Мораль и нравственность в посланиях апостола иакова
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 28.01.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Апостол Иаков и его Соборное Послание 6
1.1.Св. апостол Иаков 6
1.2.Краткий обзор Соборного Послания апостола Иакова 9
Глава 2. Содержание Соборного Послания в аспекте морально-нравственной проблематики 15
2.1.Важные христианские добродетели и борьба с грехом и искушениями 15
2.2.Проблема очищения от греха в Послании св. апостола Иакова. Эсхатологический аспект христианской морали и нравственности 18
Заключение 25
Список литературы 29
И это Таинство также имеет ветхозаветные прообразы.Книги Исход и Левит описывают «жертву за грех». Данная жертва приносилась в том случае, если человек оказывался ритуально нечист или нарушил религиозные и моральные нормы. Кроме того, есть упоминания о строгом после, постоянной молитве как способах покаяния в грехе. Однако приход Спасителя в наш мир избавляет человечество от греха, от необходимости принесения жертв. Но без покаяния человек не может стяжать все иные добродетели, обрести смирение. Принятие Таинства исповеди – это показатель того, что христианин осознает степень своей греховность, что он стремится к совершенствованию и желает преодолеть собственную греховную природу. Через исповедь человек получает не только прощение грехов, но и Божественную благодать. Божественная благодать выступает как условие спасения, жизни вечной во Христе. Таинство исповеди не может совершиться без покаяния и раскаяния. То есть, перед исповедью человек проделывает огромную сложную работу над собой, порой весьма длительную и болезненную, он должен вспомнить все прегрешения, запомнить их, раскаяться, исповедоваться, а затем запомнить эти грехи ради смирения и неповторения их в будущем. Исповедь – это необходимое условие принятия другого великого Таинства – Таинства Евхаристии. Появление же исповеди как таинства в христианской церкви произошло сравнительно поздно. Первый века существования христианства ознаменовались существованием как публичной (если тяжкий грех), так и тайной исповеди. Традиция исповедования грехов перед священниками зарождается примерно в V по IX в.; как первый устав мы можем выделить Устав Иоанна Постника, который стал частью Номоканона Иоанна Постника.От кающегося требуется искреннее покаяние в грехе, о грехе следует рассказать. Безусловно, особое значение придается наличию намерения к исправлению. Кроме того, следует выделить и такой аспект, как вера в Божественное милосердие. Таинство покаяния представлено подготовительным этапом, то есть, пребыванием человека в после и молитве. Истинное покаяние всегда ведет к прощению, поскольку Божественная милость безгранична, тем не менее, от человека требуется не совершать более этих прегрешений. Кроме того, существуют и такие грехи, которые направлены против Святого Духа, например, человек не испытывает веры в Бога. Соответственно, такие люди не способны к искреннему раскаянию. Если рассматривать перевод с греческого языка, то покаяние переводится как перемена мыслей и ума. Таким образом, основной момент заключается не только в осознании греховности, но и в наличии стремления исправиться. Покаяние есть средство самосовершенствования, борьбы теми страстями, которые разрушают душу. И искреннее покаяние, безусловно, облагораживает душу человека. Покаяние и раскаяние не следует отождествлять. Например, человек может осознавать свой грех, однако не прикладывать усилия для совершенствования. Но является возможным и вариант, при котором осознание становится импульсом к исправлению. Человек прикладывает все возможные усилия для того, чтобы обрести духовное совершенство. Нравственное совершенство не достигается лишь осознанием, человеку следует посвятить каждый день своей жизни борьбе с грехом. Согласно мысли апостола Иакова, в обретении морально-нравственного совершенства важно терпение христианина, его упорство в борьбе с собственными недостатками. Но все же, как полагает св. ап. Иаков, существует у христианина и предел долготерпения, а именно, речь идет о втором пришествии Господа. Как земледельцы ждут всходов, так и христианин должен пребывать в терпеливом ожидании пришествия Христа во всей Славе, это Пришествие станет залогом того, что каждый человек получит по делам, которые он совершил:«Пришествие Христово приближается». Таким образом, как уже отмечалось ранее, для апостола Иакова важен эсхатологический аспект христианской морали и нравственности. Безусловно, мы не можем знать, когда же состоится Второе Пришествие, тем не менее, св. апостол Иаков пишет о том, что важна готовность человека к встрече со Спасителем. И эта готовность напрямую выражена в том, что человек стремится работать над своим