Естественные монополии России и регулирование их деятельности (на примере одной-двух монополий)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное регулирование экономики
  • 37 37 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 13.01.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты понятия естественные монополии 6
1.1 Понятие и определение естественной монополии 6
1.2 Методы регулирования деятельности естественных монополий 12
Глава 2. Анализ естественных монополий в экономике России 21
2.1 Естественные монополии и их роль в экономике России 21
2.2 Реформирование естественных монополий в России 26
Заключение 31
Список источников литературы 35
Фрагмент для ознакомления

Имеются и недостатки: возможность определения уровня отпускной цены, создающая соблазн переложить затраты в значительной степени на конечного потребителя, не имеющего возможности оказывать обратное влияние на производителя; возможность блокировки технического прогресса; возможность «экономии» за счет снижения качества продукции.Невозможно в данном случае определить, что преобладает - достоинства или недостатки. Рыночная форма организации не способна преодолеть или даже ослабить воздействие негативных факторов естественной монополии, так как в этом случае не работает механизм распределения ресурсов, и общество не может разрешить противоречия только одним путем - регулированием естественной монополии.Существует несколько способов регулирования естественных монополий: прямое государственное регулирование, франчайзинговые торги, ценовая дискриминация. Естественные монополии довольно часто прибегают к ценовой дискриминации, чтобы максимизировать свой чистый доход. Для этого они делят рынок. Примером такого подхода является практика установления повышенных тарифов на электроэнергию, газ, связь, коммунальные услуги для предприятий и организаций и при необходимости снижения тарифов для граждан[22].Однако механизм может быть использован не только естественным монополистом, но и обществом, стремящимся облегчить бремя, связанное с монополией. Он может устанавливать льготные тарифы для социально незащищенных групп, таких как пенсионеры, инвалиды и др. Например, широко распространена практика льготных тарифов на различные виды услуг, предоставляемых естественными монополистами. Здесь важен источник покрытия этих пособий. Очень часто в России его не определяют без соответствующих расчетов, необоснованно передают производителю.Самый частый пример – оплата коммунальных услуг. Количество получателей сравнимо с количеством людей, не получающих пособия. Это не способствует ни стабилизации социальной ситуации, ни нормальному воспроизводству капитала предприятия.Теперь нужно перейти к уточнению проблемы регулирования естественных монополий. Но сначала обратимся к регулированию естественных монополий, которое является важным фактором обеспечения нормального функционирования экономики. Поэтому реализация антимонопольного законодательства должна быть умеренной, ведь жесткий контроль приведет лишь к разбалансировке этих рыночных отношений.Целью государственного регулирования является сохранение и достижение равенства интересов потребителей и субъектов естественных монополий, а также регулирование их деятельности определенными нормами поведения. Существуют также необходимые законы и подзаконные акты, регулирующие естественные монополии, но их применение сталкивается с различными трудностями.На основании всего вышеизложенного нами выявлены такие вопросы, как: Понятие естественной монополии, которое представлено в Федеральном законе «О естественных монополиях», допускает неоднозначное толкование. Закон противопоставляет понятия естественной монополии и конкуренции. Что касается ценообразования, то чаще всего в сферах общественного потребления (ЖКХ) существует риск злоупотреблений со стороны естественных монополий, что может негативно сказаться на уровне жизни населения.В первую очередь речь идет о повышении тарифов и цен компаний-монополистов. Это приводит к удорожанию продукции в других отраслях и, следовательно, к росту цен на другие товары. (Такую картину можно наблюдать в случае повышения цен основными естественными монополистами России - РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», МПС России)[20].Эти факты требуют специальных административных органов для регулирования этих предприятий. Возможны два варианта действий государства в этом случае: Установление государственной собственности на предприятия-естественные монополии, а значит, и государственных цен на их продукцию. Регулирование естественных монополий государством путем установления точки безубыточности или прямого ограничения уровня цен на продукцию естественных монополий. Следующая проблема – отсутствие эффективного механизма тарифообразования. Это связано с неконтролируемым завышением цен на нерегулируемые услуги, игнорированием интересов естественных монополий, слабой инфраструктурой естественных монополий, а также отсутствием права потребителя на обжалование административного размера тарифа.Основным решением этой проблемы является удержание тарифов естественных монополий на оптимальном для экономики и населения уровне, так как неконтролируемый рост может привести к замедлению или остановке экономического роста в стране. В результате произойдет снижение потребительского спроса со стороны населения, а также снижение конкурентоспособности отдельных секторов экономики[12,с.143].