Методика оценки функционального состояния систем организма
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 16.01.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА ПОД ДЕЙСТВИЕМ НАГРУЗКИ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ. 5
1.1. Общие вопросы определения функционального состояния организма и его систем 5
1.2. Краткая характеристика основных систем организма и их реакция на физическую нагрузку 11
1.3. Методики оценки функционального состояния систем организма 20
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1. Цели и задачи исследования 33
2.2 Методы исследования 33
2.2.1 Анализ научной и методической литературы 33
2.2.2 Эксперимент 34
2.2.3 Методы математической статистики 35
2.3 Организация исследования 36
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
повышается более чем на 15 мм рт. ст., минимальное давление снижается на 5 мм и более, значительно выражены вегетативные и соматические реакции;IV степень: пульс замедлен, АД изменено, отклонение туловища. В хорошем состоянии подготовленности встречаются 0 и 1 степени реакций, в удовлетворительном - II степень, в период физического перенапряжения - III и IV степени.Разработанная во ВНИИФК проба может проводиться в естественных условиях, что, несомненно, повышает её практическую значимость. Измерив АД и пульс, предлагают выполнить знакомое упражнение в зависимости от возрастных особенностей и подготовленности. Затем, наклонив туловище на 90о, закрывает глаза и вращается (с помощью врача или педагога) вокруг вертикальной оси со скоростью один оборот за 2 секунды. После 5 оборотов испытуемый сохраняет 5 с положение наклона и по команде выпрямляется, открывает глаза. После подсчета пульса и АД, исследования нистагма, вновь предлагают выполнить тот же комплекс движений, что и до пробы. Чем меньше при этом нарушается точность заданных движений, изменяются величины пульса и АД, тем выше подготовленность вестибулярного аппарата. Эту пробу можно использовать до занятия и после, а также в восстановительном периоде для оценки воздействия на вестибулярный аппарат [17].Для определения приспособляемости организма к физическим нагрузкам также можно использовать и тест Руффье. Измеряется частота пульса в положении сидя после 5-минутного покоя, затем 30 приседаний в течение 30 с. В положении стоя измеряется пульс и в положении сидя через 1 мин. Оценка производится по формуле:4х(Р1 + Р2 + Р3) – 20010где Р1 - пульс в покое, Р2 - пульс после приседаний;Р3 - после минуты отдыха.Индекс оценивается: 0 - отлично, 1 - 5 - хорошо, 6 – 10 удовлетворительно; 11- 15 – слабо; более 15 - неудовлетворительно.Индекс Кердо позволяет оценить деятельность вегетативной нервной системы. Индекс Кердо (ИК) представляет собой соотношение АД диаст. (Д) и пульса (Р):ИК = (1 – Д : Р) х 100)У практически здоровых он близок к нулю; при преобладании симпатического тонуса увеличивается. При равновесии состояния вегетативной нервной системы ИК = 0. При сдвиге равновесия под влиянием симпатической нервной системы диастолическое АД падает, ЧСС растет, ИК > 0. При усиленном функционировании парасимпатической нервной системы ИК < 0. ИК информативен в тех занятиях, где нервно - психическое напряжение высокое.Функциональная проба по Квергу определяет степень адаптации организма к разнохарактерной нагрузке, позволяя оценить общую тренированность и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. Функциональная проба по Квергу включает 30 приседаний за 30 с, максимальный бег на месте - 30 с, 3-минутный бег на месте с частотой 150 шагов в минуту и подскоки со скакалкой – 1 мин. Комплексная нагрузка длится 5 мин. Сразу после нагрузки в положении сидя измеряют пульс в течении 30 с (Р1), повторно – через 2 (Р2) и 4 мин. (Р3).Индекс оценивается по формуле:длительность работы (сек.) × 1002 × (Р1 + Р2 + Р3)где 105 и более - очень хороший результат, 99 - 104- хорошо, 93 - 98 – удовлетворительно, менее 92 – слабо [24].