Государственная политика занятости населения
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 22.01.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ 5
1.1. Понятие и виды занятости 5
1.2. Сущность и цели государственной политики занятости 8
1.3. Методы и способы реализации государственной политики занятости 11
2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ 14
2.1. Структура российской занятости 14
2.2. Основные принципы государственной политики занятости в России 17
2.3. Направления политики занятости, проводимой в России 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Указанные принципы государственной политики в области занятости отражают единство и дифференциацию трудового законодательства и многие основные принципы трудового права. На них ориентируются также при правотворчестве и правоприменении норм по обеспечению занятости.2.3. Направления политики занятости, проводимой в РоссииНа сегодняшний день можно выделить следующие основные направлениями государственнойполитики занятости в России:1) Доработка нормативной базы, регламентирующей функционирования рынка труда и трудовых взаимоотношений. Основная деятельность государства здесь направлена на совершенствование таких нормативных актов в сфере трудовых отношений, как Трудовой кодекс РФ и Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации».2) Развитие социального партнерства в сфере занятости населения.Социальное партнерство предполагает совместную работу работодателей, работников и органов власти с целью принятия общих решений в области занятости. 3) Всестороннее содействие занятости населения.На сегодняшний день основными сферами приложения сил в данном направлении являются:- обеспечение эффективного функционирования рынка труда и содействие всем нуждающимся в трудоустройстве; - развитие малого и среднего предпринимательства;- организация общественных работ. Государство считает эти направления важными для снижения напряженности на рынке рабочей силы, недопущения массовой безработицы среди населения, а также формирования эффективной структуры занятости в нашей стране. Естественно, что главным в данной работе будет содействие занятости тех групп населения, которые являются наиболее социально уязвимыми. Здесь политика государства ориентируется, главным образом, на применение мер в тех отраслях и регионах, где наблюдается застойная безработица. Выборочный подход к различным группам безработных выражается в особом выделении помощи остро нуждающимся категориям – женщинам, молодежи, инвалидам.4) Оказание психологической помощи гражданам, оставшимся без работы, их профессиональная переориентация, повышение качества трудовых ресурсов и т.п. Происходящие в современном российском обществе преобразования обусловили высокую необходимость в данной форме регулирования рынка труда. Так, получение первичного образования связано с высоким уровнем безработицы сред не имеющей профессии молодежи. Дальнейшее же повышение уровня квалификации необходимо большому количеству работников, так как у них длительное время не было возможности повышать свой профессиональный уровень из-за развала имеющейся системы переподготовки и кадров. Необходимость в переподготовке также связана с массовым высвобождением работников, в частности женщин, а также специалистов военно-промышленного комплекса. Такая переподготовка в большинстве случаев связана с полной сменой профессий. 5) Оказание социальной поддержки тем категориям населения, которые испытывают повышенную потребность в социальной защите. 6) Содействие внутренней положительной миграции рабочей силы.7) Предоставление различных социальных гарантий и оказание финансовой помощи безработным гражданам.В рамках данного направления признанным безработными гражданам выплачивается пособие по безработице, стипендии, а те, кто долгое время состоит на учете в органах службы занятости и теряют, тем самым, право на получение пособия оказывается определенная материальная помощь.Таким образом, можно сказать, что сегодня российские власти проводят активную и разнообразную политику в области регулирования рынка труда. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что в данной сфере за годы переходного периода накопилось большое количество проблем, а построить современное развитое государство, отвечающее всем требования рыночной экономики, невозможно без хорошо организованного рынка рабочей силы. ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итог проделанной работе следует отметить, что рынок труда были и остается важным элементом социальной и экономической системы как отдельного государства, так и всего мирового сообщества. Уровень и эффективность его функционирования напрямую влияют на направления и темпы развития страны, а, следовательно, и на качество жизни населения. Поэтому в связи с той огромной ролью, которую играет рынок труда в рыночной экономике, возникает острая необходимость в его качественном и эффективном управлении.Для построения эффективного рынка труда и его успешного функционирования нельзя обойтись без его регулирования со стороны государства путем проведения определенной политики занятости населения. Сегодня выделяются две основные цели государственного регулирования рынка труда – это обеспечение полной занятости и построение гибкого рынка труда, обладающего способностью быстро приспосабливаться к постоянно меняющимся экономическим условиям. Если говорить о России, то становление в нашей стране рыночных отношений шло по совсем иному пути, нежели в других развитых государствах. Это связано, в первую очередь, с уникальностью исторического и экономического развития России. Соответственно и формирование современного рынка труда шло в нашей стране по-иному. Главным образом, на развитие трудовых отношений оказало влияние кризисное состояние отечественной экономики 90-х гг. Именно в этот период произошел переход от полной занятости, которая наблюдалась в стране при социализме, где труд был обязательной и безусловной обязанностью каждого гражданина, к свободной экономической активности, присущей свободной рыночной экономике. На сегодняшний день российский рынок труда имеет большое количество проблем, наиболее острыми из которых являются высокий уровень безработицы и отсутствие квалифицированных кадров в определенных областях. Т.