Применение ИКТ-технологий во внеурочной деятельности по экологическому воспитанию младших школьников.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 33 33 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 31.01.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические и психолого-педагогические основы использования ИКТ в экологическом воспитании младших школьников 5
1.1 История возникновения ИКТ и их применение в обучении младших школьников 5
1.2 Роль ИКТ в экологическом воспитании младших школьников 11
Глава 2. Пути и способы применения ИКТ в экологическом воспитании младших школьников 17
2.1 Методика составления и проведения внеурочного занятия по экологии с использованием ИКТ 17
2.2 Проведение мероприятия по созданию «Красной книги» в третьем классе с применением ИКТ-технологий 23
Заключение 29
Список использованных источников 31

Фрагмент для ознакомления

На наш взгляд, одной из наиболее удачных и распространенных форм подготовки и подачи учебного материала в начальной школе является мультимедийная презентация.Презентация – удобный и эффективный способ подачи информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые дольше всего удерживают внимание ребенка. Педагог может использовать презентации на всех этапах работы по экологическому просвещению.Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) обеспечивает реальную поддержку процесса экологического образования, позволяет с учетом условий обучения реализовать поставленные цели, выполнить содержательную, процессную и оценочно-контрольную сторону воспитательного и образовательного процесса по экологии. В качестве примера таких ЭОР приведем электронную энциклопедию «Кругосвет», электронное учебное пособие «Природа. Человек. Общество».Таким образом, информационно-коммуникационные технологии в экологическом воспитании младших школьников во внеурочной деятельности способствуют созданию творческой позитивно-эмоциональной атмосферы, так как использование наглядных графических образов, аудио и видеоиллюстраций повышает мотивациюк учению, совершенствованию познавательных процессов, интенсификации обучения при выборе индивидуального темпа обучения, формированию осознанной потребности использовать средства ИКТ как средство, помогающее учиться, познавать окружающий мир.2.2 Проведение мероприятия по созданию «Красной книги» в третьем классе с применением ИКТ-технологийДля современных школьников использование информационно-коммуникативных технологий стало частью их повседневной жизни. В этом контексте задача педагога состоит в том, чтобы применить тот энтузиазм, с которым дети пользуются компьютером дома, играют, занимаются творчеством или общаются с друзьями, для создания целостной системы универсальных знаний, навыков и умений, а также для приобретения опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся - иными словами, для формирования ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.Широкий выбор иллюстративного материала, мультимедийных и интерактивных моделей поднимает процесс обучения на качественно новый уровень.В рамках прикладного применения информационно-коммуникативных технологий мы разработализанятиедля учащихся 3-классов на тему«Красная книга». Данноезанятие будет сопровождаться презентацией (рис.1), которая будет выступать средством информационно-коммуникативных технологий.Рисунок 1. - Фрагмент урокаТема урока: «Красная книга».Цель урока: формирование представлений учащихся о жителях красной книгиЗадачи:Образовательные:1. Актуализировать знания о правилах поведения в природе.2. Формировать представление о Красной книге и её оформлении.3. Обобщить знания о животных и растениях, занесенных в Красную книгу.Развивающие:1. Развивать РУУД: контроль и оценка результатов собственной деятельности.2. Формировать КУУД: умение слушать и слышать учителя и своих одноклассников.3. Развивать ПУУД: умение анализировать, отвечать по плану.Воспитательные:1. Воспитывать уважительное отношение ко всему живому.Планируемые результаты:Личностные: воспитывать умение сотрудничать, уважительно относиться к иному мнению;воспитывать бережное отношение к живым существам, к окружающей природе и обеспокоенность за будущее планеты.Метапредметные:Регулятивные: формировать умение принимать учебную задачу и стремиться её выполнять, формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность с одноклассниками, учителем.Познавательные: формировать понятия Красная книга схема.Предметные: дать представление о «Красной книге», как совокупности сведений о состоянии и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных, познакомиться с историей её создания, рассмотреть, как устроена Красная книга.Оборудование: Красная книга, компьютер, проектор, экран, Красная книга, вырезки из журналов, Интернет факты, раздаточный материал.