Роль этнокультурного образования в социализации детей-сирот

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 30 30 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 29.01.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Понятие и сущность этнокультурного образования 6
1.2. Анализ зарубежного опыта аспектов развитости этнокультурных направленностей 9
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА И РОЛЬ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СИРОТ 13
2.1. Особенности социализации детей – сирот 13
2.2. Место и проблематика этнокультурного образования в процессе социализации детей – сирот 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Фрагмент для ознакомления

Иными словами, в обязательных образовательных программах такой направленности этнокультурного обучения не определено, а соответственно не нужно его развивать в детях.Следующей представленной проблематикой, является распространение социального сиротства среди семей коренной национальности. Здесь, данная проблема чревата уничтожением коренных национальностей, поскольку сиротство, увеличиваясь в данных этносах, не будет как следует, в рамках специализированного детского учреждения, освящено об основах этнокультурного образования, а тем дети сироты не могут узнать своего происхождения, традиций и ценностей своего народа ни от педагогов детского дома, ни от своих родителей, а также не смогут и передать это своим детям.В качестве возможных решений указанных проблематик, по поводу отсутствия программ этнокультурного образования в процессе социализации детей сирот, предлагаются следующие (рисунок 5).Рисунок 5 – возможные варианты решений поставленных проблемТакже, для того, чтобы закрепить место этнокультурного образования в социализации детей сирот на государственном уровне, необходима реализация следующего рода мероприятий:Министерству науки и образования Российской Федерации:1. Сформировать федеральные целевые программы предупреждения социального сиротства с целью внедрения эффективных технологий работы с семьей группы риска.2. В перечне основных мероприятий необходимо предусмотреть:- информирование представителей законодательной и исполнительной власти по вопросам профилактики социального сиротства;- подготовку кадров, способных осуществлять профилактическую работу с семьей, использовать в своей работе новые технологии в муниципальных образованиях республики;- обеспечение координации профилактической работы с семьей на территориях муниципальных образований коренных народностей;- вовлечение общественных организаций посредством грантового финансирования.Общественным организациям коренных народностей:– привлечь внимание общественности к проблеме социального сиротства;– определить и назначить наставников из числа авторитетных членов родов.Таким образом, в качестве вывода, следует отметить что социализация детей – сирот протекает лучше и эффективнее в условиях семьи, однако если такой возможности не предвидится, семью, в данном случае необходимо заменить сотрудникам специализированного детского учреждения, которые смогут дать любови заботу детям. Внедрение этнокультурного образования в процесс социализации детей сирот, является не обходимым, чтобы также показать такому ребёнку что он вовсе не один, в национальном плане, что он имеет своеобразную семью со своими семейными ценностями, традициями. От понимания того, что ребенок принадлежит к какой-либо коренной народности, ребенок обретет интерес и тягу к познанию своей народности, интерес к имеющимся внутри народности традициям, тем самым процесс социализации такого ребенка, будет проходить не только эффективнее, но и намного легче, ведь ребенок будет иметь осознание кто он.Еще одним подтверждением необходимости внедрения этнокультурного образования в процесс социализации детей сирот, является понимание таким ребенком ответственности за свою жизнь и ответственности за то, что нельзя распространять и поощрять сиротство, которое неприемлемо внутри его народности, в рамках которой ценят материнство, отцовство и детство.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, в результате изученного теоретического материала, а также проанализированного зарубежного и Российского опыта, по теме этнокультурного образования, в процессе социализации детей сирот, можно сделать следующие выводы.Фундаментом развития концепции этнокультурного образования на территории Российской Федерации, является, в первую очередь,«Национальная доктрина образования в Российской Федерации», посредством которой закрепляется приоритет образования в государственной политике, устанавливается стратегия и пути развития системы образования в России на период до 2025 года. Указанная концепция, разработана с целью укрепления конституционных прав и свобод граждан России в части сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа Российского государства. В рамках данного нормативно – правового акта, утверждается роль этнокультурного образования в современном российском обществе, отражаются тенденцииразвития образования и условия развития. Этнокультурное образование, характеризуется как неотъемлемая часть непрерывного образования. Переход к системе этнокультурного образования носит длительный характер. Для чего необходимо создать определенные условия.