«Выборы высшего должностного лица субъекта РФ»
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 16.01.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИЛЬТРА И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЧ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 6
1.1 Определение муниципального фильтра и особенности прямых и непрямых выборов 6
1.2 Муниципальный фильтр, как элемент правового механизма замещения должности главы субъекта Российской Федерации на примере Владимирской области, Нижегородской области и республики Татарстан, как субъектов Российской Федерации 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТАДИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 19
2.1 Стадии избирательного процесса. Безальтернативное голосование в Хакасии и особенности второго тура во Владимире 19
2.2 Избирательные споры, порядок разрешения, проблемы и пути решения 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 34
Далее, обозначим особенности второго тура выборов губернатора во Владимирской области.Необходимость проведения второго тура губернаторских выборов оказалась обусловленной высоким анти-рейтингом действующего Губернатора ислишком очевидным административным давлением на избирательную кампанию.В этой связи, основной целью действующей власти в промежуток между первым и вторым туром стала задача повышения лояльности населениядействующемуГубернатору.23 сентября 2019 года состоялся второй тур выборов главы региона,вкоторомВ.Сипягин (действующий губернатор и выдвиженец от партии «Единая Россия»)одержалубедительнуюпобедусрезультатом57,03% (247,6 тыс. голосов) против 37,46% (162,6 тыс. голосов) у С. Орловой (Табл. 2). При этом явка составила более 38% (433 тыс. человек) на5%больше,чемвпервомтуре. Результаты второго тура представлены в приложении 2 к исследованию. Таким образом, обозначенное выше позволяет резюмировать, что у жителей исследуемой области имеется явный протестный потенциал к С. Орловой, который выявлен латентно посредством второго тура.Таким образом, «муниципальный фильтр» латентно работает в пользу доминирующей политической партии, снижая конкуренцию на выборах и исключая участие альтернативных, не согласованных властью кандидатов. Реализация такого механизма в российском политическом процессе негласно структурировала оппозиционные политические силы на системные, которые принимают установленные властью «правила игры» и не системные, которые эти «правила игры» не принимают и в этой связи исключаются из прямого участия в избирательных кампаниях.Используя такого рода технологию и применяя различные приемы административного давления на представителей муниципалитетов, действующая власть не допустила к участию в выборах М. Шевченко - кандидата отКоммунистической партии Российской Федерации (КПРФ). В дальнейшем, М.Шевченкообъяснилсвой«недопуск»:«угрозамиразорениембизнеса,увольнением с работы, а также уголовными делами» в отношении поставившихподписизанегомуниципальныхдепутатовиихродственников.При этом формирование «согласованного» списка кандидатов планировалось осуществить за счет не только «системных» кандидатов, но и засчет кандидатов от партий, относящихся, согласно В.И. Тимошенко, к категориипартий-спойлеровилипартий–политтехнологическихпроектов.Например, достаточно легко прошел «муниципальный фильтр» ИванАлтухов, кандидат от Коммунистической партии социальной справедливости(КПСС), созданной известным российским политтехнологом А. Богдановым в2012 году. Данная партия является классическим политехнологическим проектом, и не ведет реальной стабильной политической деятельности. Впоследствии И. Алтухов снялся с выборов 31 августа 2018 года в связи с неудовлетворенным протестом на действия Избирательной комиссии Влади-мирской области, которая не согласовала его агитационный материал противКПРФ.Таким образом, в рамках настоящего параграфа нами исследованы стадии избирательного процесса, особенности безальтернативного голосования в Хакасии и особенности второго тура во Владимире.2.2 Избирательные споры, порядок разрешения, проблемы и пути решенияНесмотря на то, что избирательные споры являются постоянными спутниками практически любой избирательной кампании, законодатель на федеральном и региональном уровнях не использует такую категорию как избирательные споры. В юридической литературе понятию избирательных споров также, к сожалению, не уделяется должного внимания. В связи с этим представляется принципиально важным сформулировать общеправовое определение избирательных споров, охарактеризовать юридическую природу и значение последних в российской избирательной системе. К тому же без выработки четких критериев отграничения избирательных споров от сходных правовых явлений невозможно осуществлять правильное применение избирательного законодательства в постоянно возникающих избирательных конфликтах. Одним из определений, которое можно встретить в работах, затрагивающих конфликтную проблематику избирательного процесса, является понятие избирательных споров, которое предлагает А.В. Иванченко. Он утверждает, что «фактически избирательные споры – это разногласия, возникающие в связи с нарушениями избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме при проведении избирательных кампаний по выборам органов государственной власти и местного самоуправления, а также при проведении референдумов, которые разрешаются в административном или в судебном порядке».Анализируя судебную практику в части нарушения избирательных прав, нами определено, что зачастую в суд обращаются с иском о восстановлении своего нарушенного права, где основанием выступает требование несоблюдения региональным отделением политической партии требований к выдвижению кандидата, законодательством «О политических партиях».В этой связи, рассмотрим пример из правоприменительной практик в рамках исследуемой сферы. Так, 10.09.2020 по делу № 33а-4095/2020 Калининградским областным судом вынесено апелляционное определение, согласно которому установлено следующее. Решением окружного совета депутатов муниципального образования назначены выборы депутатов окружного. Решениями избирательной комиссии зарегистрированы соответственно Т.П. и В.В. кандидатами в депутаты.Т.П. обратилась в с иском об отмене регистрации кандидата В.В. по основанию, предусмотренному п.п. «а» п. 7 ст. 76 Закона № 67 вследствие несоблюдения региональным отделением политической партии, выдвинувшим кандидата В.