к. эти и иные проблемы требуют скорейшего и качественно решения, то в нашей стране на протяжении последних лет реализуется активная политика занятости, которая носит разносторонний характер. В работе были выделены следующие ее основные направления:- во-первых, совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей трудовые отношения и занятость в России;- во-вторых, установление социального партнерства, и в первую очередь, в сфере занятости;- в-третьих, профориентация и психологическая поддержка безработных граждан, развитие качества рабочей силы, содействие повышению квалификации кадров;- в-четвертых, социальная интеграция и поддержка граждан, особо нуждающихся в социальной защите;- в-пятых, оказание помощи при перемещении рабочей силы по территории страны;- в-шестых, предоставление разного рода социальных гарантий и финансовой поддержки безработным гражданам.В рамках всех этих направлений разрабатываются специальные программы действий, которые осуществляются как на федеральном, так и на региональном уровнях, в реализации которых задействованы все органы власти и компетентные структуры.Таким образом, подводя итого проделанной работе, можно сказать, что для дальнейшего развития рынка труда и управления занятостью населения в России не обойтись без активного участия со стороны государства. Необходимо и дальше осуществлять существующий на сегодняшний день программы по стабилизации рынка труда, а также разрабатывать новые адекватные мероприятия. Но следует учитывать, что в России все принимаемые меры должны быть рассчитаны на длительный срок, потому что ликвидировать проблемы, которые накапливались долгие годы, за несколько лет невозможно. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. : [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2875/2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 Г. № 197-ФЗ: [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс. – Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177649/3. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»: [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165863/4. Аксенова, О.Л. Как государство регулирует рынок труда / О.Л. Аксенова // Государственное управление. – 2020. – № 6. – С. 34-39.5. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда / Б.М. Генкин. – М.: Альфа-Пресс, 2016. – 624 с.6. Жаринов, В.Б. Безработица в современной России: динамика и тенденции / В.Б. Жаринов // Экономический вестник. – 2021. – № 10. – С. 21-25.7. Журавлева, Г. П. Экономика / Г. П. Журавлева. – М.: Экономистъ, 2018. – 461 с.8. Капелюшников, Р.И. Проблемное состояние рынка труда Российской Федерации и перспективы его развития / Р.И. Капелюшников // Экономика и труд. – 2020. – № 6. – С. 15-18.9. Калугина, Т.Г., Костыко, Г.С. Управление качеством рабочей силы: состояние, позиция, опыт / Т.Г. Калугина, Г.С. Костыко // Успехи современного естествознания. – 2019. – № 4. – С. 168-170.10. Никифорова, А.А. Рынок труда, занятость и безработица / А.А. Никифорова. – М.: Эксмо, 2017. – 376 с.11. Остапенко, Ю.М. Экономика труда / Ю.М. Остапенко. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 492 с.12. Руденко, Г.Г. Формирование рынков труда / Г.Г. Руденко. – М.: Экзамен, 2016. – 387 с.13. Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования / Под ред. К.И. Микульского. – М.: Наука, 2018. – 445 с.14. Рынок труда и доходы населения / Под ред. Н.А. Волгина. – М.: ИИД «Филинъ», 2015. – 537 с.15. Французова, Т. А. Состояние рынка труда в Российской Федерации на современном этапе / Т. А. Французова // Молодой ученый. – 2021. – №3. – С. 572-575.16. Харина, В.Б. Какие последствия у российской безработицы / В.Б. Харина // Трудовые отношения в России. – 2020. – № 1. – С. 51-53.17. Экономика труда / Под. ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. – М.: Экзамен, 2019. – 736 с. 18. Экономика труда / Под. ред. П.Э. Шлендера, Ю.П. Кокина. – М.: Знание, 2017. – 590 с.19. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://www.gks.ru/
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 Г. № 197-ФЗ: [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177649/
3. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»: [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165863/
4. Аксенова, О.Л. Как государство регулирует рынок труда / О.Л. Аксенова // Государственное управление. – 2020. – № 6. – С. 34-39.
5. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда / Б.М. Генкин. – М.: Альфа-Пресс, 2016. – 624 с.
6. Жаринов, В.Б. Безработица в современной России: динамика и тенденции / В.Б. Жаринов // Экономический вестник. – 2021. – № 10. – С. 21-25.
7. Журавлева, Г. П. Экономика / Г. П. Журавлева. – М.: Экономистъ, 2018. – 461 с.
8. Капелюшников, Р.И. Проблемное состояние рынка труда Российской Федерации и перспективы его развития / Р.И. Капелюшников // Экономика и труд. – 2020. – № 6. – С. 15-18.
9. Калугина, Т.Г., Костыко, Г.С. Управление качеством рабочей силы: состояние, позиция, опыт / Т.Г. Калугина, Г.С. Костыко // Успехи современного естествознания. – 2019. – № 4. – С. 168-170.
10. Никифорова, А.А. Рынок труда, занятость и безработица / А.А. Никифорова. – М.: Эксмо, 2017. – 376 с.
11. Остапенко, Ю.М. Экономика труда / Ю.М. Остапенко. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 492 с.