Таблица 1.- Технологическая карта внеурочного занятия «Красная книга» для 3 классаЭтап урокаДеятельность учителяДеятельность учащихсяОрганизационный моментПриветствие, доброе пожелание, настрой на занятие. Подтвердить свою готовность к уроку, проанализировать, как готовы к уроку.Вводное слово учителяДемонстрация слайдов и вводное слово учителя:(слайд 1,2,3)- красивая природа (слайд 4,5)-экологические проблемы.-Наша планета серьезно заболела. Случилось это по вине людей. И теперь наша планета просит о помощи. Это касается всех людей Земли, всего человечества. Поэтому государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы. Созданы и создаются различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них – Международный союз охраны природы и природных ресурсов.- Разгадайте загадки, представленные на слайде.Так о чём пойдёт речь на уроке?Просмотр слайдов и прослушивание рассказа учителя.              Отгадывание загадкиУчащиеся формулируют тему урока.Погружение в проблемуНе правда ли, как прекрасны творения природы, представленные в первых трех слайдах?! Ими бы только восхищаться. -Ответьте, пожалуйста, почему так называется эта книга? -Верно, книга называется так, потому что красный цвет – действительно означает сигнал опасности. - Однако даже в Международную Красную книгу нельзя записать все виды редких растений и животных, которые нуждаются в охране. Многие страны стали составлять свои собственные Красные книги. Так, в нашей стране Красная книга появилась в 1974 г. (слайд 8)-Красная книга РФ.Сообщения учащихся.Ответы учащихся – их размышления. Динамическая пауза Учитель делит всех детей на две команды. Дети одной команды слева от учителя, другой – справа. Далее учитель объясняет задание: та команда, которая находится слева от учителя, делает хлопок над головой, когда слышит птиц, а другая команда, когда слышит животных. Учитель называет слова. Учащиеся встают около своих парт. После распределения на команды слушают внимательно задание учителя и выполняют его. Практическая работаКак устроена Красная книга?Каждая страница книги имеет свой цвет. -Подумайте, по какому принципу выбирались цвета (слайд 9)? -Красная книга – это документ временного действия. Почему так говорят? - Правильно. Красная книга – документ, постоянно изменяющийся по мере того, как пополняются наши знания о природе; она должна пополняться новыми сведениями и совершенствоваться. Представляет макет Красной книги (с чистыми страницами).-Посмотрите, пожалуйста, это макет Красной книги (слайд 10).-Почему его страницы пустые? -А где мы возьмем данные? - О чем же будем говорить? -Сегодня на уроке мы будем создавать проект «Страницы Красной книги».Класс делится на 3 группы: Исследователи; Наблюдатели; Художники. Исследователи собирают нужную информацию о вымирающих животных, занесенных в Красную книгу, используя материалы из Интернета.Наблюдатели, используя свой жизненный опыт, создают правила поведения в природе (берут информацию из интернета). Художники создают экологические знаки в поддержку исчезающих животных и растений. 2-й этап проекта –самостоятельное исследование. 3-й этап проекта – защита проектов. -Подведем итоги нашего поиска. 4-й этап- презентация проекта. -Итак, мы подошли к презентации проекта «Страницы Красной книги». Давайте посмотрим, какие страницы мы создали и что изобразили на них. Ответы учащихся – их размышления. Ответы учащихся. Дети уже сидят по местам в соответствии с названиями групп. Самостоятельная работа учащихся. 1 группа (исследователи) защищает свои проекты; 2 группа (наблюдатели) защищает свой проект; 3 группа (художники) защищает свой проект. Рефлексия деятельности. Оценивание работы группы, работы каждого ученика.-Что нового вы узнали для себя, работая на уроке? -Какие личностные качества вы приобрели сегодня, изучая страницы Красной книги? -Что бы вы посоветовали своим сверстникам? -Наше занятие подошло к концу. Пусть оно завершится стихотворением, которое является заветом нам с вами.Краткое повторение нового содержания, оценка личного вклада в урок. Таким образом, использование информационно-коммуникативных технологий при преподавании экологии в общеобразовательной школе дает возможность изменить весь учебный процесс, дает возможность учителю внедрять в учебный процесс различные новые формы и методы, что делает уроки более интересными.ЗаключениеВ связи с прогрессирующим нарастанием экологической опасности на планете в целом и в каждом из ее регионов возникает проблема осмысления концептуальных взглядов педагогической науки на теорию и практику формирования экологического сознания и ответственности по отношению к социоприродному окружению и собственному здоровью.