В., требований к выдвижению кандидата. Основанием обращения с жалобой в вышестоящую инстанцию послужил вопрос об отмене решения и принятии нового решения об удовлетворении административного иска, настаивая на нарушении избирательным объединением установленных требований к выдвижению кандидата.В судебном заседании Т.П. апелляционную жалобу поддержала и указала, что представленная для выдвижения кандидата В.В. не отражает действительную процедуру принятия решения о выдвижении кандидата, что ставит под сомнение сам факт проведения заседания уполномоченного органа политической партии по вопросу выдвижения кандидата.Проверив законность и обоснованность решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия отменила решение суда первой инстанции в виду следующего.На основании п.п. «а» п. 7 ст. 76 Закона № 67 регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии.Из материалов дела следует, что для выдвижения кандидата В.В. представлена выписка из протокола заседания правления регионального отделения партии.Статьей 34 устава политической партии к компетенции правления регионального отделения отнесено выдвижение тайным голосованием кандидатов и (или) списка кандидатов в депутаты (члены) представительных органов муниципальных образований в случае отсутствия местного отделения на соответствующей территории.По сведениям Управления Министерства юстиции Российской Федерации в Калининградской области на территории муниципального образования «Зеленоградский городской округ» не имеется местного отделения названной политической партии.В этой связи коллегия полагает, что правление регионального отделения партии вправе решать вопросы, связанные с выдвижением кандидатов в депутаты окружного совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский городской округ».Из содержания статьи 13 Устава партии следует, что заседания выборных коллегиальных органов партии проводятся, как правило, путем личного присутствия членов избранного состава членов данного органа или дистанционно с использованием информационно-коммуникационных сетей, либо решение может быть принято без проведения заседания посредством заочного голосования.Согласно выписке из протокола на заседании было рассмотрено два вопроса, также в протоколе заседания отражено, что члены правления голосовали по первому вопросу о выдвижении кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам и по второму вопросу о сокращенном наименовании, эмблеме и печати избирательного объединения.Из содержания протокола также следует, что в заседании приняло участие 5 членов правления регионального отделения партии, а именно: В.А., С.С., Романович И.М., Д.Л., Ю.С.Убедительных объяснений причины несовпадения количества членов правления регионального отделения партии, поименованных в качестве участников заседания (5 человек), и количества членов правления, голоса которых учтены в протоколе от 24 июля 2020 года (4 человека), суду не представлено.Коллегия не может согласиться с предположениями кандидата В.В. о допущенной в выписке из протокола описке по следующим основаниям. Таким образом, дело отправлено на новое рассмотрение. В Калининградской области аналогичные решения были вынесены по делу № 2а-1051, № 33а-4094/2020, делу № 2а-955, № 33а-5138/2020.Считаем, что во избежание избирательных споров, а также повышению уровня правовой культуры в сфере избирательного права может способствовать и проведение конкурса на знание избирательного права среди кандидатов в кандидаты. Такая конкуренция станет поводом для более глубокого ознакомления граждан с нормативно-правовой базой России в этой области права. Еще одним инструментом повышения правовой культуры граждан Российской Федерации может стать опыт Хабаровского края, где избирательной комиссией по данному вопросу был установлен конкурс среди студентов вузов на знание избирательного права. Таким образом, с самого раннего возраста люди осведомлены об избирательном процессе и работе избирательных комиссий.ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основании вышеизложенного, представляется верным заключить нижеследующее.Нами определено, что в части института муниципального фильтра имеются как достоинства, так и недостатки, используемые в части процедуры замещения должностей глав субъектов РФ.По нашему мнению, в целом, муниципальный фильтр не противоречит ни Основному закону РФ, ни иным источникам федерального уровня.Кроме того, вовлеченность народной власти в процесс замещения должностей глав субъектов РФ способна символизировать принципа единства публичной власти. Вместе с тем, полагаем, факты нарушений, проявляемые в при проведении избирательного процесса на региональном уровне, с учетом использования процедуры, направленной на одобрение кандидатур глав субъектов депутатами муниципалитета подтверждают необходимость снижения некоторых барьеров. Представляется, с одной стороны, это затруднит использование ресурса административного характера заинтересованными лицами, с другой стороны, сделает более демократичной процедуры избрания глав субъектов РФ.В целом, несмотря на некоторые особенности, в исследуемых областях существующий механизм «муниципального фильтра» является в целом действенным инструментом административного контроля со стороны власти в сфере региональных электоральных процессов, их стабильности и прогнозируемости.Нами исследованы стадии избирательного процесса, особенности безальтернативного голосования в Хакасии и особенности второго тура во Владимире.На основе проведенного анализа судебной практики в части нарушения прав в рамках избирательного процесса, считаем, что во избежание избирательных споров, а также повышению уровня правовой культуры в сфере избирательного права может способствовать и проведение конкурса на знание избирательного права среди кандидатов в кандидаты. Результаты проведенной работы могут представлять интерес для практикующих специалистов, сталкивающихся в своей деятельности с институтом политологии. Кроме того, настоящая работа может выступать обобщенным анализом и использоваться как материал в учебных целях среди студентов высших учебных заведений.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативная база
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации - Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022. Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 21.12.2021, с изм. от 14.07.2022) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2022) // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, N 42, ст. 5005.
