формы использования современных информационных технологий в отечественном хозяйстве

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Макроэкономика
  • 36 36 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 28.01.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1 Теоретические основы рынка информационных технологий 6
1.1 Информационные технологии: понятие и особенности 6
1.2 Законодательные меры в сфере информационных технологий 12
2 Практические аспекты функционирования рынка информационных технологий в России 16
2.1 Анализ развития рынка информационных технологий 16
2.2 Структура потребителей информационных услуг в России 20
3 Направления развития рынка информационных технологий в
современных условиях 25
3.1 Влияние на российский рынок фактора прекращения деятельности западных ИТ-компаний 25
3.2 Перспективы использования искусственного интеллекта 26
Заключение 33
Список использованных источников 36
Фрагмент для ознакомления

Рост конкуренции еще больше увеличил потребность в быстром выводе на рынок новых сервисов. Это стимулирует спрос на услуги, связанные с построением «Инфраструктуры 3.0» – это тренд, когда компании перестраивают ИТ-инфраструктуру в соответствии с микросервисным подходом и принципами глубокой интеграции с разработкой. Для этого компании переходят в «облака»– ведь обойтись собственными ресурсами в таких условиях практически невозможно.2.2 Структура потребителей информационных услуг в РоссииВ условиях цифровизации экономики рынок IT-услуг представляет собой мультипликативную модель, которая соединяет в себе различные виды предоставляемых услуг: информационные, финансовые, колсайтинговые, образовательные, маркетинговые услуги и т.д. Именно такое сочетание позволяет достичь синергетического эффекта для достижения максимального результата при наименьших затратах.Проведем анализ развития рынка IT-услуг по отраслям экономики России. Данные анализа представим на рисунке 1.Проведенный анализ показал, что наибольшая доля в структуре потребления IT-услуг принадлежит домашним пользователям (39,10%). Второе место занимает транспорт, связь и энергетика (21%). Менее развитым оказался рынок сферы розничной и оптовой торговли (3,90%). В целом можно сделать вывод, что развитие рынка IT-услуг в отдельных отраслях является недостаточно высоким.Рисунок 1 – Анализ развития рынка IT-услуг по отраслям экономики России за 2020 год [4]Считаем, что применение инструментов цифровизации, создает возможности повышения эффективности использования ресурсов, оказания услуг и повышения социально-экономического уровня жизни общества.Рассмотрим применение цифровых инструментов и моделей на рынке IT-услуг в сфере торговли. Такие технические средства, как, например, кассовые терминалы помогают не только использовать большое количество информации, контролировать деятельность компаний, но и помогают достичь более высокого качества работы. Они обеспечивают работников необходимой информацией, следствием чего и является эффективная деятельность. Также они помогают обеспечить конфиденциальность и сохранность самих данных [4].Кроме того, информационные системы служат основой для принятия долгосрочных решений, помогают оптимизировать компоненты сервисного обслуживания, планировать деятельность, управлять различными запасами на уровне отдельного предприятия или даже на уровне регионов, стран, группы стран.Следует отметить, что с помощью нейросетей удалось оптимизировать сам процесс торговли и автоматизировать оплату. Это позволило сократить затраты, совершенствовать учет и анализ поступающих товаров на склад и т.д. Благодаря использованию специального программного обеспечения обработанные данные сразу поступают в отдел логистики. Применение элементов цифровизации и появление роботов ускорило товарообмен. Умные роботы могут отвечать на вопросы потребителей, их консультировать и помогать в выборе покупки. Они также обладают способностью запоминать клиентов, их вкусы, предпочтения и при последующем посещении предлагать им соответствующие товары.Иногда при информационном обеспечении на рынке IT-услуг возникают такие проблемы, как неточность и недостоверность информации, слабое информационное взаимодействие между производителями и потребителями, полное отсутствие технических средств информационного обеспечения. Однако, данные недостатки не снижают ценности применяемых технологий и их использования.