Применение интерактивных методов обучения в преподавании биологии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 40 40 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 14.01.2023
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТА ИНТЕРАКТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Понятие интерактивного метода обучения 6
1.2. Организационно-методические основы применения интерактивного метода обучения 9
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ 17
2.1. Анализ возможностей применения интерактивного метода обучения в преподавании биологии 17
2.2. Применение интерактивного метода обучения в преподавании биологии на примере урока на тему «Дыхательная система» 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38


Фрагмент для ознакомления

Учитель: Запишите функции в карточках. Дети записывают.Учитель: Передайте карточки в другие команды.Давайте проверим ваши записи. Среди нелогичных функций:Защитная функция. Данная задача решается благодаря лизоциму и фагоцитам. Бронхолегочная системам препятствует попаданию в организм патогенных микроорганизмов. Здесь также вырабатываются интерфероны, лактоферрин, иммуноглобулины, которые также осуществляют защитные функции.Терморегуляция. Легкие учувствуют как в выработке тепла, так и в процессе теплообмена организма и окружающей среды.Выделение. Помимо углекислого газа через легкие выделяются вода и такие высоколетучие вещества как этанол, эфиры, оксид азота, ацетон, этилмеркаптан.Сурфактант уменьшает поверхностное натяжение жидкости, облегчая вдох, облегчает диффузию кислорода, выполняет защитную функцию (бактерицидная активность, защита стенок альвеол от действия окислов, обратный транспорт пыли и микробов по воздухоносным путям).Карточка В. Негазообменные функции дыхательной системыФункция 1 – Функция 2 – Функция 3 – Функция 4 – Рисунок – Карточка ВСерди неназванных функций выделяются:Инактивация различных химических веществ путем поглощения ли ферментативного расщепления на уровне эндотелия капилляров, например брадикинин, простагландины Е и F.Выработка таких химических веществ как гепарин, тромбоксан В2, простагландины, тромбопластин, факторы свертывания крови VII и VIII, гистамин, серотонин.Запишите в тетради основные негазообменные функции дыхания.Учитель: Органы дыхания очень чувствительны. Они подвержены негативному воздействию многих факторов, например вредных выбросов промышленности, плохого климата. Особенно сильно на органы дыхания действует курение.Давайте посмотрим фильм «Вред курения».Просмотр фильма «Вред курения».Учитель: Что вы поняли из просмотренного фильма?Ответ детей.Учитель: Откройте карточку Г (рисунок 6). Итак, при курении табака человек вдыхает продукты его неполного сгорания. В результате происходит ряд химических реакций, в том числе:Пиролиз – тепловая деградация органических веществ, при которых они распадаются на молекулы меньшего размера.Пиросинтез – рекомбинация распавшихся молекул с образованием новых химических соединений, которые первоначально в табаке не присутствовали.Дистилляция ряда веществ (в частности никотина) из табака в табачный дым.Как следствие в табачном дыме образуется большое количество простых и сложных химических веществ, которые в виде твердых частиц и газов смешиваются с воздухом. Большая часть этих веществ обладают токсической, мутагенной, канцерогенной, фармакологической активностью.Карточка Г. Вред куренияРисунок – Карточка ГЭто такие компоненты как:никотин;вещества с ароматическим кольцом в составе (бензол (С6Н6), нитробензол (С6Н5НО2);анилин или аминобензол (С6Н5NH2);стирол (С8Н8);полициклические соединения (такие как антрацен (С14Н10);пирен (С16Н10);бенз(а)пирен (С20Н12));фенол (С6Н6О) или гидроксибензол (карболовая кислота);гидрохинон (С6Н6О2) или пара-дигидробензол;орто-, мета- и пара-крезолы (С7Н8О) или метилфенолы);гетероциклические соединения (пиридин (С5Н5N));альдегиды (формальдегид (СН2О);акролеин или альдегид акриловой кислоты (С3Н4О);ацетальдегид или уксусный альдегид (С2Н4О));оксиды углерода, в частности угарный газ (СО), углекислый газ (СО2);цианистый водород (HCN);аммиак (NH3);оксидыазота (NO, NO2, N2O4);сероводород (Н2S));тяжелые металлы (Zn, Pb, Cu, Cd, Ni, Mn, Fe, Bi, Hg, La, Cr, Ag, Co, Au);радиоактивные элементы (210Po, 210Pb, 228Th, 87Rb, 137Cs, 226Ra, 228Ra). Все они в известной степени влияют на организм человека, нанося ему непоправимый вред.