Коэффициент выносливости (КВ) характеризует функциональное состояние ССС. Этот тест представляет собой интегральную величину, объединяющую ЧСС, систолическое и диастолическое давление и рассчитывается по следующей формуле:КВ = (ЧСС х 10) : ПДгде КВ - коэффициент выносливости, ПД - пульсовое давление. В норме КВ равен 16. Увеличение указывает на ослабление деятельности ССС, уменьшение - на усиление. По мере развития выносливости числовые значения КВ снижаются.Тест Яроцкого прост и доступен: они выполняют непрерывное вращение головой в одну сторону со скоростью два движения за 1 секунду. По секундомеру определяется, как долго испытуемый сохраняет равновесие тела. В среднем результат составляет около 27 секунд, а у спортсменов он может достигать 90 секунд [20].Координация движений определяется с помощью различных тестов для выявления нарушения координации, или атаксии. Изучение этой области позволяет получить точное описание координации движений, определить согласованность работы коры головного мозга, подкорковых образований, мозжечка, вестибулярного и двигательного анализаторов.Для оценки функции равновесия и координации специально проводятся тесты на раздражение вестибулярного аппарата [14,15]. К ним относятся следующие тесты: баланс в позе Ромберга, тест на ходьбу, постукивание пальцами, игровое упражнение "глотание". Нарушение функции равновесия при проведении этих тестов проявляется нистагмом, перенапряжением, неустойчивостью. Более эффективными для активной тренировки спортсменов являются специальные функциональные тесты с использованием измеренных ускорений и угловых скоростей (Г. А. Шорин), тест Воячека.Во время теста Воячека испытуемый сидит на стуле с наклоненной под углом 90 градусов головой и закрытыми глазами. Раздражение полукруглых каналов регулируется с помощью вращений (5 вращений за 10 секунд). После 5-секундной паузы ребенок поднимает голову. До и после вращения подсчитывается пульс и измеряется артериальное давление. Оценка результатов проводится по трем степеням выраженности реакции на вращение: 1. - слабая (толчок туловищем в направлении вращения), 2-Средняя (наклон туловища), 3-сильная (склонность к падению). В то же время оцениваются вегетативные симптомы: бледность лица, холодный пот, учащенное сердцебиение, изменения артериального давления.ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ2.1. Цели и задачи исследованияЦелью данного исследования является проверка валидности тестов для функциональной оценки органов и систем путем сравнения их у спортсменов и людей, не занимающихся регулярно спортом. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:изучение адаптации органов и систем человека к физической нагрузке;изучение распространенных тестов для функциональной оценки органов и систем;проведение тестов функциональной оценки органов и систем в контрольной и экспериментальной группесравнение и обработка результатов при помощи методов математической статистики.2.2 Методы исследованияМетоды, которые были определены для решения поставленных задач.2.2.1 Анализ научной и методической литературыИзучение методической литературы позволило нам изучить особенности физиологической адаптации органов и систем к физической нагрузке и основные тесты для функциональной оценки органов и систем путем, что послужило базой для проведения экспериментальной части работы.2.2.2 ЭкспериментДо включения в исследование пациенты методом опроса были разделены на экспериментальную (13 человек), и контрольную (13 человек) группы, которые были сопоставимы по возрасту и полу. При этом в экспериментальной группе участники регулярно занимались легкой атлетикой в течение минимум 2-х лет, в контрольной группе участники не занимались никаким видом спорта на постоянной основе.Участники контрольной группы занимались по традиционной системе ЛФК при обычном двигательном режиме.