Понятийное мышление и его особенности
Заказать уникальную курсовую работу- 46 46 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 12.01.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МЫШЛЕНИЯ 4
1.1 Научные подходы к изучению проблемы мышления 4
1.2 Психологические особенности мышления как когнитивного процесса 7
1.3 Классификация типов мышления и их характеристики 10
1.4 Характеристики форм мышления 18
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ 19
2.1 Психологические особенности развития мышления младших школьников 19
2.2 Экспериментальное изучение особенностей развития мышления у детей младшего школьного возраста 25
2.3 Коррекционная программа по развитию мышления для детей младшего школьного возраста 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Для этого вы можете положить их в коробку и показать ребенку после угадывания.3. «Четвертый лишний».Цель: развитие обобщающих признаков, умение абстрагироваться, работать со словесными понятиями.Мотивационный материал: фирменный бланк с печатными словами, ручка.Содержание: в каждом задании предлагается 4 слова, c из которых связаны смысловой связью, а одно является лишним. В каждой строке слов необходимо найти то, которое не подходит, то есть лишнее, и объяснить почему.1. Стол, кровать, пол, шкаф.2. Молоко, сливки, сало, сметана.3. Обувь, ботинки, шнурки, валенки.4. Молоток, плоскогубцы, пилочка для ногтей, гвоздь.5. Сладкий, острый, горький, кислый.6. Береза, сосна, дерево, дуб.7. Самолет, Тележка, Человек, корабль.8. Василий, Федор, Семен, Петренко.9. Сантиметр, метр, килограмм, километр.10. Токарь, учитель, врач, книга.11. Глубокий, высокий, легкий, низкий.12. Часы, барометр, термометр, самолет.4. Момент отдыха «бабочка»Ребенок представляет себя прекрасной бабочкой, которая слетает с цветка и перелетает на другой цветок, собирает сладкий мед, любуется красотой окружающего мира.5. цель «сходства и различия»: развитие сравнения.Содержание: ребенка просят сравнить 2 разных объекта или понятия друг с другом. Это должно быть сравнение известных элементов.Пример:молоко и вода; корова и лошадь; самолет и поезд;утром и вечером; треугольник и квадрат; зеркала и стекла; книги и записные книжки;больница и дом.6. «Дополните статус проблемы»Цель: развитие математического и логического мышления. Через 4 минуты ребенка просят создать условие для решения задачи таким образом:м: 4 3 мм: 3 м 1407. «Ошибка»Цель: развитие критического мышления.Мотивационный материал: текст небольшого размера, в котором произошла ошибка.Содержание: ребенку предлагается прочитать текст и найти предложение, в котором произошла ошибка. Необходимо исправить эту ошибку и объяснить, почему смысл текста теряется, если эта ошибка не исправлена.8. «Определение основных черт концепции»Цель: развитие обобщения, семантической гибкости.Мотивационный материал: бланк со словами, ручка.Содержание: ребенку предлагается на бланке со словами, в каждом задании выбрать два слова, указывающие на основные свойства выделенного понятия.1. Сад (растения, садовник, собака, забор, участок).2. Река (берег, рыба, рыбак, водоросли, вода).3. Город (автомобиль, здание, велосипед, толпа, улица).4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, крупный рогатый скот, колья).5. Книга (рисунок, война, Бумага, Любовь, текст).6. Игра (карты, игроки, штрафы, пенальти, правила).7. Пение (звон, искусство, Голос, аплодисменты, мелодия).8. Чтение (глазами, печатью, книгой, картинкой, словом).Урок № 21. «Вносить предложения»Цель: разработка операции конкретизации, гибкости, анализа.Содержание: взяты 3 несвязанных слова, например, «Озеро», «карандаш», «медведь». С этими словами вам нужно составить как можно больше предложений, которые обязательно содержали бы эти 3 слова. Эти данные слова могут быть использованы в других случаях; используйте другие слова, чтобы помочь сформировать предложение.2. «Сравнить»Цель: развитие сравнительного и абстрактного мышления.Содержание: ребенку предлагается 2 пары слов. Вы должны сравнить их друг с другом.Напримерлыжи-конькирека-птицаоса - гвоздьгора - конфетабабочка-самолет3. «Числовой ряд»Цель: развитие аналитического мышления.Мотивационный материал: фирменный бланк с напечатанными рядами цифр, ручка.Содержание: ребенку предлагается продолжить каждую из строк, при этом необходимо установить шаблон написания цифр и написать ответ на бланке.4. Ауторелаксация «волшебный сон»Приведена запись «шум моря». Ребенка просят закрыть глаза и представить себе сон.