Запишите основные ядовитые вещества, которые есть в сигаретном дым, в свои тетради.Дети делают запись.Учитель:Существует несколько методов оценки функционального состояния органов дыхания. Наиболее распространенными являются:Оценка функций внешнего дыхания методом спирометрии.Пробы с задержкой дыхания на вдохе и на выдохе (пробы Штанге и Генчи).Откройте карточку Д (рисунок 7).Карточка Д. Пробы Штанге, ГенчиПроба Штанге – это одна их проб на задержку дыхания. После 5 минут отдыха в положении сидя испытуемому предлагается выполнить 2-3 глубоких вдоха и выдоха, затем сделать полный вдох и задержать дыхание. Время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения.Проба Генча выполняется после 2-3 глубоких вдохов и выдохов. Затем испытуемому предлагается выполнить полный спокойный выдох и задержать дыхание. Время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения. Оценка результатов проб Штанге и Генчи, сПроба ШтангеПроба ГенчиЮношиДевушкиЮношиДевушкиОтлично90804535Хорошо80-8970-7940-4430-34Удовлетворительное50-7940-6930-3920-29Неудовлетворительно49 и менее39 и менее29 и менее19 и менееРезультат №__: Штанге: _____ Генчи: _____Вывод:Штанге: _________ Генчи: ________Результат №__: Штанге: _____ Генчи: _____Вывод:Штанге: _________ Генчи: ________Результат №__: Штанге: _____ Генчи: _____Вывод:Штанге: _________ Генчи: ________Результат №__: Штанге: _____ Генчи: _____Вывод:Штанге: _________ Генчи: ________Результат №__: Штанге: _____ Генчи: _____Вывод:Штанге: _________ Генчи: ________Результат №__: Штанге: _____ Генчи: _____Вывод:Штанге: _________ Генчи: ________Рисунок – Карточка ДУчитель: Давайте проведем тесты и выясним насколько ваша дыхательная система нормально функционирует.Дети проводят измерения, записывают их, делают выводы.Учитель: Давайте подсчитает результаты нашего сегодняшнего состязания.Учитель:Заболевания органов дыхания чрезвычайно разнообразны, они развиваются под действием разнообразных причин. Профилактиказаболеваний органов дыхания состоит в том, чтобы исключить факторы риска их развития. Так, ряд инфекционных заболеваний органов дыхания можно предупредить посредством примененияпневмококковой и гриппозной вакцины. Важно отказаться от курения, от вредных испарений в городе на работе. Также необходимо при первых признаках болезни обращаться к врачу.Закрепление.Учитель:Мы с вами изучили тему «Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: их профилактика».Давайте ответим на вопросы из учебника.Домашнее задание.Учитель:Домашним заданием будет:Оформление записей в тетради.Оформление практической работы по проведению проб Штанге и Генчи.Таким образом, мы разработали урок по биологии на тему « Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: их профилактика» с использованием методов ИО.Можно с уверенностью сказать, что ИО имеет большое значение для преподавания биологии, т.к. позволяет сделать процесс обучения интересным, запоминающимся.ЗАКЛЮЧЕНИЕМы изучили возможности использования интерактивного обучения в преподавании биологии. Полученные сведения позволяют сделать следующие выводы: Интерактивное обучение как активный метод обучения, при котором происходит обмен информацией между всеми участниками процесс обучения, а учащийся из пассивной позиции слушателя поднимается на ступень полноправного участниками образовательного процесса.Интерактивное обучение представляет собой современный вариант активного обучения, специальную форму организации познавательной деятельности, способ познания, который реализуется в форме совместной деятельности всех участников образовательного процесса, между каждым участником происходит обмен информацией. Обязательным условием для реализации ИЛ является групповое взаимодействие, в рамках которого все участники образовательного процесса должны обмениваться информацией. Есть большое разнообразие форм занятий при ИО, что позволяет применять данный метод во всем образовательных областях.Иными словами, ИО с успехом применяется при преподавании биологии, позволяя сделать уроки интереснее, разнообразнее. Используя интерактивный подход к обучению биологии, можно оптимизировать процесс овладения не только базовыми школьными знаниями курса биология, но и существенно расширить его, привить детям ряд умений и навыков, которые им пригодятся в жизни.