12. Руденко, Г.Г. Формирование рынков труда / Г.Г. Руденко. – М.: Экзамен, 2016. – 387 с.
13. Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования / Под ред. К.И. Микульского. – М.: Наука, 2018. – 445 с.
14. Рынок труда и доходы населения / Под ред. Н.А. Волгина. – М.: ИИД «Филинъ», 2015. – 537 с.
15. Французова, Т. А. Состояние рынка труда в Российской Федерации на современном этапе / Т. А. Французова // Молодой ученый. – 2021. – №3. – С. 572-575.
16. Харина, В.Б. Какие последствия у российской безработицы / В.Б. Харина // Трудовые отношения в России. – 2020. – № 1. – С. 51-53.
17. Экономика труда / Под. ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. – М.: Экзамен, 2019. – 736 с.
18. Экономика труда / Под. ред. П.Э. Шлендера, Ю.П. Кокина. – М.: Знание, 2017. – 590 с.
19. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://www.gks.ru/
Вопрос-ответ:
Какие виды занятости существуют?
Существует несколько видов занятости. Одним из самых распространенных видов является формальная занятость, когда работник имеет официальный статус и заключает трудовой договор с организацией. Также существует неформальная занятость, когда работник не имеет официального статуса и часто занимается неквалифицированными работами. Еще одним видом занятости является самозанятость, когда человек работает на себя и не является сотрудником организации.
Какие цели преследует государственная политика занятости?
Государственная политика занятости имеет несколько целей. Одна из них - обеспечение высокого уровня занятости населения, то есть уровня трудоустройства, при котором все граждане, желающие работать, смогут найти подходящую работу. Другая цель - снижение безработицы и бедности путем создания новых рабочих мест и развития экономики. Также государство стремится обеспечить равные возможности на рынке труда для всех граждан.
Какие методы и способы используются для реализации государственной политики занятости?
Государство использует различные методы и способы для реализации государственной политики занятости. Один из них - создание специальных программ и проектов, направленных на развитие определенных секторов экономики и создание новых рабочих мест. Также применяются меры стимулирования предпринимательской активности, например, субсидии и льготы для создания собственного бизнеса. Кроме того, государство проводит активную политику образования и подготовки кадров, чтобы соответствовать требованиям рынка труда.
Какова структура занятости в России?
Структура занятости в России включает несколько основных секторов. В настоящее время большая часть населения занята в сфере услуг, таких как торговля, образование, здравоохранение и туризм. Также значительная часть населения занята в промышленности и сельском хозяйстве. Однако имеется и значительная доля неофициальной занятости, особенно в сфере малого бизнеса и самозанятых предпринимателей.
Какие виды занятости существуют?
Существуют различные виды занятости: самозанятость, постоянная занятость, временная занятость, сезонная занятость, работа по совместительству и др.
Какие цели преследует государственная политика занятости?
Основными целями государственной политики занятости являются обеспечение полной и достойной занятости населения, сокращение безработицы, создание условий для развития предпринимательства и развитие человеческого капитала.
Какие методы и способы реализации государственной политики занятости существуют?
Государство может использовать различные меры для реализации политики занятости: активные меры рыночной политики (поддержка предпринимательства, обучение и переобучение населения, стимулирование создания новых рабочих мест), пассивные меры рыночной политики (выплата пособий по безработице, социальная защита безработных), регулирование трудовых отношений и др.
Какая структура занятости в России?
Структура занятости в России включает различные отрасли и сектора экономики. Основные отрасли занятости - промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, образование, здравоохранение и др. Также существует неформальная занятость, которая не учитывается в официальной статистике.
Какие основные принципы государственной политики занятости в России?
Основными принципами государственной политики занятости в России являются равенство возможностей на рынке труда, устойчивость занятости, гарантии социальной защиты работников, стимулирование предпринимательской активности и др.
Какие цели преследует государственная политика занятости?
Основные цели государственной политики занятости включают создание и сохранение рабочих мест, снижение уровня безработицы, повышение уровня занятости, расширение возможностей для трудоустройства населения, улучшение качества занятости и поддержка уязвимых групп на рынке труда.
Какие методы применяются для реализации государственной политики занятости?
Для реализации государственной политики занятости используются различные методы и способы, такие как активные меры рыночной политики (например, программы поддержки трудоустройства, обучение и переквалификация безработных), регулирование рынка труда (например, установление минимальной заработной платы, применение налоговых льгот для работодателей), создание благоприятных условий для предпринимательства и инвестиций, разработка и реализация программ по развитию отдельных отраслей экономики и т.д.
Какие особенности реализации политики занятости наблюдаются в России?
В России реализация политики занятости имеет свои особенности. Одной из таких особенностей является сложная структура занятости, с большим количеством нерегулярной работы и неофициальной занятости. Также в России существуют региональные различия в уровне безработицы и доступе к работе. Основные принципы государственной политики занятости в России включают поддержку развития малого и среднего бизнеса, создание новых рабочих мест в различных отраслях экономики, обеспечение социальной защиты безработных и другие меры.