Электронное правительство: концепции развития и стратегии в муниципальном управлении

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 31 31 страница
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 12.04.2023
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы исследования концепции электронного правительства…………………………………………………………………….5
1.1 Предпосылки возникновения концепции электронного правительства...5
1.2 Понятие и сущность концепции электронного правительства…………….9
Глава 2. Концепция развития электронного правительства в России на региональном уровне………………………………………………………..…..12
2.1 Общая характеристика концепции информатизации Свердловской области……………………………………………………………………………12
2.2 Оценка готовности Свердловской области к электронному правительству………………………………………………………………...….16
Глава 3. Совершенствование развития электронного правительства на региональном уровне………………………………………………………...….19
3.1 Инструменты внедрения электронного правительства Свердловской области ……………………………………………………………………...……19
3.2 Рекомендации по совершенствованию развития электронного правительства Свердловской области………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………….……26
Список использованной литературы……………………………………..…….29
Фрагмент для ознакомления

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИВ целях совершенствования развития электронного правительства Свердловской области и переход рамках Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 ггна цифровое правительство, в текущем положении прослеживаются проблемы текущего состояния.Основные проблемы текущего состояния электронного правительства Свердловской области решаемых, цифровизацией правительства являются следующими:- отсутствие эффективных технологических решений и инструментов дляорганов власти при реализации мероприятий в части предоставлениягосударственных электронных услуг и сервисов для граждан и бизнеса;- отсутствие межведомственного электронного взаимодействия междурегиональными исполнительными органами власти и органами местногосамоуправления, препятствующее полноценной автоматизации процессапредоставления услуг;- отсутствие нормативной правовой базы для предоставлениягосударственных услуг, осуществления государственных функций в электронном формате;- отсутствие типовых административных регламентов предоставлениямассовых социально значимых услуг, утвержденных на федеральном уровне;- низкий уровень информатизации органов власти и органов местногосамоуправления не позволяет в автоматическом режиме обрабатывать заявления,уменьшать сроки предоставления услуг и исключать субъективные факторы принятия решений.Для решения проблем перехода от электронного правительства на цифровое предлагаем применить следующие рекомендации совершенствования развития: 1. Для совершенствования механизмов электронного правительства при переходе на цифровое правительство в сфере государственного управления применять современные информационные технологий и новые средствакоммуникаций, меняющие подходы в управлении к ключевым сферамжизничеловека и формы взаимодействия государства и общества.2.Правительству Свердловской области проработать вопрос улучшение целевого показателя «Уровень доверия к власти» на основе возможности заявителей подавать заявления на получениегосударственных и муниципальных услуг с использованием Единого порталагосударственных и муниципальных услуг и повышения уровняудовлетворенности граждан качеством предоставления государственныхи муниципальных услуг, а также повышение доступности и качества предоставления государственныхи муниципальных услуг в электронном виде и проактивном режиме, сокращениесроков предоставления услуг.3.Для удобства обеспечение поэтапного перехода до конца 2023 года к предоставлению24 часа в сутки семь дней в неделю абсолютного большинства государственныхи муниципальных услуг без необходимости личного присутствия граждан, а также обеспечение возможности получения органами власти оперативной,качественной обратной связи от населения.4. Автоматизировать процесс организации и осуществления региональногогосударственного контроля (надзора) в части проведения контрольно-надзорныхмероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей5. Повысить эффективность государственного управленияи автоматизацию процессов прохождения документов между органамигосударственной власти, муниципальной власти и организациями, для минимизациизатрат на обработку и отправку документов.К предлагаемым рекомендациям возможны вызовы и стратегические рисков, среди которых мы можем наблюдать наиболее значимые:- ограничения нормативной правовой базы федерального и региональногоуровней, влияющие на возможность предоставления услуг в онлайн режиме;- отсутствие контроля на уровне Свердловской области за качествомпредоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде,а также за своевременным направлением (обработкой) межведомственныхзапросов специалистами органов власти и органов местного самоуправления.- недостаточное финансирование запланированных мероприятий из федерального и областного бюджета.ЗАКЛЮЧЕНИЕРазвитие информационных технологий и масштабная компьютеризация общества в рамках «четвертой промышленной революции», постоянная смена и перетекание технологий из корпоративного сектора в сферу государственного и муниципальногоуправления, в частности, внедрение электронных технологий ипрактики предоставления государственных и муниципальныхуслуг в электронном виде, а также оптимизация работы современных государственных служащих посредством многочисленных баз данных и облачных инструментов трансформируюттрадиционное представление о государстве и его функциях. Меняется сама система государственного управления, которая всебольше перемещается в виртуальную публичную сферу и отдаляется от личного взаимодействия с гражданами, характеризуетсяпостоянным сокращением административных издержек, экономией материальных, финансовых и кадровых ресурсов, сокращением времени на обработку данных и принятие управленческихрешения. Более того, развитие современных инновационных технологий и становление информационного общества обуславливает необходимость дальнейшего совершенствования системы государственного и муниципального управления, ее соответствиялучшим управленческим практикам корпоративного сектора. Всеболее актуальной в этой связи становится концепция цифрового правительства, позволяющая сформировать новую теоретическую основу для переосмысления практической деятельности органов государственного управления в виртуальном пространствеКроме того, одним из качественных результатов становления цифрового правительства, выстраивания горизонтальных и координационных взаимоотношений с гражданским обществом являетсяповышение уровня конструктивной и конструирующей гражданской активности (в частности, на основе открытой для стороннихразработчиков правительственной архитектуры), а также уровнядоверия населения к органам государственной власти и местногосамоуправления.