Как следствие, применение ИО в преподавании биологии делает его более эффективным в условиях общеобразовательной школы.Был приведен пример использования ИО в преподавании биологии в виде урока на тему «Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: их профилактика».СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАрустамов Д.В. Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе / Д.В. Арустамов, Е.А. Дроздова // Евразийский союз ученых, 2018. – №7-4(52). – С. 7-8.Гавронская Ю. «Интерактивность» и «Интерактивное обучение» / Ю. Гавронская // Высшее образование в России, 2008. – №7. – С. 101-104. Ермоленко Е.Н. Технология интерактивного обучения на основе межпредметных связей биологии и физической культуры (8 класс) / Е.Н. Ермоленко, 2011. – №1(4). – С. 26-28.Зубанова Л.Н. Игра как метод интерактивного обучения в процессе обучения биологии / Л.Н. Зубанова // Наука через призму времени, 2021. – №2(47). – С. 40-41. Коротаева Е.В. Интерактивность современного обучения: как явление и как понятие / Е.В. Коротаева // Педагогическое образование в России, 2022. – №4. – С. 8-15.Ларионова Т.В. Дифференцированный подход к обучению младших школьников: опыт реализации / Т.В. Ларионова, Г.Н. Новак // Гаудеамус, 2013. – №1(21). – С. 134-137.Луговая Т.В. К вопросу организации учебного сотрудничества: малая группа разного уровня развития / Т.В. Луговая // Личность, семья и общество: вопросы педагогии и психологии, 2015. – №50-51. – С. 51-55.Майдисарова Д.С. Интерактивность в современном образовании / Д.С. Майдисарова, Д.Е. Тюлюбаев // Academy, 2019. – №2(41). – С. 10-11.Макаров Е.Л. Интерактивность образовательного процесса – инновационное направление в экономическом образовании / Е.Д. Макарова // Известия ЮФУ, технические науки, 2008. – №1(78). – С. 154.Миленко Е.А. Обоснование педагогических условий организации учебного сотрудничества младших школьников / Е.А. Миленко // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2018. – Т. 23. – №2(172). – С. 72-80.Омельченко Л.В. Дифференцированный подход к обучению биологии в колледже / Л.В. Омельченко // Таврический научный обозреватель, 2016. – №4(9). – С. 211-212.Паневина Г.Н. Интерактивный урок географии / Г.Н. Паневина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/2c8/2c8d6375ac1293e969132aa2f45b0936.pdf (дата обращения: 15.12.2022). Пелевина А.Ю. Метод дифференциации учебных заданий по уровню творчества на уроках биологии / А.Ю. Пелевина // Вестник магистратуры, 2019. – №9-1. – С. 40-41Петрова О.Г. Информационно-коммуникационная предметная среда обучения биологии как средство повышения качества общего биологического образования: автореферат дис. … кандидата пед. науки: 13.00.02 / О.Г. Петрова. – М., 2012. – 23 с.Плотникова К.И. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников на уроках технологии и ИЗО / К.И. Плотникова // Вестник науки, 2022. – Т.4. – №1(46). – С.49-52.Полякова Н.А. Электронные учебные модули как средство повышения качества знаний учащихся при изучении раздела «животные»: автореферат дисс. … кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Полякова Н.А. – Санкт-Петербург, 2010. – 19 с.Попова Е.Б. Основы педагогики: учебное пособие для слушателей магистратуры по направлению «Юриспруденция» / Е.Б. Попов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Оренбург: Оренбургский институт Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина, 2017. – 132 с.Руденко А.М. Педагогика в схемах и таблицах / А.М. Руденко. – Ростов н/Дону: Феникс, 2016. – 172 с.Семенюк Н.В. Интерактивные методы обучения на уроках физики и биологии / Н.В. Семенюк, Н.Ю. Романова // Образование и воспитание, 2015. – №1. – С. 7-9.Стурикова М.В. Использование интерактивных методов обучения в развитии коммуникативных компетенций учащихся / М.В. Стурикова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2015. – №2. – С. 38-41.Технологии воспитания и обучения: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Никитина, В.Г. Балашова, О.М. Железнякова, Н.М. Новичкова; под ред. Н.Н. Никитиной. – Ульяновск: УлГПУ, 2011. – 210 с.Тырсин Д.Г. Формирование у учащихся потребности в творческой деятельности в процессе интерактивного обучения: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Тырсин Д.Г. – Саратов, 2012. – 22 сШаимкулов О.А. «Интеракция» и «интерактивность» в обучении / О.А. Шаимкулов // Актуальность проблемы гуманитарных и естественных наук, 2016. – №11-3. – С. 93-97.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Арустамов Д.В. Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе / Д.В. Арустамов, Е.А. Дроздова // Евразийский союз ученых, 2018. – №7-4(52). – С. 7-8.