В заключение хотелось бы высказать мнение по данному вопросу, так как для нормального регулирования естественных монополий необходимо совершенствование законодательства, регулирующего деятельность естественных монополий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Правовое регулирование не должно быть направлено исключительно на установление цен и таможенных пошлин и уж точно не должно ограничиваться контролем естественных монополий.ЗАКЛЮЧЕНИЕПод естественной монополией следует понимать ситуацию, при которой весь спрос на товар удовлетворяется одним производителем более эффективно, чем несколькими компаниями. Средние издержки естественной монополии слабее из-за технологических особенностей производства, положительно влияющих на масштаб и субаддитивность функции издержек.В результате обобщения различных подходов была уточнена совокупность признаков естественной монополии, необходимых для правильного трактования её сущности: наличие положительной отдачи от масштаба, экономия от разнообразия и субаддитивность функции издержек, сетевой характер организации рынка, отсутствие товаров-заменителей и низкая эластичность спроса по цене.По результатам исследования делается следующий вывод: роль естественных монополий в экономике России нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, они в силу своих функций поддерживают жизнедеятельность населения, обеспечивают пассажирские и грузовые перевозки, участвуют в формировании доходов государственного бюджета, обеспечивают поддержание единого экономического пространства в стране, а также как его включение в мировую экономическую систему.С другой стороны, их неадекватная эксплуатация в России порождает ряд вопросов, связанных с злоупотребление монопольным положением, проявляющееся, например, в необоснованном росте цен и тарифов, ведущем к удорожанию товаров и услуг, снижению благосостояния граждан и снижению конкурентоспособности России на внешних рынках. Также была отмечена формальность процесса регистрации российских компаний в реестрах естественных монополий и их вертикальная интеграция.Таким образом, наличие таких негативных черт функционирования естественных монополий в России требует вмешательства государства. Таким образом, в настоящее время в России необходимо пересмотреть подход к идентификации субъектов естественных монополий, отделить ядра естественных монополий в сложных экономических структурах от потенциально конкурентной деятельности, а также усилить контроль над обоснованностью цен и тарифов и над доступностью товаров и услуг, производимых естественными монополиями.Так, государство тщательно регулирует сферу естественных монополий. Также нельзя не заметить, что предметом регулирования естественных монополий являются сферы, бесспорно важные для развития экономики страны, без которых стабильное существование государства было бы под угрозой.Естественные монополии являются важной частью экономики России, которая затрагивает не только сферы, связанные с естественными монополиями, но и всю экономику в целом. Исходя из законодательной базы, можно выделить основные функции естественных монополий, среди которых можно отметить:- социально-естественные монополии, как видно, производят товары и услуги, необходимые для развития государства и, следовательно, выполняют функцию создания издержек, так как затраты на товары и услуги, производимые естественными монополиями, составляют значительную часть бюджет различных категорий потребителей: физических и юридических лиц;- можно выделить стабилизирующую функцию, так как спрос на товары естественных монополий в целом постоянен и неэластичен в силу специфики товаров и услуг.Существуют также функции, характерные для монополий как моделей. Среди них: инфраструктурная функция - естественные монополии формируют в сферах своей деятельности развитую инфраструктуру для своего функционирования и формирования бюджета, поскольку монополии являются одними из крупнейших налогоплательщиков.Во-первых, следует отметить, что спрос на монопольную продукцию неэластичен; поэтому для увеличения прибыли монополисты могут повышать цены до тех пор, пока потребители имеют возможность покупать продукцию, даже если эти цены намного выше равновесных. В результате таких действий часть населения может быть отрезана от потребления некоторых товаров или услуг, производимых монополией, что не соответствует социальной направленности политики, проводимой многими государствами, в том числе и Россией.Монополии ограничиваются антимонопольным законодательством, и антимонопольные органы часто стремятся ограничить монополии и усилить конкуренцию. Но в сферах деятельности естественных монополий, в которых сохранение монополии более выгодно, чем высокоразвитая конкуренция, существует особое государственное регулирование. В целом государственное регулирование направлено на сохранение социального начала, то есть на сохранение доступности товаров и услуг для широких слоев населения с разным уровнем доходов. Этого можно добиться разными методами.Во-первых, государство может контролировать цены, устанавливаемые естественной монополией на свою продукцию. Например, назначение некой «потолочной» цены и установление цены выше этого фиксированного максимального ценового уровня Производитель не сможет законодательно закрепить.Кроме того, государство может контролировать монополии, регулируя объемы их продаж. Как правило, государство обязуется обслуживать определенную часть населения бесплатно или за долю от цены, а монопольно, с целью получения большей прибыли, начинает увеличивать объемы, так что доля продукции, предназначенной дляльготные категории населения невелики. Однако объем продаж нельзя регулировать столь явно и прямо, регулируя максимальную цену.