Развитие визуального мышления в различных возрастных периодах
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 26.04.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. Теоретические основы визуального мышления. 5
1.1. Сущность понятия визуального мышления. 5
1.2. Развитие визуального мышления в разные возрастные периоды. 9
Глава II. Методологические основы исследования визуального мышления в различные возрастные исследования. 14
2.1. Методы исследования визуального мышления. 14
2.2. Организация исследования визуального мышления. 16
Глава III. Анализ результатов исследования визуального мышления в разные возрастные периоды. 20
3.1. Результаты по методике «Образец и правило» А.Л. Венгера. 20
3.2. Результаты по методике «Лабиринт». 23
3.3. Результаты по методике «Образная память». 24
3.4. Результаты по методике «Сравнение понятий». 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
Список использованной литературы 32
Приложение 34
(Рис. 4)Рисунок 4. Сравнение результатов по методике «Образец и правило».3.2. Результаты по методике «Лабиринт».Эту методику мы провели, чтобы выявить уровень развития наглядно-схематического мышления, то есть умения использовать схемы и условные изображения при ориентировке в ситуации. Всего можно было набрать 48 баллов. Пятиклассникам мы дали 20 минут на задание, старшеклассникам – 15 минут, а студентам –10 минут. Анализ результатов показа, что все студенты смогли набрать максимальный балл за эту методику. Поэтому мы можем сделать вывод, что уровень развития наглядно-схематического мышления у студентов высокий.Среди старшеклассников у 7 человек (70% группы) был максимальный балл, 2 человека (20% группы) получили 46 баллов и у одного человека (10% группы)было 42 балла. Мы можем сказать, что наглядно-схематическое мышление у старшеклассников развито довольно хорошо, более того многие выполнили задания раньше указанного времени, следовательно, в этой возрастной группе умеют использовать схемы и условные изображения при ориентировке. Интерпретация результатов у пятиклассников показала тоже довольно хороший результат. У 6 человек (60% группы) было 48 баллов, у троих человек (30% группы) мы отметили 44 балла, у одного человека (10% группы) было 42 балла. (Рис.5)Рисунок 5. Сравнение результатов по группам по методике «Лабиринт».Таким образом, мы можем сделать вывод, что развитие наглядно-образного мышления является важным процессом при обучении не только детей, но и студентов. Поскольку этот тип мышления активно используют люди во многих профессиях, а особенно руководители, которым нужно принимать решения относительно предмета деятельности, когда необходимо наблюдать за ним, а не взаимодействовать напрямую. Исходя из результатов исследования, мы можем отметить, что студенты успешно справились с этой методикой, следовательно, наглядно-образное мышление у них развито хорошо, поэтому в своей будущей профессиональной деятельности они смогут с легкостью устанавливать взаимосвязь в непривычных для них сочетаний предметов и их свойств, также хорошо развитое визуальные мышление позволяем им рассматривать различные ситуации под разными углами.У старшеклассников в целом тоже хороший результат, но мы можем сказать, что скорее всего их результаты были ниже, чем у студентов из-за невнимательности и низкой мотивации на успех. Что касается пятиклассников, то у большей части хорошо развито наглядно-образное мышление, но тем не менее у 40% детей есть некоторые проблемыс выполнением заданий четко по инструкции и с ограниченным временем.3.3. Результаты по методике «Образная память».Цель данной методике состояла в том, чтобы определить уровень развития памяти.Анализ результатов этой методики показал, что у 4 студентов (40% группы) результат 9 баллов, что является максимальным. У 3 студентов (30% группы) мы отметили 7 баллов, у одного (10% группы) результат 6 баллов и у 2 человек (20% группы) получилось 5 баллов. Необходимо отметить, что в норме результат выше 6 баллов, то есть два студента не смогли справиться с этой методикой и их память на образы ниже нормы. (Рис.6)Рисунок 6. Результаты по методике «Образная память» у студентов.Интерпретировав результаты старшеклассников, мы получили такие результаты: 6 человек (60% группы) – 9 баллов, 1 человек (10% группы) – 8 баллов, 2 человека (20% группы) – 6 баллов и 1 человек (10% группы) – 4 балла. (Рис.7)Рисунок 7. Результаты по методике «Образная память» у старшеклассников.Результаты показывают, что в целом память на образы у старшеклассников развита хорошо, однако один человек все же показал результат ниже нормы. Пятиклассники показали такой результат:- 7 человек (70%) – 9 баллов;- 2 человека (20%) – 7 баллов;- 1 человек (10%) – 6 баллов. (Рис.8)Рисунок 8. Результаты по методике «Образная память» пятиклассников.Исходя из этих результатов, мы можем сделать вывод, что у всех учеников пятого класса хорошо развита память на образы. Мы можем предположить, что этот результат складывается исходя из их возрастных особенностей, ведь именно в этом возрасте наглядность в обучении очень важна.