Административная реформа и процессы совершенствования системы государственного управления

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Макроэкономика
  • 41 41 страница
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 14.01.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы административных реформ системы государственного управления 5
1.1. Структура государственного управления 5
1.2. Сущность административных реформ 12
1.3. Правовое регулирование проведения административных реформ 15
Глава 2. Практические аспекты административной реформы в России и процессы совершенствования системы государственного управления 21
2.1. Анализ опыта административной реформы 2003-2010 гг. как инструмента поиска форм и методов административно-правового регулирования 21
2.2. Проблемы административного регламентирования в России 27
2.3. Современные направления реформирования системы
государственного управления 31
Заключение 34
Список использованных источников 38

Фрагмент для ознакомления

Чтобы понять, как обстоят дела в этой области, необходимо обратить внимание на результаты опроса государственных служащих трех уровней управления, проведенного в 2017-2018 гг. в восьми регионах России Институтом сравнительных исследований трудовых отношений и Фондом «Институт экономики города».Данные опроса показали, что гражданские служащие понимают необходимость реформирования, однако верит в успешную реализацию реформы только каждый десятый.Одной из причин подобной реакции (наряду с усталостью от параллельно идущих реформ, например, реформы ЖКХ) является фактически недостаточная информированность государственных служащих относительно проводимой реформы. Изменить ситуацию в лучшую сторону возможно, но для этого необходимо организационное обсуждение и самой реформы, ее ближайших и глобальных задач, и механизмов их реализации в рамках каждого ведомства всеми сотрудниками, обязательно с подключением механизмов обратной связи.4)Отсутствие системы органов по управлению государственной гражданской службой.На необходимость создания органов, которые бы взяли на себя функции управления государственной службой, указано в Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)». Согласно Федеральной программе, создание данной системы органов необходимо для:– обеспечения единства государственной службы Российской Федерации;– взаимодействия государственных органов со структурами гражданского общества;– координации деятельности государственных органов по вопросам поступления, прохождения и прекращения государственной службы;– профессионального развития государственных служащих.В федеральных законах от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ и от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ содержатся общие сведения о том, что система органов управления государственной службой создается на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.Тем не менее, для разрешения всех вышеперечисленных проблем становления государственной гражданской службы Российской Федерации просто необходимо скорейшее формирование подобной системы органов. При условии, конечно, что органы управления на местах, имея определенную самостоятельность, не получат возможности сращиваться с местной властью, находясь в непосредственном подчинении центральному органу.2.3. Современные направления реформирования системы государственного управленияСуществуют различные варианты решения проблем в рамках четырех стратегий. 1. Стратегия «Инерция». Она выражается в последующем развитии существующих методов реформирования государственного управления с упором на «технологические» инструменты. При этом сократить применение «кадровых» решений вряд ли получится, а прогресс в области «институциональных» будет незначительным. Основной риск данного варианта заключается в том, что реальное развитие «технологических» инструментов может подменяться имитацией и блокироваться на уровне политических решений. 2. Стратегия «Рантье». В данной стратегии главным элементом преобразования системы государственного аппарата является «кадровый» инструментарий, контролирующий ключевые распределительные денежные потоки. Также возможно ограниченное применение «технологических» инструментов, направленных на повышение качества государственных и бюджетных услуг, занимающихся перераспределением ресурсов, которое обуславливает общественную поддержку руководства страны. По опыту реализации национальных проектов, осуществлять распределение средств можно и без применения «технологических» инструментов, однако при этом значительно понижается эффективность расходования денежных ресурсов. Можно отметить, если происходит снижение мировых цен на экспортируемые энергоносители или другую продукцию добывающих отраслей, то эффективность двух первых стратегий будет снижаться. Вследствие этого будет происходить либо деградация системы государственного управления, либо более активное использование «технологического и «институционального» инструментария. 3. Стратегия «Мобилизация». В этом случае применяется «кадровый» ресурс в чистом виде и преобладает политическая воля в принятии и реализации различных решений. Потребность в «технологических» инструментах отпадает, так как привлечение средств и их применение будет находиться в ведении первых лиц государства, а все инвестиции, которые не способны дать результат в краткосрочной перспективе, переориентируются на «приоритетные» направления. 