Становление навыков письма у детей с общим недоразвитием речи
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 17 + 17 источников
- Добавлена 25.01.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоретический экскурс в проблему исследования……………..…5
1.1. Общее недоразвитие речи: понятие, особенности, симптоматика………...5
1.2. Анализ УМК по русскому языку для учащихся первых классов с точки зрения становления навыка письма у детей с общим недоразвитием речи…..8
Глава 2. Практический экскурс в проблему исследования……………….15
2.1 Анализ состояния сформированности навыков письма у первоклассников с ОНР……………………………………………………………………………...15
2.2 Реализация теоретической модели становления навыков письма у детей на уроках русского языка в 1 классе……………………………………………….20
2.3. Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы…24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………....32
Результаты эксперимента приведены на Рис.19.Рисунок 19 – Результаты контрольного эксперимента в 1 «Б» классеВ связи с полученными результатами обоих этапов эксперимента целесообразно привести сравнительную характеристику относительно характера формирования самостоятельности учащихся 1 «Б» и ее динамики.Мы пришли к выводу, что у первоклассников повысился общий уровень учебной самостоятельности. Так, на 1 уровне учебной самостоятельности теперь находится только 5 учеников, число учащихся со 2 уровнем учебной самостоятельности повысилось на 1 человека, следовательно положительная динамика наблюдается в группе учеников с 3 уровнем самостоятельности (их число возросло на 2) – эти ученики готовы и способны выполнять самостоятельно наиболее сложные задания и упражнения по русскому языку, не прибегая к чьей-либо помощи.Сравнительные результаты учащихся на обоих этапах эксперимента приведены на Рис. 20.Рисунок 20 – Результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента в 1 «Б» классеЧто касается результатов контрольного эксперимента учащихся 1 «Г» класса, то они практически не изменились, положительной динамики выявлено не было. Из 25 учеников контрольного класса с тремя заданиями в полном объеме справились (так же как и на констатирующем этапе) только 5 учеников – эти ребята выполнили все три задания правильно и достаточно оперативно, в то время как 6 ребят справились с предложенными заданиями с подсказками (репродуктивного характера с подсказками). 14 учеников справились с заданиями наполовину – их задания были частично выполнены верно. Таким образом, результаты контрольного этапа эксперимента позволяют определить, что больше половины класса (56%) имеет 2-й уровень самостоятельности, 24% учеников из общего числа учащихся имеют 1-й уровень самостоятельности и только у 20% учащихся наблюдается 3-й уровень учебной самостоятельности.Результаты контрольного этапа эксперимента приведены на Рис. 21.Рисунок 21 – Результаты контрольного эксперимента в 1 «Г» классеИтоговые результаты контрольного этапа эксперимента обоих классов (с целью выявления особенностей влияния разработанной нами теоретической модели формирования учебной самостоятельности первоклассников на уроках русского языка) представлены нами на Рис. 22. Рисунок 22 – Результаты контрольного этапов эксперимента в 1 «Б» и 1 «Г» классе Таким образом, мы можем сделать вывод, что в обоих классах, экспериментальном и контрольном, выявлен средний уровень становления навыков письма у учащихся 1 классов с ОНР. Из всего числа детей, принявших участие в опытно-экспериментальной работе маленький процент ребят могут выполнять задания по письму повышенной сложности самостоятельно. ЗаключениеРассмотрев в настоящей работе вопрос, касаемый специфики становления навыков письма у детей с общим недоразвитием речи, мы пришли к следующим выводам.В первой главе настоящего исследования нами были рассмотрены вопросы, касаемые специфики и симптоматики общего недоразвития речи, как одной из часто встречаемых речевых патологий в детском возрасте, и анализа УМК по русскому языку для учащихся первых классов с точки зрения становления навыка письма у детей с общим недоразвитием речи.Дети с ОНР, как правило, испытывают сложности в процессе самостоятельной формулировки высказываний (в том числе предложений). В связи с этим у детей с ОНР частотны такие особенности речи, как аграмматизмы, образующиеся в процессе ошибок в согласовании слов. Часто у детей с ОНР наблюдаются ошибки и сложности в определении части от целого и наоборот, таким образом, дети испытывают сложности в работе с обобщающими и определяющими значениями словами.Мы определили, что для детей с общим недоразвитием речи характерно слабое формирование фразовой речи и диалогической речи, что существенно влияет на становление у них начальных навыков письма в период 6-7 лет. Особенно ярко это наблюдается в 1 классе в процессе формирования у детей элементарных навыков правописания по прописям. С учетом вышеизложенного в дальнейшем нами описано исследования актуального уровня навыков письма у детей с ОНР и последующая работа по формированию этих навыков посредством методов индивидуализации и дифференциации обучения. Во второй части настоящего исследования мы рассмотрели особенности прописей для первоклассников УМК «Школа России» и «Перспектива». В результате анализа мы пришли к выводу, что большинство заданий являются репродуктивного характера с подсказкой, но каждый УМК предлагает вниманию учеников максимально дифференцированные задания по уровню сложности на формирование начальных навыков письма.