Другим примером, показывающим успешное внедрение информационных технологий в бизнес - процессы - робот Анна - консультант в «Сбербанке». Она выполняет множество разных функций: отвечает на вопросы клиентов, проводит анализ и диалог с сотрудниками банка, предоставляет необходимую информацию операторам. Это улучшает предоставление услуг, делает его более быстрым и точным, а по данным «Сбербанка» робот Анна увеличила скорость обслуживания на 50%.Можно сделать вывод, что цифровая экономика в сфере IT-услуг помогает населению получить возможность быстрого и качественного оказания услуг, сократить время на проведение операций обслуживания клиентов, снизить затраты и повысить прибыль компаний. В современном мире цифровые технологии не просто увеличивают эффективность экономических процессов, но и являются тем необходимым её аспектом, который расширяет возможности даже малых компаний в организационно - коммуникационной сфере на рынке IT-услуг. С точки зрения практического применения цифровых систем наблюдается внедрение компьютерных технологий в области вычисления, планирования, моделирования и телекоммуникации. Будущее стоит за новыми интерактивными возможностями, информатизация происходит во всех направлениях человеческой деятельности, и рынок IT-услуг не является исключением.Есть несколько факторов, указывающих на то, что сфера IT России должна развиваться более мощными темпами. Например - удешевление российского ПО из-за девальвации рубля, связанный, в том числе, с этим рост экспорта, распространенное в мире признание российских программистов. Ясного объяснения этому явлению нет, но есть несколько факторов, которыми оно может объясняться.Во-первых, IT-сфера чувствительна к политическим и экономическим изменениям.Во-вторых, не все IT-специалисты, создающие свой бизнес, имеют предпринимательские навыки. У 63% основателей действующих компаний в прошлом был негативный опыт, связанный с провалом проекта, и только 30% опрошенных имеют предпринимательский опыт и ранее имели собственный бизнес, показало исследование «Стартап барометр 2018».В-третьих, на рынке по-прежнему не хватает амбициозных основателей. Многие успокаиваются, построив бизнес с выручкой $2-5 млн в год. Российскому рынку нужны «супермотивированные предприниматели, которые будут строить крупный бизнес из стартапа».В-четвертых, только 29% российских стартапов имеют внешних инвесторов, в то время как почти все стартапы в Кремниевой долине, Бостоне, Лос-Анжелесе или Сиэтле получают венчурные инвестиции. Основная масса российский предпринимателей (70%) получают 75-100% дохода в РФ. Это связано с тем, что они не могут или не хотят двигаться на внешние рынки - либо из-за незнания языка и низкой мобильности, либо из-за невысоких амбиций.Многие IT-компании из-за сложностей работы в России переходят под юрисдикцию других стран, продолжая работать в России или покидая ее навсегда. В зарубежных странах более благоприятный налоговый режим, удобные условия технологического бизнеса, льготы.В заключение, можно сказать, что эффект от финансовых санкций был относительно скромным, но все же существенным для большинства экономических показателей. Несмотря на это, Россия обладает большим потенциалом и находится на старте развития IT. Сфера находится в догоняющем положении и пока не имеет того статуса на мировом рынке. Многие признаки указывают на то, что российский рынок IT должен развиваться значительно более высокими темпами.3 Направления развития рынка информационных технологий в современных условиях3.1 Влияние на российский рынок фактора прекращения деятельности западных ИТ-компанийВ 2022 году свою деятельность в России приостановили многие крупнейшие западные ИТ-компании, включая SAP, Microsoft, IBM и Oracle. На фоне этого ожидаемо вырастут продажи российского софта, вроде «Мой Офис», и облачных сервисов, в том числе от «Яндекса» и ActiveCloud. Однако цены на отечественные продукты могут вырасти, а их качество может устраивать не всех, предупреждает эксперт.Однако российские компании неохотно пользуются облачными продуктами, особенно от американских вендоров (MicrosoftAzure, GoogleCloud и др. ), поэтому из-за ухода облачных провайдеров бизнес пострадает не сильно. Долю расходов на облачные вычисления в суммарных ИТ-бюджетах компаний в России оценивается в 5%, тогда как в США показатель составляет 19%. Однако в последние два года российский облачный рынок быстро вырос, чему во многом способствовала пандемия коронавируса COVID-19, которая простимулировала развитие онлайн-торговли.