Изучение вопросов культуры на уроках истории
Заказать уникальную курсовую работу- 46 46 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 17.01.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические аспекты изучения культуры на уроках истории 5
1.1 Культурологический подход в истории педагогического образования 5
1.2 Формирование исторического мышления на уроках истории 9
1.3 Изучение вопросов культуры на уроках истории 12
Глава 2. Методические аспекты изучения культуры на уроках истории 20
2.1 Источники для изучения культуры России XIII на уроках истории 20
2.2 База исследования 24
2.3 Анализ методических аспектов и педагогический опыт изучения культуры на уроках истории 28
Заключение 37
Список литературы 39
Приложения 42
В лабораторно-практической работе студенты могут самостоятельно исследовать исторические источники или выполнять задания преподавателя. Наглядный материал имеет большое значение.Таким образом, существует множество различных методов организации работы на уроках истории, но описанные методы изучения культуры не исчерпывают всех вариантов работы на уроках истории.Перед написанием конспекта урока или внеклассной работы по изучаемому предмету полезно рассмотреть, как он изучается в учебниках. Основным критерием отбора учебников было их наличие в перечне федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации для использования в образовательном процессе.Из этого списка были отобраны учебники, предназначенные для средней школы, а именно для 6-го класса. Было проанализировано 3 учебника. Пособие под редакцией Данилова охватывает только событийную часть рассказа. Автор не рассматривает подробно влияние культуры Золотой Орды на Русь, а также культуру Руси того времени. Таким образом, последствия ордынского нашествия на Русь не раскрываются. Так что погружения в культуру того времени практически нет. Этот аспект не позволяет дать полную оценку событиям, что в конечном итоге негативно сказывается на интересе к теме.В учебнике под редакцией Сахарова А. Н. описывается культурная жизнь России доиготского периода. Как и в пособии под редакцией Данилова, культурные аспекты практически не освящены. Сравнительный анализ эволюции культуры и влияния на нее ига не проводился. Возвышение Москвы упоминается как одно из главных последствий. Однако рассматриваются отношения с князьями, что позволяет сделать выводы о зависимом положении Руси.Урок проводился по отредактированному учебнику истории России,под редакцией. А.В. Торкунова[11]. Теме ордынского нашествия на Русь автор учебника посвящает 3 параграфа, в которых рассматривается история становления государства в Золотой Орде, начало завоевательных походов, начало нашествия на Русь, отдельно рассматривается отношения с каждым из княжеств. Особое внимание уделяется культуре. А именно, разнообразие национальностей, религий, экономики.Анализ учебников позволил составить ряд методических рекомендаций:- включить предмет истории культуры в общеобразовательные и внешкольные курсы;- использование форм групповой работы при изучении культуры позволит рассмотреть разные стороны повседневной жизни;- возможна организация внеклассных занятий по реконструкции быта и культурно-массовых мероприятий;- при изучении истории важно вернуться к теме «человек в истории», показать, как то или иное событие повлияло на жизнь, культуру, быт.В ходе нашего опыта было проведено занятие на тему: государственное устройство Золотой Орды, население, экономика и культура (приложение 2)[13]. В процессе изучения темы урока акцент делался на увеличении доли самостоятельной работы, развитии элементов исторического мышления, переживании оценочной деятельности.Занятие «Золотоордынская государственность, население, хозяйство и культура» проводилось по тематическому плану календаря по основному методу: фронтальная, индивидуальная и групповая работа в сочетании с различными видами самостоятельной деятельности.Цель: выяснить, какие отношения сложились между покоренными русскими княжествами и монголо-татарскими ханами, в чем суть успешно достигнутого ига. Студенты были активны и мотивированы, потому что работа была встроена в личностно-ориентированную систему обучения. В ходе урока нам удалось выполнить воспитательные, воспитательные и воспитательные задачи:Образовательные: способствовать формированию умений характеризовать особенности развития русских земель под властью Золотой Орды.Развивающие: развивать умение находить информацию, умение анализировать, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки.Воспитательные: воспитывать: интерес к истории страны, уважение друг к другу, другим народам и культурам. Уважение к прошлому своей страны. Был составлен следующий план:1. Народы Орды.2. Религия в Орде.3. Экономика Орды.4. Ордынское владычество на Руси.Определение темы урока основано на методе кроссенса (приложение 3)[9]. Кроссенс- ассоциативная головоломка, придуманная и опубликованная в 2002 году Владимиром Бусленко и Сергеем Фединым. Внешне пазл представляет собой таблицу 3х3 из девяти изображений. Это могут быть фотографии, рисунки или даже формулы и надписи. Для актуализации знаний используется группа, используя материал учебника, учащиеся формируют группу «Народы Орды».