2. Гавронская Ю. «Интерактивность» и «Интерактивное обучение» / Ю. Гавронская // Высшее образование в России, 2008. – №7. – С. 101-104.
3. Ермоленко Е.Н. Технология интерактивного обучения на основе межпредметных связей биологии и физической культуры (8 класс) / Е.Н. Ермоленко, 2011. – №1(4). – С. 26-28.
4. Зубанова Л.Н. Игра как метод интерактивного обучения в процессе обучения биологии / Л.Н. Зубанова // Наука через призму времени, 2021. – №2(47). – С. 40-41.
5. Коротаева Е.В. Интерактивность современного обучения: как явление и как понятие / Е.В. Коротаева // Педагогическое образование в России, 2022. – №4. – С. 8-15.
6. Ларионова Т.В. Дифференцированный подход к обучению младших школьников: опыт реализации / Т.В. Ларионова, Г.Н. Новак // Гаудеамус, 2013. – №1(21). – С. 134-137.
7. Луговая Т.В. К вопросу организации учебного сотрудничества: малая группа разного уровня развития / Т.В. Луговая // Личность, семья и общество: вопросы педагогии и психологии, 2015. – №50-51. – С. 51-55.
8. Майдисарова Д.С. Интерактивность в современном образовании / Д.С. Майдисарова, Д.Е. Тюлюбаев // Academy, 2019. – №2(41). – С. 10-11.
9. Макаров Е.Л. Интерактивность образовательного процесса – инновационное направление в экономическом образовании / Е.Д. Макарова // Известия ЮФУ, технические науки, 2008. – №1(78). – С. 154.
10. Миленко Е.А. Обоснование педагогических условий организации учебного сотрудничества младших школьников / Е.А. Миленко // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2018. – Т. 23. – №2(172). – С. 72-80.
11. Омельченко Л.В. Дифференцированный подход к обучению биологии в колледже / Л.В. Омельченко // Таврический научный обозреватель, 2016. – №4(9). – С. 211-212.
12. Паневина Г.Н. Интерактивный урок географии / Г.Н. Паневина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/2c8/2c8d6375ac1293e969132aa2f45b0936.pdf (дата обращения: 15.12.2022).
13. Пелевина А.Ю. Метод дифференциации учебных заданий по уровню творчества на уроках биологии / А.Ю. Пелевина // Вестник магистратуры, 2019. – №9-1. – С. 40-41
14. Петрова О.Г. Информационно-коммуникационная предметная среда обучения биологии как средство повышения качества общего биологического образования: автореферат дис. … кандидата пед. науки: 13.00.02 / О.Г. Петрова. – М., 2012. – 23 с.
15. Плотникова К.И. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников на уроках технологии и ИЗО / К.И. Плотникова // Вестник науки, 2022. – Т.4. – №1(46). – С.49-52.
16. Полякова Н.А. Электронные учебные модули как средство повышения качества знаний учащихся при изучении раздела «животные»: автореферат дисс. … кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Полякова Н.А. – Санкт-Петербург, 2010. – 19 с.
17. Попова Е.Б. Основы педагогики: учебное пособие для слушателей магистратуры по направлению «Юриспруденция» / Е.Б. Попов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Оренбург: Оренбургский институт Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина, 2017. – 132 с.
18. Руденко А.М. Педагогика в схемах и таблицах / А.М. Руденко. – Ростов н/Дону: Феникс, 2016. – 172 с.
19. Семенюк Н.В. Интерактивные методы обучения на уроках физики и биологии / Н.В. Семенюк, Н.Ю. Романова // Образование и воспитание, 2015. – №1. – С. 7-9.
20. Стурикова М.В. Использование интерактивных методов обучения в развитии коммуникативных компетенций учащихся / М.В. Стурикова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2015. – №2. – С. 38-41.
21. Технологии воспитания и обучения: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Никитина, В.Г. Балашова, О.М. Железнякова, Н.М. Новичкова; под ред. Н.Н. Никитиной. – Ульяновск: УлГПУ, 2011. – 210 с.
22. Тырсин Д.Г. Формирование у учащихся потребности в творческой деятельности в процессе интерактивного обучения: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Тырсин Д.Г. – Саратов, 2012. – 22 с
23. Шаимкулов О.А. «Интеракция» и «интерактивность» в обучении / О.А. Шаимкулов // Актуальность проблемы гуманитарных и естественных наук, 2016. – №11-3. – С. 93-97.