По оценкам IDC за 2020 год, на Microsoft пришлось 17% российского рынка облачных сервисов. Следом шли AmazonWebServices (14%) и IBM (10%). Все эти компании к 9 марта 2022 года уже объявили о приостановке своей деятельности в РФ. Четвертую позицию в списке крупнейших облачных провайдеров на российском рынке в 2020 году занимал «Яндекс» с долей около 3% [11].В IDC в марте 2022 года отметили, что на Россию и Украину вместе взятые приходится лишь 5,5% ИКТ-расходов в Европе и еще меньше в глобальном масштабе (1%).О всплеске продаж российского ПО после ухода зарубежных производителей 9 марта 2022 года сообщили в «Марвел-Дистрибуции». По данным компании, с момента введения санкций со стороны западных стран в ответ на начало спецоперации РФ на Украине (началась 24 февраля) спрос на отечественные решения вырос на 300% по отношению к аналогичному периоду 2021 года.25 января 2022 года аналитики Ernst & Young (E&Y) опубликовали исследование, в котором перечислили 10 главных факторов успеха для российских ИТ-компаний:Привлечение и удержание мотивированных сотрудников в гибридной рабочей среде;Использование сделок M&A для укрепления потенциала роста;Минимизация рисков в цепочке поставок;Интеграция встроенной безопасности в новых направлениях деятельности;Развитие ESG для укрепления отношений с инвесторами, сотрудниками и клиентами;Улучшение техник продаж с учетом потребительских данных;Перестраивание структуры налогообложения в цифровые бизнес-модели;Оптимизация операционной деятельности для повышения гибкости;Укрепление доверия потребителей в цифровом пространстве;Подготовка к внедрению 5G. Перспективным направлением также можно назвать использование искусственного интеллекта.3.2 Перспективы использования искусственного интеллектаГлобальный рынок искусственного интеллекта по бизнес-функциям подразделяется на финансы, безопасность, отдел кадров, маркетинг и продажи, а также юриспруденцию. Искусственный интеллект в области маркетинга является одним из крупнейших и важнейших приложений для средств массовой информации и рекламных целей. Искусственный интеллект предлагает компаниям невероятные возможности для получения прибыли, поскольку программная реклама может привести к высокой конверсии за счет расширения пулов аудитории и достижения точных целей с помощью точно настроенных сообщений, что приведет к ее внедрению в маркетинг и продажи.Рынок искусственного интеллекта разделен на пять географических регионов: Северная Америка, Европа, APAC, MEA и Латинская Америка. Среди этих регионов Северная Америка, по прогнозам, будет занимать наибольшую долю рынка в течение прогнозируемого периода. Ожидается, что рынок в APAC будет расти самыми высокими темпами в среднем в течение прогнозируемого периода. Этот рост можно объяснить внедрением услуг искусственного интеллекта в отраслях конечного пользователя, таких как производство, здравоохранение и автомобилестроение, в таких странах, как Япония, Китай, Австралия и Южная Корея.Поставщики искусственного интеллекта внедрили различные типы стратегий органического и неорганического роста, такие как запуск новых продуктов, модернизация продуктов, партнерские отношения и соглашения, расширение бизнеса, а также слияния и поглощения для укрепления своих предложений на рынке. Основными поставщиками на мировом рынке искусственного интеллекта являются AlphabetInc. (США), корпорация Microsoft (США), корпорация IBM (США), Baidu, Inc. (Китай), Корпорация Intel (США), SamsungElectronicsCo., Ltd. (ЮжнаяКорея), Amazon Web Services, Inc. (США), SAS Institute Inc. (США), Facebook, Inc. (США), SAP SE (Германия), Salesforce.com , Inc. (США), Корпорация NVIDIA (США), Oracle (США), Cisco (США), Siemens (США), Huawei (Китай), Alibaba Cloud (Китай), iFlytek (Китай), Hewlett Packard Enterprise Development LP (США), General Vision Inc. (США), Graphcore (Великобритания), Mellanox Technologies (США), Darktrace (Великобритания), Cylance Inc. (США), DidiChuxing Technology Co. (Китай), Zoox (США), Face++ (Китай), Inbenta (США), Zephyr Health Inc. (США), Butterfly Network (США), Atomwise Inc. (США), Vicarious (США), Preferred Network Inc. (Япония), AibRain LLC (США), Wave Computing Inc. (США), Mythic (США), Adapteva (США), Koniku