Среди проблем построения цифрового правительства, доставшихся«по наследству» от электронного государства, также можно указать проблему подготовки государственных и муниципальныхслужащих к использованию информационных технологий в своейпрактической деятельности. И здесь речь идет не только о профессиональной подготовке, но и моральной, ценностно-ориентационной основе их работы. Исключение из деятельности государственных служащих личного взаимодействия с гражданами изамена этой взаимосвязи автоматизированным процессом влечетза собой все большую формализацию своего места и роли в системе государственного управления и снижение общего уровняответственности за совершаемые рутинные операции. Помимоэтого, актуализируется проблема низкой мотивации государственных и муниципальных служащих к обучению новым профессиональным компетенциям в сфере информационных технологий и готовности применять их в своей работе, котораяусугубляется тем, что различные социальные и возрастные группы населения также обладают недостаточным уровнем информационных компетенций и имеют неравный уровень доступа к информационным системам государства. Так, в Российской Федерациицелью создания электронного государства выступило созданиекачественной и результативной системы взаимодействия государства, граждан и юридических лиц, включая поэтапное построение электронного правительства, внедрения механизмов электронного парламента и электронного правосудия.Переход к цифровому правительству означает не только создание услуг, которые нужны гражданам икоторые граждане хотят получать посредством электронных каналов связи, но и создание условий для граждан,возможности доступа к услугам и развития соответствующихнавыков использования информационных сервисов.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1.Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственнойпрограммы "Информационное общество (2011-2020 годы)"» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/4137/2.Переводы по номеру телефона стали бесплатными / Игорь Зубков. //Российская газета. - 2020. - Федеральный выпуск № 95(8149)Транспортнаятелематика как сервис: сокращение расходов, портретводителя, удаленное слежение и предупреждение о ДТП [Электронныйресурс]. - Режим доступа: URL:https://nangs.org/news/it/transportnayatelematika-kak-servis-sokrashtenie-rashodov-portret-voditelya-udalennoeslezhenie-i-preduprezhdenie-o-dtp3.О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 – 2010 годы)». Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 № 65 // Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://government.ru/docs/all/41067 (дата обращения: 01.12.2022).4.Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. Утв. Президентом Российской Федерации от 07.02.2008 № Пр212 // Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/3004 (дата обращения: 01.12.2022).5.Об итогах деятельности Минэкономразвития России за 2017 год и задачах на 2018 год // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: https://economy.gov.ru/material/about/collegium/collegium2018.html (дата обращения: 05.12.2022).6.О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 10.12.2022).7.О стратегическом планировании в Российской Федерации. Федеральный закон № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020 № 264-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 05.12.2022).8.Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 02.12.2022).9.О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 02.12.2022).10.О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 05.12.2022).11.О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.10.2020 г. № 1646 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 10.12.2022).12.О стратегическом планировании в Российской Федерации, осуществляемом на территории Свердловской области Закон Свердловской области от 15.06.2015. Закон Свердловской области № 45-ОЗ (ред. от 14.10.2020 № 99-ОЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 12.12.2022).13.Об утверждении государственной программы Свердловской области «Информационное общество Свердловской области до 2024 года». Постановление Правительства Свердловской области от 29.12.2017 № 1050-ПП // Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области. URL: http://pravo.gov66.ru (дата обращения: 06.12.2022).14.Паспорт программы цифрового развития экономики Свердловской области. Утв. протоколом заседания Совета при Губернаторе Свердловской области по приоритетным стратегическим проектам Свердловской области 17.12.2018 № 18 // Официальный сайт Министерства цифрового развития и связи Свердловской области. URL: https://digital.midural.ru/article/show/id/1242 (дата обращения: 08.12.2022).15.Перечень поручений по итогам конференции по искусственному интеллекту. Утв. Президентом Российской Федерации от 31.12.2020 № Пр-2242 // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/64859 (дата обращения: 03.12.2022).16.Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Свердловской области. Утв. Губернатором Свердловской области от 18.08.2021 № 01-01-01-41/51 // Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/1064/ (дата обращения: 03.12.2022).