4. Стратегия «Модернизация». Модернизационный способ подразумевает наиболее широкое использование «институционального» инструментария. В данном случае «кадровый» подход станет исполнять подчиненную роль, а упор с «технологических» инструментов равномерно будет переноситься на «институциональные». Как уже продемонстрировала практика, существенное увеличение эффективности государственного управления допустимо только при предельно широком использовании "институциональных" инструментов на уровне выработки и контроля за осуществлением государственных управленческих решений. Следовательно, осуществление стратегии модернизации — самый наилучший вариант развития системы государственного управления. Но противоречие заключается в том, что активное гражданское общество, представляющееся важным условием его воплощения в жизнь, не способно быть создано государством в директивном порядке, а значит, на современном этапе реформирования основное значение (помимо мер по развитию некоммерческих организаций) получает система стимулов и компенсаций государственному аппарату, содействующая введению «институциональных» инструментов.ЗаключениеУ современного государственного управления существуют различные направления, важнейшим из которых является ориентация государственного управления на социально-экономическую эффективность и взаимодействие с обществом. В связи с этим, административная реформа является одной из приоритетных для государственной власти.При формировании и дальнейшей реализации реформ необходимо соблюдать требования, которые необходимы для построения эффективной деятельности в данной направлении:продуманная концепция, которая верно определит цели, задачи, структуру всех изменений;эффективная нормативно-правовая база;организация мониторинга за объектами реформирования;создание и использование четких критериев эффективности;применение системного подхода в сфере реформирования.Административная реформа предполагает изменения в функциях и вструктуре органов власти, в их деятельности. Важнейшим направлением административной реформы является процесс совершенствования технологий государственного и муниципального управления в новых экономических условиях.Административная реформа предполагает:реформу государственной службы (включая комплекс аспектов, связанных с приемом на службу, оплатой труда, системой подготовки и продвижения кадров и т. п.);бюджетную реформу (переход от сметного принципа финансирования министерств и ведомств к программно-целевому финансированию по результатам);трансформацию системы органов исполнительной власти (которую зачастую прежде всего имеют в виду, говоря о содержании реформы).Необходимость в повышении эффективности системы государственных органов стало мотивом административной реформы, а также повышение доверия к государству со стороны общества в целом.Рассматривая современные авторские мнения, можно выделить две весьма часто встречающиеся точки зрения, где «административная реформа» характеризуется как процесс непосредственных, организационно-функциональных изменений в системе государственного аппарата и органов исполнительной власти различного уровня и где «административная реформа» определяется как качественное, масштабное изменение в системе государственного управления.Административная реформа в России проводилась в несколько этапов. На первом этапе (2000-2005 гг.) происходило изучение нормативных- правовых актов, которые отражали направления административной реформы.В дальнейшем, из-за отсутствия каких-либо документов, отсутствия ясности в ориентирах, слабой практики реформирования, не представлялось возможным формирование четких теоретических подходов для понимания сущности и содержания административной реформы.Второй этап был заключен в принятии и реализации Концепции административной реформы, которая также реализовывалась в несколько ступеней. В 2005 г. по Распоряжению Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. №1789-о («О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг.») была принята Концепция административной реформы, которая в дальнейшем была продлена до 2010 г.Административная реформа в Российской Федерации, проведенная в 2006-2010 гг., была направлена на достижение следующих целей:повышение качества и доступности государственных услуг;ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.Однако, преобразования, которые совершались в этот период, не были согласованными и завершенными.Одной из главных задач административной реформы являлось повышение качества государственных и муниципальных услуг, формирование порядка в данной сфере деятельности, в связи с этим были поставлены следующие задачи: создание эффективной системы для оказания услуг населению, создание и внедрение административных регламентов, создание и использование стандартов данных услуг.В 2010 г. был принят Федеральный закон от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», где были закреплены основные понятия и положения.В дальнейшем была разработана Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Разработка данной Концепции и ее принятие было осуществлено в следующих целях:повышение благосостояния граждан страны;развитие экономики;национальная безопасность;укрепление позиции России на международной арене.В 2020 г. срок действия данной Концепции истек, однако, фактически все сроки реализации были продлены майским указом Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».Итак, в процессе реализации административной реформы менялись сроки ее реализации, хронологические рамки, подвергались корректировке сферы ее воздействия. И вместе с этим, цель данной реформы оставалась всегда одной и той же - создание системы эффективного осуществления государственных функций, которые обеспечивали бы высокие темпы экономического и социального развития страны.