Inc. (США), KnuEdge Inc. (США), SK Hynix Inc. (ЮжнаяКорея), Progress Datarpm (США), ЛабораторииДекарта (США), Gamaya (Швейцария), EC2CE (Испания), Precision Hawk (США), Agribotix (США), Neurala (США), Автоматизация Iris (США), Pilot AI Labs Inc. (США), Sentient Technologies (США), Прикладныеисследованиямозга (Канада), Twitter (США), InsideSales (США), Персадо (США), Мариана (США), Разводноймост (США), Нарративнаянаука (США), Appier (Тайвань) , Zensed (Швеция) иGumGum Inc. (США). Согласно новому прогнозу Gartner, Inc., мировой доход от программного обеспечения для искусственного интеллекта (ИИ) в 2022 году составит 62,5 миллиарда долларов, что на 21,3% больше, чем в 2021 году.Рынок программного обеспечения для искусственного интеллекта набирает обороты, но его долгосрочная траектория будет зависеть от того, насколько предприятия достигнут зрелости в области искусственного интеллекта.Рынок программного обеспечения для искусственного интеллекта охватывает приложения со встроенным в них искусственным интеллектом, такие как программное обеспечение для компьютерного зрения, а также программное обеспечение, используемое для создания систем искусственного интеллекта. Прогноз программного обеспечения для искусственного интеллекта Gartner основан на вариантах использования, измеряя величину потенциальной стоимости бизнеса, сроки создания стоимости бизнеса и риски, чтобы спрогнозировать, как будут расти варианты использования.Gartner прогнозирует, что пятью основными категориями вариантов использования расходов на программное обеспечение для искусственного интеллекта в 2022 году будут управление знаниями, виртуальные помощники, автономные транспортные средства, цифровое рабочее место и краудсорсинговые данные (таблица 3).Таблица 3 – Прогноз рынка программного обеспечения для искусственного интеллекта в разбивке по вариантам использования, 2021-2022 годы, по всему миру (в миллионах долларов США) [14]Сегмент 2021 Revenue2021 Growth (%)2022 Revenue2022 Growth (%)Управление знаниями5,46617.67,18931.5Виртуальные помощники6,21012.07,12314.7Автономные транспортные средства5,70313.76,84920.1Цифровое рабочее место3,59313.74,30920.0Краудсорсинговые данные3,48313.64,17119.8Другие27,04914.132,82721.4Всего51,50314.162,46821.3Примеры использования, которые обеспечивают значительную ценность для бизнеса, но могут быть масштабированы для снижения рисков, имеют решающее значение для демонстрации влияния инвестиций в искусственный интеллект на заинтересованные стороны бизнеса.Спрос на технологии искусственного интеллекта и связанный с этим рост рынка тесно связаны с уровнем зрелости организационного искусственного интеллекта. Предприятия продолжают проявлять большой интерес к ИИ: 48% ИТ-директоров в опросе Gartner по ИТ и технологиям 2022 года ответили, что они уже внедрили или планируют внедрить технологии ИИ и машинного обучения в течение следующих 12 месяцев.Тем не менее, реальность развертывания искусственного интеллекта гораздо более ограничена. Исследование Gartner показало, что организации обычно экспериментируют с искусственным интеллектом, но изо всех сил пытаются сделать эту технологию частью своих стандартных операций. Gartner прогнозирует, что половине организаций по всему миру потребуется до 2025 года, чтобы достичь того, что модель зрелости искусственного интеллекта Gartner описывает как “стадию стабилизации” зрелости искусственного интеллекта или выше.Достижения в области развития искусственного интеллекта увеличат доходы от программного обеспечения для искусственного интеллекта за счет увеличения расходов, особенно в категории технологий, связанных с данными и аналитикой. Отставание в зрелости, вызванное нежеланием использовать ИИ, отсутствием доверия к ИИ и трудностями с получением прибыли от ИИ для бизнеса, окажет соответствующее замедляющее влияние на расходы и доходы.Объем мирового рынка программного обеспечения с использованием алгоритмов искусственного интеллекта в 2021 году достигнет 51,5 миллиарда долларов, увеличившись на 21,3% по сравнению с 2020 годом. Такие данные в ноябре 2021 года были опубликованы в исследовательской компании Gartner.Рынок, рассматриваемый в Gartner, включает приложения со встроенными возможностями искусственного интеллекта, например, программы машинного зрения, а также программное обеспечение для систем искусственного интеллекта.