Бюджетное планирование и прогнозирования в России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Макроэкономика
  • 26 26 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 04.02.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические аспекты бюджетного планирования и прогнозирования 4
1.1 Сущность и нормативное регулирование бюджетного планирования и прогнозирования 4
1.2 Место бюджетного прогнозирования в финансовом планировании 9
Глава 2 Анализ статистического материала по прогнозированию доходов и расходов федерального бюджета 14
2.1 Прогноз параметров федерального бюджета и факторы, влияющие на него 14
2.2 Предложения по совершенствованию процесса планирования и прогнозирования доходов и расходов федерального бюджета 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
ПРИЛОЖЕНИЯ 26



Фрагмент для ознакомления

Реализация сформулированных выше мер позволит в значительной степени улучшить точность научного предвидения и унифицировать сам процесс макроэкономического прогнозирования, вполне ожидаемым следствием чего в таком случае выступит повышение качества исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Важно отметить, что в условиях новой реальности финансовое прогнозирование приобретает принципиально новое значение не только в российском государстве, но и во всём мире. Столкнувшись с катастрофическими событиями мирового масштаба, невозможность предопределять будущее ставило бы под сомнение эффективность принимаемых противоборствующих мер. Неуверенность в успешности рекомендуемых коммерческим предприятиям и гражданскому населению действий и отсутствие у них целенаправленности ещё больше усугубляла бы внутригосударственное положение. Таким образом, отсутствие системности в принимаемых решениях, вызванных недостоверным прогнозированием макроэкономических показателей, повышает риски пролонгации кризисных явлений и маниакального образа действий органов государственной власти. Именно поэтому во всех развитых странах мира в целях повышения эффективности принимаемых мер, минимизирующих масштаб экономического воздействия пандемии COVID-19, в первую очередь, в сжатые сроки были разработаны среднесрочные прогнозы экономического развития. Отсюда следует, что отчётливое видение будущего позволяет осмысленно принимать стратегические решения, направленные на избежание всеобъемлющей хаотичности. Безусловно, возможность точного прогнозирования предаёт уверенности национальной власти в принятии управленческих решений, особенно в критических ситуациях. Однако важно отметить, что в условиях повышенной неопределённости Российская Федерация существует достаточно давно, в то время как развитые страны Западной Европы и заокеанские государства, возможно, столкнулись с подобными социально-экономическими трудностями впервые.ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, подводя итог данной курсовой работы можно сделать следующие выводы.Бюджетное планирование – это сложный элемент в финансовом планирование, полностью зависящий от государственных требований в финансовой политике.Если опираться на хозяйственный сектор, то сущностью бюджетного планирования будет являться концентрированное деление и перераспределение стоимости продуктов общественного пользования, общенационального дохода, расположенного между системой различных отраслей финансов. Это вызвано государственной программой, созданной для развития страны, когда бюджет и внебюджетные фонды разных уровней составляются и исполняются.При регулировании экономических показателей, определяются значение бюджетного планирования и прогнозирования, так как прогнозирование – база для составления и принятия плановых решений и направление выработки определенных действий.Во время исполнения бюджетного планирования, финансы энергично влияют на главные хозяйственные и качественные параметры государственных программ по развитию страны, находят резервные запасы рентабельных использований таких ресурсов как: материальные, природные, финансовые и трудовые.Бюджетное планирование стремится исполнить следующие цели:1.Поддержание взаимосвязи социального и экономического прогресса государства и его территорий с опорой на бюджетную политику;2.Прогнозирование объектов финансовых ресурсов, которые нужны для достижения планируемых мероприятий;3.Прогнозирование финансовых итогов осуществления изменений и исполнения программ;4.Нахождение возможностей реализовывать многочисленные требования, которые находятся в сфере финансовой и бюджетной системах.В бюджетном планировании существуют проблемы, которые объясняют, как личные, так и независимые черты. Направление, на которое специализируется бюджетное планирование, определяется степенью совокупности бюджетов государства. По данной причине научный интерес характеризуется изучением недостатков и задач составления бюджета на различных уровнях бюджетной системы.Исходя из рассмотренных в работе проблем, можно сделать вывод, что в течении еще довольно продолжительного времени проблемы бюджетного планирования будут актуальны для процессов проектирования доходов и расходов бюджетов. Соответственно они требуют особое внимание, так как являются основой для развития всех совокупностей бюджетов Российской Федерации.СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВБюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 16.04.2022)Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации»Федеральный закон от 06.12.2021 № 390-Ф3 «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 995 (ред. от 18.04.2022) «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями и Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».Постановление Правительства РФ от 23.06.2016 № 574 (ред. от 14.09.2021) «Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации»Распоряжение Правительства РФ от 29.03.2019 № 558-р «Об утверждении Бюджетного прогноза Российской Федерации на период до 2036 года»Куликов, М. В. Финансовое прогнозирование в контексте организации бюджетного процесса: проблемы и перспективы / М. В. Куликов // XXXIV Международные Плехановские чтения : Сборник статей студентов В четырех томах, Москва, 29–31 марта 2021 года. – Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2021. – С. 157-160. Куликов, М. В. Финансовое прогнозирование как ключевой элемент в системе управления государственными финансами в контексте обеспечения социально-экономического развития Российской Федерации / М. В. Куликов // Аудит и финансовый анализ. – 2020. – № 4. – С. 79-87. Пронина, Л. И. Федеральный бюджет 2022-2024: восстановительный или «прорывной»? / Л. И. Пронина // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2022. – Т. 1. – № 1(121). – С. 108-122. Ражбадинов, Р. Ш. Основные факторы, обеспечивающие результативность долгосрочной бюджетно-налоговой стратегии и долгосрочных бюджетных прогнозов / Р. Ш. Ражбадинов // Вестник МИРБИС. – 2021. – № 2(26). – С. 134-139. Рыжаков, Е. Д. Финансовые инструменты в системе бюджетных прогнозов / Е. Д. Рыжаков // Инновационное развитие экономики. – 2021. – № 6(66). – С. 225-228. Тащилин, Ю. В. Сущность, цель и проблемы бюджетного планирования и прогнозирования / Ю. В. Тащилина, К. И. Липчиу // Актуальные проблемы бюджетного устройства Российской Федерации : Сборник статей международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей факультета финансов и кредита Кубанского государственного аграрного университета, Краснодар, 20 мая 2019 года / Составители А.