После прослушивания записи появляется рассказ о том, что он видел во сне.5. Задания на сообразительностьЦель: развитие умения находить скрытые, необычные свойства объекта. Содержание: ребенку предлагается решить следующие задачи:1. Винт в комбинезоне имеет 17 карманов. В каждом кармане болта находятся по две гайки, а в каждом кармане язычка - по три. Сколько орехов у твоих механических друзей?2. 8 учеников пошли в школу, и еще 2 встретили их. Сколько учеников ходило в школу?3. Чебурашка и Гена путешествуют на поезде. Если считать от начала поезда, то их вагон четвертый, если от конца, то шестой.6. «Словесные пропорции»Цель: развитие аналитического мышления.Мотивационный материал: фирменный бланк с печатными словами, ручка.Содержание: в каждом задании предлагается создать сходства по аналогии.1. Овца - ягненок. (Корова - пастбище, рога, молоко, теленок).2. Ложка-каша. (Вилка-масло, нож, посуда, мясо).3. Ухо - слышать. (Зубы - видеть, рот, жевать, щетка).4. Чай-сахар (Суп - вода, тарелка, крупа, соль).5. Дерево-сук. (Рука - топор, нога, работа, палец).6. Дождь - зонтик (Мороз - холод, сани, шуба, посох).7. Школа-обучение. (Больница-врач, ученик, лечение).8. Песня - глухой. (Картина - хромой, художник, слепой).7. "Поиск предметов по заданным свойствам"Цель: развитие функционирования конкретизации, гибкости, обобщения, содержательности: задача состоит в том, чтобы назвать как можно больше объектов, обладающих определенными свойствами, противоположными функциями; объекты похожи друг на друга. Например: двери (как закрывающиеся, так и открывающиеся) самолета и бабочки.8. «Найди название произведения».цель: развитие гибкости мышления. Мотивационный материал: короткий рассказ или работа.Содержание: для данного текста вам нужно выбрать как можно больше названий, но таких, которые отражают его содержание.9. «Поиск аналогов».Цель: развитие навыков классификации по характеру.Содержание: любой объект или явление называется, например, «самолет». Необходимо написать как можно больше его аналогов, то есть других аналогичных предметов по определенным характеристикам или характеристикам.Урок № 3.1. Дидактическая игра.Содержание: сложите домик из 6 палочек, а затем переместите 2 палочки так, чтобы получился жгутик.Решите проблему. От куска бязи отрезали 4 м для платья и 3 м для фартука, после чего осталось 10 м бязи. Сколько метров ситца было в куске?Запишите названия геометрических фигур, которые расположены в комнате (укажите объект и изображение). Через 4 минуты.2. «Необычное применение предмета».Цель: развивать такие качества, как семантическая гибкость мышления, перестройка смысловых связей.Содержание: любой известный предмет называется, например, «книга». Необходимо назвать как можно больше различных применений.3. «Поиск точек соприкосновения».Цель: разработка абстрактной операции.Берутся два слова, которые мало связаны друг с другом, например, «тарелка».и«лодка». Необходимо написать как можно больше общих символов этих элементов. Мотивирующий материал: скатерть-снег, клей-мука, часы-лужа, стул - домик, цветок - облако, уши - зеркало, молоток.4. Минутный отдых «фантастические ситуации».Цель: развивать творческое воображение, умение реконструировать смысловые связи и находить скрытые возможности явлений, выстраивать цепочки воображаемых причинно-следственных связей.а) «Представьте себе необычную планету, диаметр которой уменьшается дважды каждые 24 часа, а затем возвращается к исходному. Как люди живут на такой планете: какой у них транспорт, здания, дороги и тому подобное?».б) « ученые изобрели новый металл. Шнур, изготовленный из такого металла, под воздействием света растянется в 10 раз, а в темноте снова сожмется. Где я могу использовать этот кабель?».5. «Выражение идеи другими словами».Цель: развитие манипулирования словами, точности воспроизведения мыслей.Содержание: принимается любая фраза. Необходимо передать эту фразу с помощью других слов, но для того, чтобы сохранить ее смысл.Мотивационный материал: лето будет очень теплым. На поле растет береза. Девушка сорвала красную розу.6. «Кубик Рубик». Цель: развитие наглядно-актерского мышления.Мотивационный материал: Кубик Рубика; 9 заданий.Содержание:Цель: развитие наглядно-действующего мышления.Стимульный материал: Кубик Рубика; 9 заданий.Содержание:1. На любой грани кубика построить столбец или строку из 3-х квадратов одного цвета.2. На любые грани - 2 строчки одного цвета.3. Собрать полностью 1 грань одного цвета.4. Собрать 1 грань и 1 строка.5. 