Судебная практика
3. Апелляционное определение Калининградского областного суда от 10.09.2020 по делу № 33а-4095/2020 // URL: https://izbirkom39.ru/misc/judgment.php (дата обращения: 12.12.2022).
4. Апелляционное определение Калининградского областного суда от 17.12.2020 по делу № 2а-1051 № 33а-4094/2020 // URL: https://izbirkom39.ru/misc/judgment.php (дата обращения: 12.12.2022).
5. Апелляционное определение Калининградского областного суда от 17.12.2020 по делу № 2а-955, № 33а-5138/2020 // URL: https://izbirkom39.ru/misc/judgment.php (дата обращения: 12.12.2022).
6. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. N 32-П По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы // Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации. URL: http://ksrf.ru (дата обращения: 12.12.2022).
7. Постановление Избирательной комиссии Владимирской области от 10 июня 2013 года №110 // URL: http://www.vladizbirkom.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2447&catid=61&Itemid=180 (дата обращения: 12.12.2022).
Научная и учебная литература
8. Андреева Л.А. «Муниципальный фильтр» на выборах высшего должностного лица субъекта федерации: законность и обоснованность. // Вопросы современной юриспруденции. 2017. № 7 (68). С. 39-50.
9. Альбиков Р.Ф. Муниципальный фильтр: не назначение и не выборы, или Кто крайний в очереди на губернаторство // Теория государства и права. 2018. N 4. С. 134 - 141.
10. Бахрах Д.Н. Административное право. М.: БЕК, 1993. С. 250.
11. Бурда Михаил Александрович Протестное голосование, как форма политического участия в современной России (на примере Владимирской области) // PolitBook. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protestnoe-golosovanie-kak-forma-politicheskogo-uchastiya-v-sovremennoy-rossii-na-primere-vladimirskoy-oblasti (дата обращения: 17.12.2022).
12. В Хакасии КПРФ победила безальтернативно: найдет ли Кремль основания для отмены выборов? // URL: https://rtvi.com/stories/kprf-pobedila-bezalternativno-hakassia-nagornyh/ (дата обращения: 12.12.2022).
13. Долгих Федор Игоревич Общественный контроль за финансовой деятельностью политических партий // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennyy-kontrol-za-finansovoy-deyatelnostyu-politicheskih-partiy (дата обращения: 17.12.2022).
14. Долгих Ф.И. Муниципальный фильтр на региональных выборах: проблемные точки и правовые параметры оптимизации // Избирательное законодательство и практика. 2019. N 2. С. 17.
15. Глебов Г.В. Особенности и противоречия российского федерализма // Вестник Московского университета МВД России. 2008. N 9. С. 74 – 75
16. Гуляков А.Д., Леонкина А.А. Федерализм как фактор устойчивого развития Российского государства // Право: история и современность. 2017. N 1. С. 112 – 116
17. Иванов А.М. Асимметрия в федеративном устройстве России // Философия права. 2009. N 6. С. 135 - 140.
18. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / Отв. ред. А.В. Иванченко. М., 2020. С. 408–409.
19. Ковалев В.А. Россия: федерализм. До востребования. Ч. 2. Опыт, проблемы и перспективы российского федерализма // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2011. Т. 7. N 4. С. 54 - 55.
20. С единороссовской помощью // URL: https://www.kommersant.ru/doc/4378051 (дата обращения: 12.12.2022).