А. Храмченко, Е.А. Болотнова. – Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2019. – С. 123-126. Шкромада А. В. Эффективные методы прогнозирования в управлении доходами бюджета Российской Федерации / А. В. Шкромада, О. А. Уржа // Материалы Всероссийской конференции x ивановских чтений : Электронное издание, Москва, 10 апреля 2020 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательско-торговый Дом «ПЕРСПЕКТИВА», 2020. – С. 28-37.Приложение 1Методы бюджетного планированияАвторНазвание методаСодержание методаН.В. Бесчастнова,О. А. МухаметьяноваМетод экстраполяцииБазируется на изучении экономической ситуации и конъюнктуры в прошлых периодах. Применяются соответствующие коэффициенты (например, индексов инфляции) к фактическим результатам исполнения бюджетов за отчетный период.Нормативный методВ планировании используются системы взаимосвязанных норм и нормативов. Эффективность метода зависит от научной обоснованности, чем выше, тем эффективнее.Расчетно-аналитический методИспользуется для определения основных закономерностей, тенденций в движении натуральных и стоимостных показателей, определения бюджетных резервов. Основан на анализе достигнутого уровня финансовых показателей и прогнозирования их на будущий период. Применяется в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, взаимосвязь между показателями устанавливается косвенно - на основе изучения их динамики за ряд периодов.Балансовый методПозволяет согласовать расходы с источниками их покрытия, установить взаимосвязь имеющегося объема финансовых ресурсов в организации с соответствующими потребностями.Программно-целевой методПрименение метода основывается на программно-целевом подходе и сценарном подходе. В основе первого, заложены четко сформулированные цели и средства их достижения. Второй предусматривает выбор наиболее вероятного и оптимального варианта развития событий.Индикативный методОбеспечивает распределение бюджетных ресурсов по целям, задачам и функциями субъекта с учетом приоритетов политики и конечных результатов использования бюджетных средств.Е.С. Ткач и О.Г. ЯковлеваПерманентный методПредполагает среднесрочное бюджетное планирование и взаимосвязь бюджетов по доходным и расходным показателям.Е. Ю. ЛемешкоИндексный методСоставление анализа тенденций уровня инфляции, реальных доходов, уровня действительной оплаты труда и др. показателей. Индексы, которые получились путем сравнивания статистических данных, применяются в дальнейшем для составления мониторинга и последующего расчета несоизмеримых индексов.Г.Б. ПолякМетод ориентированный на результатВключает в себя: планирование, исполнение бюджета и контроль результата. Характеризуется четкой формулировкой целей и задач в деятельности органов власти, бюджетополучателей, а также на применении показателей, характеризующих количественные или качественные параметры выполнения этих задач.Приложение 2Различия между традиционным и программно-целевым бюджетированиемНаправлениеМодель постатейного бюджетированияМодель программно - целевого бюджетированияРаспределениефинансовыхсредствПо видам затрат в соответствии с функциональной, ведомственной, экономической классификациями бюджетных расходов («оплата груда»,«покупка материалов» и т.п.)По программам или стратегическим целям, предусматривающим достижение определенныхконечных результатовПринципыпланированиябюджетаОбоснование потребности в ресурсах, ожидаемые результаты деятельности не обосновываются. Расходные потребности устанавливаются, как правило, путем индексации величины расходов предыдущего периодаОбоснование приоритетов и ожидаемых результатов. Бюджетные расходы соотносятся с показателями результатов через показатели ресурсов и мероприятий, необходимых для достижения результатовКонтроль заисполнениембюджетаПреобладает внешний контроль, осуществляемый вышестоящими или специализироваными ведомствами. Основное внимание уделяется контролю за исполнением расходных статей бюджетаНижние уровни управления наделяются большей ответственностью за принятие решений. Ведется мониторинг деятельности и последующий внешний финансовый аудит. Контролируется не столько само расходование бюджетных средств, сколько достижение поставленных целей и задачОрганизационнаяструктураФормируется по функциональномупринципу. Организационное деление учреждения на отделы и подразделения основано скорее на том, какие функции они исполняют, чем на конченых результатах и продуктах их деятельностиДолжна в большей степениориентироваться на результаты деятельности учреждения. Оперативные подразделения и отделы внутри учреждений должны отвечать за конкретные результаты своей работы, т.е. за товары и услуги, предоставляемые данным учреждениемГоризонтпланированияОбычно один годОбычно три годаСвободаиспользованиялимитовассигнованийПолучаемое финансирование разделено на целевые лимиты, каждый из которых имеет четко определенную цель. Остатки средств на бюджетном счете ликвидируются в конце годаУстанавливаются долгосрочные лимиты ассигнований. Возможен перенос неиспользованных средств на следующий год и частичное использование ассигнований будущего года в текущем годуОтветственностьсотрудниковза эффективноеиспользованиебюджетныхсредствНизкий уровень делегирования ответственности. Отдельные сотрудники на различных уровнях имеют мало возможностей самостоятельно делать то, что, по их мнению, может повысить эффективность расходования бюджетных средствВысокий уровень децентрализации и делегирования полномочий. После того как организация определила важнейшие приоритеты, сформулировала соответствующие цели и выделила на них финансовые ресурсы, отдельнымподразделениям внутри организации следует позволить во многом самим решать, каким образом эти цели могут быть достигнуты наилучшим образом. Основное внимание уделяется достижению конечных результатов

