Роль самостоятельной работы студентов актерского факультета в процессе обучения
Заказать уникальный доклад- 30 30 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 28.01.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Специфика современного обучения студентов в театральных вузах 4
2 Общая характеристика самостоятельной работы студентов 9
3 Внерепетиционная работа студентов 11
4 Фантазирование о роли 14
5 Работа над внешней характерностью 16
6 Домашние этюды 23
7 Общие рекомендации по проведению самостоятельно работы студентам актерского факультета 25
Заключение 29
Список использованной литературы 30
Работа над этими элементами внешней характерности подчиняется закону: от внешнего к внутреннему. Как практически осуществляется эта работа? Допустим, вам нужно овладеть характерностью очень тучного человека. Как приступить к этой задаче? Вы спокойно сидите в кресле [1]. Расставьте пошире ноги и наметьте мысленно границы вашего огромного живота. Попробуйте теперь, не теряя ощущения этих границ, положить ногу на ногу так, как вы это делаете обычно. Нельзя? Не выходит? Тогда попробуйте положить одну ногу на другую так, чтобы щиколотка одной пришлась на колено другой! Что, соскальзывает? А вы придержите ногу руками. Трудно? Устали? Попробуйте теперь встать с кресла. Если вы попытаетесь сделать это так, как вы делаете это обычно, живот перевесит, и вы упадете вперед. Нужно сначала вздернуть живот. Для этого обопритесь руками о локотники и, ощущая непомерную тяжесть своего тела, приподнимите эту тушу на руках. Теперь отпустите руки и, удерживая равновесие, найдите устойчивое положение на широко расставленных ногах. Чувствуете, что вы проделали огромную физическую работу? В самом деле: рот у вас открылся, вы дышите часто и шумно, а рука ваша невольно потянулась к сердцу, опасаясь, очевидно, за его благополучие. Поняли вы теперь, что значит для толстяка встать с кресла? Теперь попробуйте таким же способом сесть. Потом поищите походку толстяка, стараясь почувствовать, как «живут» у него в процессе ходьбы ноги, руки, шея, торс, сердце, дыхание... Если вы ежедневно будете делать такие упражнения, вы постепенно овладеете органикой физического поведения тучного человека. Так же следует искать походку старика, движения горбуна, физическое поведение слепца и т. п. Упражнения, при помощи которых решаются подобные задачи, ничем, по существу, не отличаются от известных упражнений первого курса театральной школы на память физических действий — их еще называют иногда «беспредметными действиями» или действиями «с пустышкой». Во всех этих упражнениях принцип один: найти правильное физическое поведение в соответствии с определенным вымышленным физическим обстоятельством (у меня в руке молоток, которым я должен вбить гвоздь; я несу ведро, наполненное водой; у меня руки выпачканы вареньем; у меня вместо ноги протез; у меня старчески слабые ноги и т.п.).6 Домашние этюдыВ результате изучения жизни и представления о ее роли уже накопились хорошо известные внутренние материалы, и в результате практики по элементам физической характеристики, эти основы, каковы они? Завтра я выполню все действия перед отъездом на репетиции, как если бы это был образ, данный мне, а не я сам. И когда вы просыпаетесь утром, актер выполняет все обычные утренние процедуры — встаете с постели, умываетесь, одеваетесь, бреетесь, причесываетесь, завтракаете - пришло время для себя [4]. Важность таких исследований трудно переоценить. Все, чего достигает актер в результате иллюзии, практики характеристики и спектакля "о себе", собрано в единый комплекс в этих набросках, с помощью набросков актер привыкает чувствовать образ целиком, выискивает "зерно" образа и приближается момент духовной и физической реинкарнации. Такой эскиз стоит 10 месяцев репетиционной работы, если его делать ежедневно в течение хотя бы 1 дня. В то же время актерам все равно нужно вставать с постели, умываться и завтракать, что удобно, потому что им не нужно особое время для себя. С другой стороны, после проведения таких этюдов актеры подготавливаются, восприимчивы и творчески "разогреваются", в результате чего продуктивность репетиций возрастает многократно [1]. На заключительном этапе работы над ролью практика, которую в жизни следовало бы называть наброском, может принести актеру немалую пользу. Они заключаются в том, что актер является "персонажем", пользующимся любой возможностью поговорить с кем-то в реальной жизни. И, конечно же, партнер вообще не должен в этом сомневаться. Покойный Б.В.