В рамках темы настоящего исследования нами был проведен констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента.Разработанная и апробированная нами на учениках экспериментальной группы (1 «Б») модель формирования навыков письма у детей с ОНР посредством серии фрагментов уроков с минутками чистописания способствовала положительной динамике развития письма. Результаты контрольного эксперимента показали, что в обоих классах, экспериментальном и контрольном, выявлен средний уровень становления навыков письма у учащихся 1 классов с ОНР. Из всего числа детей, принявших участие в опытно-экспериментальной работе маленький процент ребят могут выполнять задания по письму повышенной сложности самостоятельно.Список использованной литературы:1.Баталова, Е. Н. Развитие речи у дошкольников с ОНР / Е. Н. Баталова. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Прогресс, 2018. – 326 с.2.Вакумова, Н. Д. Развитие речи у детей с ОНР / Н. Д. Вакумова. – – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвет, 2019. – 183 с.3.Глухов, В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: ACT: Астрель, 2020. – 351 с.4.Глухов, В. П. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи / В. П. Глухов. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Союз, 2019. – 156 с.5.Ерофеева, И. Н. Русский язык. Первые шаги. Учебное пособие. В 3 частях. Часть 2 / И. Н. Ерофеева, Т. А. Шутова, Л. Г. Беликова. – М.: Златоуст. 2019. – 296 с.6.Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – 4-е изд., доп. и перераб. – Екатеринбург, 2006. – 316 с.7.Ковшиков, В. А. Экспрессивная алалия. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: «Институт общегуманитарных исследований», 2021. – 96 с.8.Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда / Р. И. Лалаева. – 2-е изд., испр. – М.: ВЛАДОС, 2019. – 223 с.9.Левина, Р. Е. Характеристика ОНР у детей / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.10. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – 10-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 2018. – 173 с.11.Логопедия: Учебник для вузов / Под ред. Л. С. Волковой, Н. С. Шаховской. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Знание, 2017. – 342 с.12.Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2011. – 288 с.13.Лурия, А. Р. Психологическое содержание процесса письма // Хрестоматия по логопедии: В 2 т. Т.2 / А. Р. Лурия / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селивёрстова. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ВЛАДОС, 2019. – 451 с.14.Соловьева, Л. Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л. Г. Соловьева // Дефектология : научно-методический журнал / ред. В. И. Лубовский. – 1996. – №1. – С. 62-66.15.Тихеева, Е. И. Развитие речи у детей / Е. И. Тихеева. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Прогресс, 2019. – 384 с.16.Ястребова, А. В. Коррекция нарушения речи у учащихся общеобразовательной школы / А. В. Ястребова. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 2021. – 312 с.17.ФрейтагМ.К., Клезер К, Гонтард А. Имитация и языковые способности у подростков с аутистическим заболеванием без задержки речи // Европейская детская подростковая психиатрия. – 2006. – №15 (5). – С.80-91.
1. Баталова, Е. Н. Развитие речи у дошкольников с ОНР / Е. Н. Баталова. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Прогресс, 2018. – 326 с.
2. Вакумова, Н. Д. Развитие речи у детей с ОНР / Н. Д. Вакумова. – – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвет, 2019. – 183 с.
3. Глухов, В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: ACT: Астрель, 2020. – 351 с.
4. Глухов, В. П. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи / В. П. Глухов. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Союз, 2019. – 156 с.
5. Ерофеева, И. Н. Русский язык. Первые шаги. Учебное пособие. В 3 частях. Часть 2 / И. Н. Ерофеева, Т. А. Шутова, Л. Г. Беликова. – М.: Златоуст. 2019. – 296 с.
6. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – 4-е изд., доп. и перераб. – Екатеринбург, 2006. – 316 с.
7. Ковшиков, В. А. Экспрессивная алалия. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: «Институт общегуманитарных исследований», 2021. – 96 с.
8. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда / Р. И. Лалаева. – 2-е изд., испр. – М.: ВЛАДОС, 2019. – 223 с.
9. Левина, Р. Е. Характеристика ОНР у детей / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.
10. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – 10-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 2018. – 173 с.
11. Логопедия: Учебник для вузов / Под ред. Л. С. Волковой, Н. С. Шаховской. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Знание, 2017. – 342 с.
12. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2011. – 288 с.
13. Лурия, А. Р. Психологическое содержание процесса письма // Хрестоматия по логопедии: В 2 т. Т.2 / А. Р. Лурия / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селивёрстова. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ВЛАДОС, 2019. – 451 с.
14. Соловьева, Л. Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л. Г. Соловьева // Дефектология : научно-методический журнал / ред. В. И. Лубовский. – 1996. – №1. – С. 62-66.
15. Тихеева, Е. И. Развитие речи у детей / Е. И. Тихеева. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Прогресс, 2019. – 384 с.
16. Ястребова, А. В. Коррекция нарушения речи у учащихся общеобразовательной школы / А. В. Ястребова. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 2021. – 312 с.
17. Фрейтаг М.К., Клезер К, Гонтард А. Имитация и языковые способности у подростков с аутистическим заболеванием без задержки речи // Европейская детская подростковая психиатрия. – 2006. – №15 (5). – С.80-91.
Вопрос-ответ:
Какие особенности речи есть у детей с общим недоразвитием речи?
У детей с общим недоразвитием речи есть особенности в понимании и использовании языковых средств. Они могут испытывать трудности с формированием и восприятием звуков, с артикуляцией слов, а также с грамматическими конструкциями и лексическими единицами.
Какие УМК по русскому языку рассматривались в исследовании?
В исследовании были рассмотрены УМК по русскому языку для учащихся первых классов. Они были проанализированы с точки зрения становления навыка письма у детей с общим недоразвитием речи.
Какие навыки письма были исследованы у детей с общим недоразвитием речи?
Было проанализировано состояние сформированности навыков письма у первоклассников с общим недоразвитием речи. Исследование включало в себя оценку уровня графической и моторной подготовки к письму, а также уровень овладения элементарными навыками письма, такими как удержание карандаша, сложение и разворот бумаги и т. д.
Какие результаты были получены в исследовании насчет становления навыков письма у детей с общим недоразвитием речи?
В исследовании было выявлено, что дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в формировании навыков письма. Они имеют низкий уровень графической и моторной подготовки, а также ограниченные навыки в овладении элементарными приемами письма. Это требует специальных педагогических подходов и методик для развития навыков письма у данной категории детей.
Какие рекомендации можно дать для развития навыков письма у детей с общим недоразвитием речи?
Для развития навыков письма у детей с общим недоразвитием речи рекомендуется применять специальные педагогические подходы и методики. Важно создать комфортные условия для обучения, использовать разнообразные тренировочные упражнения, а также индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от его индивидуальных особенностей.
Что такое общее недоразвитие речи?
Общее недоразвитие речи - это состояние, при котором ребенок испытывает трудности в формировании и развитии речи в целом. Он может иметь проблемы с произношением звуков, сложностями в построении грамматических и синтаксических конструкций, а также в овладении чтением и письмом.
Какие особенности проявляются при общем недоразвитии речи?
При общем недоразвитии речи могут проявляться различные особенности. Например, ребенок может испытывать трудности с произношением звуков, говорить неразборчиво, допускать ошибки в грамматике и синтаксисе, не уметь строить связные высказывания. Также могут возникать проблемы с овладением навыками чтения и письма.
Как анализировать учебно-методические пособия для детей с общим недоразвитием речи?
При анализе учебно-методических пособий для детей с общим недоразвитием речи необходимо обратить внимание на то, как в них формируется навык письма. Важно проверить, есть ли в пособиях специальные задания и упражнения, направленные на развитие моторики руки и формирование навыков письма. Также стоит оценить, насколько эффективны эти пособия для детей с общим недоразвитием речи.
Каково состояние сформированности навыков письма у первоклассников с общим недоразвитием речи?
Состояние сформированности навыков письма у первоклассников с общим недоразвитием речи может быть разным. У некоторых детей наблюдается полное отсутствие навыков письма, они могут не уметь держать карандаш, не понимать, как правильно писать буквы и слова. Другие дети могут иметь некоторые навыки письма, но испытывать трудности с четностью и аккуратностью написания.
Какова особенность становления навыков письма у детей с общим недоразвитием речи?
У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются определенные особенности в становлении навыков письма. Эти дети часто испытывают сложности с формированием правильной моторики пальцев, координации движений и поддержанием правильной посадки руки. Они также могут испытывать трудности в ориентации на странице и установлении последовательности письма. Поэтому важно использовать специальные методики и подходы, а также обеспечить индивидуальную и дифференцированную поддержку для этих детей в процессе развития навыков письма.
Какие анализы проведены в рамках исследования по становлению навыков письма у детей с общим недоразвитием речи?
В рамках исследования был проведен анализ УМК по русскому языку для учащихся первых классов с точки зрения становления навыка письма у детей с общим недоразвитием речи. Были выявлены определенные недостатки в содержании и методиках обучения, которые могут затруднять процесс развития навыков письма у этих детей. Это позволило провести адаптацию материалов и разработать специальные задания и упражнения, учитывающие особенности недоразвития речи.