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 16.04.2022)
2. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
3. Федеральный закон от 06.12.2021 № 390-Ф3 «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».
4. Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 995 (ред. от 18.04.2022) «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями и Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
5. Постановление Правительства РФ от 23.06.2016 № 574 (ред. от 14.09.2021) «Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации»
6. Распоряжение Правительства РФ от 29.03.2019 № 558-р «Об утверждении Бюджетного прогноза Российской Федерации на период до 2036 года»
7. Куликов, М. В. Финансовое прогнозирование в контексте организации бюджетного процесса: проблемы и перспективы / М. В. Куликов // XXXIV Международные Плехановские чтения : Сборник статей студентов В четырех томах, Москва, 29–31 марта 2021 года. – Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2021. – С. 157-160.
8. Куликов, М. В. Финансовое прогнозирование как ключевой элемент в системе управления государственными финансами в контексте обеспечения социально-экономического развития Российской Федерации / М. В. Куликов // Аудит и финансовый анализ. – 2020. – № 4. – С. 79-87.
9. Пронина, Л. И. Федеральный бюджет 2022-2024: восстановительный или «прорывной»? / Л. И. Пронина // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2022. – Т. 1. – № 1(121). – С. 108-122.
10. Ражбадинов, Р. Ш. Основные факторы, обеспечивающие результативность долгосрочной бюджетно-налоговой стратегии и долгосрочных бюджетных прогнозов / Р. Ш. Ражбадинов // Вестник МИРБИС. – 2021. – № 2(26). – С. 134-139.
11. Рыжаков, Е. Д. Финансовые инструменты в системе бюджетных прогнозов / Е. Д. Рыжаков // Инновационное развитие экономики. – 2021. – № 6(66). – С. 225-228.
12. Тащилин, Ю. В. Сущность, цель и проблемы бюджетного планирования и прогнозирования / Ю. В. Тащилина, К. И. Липчиу // Актуальные проблемы бюджетного устройства Российской Федерации : Сборник статей международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей факультета финансов и кредита Кубанского государственного аграрного университета, Краснодар, 20 мая 2019 года / Составители А.А. Храмченко, Е.А. Болотнова. – Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2019. – С. 123-126.
13. Шкромада А. В. Эффективные методы прогнозирования в управлении доходами бюджета Российской Федерации / А. В. Шкромада, О. А. Уржа // Материалы Всероссийской конференции x ивановских чтений : Электронное издание, Москва, 10 апреля 2020 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательско-торговый Дом «ПЕРСПЕКТИВА», 2020. – С. 28-37.