Однако государственное регулирование цен может негативно сказаться как на производителе, так и на потребителе. Если государство устанавливает слишком высокую цену, монополист получает высокую прибыль, которая обеспечивается высокими издержками покупателей, которых можно было бы избежать, если бы цена была ниже. Но если цена, установленная государством, слишком высока, производитель терпит убытки, и для его поддержки нужны государственные субсидии, чтобы избежать разорения. Эти обстоятельства создают определенный риск, влияющий на методы управления естественной монополией, которые существенно различаются в зависимости от уровня риска в сфере естественно-монопольной деятельности.Таким образом, в работе подробно анализируется понятие естественных монополий, а также выявляются их признаки. Мы узнали, что в условиях естественной монополии фирма-монополист начинает действовать в стратегически важной для государства отрасли и реализует уникальный ресурс, очень важный для населения, при этом покрывая спрос на сто процентов и делая это.по более низкой цене, чем у конкурентов.СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫНормативные правовые акты1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//Консультант Плюс2.Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс3.Федеральный закон "О естественных монополиях" от 17.08.1995 N 147-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс4.Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) //Консультант Плюс5. «Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ на период 2013-2024г.» (утв. Президиумом ФАС России от 03.07.2013) // Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы России. [Электронный ресурс]. - http://fas.gov.ru/netcat_files/File/Str_razv_konk_i_antimonop_reg.pdf (дата обращения 13.12.2022)Научная литература6.Бардовский В. П. Экономика: учебник / В. П. Бардовский, О. В. Рудакова, Е. М. Самородова. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2020. - С. 213–2147.Басовский, Л. Е. Экономика отрасли: учебное пособие / Л. Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2020. - С. 149–150 8. Буркеева, Р. Г. Организационно-экономические формы и функции естественной монополии в капиталистической экономике / Р. Г. Буркеева // Экономические науки,2021. - № 2 (195). 9. Бутырина, К. А. Естественная монополия в России: проблемы государственного регулирования / К. А. Бутырина, А. С. Краснова. // Молодой ученый. - 2020. - № 49 (339). - С. 193-195. 10.Васильева Е. М. Вопросы теории государственного регулирования и идентификации естественных монополий. М.: КомКнига, 2017. 327 с. 11.Васильева Е. М., Васильев В. Б. Российские естественные монополии и федеральные законы // Экономическая наука современной России. – 2017. – № 4. – С. 100–112.12.Воробьев М. Г. Естественные монополии в современной России / М. Г. Воробьев. // Молодой ученый. - 2022. - № 43 (438). - С. 241-244.13.Дмитриева Д. М. Антимонопольная политика в области стратегических альянсов: опыт США, ЕС и России. М.: Синергия, 2017. 128 с.14. Добрынина А.И. Экономическая теория. – 2017. – 580 с.15. Kopoтун О. Н. Микроэкономика: учебное пособие / О. Н. Kopoтун, И. С. Кошель, М. А. Новичкова. 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2019. 66 с.16.Кравчук Д.И. Роль естественных монополий в экономике России / Д.И. Кравчук, В.И. Кравчук // Молодой ученый. – 2018. – №2. – С. 270-272.17.Лившиц В. Н. Идентификация естественных монополий в системе государственного управления экономикой России // Вестник института экономики Российской академии наук. – 2017. – № 6. – С. 153–168. 18.Мирзоева Э. Р. Регулирование монопольной деятельности посредством мер законодательного и экономического характера / Э. Р. Мирзоева. // Новый юридический вестник. - 2018. - № 3 (5). - С. 13-15.Электронные ресурсы19.Госкомстат. Степень износа основных фондов на конец года. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.gks.ru/folder/14304. [21]_ (дата обращения 13.12.2022)20.Жабинская И.С. Естественные монополии и их роль в экономике России. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/estestvennye-monopolii-i-ih-rol (дата обращения 13.12.2022)21.Закон Шермана. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zakon-shermana (дата обращения 13.12.2022)22.Иванькова Е.И., Матвеев Ю.В. Естественные монополии в условиях модернизации экономики России // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/196/2168 (дата обращения 13.12.2022)23.Калаева Д.М. Естественные монополии в экономике России. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/estestvennye-monopolii-v-ekonomike-rossii (дата обращения 13.12.2022)24.Министерства финансов. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ (дата обращения 13.12.2022)25.Николаенко Д.А. Государственное регулирование естественных монополий и его границы. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe (дата обращения 13.12.2022)26.ОАО «РЖД». Годовой отчёт 2021. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ar2021.rzd.ru/ru (дата обращения 13.12.2022)27.ОАО «РЖД». Список дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ar2013.rzd.ru/ru/appendices/subsidiaries. (дата обращения 13.12.2022)28.ООО «Газпром». Европейский газовый рынок. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://gazpromexport.ru/presscenter/news/2517/ (дата обращения 13.12.2022)29.РБК. Доходы федерального бюджета резко выросли впервые с лета. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/12/12/2022/63972f669a7947952892bb8c (дата обращения 13.12.2022)30.Росстат. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Platnoe_obsluj_2021.pdf (дата обращения 13.12.2022)