Одной из важнейших задач современности является формирование экологической культуры младших школьников.Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования, мы установили, что экологическое воспитание представляет собой трудоемкий, многогранный процесс познания природы, предполагающий формирование основных приоритетов экологической культуры через тесное переплетение знаний, практической деятельности и духовного начала каждого ребенка.Основная цель экологического воспитания - научить ребенка развивать свои знания о законах животного мира, понимать сущность взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, формировать умения справляться с физическим и психологическим состоянием.При работе с младшими школьниками по их экологическому воспитанию во внеурочной деятельности следует использовать информационно-коммуникативные технологии.Информационно-коммуникативные технологии позволяют организовать внеурочную деятельность на новом, более высоком уровне, обеспечивая более полное усвоение учебного материала.С помощью информационно-коммуникативных технологийплодотворно реализуются такие принципы, как: доступность, наглядность, научность, сознательность, сочетание форм, средств и методов обучения, индивидуальный подход к каждому обучающемуся, мощность овладения знаниями, умениями и навыками; от этого и зависит рациональность использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе.Использование информационно-коммуникативных технологий стимулирует восприятие учениками материала, вызывает интерес к изучению предмета и улучшает творческие способности учащихся. Компьютерные материалы являются необходимой частью единого набора учебных материалов, которые педагог может добавлять, модернизировать и варьировать в применении.Таким образом,информационно-коммуникативные технологии являются достаточно эффективным средством повышения уровня экологического воспитания и бережного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности и в повседневной жизни.Список использованных источниковАдольф, В. А. Инновационная деятельность в образовании: проблемы становления / В. А. Адольф // Высшее образование в России. - 2019. - № 1. - С. 81-87.Бачерова, Н. М. Воспитание гармоничного отношения к природе. Игры-занятия с детьми / Н.М. Бачерова. - М.: Учитель, 2019. - 128 c.Брындин, Е.Г. Гармония природы, человека и общества / Е.Г. Брындин. - М.: Манускрипт, 2018. - 780 c.Викторова, Л. Г. Инновационные процессы в образовании / Л.Г. Викторова // Инновации в образовании. - 2018. - № 2. - С. 4-10.Воробьева, Е. С. Введение в экологию. Наша прекрасная планета. 1 класс. Методические рекомендации к учебному пособию Е. С. Воробьевой / Е.С. Воробьева. - М.: Русское слово - учебник, 2018. - 597 c.Гараев, И. Д. Современные технологии образования / И. Д. Гараев. - Казань: Спутник, 2019. - 157 с.Гринева, Е. А. Экологическая культура младших школьников. Духовно-нравственный аспект / Е.А. Гринева, Л.Х. Давлетшина. - М.: Прометей, 2018. - 158 c.Дружинин, В. И. Координация инновационной деятельности в образовательном пространстве / В. И. Дружинин // Методист. - 2019. - № 6. - С. 9-14.Елочкин, М. Е. Информационные технологии / М.Е. Елочкин, Ю.С. Брановский, И.Д. Николаенко. - М.: Оникс, 2020. - 256 c.Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2019. - 192 c.Киселев, Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании. Учебник / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. - Москва: Машиностроение, 2019. - 304 c.Ларина, В. П. Инновационная деятельность в системе образования / В. П. Ларина // Педагогика. - 2018. - № 2. - С. 55-61.Маханева, М.Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие / М.Д. Маханева. - М.: Сфера, 2019. - 827 c.Миронов, А. В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: Учебное пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвузов /А.В. Миронов — М.: Педагогическое общество России, 2019. — 360 с. Николаева, С. Н. Юный эколог. Система работы в начальных классах. Для работы с детьми / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. - 578 c.Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. -М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2018. - 224 с.Слободчиков, В. И. Инновации в образовании: основания и смысл / В. И. Слободчиков // Исследовательская работа. - 2019. - № 3. - С. 5-15.Соломенникова, О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений у младших школьников / О.А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. - 602 c.Угринович, Н.К. Информационные технологии / Н.К. Угринович. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2019. - 512 c.Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика / А. В. Хуторской. - М.: Академия, 2019. - 256 с.

