Образовательный потенциал игрового кино в обучении английскому языку в старшей школе
Заказать уникальную дипломную работу- 65 65 страниц
- 49 + 49 источников
- Добавлена 01.02.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 5
1 Теоретические основы использования аутентичных видеоматериалов при обучении иностранному языку на старшем этапе в школе 9
1.1 Значение аутентичных видеоматериалов в формировании коммуникативной иноязычной компетенции на старшем этапе 9
1.2 Психолого-педагогические особенности обучающихся старшего школьного возраста 14
2 Игровое кино на уроках английского языка 18
2.1 Потенциал игрового кино как методического инструментария для развития основных видов речевой деятельности 18
2.2 Использование игрового кино для повышения мотивации и эффективности обучения 26
Выводы по главе 2 30
3 Практика применения игрового кино в обучении английскому языку на старшем этапе 33
3.1 Учебно-тематическое планирование уроков английского языка в 11 классе с использованием игрового кино 33
3.2 Работка системы упражнений для дидактизации аутентичного игрового кино и технологической карты проведения урока в 10 классе 39
3.3 Методические рекомендации использования игрового кино на уроках иностранного языка в старших классах 48
Выводы по главе 3 51
Заключение 54
Список использованной литературы и источников 56
Приложение Технологическая карта проведения урока английского языка с использованием игрового кино в 10 классе 62
(Слайд 10)Рассмотрев методологическую ценность каждого из предлагаемых эпизодов, был отобран один для подготовки проведения урока в 10 классе и разработана система упражнений в три этапа. На начальном этапе необходимо обозначить задачи, решаемые в ходе работы. Основной этап включает в себя непосредственно разработку упражнений, нацеленных на решение обозначенных задач. На заключительном этапе формируется раздаточный материал для занятий, производится нарезка видеофрагментов.Цели и задачи основного этапа представлены на схеме слайда 10.(Слайд 11)На этапе предпросмотраpre-viewing предлагаются следующие задания:1. Установочная беседа2. Лексическая подготовка к просмотру3. Работа с диалогами.Просмотровый этап может сопровождаться следующими упражнениями:4. Answerthequestions5. ЗаданияпотипуWh-questions, gaps filling, matching6. Задание на определение верных и неверных утверждений (true/false),установление причинно-следственных связей, пересказ содержания эпизода с опорой на скриншоты.Послепросмотровый этап after-viewing направлен на развитие творческих способностей и навыков обоих продуктивных видов речевой деятельности – говорения и письма: подготовка и проведение дискуссии, установление логической последовательности,написание сообщения в блог, рецензии или аннотации.Данные упражнения использованы при составлении технологической карты урока по теме «Travelling, закрепление прошедшего времени глаголов» с включением эпизода игрового кино. Итог проделанной работе по изучению теории использования игрового кино в обучении английскому языку в старших классах и ее практическому применению для развития лексических и грамматических навыков как основы говорения стали основой для составления методических рекомендаций. По проведенному исследованию можно сделать следующие выводы:1. Современные технологии открыли для педагогов и их учеников неограниченный доступ к аутентичным текстам. Вне страны, где используют английский язык как средство коммуникации, создать естественные условия использования языка очень сложно. Этому способствует использование различных видеоматериалов, в частности, игрового кино, которое помогает воссоздать среду естественного общения.2. Значение таких материалов состоит не только в том, что они являются авторитетным источником языковых образцов, но и предоставляют «из первых рук» страноведческую информацию о нормах поведения, образе жизни, привычках, традициях разных слоев англоговорящих стран. Как и любое другое художественное произведение, игровое кино обладает огромной силой эмоционального воздействия. Эти факторы способствуют не только совершенствованию знаний, навыков и умений, формированию иноязычной компетенции, но и поддерживают мотивацию, интерес к дальнейшему изучению английского языка как средства общения и получения новых знаний.3.Обобщая опыт работы, нами была предпринята попытка разработать творческие задания, ориентированные на развитие навыков говорения навыков обучающихся в учебном процессе. Результатом этих заданий должны стать более высокий уровень развития коммуникации, применение обучающимися эффективного общения в процессе выполнения заданий.(Слайд 12)Теоретическую значимость исследования определило рассмотрение общетеоретических основ формирования коммуникативной компетенции на этапе старших классов средней школы, дальнейшее осмысление возможностей использования аутентичного игрового кино в иноязычном образовании и подготовка методических указаний на основе анализа практического опыта применения игрового кино в обучении английскому языку старшеклассников.Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования при обучении английскому языку как основному иностранному языку в старших классах, в системе среднего профессионального и высшего образования, а также для практического обучения будущих учителей иностранного языка. Предложенные упражнения и задания могут служить в качестве шаблонов для подготовки к использованию других видеоматериалов. В перспективе дальнейшего исследования стоит апробирование практических результатов в педагогической практике автора и создание комплексов упражнений и заданий для эффективного овладения лексическими и грамматическими навыками для целенаправленного развития различных видов речевой деятельности в средней школе.(Слайд 13) На этом мое выступление закончено. Благодарю за внимание!