Нормативные правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//Консультант Плюс
2.Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс
3.Федеральный закон "О естественных монополиях" от 17.08.1995 N 147-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс
4.Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) //Консультант Плюс
5. «Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ на период 2013-2024г.» (утв. Президиумом ФАС России от 03.07.2013) // Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы России. [Электронный ресурс]. - http://fas.gov.ru/netcat_files/File/Str_razv_konk_i_antimonop_reg.pdf (дата обращения 13.12.2022)
Научная литература
6.Бардовский В. П. Экономика: учебник / В. П. Бардовский, О. В. Рудакова, Е. М. Самородова. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2020. - С. 213–214
7.Басовский, Л. Е. Экономика отрасли: учебное пособие / Л. Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2020. - С. 149–150
8. Буркеева, Р. Г. Организационно-экономические формы и функции естественной монополии в капиталистической экономике / Р. Г. Буркеева // Экономические науки,2021. - № 2 (195).
9. Бутырина, К. А. Естественная монополия в России: проблемы государственного регулирования / К. А. Бутырина, А. С. Краснова. // Молодой ученый. - 2020. - № 49 (339). - С. 193-195.
10.Васильева Е. М. Вопросы теории государственного регулирования и идентификации естественных монополий. М.: КомКнига, 2017. 327 с.
11.Васильева Е. М., Васильев В. Б. Российские естественные монополии и федеральные законы // Экономическая наука современной России. – 2017. – № 4. – С. 100–112.
12.Воробьев М. Г. Естественные монополии в современной России / М. Г. Воробьев. // Молодой ученый. - 2022. - № 43 (438). - С. 241-244.
13.Дмитриева Д. М. Антимонопольная политика в области стратегических альянсов: опыт США, ЕС и России. М.: Синергия, 2017. 128 с.
14. Добрынина А.И. Экономическая теория. – 2017. – 580 с.
15. Kopoтун О. Н. Микроэкономика: учебное пособие / О. Н. Kopoтун, И. С. Кошель, М. А. Новичкова. 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2019. 66 с.
16.Кравчук Д.И. Роль естественных монополий в экономике России / Д.И. Кравчук, В.И. Кравчук // Молодой ученый. – 2018. – №2. – С. 270-272.
17.Лившиц В. Н. Идентификация естественных монополий в системе государственного управления экономикой России // Вестник института экономики Российской академии наук. – 2017. – № 6. – С. 153–168.
18.Мирзоева Э. Р. Регулирование монопольной деятельности посредством мер законодательного и экономического характера / Э. Р. Мирзоева. // Новый юридический вестник. - 2018. - № 3 (5). - С. 13-15.
Электронные ресурсы
19.Госкомстат. Степень износа основных фондов на конец года. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.gks.ru/folder/14304. [21]_ (дата обращения 13.12.2022)
20.Жабинская И.С. Естественные монополии и их роль в экономике России. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/estestvennye-monopolii-i-ih-rol (дата обращения 13.12.2022)
21.Закон Шермана. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zakon-shermana (дата обращения 13.12.2022)
22.Иванькова Е.И., Матвеев Ю.В. Естественные монополии в условиях модернизации экономики России // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/196/2168 (дата обращения 13.12.2022)
23.Калаева Д.М. Естественные монополии в экономике России. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/estestvennye-monopolii-v-ekonomike-rossii (дата обращения 13.12.2022)
24.Министерства финансов. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ (дата обращения 13.12.2022)
25.Николаенко Д.А. Государственное регулирование естественных монополий и его границы. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe (дата обращения 13.12.2022)
26.ОАО «РЖД». Годовой отчёт 2021. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ar2021.rzd.ru/ru (дата обращения 13.12.2022)
27.ОАО «РЖД». Список дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ar2013.rzd.ru/ru/appendices/subsidiaries. (дата обращения 13.12.2022)
28.ООО «Газпром». Европейский газовый рынок. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://gazpromexport.ru/presscenter/news/2517/ (дата обращения 13.12.2022)
29.РБК. Доходы федерального бюджета резко выросли впервые с лета. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/12/12/2022/63972f669a7947952892bb8c (дата обращения 13.12.2022)
30.Росстат. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Platnoe_obsluj_2021.pdf (дата обращения 13.12.2022)