На этапах изучения нового предмета использовался метод «Инсерт» (приложение 4)[19]. Технология критического мышления предлагает методический прием под названием инсерт. Данная методика позволяет учащемуся контролировать свое понимание прочитанного текста. Технически это довольно просто. Учащиеся должны ознакомиться с рядом отметок и попросить поставить их карандашом на полях специально выделенного и напечатанного текста при чтении.Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. Оценки должны быть следующими:- «галочкой» (v) отмечаются уже известные учащемуся в тексте сведения. Он уже встречался с ней. При этом источник информации и степень ее достоверности значения не имеют;- знак плюс (+) отмечает новые знания, новую информацию. Этот знак учащийся ставит только в том случае, если впервые сталкивается с прочитанным им текстом;- знак минус (-) указывает на то, что противоречит представлениям учащегося, что он думал иначе;«вопрос» (?) отмечается, что то, что остается непонятным для ученика и требует дополнительной информации, вызывает желание узнать больше.Эта методика требует от ученика быть не обычным пассивным читателем, а активным и внимательным. Он обязывает не просто читать, а читать в тексте, следовать своему пониманию в процессе чтения текста или восприятия любой другой информации. На практике студенты просто пропускают то, чего не понимают. И в этом случае знак вопроса заставляет обратить внимание и отметить непонятное.Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с существующими представлениями. Благодаря разнообразию источников информации информация подается в образной форме, погружению в изучаемую эпоху, более глубокому запоминанию учебного материала.Таким образом, целостное представление об исторических событиях у школьников формируется на уроках истории через изучение культуры. На уроке используются разные методы. Итоги урока подводились вместе с учащимися, они самостоятельно оценивали свою работу. После уроков была повторена диагностика познавательной активности учащихся. Полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике активности студентов. Однако одного урока недостаточно.Изучение культуры на уроках истории следует применять после окончания каждого раздела, а на уроках включать обобщения. В результате эксперимента были сделаны следующие выводы: изучение культуры позволяет погрузиться в историческую эпоху, но уроки экспериментальных классов отличались иной методикой изучения нового материала, наличием системно познавательных задач, включение дополнительных источников знаний (например, фрагментов документов).Ответы учащихся экспериментальных классов были более правильными по содержанию, полными и доказательными. Студенты стремились самостоятельно найти ответы на вопросы, самостоятельно преодолеть трудности. Учащиеся представили свои ответы в определенной последовательности, логической взаимосвязи по сравнению со школьниками контрольных классов.Эксперимент подтвердил справедливость рабочей гипотезы о том, что целью экспериментального исследования является подтверждение гипотезы о том, что изучение культуры на курсах истории начальной школы будет способствовать совершенствованию познавательной деятельности.Выявлено, что большинство учащихся экспериментальных классов обладают высокой познавательной активностью, для которой характерен интерес к сущности явлений и процессов государственного устройства, к установлению их взаимосвязей и закономерностей. У учащихся есть желание разбираться в сложных вопросах, напряженная самостоятельная деятельность, готовность к преодолению трудностей. Выяснилось, что учащихся экспериментальных классов отличает повышенный интерес к урокам истории, который выражался в стремлении к участию в исследовательской деятельности и достижению заранее поставленной цели.Таким образом, изучив тексты учебников для средней школы, можно сделать вывод, что предмет культуры хотя и включен в современные учебные программы, но раскрыт недостаточно. В целом тема наиболее полно раскрыта в учебнике, автором которого является А.В. Торкунов. Остальные дают лишь общее представление об ордынской культуре, не позволяющей глубоко вникнуть в прошлое. Поэтому для решения этой проблемы желательно организовать дополнительную внеаудиторную работу с активными формами работы, чтобы заинтересовать учащихся в процессе изучения истории.ЗаключениеТаким образом, вопросы культурологии на уроках истории в преподавании школьной истории являются одним из важных элементов в формировании у учащихся представлений о духовном наследии, оставленном предыдущими поколениями, воспитании гражданственности, патриотизма и чувства гордости за свой народ, кто создал замечательные памятники искусства и внес богатый вклад в историю мировой культуры. Вопросы культурологии играют важную роль в эстетическом воспитании школьников и вместе с тем формируют правильное отношение к искусству. Однако важно отметить, что темы, посвященные культуре, остаются одними из самых сложных для школьников.