духовным обликом. И св. апостол Иаков указывает, что еще в Ветхом Завете есть прекрасные примеры терпения, перенесения страдания, в частности, пророки сталкивались с преследованиями, но были вознаграждены Божественной милостью. ЗаключениеИтак, Соборное Послание св. ап. Иакова направлено на укрепление духа людей. Апостол пишет о том, как следует вести себя, ожидая Мессию, Страшный Суд станет тем событием, которое и определит, каковы были христианские заслуги человека. Неустанное стремление к морально-нравственному совершенствованию есть залог получения Божественной милости. Уже в начале послания апостол Иаков отмечает, что верующим людям постоянно посылаются многочисленные испытания, искушения, тем не менее, вера спасает. Также следует обязательно подкреплять свою веру делами. Апостол Иаков призывает не испытывать страха перед испытаниями, бедствиями, так как земная жизнь с ее несовершенствами укрепляет человека, его веру, а нравственное совершенство достигается посредством терпения, которое апостол называет подлинным христианским подвигом. Борьба с искушениями и бедствиями может стать непосильной ношей, но все же, апостол Иаков отмечает, что уныние и малодушие не помогут, верующий человек должен испрашивать у Бога мудрости и сил. Он должен помнить о том, что близится Страшный Суд. И эта памятование, как полагал апостол Иаков, укрепляет христианина в борьбе. Совершенное христианское терпение – это, конечно же, очень высокая добродетель, у человека часто силы ослабеванию, но, тем не менее, как полагает св. апостол Иаков, следует стремиться к тому, чтобы достигать особую духовную мудрость: «Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой» (ст. 6) — «да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (ст. 7-8).Св. апостол Иакова в своем Послании уделил внимание Таинствам, молитве. Молитва есть проявление твердости и непоколебимости веры христианина. Через молитву осуществляется Богообщение, молитва укрепляет в вере, позволяя человеку соединиться с Богом, испытать проявления Божественной благодати. И если у христианина есть истинная христианская мудрость, то все испытания в земной жизни он воспринимает радостно, а материальные аспекты бытия волнуют его в гораздо меньшей степени: «Да хвалится же брат смиренный в высоте своей» (ст. 9).Для того христианина, который укреплен в вере, все скорби и испытания являются доказательством Божественной милости: «А богатый (да хвалится) унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве» (ст. 10-11) — богатый может хвалиться или утешать себя лишь сознанием ничтожности, тленности своего богатства. Через испытания осуществляется совершенствование человеческой души, соответственно, апостол Иаков призывает не пугаться такого рода испытаний. Св. апостол указывает, что Господь посылает людям испытания не ради вовлечения в греховное состояние, а для укрепления сил, чтобы человек получил возможность обрести совершенство и свободу от греха. И если у человека отсутствует возможность борьбы с искушениями, то вина за это лежит на самом человеке, поскольку он «искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (ст. 14). Господь же всегда оказывает помощь в нравственном совершенствовании и умножении добра. Кроме того, ценны слова апостола Иакова относительно отношения христианина к слову истины (ст. 18-27). Так как все мы рождены от Бога словом истины, нам следует заботиться о собственной духовности, а это, в свою очередь, связано с умением слышать Бога, контролировать свои слова, дела.Гнев, ревность – эти качества придают христианину особую уязвимость перед грехом, происходит отделение человека от Божественной правды. Тем не менее, одного слышания Слова недостаточно. Для того, чтобы достойно принять испытание Страшным Судом, человек должен добиваться от себя исполнения Слова. Пустое и лживое благочестие не является спасительным, так как от верующего человека требуется проведение в жизнь всех требований нравственного Закона. Таким образом, рассудочная вера не ведет к спасению, вся жизнь человека должна подтверждать эту веру. Для св. апостола Иакова истинная спасающая вера всегда связана с совершением добрых дел, причем, вера первична, тогда как дела совершаются во имя веры, являясь ее деятельным результатом. То есть, св. Иаков подчеркивал, что перед Вторым Пришествием каждый человек должен осознать взаимосвязь веры и дела, так как в отдельности спасение не достигается. Вера и дела нераздельны, они есть разные стороны одного. Страшный Суд – это тяжкое испытание для грешника, то человек, который пребывает в христианской любви и добродетели, рассматривает это испытание иначе, то есть, он не испытывает страха перед этим событием, но тщательно совершенствует себя. Апостол Иаков указывает, что есть такие люди, которые стремятся учить других правильной жизни. Тем не менее, это есть пустое благочестие. Все слова человека должны тщательно контролироваться, укрощать собственный язык и избегать пустословия крайне важно. Обладающий истинной христианской мудростью чист в побуждениях и намерениях, он проявляет скромность и кротость в желаниях, он оказывает помощь ближним, наполнен милосердием и творит добрые дела. То есть, св. апостол Иаков призывает верующих выстраивать свою жизнь согласно мудрости, так как именно она способна привести верующих к спасению на Страшном Суде. Список литературыАверкий (Таушев), архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета.// http://www.sedmitza.ru/lib/text/430477/Алексий (Поликарпов), архим. Исповедь. Ответы на вопросы прихожан.//Путь покаяния. – М., 2005.// http://www.wco.ru/biblio/books/alx-poli/H00-T.htmАлымов В. Лекции по исторической литургике.// https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/lektsii-po-istoricheskoj-liturgike/Блаженный Феофилакт (Архиепископ Болгарский). Толкования на Соборные Послания святых апостолов.//http://sdruzhie-volga.ru/knigi/blazhennyj_feofilakt-arkhiepiskop_bolgarskij-tolko.htm#_Toc287854985Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. - Сергиев Посад. 1918.Дергалев С., свящ. Введение в православную аскетику. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-i-asketika/vvedenie-v-pravoslavnuyu-asketiku/4_3Илларион (Алфеев), митр. Святоотеческое учение об Евхаристии. http://pravoslavie.by/page_book/81128Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. 4-е изд., испр. и доп. – М., 2001. Киприан (Керн), архимандрит. Евхаристия. - Париж: YMCA — Press, 1995.Лопухин А.П., проф. Толковая Библия Ветхого и Нового Завета.// http://azbyka.ru/otechnik/?Lopuhin/tolkovaja_bibliaЛященко И., диакон. Литургия апостола Иакова.// http://www.blagobor.by/article/liturgia/yakovМакарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое Богословие. Том 1. // [электронный ресурс]. Азбука веры. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom1/2_12 Покаяние. Вера православная.// http://verapravoslavnaya.ru/?PokayanieПравила Святых Вселенских соборов с толкованиями. - М.: Паломник, 2000.Православное учение о церковной иерархии:Антология святоотеческих текстов. - М., 2012.Священное Писание Нового Завета. – Сергиев Посад, 2005.// http://otechnik.narod.ru/novzavetsv1.htm Сергий (Ляпидевский), митр. О Таинстве елеосвящения. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapidevskij/o-tainstve-eleosvjashenija/Скабалланович М. Толковый Типикон. М.: изд-во Сретенского монастыря, 2004.Соборное Послание святого апостола Иакова.//http://www.sedmitza.ru/lib/text/430595/Тиссен Г.К. Эсхатология. Глава Вторая.// http://pastor-vladimir.net/g-k-tissen-esxatologiya-glava-2-vtoroe-prishestvie-xrista-priroda-ego-prishestviya/Тиссен Г.К. Лекции по систематическому богословию. – СПб., 1994. Христианство. Энциклопедический словарь: в 3 т.: т.2. - М.: Изд-во Большая Российская энциклопедия, 1993.
Список литературы
1. Аверкий (Таушев), архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета.// http://www.sedmitza.ru/lib/text/430477/
2. Алексий (Поликарпов), архим. Исповедь. Ответы на вопросы прихожан.//Путь покаяния. – М., 2005.// http://www.wco.ru/biblio/books/alx-poli/H00-T.htm
3. Алымов В. Лекции по исторической литургике.// https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/lektsii-po-istoricheskoj-liturgike/
4. Блаженный Феофилакт (Архиепископ Болгарский). Толкования на Соборные Послания святых апостолов.//http://sdruzhie-volga.ru/knigi/blazhennyj_feofilakt-arkhiepiskop_bolgarskij-tolko.htm#_Toc287854985
5. Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. - Сергиев Посад. 1918.
6. Дергалев С., свящ. Введение в православную аскетику. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-i-asketika/vvedenie-v-pravoslavnuyu-asketiku/4_3
7. Илларион (Алфеев), митр. Святоотеческое учение об Евхаристии. http://pravoslavie.by/page_book/81128
8. Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. 4-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
9. Киприан (Керн), архимандрит. Евхаристия. - Париж: YMCA — Press, 1995.
10. Лопухин А.П., проф. Толковая Библия Ветхого и Нового Завета.// http://azbyka.ru/otechnik/?Lopuhin/tolkovaja_biblia
11. Лященко И., диакон. Литургия апостола Иакова.// http://www.blagobor.by/article/liturgia/yakov
12. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое Богословие. Том 1. // [электронный ресурс]. Азбука веры. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom1/2_12
13. Покаяние. Вера православная.// http://verapravoslavnaya.ru/?Pokayanie
14. Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями. - М.: Паломник, 2000.