Чтобы реализовать внедрение этнокультурной направленности в образовательный процесс, следует иметь представлениео сущностных характеристиках, подходах и развитияэтнопедагогики в истории образования, именно на таких основаниях, возможно надеяться на хороший результат в части формирования культурно - развивающего пространства в деятельности образовательного учреждения инновационного вида.В рамках многонационального социума, помимо «титульных» и «преобладающих», имеется большое количество других этнокультур как субъектов образования. В России, такие этнокультуры, как правило, носят название - «национальные меньшинства», в США и Канаде – «зависимые», неявные и явные меньшинства.Национальные меньшинства, иными словами, являются неотъемлемыми составляющими целого – нации. Кроме того, у каждой из них имеетсясвоя психология и культура. Вопрос о дефинициях субъектов образования в многонациональном социуме остается открытым. На Западе данный вопросзачастую рассматриваетсяв обширном плане, в части не только этнокультурных категорий, ноиных субкультур, в частности женщин, пожилых, людей с задержками в развитии, высокоодаренных, малоимущих, представителей сексуальных меньшинств и пр. Социализация детей – сирот, является достаточно трудным процессом, предполагающим усвоение ими социальных ролей в системе общественных отношений. Процесс социализации протекает у каждого ребенка совершенно по-разному, и находится в зависимости от большого количества разных факторов.Огромным преимуществом процесса социализации данной категории детей, является наличие семьи, в которой, ребенку дается необходимая любовь, внимание, забота. Ребенок, который имеет семью и возможность воспитываться в ней, находится в менее жестких условиях, в части сниженных требований и контроля, а также совместно с этим, имеет и возможность принимать участие в различных семейных процессах, которые еще больше сближают семью и ребенка, к примеру, ремонтировать с отцом телевизор, готовить с мамой обед.Обеспечение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, условий для полноценного духовного и физического развития, выступает в качестве доминирующего направления социальной политики Российской Федерации. Однако полноценное развитие ребенка, не представляется возможным без присоединения его к этнокультурным ценностям того общества, к которому он по сути относится.В особенности, данное утверждение, применимо в отношение детей –сирот, так как, в большинстве случаев, ребенка отрывают от привычной ему жизни вбрасывая в совершенно незнакомую среду, и передавая в другую семью или в детское учреждение. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАммосова, С. Т. Этнокультурное развитие личности ребенка в условиях учреждения дополнительного образования детей / С. Т. Аммосова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 5 (36). — С. 97-99.Гельмутдинова М.Р. К вопросу социализации детей-сирот в условиях приемной семьи: педагогический аспект // Казанский педагогический журнал №4,2021. С. 205 – 212.ГусароваА.Е. Социальная адаптация детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – воспитанников интернатных учреждений [Электронный ресурс] / А.Е. Гусарова // Молодой ученый. – 2018. – № 22(208). – С. 276-278.Дорошенко О.М. Понятие социализации личности: факторы, механизмы, этапы / О.М. Дорошенко // Педагогика и психология служебной деятельности. – 2020. – № 1. – С. 12-16.Егошина Н.Г. Этнокультурное образование: теоретические основы и практика реализации. THEORIA: педагогика, экономика, право. 2022, №3(1). 57-65.Ковалёва А.И. Проблемы социализации личности студента в вузе // Социология и жизнь. – 2017. – № 3. С. 48-62.Кожахметов, А. К. Диалог культур как основа этнокультурной компетентности / А. К. Кожахметов, Л. Н. Габдуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 312-314. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88547/ (дата обращения: 30.12.2022).Кусаин, А. Х. Трудности, возникающие у выпускников детского дома при вхождении в самостоятельную жизнь / А. Х. Кусаин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 164-168.Масензова Т.А. Развитие этнокультурной компетентности дошкольников в условиях единого образовательного пространства // Карельский научный журнал, 2017. №1. С. 16 – 20.Меркуль И.А., Волчанская В.О. Актуальные проблемы социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. C. 189—199. Ломоносова Н.