Рисунок 9. Сравнение максимальных результатов по методике «Образная память».Сравнивая результаты трех групп, лучший результат показали пятиклассники, старшеклассники справились немного хуже и у студентов результаты вышли ниже всех. (Рис.9)Мы можем предположить, что студенты и старшеклассники показали такие результаты, так как были довольно загружены учебой, поэтому проходя методики были немного уставшими, что могло стать результатом их невнимательности.3.4. Результаты по методике «Сравнение понятий».Эту методику мы использовали, чтобы выяснить уровень усвоения процессов анализа и синтеза. Всего мы дали 30 пар слов, которые нужно было проанализировать и написать сходства и различия.Проведя анализ, мы получили следующие результаты.Все студенты прошли эту методику на максимальный балл, он быстро и успешно выявили все существенные сходства и различия, а также без дополнительных инструкций определили пары слов, у которых нет ни сходств, ни различий.Старшеклассники также успешно справились с данной методикой, затруднений ни у кого не возникло. Дополнительные инструкции тоже не потребовались. Большая часть пятиклассников тоже хорошо справилась с этой методикой, однако из 10 человек 2 школьников нашли несуществующую связь между такими парами как: «карандаш-ботинок» и «волк-луна». Кроме этого, мы дополнительно сообщили, что есть такие пары, у которых нет сходств. Также, мы можем отметить, что некоторые школьники выделили не главные сходства или различия, а второстепенные. Следовательно, конкретное мышление и способность к анализу и синтезу в этой возрастной группе все еще имеет недостаточное развитие. Результаты мы также представили схематически. (Рис.10)Рисунок 10. Результаты по группам по методике «Сравнение понятий».Таким образом, в юношеском и старшем школьном возрастах умение обобщать и анализировать информацию уже имеет достаточный уровень развития, в то время как пятиклассники склонны видеть связь там, где ее нет или выделять несущественные признаки. Выводы по Главе III.Итак, мы можем сказать, что в результате исследования основные цели и задачи были достигнуты. Мы исследовали визуальное мышление по разным составляющим, а именно образная память, выявление отличий и сходств у понятий, путем мысленного представления их образов, также мы изучили наглядно-схематичное мышление и способности выполнения задач по заданным условиям, способности концентрировать внимание при отвлекающих факторах. Проведенное исследование показало, что каждая возрастная группа по-разному справляется с заданными методиками. В таких методиках как «Сравнение понятий» и «Лабиринт» студенты показали максимальное значение. Более того, студенты хорошо справились и с двумя другими методиками. Следовательно, в этом возрастном периоде визуальное мышление уже во многом хорошо развито.Старшеклассники справились немногим хуже студентов, таким образом мы можем сделать вывод, что и в старшем школьном возрастном периоду визуальное мышление имеет хороший уровень развития.Пятиклассники отлично показали себя в методике «Образная помять», их результаты были выше, чем у студентов. В остальных методиках их результаты были несколько ниже, чем у старших ребят. Тем не менее, мы можем сказать, что группа младших школьников, у которых мы проводили исследование имеет хорошо развитое визуальное мышление. Некоторые методики возможно были поняты ими не до конца в силу возраста, из-за чего и были более низкие результаты.ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, благодаря теоретическому обзору исследования особенностей визуального мышления мы выяснили, что визуальное мышление представляет собой умственную деятельность, которая основана на взаимодействии с наглядными и пространственно-структурированными схемами. Также мы выяснили, что визуальное мышление основывается на наглядно-действительном и наглядно-образном. У учеников пятого класса визуальное мышление складывается из зрительно-моторной координации, основных мыслительных операциях и воображении. В старшем школьном возрасте закладывается создание новых визуальных образов, которые основаны на личных ассоциациях, также происходит выдвижение своих визуальных гипотез, целостное восприятие картины, отстаивание своей точки зрения, уважение к мнениям других.Студенты развивают и закрепляют визуальное мышление с помощью визуальныхобразов, использование диаграмм, графиков, структурно-логических схем, которые основываются на линейном способе визуального представления информации, более того вербализация учебного материала, которая предполагает включение студента в активно обсуждение материала.Проведя эмпирическое исследование, нами были использованы такие методики как: «Сравнение понятий», «Лабиринт», «Образная память» и «Образец и правило». Анализ результатов исследования позволил нам утверждать, что большая часть участников исследования успешно справилась с предложенными методиками. Более того, у студентов получилось показать по двум методикам максимальное значение, из этого следует, что у них высокий уровень развития визуального мышления.