Проблемы при изучении материала следующие:1. При анализе учебного материала за 6 класс выяснилось, что параграфы, посвященные культурологическим темам, слишком сложны для учащихся, текст написан научным языком, текстовый материал почти не сопровождается иллюстративным материалом.2. Вторая причина состоит в том, что параграфы совершенно не связаны по содержанию с социальной и политической историей государства.3. Еще одна причина кроется в нехватке учебных часов, анализ рабочих программ и учебников показал, что вопросам культуры уделяется мало времени, так как не все параграфы, посвященные культуре, являются лишь итоговыми уроками основных тем и разделов. Все эти причины значительно усложняют усвоение учебного материала, и для его упрощения необходимо использовать следующие приемы.Изучая культуру прошлого и современное искусство на уроках истории, учащиеся намного лучше понимают значение культурного наследия, проникаются чувством гордости за свой народ, а также уважения к другим народам, за их вклад в мировую культуру. Темы, посвященные культуре, содержат большое количество имен деятелей культуры и их достижений, что также усложняет процесс запоминания и усвоения информации. Для того чтобы школьникам было легче запоминать личности, учителю следует отбирать личности по проблемному принципу, то есть важно увязывать культуру с другими сферами жизни или определенными историческими событиями. Создание проблемных ситуаций также является эффективным методом изучения культурологических проблем на уроках истории.Возможно создание проблемных ситуаций с использованием цитат известных личностей, отрывков из стихотворений и т. д. Использование проблемного метода должно быть систематическим. Работа с проблемными ситуациями вызывает у учащихся интерес, уроки становятся для них более интересными. Однако метод проблемных ситуаций требует большой подготовки со стороны преподавателя, поэтому является достаточно сложным.Одним из методов изучения проблем культуры является личностный подход. Его смысл заключается в выстраивании индивидуальной линии усвоения учащимися явлений культуры, предполагает личное творчество учащегося, отражение его эмоционального отношения к произведениям культуры. В целом следует отметить, что вопросы культурологии в школьном курсе истории играют важную роль в формировании правильных и полных представлений о прошлом и в содержательном усвоении программного исторического материала в целом.Таким образом, использование учителем различных методов, форм уроков и различных средств обучения помогает сделать обучение более доступным и легким при изучении вопросов культуры, а также предоставляет множество возможностей для личностного образования.Список литературы1. Куприянова Д. В. Формирование исторического мышления на уроках истории / Д. В. Куприянова. // Молодой ученый. - 2017. - № 27 (131). - С. 689-690.2. Левандовский А. А., Мироненко С. В., Щетинов Ю. А. История России: ХХ - начало ХХI в.: Учебник для 11 класса общеобраз. учреждений. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 384 с. 3. Сахаров А. Н., Загладин Н. В. История с древнейших времен до конца XIX века: учеб.для 10 кл. общеобразоват. орг-ций. Базовый уровень. — 2-е изд. - М.: ООО «Русское слово», 2017. - 448 с. 4. Соловьев В.М. Русская культура: с древнейших времен до наших дней. – М.: Белый город, 2017. - 735 с.5. Чернова М.Н. История России. 6 класс: тетрадь для проектов и творческих работ: учебное пособие для общеобразовательных организаций: [6+] / М. Н. Чернова, М. И. Макарова. - М: Просвещение, 2018. - 127 с. 6. Шестаков В. А. История России XX - начало XXI века. 11 класс: учеб.для общеобразоват. учрежд.: профильный уровень. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 399 с. Электронные ресурсы7. Гиль А.В. Методические приемы изучения вопросов культуры на уроках истории. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43089181 (дата обращения 17.12.2022)8. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006637018 (дата обращения 17.12.2022) 9. Интерактивный метод обучения «Кроссенс». – URL: https://eduportal44.ru/koiro/enpj/358_2016/6.pdf (дата обращения 17.12.2022)10. История России. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович. https://search.rsl.ru/ru/record/01008000481 (дата обращения 17.12.2022) 11. История России. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. /под ред. А. В. Торкунова. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01008000481 (дата обращения 17.12.2022) 12. Камардина Н.В. Актуальность изучения вопросов культуры в курсе истории России в старшей школе (из опыта работы). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-izucheniya (дата обращения 17.12.2022)13 МБОУ №121 г. Нижний Новгород. – URL: https://sch121.edusite.ru/(дата обращения 17.12.2022)14. Опросник Ч.Д. Спилбергера. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Методика_диагностики_самооценки_Ч.Д._Спилбергера,_Ю.Л._Ханина (дата обращения 17.12.2022)15. Сахаров А. Н., Буганов В. И. История с древнейших времен до конца XIX века. В 2-х частях. 10 класс: учеб.для общеобразоват. учр-й: профильный уровень. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006628415 (дата обращения 17.12.2022) 16. Федчиняк А. А. Методические рекомендации по преподаванию истории повседневности в школьном курсе новой истории. – URL: https://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_11_34_9567.pdf (дата обращения 17.12.2022) 17. Хазеева Л.Х. Формирование культурологической компетенции на уроках истории и обществознания. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie (дата обращения 17.12.2022)18. Шурилова Т. Б. Развитие идей культурологического подхода в истории педагогической мысли и образования. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-idey (дата обращения 17.12.2022)19. Технология «критическое мышление» прием «Инсерт» – URL: https://pesch-shryb.edu.yar.ru/uchitelskaya/karamisheva/4.pdf (дата обращения 17.12.2022) ПриложенияПриложение 1Таблица 2 – Результаты оценки познавательной активности школьников№Средний баллУровень усвоения знаний14,5Высокий23,5Средний34,3Высокий44,3Высокий52,5Низкий63,3Средний73,2Средний82,7Низкий93,2Средний102,6Низкий114,4Высокий123,4Средний134,3Высокий143,1Средний152,4Низкий163,5Средний173,1Средний184,5Высокий193,5Средний204,3Высокий214,3Средний222,5Низкий233,3Средний243,2Средний252,7НизкийПриложение 2Урок по теме: Золотая орда государственный строй, население, экономика и культураТип урокаУрок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыковСписок используемой литературыИстория России.6 класс.(Н.М. Арсентьев, А.А.Данилов, П.С. Стефонович, А.Я, Токарева) История России.6 класс. Рабочая тетрадь.И.А.Артасов, А.А. Данилов План урока1.Народы Орды2.Религия в Орде3.Экономика Орды4.Ордынское владычество на Руси.Интернет-ресурсыисторические источникисайт материалов по отечественной истории.Цель ученическая:Узнать какие отношения сложились между завоеванными русскими княжествами и монголо-татарскими ханами, в чем сущность игоЗадачи:Образовательные: способствовать формированию умений характеризовать особенности развития русской земли подвластью Золотой Орды.Развивающие: Развивать умения поиска нужного текста, его анализа, формулирования выводов; развиватькоммуникативные навыки.Воспитательные: Воспитывать интерес к истории страны, уважительное отношение друг к другуПланируемые образовательные результатыТематический УДС: использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; объяснить особенности ордынского правления на Руси, оценить его последствия; применять понятийный аппарат исторического познания; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников; метапредметный УДС: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей общения для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планируя и регламентируя свою деятельность; личностные умения: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважение к историческому наследию; понять историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующих эпох; развивать навыки анализа, индивидуального и коллективного проектирования; овладеть способами обобщения и систематизации знаний.Формы и методы обученияМетоды: объяснительно-иллюстративный.Формы: индивидуальная, фронтальнаяОсновные понятия и терминыЗолотая Орда, иго, ярлык, выход, баскакПриложение 3Кроссенс на тему « Золотая Орда»Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и этот метод разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Метод кроссенс, впервые опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь». Он представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображенияЗадача педагога – объяснить скрещивание, составить рассказ – ассоциативную цепочку, через взаимосвязь образов. Девять изображений расположены таким образом, что каждое изображение имеет связь с предыдущим и последующим, а центральное объединяет по смыслу сразу несколько.Связи могут быть как поверхностными, так и глубокими, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.Читать переход нужно сверху вниз и слева направо (как правило, чтение по-русски), затем двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, так получится цепочка, обмотанная «улиткой» . Начать можно как с первого, так и с любого узнаваемого образа.Центральным является квадрат с цифрой 5. По желанию автора он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кресте. Обычно необходимо устанавливать соединения по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному крест между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5.Использование крестиков на уроке:- при изучении нового материала: вывод темы урока; постановка проблемной ситуации;- при закреплении и обобщении изученного материала;- творческое домашнее задание.