В. Анализ зарубежного опыта формирования этнокультурных представлений в картине мира ребенка – дошкольника // Педагогичские науки, 2018, № 2. С. 285 – 288.Павличенко А.А. Проблема этнокультурной социализации молодежи в теории и практике // Современная высшая школа: инновационный аспект. Т. 10. № 4. 2018. С. 36 – 45.Рыбакова М.В. Особенности социализации детей, оставшихся без попечения родителей на Евразийском пространстве // Человек и общество, 2019, №3. С. 127 – 135.Хубиев Б.Б., Желиготова Р.М., Баразова Д.В. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. С. 18 – 23.Шлат Н.Ю. Этнокультурный компонент целостного развития ребенка дошкольного возраста в структуре «территории детства» // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2019, №3. С. 305 -312.Шлат Н. Ю. Перспективы развития современного детского сада в условиях социокультурного пространства дошкольного детства // Педагогика XXI века: традиции и инновации: сборник научных трудов Всероссийской научной конференции с международным участием. - Липецк, 2018. - С. 154-158.Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы : материалы Международной научно -практической конференции. - Чебоксары, 2017. - 440 с.Якушина Г.В. К проблеме этнокультурной социализации студенческой молодежи в процессе художественно творческой деятельности / Сб: Культура, наука и искусство – современные векторы развития вуза культуры: материалы междун. научно-практ. конф. – 2018. – С. 166-169.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аммосова, С. Т. Этнокультурное развитие личности ребенка в условиях учреждения дополнительного образования детей / С. Т. Аммосова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 5 (36). — С. 97-99.
2. Гельмутдинова М.Р. К вопросу социализации детей-сирот в условиях приемной семьи: педагогический аспект // Казанский педагогический журнал №4,2021. С. 205 – 212.
3. Гусарова А.Е. Социальная адаптация детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – воспитанников интернатных учреждений [Электронный ресурс] / А.Е. Гусарова // Молодой ученый. – 2018. – № 22(208). – С. 276-278.
4. Дорошенко О.М. Понятие социализации личности: факторы, механизмы, этапы / О.М. Дорошенко // Педагогика и психология служебной деятельности. – 2020. – № 1. – С. 12-16.
5. Егошина Н.Г. Этнокультурное образование: теоретические основы и практика реализации. THEORIA: педагогика, экономика, право. 2022, №3(1). 57-65.
6. Ковалёва А.И. Проблемы социализации личности студента в вузе // Социология и жизнь. – 2017. – № 3. С. 48-62.
7. Кожахметов, А. К. Диалог культур как основа этнокультурной компетентности / А. К. Кожахметов, Л. Н. Габдуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 312-314. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88547/ (дата обращения: 30.12.2022).
8. Кусаин, А. Х. Трудности, возникающие у выпускников детского дома при вхождении в самостоятельную жизнь / А. Х. Кусаин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 164-168.
9. Масензова Т.А. Развитие этнокультурной компетентности дошкольников в условиях единого образовательного пространства // Карельский научный журнал, 2017. №1. С. 16 – 20.
10. Меркуль И.А., Волчанская В.О. Актуальные проблемы социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. C. 189—199.
11. Ломоносова Н.В. Анализ зарубежного опыта формирования этнокультурных представлений в картине мира ребенка – дошкольника // Педагогичские науки, 2018, № 2. С. 285 – 288.
12. Павличенко А.А. Проблема этнокультурной социализации молодежи в теории и практике // Современная высшая школа: инновационный аспект. Т. 10. № 4. 2018. С. 36 – 45.
13. Рыбакова М.В. Особенности социализации детей, оставшихся без попечения родителей на Евразийском пространстве // Человек и общество, 2019, №3. С. 127 – 135.
14. Хубиев Б.Б., Желиготова Р.М., Баразова Д.В. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. С. 18 – 23.
15. Шлат Н.Ю. Этнокультурный компонент целостного развития ребенка дошкольного возраста в структуре «территории детства» // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2019, №3. С. 305 -312.
16. Шлат Н. Ю. Перспективы развития современного детского сада в условиях социокультурного пространства дошкольного детства // Педагогика XXI века: традиции и инновации: сборник научных трудов Всероссийской научной конференции с международным участием. - Липецк, 2018. - С. 154-158.
17. Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы : материалы Международной научно -практической конференции. - Чебоксары, 2017. - 440 с.
18. Якушина Г.В. К проблеме этнокультурной социализации студенческой молодежи в процессе художественно творческой деятельности / Сб: Культура, наука и искусство – современные векторы развития вуза культуры: материалы междун. научно-практ. конф. – 2018. – С. 166-169.