В группе старшего школьного возраста также отмечаются высокие результаты, из чего следует, что старшеклассники тоже имеют высокий уровень визуального мышления.В младшей возрастной группе отмечаются особенно хорошие результаты по методике «Образная помять», их результаты были выше, чем у студентов. Поэтому мы можем сделать вывод, что для них визуализирование информации имеет большое значение при обучении. Однако, мы можем отметить, что группа пятиклассников, у которых мы проводили исследование имеет хорошо развитое визуальное мышление. Некоторые методики возможно были поняты ими не до конца в силу возраста, из-за чего и были более низкие результаты.Таким образом, несмотря на большое число исследований, направленных на изучение визуального мышления, многообразие аспектов и подходов в определении природы визуального мышления, в выделении условий реализации и его развития, значительный круг вопросов остается недостаточно разработанным.В этой связи становиться наиболее актуальным разработка профилактических и коррекционных мер, направленных на формирование у современных детей средней школыс учетом их возрастных особенностей, разработка и создание определенного типа педагогической, психологической и образовательной систем.Список использованной литературы1. Арнхейм Р. Зрительные образы: феноменология и эксперимент//Хрестоматия по общей психологии. – М.: МГУ, 1981. – С. 97-107 .2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.:Прогресс, 1974. – 384 с.3. Бодров В.Н., Магалашвили В.В. Ориентированная на цели визуализация знаний // Международный журнал «образовательные технологии и общество»,Т. 11, № 1, 2008 – C. 420-433.4. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С Якиманской. – М.: Педагогика, 1989. – 318 с.5. Галанжина Е.С. На пороге нового мышления. Три ключа. Педагогический вестник.Вып. 3. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1999. – С. 28-32.6. Далингер В.А. Формирование визуального мышления у учащихся в процессе обучения математике, 2011. [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-matematike-na-osnove-kognitivno-vizualnogo-podhoda (дата обращения: 12.12.22)7. Жуковский В.И. Чувственное явление сущности: визуальное мышление и логические основания языка изобразительного искусства. // автореф. дисс.....доктора фил. наук. – Свердловск, 1990; 8. Жуковский В.И., Пивоваров Д.В. Визуальное мышление в структуре научного познания. – Красноярск: КрГУ, 1988. – 180 с.9. Лагун А.В. Визуальное мышление старшеклассников и его формирование в условиях реализации комплексной музейно-педагогической программы: дисс. ... канд. психол. наук. – СПб, 2009. – 221 с. 10. Лагун А.В. Визуальное мышление старшеклассников, 2011. [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/vizualnoe-myshlenie-starsheklassnikov (дата обращения: 12.12.22)11. Макарова Е.А. Визуализация как интроекция смыслообразов в ментальное пространство личности: Монография / Под. ред. И.В. Абакумовой. – М.: Изд-во «Спутник+», 2010. – 170 с.12. Мисюкевич А.Н. К вопросу изучения и развития визуального мышления младших школьников в дизайн-деятельности // Герценовские чтения. Начальное образование,№ 1, 2010. – С. 187-192.13. Молодцова Н.Г. Взаимосвязь визуального мышления и индивидуальных особенностей личности // Нижегородское образование, № 1, 2014. – С. 108-114.14. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. – М.: КомКнига, 2006. – 224 с.15. Серикова И.А. Визуальное мышление школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. дисс...канд.пед. Наук. – Екатеринбург, 2005.16. Серикова И.А. Развитие визуального мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе: автореферат диссертации ... канд. пед. наук: 13.00.02. – Екатеринбург, 2005. – 22 c. Приложение1Приложение 2Приложение 3Приложение 4Приложение 5
1. Арнхейм Р. Зрительные образы: феноменология и эксперимент // Хрестоматия по общей психологии. – М.: МГУ, 1981. – С. 97-107 .
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Прогресс, 1974. – 384 с.
3. Бодров В.Н., Магалашвили В.В. Ориентированная на цели визуализация знаний // Международный журнал «образовательные технологии и общество», Т. 11, № 1, 2008 – C. 420-433.
4. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С Якиманской. – М.: Педагогика, 1989. – 318 с.
5. Галанжина Е.С. На пороге нового мышления. Три ключа. Педагогический вестник. Вып. 3. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1999. – С. 28-32.
6. Далингер В.А. Формирование визуального мышления у учащихся в процессе обучения математике, 2011. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-matematike-na-osnove-kognitivno-vizualnogo-podhoda (дата обращения: 12.12.22)
7. Жуковский В.И. Чувственное явление сущности: визуальное мышление и логические основания языка изобразительного искусства. // автореф. дисс.....доктора фил. наук. – Свердловск, 1990;
8. Жуковский В.И., Пивоваров Д.В. Визуальное мышление в структуре научного познания. – Красноярск: КрГУ, 1988. – 180 с.
9. Лагун А.В. Визуальное мышление старшеклассников и его формирование в условиях реализации комплексной музейно-педагогической программы: дисс. ... канд. психол. наук. – СПб, 2009. – 221 с.
10. Лагун А.В. Визуальное мышление старшеклассников, 2011. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualnoe-myshlenie-starsheklassnikov (дата обращения: 12.12.22)
11. Макарова Е.А. Визуализация как интроекция смыслообразов в ментальное пространство личности: Монография / Под. ред. И.В. Абакумовой. – М.: Изд-во «Спутник+», 2010. – 170 с.
12. Мисюкевич А.Н. К вопросу изучения и развития визуального мышления младших школьников в дизайн-деятельности // Герценовские чтения. Начальное образование, № 1, 2010. – С. 187-192.
13. Молодцова Н.Г. Взаимосвязь визуального мышления и индивидуальных особенностей личности // Нижегородское образование, № 1, 2014. – С. 108-114.
14. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. – М.: КомКнига, 2006. – 224 с.
15. Серикова И.А. Визуальное мышление школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. дисс.. .канд. пед. Наук. – Екатеринбург, 2005.
16. Серикова И.А. Развитие визуального мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе: автореферат диссертации ... канд. пед. наук: 13.00.02. – Екатеринбург, 2005. – 22 c.
Вопрос-ответ:
Что такое визуальное мышление?
Визуальное мышление - это способность мыслить и создавать образы в уме, используя зрительные представления. Это значит, что человек может представлять идеи, решать задачи и воспроизводить информацию, основываясь на образах или картинках в своем воображении.
Как развивается визуальное мышление в разные возрастные периоды?
Развитие визуального мышления происходит постепенно с раннего детства и продолжается на протяжении всей жизни. В младенческом возрасте дети начинают осознавать различные формы и цвета, а в возрасте дошкольного ребенка они могут уже узнавать и называть разные объекты. В школьном возрасте дети начинают развивать свою способность к анализу и синтезу информации, а во взрослом возрасте люди могут использовать визуальное мышление для решения сложных задач и создания новых идей.
Какие методы исследования визуального мышления существуют?
Для исследования визуального мышления используются различные методы, включая психологические тесты и опросники, наблюдения и эксперименты. Некоторые исследователи также используют нейрофизиологические методы, такие как электроэнцефалография (ЭЭГ) и функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ), чтобы изучить активность мозга во время выполнения задач, связанных с визуальным мышлением.
Как организуется исследование визуального мышления?
Организация исследования визуального мышления зависит от целей исследователя. Обычно исследователи формулируют гипотезы, разрабатывают экспериментальные задачи или тесты, подбирают участников исследования, проводят наблюдения или эксперименты, а затем анализируют полученные данные. Организация может включать в себя также применение статистических методов для оценки результатов исследования.
Что такое визуальное мышление?
Визуальное мышление - это способность мыслить и понимать информацию, представленную визуально, то есть через зрительное восприятие. Оно позволяет нам анализировать, синтезировать и интерпретировать визуальные образы, формировать представления о мире и решать задачи, связанные с визуальным восприятием.
Как развивается визуальное мышление в разные возрастные периоды?
Развитие визуального мышления происходит постепенно и протекает через несколько стадий. В раннем детстве дети осваивают базовые навыки визуального восприятия, такие как различение форм, цветов и размеров. В младшем школьном возрасте развивается способность анализировать и сравнивать визуальные образы. В подростковом и взрослом возрасте визуальное мышление достигает зрелости, что позволяет более сложно мыслить, решать задачи и критически воспринимать визуальные информации.
Какие методы исследования используются для изучения визуального мышления?
Для изучения визуального мышления применяются различные методы исследования, такие как наблюдение, эксперимент, анкетирование и тестирование. Наблюдение позволяет узнать о проявлениях визуального мышления в естественных условиях. Эксперимент позволяет установить причинно-следственные связи и определить факторы, влияющие на визуальное мышление. Анкетирование и тестирование помогают собрать количественные данные и оценить уровень развития визуального мышления у конкретной группы людей.
Как организуется исследование визуального мышления?
Организация исследования визуального мышления включает в себя несколько этапов. Сначала определяется цель исследования, затем формулируются гипотезы исследования. Далее разрабатывается методика исследования, выбираются участники исследования и проводится сбор данных. Полученные данные анализируются и интерпретируются, после чего делаются выводы и формулируются рекомендации. Исследование визуального мышления может проводиться как в лабораторных условиях, так и на практике, в реальных ситуациях.