Вопрос-ответ:

Какова сущность и нормативное регулирование бюджетного планирования и прогнозирования в России?

Сущность бюджетного планирования и прогнозирования в России заключается в определении плановых доходов и расходов государства на определенный период времени. Нормативное регулирование этого процесса осуществляется через ряд законодательных актов, включая Федеральный закон "О федеральном бюджете на определенный год и плановый период" и Положение о порядке составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней.

Какое место занимает бюджетное прогнозирование в финансовом планировании?

Бюджетное прогнозирование является важной составляющей финансового планирования. Оно позволяет определить ожидаемые доходы и расходы государства на будущий период, что в свою очередь позволяет оптимизировать использование бюджетных ресурсов, планировать дефицит или излишки и принимать обоснованные решения по использованию бюджетных средств.

Какие факторы влияют на прогнозирование параметров федерального бюджета в России?

Прогноз параметров федерального бюджета в России зависит от ряда факторов. К ним относятся экономическое состояние страны, инфляционные процессы, уровень доходов и расходов населения, изменения налогового законодательства, политическая ситуация и другие факторы, которые могут влиять на формирование бюджетной политики государства.

Какой статистический материал используется для анализа и прогнозирования доходов и расходов федерального бюджета?

Для анализа и прогнозирования доходов и расходов федерального бюджета в России используется разнообразный статистический материал. В качестве источников данных могут использоваться статистические отчеты, отчеты о выполнении бюджетов, данные о состоянии экономики и финансового сектора, а также прогнозы экспертов и аналитиков.

Какова сущность и нормативное регулирование бюджетного планирования и прогнозирования?

Сущность бюджетного планирования и прогнозирования заключается в определении плановых доходов и расходов государственного бюджета на определенный период времени. Нормативное регулирование данного процесса осуществляется через действующее законодательство, в котором устанавливаются правила и требования к бюджетному планированию и прогнозированию.

Какое место занимает бюджетное прогнозирование в финансовом планировании?

Бюджетное прогнозирование является важной составляющей финансового планирования. Оно позволяет определить ожидаемые доходы и расходы государственного бюджета на будущий период и планировать распределение ресурсов. Бюджетное прогнозирование также помогает оценить достижимость поставленных целей и установить резервы для повышения эффективности использования бюджетных средств.

Каким образом предлагается совершенствовать процесс прогнозирования доходов и расходов федерального бюджета?

Для совершенствования процесса прогнозирования доходов и расходов федерального бюджета предлагается усовершенствовать методологию прогнозирования, учитывая более широкий спектр факторов, влияющих на доходы и расходы. Также важно разработать механизмы контроля и своевременного корректирования прогнозов с учетом изменяющейся экономической ситуации. Дополнительно рекомендуется улучшить статистическую базу для более точного прогнозирования и проводить анализ эффективности бюджетных расходов.

Какие факторы влияют на прогноз параметров федерального бюджета?

На прогноз параметров федерального бюджета влияют множество факторов. Это макроэкономические показатели, такие как уровень инфляции, экономический рост, уровень безработицы и другие. Также важными факторами являются изменения в законодательстве, политическая ситуация, демографические изменения и др. Все эти факторы должны быть учтены при составлении прогноза доходов и расходов федерального бюджета.

Какие аспекты включает в себя бюджетное планирование и прогнозирование?

Бюджетное планирование включает в себя определение целей и задач бюджетной политики, разработку планов доходов и расходов государственного бюджета, а также механизм контроля за их исполнением. Прогнозирование включает анализ статистического материала и факторов, влияющих на доходы и расходы бюджета, и предоставление прогнозов по этим параметрам.

Каково место бюджетного прогнозирования в финансовом планировании?

Бюджетное прогнозирование является важным компонентом финансового планирования. Оно позволяет оценить ожидаемые доходы и расходы бюджета на определенный период времени, что позволяет государству планировать свои финансовые ресурсы.

Как происходит прогнозирование параметров федерального бюджета?

Прогнозирование параметров федерального бюджета осуществляется на основе анализа статистического материала, включающего данные о доходах и расходах предыдущих периодов, а также учета факторов, которые могут повлиять на бюджетные показатели, таких как экономические тенденции, инфляция, изменение налогового законодательства и т.д.

Какие предложения по совершенствованию процесса прогнозирования доходов и расходов федерального бюджета существуют?

Существуют различные предложения по совершенствованию процесса прогнозирования доходов и расходов федерального бюджета. Некоторые из них включают улучшение статистического материала, разработку более точных моделей прогнозирования, учет изменений в экономической ситуации и др. Также рекомендуется усилить контроль за исполнением бюджета и совершенствовать механизмы анализа и корректировки прогнозов.