Щукин очень любил эту технику. Много раз приходилось наблюдать, как Щукин вступал в разговор со случайным партнером, который его не знал, - чистильщиком сапог, продавцом магазина, кондуктором трамвая и т.д.предварительно «войдя в образ», над созданием которого он в данный период трудился: то это был Егор Булычев, то городничий, то Полоний и т.д. Так на случайных партнерах он проверял результаты проделанной работы и укреплял в себе ощущение «зерна» роли.Внимательные читатели легко заметят, что творческий процесс получил в этой главе упрощенное схематическое изображение. Различные формы, техники и этапы творческой работы описаны в полной изоляции друг от друга, но на самом деле творческий процесс гораздо сложнее и противоречивее: все переплетается, взаимодействует, спорит друг с другом, помогает друг другу. Например, открытие текста роли может заставить вас пересмотреть что-то в биографии уже воображаемого образа, и этот пересмотр вызовет необходимость дальнейшего изучения материала жизни, что по-новому осветит многие места авторского текста. Взаимодействие домашней работы актера с его работой на репетициях также не полностью отражено здесь [1]. В реальной актерской практике домашнее задание предназначено для создания питательных материалов для репетиционной работы, а репетиционная работа контролирует и направляет домашнее задание Вы, вероятно, можете найти здесь немало недостатков, но что поделаешь — такой сложный и противоречивый процесс художественного творчества, здесь все так тонко и изощренно, потому что это временно, очень трудно уловить и выразить словами это причудливо меняющееся непрерывное движение.7 Общие рекомендации по проведению самостоятельно работы студентам актерского факультетаСуть сценической речи близка к тому, что многие называют красноречием. Это не просто красивая речь, она выстраивает логические связи между предложениями, ставит ударение в интонации, чувствует текст и описывает его как бы "через себя" Работа над речью будущего актера требует индивидуального подхода, который часто проводится отдельно с каждым студентом. Подготовка сценических приветствий осуществляется не "по образу" главного героя произведения, а на основе литературно-художественных материалов "от себя" [5].Сценическое движениеЕсли в реальной жизни вы никогда не задумываетесь о том, как держать ложку, чистить зубы или сидеть на стуле, то на сцене начинающему артисту легко быть дураком, делая такие элементарные вещи. Чтобы этого не произошло, существуют сценические движения, которые включают в себя тренировку координации и реакции, умение искренне передавать переживания героя с помощью собственного тела.ХореографияЭто тесно связано с предыдущим пунктом, потому что это танец, который развивает пластику актеров и учит их слушать и чувствовать музыку. Часто режиссеры включают танец в свои работы для динамичного или плавного перехода от одного действия к другому, поэтому владение некоторыми танцевальными техниками является обязательным пунктом в образовании художников.Как развить эти навыки и возможно ли это сделать дома? Актерские упражнения в домашних условиях следует выполнять в соответствии с определенными правилами-рекомендациями. 1. Вы всегда должны начинать с чего-то простого. Вы не можете выполнять упражнение для опытного актера и пытаться освоить его с первой попытки.2. Отдельные направления - отдельно тренируйте речь, мимику, память, внимательность. Когда основы будут освоены, можно переходить к сложным упражнениям.3. Потренируйтесь перед зеркалом, чтобы увидеть себя со стороны.4. Покажите пантомиму или небольшую сценку другу, чтобы он оценил результаты занятий и упражнений.5. Регулярно тренируйте память и внимательность. Развивайте свое воображение, придумывая биографии для всех, кого вы встретите на своем пути. Быть подражателем [5].Каждый из нас получил первые уроки актерского мастерства в раннем детстве в детском саду. Наверняка вы готовились играть на утреннике. Обычно воспитатели наблюдают и запоминают, что у ребенка есть склонность и любознательность, и в соответствии с этим кто-то танцует, кто-то выступает в роли ведущего, кто-то рассказывает стихи, актерский талант может, конечно, быть врожденным или приобретенным. На самом деле, каждый человек стремится выступать, потому что каждый человек хочет испытывать эмоции, переживания и делиться своими чувствами. Если вы хотите научиться актерскому мастерству, не выходя из дома, вы можете начать с некоторых упражнений, которые мы выбрали для вас.1. Тренируйте навыки наблюденияМаленькие дети с интересом исследуют мир, потому что они еще не привыкли к нему. Дети с особым интересом наблюдают за поведением взрослых и повторяют все шаги — на самом деле, нет лучшей техники для тренировки наблюдательности, чем эта. Поэтому самые базовые навыки, которые вам предстоит приобрести, — это мимика, жесты, интонация, отслеживание деталей поведения знакомых и незнакомых людей, особенно если он попадает в необычную ситуацию, внимательно присмотритесь к человеку, который встречается вам на пути. Именно в такие моменты жизни эмоции и жесты проявляются наиболее ярко.