1 грань и 2 строки одного цвета.6. Собрать 2 грани кубика.7. 2 грани и 1 столбец другой грани.8.2 грани и 2 столбца.9. Собрать 3 грани кубика.7. «Сокращение рассказа». Цель: развитие организованности, ясности мышления; умение отвлекать внимание от деталей.Мотивация: разговор.Содержание: рассказ прочитан. И его содержание должно быть передано как можно короче.8. Загадки и задания-анекдоты1. У каждого из четырех братьев есть по одной сестре. Сколько детей в семье?2. Ты и я, и мы с тобой. Сколько нас здесь?3. Спят ли семьсот соколов на одной подушке?4. Что это за голова, у которой только зубы и усы?5. В каком лесу нет листьев?9. «Поиск противоположных объектов».цель: развитие гибкости мышления, сравнение.Содержание: вызывается любой объект, для него должно быть названо как можно больше противоположных объектов.Необходимо учитывать при этом различные особенности этой темы.ЗАКЛЮЧЕНИЕМышление - это психический процесс косвенного и обобщенного отражения человеком объектов и явлений объективной реальности в их основных контекстах и взаимосвязях.Мышление возникает и развивается вместе с практической деятельностью человека на основе непосредственного чувственного познания.Посредством мышления основные свойства и взаимосвязи объектов и явлений действительности отражаются в общей и косвенной форме.Мышление как процесс происходит посредством умственных действий и операций. Наиболее важные умственные операции включают анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, классификацию и систематизацию.В зависимости от степени участия психической и нейрофизиологической подсистем в мышлении мышление может приобретать визуально-действенные, словесно-логические и наглядно-образные формы.В процессе мышления выделяются постепенные стадии мышления. На первом этапе субъект осознает возникшую проблему, на втором он анализирует проблемную ситуацию, а на третьем создает новую информацию в виде гипотез, методов, алгоритмов их решения.Акт мышления заканчивается проверкой, оценкой и рефлексивной проверкой предполагаемых причинно-следственных связей и способов решения проблемы.По характеру решаемых задач мышление может быть теоретическим и практическим.По уровню обобщения: эмпирический, теоретический. По степени расширения: дискурсивный, интуитивный.По степени адекватности: отражение реальной действительности: реалистичное, аутичное.По степени новизны и оригинальности: репродуктивный, продуктивный.По степени влияния на эмоциональную сферу: патогенный, саногенный.Все виды мышления сосуществуют в интеллектуальной деятельности взрослого человека и дополняют друг друга.В зависимости от конкретной цели деятельности и решаемой задачи тот или иной тип мышления может преобладать либо в данный конкретный момент, либо в определенной профессиональной деятельности.Мышление младших школьников характеризуется как конкретно-образное с возрастающей ролью абстрактных компонентов. Под влиянием обучения мышлению младшего школьника меняются пропорции его образного, конкретного и абстрактного компонентов.Развитие мышления проявляется в способности младших школьников осознавать и решать все более сложные познавательные и практические задачи, выполнять действия и операции, необходимые для их решения, выражать их результаты в суждениях, концепциях, размышлениях и выводах. Кроме того, существуют и индивидуальные особенности мышления младшего школьника, которые можно обнаружить в уровнях его мыслительных операций, в гибкости мышления, во взаимоотношениях его конкретно-образных и абстрактно-вербальных элементов.В результате эксперимента, направленного на выяснение уровня и особенностей развития мышления младших школьников, мы пришли к выводу, что мышление младших школьников характеризуется высоким уровнем развития.Экспериментальное исследование доказало, что младшие школьники имеют высокий уровень развития обобщения. Они могут легко выполнять задачи по группировке и обобщению, которые заключаются в приобретенных знаниях, и умственное развитие школьников играет важную роль.Логика и гибкость мышления младших школьников находится на среднем уровне развития. Дети могут анализировать ситуацию, выявлять установленные связи, решать различные задачи.Аполитичное мышление младших школьников находится на пути развития. Постепенно осваивая процесс планирования, дети осваивают математические способы решения задач.