Для оценки функционального состояния в обеих группах использовались следующие функциональные тесты:тест Руфье. У испытуемого, находящегося в положении лежа на спине, в течение 5 мин определяют число пульсаций за 15 с (P1); затем в течение 45 с испытуемый выполняет 30 приседаний. После окончания нагрузки испытуемый ложится, и у него вновь подсчитывается число пульсаций за первые 15 с (Р2), а потом — за последние 15 с первой минуты периода восстановления (Р3). Оценку работоспособности сердца производят по формуле:Индекс Руфье= (4*(Р1 + Р2 + Р3) - 200 )/10Результаты оцениваются по величине индекса от 0 до 15. Меньше 3 — хорошая работоспособность; 3—6 — средняя; 7—9 — удовлетворительная; 10—14 — плохая (средняя сердечная недостаточность); 15 и выше (сильная сердечная недостаточность)проба Штанге. Испытуемый задерживает дыхание на высоте вдоха. Время задержки дыхания на вдохе измеряется после 3-5 минут отдыха. Кандидат в положении стоя делает три глубоких вдоха и задерживает дыхание на неполном 4-м вдохе, зажимая нос пальцами. Время задержки дыхания определяется секундомером.Тест Генчи - это задержка дыхания на выдохе. В хорошем функциональном состоянии дыхание задерживается на выдохе до 45-60 секунд и более. Интервал между измерениями времени задержки дыхания на вдохе и выдохе составляет не менее 5-7 минут функциональная проба Квергаопределяет степень адаптации организма к разнохарактерной нагрузке, позволяя оценить общую тренированность и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. Функциональная проба по Квергу включает 30 приседаний за 30 с, максимальный бег на месте - 30 с, 3-минутный бег на месте с частотой 150 шагов в минуту и подскоки со скакалкой – 1 мин. Комплексная нагрузка длится 5 мин. Сразу после нагрузки в положении сидя измеряют пульс в течении 30 с (Р1), повторно – через 2 (Р2) и 4 мин. (Р3).Индекс оценивается по формуле:длительность работы (сек.) × 1002 × (Р1 + Р2 + Р3)где 105 и более - очень хороший результат, 99 - 104- хорошо, 93 - 98 – удовлетворительно, менее 92 – слабопроба Яроцкого - непрерывное вращение в одну сторону со скоростью два движения за 1 секунду. По секундомеру определяется, как долго испытуемый сохраняет равновесие тела.устойчивость в усложненной позе Ромберга - пятка одной ноги касается носка другой ноги, т.е. стоя на одной линии. Устойчивость в позе колеблется от 13 до 53 секунд.2.2.3 Методы математической статистикиМетод математической статистики: результаты исследования были подвергнуты математической и статистической обработке на персональном компьютере с использованием пакета прикладных программ используемых в операционной системе Windows. 2.3 Организация исследованияИсследование состояло из следующих этапов: 1 этап (май 2022 г.) на данном этапе проводился анализ литературы, были определены цель исследования и задачи для ее достижения.2 этап (июнь 2022 г.) подбирались тесты ,формировались группы для проведения эксперимента.3 этап (сентябрь 2022г.) на данном этапе проводился непосредственно эксперимент.4 этап (ноябрь 2022г.) оформлялись результаты исследования, формулировались выводы, оформлялся текст курсовой работы. ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХРезультаты проведения экспериментов были объединены в одну сводную таблицу (таб. 1):Таблица 1 – Результаты выполнения функциональных тестовв экспериментальной и контрольной группах№ п/пТест РуфьеПроба ШтангеПроба ГенчиПроба КвергаПроба ЯроцкогоПроба РомбергаКонтрольная группаN=137,1 ± 1,9246,3 ± 5,8627,2±3,6894,2±5,6129±4,5543,2±8,61Экспериментальная группаN=131,4± 0,2180,6 ± 3,6863,1±4,5110,9±4,5488±7,2265,2±7,52По результатам тестирования контрольной и экспериментальной групп можно заметить значительное расхождение результатов тестирования в этих группах. Так, в контрольной группе показатели находятся на удовлетворительном уровне ( если переводить результаты в пятибалльную шкалу – «3»), а в экспериментальной группе – на высоком и очень высоком уровнях («4» и «5» по пятибалльной шкале). Следовательно, функциональные тесты показывают различия физически подготовленного и неподготовленного организма, а следовательно, являются валидными. Таким образом, выдвинутая гипотеза была подтверждена.