21. Карасев А. Т., Мамаева Я. Ю. Особенности реализации процедуры отрешения Президента РФ от занимаемой должности // Вопросы управления. 2014. №2 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-protsedury-otresheniya-prezidenta-rf-ot-zanimaemoy-dolzhnosti (дата обращения: 17.12.2022).
22. Лексин И.В. Правовая асимметрия в территориальном устройстве государства: теория и практика // Государственное управление. Электронный вестник. 2012. N 35. С. 1 – 33
23. Мамаева Я.Ю. Еще раз о выборах глав субъектов Российской Федерации // Российское право: образование, практика, наука. 2015. N 2. С. 25 - 30.
24. Молотов А.В., Реммих Е.А. "Муниципальный фильтр" на выборах высших должностных лиц субъектов // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. 2018. N 15. С. 331 - 334.
25. Масловская М.В. Избирательный процесс в Российской Федерации : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2020. С. 10.
26. Муниципальный фильтр не прошли три претендента на участие в выборах губернатора Нижегородской области // URL: https://www.nn.ru/text/gorod/2014/08/06/26053011/ (дата обращения: 12.12.2022).
Вопрос-ответ:
Что такое муниципальный фильтр и какие особенности прямых и непрямых выборов?
Муниципальный фильтр - это элемент процесса выбора главы субъекта Российской Федерации, который предполагает прохождение кандидатом через этап выборов на муниципальном уровне. Особенности прямых выборов заключаются в том, что избиратели голосуют непосредственно за кандидата, тогда как непрямые выборы предполагают голосование за делегатов, которые затем выбирают главу субъекта РФ.
Как муниципальный фильтр является элементом правового механизма замещения должности главы субъекта РФ?
Муниципальный фильтр является одним из этапов в процессе выбора главы субъекта РФ. Он предоставляет возможность местным жителям выразить свою волю и принять участие в формировании высшего должностного лица. В дальнейшем, результаты муниципальных выборов могут повлиять на выборы делегатов и определение главы субъекта РФ.
Как сам муниципальный фильтр выглядит на примере Владимирской области, Нижегородской области и республики Татарстан?
Владимирская область, Нижегородская область и республика Татарстан - это три примера, где муниципальный фильтр реализуется по-разному. В каждом субъекте РФ существуют свои законодательные акты, определяющие процесс выборов главы. В Владимирской области и Нижегородской области используется непрямой выбор главы субъекта, где избиратели голосуют за делегатов, которые в свою очередь выбирают главу. В республике Татарстан применяется прямой выбор, где избиратели голосуют непосредственно за кандидата.
Какие стадии включает избирательный процесс при выборе главы субъекта РФ?
Избирательный процесс при выборе главы субъекта РФ включает несколько стадий. Сначала проходит муниципальный фильтр, где местные жители выбирают делегатов или прямо голосуют за кандидата. Затем происходит выбор делегатов, которые принимают участие на региональном уровне. На последующей стадии происходит выбор главы субъекта РФ из числа делегатов, и, наконец, происходит официальная церемония присяги и вступление в должность главы.
Что такое муниципальный фильтр при выборах высшего должностного лица субъекта РФ?
Муниципальный фильтр - это механизм проверки и отбора кандидатов при выборах высшего должностного лица субъекта РФ. Он представляет собой систему требований и ограничений, которые кандидат должен соответствовать для того, чтобы пройти на выборы и участвовать в них.
Какие особенности есть у прямых и непрямых выборов высшего должностного лица субъекта РФ?
Прямые выборы - это когда граждане непосредственно выбирают высшее должностное лицо субъекта РФ. Непрямые выборы - это когда выборные органы, такие как муниципальные депутаты или депутаты законодательного собрания, выбирают высшее должностное лицо. Основная разница между ними заключается в способе формирования выборного органа, который участвует в выборах.
Как муниципальный фильтр влияет на выборы высшего должностного лица субъекта РФ во Владимирской области, Нижегородской области и республике Татарстан?
Муниципальный фильтр влияет на выборы высшего должностного лица субъекта РФ в этих регионах путем установления определенных требований и ограничений для кандидатов. Например, муниципальные депутаты могут выдвинуть своего кандидата на должность главы субъекта РФ, который будет участвовать в выборах. Это позволяет непосредственно отражать мнение муниципальных структур при выборе высшего должностного лица.
Какие стадии избирательного процесса можно найти в статье?
В статье можно найти анализ стадий избирательного процесса, такие как формирование выборного органа, проведение предварительных выборов, регистрация кандидатов, проведение избирательной кампании, голосование и подведение итогов выборов. Анализ каждой стадии позволяет понять особенности и правовое регулирование выборов высшего должностного лица субъекта РФ.