На данный момент, административная реформа продолжает свою реализацию, и вместе с этим судить о каких-либо глобальных результатах достаточно рано, в связи с тем, что процесс трансформации не завершен. Однако, можно выделить как положительные, так и отрицательные стороны, а также выделить некоторые результаты.Одним из положительных моментов в ходе реализации административной реформы в России, можно выделить политическую настойчивость, направленную на реализацию данной реформы, а также некоторые качественные изменения в системе государственного управления.В период реализации административной реформы была сформирована нормативно-правовая и методическая база для повышения качества услуг населению от государства и муниципалитетов, созданы некоторые механизмы стимулирования реализации данной реформы.Список использованных источниковКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2022)Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации».Федеральный закон «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.06.2018 № 171-ФЗ (ред. от 11.06.2021)Федеральный закон «О Государственном Совете Российской Федерации» от 08.12.2020 № 394-ФЗ.Федеральный закон от 22.12.2020 № 437-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О федеральной территории «Сириус»Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ (ред. от 14.03.2022) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».Указ Президента РФ от 24 июня 2019 года № 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы РФ на 2019-2021 годы»Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 «Послание Президента Федеральному Собранию»Алешина, М. Д. Современные направления реформирования системы государственного управления (на примере государственной гражданской службы) / М. Д. Алешина, С. С. Козлов // Актуальные проблемы юридической деятельности в сфере публичного и частного права : Материалы регионального научно-исследовательского семинара, Мурманск, 23 января 2021 года / Отв. редактор Л.Н. Лобченко. – Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2022. – С. 5-14.Глазунова, И. В. Документы стратегического планирования как основа выбора методов административно-правового регулирования / И. В. Глазунова // Актуальные вопросы современной экономики. – 2021. – № 8. – С. 174-183. Глушко, Ю. В. Административная реформа как инструмент повышения качества государственных и муниципальных услуг / Ю. В. Глушко, М. Р. Раифова // Социально-экономические предпосылки и результаты развития новых технологий в современной экономике : Материалы IV Международной научной конференции, Нижний Новгород, 16 февраля 2022 года. – Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2022. – С. 79-82. Денисов, Ю. П. Феномен публичной власти в России в контексте современных трансформационных процессов / Ю. П. Денисов, С. С. Стаурский // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2020. – Т. 9. – № 4(33). – С. 17-21. Доможирова, О. В. Использование информационно коммуникационных технологий в сфере государственных услуг в России / О. В. Доможирова, А. В. Колесников // Вестник сельского развития и социальной политики. – 2020. – № 2(26). – С. 13-15. Жильцов, В. И. Проблемы реализации административной реформы в Российской Федерации / В. И. Жильцов, А. Н. Чернявский // Вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России : Ежегодный международный сборник научных статей / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – Москва : ООО "МАКС Пресс", 2021. – С. 292-300. Ковшевацкий, В. И. Задачи административной реформы в современной России / В. И. Ковшевацкий, И. С. Григорьев // Актуальные вопросы современной науки и образования : Сборник научных статей по материалам XХ международной научно-практической конференции, Киров, 19–23 апреля 2021 года. – Москва: Московский финансово-юридический университет МФЮА, 2021. – С. 90-95. Панаетов, Н. Н. Особенности обеспечения эффективности деятельности органов исполнительной власти / Н. Н. Панаетов, А. А. Уваров // Прометей : Научный альманах Студенческого научного общества Сочинского филиала Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), Сочи, 02–03 декабря 2021 года / Отв. редактор А.Ю. Яковлева-Чернышева. – Сочи - Ростов-на-Дону: Профпресслит, Сочинский филиал Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), 2022. – С. 58-62. Полторацкая, К. Б. Структура публичной власти как основа государственного и муниципального управления в Российской Федерации / К. Б. Полторацкая // Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации : Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов, Омск, 28 апреля 2022 года / Под редакцией Т.В. Ивашкевич, А.И. Ковалева, О.В. Фрик, Д.В. Саврасовой. – Омск: Омский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации", 2022. – С. 298-302.Прилепский, В. Ю. О совершенствовании системы документов стратегического планирования в области военного строительствавРоссийской Федерации / В. Ю. Прилепский, И. В. Глазунова // Вестник военного права. – 2021. – № 2. – С. 56-65. Публичная власть: система, компетенции : монография / под общ. ред. М. Н. Кобзарь-Фроловой. - Воронеж : Научная книга, 2021. — 237 сСиницына, Е. В. Проблемы государственного управления в Российской Федерации / Е. В. Синицына, Е. Е. Тощева, Л. А. Хливнюк // Мировые цивилизации. — 2022. — Т. 7. — № 3 – С. 44-49. Старилов, Ю. Н. Государственное управление в системе единой государственной власти: терминологический итого конституционной реформы / Ю. Н. Старилов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. - 2020. - № 1. - С. 20- 31.Denhardt, J., The New Public Service: Serving, not steering /J.Denhardt, R.Denhardt. - New York, London: M. E. Sharp, Inc., 2007. - 272 p