Список использованных источников


1. Адольф, В. А. Инновационная деятельность в образовании: проблемы становления / В. А. Адольф // Высшее образование в России. - 2019. - № 1. - С. 81-87.
2. Бачерова, Н. М. Воспитание гармоничного отношения к природе. Игры-занятия с детьми / Н.М. Бачерова. - М.: Учитель, 2019. - 128 c.
3. Брындин, Е.Г. Гармония природы, человека и общества / Е.Г. Брындин. - М.: Манускрипт, 2018. - 780 c.
4. Викторова, Л. Г. Инновационные процессы в образовании / Л.Г. Викторова // Инновации в образовании. - 2018. - № 2. - С. 4-10.
5. Воробьева, Е. С. Введение в экологию. Наша прекрасная планета. 1 класс. Методические рекомендации к учебному пособию Е. С. Воробьевой / Е.С. Воробьева. - М.: Русское слово - учебник, 2018. - 597 c.
6. Гараев, И. Д. Современные технологии образования / И. Д. Гараев. - Казань: Спутник, 2019. - 157 с.
7. Гринева, Е. А. Экологическая культура младших школьников. Духовно-нравственный аспект / Е.А. Гринева, Л.Х. Давлетшина. - М.: Прометей, 2018. - 158 c.
8. Дружинин, В. И. Координация инновационной деятельности в образовательном пространстве / В. И. Дружинин // Методист. - 2019. - № 6. - С. 9-14.
9. Елочкин, М. Е. Информационные технологии / М.Е. Елочкин, Ю.С. Брановский, И.Д. Николаенко. - М.: Оникс, 2020. - 256 c.
10. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2019. - 192 c.
11. Киселев, Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании. Учебник / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. - Москва: Машиностроение, 2019. - 304 c.
12. Ларина, В. П. Инновационная деятельность в системе образования / В. П. Ларина // Педагогика. - 2018. - № 2. - С. 55-61.
13. Маханева, М.Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие / М.Д. Маханева. - М.: Сфера, 2019. - 827 c.
14. Миронов, А. В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: Учебное пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвузов /А.В. Миронов — М.: Педагогическое общество России, 2019. — 360 с.
15. Николаева, С. Н. Юный эколог. Система работы в начальных классах. Для работы с детьми / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. - 578 c.
16. Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. -М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2018. - 224 с.
17. Слободчиков, В. И. Инновации в образовании: основания и смысл / В. И. Слободчиков // Исследовательская работа. - 2019. - № 3. - С. 5-15.
18. Соломенникова, О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений у младших школьников / О.А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. - 602 c.
19. Угринович, Н.К. Информационные технологии / Н.К. Угринович. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2019. - 512 c.
20. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика / А. В. Хуторской. - М.: Академия, 2019. - 256 с.

Вопрос-ответ:

Какие основные принципы ИКТ технологий могут быть применены во внеурочной деятельности по экологическому воспитанию младших школьников?

Во внеурочной деятельности по экологическому воспитанию младших школьников могут быть применены такие основные принципы ИКТ технологий, как интерактивность, доступность, мультимедийность и индивидуализация. Интерактивность позволяет детям активно взаимодействовать с информацией и участвовать в обучающих играх или экспериментах. Доступность ИКТ технологий обеспечивает возможность получения информации и обучения в любом месте и в любое время. Мультимедийность предоставляет визуальные и звуковые материалы, которые помогают лучше усваивать и запоминать информацию. Индивидуализация позволяет адаптировать обучение под индивидуальные потребности каждого ребенка.