Аналитики называют крупнейшим сегментом рынка виртуальных помощников - стоимость их в глобальном масштабе к концу 2021 года составит 6,21 миллиарда долларов, что на 12% больше, чем год назад.Более высокие темпы роста (+13,7%) ожидаются в сегментах программного обеспечения для беспилотных транспортных средств и цифровых рабочих мест. Продажи программного обеспечения здесь будут оцениваться в 5,7 миллиарда долларов и 3,59 миллиарда долларов соответственно.Лидером по динамике станет сегмент решений в области управления знаниями. Речь идет о систематических процессах создания, сбора, накопления, сохранения, распространения и применения знаний в компаниях. Такие активы могут включать базы данных, документы, политику, процедуры, а также знания и опыт отдельных работников, которые ранее не были зарегистрированы. В 2021 году продажи такого программного обеспечения, по данным Gartner, вырастут на 17,6%, до 5,47 миллиарда долларов.Рынок программного обеспечения для систем искусственного интеллекта ускоряется, но его долгосрочная траектория зависит от того, насколько будут развиваться предприятия в области искусственного интеллекта. Успешные результаты применения искусственного интеллекта в бизнес-целях будут зависеть от тщательного отбора проектов. Те сценарии искусственного интеллекта, которые приносят значительную пользу бизнесу, но могут быть масштабированы для снижения рисков, имеют решающее значение для демонстрации потенциального воздействия инвестиций в искусственный интеллект. Принимая во внимание объем прогнозируемой выручки, аналитики включили в топ-5 следующие сценарии использования такого программного обеспечения: управление знаниями (KM), виртуальные помощники, беспилотные транспортные средства, цифровое рабочее пространство и коллективный сбор данных.Продажи программного обеспечения, обеспечивающего коллективный сбор данных, в 2021 году вырастут на 13,6% по сравнению с 2020 годом и превысят 3,48 миллиарда долларов.Данные Gartner свидетельствуют о высоком интересе к ИИ со стороны предприятий. В ходе опроса, проведенного аналитиками, 48% руководителей организаций заявили, что они уже внедряют технологии искусственного интеллекта и машинного обучения или планируют сделать это в ближайшие 12 месяцев.Однако в действительности использование искусственного интеллекта остается ограниченным. Как показало исследование Gartner, организации экспериментируют с искусственным интеллектом, но сталкиваются с трудностями, пытаясь сделать технологию частью своих стандартных операций.Эксперты считают, что только к 2025 году половина организаций в мире сможет достичь стадии внедрения искусственного интеллекта, которую Gartner называет "стадией стабилизации", что свидетельствует о зрелости в этой области.Зрелость в секторе искусственного интеллекта приведет к увеличению выручки на рассматриваемом рынке, так как это будет способствовать увеличению затрат предприятий на ИИ-программное обеспечение, согласно Gartner. Напротив, задержка в зрелости, вызванная нежеланием использовать технологии искусственного интеллекта, отсутствием доверия к ним и трудностями в получении коммерческой выгоды, негативно скажется на расходах организаций на искусственный интеллект и доходах рынка, считают аналитики.Пандемия COVID-19 способствовала появлению новых приложений и технологических разработок в этом секторе. Это ускорило внедрение искусственного интеллекта в таких секторах, как здравоохранение. Ожидается, что в течение прогнозируемого периода на долю облачного сегмента будет приходиться более высокий средний показатель. Режим облачного развертывания обеспечивает множество преимуществ, таких как снижение эксплуатационных затрат, беспроблемное развертывание и высокая масштабируемость. Ожидается, что внедрение облачных технологий для инструментов NLP и ML в области искусственного интеллекта будет расти по мере повышения осведомленности о преимуществах облачных решений, способствующих их росту на рынке.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ настоящее время рынок информационных технологий активно заявляет о себе. Это явление детерминировано проникновением ИТ-индустрии в жизнь каждого человека, что открывает новые перспективы для реализации его личностных возможностей.Проанализировав понятийное поле данной категории, можно склониться к следующему ее пониманию: в широком смысле информационные технологии представляют собой целостную организацию средств, методов, форм осуществления информационной деятельности.Анализируя достижения отечественных ученых, а также пользуясь узкоспециальной литературой по проблеме, заявленной в теме исследования, можно выделить несколько значимых тенденций развития рынка информационных технологий. Среди которых:1.Увеличение доли проникновения ИТ в систему управления государством и бизнес - процессы предприятий, а также в ежедневные жизненные процессы. Эта тенденция обуславливает необходимость непрерывного поиска средств прогнозирования развития ИТ-индустрии.2.Смещение покупательских предпочтений в направлении увеличения спроса на данный вид товара и услуг, что оказывает существенное влияние на мировую экономику и служит ядром процессов, определяющих направленность ее деятельности на разработку ИТ-продуктов.3.Результатом усложнения программно - аппаратного комплекса и его эксплуатации, внедрения новых программных систем служит повышение процента услуг на рынке ИТ. Что детерминирует увеличение материальных затрат на установку, совершенствование, поддержание оборудования в пригодности для работы. Свой вклад в углубление сегмента услуг на данном рынке вносит и привлечение других организаций, реализующих деятельность, относящуюся к этой сфере.4.ИТ-отрасль является одной из самых динамично развивающихся. Этому способствует высокая эффективность ИТ-технологий в оптимизации функционирования делового, частного и государственного секторов - значительно сокращается время на проведение деловых операций, получение информации, повышается производительность использования ресурсов и показателя качества.5.Регулярно появляются новые специальности и профессии. Каждый человек, работающий в этой сфере должен быть готов к переквалификации своей деятельности, поскольку она подвержена постоянным изменениям. В целом, люди, работающие в ИТ-сфере имеют математически-аналитический склад ума и огромный внутренний потенциал.Проведенный анализ показал, что наибольшая доля в структуре потребления IT-услуг принадлежит домашним пользователям (39,10%). Второе место занимает транспорт, связь и энергетика (21%). Менее развитым оказался рынок сферы розничной и оптовой торговли (3,90%). В целом можно сделать вывод, что развитие рынка IT-услуг в отдельных отраслях является недостаточно высоким.Считаем, что применение инструментов цифровизации, создает возможности повышения эффективности использования ресурсов, оказания услуг и повышения социально-экономического уровня жизни общества.На рынке IT-услуг в сфере торговли такие технические средства, как, например, кассовые терминалы, помогают не только использовать большое количество информации, контролировать деятельность компаний, но и помогают достичь более высокого качества работы. Они обеспечивают работников необходимой информацией, следствием чего и является эффективная деятельность. Также они помогают обеспечить конфиденциальность и сохранность самих данных.Кроме того, информационные системы служат основой для принятия долгосрочных решений, помогают оптимизировать компоненты сервисного обслуживания, планировать деятельность, управлять различными запасами на уровне отдельного предприятия или даже на уровне регионов, стран, группы стран.Следует отметить, что с помощью нейросетей удалось оптимизировать сам процесс торговли и автоматизировать оплату. Это позволило сократить затраты, совершенствовать учет и анализ поступающих товаров на склад и т.д. Благодаря использованию специального программного обеспечения обработанные данные сразу поступают в отдел логистики. Применение элементов цифровизации и появление роботов ускорило товарообмен. Умные роботы могут отвечать на вопросы потребителей, их консультировать и помогать в выборе покупки. Они также обладают способностью запоминать клиентов, их вкусы, предпочтения и при последующем посещении предлагать им соответствующие товары.Иногда при информационном обеспечении на рынке IT-услуг возникают такие проблемы, как неточность и недостоверность информации, слабое информационное взаимодействие между производителями и потребителями, полное отсутствие технических средств информационного обеспечения. Однако, данные недостатки не снижают ценности применяемых технологий и их использования.Таким образом, можно сделать вывод о том, что рынок информационных технологий на сегодняшний день развит в достаточной степени. Вместе с тем актуальной задачей, стоящей перед ИТ-отраслью является наращивание информационной мощи путем введения в эксплуатацию совершенно новых технологий.