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 31 мая 2021 г. № 287. [Электронный ресурс]: https://fgosreestr.ru/uploads/files/ 238eb2e61e443460b65a83a2242abd57.pdf (дата обращения 19.12.2022).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Минобразования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 в редакции 2022 г. [Электронный ресурс]: http://www.edu.ru/documents/view/60641/ (дата обращения 19.12.2022).
3. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования от 28 июня 2016 г. № 2/16-з. [Электронный ресурс]: https://fgosreestr.ru/uploads/files/69794bfca0da4ae81cb56e282fa696a6.pdf
3. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования от 14 октября 2022 г., протокол № 8/22. Английский язык. – М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2022. – 71 с.
4. Приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766» [Электронный ресурс]. – URL : http://publication.pravo. gov.ru/ Document/View/0001202103020043 (дата обращения 12.11.2022).
Учебно-методические и научные издания:
5. Акопян Г.В. Использование видеоматериалов в учебном процессе / Г.В. Акопян // Развитие личности как стратегия современной системы образования: Материалы научно-практической конференции. – Воронеж: Научная книга, 2016. – С. 220-224.
6. Ариас А.М. Художественный фильм как средство формирования лингвосоциокультурной компетенции на занятиях по иностранному языку в вузе / А.М. Ариас // Ученые записки университета Лесгафта. – 2016. – №8. (138). – С. 7–13.
7. Артамонова Г.О. Аутентичные видеоматериалы как средство повышения мотивации студентов к самостоятельной работе Г.О. Артамонова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т.5. – № 4 (17). – С. 51-54.
8. Баграмянц Н.Л. Видеометод как средство формирования межкультурной компетенции // Коммуникация в современном поликультурном мире: диалог культур: Ежегодный сборник научных трудов. – М., 2014. – С. 277-288.
9. Барменкова О.И. использование видеоматериалов для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка. Журнал Эксперимент и инновации в школе. – 2011. – № 5.– С. 75-79.
10. Бим И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам / И.И. Бим // Компетенции в образовании: опыт проектирования: Сб. научных трудов. – 2007. – М.: ИНЭК. – С. 156-163.
11. Бобрикова О.С. Технология формирования социолингвистической компетенции студентов на материале аутентичных видеофильмов. Журнал Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, 2011. – № 1. – С. 78–-85.
12. Бочарникова М.А. Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление в научной среде // Молодой ученый. – 2009. – №8. – С. 130-132.
13. Быков В.Ю. Использование художественного фильма на уроках английского языка в старших классах // Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции «Опыт, проблемы и перспективы деятельности муниципальных методических служб в Смоленской области». – 2010. – № 6. – С. 41-45.
14. Вульфович Е.В. Организация самостоятельной работы по иностранному языку на основе модели «перевернутый класс» / Е.В. Вульфович // Высшее образование в России. – 2017. – № 4 (211). – С. 88-95.
15. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Академия, 2006. – 336 с.
16. Дамм Т.М. Использование аутентичных фильмов с субтитрами при обучении английскому языку // Журнал Концепт, 2013. – № 4. – С. 56-61.
17. Джененко О.В. Лингводидактический потенциал аутентичных видеоресурсов в формировании профессиональной иноязычной аудитивной компетенции в области международного туризма / О.В. Джененко // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2020. – Т. 5. – Вып.2. – С. 170-175.
18. Дубинина Т. Г. Использование видео на уроках иностранного языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся. URL: http://www.ref.by/refs/29/29117/1.html (дата обращения 09.11.2022).