Таким образом, сравнивая результаты исследования свойств обобщения, логики, гибкости и аналитичности мышления, мы приходим к выводу, что подтвердилась наша гипотеза, а именно, что у большинства детей младшего школьного возраста преобладают высокий и средний уровни развития мышления.Проблема развития и совершенствования мышления является одной из самых сложных в психолого-педагогической работе. И важной предпосылкой для ее решения является рациональная организация всего образовательного процесса. Но в качестве особенно эффективного инструмента можно рассматривать коррекционно-развивающую программу для думающих детей в начальной школе.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАртемьева Т. В. Формирование понятийного мышления студентов в системе интеллектуально-развивающего обучения // Вестник ТГГПУ. 2019.№ 2–3 (17–18) С. 73–77.Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка // Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. Москва: Педагогика, 1982. С. 90.Железовская Г. И. Дидактические условия усвоения научно-педагогических понятий // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 7. Вып. 1. с. 68–76.Иванова Н. В., Винорадова М. А. Дифференциация образовательных технологий в вузе как условие развития субъектной позиции будущих педагогов // Ярославский педагогический вестник. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020. № 2. Т. 2. С. 114–119.Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2017. 320 с.Мухаметзянова Ф. Г., Аксенова Г. И. Феномен субъектности студента и курсанта вуза: современный взгляд на проблему // Прикладная юридическая психология. 2020. № 1. С. 10–20.Суворова Г. А., Нестерова А. Ю. Актуальные вопросы психологического анализа учебных задач на формирование понятий у школьников // Преподаватель XXI век. 2020. Т. 2. № 3. С. 337–343.Фролов А. А., Фролова Ю. Н. Понятийность как основа единства интеграции и дифференциации научного знания // Сибирский педагогический журнал. 2020. № 3. С. 126–140.Холодная М. А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. Москва: Институт психологии РАН, 2021. 288 с.Холодная М. А., Гельфман Э. Г. Развивающие учебные тексты как средство интеллектуального воспитания учащихся. Москва: Институт психологии РАН, 2021. 200 с.Чернов С. А. Формирование научных понятий у школьников на основе моделирования когнитивных репрезентативных структур // Личность. Культура. Общество. 2018. Т. 9. Вып. 4 (39). С. 327–333.Юдина Н. В. Понятийное мышление как разновидность познавательной деятельности // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 3. С. 112–117 [Электрон.ресурс]. Режим доступа: http://www.vestospu.ru (дата обращения: 15.10.2022).Ясюкова Л. А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении. Санкт-Петербург: ИМАТОН, 2017. 256 с.Albrecht K. Practical Intelligence: The Art and Science of Common Sense. San Francisco: Jossey-Bass John Wiley & Sons, Inc., 2020. 396 p.Bhagat K. K. & Spector J. M. Formative Assessment in Complex Prob- lem-Solving Domains: The Emerging Role of Assessment Technologies // Educati- onal Technology & Society. 2022. № 20 (4). P. 312–317.Browning G. The Power of Conceptual Thinking to Strengthen Your Leadership [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.inc.com/geil-browning/strengthen-leadership-conceptual-thinking.html(датаобращения: 15.10.2022).Gärdenfors P. Conceptual Spaces – The Geometry of Thought. Bradford Book, 2017. 317 p.Handbook of Individual Differences in Cognition: Attention, Memory, and Executive Control. London: Springer, 2020. 494 p.Harp S. F., & Mayer R. E. The role of interest in learning from scientific text and illustrations: On the distinction between emotional interest and cognitive interest // Journal of Educational Psychology. 1997. № 89. P. 92–102.Novak J. D., Cañas A. J. The Theory Underlying Concept Maps and How to Construct and Use Them [Электрон. ресурс]. Режимдоступа: http:// cmap.ihmc.us/docs/theory-of-concept-maps (датаобращения: 15.10.2022).Starko A. J. Creativity in the Classroom: Schools of Curious Delight. Mahwah, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 2017. 499 p.ПРИЛОЖЕНИЯПриложениеАТипы мышленияКлассификационные показатели типов мышленияФорма визуально-действующая, визуально-изобразительная, словесно-логическаяХарактер решаемых задач теоретический, практическийУровень обобщения эмпирический, теоретическийСтепень расширения дискурсивна, интуитивнаАдекватность отражения реальной действительности реалистичный, аутичныйСтепень новизны и оригинальности репродуктивный, продуктивный (творческий)Влияние на эмоциональную сферу патогенное, саногенное.