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВФедеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».Азнабаева Г.Р., Баженов О. В. Современное экономическое состояние российского рынка информационных технологий // Дискуссия. - 2018. - Вып. 89. - С. 38-44Валова, Ю. И. Цифровизация современного общества / Ю. И. Валова // Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты : Сборник научных статей 11-й Всероссийской научно-практической конференции, Курск, 23–24 сентября 2021 года. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. – С. 34-39.Дюкарева, О. И. Развитие рынка it-услуг под влиянием процесса цифровизации экономики / О. И. Дюкарева // Развитие современной экономики: актуальные вопросы теории и практики : сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 мая 2021 года. – Пенза: Общество с ограниченной ответственностью "Наука и Просвещение", 2021. – С. 172-174.Замглавы ФАС: конкуренция на этапе восстановления необходима – Режим доступа: https://fas.gov.ru/publications/22354Зиборова, И. А. Использование информационных технологий для управления рисками в организации в условиях цифровой экономики / И. А. Зиборова // Современные информационные технологии в экономике: актуальные вопросы, достижения, инновации : Сборник научных трудов Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Тула, 22 апреля 2020 года / Под редакцией О.Н. Мищук, И.В. Родионовой. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2022. – С. 48-51.Николаев, Д. А. Антимонопольное регулирование сферы it-технологий в РФ / Д. А. Николаев, В. А. Табашникова // Проблемы развития современного общества : Сборник научных статей 7-й Всероссийской национальной научно-практической конференции, в 5-х томах, Курск, 20–21 января 2022 года. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. – С. 84-88.Позднякова, А. А. Роль информационных технологий в подготовке и переквалификации специалистов в период пандемии / А. А. Позднякова, О. С. Щербакова // Прикладные цифровые технологии и системы XXI века: экономика, менеджмент, управление персоналом, информационная безопасность, право : Материалы региональной научно-практической конференции, Владимир, 17 декабря 2021 года. – Владимир: Владимирский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", 2022. – С. 109-113.Сильвестров, С. Н. Определение и реализация национальных целей развития в российском стратегическом планировании / С. Н. Сильвестров, Ю. А. Крупнов, В. Г. Старовойтов // Российский экономический журнал. – 2021. – № 1. – С. 32-44. Темпы роста мирового и российского рынка ИТ-услуг практически сравнялись – Режим доступа: https://www.cnews.ru/reviews/rynok_ituslug_2021/articles/tempy_rosta_mirovogo_i_rossijskogoТенденции ИТ-рынка России – Режим доступа: https://www.tadviser.ru/Ханиев, И.М. Основные тенденции развития рынка информационных технологий / И. М. Ханиев // Вызовы времени и ведущие мировые научные центры : сборник статей Международной научно-практической конференции : в 2 ч., Иркутск, 02 февраля 2022 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2022. – С. 24-26.Храмцов, И.А. Информационные технологии: понятие, особенности и необходимость развития / И. А. Храмцов, А. Ю. Фофанова // Инновационные технологии, экономика и менеджмент в промышленности : Сборник научных статей II международной научной конференции, Волгоград, 19 февраля 2021 года. – Волгоград: Общество с ограниченной ответственностью "КОНВЕРТ", 2021. – С. 111-115.Rimol M. Gartner Forecasts Worldwide Artificial Intelligence Software Market to Reach $62 Billion in 2022 https://www.gartner.com/en/newsroom/press-releases/2021-11-22-gartner-forecasts-worldwide-artificial-intelligence-software-market-to-reach-62-billion-in-2022


1. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
2. Азнабаева Г.Р., Баженов О. В. Современное экономическое состояние российского рынка информационных технологий // Дискуссия. - 2018. - Вып. 89. - С. 38-44
3. Валова, Ю. И. Цифровизация современного общества / Ю. И. Валова // Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты : Сборник научных статей 11-й Всероссийской научно-практической конференции, Курск, 23–24 сентября 2021 года. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. – С. 34-39.