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной
программы "Информационное общество (2011-2020 годы)"» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/4137/
2.Переводы по номеру телефона стали бесплатными / Игорь Зубков. //
Российская газета. - 2020. - Федеральный выпуск № 95(8149)
Транспортная телематика как сервис: сокращение расходов, портрет
водителя, удаленное слежение и предупреждение о ДТП [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: URL:
https://nangs.org/news/it/transportnayatelematika-kak-servis-sokrashtenie-rashodov-portret-voditelya-udalennoeslezhenie-i-preduprezhdenie-o-dtp
3.О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 – 2010 годы)». Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 № 65 // Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://government.ru/docs/all/41067 (дата обращения: 01.12.2022).
4.Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. Утв. Президентом Российской Федерации от 07.02.2008 № Пр 212 // Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/3004 (дата обращения: 01.12.2022).
5.Об итогах деятельности Минэкономразвития России за 2017 год и задачах на 2018 год // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: https://economy.gov.ru/material/about/collegium/collegium2018.html (дата обращения: 05.12.2022).
6.О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 10.12.2022).
7.О стратегическом планировании в Российской Федерации. Федеральный закон № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020 № 264-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 05.12.2022).
8.Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 02.12.2022).
9.О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 02.12.2022).
10.О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 05.12.2022).
11.О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.10.2020 г. № 1646 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 10.12.2022).
12.О стратегическом планировании в Российской Федерации, осуществляемом на территории Свердловской области Закон Свердловской области от 15.06.2015. Закон Свердловской области № 45-ОЗ (ред. от 14.10.2020 № 99-ОЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 12.12.2022).
13.Об утверждении государственной программы Свердловской области «Информационное общество Свердловской области до 2024 года». Постановление Правительства Свердловской области от 29.12.2017 № 1050-ПП // Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области. URL: http://pravo.gov66.ru (дата обращения: 06.12.2022).
14.Паспорт программы цифрового развития экономики Свердловской области. Утв. протоколом заседания Совета при Губернаторе Свердловской области по приоритетным стратегическим проектам Свердловской области 17.12.2018 № 18 // Официальный сайт Министерства цифрового развития и связи Свердловской области. URL: https://digital.midural.ru/article/show/id/1242 (дата обращения: 08.12.2022).
15.Перечень поручений по итогам конференции по искусственному интеллекту. Утв. Президентом Российской Федерации от 31.12.2020 № Пр-2242 // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/64859 (дата обращения: 03.12.2022).
16.Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Свердловской области. Утв. Губернатором Свердловской области от 18.08.2021 № 01-01-01-41/51 // Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/1064/ (дата обращения: 03.12.2022).