Алгоритм составления разреза:1) определить тему, общую идею;2) поиск и выбор изображений, иллюстрирующих элементы;3) выбрать 9 элементов - изображений, связанных с идеей, темой;4) найти связь между элементами, определить последовательность;5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5-й квадрат);6) выделить отличительные признаки, особенности каждого элемента.Приложение 4Прием «Инсерт»Технология критического мышления предлагает методический прием, известный как вставка. Данная методика является инструментом, позволяющим учащемуся отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически это довольно просто. Учащихся следует ознакомить с рядом отметок и предложить поставить их карандашом на полях специально отобранного и распечатанного текста по мере чтения. Отдельные абзацы или предложения в тексте должны быть отмечены.Отметки должны быть следующими:- Знак «галочка» (v) отмечает в тексте информацию, которая уже известна учащемуся. Он встречался с ней раньше. При этом источник информации и степень ее достоверности значения не имеют.- Знак плюс (+) отмечает новые знания, новую информацию. Учащийся ставит этот знак только в том случае, если впервые встречает прочитанный текст. Знак минус (–) отмечает то, что идет вразрез с существующими представлениями студента, о чем он думал иначе.- Знак «вопрос» (?) отмечает то, что осталось непонятным для учащегося и требует дополнительной информации, вызывает желание узнать больше.Этот прием требует от ученика приучения не к пассивному чтению, а к активности и внимательности. Обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, следить за собственным пониманием в процессе чтения текста или восприятия любой другой информации. На практике студенты просто пропускают то, что не понимают. И в этом случае пометка «вопрос» обязывает их быть внимательными и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с существующими представлениями.
2. Левандовский А. А., Мироненко С. В., Щетинов Ю. А. История России: ХХ - начало ХХI в.: Учебник для 11 класса общеобраз. учреждений. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 384 с.
3. Сахаров А. Н., Загладин Н. В. История с древнейших времен до конца XIX века: учеб. для 10 кл. общеобразоват. орг-ций. Базовый уровень. — 2-е изд. - М.: ООО «Русское слово», 2017. - 448 с.
4. Соловьев В.М. Русская культура: с древнейших времен до наших дней. – М.: Белый город, 2017. - 735 с.
5. Чернова М.Н. История России. 6 класс: тетрадь для проектов и творческих работ: учебное пособие для общеобразовательных организаций: [6+] / М. Н. Чернова, М. И. Макарова. - М: Просвещение, 2018. - 127 с.
6. Шестаков В. А. История России XX - начало XXI века. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учрежд.: профильный уровень. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 399 с.
Электронные ресурсы
7. Гиль А.В. Методические приемы изучения вопросов культуры на уроках истории. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43089181 (дата обращения 17.12.2022)
8. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006637018 (дата обращения 17.12.2022)
9. Интерактивный метод обучения «Кроссенс». – URL: https://eduportal44.ru/koiro/enpj/358_2016/6.pdf (дата обращения 17.12.2022)
10. История России. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович. https://search.rsl.ru/ru/record/01008000481 (дата обращения 17.12.2022)
11. История России. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. /под ред. А. В. Торкунова. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01008000481 (дата обращения 17.12.2022)
12. Камардина Н.В. Актуальность изучения вопросов культуры в курсе истории России в старшей школе (из опыта работы). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-izucheniya (дата обращения 17.12.2022)
13 МБОУ №121 г. Нижний Новгород. – URL: https://sch121.edusite.ru/(дата обращения 17.12.2022)
14. Опросник Ч.Д. Спилбергера. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Методика_диагностики_самооценки_Ч.Д._Спилбергера,_Ю.Л._Ханина (дата обращения 17.12.2022)
15. Сахаров А. Н., Буганов В. И. История с древнейших времен до конца XIX века. В 2-х частях. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учр-й: профильный уровень. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006628415 (дата обращения 17.12.2022)
16. Федчиняк А. А. Методические рекомендации по преподаванию истории повседневности в школьном курсе новой истории. – URL: https://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_11_34_9567.pdf (дата обращения 17.12.2022)
17. Хазеева Л.Х. Формирование культурологической компетенции на уроках истории и обществознания. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie (дата обращения 17.12.2022)
18. Шурилова Т. Б. Развитие идей культурологического подхода в истории педагогической мысли и образования. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-idey (дата обращения 17.12.2022)
19. Технология «критическое мышление» прием «Инсерт» – URL: https://pesch-shryb.edu.yar.ru/uchitelskaya/karamisheva/4.pdf (дата обращения 17.12.2022)
Вопрос-ответ:
Зачем изучать вопросы культуры на уроках истории?
