №1. – C. 5-21.
7. Васильев, В. П. Государственное и муниципальное управление [Текст] / В.П. Васильев. - М.: УНЦ ДО, 2016. - 472 с.
8. Волошин, В. В. Особенности реализации региональной социальной политики на современном этапе / В. В. Волошин // Известия ЮФУ. Социологические науки. - 2018. - №8. – C. 34-48.
9. Галиева, И. С. Региональная социальная политика: проблемы и противоречия в современных Российских условиях [Текст] / И. С. Галиева // Социология. - 2020. - №3. – С. 50-54.
10. Горяйнова, Н. М. Местное самоуправление и муниципальный уровень реализации социальной политики в РФ [Текст] / Н. М. Горяйнова // Управление в современных системах. – 2019. - №3 (14). – С. 14-26.
11. Дементьев, А. Н. Местное самоуправление в Российской Федерации [Текст] / А. Н. Дементьев. – М.: Норма, 2021. - 320 с.
12. Заруба Н.А. Роль системы непрерывного образования в адаптации специалистов: современные проблемы и пути их решения. В сборнике: Инновации в государственном и муниципальном управлении: опыт решения социальных и экономических проблем. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Редакционная коллегия: П.Ф. Тарасенко, Л.Г. Смышляева, Н.Д. Шимширт, И.Е. Максимова, Л.Б. Заверткина; Министерство образования о науки Российской Федерации; ФГА ОУВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»; Администрация Томской области. 2019. С. 32-37.
13. Зотов, В. Б. Система муниципального управления [Текст] / В. Б. Зотов - Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 317 с.
14. Казин Э.М., Федоров А.И., Панина Т.С., Заруба Н.А. Социальные и педагогические аспекты сохранения здоровья субъектов образовательного процесса. // Мир образования - образование в мире. 2001. № 1. С. 146.
15. Кузнецова, Е. М. Местное самоуправление и социальная политика государства [Текст] / Е. М. Кузнецова. – Омск: ОмГТУ, 2022. – 160 с.
16. Ларинина Т.И., Ивонинская А.В. Современные аспекты государственного регулирования социальной политики в сфере культуры // Дневник науки. 2019. №6 (30). C. 45.
17. Никифорова О.А., Заруба Н.А, Быцанова В.Е., Каленская Е.А. Зависимость успешности учебной деятельности от психологических и физиологических особенностей первоклассников. // Никифорова О.А., Заруба Н.А., Быцанова В.Е., Каленская Е.А - Валеология. 2017. № 3. С. 24.
18. Никифорова О.А., Заруба Н.А., Быцанова В.Е., Каленская Е.А. Изменения функционального состояния организма первоклассников в зависимости от педагогической парадигмы. // Никифорова О.А., Заруба Н.А., Быцанова В.Е., Каленская Е.А. Валеология. 2017. № 3. С. 21. 15
Вопрос-ответ:
Какая нормативно-правовая база регулирует социальную защиту населения на муниципальном уровне?
Нормативно-правовая база социальной защиты населения на муниципальном уровне включает в себя федеральные законы, такие как "О социальной защите населения", "О социальном обслуживании населения", "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий", а также региональные и муниципальные нормативные акты.
Какие особенности имеет деятельность органов социальной защиты населения на муниципальном уровне?
Органы социальной защиты населения на муниципальном уровне осуществляют непосредственную работу по оказанию социальной помощи населению. Они организуют и проводят социальные услуги, выплачивают социальные пособия, осуществляют мониторинг социального положения населения и разрабатывают меры по улучшению его благосостояния.
Каков отечественный опыт муниципального образования в направлении социальной защиты населения?
Муниципальное образование г. Люберцы ведет активную работу по социальной защите населения. Он осуществляет программы социальной поддержки, предоставляет жилье для нуждающихся, оказывает помощь многодетным семьям и малоимущим гражданам. Также муниципалитет проводит социальные опросы, чтобы определить потребности населения и разработать эффективные меры по улучшению их социального положения.
Каковы основные теоретические основы социальной политики на муниципальном уровне?
Основные теоретические основы социальной политики на муниципальном уровне включают в себя принципы социальной справедливости, инклюзивности и экономической эффективности. Они предполагают, что социальная политика должна обеспечивать равные возможности доступа к социальным услугам и благам, обеспечивать защиту наиболее уязвимых групп населения и способствовать экономическому развитию и благополучию общества в целом.
Какие основные принципы социальной политики на муниципальном уровне?
Основными принципами социальной политики на муниципальном уровне являются социальная справедливость, доступность социальных услуг, приоритетность социальной защиты населения, учет потребностей различных групп населения.
Какова нормативно-правовая база социальной защиты населения на муниципальном уровне?
Нормативно-правовая база социальной защиты населения на муниципальном уровне включает в себя федеральные и региональные законы, которые определяют порядок предоставления социальных услуг, условия получения пособий и компенсаций, права и обязанности органов социальной защиты.
Какими особенностями обладает деятельность органов социальной защиты населения на муниципальном уровне в г. Люберцы?
Особенностями деятельности органов социальной защиты населения на муниципальном уровне в г. Люберцы являются развитая инфраструктура социальных учреждений, наличие специализированных программ для разных категорий населения, активное взаимодействие с гражданами, использование современных информационных технологий в предоставлении социальных услуг.
Какой опыт деятельности муниципального образования в направлении социальной защиты населения можно выделить?
Опыт деятельности муниципального образования в направлении социальной защиты населения может включать в себя разработку и реализацию программ социальной поддержки, создание центров социального обслуживания населения, организацию бесплатных медицинских и социальных услуг, проведение социальных и культурных мероприятий.