Вопрос-ответ:

Что такое естественная монополия?

Естественная монополия - это ситуация, когда на рынке существует только один поставщик товара или услуги, и эта компания может обеспечить производство и поставку товара или услуги эффективнее, чем несколько конкурирующих фирм. Такая монополия возникает из-за особенностей рынка или производственной структуры, например, когда вложения в инфраструктуру или технологический процесс слишком высоки, чтобы другие фирмы могли конкурировать.

Как регулируется деятельность естественных монополий в России?

Деятельность естественных монополий в России регулируется государством. Основной метод регулирования - установление тарифов на продукцию и услуги монополистов. Государственные органы могут устанавливать максимальные тарифы, контролировать качество предоставляемых услуг и проводить мониторинг деятельности монополистов. Также применяются методы тарифономического и правового регулирования, например, установление государственных квот или ограничений на владение монополиями. Регулирование деятельности естественных монополий в России осуществляется в рамках антимонопольного законодательства и других нормативных актов.

Какие роли играют естественные монополии в экономике России?

Естественные монополии играют важную роль в экономике России. Они обеспечивают производство и поставку товаров или услуг, которые являются неотъемлемыми для общества, например, электроэнергия, вода, газ и транспортные услуги. Благодаря своей монопольной позиции, они могут осуществлять инвестиции в инфраструктуру и новые технологии, что способствует развитию экономики и обеспечению населения необходимыми товарами и услугами. Однако, из-за отсутствия конкуренции, есть риск злоупотребления монопольной позицией, поэтому регулирование и контроль за деятельностью естественных монополий является необходимым для защиты интересов потребителей и обеспечения эффективного функционирования рынка.

Что такое естественные монополии?

Естественные монополии - это ситуации на рынке, когда из-за особенностей производства и высоких постоянных издержек одна компания может эффективно обеспечить всю потребность рынка в данном товаре или услуге.

Как регулируется деятельность естественных монополий?

Деятельность естественных монополий регулируется с помощью различных методов, таких как установление тарифов, контроль над качеством услуг, регулярная отчетность перед регулирующими органами и т.д.

Какие естественные монополии существуют в России?

В России существуют различные естественные монополии, вроде единой энергетической системы, железнодорожной инфраструктуры, газотранспортной системы и т.д.

Какую роль играют естественные монополии в экономике России?

Естественные монополии играют важную роль в экономике России, поскольку они обеспечивают основу для функционирования различных отраслей, таких как энергетика, транспорт и телекоммуникации.

Как происходит реформирование естественных монополий в России?

Реформирование естественных монополий в России происходит через введение конкуренции, приватизацию, усовершенствование системы регулирования и другие меры, направленные на повышение эффективности и снижение затрат.

Что такое естественные монополии?

Естественные монополии - это отрасли, в которых затраты на производство единицы продукта снижаются с ростом объема производства. То есть, при увеличении масштаба производства затраты на производство одной единицы продукта снижаются, а это приводит к тому, что в данной отрасли возникает единственная компания, способная конкурировать на рынке.

Каким образом регулируется деятельность естественных монополий?

Деятельность естественных монополий регулируется путем установления государственных норм и правил, которым компании-монополисты должны следовать. Также применяются такие методы регулирования, как установление тарифов, контроль за качеством товаров и услуг, а также санкции и штрафы за нарушение правил деятельности.

Какие естественные монополии существуют в России?

В России существует несколько естественных монополий, одним из примеров является "Газпром". "Газпром" контролирует подавляющую часть газового рынка в стране и является единственным поставщиком газа для большинства российских потребителей. Еще одной естественной монополией является "Российские железные дороги". Компания контролирует практически всю железнодорожную инфраструктуру в стране и является основным перевозчиком грузов и пассажиров.