Изучение вопросов культуры на уроках истории позволяет учащимся более глубоко понять исторический контекст событий, а также понять влияние культурных факторов на развитие общества. Это помогает развивать историческое мышление и расширять культурную грамотность.
Какой подход к изучению культуры используется на уроках истории?
На уроках истории используется культурологический подход, который позволяет рассмотреть исторические явления и события через призму культуры. Это включает изучение исторических процессов, их социокультурные аспекты и влияние культуры на общество.
Как формируется историческое мышление учащихся на уроках истории?
Формирование исторического мышления на уроках истории происходит через анализ источников, развитие навыков исторического анализа, рефлексии и сопоставления разных исторических периодов. Также важным аспектом является изучение культурных факторов и их влияния на формирование событий.
Какие источники используются при изучении культуры России XIII века на уроках истории?
При изучении культуры России XIII века на уроках истории используются различные источники, включая письменные источники (хроники, летописи), материальные источники (архитектура, артефакты, украшения) и визуальные источники (иллюстрации, фрески). Использование таких источников позволяет более полно представить культурную обстановку того времени.
Какие методические аспекты важны при изучении культуры на уроках истории?
При изучении культуры на уроках истории важно учитывать методические аспекты, такие как выбор подходящих учебных материалов, использование различных методов и форм работы, проведение практических занятий и экскурсий, а также использование интерактивных технологий. Это помогает сделать уроки более интересными и эффективными для учащихся.
Какие аспекты изучаются на уроках истории, связанные с культурой?
На уроках истории изучаются различные аспекты культуры, такие как искусство, архитектура, фольклор, музыка, традиции и обычаи народов и т.д.
Какой подход используется при изучении культуры на уроках истории?
При изучении культуры на уроках истории используется культурологический подход, который позволяет анализировать и понимать культуру в контексте исторического развития общества.
Как формируется историческое мышление учащихся на уроках истории?
Формирование исторического мышления учащихся происходит на уроках истории через анализ исторических событий, изучение источников и документов, развитие критического мышления и умения аргументировать свою точку зрения.
Какие источники можно использовать при изучении культуры России XIII века на уроках истории?
При изучении культуры России XIII века на уроках истории можно использовать различные источники, такие как хроники, письма, археологические находки, иконопись, летописи, а также исторические исследования и статьи.
Какие методические аспекты важно учесть при изучении культуры на уроках истории?
При изучении культуры на уроках истории важно учитывать разнообразие методов и приемов обучения, использование интерактивных форм работы, разработку дополнительного материала, формирование умения анализировать и интерпретировать исторические источники и т.д.
Каким образом можно изучать культуру на уроках истории?
Изучение культуры на уроках истории проводится с использованием различных методов и приемов. Учитель может применять анализ источников, чтение и интерпретацию текстов, обсуждение исторических событий, проведение проектной работы и множество других активных форм работы. Главное при изучении культуры - это обеспечить ученикам понимание ее роли и значение в историческом процессе.
Как формируется историческое мышление у учеников на уроках истории?
Формирование исторического мышления на уроках истории осуществляется через развитие познавательных умений и навыков. Учитель может стимулировать учеников к анализу источников, постановке и решению проблемных задач, созданию исторических гипотез, осуществлению исторических реконструкций и др. Таким образом, ученики научатся мыслить и аргументировать свои выводы на основе исторических фактов и аргументов.