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
3. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2022)
4. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
5. Федеральный закон «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.06.2018 № 171-ФЗ (ред. от 11.06.2021)
6. Федеральный закон «О Государственном Совете Российской Федерации» от 08.12.2020 № 394-ФЗ.
7. Федеральный закон от 22.12.2020 № 437-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О федеральной территории «Сириус»
8. Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ (ред. от 14.03.2022) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».
9. Указ Президента РФ от 24 июня 2019 года № 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы РФ на 2019-2021 годы»
10. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 «Послание Президента Федеральному Собранию»
11. Алешина, М. Д. Современные направления реформирования системы государственного управления (на примере государственной гражданской службы) / М. Д. Алешина, С. С. Козлов // Актуальные проблемы юридической деятельности в сфере публичного и частного права : Материалы регионального научно-исследовательского семинара, Мурманск, 23 января 2021 года / Отв. редактор Л.Н. Лобченко. – Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2022. – С. 5-14.
12. Глазунова, И. В. Документы стратегического планирования как основа выбора методов административно-правового регулирования / И. В. Глазунова // Актуальные вопросы современной экономики. – 2021. – № 8. – С. 174-183.
13. Глушко, Ю. В. Административная реформа как инструмент повышения качества государственных и муниципальных услуг / Ю. В. Глушко, М. Р. Раифова // Социально-экономические предпосылки и результаты развития новых технологий в современной экономике : Материалы IV Международной научной конференции, Нижний Новгород, 16 февраля 2022 года. – Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2022. – С. 79-82.
14. Денисов, Ю. П. Феномен публичной власти в России в контексте современных трансформационных процессов / Ю. П. Денисов, С. С. Стаурский // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2020. – Т. 9. – № 4(33). – С. 17-21.
15. Доможирова, О. В. Использование информационно коммуникационных технологий в сфере государственных услуг в России / О. В. Доможирова, А. В. Колесников // Вестник сельского развития и социальной политики. – 2020. – № 2(26). – С. 13-15.
16. Жильцов, В. И. Проблемы реализации административной реформы в Российской Федерации / В. И. Жильцов, А. Н. Чернявский // Вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России : Ежегодный международный сборник научных статей / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – Москва : ООО "МАКС Пресс", 2021. – С. 292-300.
17. Ковшевацкий, В. И. Задачи административной реформы в современной России / В. И. Ковшевацкий, И. С. Григорьев // Актуальные вопросы современной науки и образования : Сборник научных статей по материалам XХ международной научно-практической конференции, Киров, 19–23 апреля 2021 года. – Москва: Московский финансово-юридический университет МФЮА, 2021. – С. 90-95.
18. Панаетов, Н. Н. Особенности обеспечения эффективности деятельности органов исполнительной власти / Н. Н. Панаетов, А. А. Уваров // Прометей : Научный альманах Студенческого научного общества Сочинского филиала Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), Сочи, 02–03 декабря 2021 года / Отв. редактор А.Ю. Яковлева-Чернышева. – Сочи - Ростов-на-Дону: Профпресслит, Сочинский филиал Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), 2022. – С. 58-62.
19. Полторацкая, К. Б. Структура публичной власти как основа государственного и муниципального управления в Российской Федерации / К. Б. Полторацкая // Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации : Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов, Омск, 28 апреля 2022 года / Под редакцией Т.В. Ивашкевич, А.И. Ковалева, О.В. Фрик, Д.В. Саврасовой. – Омск: Омский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации", 2022. – С. 298-302.
20. Прилепский, В. Ю. О совершенствовании системы документов стратегического планирования в области военного строительствав Российской Федерации / В. Ю. Прилепский, И. В. Глазунова // Вестник военного права. – 2021. – № 2. – С. 56-65.
21. Публичная власть: система, компетенции : монография / под общ. ред. М. Н. Кобзарь-Фроловой. - Воронеж : Научная книга, 2021. — 237 с
22. Синицына, Е. В. Проблемы государственного управления в Российской Федерации / Е. В. Синицына, Е. Е. Тощева, Л. А. Хливнюк // Мировые цивилизации. — 2022. — Т. 7. — № 3 – С. 44-49.
23. Старилов, Ю. Н. Государственное управление в системе единой государственной власти: терминологический итого конституционной реформы / Ю. Н. Старилов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. - 2020. - № 1. - С. 20- 31.
24. Denhardt, J., The New Public Service: Serving, not steering /J.Denhardt, R.Denhardt. - New York, London: M. E. Sharp, Inc., 2007. - 272 p