ПриложениеБПротокол № 11. Предмет исследования: мышление2. Цель исследования: определить уровень развития и особенности обобщения3. Экспериментатор: Шаповал Л. В.4. Тема: учащиеся класса А-Б5. Психодиагностические инструменты: методология изучения особенностей обобщения6. Время проведения: 25 ноябрь 2022 г.; 12:50 мин. - 13:00 мин.7. Инструкции: «на бланках, лежащих перед вами, напечатаны строки слов. В каждой строке слов найдите то, которое не связано с другими, то есть лишнее, и удалите его.»8. Результат психологического обследования: 5 задач были решены 2 школьниками; 8-1 школьниками; 9-3 школьниками; 10-5 школьниками; 11-8 школьниками; 12-1 школьниками.9. Анализ результатов: 16 школьников имеют высокий уровень развития обобщения; 2 школьника - средний и 2 школьника - низкий.10. Выводы: на основании проведенного исследования можно сделать вывод, что учащиеся класса имеют высокий уровень развития обобщения. Об этом свидетельствует преобладание среди учащихся класса высоких показателей развития обобщения.Подпись экспериментатораПриложениеВПротокол № 21. Предмет исследования: мышление2. Цель исследования: определить уровень логики и гибкости мышления3. Экспериментатор: Шаповал Л. В.4. Тема: школьники 3-Б.5. Психодиагностические инструменты: методология изучения логики и гибкости мышления6. Время проведения: 28 ноябрь 2022 г.; 14 г. 20 мин. - 14 г. 35 мин.7. Инструкции: «вот бланк, на котором оставлено несколько слов. Вам нужно установить логическую связь между ними, а затем по аналогии составить несколько слов слева и выбрать правильное понятие из предложенных.8. Результат психологического обследования: 1 школьник не решил ни одной задачи; 2 задания решили 2 школьника; 4 - 1 учитель; 5 - 3 учителя; 6-4 учителя; 7-1 учитель; 8-2 учитель; 9 - 1 учитель; 10-2 учитель, 11-3 учитель,9. Анализ результатов: 8 школьников имеют высокий уровень развития логики и гибкости мышления; 8 школьников - средний и 4 школьника - низкий.10. Выводы: основываясь на проведенном исследовании, мы можем сделать вывод, что учащиеся класса обладают хорошо развитой логикой и гибкостью мышления. Об этом свидетельствует преобладание среди учащихся класса высокого и среднего уровней развития логики и гибкости мышления.Подпись экспериментатора.Приложение ГПротокол № 31. Предмет исследования: мышление2. Цель исследования: определить уровень развития аналитического мышления3. Экспериментатор: Шаповал Л. В.4. Тема: школьники 3-Б.5. Психодиагностические инструменты: методология изучения аналитического мышления6. Время проведения: 28 ноябрь 2022 года; 13:40 мин. - 14:00 вечера.7. Инструкция: «попробуйте выяснить, с какой регулярностью состоит каждый из числовых рядов, и добавьте к нему еще 2 числа. Если вы не можете правильно составить узор, переходите к следующему ряду».8. Результат психологического обследования: 1 ученик не решил ни одной задачи; 4,5 задания - 2 ученика; 6,5 - 1 учитель; 5-1 учитель; 7,5-2 учителя; 9,5 - 2 учителя; 11-3 учителя; 12,5-4 учителя; 15-1 учитель, 17-1 учитель; 18-1 ученик.9. Анализ результатов: 2 школьника имеют высокий уровень развития аналитического мышления; 11 школьников - средний и 7 школьников - низкий.10. Выводы: на основании проведенного исследования можно сделать вывод, что учащиеся класса имеют средние показатели уровня развития аналитического мышления. Об этом свидетельствуют результаты исследования с тенденцией к доминированию средних значений.Подпись экспериментатора
1. Артемьева Т. В. Формирование понятийного мышления студентов в системе интеллектуально-развивающего обучения // Вестник ТГГПУ. 2019.№ 2–3 (17–18) С. 73–77.
2. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка // Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. Москва: Педагогика, 1982. С. 90.
3. Железовская Г. И. Дидактические условия усвоения научно-педагогических понятий // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 7. Вып. 1. с. 68–76.
4. Иванова Н. В., Винорадова М. А. Дифференциация образовательных технологий в вузе как условие развития субъектной позиции будущих педагогов // Ярославский педагогический вестник. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020. № 2. Т. 2. С. 114–119.
5. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2017. 320 с.
6. Мухаметзянова Ф. Г., Аксенова Г. И. Феномен субъектности студента и курсанта вуза: современный взгляд на проблему // Прикладная юридическая психология. 2020. № 1. С. 10–20.