Вопрос-ответ:

Что такое этнокультурное образование?

Этнокультурное образование - это процесс формирования у детей и подростков позитивного отношения к своей национальной культуре, истории, традициям и ценностям. Оно направлено на сохранение и развитие этнической и культурной идентичности, а также на воспитание ребенка в духе толерантности и уважения к другим народам и культурам.

В чем заключается роль этнокультурного образования в социализации детей-сирот?

Этнокультурное образование играет важнейшую роль в социализации детей-сирот. Оно помогает им укрепить свою самооценку и самоидентификацию, а также развить потенциал своей национальной культуры. Это позволяет детям сиротам успешно интегрироваться в общество, находить свое место и находить поддержку в своем этническом сообществе.

Какой зарубежный опыт свидетельствует об эффективности этнокультурного образования?

Зарубежный опыт показывает, что этнокультурное образование способствует укреплению этнической идентичности детей-сирот. Например, в Швеции проводятся программы, которые помогают детям из разных этнических групп находить общий язык и развивать доверие друг к другу. В Японии реализуется система образования, направленная на сохранение японской культуры и традиций.

Какие проблемы возникают при реализации этнокультурного образования у детей-сирот?

Проблемы, возникающие при реализации этнокультурного образования у детей-сирот, связаны с ограниченными ресурсами и возможностями. Некоторым детям может быть сложно найти свое место в своем этническом сообществе, особенно если они выросли в приемных семьях другой национальности. Также возникают трудности в организации образовательных программ и активностей, которые отражают разнообразие культур и национальностей.

Какую роль выполняет этнокультурное образование в социализации детей-сирот?

Этнокультурное образование играет важную роль в социализации детей-сирот. Оно помогает им в нахождении своего места в обществе, предоставляет возможность узнать о своих корнях, традициях и культуре своего народа, способствует развитию самосознания, самоидентификации и самооценки.

Какие аспекты развития этнокультурных направленностей можно выделить на основе зарубежного опыта?

Аспекты развития этнокультурных направленностей, выделяемые на основе зарубежного опыта, включают изучение языка и литературы своего народа, знакомство с историей и культурой, освоение традиционных ремесел и искусств, проведение этнокультурных мероприятий и фестивалей, участие в народных праздниках и традиционных обрядах.

Какие особенности социализации детей-сирот нужно учитывать?

Социализация детей-сирот имеет свои особенности. Они часто испытывают проблемы с самооценкой, самоидентификацией, адаптацией в коллективе. Они могут быть изолированными и иметь сложности в общении. Поэтому необходимо учитывать эти особенности при проведении этнокультурного образования для детей-сирот.

Какое место занимает этнокультурное образование в процессе социализации детей-сирот?

Этнокультурное образование занимает важное место в процессе социализации детей-сирот. Оно помогает им интегрироваться в общество, развивать свои навыки и способности, находить свое место в коллективе. Также оно позволяет сохранять и укреплять их культурную идентичность.

Какие проблемы возникают при реализации этнокультурного образования для детей-сирот?

При реализации этнокультурного образования для детей-сирот возникают различные проблемы. Это может быть отсутствие доступных программ и ресурсов, недостаток квалифицированных педагогов, трудности в организации образовательного процесса с учетом специфики детей-сирот. Также могут возникать проблемы с привлечением родителей и общественной поддержки.