Вопрос-ответ:

Какие теоретические основы лежат в основе административных реформ в системе государственного управления?

Теоретические основы административных реформ в системе государственного управления включают в себя изучение структуры государственного управления, анализ сущности административных реформ и правовое регулирование проведения таких реформ.

Какая структура обычно присутствует в системе государственного управления?

Структура системы государственного управления включает органы исполнительной власти, органы законодательной власти и органы судебной власти.

Какова сущность административных реформ?

Сущность административных реформ заключается в изменении и совершенствовании административных процедур и правил, направленных на повышение эффективности работы государственных органов и улучшение качества государственного управления.

Как проводится правовое регулирование административных реформ?

Проведение административных реформ регулируется специальным законодательством, которое определяет порядок и процедуры проведения таких реформ, а также нормы и требования, которым должны соответствовать государственные органы при их реализации.

Какой опыт административных реформ можно наблюдать в России?

В России проводятся административные реформы, направленные на совершенствование системы государственного управления, включая улучшение процедур предоставления государственных услуг, оптимизацию структуры государственных органов и внедрение современных информационных технологий в государственное управление.

Что такое административная реформа?

Административная реформа - это процесс изменения и совершенствования системы государственного управления с целью повышения ее эффективности и эффективности работы государственных органов.

Какие основные аспекты включает в себя административная реформа в России?

Административная реформа в России включает в себя анализ опыта других стран, привлечение экспертов, разработку новых нормативных актов, изменение структуры государственного управления и совершенствование процессов управления.

Какое правовое регулирование существует для проведения административных реформ?

Для проведения административных реформ существует правовое регулирование, которое определяет порядок и процедуры проведения реформ, а также права и обязанности государственных органов и сотрудников при их реализации.