Какова история возникновения ИКТ технологий и как они применяются в обучении младших школьников?

ИКТ технологии возникли с развитием компьютеров и интернета. Сначала они использовались в основном для обработки информации и увеличения производительности работы. Однако в последние десятилетия с развитием интерактивных программ и электронных обучающих платформ, ИКТ технологии стали активно применяться в обучении младших школьников. С их помощью дети могут получать доступ к образовательным ресурсам, участвовать в интерактивных уроках или играх, развивать навыки решения проблем, критического мышления и сотрудничества.

Какова роль ИКТ в экологическом воспитании младших школьников?

ИКТ имеют важную роль в экологическом воспитании младших школьников. С их помощью дети могут узнавать о природе и охране окружающей среды, изучать разные экосистемы и виды животных, а также принимать участие в экологических проектах и акциях. ИКТ технологии также предоставляют возможность реализации интерактивных уроков и игр, которые могут помочь детям лучше усвоить экологические знания и развить экологическую ответственность.

Какие технологии ИКТ используются во внеурочной деятельности по экологическому воспитанию младших школьников?

Во внеурочной деятельности по экологическому воспитанию младших школьников могут использоваться различные технологии ИКТ, такие как компьютеры, интерактивные доски, мультимедийные презентации, программные обучающие игры и т.д. Эти технологии помогают визуализировать информацию, создавать интерактивные задания, обучающие видеоролики и делают процесс обучения более интересным и увлекательным для детей.

Какую роль играют ИКТ в экологическом воспитании младших школьников?

ИКТ технологии играют важную роль в экологическом воспитании младших школьников. Они помогают расширить кругозор детей, представить сложные экологические понятия и процессы в доступной и интересной форме, развивают компьютерные навыки и умения работы с информацией. Использование ИКТ в экологическом воспитании также способствует повышению мотивации учеников к изучению экологии и привлекает их внимание к проблемам окружающей среды.

Какова история возникновения ИКТ и их применение в обучении младших школьников?

ИКТ технологии имеют давнюю историю развития, начиная с появления первых компьютеров и электронных устройств. В обучении младших школьников ИКТ начали применяться с развитием компьютерных классов в школах. Вначале использовались простые программы и упражнения для обучения азам информатики. Со временем ИКТ стали применять для обучения различным предметам, в том числе и экологии. Сейчас существует множество программ и образовательных ресурсов, разработанных специально для экологического воспитания младших школьников.

Зачем использовать ИКТ технологии во внеурочной деятельности по экологическому воспитанию младших школьников?

Использование ИКТ технологий во внеурочной деятельности помогает сделать обучение более интересным и увлекательным для детей. Они могут использовать компьютеры, планшеты или смартфоны для исследования различных аспектов экологии, изучения растений и животных, а также для развития экологического мышления и ответственности перед природой.

Какова роль ИКТ в экологическом воспитании младших школьников?

ИКТ технологии играют важную роль в экологическом воспитании младших школьников. Они позволяют детям более глубоко и интерактивно изучать окружающий мир. С помощью ИКТ дети могут проводить исследовательскую работу, анализировать данные, создавать презентации и проекты, обмениваться информацией с другими учащимися и экспертами. Это помогает развивать у детей навыки работы с информацией, критического мышления и проблемного мышления.

Какие пути и способы применения ИКТ могут использоваться в экологическом воспитании младших школьников?

В экологическом воспитании младших школьников можно использовать разнообразные способы и пути применения ИКТ. Например, дети могут использовать компьютерные программы или мобильные приложения для изучения растений и животных, создания виртуальных экспериментов и моделей, а также для обмена информацией и кооперации с другими детьми или классами. Также можно использовать интерактивные доски или проекторы для визуализации материалов и проведения увлекательных уроков. Игры и электронные обучающие материалы также могут быть полезными инструментами для обучения экологии.