15. Православное учение о церковной иерархии: Антология святоотеческих текстов. - М., 2012.
16. Священное Писание Нового Завета. – Сергиев Посад, 2005.// http://otechnik.narod.ru/novzavetsv1.htm
17. Сергий (Ляпидевский), митр. О Таинстве елеосвящения. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapidevskij/o-tainstve-eleosvjashenija/
18. Скабалланович М. Толковый Типикон. М.: изд-во Сретенского монастыря, 2004.
19. Соборное Послание святого апостола Иакова.// http://www.sedmitza.ru/lib/text/430595/
20. Тиссен Г.К. Эсхатология. Глава Вторая.// http://pastor-vladimir.net/g-k-tissen-esxatologiya-glava-2-vtoroe-prishestvie-xrista-priroda-ego-prishestviya/
21. Тиссен Г.К. Лекции по систематическому богословию. – СПб., 1994.
22. Христианство. Энциклопедический словарь: в 3 т.: т.2. - М.: Изд-во Большая Российская энциклопедия, 1993.
Вопрос-ответ:
Что порождает христианскую мораль и нравственность?
Христианская мораль и нравственность порождаются верой в Бога и следованием Его заповедям. Апостол Иаков в своем послании обращается к христианам, чтобы укрепить их веру и напомнить им о важности жизни по Божьим заповедям.
Какие добродетели являются важными для христианской морали?
Для христианской морали важны такие добродетели, как верность, смирение, милосердие, честность, терпение и др. Апостол Иаков призывает христиан бороться с грехом и искушениями, развивая эти добродетели и принося их плоды в своей жизни.
Какую проблему апостол Иаков освещает в своем послании?
Апостол Иаков освещает проблему очищения от греха. Он призывает христиан к покаянию и обращению к Богу, чтобы получить прощение и искупление за свои грехи. В своем послании апостол Иаков дает надежду на будущую жизнь после смерти и призывает верующих жить в согласии с Божьими заповедями.
Какой эсхатологический аспект присутствует в Послании апостола Иакова?
В Послании апостола Иакова присутствует эсхатологический аспект, связанный с будущей судьбой человека. Апостол Иаков говорит о вознаграждении для тех, кто будет жить по вере и исполнять Божьи заповеди. Он призывает христиан верить в вознаграждение в будущей жизни после смерти.
Какие напутствия апостол Иаков дает христианам в своем послании?
Апостол Иаков дает христианам такие напутствия, как быть терпеливыми в испытаниях, быть смиренными перед Богом и людьми, быть верными слову Божьему, избегать клеветы и преступления закона, быть милосердными и заботиться о бедных и одиноких. Он также призывает христиан к исповеди грехов и молитве друг за друга.
Какие основные темы затрагивает Соборное Послание апостола Иакова?
В Соборном Послании апостола Иакова затрагиваются такие темы, как христианские добродетели, борьба с грехом и искушениями, проблема очищения от греха и эсхатологический аспект христианской морали и нравственности.
Какие важные христианские добродетели упоминаются в Соборном Послании апостола Иакова?
В Соборном Послании апостола Иакова упоминаются такие важные христианские добродетели, как вера, терпение, смирение, милосердие, чистота сердца, искренность и справедливость.
Какой аспект христианской морали и нравственности рассматривается в Соборном Послании апостола Иакова?
В Соборном Послании апостола Иакова рассматривается аспект очищения от греха и эсхатологический аспект христианской морали и нравственности, то есть подход к морали и нравственности, связанный с конечной целью верующего - спасением и будущей жизнью в Царствии Божием.
Как апостол Иаков рассматривает проблему борьбы с грехом и искушениями в своем Послании?
Апостол Иаков призывает верующих к терпению и стойкости в борьбе с грехом и искушениями, а также к постоянному обращению к Богу и вере в Его силу для преодоления греховных искушений.
Какие аспекты морали и нравственности имеют эсхатологическую ориентацию в Послании апостола Иакова?
В Послании апостола Иакова эсхатологический аспект в морали и нравственности выражается в призыве к вере в Бога и ожиданию будущего вознаграждения за праведные поступки, а также в восприятии земной жизни как временной и подготовительной к будущему вечному Царствию Божиему.
Какие темы затрагивает послание апостола Иакова?
Послание апостола Иакова затрагивает различные темы, включая мораль, нравственность, борьбу с грехом и искушениями, очищение от греха, христианские добродетели и эсхатологический аспект христианской морали.