19. Жильцова О.В. Использование художественного фильма «Tess of the d’Urbervilles» на занятиях иностранного языка в нефилологическом вузе. Теоретический и практический аспекты. / О.В. Жильцова // Журнал Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 2011. – № 2. – С. 56-61.
20. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие для вузов / И.А. Зимняя. – М., 1999. – 384 с.
21. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе/ И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1991. – 219 с.
22. Ирисханова К.М. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка / К.М. Ирисханова (пер. и общ. ред.). – Страсбург: Департамент по языковой политике, 2001; М.: МГЛУ, 2003. – 256 с.
23. Исупова М.М. Использование неигровых аутентичных видеоматериалов при обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов / М.М. Исупова // ИСОМ. – 2016. – №2-2. – С. 148-153.
24. Каджаспиров, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования / Г.М. Каджаспирова, К.В. Петров. – М. : Академия ИЦ, 2008. – 351 с.
25. Князева Л.В. Использование видео-ресурсов (видеоматериалов) на уроках английского языка в рамках фгос // National Science. – 2022. – №2. – С. 30-33.
26. Ковалева Е.У. Использование аутентичного фильма «CATCH ME IF YOU CAN» на уроках английского языка в неязыковом вузе // Язык и культура, 2014. – № 10. – С. 114-119.
27. Крамаренко Б.В. Мобильные технологии обучения молодежи и видеометоды // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2008. – Т. 14. – № 3. – С. 40-43. 28. Леонтьев А.А. Психолингвистика в овладении языком / А.А. Леонтьев // Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 1999. – С. 145-151.
29. Леонтьева Т.П. Опыт и перспективы применения видео в обучении иностранным языкам / Т.П. Леонтьева // Нетрадиционные методы обучения иностранным языкам в вузе: материалы респ. конференции. – Минск, 1995. – С. 61-74.
30. Мильруд Р.П. Критерии содержательной аутентичности учебного текста / Р.П. Мильруд, Е.В. Носонович // ИЯШ. – 1999. – № 2. – С. 8-12.
31. Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность: коллективная монография / А.А. Миролюбов, Н.Д. Гальскова, И.Л. Бим; под ред. А.А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 2010. – 463 с.
32. Мятова М.И. Использование видеофильмов при обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе / М.И. Мятова // Иностранные языки в школе. – 2006. – № 4. – С. 31-32.
33. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
34. Рогова Г.В. О некоторых причинах снижения интереса к предмету «Иностранный язык» у школьников / Г.В. Рогова, З.Н. Никитенко // Иностр. яз. в школе. – 1982. – № 2. – С. 28-32.
35. Савинова Н.А. Аутентичные материалы как составная часть формирования коммуникативной компетенции / Н.А. Савинова, Л.В. Михалева // Вестник Томского государственного университета. 2007. – №294. – С. 116-119.
36. Савицкая Н.С. Использование аутентичных видеоматериалов при формировании навыков говорения на занятиях по иностранному языку / Н.С. Савицкая, Р.М. Даниленко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2011. – № 2. – С. 45-49.
37. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях / В.В. Сафонова. – М.: Еврошкола, 2004. – 236 с.
38. Сафонова В.В. Методические принципы отбора аутентичных аудио-фильмов для учебных целей / В.В. Сафонова, Н.В. Базина // Иностранные языки в школе. – №7. – М : Просвещение, 2014. – С. 2-10.
39. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
40. Скляренко Р.П. Активизация процесса обучения посредством видеофильмов в условиях интернационализации образовательных систем / Р.П. Скляренко. – М.: УПЦ ГИ МИИТ, 2014. – 80 с.
41. Солтанбекова О.Т. Коммуникативная компетенция и ее составляющие / О.Т. Солтанбекова // Известия ВГПУ. – 2008. – №6. – С. 40-44.
42. Спиридонова А.Н. Использование художественных фильмов на уроках английского языка / А.Н. Спиридонова // Девятая территориальная научно-практическая конференция «Наша новая школа: проблемы и перспективы реализации» (Секция 5-7. Профессиональное обеспечение ценностно-ориентированного образования и воспитания. – 2012. – С. 96–101.
43. Терехов И.В. Изучение речевого поведения носителей языка на материале современного британского кино : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / И.В. Терехов. – Тамбов, 2011. – 24 с.
44. Фарисенкова Л.В. Уровни коммуникативной компетенции в теории и на практике /Л.В. Фарисенкова. – М., 2000. – 268 с.
45. Формановская Н.И. Речевое общение: коммуникативно- прагматический подход / Н.И. Формановская. – М.: Русский язык, 2002. – 216 с.
46. Хохлова А.А. Использование видеоматериалов в обучении иностранному языку как средство расширения словарного запаса. Журнал Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2015. – № 8. – С. 85–89.
47. Щукин А.Н. Методика преподавания иностранных языков: учебник для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по направлению подготовки "Лингвистика" / А.Н. Щукин, Г.М. Фролова. – М.: Академия, 2015. – 288 с.
Используемые источники:
48. Английский в фокусе. Английский язык. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.В. Афанасьева, Д. Дули, И.В. Михеева и др. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2021. – 248 с.
49. Английский в фокусе. Английский язык.. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.В.Афанасьева, Дж. Дули,. И.В. Михеева и др. – 3-е изд.. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2018. – 244 с.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические основы лежат в основе использования аутентичных видеоматериалов при обучении иностранному языку на старшем этапе в школе?
Использование аутентичных видеоматериалов при обучении иностранному языку на старшем этапе основано на принципе коммуникативного подхода в образовании, который предполагает развитие навыков общения на иностранном языке через использование реальных, живых материалов.
Каково значение аутентичных видеоматериалов в формировании коммуникативной иноязычной компетенции на старшем этапе обучения?
Аутентичные видеоматериалы позволяют обогатить словарный запас учеников, ознакомить их с нативным произношением и интонацией, а также развить навыки аудирования, понимания иностранной речи в реальных ситуациях общения.
Какие психолого-педагогические особенности присущи обучающимся старшего школьного возраста?
Обучающиеся старшего школьного возраста характеризуются более развитыми познавательными способностями, активностью и самостоятельностью. Они проявляют интерес к использованию новых технологий и мультимедиа в обучении, что делает использование игрового кино на уроках английского языка особенно эффективным.
Какой потенциал имеет игровое кино как методическое средство на уроках английского языка?
Игровое кино позволяет создать аутентичную ситуацию общения на иностранном языке, развить умение использовать язык в реальных жизненных ситуациях, а также стимулировать учеников к активному использованию знаний и навыков в практической деятельности.
Какой образовательный потенциал имеет игровое кино в обучении английскому языку в старшей школе?
Игровое кино в обучении английскому языку в старшей школе позволяет не только развивать коммуникативные навыки, но и расширять кругозор учеников, погружая их в англоязычную культуру и историю. Также игровое кино способствует развитию творческого мышления и воображения учащихся.
Каково значение аутентичных видеоматериалов при обучении иностранному языку на старшем этапе?
Аутентичные видеоматериалы имеют большое значение при обучении иностранному языку на старшем этапе, так как они позволяют учащимся погрузиться в реальные обстановки, услышать и увидеть, как носители языка ведут себя в различных ситуациях. Это помогает развить коммуникативную иноязычную компетенцию и улучшить понимание английской речи.
Какие психолого-педагогические особенности имеют обучающиеся старшего школьного возраста?
Обучающиеся старшего школьного возраста имеют свои особенности, которые нужно учитывать при обучении английскому языку. В этом возрасте у них уже сформированы базовые навыки и знания, поэтому важно предоставить им интересные и практические задания. Также важно учитывать их мотивацию, дать возможность проявить свою творческую и активную сторону, а также создать дружественную и поддерживающую обстановку в классе.
Каков потенциал игрового кино как методического инструмента на уроках английского языка?
Игровое кино имеет большой потенциал в обучении английскому языку на уроках. Оно делает процесс обучения интересным и мотивирующим для учащихся. Игровое кино помогает развить речевые навыки, улучшить понимание речи носителей языка, а также обогатить словарный запас и развить коммуникативную компетенцию.
Какие теоретические основы лежат в основе использования аутентичных видеоматериалов при обучении иностранному языку на старшем этапе в школе?
Использование аутентичных видеоматериалов при обучении иностранному языку на старшем этапе основывается на принципах аутентичного общения и реалистичного применения языковых навыков. Аутентичные видеоматериалы отражают реальные ситуации и речь носителей языка. Использование таких материалов помогает учащимся привыкнуть к реальной речи и развить навыки аутентичного общения и понимания английской речи.