Вопрос-ответ:

Какие предпосылки привели к возникновению концепции электронного правительства?

Предпосылки возникновения концепции электронного правительства можно обозначить следующими факторами: развитие информационных и коммуникационных технологий, рост числа интернет-пользователей, повышение требований граждан к качеству и оперативности государственных услуг.

Что подразумевается под понятием "концепция электронного правительства"?

Понятие "концепция электронного правительства" означает использование информационно-коммуникационных технологий для обеспечения эффективного и прозрачного взаимодействия между государством и гражданами. Это предполагает электронную регистрацию, подачу и обработку документов, предоставление государственных услуг через интернет и другие электронные каналы связи.

Какие особенности развития электронного правительства можно выделить в России на региональном уровне?

В России на региональном уровне развитие электронного правительства имеет свои особенности. Одна из них — разнообразие целей и задач, стоящих перед региональными органами власти. Также важными факторами являются доступность государственных услуг через электронные платформы, прозрачность и открытость взаимодействия с гражданами, а также сотрудничество с бизнес-сектором и другими участниками общества.

Каковы основные преимущества электронного правительства?

Основные преимущества электронного правительства включают повышение эффективности и оперативности предоставления государственных услуг, улучшение доступности государственной информации, сокращение бюрократических процедур, уменьшение коррупционных рисков, снижение затрат на предоставление услуг, улучшение качества обслуживания граждан и бизнеса.

Какие вызовы и проблемы могут возникнуть при внедрении концепции электронного правительства?

При внедрении концепции электронного правительства могут возникнуть следующие вызовы и проблемы: нехватка квалифицированных кадров, сложности в обеспечении информационной безопасности, недостаточное участие граждан и бизнеса в электронных сервисах, неразрешенные правовые вопросы, ограничение доступа к интернету в некоторых регионах.

Какие предпосылки привели к появлению концепции электронного правительства?

Появление концепции электронного правительства было обусловлено несколькими предпосылками. Во-первых, развитие информационных технологий, которые дали возможность создания электронных сервисов и упрощения работы государственных органов. Во-вторых, изменение потребностей и ожиданий граждан, которые хотят получать услуги государственных органов в удобной форме и в любое время. В-третьих, необходимость повышения эффективности и прозрачности государственного управления.

Что подразумевается под понятием "электронное правительство"?

Электронное правительство (e-government) - это концепция использования современных информационных технологий для осуществления государственного управления и предоставления государственных услуг. Она предполагает переход к электронной форме взаимодействия государства и граждан, а также оптимизацию работы государственных органов и повышение их доступности, эффективности и прозрачности.

Каковы основные черты исследуемой концепции?

Концепция развития электронного правительства включает в себя ряд основных черт. Во-первых, это использование информационных и коммуникационных технологий для предоставления государственных услуг. Во-вторых, это электронная форма взаимодействия государства и граждан, что позволяет упростить и ускорить процессы взаимодействия. В-третьих, это повышение доступности и прозрачности государственного управления и его органов.

Как развивается электронное правительство на региональном уровне в России?

На региональном уровне в России развитие электронного правительства осуществляется в соответствии с концепцией развития электронного правительства на региональном уровне. В рамках этой концепции реализуются проекты по созданию электронных сервисов и систем, упрощающих взаимодействие граждан с государственными органами. Важным направлением развития является повышение качества и доступности государственных услуг на электронной платформе.