7. Суворова Г. А., Нестерова А. Ю. Актуальные вопросы психологического анализа учебных задач на формирование понятий у школьников // Преподаватель XXI век. 2020. Т. 2. № 3. С. 337–343.
8. Фролов А. А., Фролова Ю. Н. Понятийность как основа единства интеграции и дифференциации научного знания // Сибирский педагогический журнал. 2020. № 3. С. 126–140.
9. Холодная М. А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. Москва: Институт психологии РАН, 2021. 288 с.
10. Холодная М. А., Гельфман Э. Г. Развивающие учебные тексты как средство интеллектуального воспитания учащихся. Москва: Институт психологии РАН, 2021. 200 с.
11. Чернов С. А. Формирование научных понятий у школьников на основе моделирования когнитивных репрезентативных структур // Личность. Культура. Общество. 2018. Т. 9. Вып. 4 (39). С. 327–333.
12. Юдина Н. В. Понятийное мышление как разновидность познавательной деятельности // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 3. С. 112–117 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.vestospu.ru (дата обращения: 15.10.2022).
13. Ясюкова Л. А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении. Санкт-Петербург: ИМАТОН, 2017. 256 с.
14. Albrecht K. Practical Intelligence: The Art and Science of Common Sense. San Francisco: Jossey-Bass John Wiley & Sons, Inc., 2020. 396 p.
15. Bhagat K. K. & Spector J. M. Formative Assessment in Complex Prob- lem-Solving Domains: The Emerging Role of Assessment Technologies // Educati- onal Technology & Society. 2022. № 20 (4). P. 312–317.
16. Browning G. The Power of Conceptual Thinking to Strengthen Your Leadership [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.inc.com/geil-browning/strengthen-leadership-conceptual-thinking.html (дата обращения: 15.10.2022).
17. Gärdenfors P. Conceptual Spaces – The Geometry of Thought. Bradford Book, 2017. 317 p.
18. Handbook of Individual Differences in Cognition: Attention, Memory, and Executive Control. London: Springer, 2020. 494 p.
19. Harp S. F., & Mayer R. E. The role of interest in learning from scientific text and illustrations: On the distinction between emotional interest and cognitive interest // Journal of Educational Psychology. 1997. № 89. P. 92–102.
20. Novak J. D., Cañas A. J. The Theory Underlying Concept Maps and How to Construct and Use Them [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// cmap.ihmc.us/docs/theory-of-concept-maps (дата обращения: 15.10.2022).
21. Starko A. J. Creativity in the Classroom: Schools of Curious Delight. Mahwah, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 2017. 499 p.
Вопрос-ответ:
Что такое понятийное мышление?
Понятийное мышление - это способность категоризировать и классифицировать ощущения, представления и понятия с целью более эффективного и точного понимания окружающего мира.
Какие научные подходы существуют к изучению проблемы мышления?
Существует несколько научных подходов: философский, психологический и нейрофизиологический. Философский подход изучает основные понятия и принципы мышления, психологический - исследует психические процессы, связанные с мышлением, а нейрофизиологический - исследует соответствующую нейрофизиологическую активность.
Какие особенности мышления можно выделить как когнитивного процесса?
Особенности мышления как когнитивного процесса включают: абстрактное мышление, обобщение, логические операции, размышления, решение проблем, переход от одной проблемы к другой, критическое мышление и творчество.
Какие типы мышления существуют и как их можно классифицировать?
Существуют различные типы мышления, такие как логическое мышление, ассоциативное мышление, интуитивное мышление и творческое мышление. Они могут быть классифицированы по степени формализации, способу решения проблем, направленности и т.д.
Какие характеристики форм мышления можно выделить?
Характеристики форм мышления включают пространственные представления, временные представления, зрительные представления, звуковые представления, символические представления и словесные представления.
Что такое понятийное мышление?
Понятийное мышление - это способность разделять объекты на классы и категории на основе их общих характеристик и свойств.
Какие научные подходы используются для изучения проблемы мышления?
Для изучения проблемы мышления применяются различные научные подходы, такие как психологический, нейрофизиологический, лингвистический и философский подходы.
Какие особенности развития мышления у младших школьников?
У младших школьников развивается мышление, которое становится более абстрактным и логическим. Они начинают уметь делать обобщения, классифицировать объекты и использовать понятия.
Какие формы мышления существуют?
Существуют различные формы мышления, такие как вербальное мышление, образное мышление, символическое мышление, аналитическое мышление, синтетическое мышление и другие.