Вы также можете скопировать характерные черты животного. Считается, что их гораздо легче повторить. И лучше начать практиковаться с ними.2. Расслабление и освобождение всех мышцВсем актерам приходится хотя бы раз падать на сцене, но пока никто серьезно не пострадал. Весь секрет в расслаблении: когда тело и мышцы расслаблены, человек плавно соскальзывает на пол и не ударяется. Когда появляется страх, опаска или другие эмоции, тело становится напряженным, и актер очень сильно ударяется о деревянную раму сцены.Расслабление тоже требует тренировок, но начинать занятия осенью не стоит. Лучше использовать простые упражнения – медитацию, которая в последнее время стала самой популярной техникой для выдоха после напряженного дня. Для того чтобы все получилось, необходимо "научиться" принимать удобную позу, не скрещивая рук и ног, закрыть глаза и медленно визуализировать каждую часть тела, превращающуюся в мягкую вату [5].Актеры уверяют, что при первых попытках полностью расслабиться человек обнаруживает в теле множество блоков, которые очень трудно расслабить.3. Импровизация и мгновенная смена ролейИмпровизация — это палочка-выручалочка для актера. Это спасет вас в тот момент, когда вы случайно забудете текст роли или "собьетесь" с намеченного пути. Человеческий мозг в обычной жизни не привык быстро перестраиваться и даже менять образ поведения. В этом случае лучше тренироваться в небольших группах. Вместе с партнерами вам стоит объединиться и использовать в качестве «кнопки переключения» слово «Меняй!» — оно может обозначать смену словарного запаса, поведения, мимики, настроения, жестов. Все зависит от «правил игры», которые оговариваются участниками до начала тренировки.ЗаключениеПрактика показывает, что рождение настоящего сценического образа — это всегда долгий и очень сложный процесс. Процесс, посредством которого актер постепенно узнает о своем персонаже, выбирает характеристики, присущие его персонажу, приближается к ним и растет самостоятельно. В этом процессе важную роль играет наблюдательность актера, его воображение, его воля, жизненный опыт и многие другие качества, с которыми вы уже встречались. Многое здесь зависит от того, как актер относится к жизни, как он ее воспринимает, от его идеологических взглядов, моральных убеждений. Но в любом случае создание сценического образа - большая, кропотливая, а иногда и болезненная задача. И работа — это не только на репетиции.Поэтому роль самостоятельно работы студентов актерского факультета велика, в некоторых случаях она даже больше, чем роль общего процесса обучения, так как теория и практика – это совершенно разные вещи. Поэтому практика самостоятельно работы студентов – залог успешного овладения актерской профессией.Список использованной литературыЗахава Б. Е. «Мастерство актера и режиссера» Изд. 3-е, испр. и доп.Учеб. пособие для институтов культуры, театральных, и культ.-просвет. Училищ. Москва, «Просвещение», 1973 г. Курбанова, А. Т. Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего образования // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 605-607. Слободчиков И.М., Франц С.В. Специфика современного обучения студентов в театральных вузах // Педагогическое образование в России. - 2012. - №5. - С. 153-157.Щукина Н.Ю. "Город мышей" и другое. Самостоятельные работы студентов-щукинцев как составляющая воспитания артиста вахтанговской театральной школы // Театр. Живопись. Кино. Музыка. - 2019. - №2. - С. 200-219.Домашние условия: упражнения по актерскому мастерству // partacademy.ru URL: https://partacademy.ru/umasterstvu_v_domashnih_usloviyah (дата обращения: 29.12.2022).Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе // Материалы III Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL:https://scienceforum.ru/2011/article/2011000495?ysclid=lc94hiwx8q526501247 (дата обращения: 29.12.2022 ).
1. Захава Б. Е. «Мастерство актера и режиссера» Изд. 3-е, испр. и доп.