ЗАКЛЮЧЕНИЕДостижение высоких результатов в тренировках квалифицированных спортсменов, сохранение их здоровья и улучшение качества жизни обеспечиваются с помощью разнообразных инструментов и методов исследования. Чтобы узнать истинные функциональные возможности организма, необходимо придерживаться тактики комплексного подхода к тестированию спортсменов.Оценка функциональной готовности является важным аспектом управления тренировочным процессом спортсменов любого пола, возраста, квалификации и специализации. Наиболее часто для определения аэробных способностей и общей физической работоспособности спортсменов применяются пробы со ступенчатым и непрерывным повышением нагрузки с использованием различных нагрузочных устройств. К таким устройствам относятся практически любые эргометры, имитирующие реальные условия циклической нагрузки: тредмил (беговая дорожка), велоэргометр, гребной эргометр, лыжный тредбан, ручной эргометр, степ-тренажер и т. д. Выбор того или иного нагрузочного устройства и протокола тестирования зачастую обусловлен спецификой вида спорта тестируемого спортсмена, а также технической обеспеченностью лаборатории или кабинета спортивной медицины.Выбор методов тестирования и оценка полученных данных должны проводиться дифференцированно, с учетом возраста испытуемых и вида спортивной деятельности. Оценка анализов должна проводиться на разных этапах тренировочного процесса и в течение соревновательного сезона, что позволит, с одной стороны, предоставить более достоверные данные о функциональном состоянии спортсмена, а с другой-изучить взаимосвязь между состоянием спортсмена и состоянием его здоровья.физическая активность.Результаты медицинских исследований должны рассматриваться в сочетании со всеми дополнительными медицинскими и педагогическими критериями, психологическим состоянием, спортивными и техническими характеристиками спортсмена.Таким образом, при адаптации к физической нагрузке комплексный сравнительный анализ функционального состояния у тренированных и нетренированных людей выявил различия в состоянии органов и систем - физиологические возможности у тренированных людей были выше. Таким образом, уровень подготовки отразился в результатах функциональных тестов, что дает право сделать заявление об их валидности.В то же время полученные результаты не решили полностью проблему подготовки исследуемых спортсменов, а лишь подняли дополнительные вопросы, требующие дальнейшего изучения. На наш взгляд, перспективно продолжить изучение закономерностей и особенностей взаимосвязи между нагрузками, их тяжестью и направленностью, и результатами функциональных тестов.Таким образом, поставленная цель была достигнута, выполнены намеченные задачи и доказана выдвинутая гипотеза.Тесты функциональной работоспособности могут помочь определить, когда спортсмен может вернуться к неограниченной активности. Однако в этой области крайне необходимы дальнейшие исследования, чтобы определить, как можно измерить и количественно оценить адаптацию во время функциональных тестов. Кроме того, существует недостаток стандартизации, поскольку известно мало информации о том, как различные тесты соотносятся друг с другом и какие тесты лучше всего использовать по отдельности или в комбинации в качестве средства оценки широкого спектра функций. Весьма вероятно, что функциональное тестирование, основанное на результатах, должно использовать широкий спектр оценок, включая анкеты для самоотчета пациента, оценку психологических факторов (например, страха) и качества движений во время функциональных тестов во время оценки возвращения к функции.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Mezzani A. Cardiopulmonary Exercise Testing: Basics of Methodology and Measurements / A. Mezzani // Ann Am Thorac Soc. – 2017. – vol. 14. – Suppl. 1. – P. S3–S11.Billinger S.A. Recumbent stepper submaximal exercise test to predict peak oxygen uptake / S.A. Billinger, S.E. Van, M. McClain, A.A. Lentz, M.B. Good // Medicine & Science in Sports & Exercise. – 2012. – Vol. 44. – P. 1539-1544.Gomez-Piqueras P, Gonzalez-Rubio J, Sainz de Baranda P, Najera A. Use of functional performance tests in sports: Evaluation proposal for football players in the rehabilitation phase. Turk J Phys Med Rehabil. 2018 May 15;64(2):148-154. doi: 10.5606/tftrd.2018.1462. PMID: 31453505; PMCID: PMC6657758.Kazin, E.M. & Anisova, E.A. & Galeev, Artem & Golenda, I.L. & Gol'dshmidt, E.S. & Grishina, K.V. & Drapezo, R.G. & Igisheva, L.N. & Minin, V.V. & Ovchinnikova, O.V. & Shabasheva, S.V.. (2001). Comprehensive Approach to Functional State Evaluation in Humans: Report I. Methodology of Diagnosis of the Functional State. HumanPhysiology. 27. 228-238. 10.1023/A:1011091719770.Löllgen H. Exercise testing in sports medicine / H. Löllgen, D. Leyk // DtschArztebl Int. – 2018. – vol. 115. – P. 409–416.Myers J. Ramp exercise protocols for clinical and cardiopulmonary exercise testing / J. Myers, D. Bellin // Sports Med. – 2000. – vol. 30. – P. 23–29.Popel’, S.L. & Pyatnychuk, G.A. & Pyatnichuk, D.V. & Maystruv, V.V. & Verboviy, V.P. & Zemskaya, N.A. & Kryzhanivskaya, A.F. & Chovgan, R.Ya. (2017). Functional systems of students’ organism depending on physical fitness to physical load. Physicaleducationofstudents. 21. 302. 10.15561/20755279.2017.0607.Saw A.E. Monitoring the athlete training response: subjective self-reported measures trump commonly used objective measures: a systematic review / A.E. Saw, L.C. Main, P.B. Gastin // Br J Sports Med. – 2016. – vol. 50. – no. 5. – P. 281-91. DOI: 10.1136/bjsports-2015-094758.Shields RK, Enloe LJ, Evans RE, Smith KB, Steckel SD. Reliability, validity, and responsiveness of functional tests in patients with total joint replacement. PhysTher. 1995;75(3):169-179. doi:10.1093/ptj/75.3.169VAN Tittelboom V, Alemdaroğlu-Gürbüz I, Hanssen B, et al. Reliability of functional tests of the lower limbs and core stability in children and adolescents with cerebral palsy. Eur J PhysRehabilMed. 2021;57(5):738-746. doi:10.23736/S1973-9087.21.06627-2Yuriy S. Vanyushin, Dmitriy E. Elistratov, Naylya F. Ishmukhametova, Dinar R. Galimov, Sergey N. IlyinFunctionalstateofathletesduringtestingloads // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020. №1 (eng). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/functional-state-of-athletes-during-testing-loads (дата обращения: 15.12.2022).Zhang R. Validity of a newly-designed rectilinear stepping ergometer submaximal exercise test to assess cardiorespiratory fitness / R. Zhang, L. Zhan, S. Sun, W. Peng, Y. Sun // Journal of Sports Science and Medicine. – 2017. – Vol. 16. – P. 357-364Айзман, Р.И. Физиология человека [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / Р. И. Айзман, Н. П. Абаскалова, Н. С. Шуленина. - 2-е изд., перераб. и испр. - Москва : ИНФРА-М, 2015. - 431, [1] с. : ил. - (Высшее образование - Бакалавриат). - Библиогр.: с. 427-428.Артеменков А.А. Оценка функционального состояния и резервных возможностей студентов в разные периоды обучения в вузе. Профилактическая медицина. 2013;16(3):33‑36.Белоцерковский З.Б. Сердечная деятельность и функциональная подготовленность у спортсменов (норма и атипичные изменения в нормальных и измененных условиях адаптации к физическим нагрузкам) / З.Б. Белоцерковский, Б.Г. Любина [Текст]. – М. : Советский спорт. – 2012. – с. 548. : ил.Грабар К.С. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5. ;Клименко А.А., Семерджян А.К., Славинский Н.В., Калинина И.Н. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ, КАК КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ АДАПТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ У СПОРТСМЕНОВ АЦИКЛИЧЕСКИХ ВИДОВ СПОРТА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 2. ;Мартыненко Иван Владимирович, Ярушин Сергей Алексеевич Исследование функционального состояния спортсменов при адаптации к физическим нагрузкам циклической направленности // RussianJournalofEducationandPsychology. 2016. №7 (63). Методологический подход к оценке функциональных резервов спортсменов циклических видов спорта / С. М. Разинкин, А. С. Самойлов, П. А. Фомкин [и др.] // Спортивная медицина: наука и практика. – 2016. – Т. 6. – № 1. – С. 26-34. – EDN WBBIYD.Методы оценки функционального состояния организма спортсменов: учебное пособие для студентов Института физической культуры и спорта / Авт.-сост. С.С. Павленкович. – Саратов: Изд-во Саратовского государственного университета, 2019. – 60 сН. Б. Шевко Комплексное тестирование функциональной готовности спортсменов // Проблемы здоровья и экологии. 2007. №3. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст] : учебник для вузов физической культуры / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - 5-е изд., испр. и доп. - Москва : Спорт, 2015. - 618, [1] с. : ил. - Гриф М-ва РФ по физ. культуре и спорту. Физиология человека [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.А. Семенович [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2012.— 544 c.Функциональные пробы в лечебной и массовой физической культуре : учебное пособие / О. М. Буйкова, Г. И. Булнаева ; ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России, Курс лечебной физкультуры и спортивной медицины, Кафедра физического воспитания – Иркутск : ИГМУ, 2017. – 24 с.Чинкин, А.С. Физиология спорта [Текст] : учебное пособие для вузов, осуществляющих образовательную деятельность по направлению - 49.03.01. - "Физическая культура" / А. С. Чинкин, А. С. Назаренко ; Министерство спорта Российской Федерации ; Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. - Казань : [Изд-во Поволжской ГАФКСиТ] , 2015. - 182, [1] с. - Гриф УМО вузов Российской Федерации по образованию в области физ. культуры. - Библиогр.: с. 179.
2. Billinger S.A. Recumbent stepper submaximal exercise test to predict peak oxygen uptake / S.A. Billinger, S.E. Van, M. McClain, A.A. Lentz, M.B. Good // Medicine & Science in Sports & Exercise. – 2012. – Vol. 44. – P. 1539-1544.
3. Gomez-Piqueras P, Gonzalez-Rubio J, Sainz de Baranda P, Najera A. Use of functional performance tests in sports: Evaluation proposal for football players in the rehabilitation phase. Turk J Phys Med Rehabil. 2018 May 15;64(2):148-154. doi: 10.5606/tftrd.2018.1462. PMID: 31453505; PMCID: PMC6657758.
4. Kazin, E.M. & Anisova, E.A. & Galeev, Artem & Golenda, I.L. & Gol'dshmidt, E.S. & Grishina, K.V. & Drapezo, R.G. & Igisheva, L.N. & Minin, V.V. & Ovchinnikova, O.V. & Shabasheva, S.V.. (2001). Comprehensive Approach to Functional State Evaluation in Humans: Report I. Methodology of Diagnosis of the Functional State. Human Physiology. 27. 228-238. 10.1023/A:1011091719770.
5. Löllgen H. Exercise testing in sports medicine / H. Löllgen, D. Leyk // Dtsch Arztebl Int. – 2018. – vol. 115. – P. 409–416.
6. Myers J. Ramp exercise protocols for clinical and cardiopulmonary exercise testing / J. Myers, D. Bellin // Sports Med. – 2000. – vol. 30. – P. 23–29.
7. Popel’, S.L. & Pyatnychuk, G.A. & Pyatnichuk, D.V. & Maystruv, V.V. & Verboviy, V.P. & Zemskaya, N.A. & Kryzhanivskaya, A.F. & Chovgan, R.Ya. (2017). Functional systems of students’ organism depending on physical fitness to physical load. Physical education of students. 21. 302. 10.15561/20755279.2017.0607.
8. Saw A.E. Monitoring the athlete training response: subjective self-reported measures trump commonly used objective measures: a systematic review / A.E. Saw, L.C. Main, P.B. Gastin // Br J Sports Med. – 2016. – vol. 50. – no. 5. – P. 281-91. DOI: 10.1136/bjsports-2015-094758.
9. Shields RK, Enloe LJ, Evans RE, Smith KB, Steckel SD. Reliability, validity, and responsiveness of functional tests in patients with total joint replacement. Phys Ther. 1995;75(3):169-179. doi:10.1093/ptj/75.3.169
10. VAN Tittelboom V, Alemdaroğlu-Gürbüz I, Hanssen B, et al. Reliability of functional tests of the lower limbs and core stability in children and adolescents with cerebral palsy. Eur J Phys Rehabil Med. 2021;57(5):738-746. doi:10.23736/S1973-9087.21.06627-2
11. Yuriy S. Vanyushin, Dmitriy E. Elistratov, Naylya F. Ishmukhametova, Dinar R. Galimov, Sergey N. Ilyin Functional state of athletes during testing loads // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020. №1 (eng). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/functional-state-of-athletes-during-testing-loads (дата обращения: 15.12.2022).
12. Zhang R. Validity of a newly-designed rectilinear stepping ergometer submaximal exercise test to assess cardiorespiratory fitness / R. Zhang, L. Zhan, S. Sun, W. Peng, Y. Sun // Journal of Sports Science and Medicine. – 2017. – Vol. 16. – P. 357-364
13. Айзман, Р.И. Физиология человека [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / Р. И. Айзман, Н. П. Абаскалова, Н. С. Шуленина. - 2-е изд., перераб. и испр. - Москва : ИНФРА-М, 2015. - 431, [1] с. : ил. - (Высшее образование - Бакалавриат). - Библиогр.: с. 427-428.
14. Артеменков А.А. Оценка функционального состояния и резервных возможностей студентов в разные периоды обучения в вузе. Профилактическая медицина. 2013;16(3):33‑36.
15. Белоцерковский З.Б. Сердечная деятельность и функциональная подготовленность у спортсменов (норма и атипичные изменения в нормальных и измененных условиях адаптации к физическим нагрузкам) / З.Б. Белоцерковский, Б.Г. Любина [Текст]. – М. : Советский спорт. – 2012. – с. 548. : ил.
16. Грабар К.С. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5. ;
17. Клименко А.А., Семерджян А.К., Славинский Н.В., Калинина И.Н. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ, КАК КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ АДАПТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ У СПОРТСМЕНОВ АЦИКЛИЧЕСКИХ ВИДОВ СПОРТА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 2. ;
18. Мартыненко Иван Владимирович, Ярушин Сергей Алексеевич Исследование функционального состояния спортсменов при адаптации к физическим нагрузкам циклической направленности // Russian Journal of Education and Psychology. 2016. №7 (63).
19. Методологический подход к оценке функциональных резервов спортсменов циклических видов спорта / С. М. Разинкин, А. С. Самойлов, П. А. Фомкин [и др.] // Спортивная медицина: наука и практика. – 2016. – Т. 6. – № 1. – С. 26-34. – EDN WBBIYD.
20. Методы оценки функционального состояния организма спортсменов: учебное пособие для студентов Института физической культуры и спорта / Авт.-сост. С.С. Павленкович. – Саратов: Изд-во Саратовского государственного университета, 2019. – 60 с
21. Н. Б. Шевко Комплексное тестирование функциональной готовности спортсменов // Проблемы здоровья и экологии. 2007. №3.
22. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст] : учебник для вузов физической культуры / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - 5-е изд., испр. и доп. - Москва : Спорт, 2015. - 618, [1] с. : ил. - Гриф М-ва РФ по физ. культуре и спорту.
23. Физиология человека [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.А. Семенович [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2012.— 544 c.
24. Функциональные пробы в лечебной и массовой физической культуре : учебное пособие / О. М. Буйкова, Г. И. Булнаева ; ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России, Курс лечебной физкультуры и спортивной медицины, Кафедра физического воспитания – Иркутск : ИГМУ, 2017. – 24 с.
25. Чинкин, А.С. Физиология спорта [Текст] : учебное пособие для вузов, осуществляющих образовательную деятельность по направлению - 49.03.01. - "Физическая культура" / А. С. Чинкин, А. С. Назаренко ; Министерство спорта Российской Федерации ; Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. - Казань : [Изд-во Поволжской ГАФКСиТ] , 2015. - 182, [1] с. - Гриф УМО вузов Российской Федерации по образованию в области физ. культуры. - Библиогр.: с. 179.
Вопрос-ответ:
Как можно оценить функциональное состояние систем организма?
Оценку функционального состояния систем организма можно проводить с помощью различных методик, которые позволяют измерять такие функциональные показатели, как частота сердечных сокращений, объем дыхания, уровень артериального давления и другие.
Какие системы организма наиболее чувствительны к физической нагрузке?
Основные системы организма, которые реагируют на физическую нагрузку, включают сердечно-сосудистую систему, дыхательную систему, нервную систему и мышцы. Эти системы претерпевают изменения в своем функциональном состоянии в ответ на нагрузку.
Какие методики используются для оценки функционального состояния систем организма?
Для оценки функционального состояния систем организма используются различные методики, включающие измерение параметров сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, нервной системы и мышц. Например, для измерения частоты сердечных сокращений можно использовать электрокардиографию, а для измерения объема дыхания - спирометрию.
Какие цели и задачи преследуются при исследовании функционального состояния систем организма?
Основные цели и задачи исследования функционального состояния систем организма заключаются в выявлении изменений, происходящих в организме под воздействием физической нагрузки, а также в определении эффективности тренировок и влияния различных факторов на функциональное состояние.
Какие методы и организация исследования используются при оценке функционального состояния систем организма?
При оценке функционального состояния систем организма используются различные методы, включающие опрос анамнеза, проведение физического обследования, измерение функциональных показателей и анализ полученных данных. Организация исследования включает выбор и подготовку обследуемых лиц, проведение измерений и анализ данных.
Как можно оценить функциональное состояние организма?
Оценка функционального состояния организма может проводиться с помощью различных методик, которые позволяют изучить функции различных систем организма, таких как сердечно-сосудистая система, дыхательная система, нервная система и др. Некоторые из этих методик включают в себя измерение показателей, таких как пульс, артериальное давление, частота дыхания, электроэнцефалограмма и другие.
Что такое функциональное состояние организма?
Функциональное состояние организма - это состояние, которое характеризует работу и функционирование различных систем организма, а также его способность адаптироваться к изменяющимся условиям. Оно может изменяться под воздействием различных факторов, включая физическую нагрузку.
Какие системы организма могут изменяться под воздействием физической нагрузки?
Под воздействием физической нагрузки могут изменяться различные системы организма, такие как сердечно-сосудистая система, дыхательная система, мышечная система и нервная система. В ответ на физическую нагрузку происходят изменения в работе этих систем, например, увеличивается сердечная активность, частота дыхания, мышечная активность и др.
Какие методики используются для оценки функционального состояния организма?
Для оценки функционального состояния организма используются различные методики, такие как измерение пульса, артериального давления, частоты дыхания, электроэнцефалограммы и другие. Также можно проводить функциональные тесты, например, тесты на выносливость или на аэробные способности, которые позволяют оценить работу различных систем организма под воздействием физической нагрузки.
Какие задачи исследования функционального состояния организма?
Исследование функционального состояния организма может иметь различные задачи, такие как определение уровня физической подготовленности, выявление нарушений в работе определенных систем организма, оценка эффективности тренировочного процесса и т.д. Например, с помощью исследования функционального состояния можно выявить наличие сердечно-сосудистых заболеваний или оценить эффективность тренировок у спортсменов.
Как определить функциональное состояние организма?
Определение функционального состояния организма можно проводить с помощью специальных методик, которые позволяют измерить различные функциональные показатели, такие как сердечный ритм, дыхательную функцию, кровяное давление и т.д.