Вопрос-ответ:

Какие понятия включает в себя интерактивный метод обучения?

Интерактивный метод обучения включает в себя понятия активности, взаимодействия и социализации.

Какие основные принципы лежат в основе применения интерактивного метода обучения?

Основными принципами применения интерактивного метода обучения являются активность обучаемых, индивидуализация обучения, социализация и развитие творческого мышления.

Какие возможности предоставляет интерактивный метод обучения в преподавании биологии?

Интерактивный метод обучения предоставляет возможность участвовать в активных дискуссиях, проводить исследования, применять знания на практике и развивать критическое мышление.

Какие преимущества имеет интерактивный метод обучения в современной системе образования?

Интерактивный метод обучения позволяет учащимся самостоятельно строить знания, развивать навыки коммуникации и сотрудничества, активно применять полученные знания на практике.

Какие организационно-методические основы применения интерактивного метода обучения?

Организационно-методические основы применения интерактивного метода обучения включают в себя разделение учащихся на группы, проведение дискуссий, использование интерактивных учебных материалов и технологий.

Какие преимущества имеет интерактивный метод обучения в преподавании биологии?

Интерактивный метод обучения позволяет активизировать обучающихся, развивать их критическое мышление, стимулировать взаимодействие между участниками учебного процесса. Он создает более благоприятные условия для усвоения материала и позволяет студентам лучше понять и запомнить биологические концепции и принципы.

Какие организационно-методические основы лежат в основе применения интерактивного метода обучения в биологии?

Для эффективного применения интерактивного метода обучения необходимо правильно организовать учебное пространство, использовать различные интерактивные технологии и методы, создавать задания и задачи, способствующие активности и взаимодействию студентов, а также обеспечивать обратную связь и оценку успеваемости.

Какие возможности предоставляет интерактивный метод обучения в преподавании биологии?

Интерактивный метод обучения позволяет преподавателям использовать разнообразные методы и формы работы, такие как групповые задания, дискуссии, презентации, лабораторные работы и т.д. Это помогает студентам лучше понимать и запоминать материал, развивать навыки работы в команде, анализировать и синтезировать информацию, а также применять свои знания на практике.

Как интерактивный метод обучения может помочь студентам в усвоении биологических концепций и принципов?

Интерактивный метод обучения позволяет студентам не только passively принимать информацию, но и actively участвовать в учебном процессе. Это помогает им глубже понять и запомнить биологические концепции и принципы, применять их на практике и развивать навыки критического мышления и анализа.

Каковы основные преимущества и недостатки интерактивного метода обучения в преподавании биологии?

Основные преимущества интерактивного метода обучения включают активизацию студентов, развитие их навыков работы в команде и критического мышления, а также лучшее запоминание и понимание биологических концепций и принципов. Однако, недостатками могут быть необходимость большего временного и организационного вложения, а также возможные трудности с оценкой успеваемости и обратной связью.