4. Дюкарева, О. И. Развитие рынка it-услуг под влиянием процесса цифровизации экономики / О. И. Дюкарева // Развитие современной экономики: актуальные вопросы теории и практики : сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 мая 2021 года. – Пенза: Общество с ограниченной ответственностью "Наука и Просвещение", 2021. – С. 172-174.
5. Замглавы ФАС: конкуренция на этапе восстановления необходима – Режим доступа: https://fas.gov.ru/publications/22354
6. Зиборова, И. А. Использование информационных технологий для управления рисками в организации в условиях цифровой экономики / И. А. Зиборова // Современные информационные технологии в экономике: актуальные вопросы, достижения, инновации : Сборник научных трудов Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Тула, 22 апреля 2020 года / Под редакцией О.Н. Мищук, И.В. Родионовой. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2022. – С. 48-51.
7. Николаев, Д. А. Антимонопольное регулирование сферы it-технологий в РФ / Д. А. Николаев, В. А. Табашникова // Проблемы развития современного общества : Сборник научных статей 7-й Всероссийской национальной научно-практической конференции, в 5-х томах, Курск, 20–21 января 2022 года. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. – С. 84-88.
8. Позднякова, А. А. Роль информационных технологий в подготовке и переквалификации специалистов в период пандемии / А. А. Позднякова, О. С. Щербакова // Прикладные цифровые технологии и системы XXI века: экономика, менеджмент, управление персоналом, информационная безопасность, право : Материалы региональной научно-практической конференции, Владимир, 17 декабря 2021 года. – Владимир: Владимирский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", 2022. – С. 109-113.
9. Сильвестров, С. Н. Определение и реализация национальных целей развития в российском стратегическом планировании / С. Н. Сильвестров, Ю. А. Крупнов, В. Г. Старовойтов // Российский экономический журнал. – 2021. – № 1. – С. 32-44.
10. Темпы роста мирового и российского рынка ИТ-услуг практически сравнялись – Режим доступа: https://www.cnews.ru/reviews/rynok_ituslug_2021/articles/tempy_rosta_mirovogo_i_rossijskogo
11. Тенденции ИТ-рынка России – Режим доступа: https://www.tadviser.ru/
12. Ханиев, И.М. Основные тенденции развития рынка информационных технологий / И. М. Ханиев // Вызовы времени и ведущие мировые научные центры : сборник статей Международной научно-практической конференции : в 2 ч., Иркутск, 02 февраля 2022 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2022. – С. 24-26.
13. Храмцов, И.А. Информационные технологии: понятие, особенности и необходимость развития / И. А. Храмцов, А. Ю. Фофанова // Инновационные технологии, экономика и менеджмент в промышленности : Сборник научных статей II международной научной конференции, Волгоград, 19 февраля 2021 года. – Волгоград: Общество с ограниченной ответственностью "КОНВЕРТ", 2021. – С. 111-115.
14. Rimol M. Gartner Forecasts Worldwide Artificial Intelligence Software Market to Reach $62 Billion in 2022 https://www.gartner.com/en/newsroom/press-releases/2021-11-22-gartner-forecasts-worldwide-artificial-intelligence-software-market-to-reach-62-billion-in-2022