Учеб. пособие для институтов культуры, театральных, и культ.-просвет. Училищ. Москва, «Просвещение», 1973 г.
2. Курбанова, А. Т. Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего образования // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 605-607.
3. Слободчиков И.М., Франц С.В. Специфика современного обучения студентов в театральных вузах // Педагогическое образование в России. - 2012. - №5. - С. 153-157.
4. Щукина Н.Ю. "Город мышей" и другое. Самостоятельные работы студентов-щукинцев как составляющая воспитания артиста вахтанговской театральной школы // Театр. Живопись. Кино. Музыка. - 2019. - №2. - С. 200-219.
5. Домашние условия: упражнения по актерскому мастерству // partacademy.ru URL: https://partacademy.ru/umasterstvu_v_domashnih_usloviyah (дата обращения: 29.12.2022).
6. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе // Материалы III Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2011/article/2011000495?ysclid=lc94hiwx8q526501247 (дата обращения: 29.12.2022 ).
Вопрос-ответ:
Какая роль самостоятельной работы студентов актерского факультета в процессе обучения?
Самостоятельная работа студентов актерского факультета играет важную роль в их процессе обучения. Она позволяет им развивать свои актерские навыки, экспериментировать с разными подходами к созданию персонажа и углублять свое понимание театрального искусства.
Каким образом современное обучение студентов в театральных вузах отличается от традиционных методов?
Современное обучение студентов в театральных вузах отличается от традиционных методов в том, что большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Они стимулируются к творческому и самостоятельному мышлению, развитию своего актерского инструмента и экспериментам в творческом процессе.
Что такое внерепетиционная работа и как она влияет на процесс обучения студентов актерского факультета?
Внерепетиционная работа включает в себя упражнения и занятия, которые студенты выполняют самостоятельно вне занятий в театральной студии. Она позволяет студентам дополнительно развивать свои актерские навыки, укреплять мотивацию к обучению и подготовке к спектаклям, а также развивать самостоятельность и ответственность.
Как фантазирование о роли помогает студентам актерского факультета?
Фантазирование о роли является важным компонентом самостоятельной работы студентов актерского факультета. Оно позволяет им расширять свое воображение, исследовать персонаж и создавать уникальные характеры. Фантазирование помогает студентам лучше погрузиться в роль и свободно выражать свои эмоции и идеи на сцене.
Как домашние этюды способствуют развитию студентов актерского факультета?
Домашние этюды являются важной частью самостоятельной работы студентов актерского факультета. Они помогают студентам набраться опыта в создании персонажей, развивают их актерскую технику, способствуют улучшению памяти и концентрации. Домашние этюды также позволяют студентам контролировать свой прогресс и работать над своими слабыми сторонами.
Зачем студентам актерского факультета выполнять самостоятельную работу?
Самостоятельная работа является неотъемлемой частью процесса обучения студентов актерского факультета. Она позволяет развивать творческие и актерские навыки, углублять понимание роли, исследовать персонажа и создавать уникальную интерпретацию на сцене.
Какова специфика современного обучения студентов в театральных вузах?
Современное обучение студентов в театральных вузах основано на активном взаимодействии студента с учителями и практикующими актерами. Оно включает в себя не только репетиционную работу, но и самостоятельные занятия, внерепетиционные тренировки и выполнение домашних заданий.
Чему посвящена внерепетиционная работа студентов актерского факультета?
Внерепетиционная работа студентов актерского факультета посвящена изучению и анализу ролей, развитию актерских навыков и творческому поиску. Она включает в себя фантазирование о роли, работу над внешней характерностью, создание домашних этюдов и многое другое.
Каким образом студенты работают над внешней характерностью роли?
Студенты актерского факультета работают над внешней характерностью роли путем изучения особенностей физического поведения персонажа, его мимики, жестов, походки. Они анализируют и наблюдают людей в реальной жизни, проводят эксперименты с внешним видом и практикуют перед зеркалом или на сцене.
Какие рекомендации могут быть даны студентам актерского факультета по проведению самостоятельной работы?
Студентам актерского факультета рекомендуется уделять достаточно времени на самостоятельную работу, быть творческими и оригинальными, постоянно развиваться и совершенствовать свои навыки, быть активными и инициативными, использовать разнообразные методы и приемы работы и всегда стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию.