Влияние средств массовой информации на массовое сознание

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Связи с общественностью
  • 35 35 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 06.02.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ 5
1.1. Общественное мнение как состояние массового сознания, его виды 5
1.2. Способы формирования общественного мнения 9
1.3. СМИ как один из источников общественного мнения 12
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ 16
2.1. Концепция Э. Ноэль-Нойман "Спираль молчания" как способ формирования общественного мнения 16
2.2. Мифы Шиллера как способы влияния на общественое сознание 20
2.3. Модель пропаганды Ласвела как средство влияния на массовое сознание 21
ГЛАВА 3. ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ВЛИЯНИЯ СМИ НА МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ 24
3.1. Использование модели “спираль молчания” в СМИ 24
3.2. Использование мифов Шиллера в медиа 27
3.3. Применение модели пропаганды Ласвелла в массовой коммуникации 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

Фрагмент для ознакомления

Это независимые медиа (и даже ближе к оппозиционным – Дождь, например). В них не отражена в полной мере официальная, государственная риторика, как это могло быть в материалах России 24. Эта позиция представлена через цитирование представления МВД, слов комиссии СПбГУ и преподавательницы.Миф о нейтралитете в данных СМИ скорее разрушается. Ведущая телеканала Дождь открыто сочувствует студенту и выражает надежду на то, что дело не примет серьезный оборот. Это не объективная, а предвзятая подача информации. Так, в этом материале СМИ занимает позицию, а представители вуза и МВД становятся злодеями. При этом не используются языковые средства для эксплицитного выражения этой позиции, но косвенно из эмоциональной заключительной фразы это можно понять: «Я надеюсь, вы сможете выйти из черного списка университета <…> и проверка для вас благополучно закончится без административного наказания.»В DOXA и Диком Петербурге новости поданы формально, в них нет оценки. СМИ представляют факты, показывают разные стороны конфликта. Можно заключить, что на языковом и лексическом уровнях приемов для манипулирования они не использовали.В тексте не Эхе Москвы указано, что студента «не взяли в вузовский ансамбль из-за сексуальной ориентации». Другие источники сообщают, что его исключили из ансамбля. Это может быть как фактическая ошибка, так и попытка с помощью подмены понятий снизить скандальность ситуации.В Новой газете материал о Максиме Дрожжине выполнен в рамках портретного репортажа с элементами интервью. Этот текст наполнен сочувствием к молодому человеку. Также он формирует новую ассоциативную связь с этим инфоповодом.Выбранные тексты связывают несколько лексем: ЛГБТ, правонарушение, пропаганда. Формируется представление, что за «нетрадиционную» ориентацию студента дискриминируют, а сюжет разворачивается в плоскости закона, а не в более широком контексте человеческих отношений. И в целом, закрепляется негативное понимание при освещении темы ЛГБТ.Новая газета же предлагает посмотреть на сюжет другим взглядом – познакомиться с Максимом Дрожжиным, как с человеком. Этот текст вызывает сочувствие к герою и отходит от описанной выше ассоциативной связи. Перед читателем теперь не студент, в отношении которого ведется проверка, а живой человек. На языковом уровне это выражается в выборе слов, исключении акцента на сексуальной ориентации и применения юридических терминов вне лида. Этот текст можно считать попыткой преодолеть стигматизацию в отношении ЛГБТ-персон.Интересно, что все выбранные тексты поддерживают миф об отсутствии социальных конфликтов. Проблема дискриминации ЛГБТ-сообщества в России существует. Однако СМИ не вводят историю Максима Дрожжина в широкий контекст давления на людей, которых часть общества считает «нетрадиционными» и потому поражает в правах.Для практического анализа были выбраны новости о том, что Генпрокуратура России и прокуратура Москвы подали иск о ликвидации правозащитного центра «Мемориал» (центр признан иностранным агентом). Были выбраны следующие новостные тексты: заметка в «Российской газете», эфире радиостанции «Эхо Москвы» и интернет-издании «Медиазона» (издание признано иностранным агентом), сюжет на телеканале RTVi, а также твит новостного социального медиа Лентач.Сюжет телеканала RTVi – это пример переноса смыслового акцента. Журналист спрашивает председателя Мемориала о политической стороне вопроса, тогда как вопросы, связанные с фактурой дела – например, имели ли место нарушения, указанные в иске – опускаются. Так, журналист спрашивает, может ли давление быть связано с тем, что Мемориал был «самым ярким», поэтому его хотят ликвидировать. Также и в тексте «Медиазоны» представители центра не комментирую суть постановления, но дают оценку с политической точки зрения и рассуждают о последствиях.Заметка «Медиазоны» воспроизводит и поддерживает ассоциативное поле, которое существует в независимых и оппозиционных СМИ в отношении закона об иностранных агентах. Это описание закона авторским текстом и через цитаты следующими выражениями: давление властей, антиправовой, аморальный, нет законных оснований, политическое решение. Подобная семантическая группировка и отсутствие оценки закона от лица его сторонников (в тексте приводятся выдержки из постановления Генпрокуратуры, в них нет оценки этих действий) формирует образ закона и его применения как инструмента законного только с формальной точки зрения, а по сути политическим.«Снос “Мемориала”. Как власти добиваются ликвидации старейшей правозащитной организации России» - заголовок этой новости интересен также в части «ввода эксперта», только вместо эксперта важно посмотреть на описание Мемориала. Подчеркивается не только характер работы – правозащита, но и длительность ее работы – «старейшая». Так, с помощью языковых средств формируется представление, что ликвидируют авторитетную и уважаемую организацию.В новости, которая вышла на «Эхе Москвы», можно увидеть примеры языковой демагогии и использования эмоциональной, яркой лексики и одновременно использование ассоциативного кода одного из слов-стимулов. В заметке приводятся слова журналиста Максима Шевченко: «Мемориал репрессируют за его доклады о правах человека». Слово репрессия имеет ассоциации с миллионами жертв, несправедливостью и страданиями. И хотя журналист имеет право на такую оценку события, важным является то, что его точка зрения не уравновешивается полярной. Таким образом, картина события представляется односторонней и выражена эмоциональным словом с сильными негативными ассоциациями.ТвитЛентача не воспроизводит ни языковых, ни лексических средств манипулирования. В нем передана информация о сути иска и о характере деятельности Мемориала. Слова подобраны нейтральные, безоценочные. Манипулирование можно изучить в части структуры новости и содержательного равновесия, но это выходит за рамки задания.В новостном тексте «Российской газеты» можно увидеть миф о нейтралитете, о котором писал Шиллер. Новость написана очень сухим языком, цитируется только сообщение Верховного суда. Отсутствие комментариев и мнений по этому вопросу создает ощущение, что сюжет пролегает в плоскости закона, тогда как в обществе существует дискуссия о правомерности и дискриминационности как самого закона, так и его правоприменения.Отчасти этот миф развенчивается в новости на сайте «Медиазоны». Она вышла с заголовком «Снос «Мемориала». Как власти добиваются ликвидации старейшей правозащитной организации России». В этой фразе указывается на то, что власти (институт правосудия) не транслируют нейтральную позицию, но оказываются предвзяты по отношению к Мемориалу.Также в этом тексте поддерживается миф об отсутствии социальных конфликтов. Так как в новостной заметке нет мнения представителей Мемориала об иске и его содержании, а также оценки закона, то создается ощущение рутинного процесса. На самом же деле правоприменительная практика этого закона создала социальный конфликт.Один из последних опросов Левада показывает, что 48% людей считают закон способом давления власти на независимые общественные организации (в 2016 году из было 26%). Еще 43% считают закон ограничением негативного влияния Запада. Такие цифры указывают, как минимум, на раскол мнений в обществе. В целом, контекст восприятия новостей, связанных с законом об иностранных агентов, в оппозиционных иди независимых СМИ воспринимается как давление не независимые организации. Поэтому новости строятся из этой позиции, которая определяет характер подачи информации, который нельзя оценивать как объективный.Это можно заметить уже в том, как строятся новостные заголовки. «Центр “Мемориал” хотят ликвидировать за нарушения закона об иноагентах», — это заголовок «Российской газеты», в котором не указывается субъект действия. Использование формы неопределенно-личного предложения оставляет непонимание, не раскрывает полную информацию. Однако его можно назвать нейтральным, как и другой: «Генпрокуратура потребовала ликвидировать организацию “Международный Мемориал”», «Генпрокуратура подала иск о ликвидации правозащитной организации “Мемориал”». В этих заголовках нет оценки, но сразу обозначены действующие субъекты.«Снос “Мемориала”. Как власти добиваются ликвидации старейшей правозащитной организации России», «Генпрокуратура против «Мемориала». Ян Рачинский — о возможной ликвидации организации» — это заголовки, в которых уже отражена позиция издания. Ликвидация называется «сносом», а процесс противостоянием.В то же время лояльные государству СМИ вовсе не освещают политическую составляющую этой нормы закона и ее применения. В итоге формируется представление о плюрализме средств массовой информации. Формально потребитель может найти сюжеты с разной оценкой, но они будут ангажированы в одну или другую сторону — это зависит от позиции СМИ. Но в одном тексте не будут полноценно представлены обе позиции.3.3. Применение модели пропаганды Ласвелла в массовой коммуникацииЛинейная модель коммуникации и следующие из нее эффекты пропаганды можно проанализировать на примере рекламной кампании бренда Авиасейлз. Это интернет-сервис для покупки авиабилетов. Рекламная стратегия бренда очень масштабная и строится на количестве упоминаний, а не на оригинальности рекламного сообщения. Ее можно описать через термины линейной модели и техники пропаганды Лассуэлла. Коммуникатор (кто?). Авиасейлз – коммерческий бренд. Он преследует цель получить прибыль через конверсию аудитории в посетителей сайта и покупку на нем авиабилетов. Содержание (что?). Содержание рекламных сообщений простое и понятное: на Авиасейлз проще всего найти недорогие авиабилеты. В интеграциях может присутствовать развернутый сюжет о путешествиях. Но часто рекламное сообщение состоит из названия сервиса и его слогана. Успех коммуникации гарантировал короткий слоган, который благодаря частоте повторения запомнили уже, кажется, все: «Авиасейлз – поиск дешевых авиабилетов.» Аудитория (кому?). Аудитория сервиса очень широкая. Он продает универсальный товар, который полезен большому количеству людей. Если в интеграции присутствует развернутый сюжет, он будет адаптирован под аудиторию конкретного блогера. С начала 2019 года только на Youtube было более 400 интеграций. Суммарно видео с интеграциями набрали почти 600 млн просмотров. За этот период Авиасейлз работал не менее чем с шестьюдесятью блогерами, при чем с третью из них он делал интеграцию три раза и чаще. Используя какой канал? Авиасейлз использует все доступные каналы коммуникации. Как описывал Лассуэлл в книге «Техника пропаганды», бренд распространяет сообщения любыми способами, лишь бы донести его до аудитории. Хотя, конечно, Авиасейлз не захватил и не монополизировал рекламные каналы буквально. Среди инфлюенсеров на Youtube, с которым сотрудничал бренд, каналы с огромной аудиторией: LABLECOM, Антон Птушкин, Юрий Дудь и Чикен Карри. Также с брендом работает много каналов с небольшим количеством подписчиков, но стабильным количеством просмотров. По количеству рекламных интеграций работу сервиса можно сравнить с листовками, которые сбрасывали на солдат во время войны. В 2020 году ролики появлялись по 15–40 за месяц. Их публиковали у популярных авторов с миллионной аудиторией.Кроме Youtube, бред использует e-mail рассылку, продвижение в социальных сетях, наружную рекламу. Ависейлз, по словам директора маркетинга, «окружает пользователя со всех сторон, даже когда билеты ему не нужны».С каким эффектом? Глава маркетинга Авиасейлз Дарья Патютько считает, что главная цель бренда – это «вырастить узнаваемость бренда и завоевать доверие аудитории.» Рекламные кампании тогда будут успешными, когда «если пользователю понадобятся авиабилеты, он вспомнил именно об Aviasales.» Поэтому компания рекламирует свой продукт часто и на большом количестве каналов. Дарья Патютко считает, что Авиасейл ведет эффективную коммуникацию. В бренд-маркетинге сервиса цель — остаться в голове и вызвать ассоциации с брендом. Поэтому основной KPI сервиса при сотрудничестве с блогером — это число просмотров и рост брендового трафика. Конкретных цифр Ависейлз не раскрывает, но оценивает результаты рекламных коммуникаций высоко. ЗАКЛЮЧЕНИЕВлияние СМИ как на общественное мнение, так и на восприятие общественного мнения является центральным в теории спирали молчания. Одной из самых ранних работ, обративших внимание на взаимосвязь между СМИ и формированием общественного мнения, была книга Уолтера Липпманна "Общественное мнение", опубликованная в 1922 году. Реализация влияния СМИ на реципиента исследуется благодаря сочетанию трех миров: реального, информационного (индивидуальная память) и символического (социальная память). Значимость любого лингвокультурного события отмечается в СМИ. Источниками информации являются системы образования (знания, мифы), религии (мифы, вера), пропаганда, реклама, культура, массовая культура (мифы, сообщения). Медиадиалог культур оживляет социальную коммуникацию, организует поток знаний, мифов, эмоциональных переживаний, волевых воздействий в социальном времени и пространстве. Среда массовой коммуникации любой лингвокультуры, склонная к персонификации социальных институтов и мифологизации личностей, конструирует собственную реальность, источником которой является мифологема отправителя. Продукты массовой культуры выражаются в количестве и качестве художественных мифов, воплощенных в книгах, фильмах, музыке, театральных и концертных представлениях, сообщениях СМИ. Массовая культура - это индустрия производства мифов. Социальный заказ и художественный метод в сочетании с мифологическими единицами и общей мифологической концепцией являются инструментами создания мифов в любом обществе в координатах системы "культура - человек".Культура СМИ осуществляет воздействие на реципиента благодаря сочетанию трех миров: реального, информационного (индивидуальная память) и символического (социальная память). Значимость любого лингвокультурного события отмечается в СМИ. Источниками информации являются системы образования (знания, мифы), религии (мифы, вера), пропаганда, реклама, культура, прежде всего массовая культура (мифы, сообщения). Язык СМИ в различных лингвокультурах оживляет социальную коммуникацию, организует поток знаний, мифов, эмоциональных переживаний, волевых воздействий в социальном времени и пространстве. Массовая коммуникативная среда любой лингвокультуры, склонная к персонификации социальных институтов и мифологизации личностей, конструирует собственную реальность, источником которой является мифологема отправителя. Продукты массовой культуры выражаются в количестве и качестве художественных мифов, воплощенных в книгах, фильмах, музыке, театральных и концертных представлениях, сообщениях СМИ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБулгакова В. О., Каштанова Е. И. КРИТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ТЕОРИИ НОЭЛЬ-НОЙМАН В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЁНЫХ //Proceedings of youngscientists and specialists of theSamara University. – 2017. – №. 1. – С. 28-33.Вартанова Е. Л. К чему ведет конвергенция СМИ? //Информационное общество. – 1999. – Т. 6. – С. 11-14.Вартанова Е. Л. СМИ и журналистика в пространстве постиндустриального общества //Медиаскоп. – 2009. – №. 2. – С. 15.Журавлев А. и др. Массовое сознание и поведение. Тенденции социально-психологических исследований. – Litres, 2022.Засурский Я. Н. Информационное общество и средства массовой информации //Информационное общество. – 1999. – Т. 1. – С. 36-40.Зелинский С. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. Средства массовой коммуникации, информации и пропаганды–как проводник манипулятивных методик воздействия на подсознание и моделирования поступков индивида и масс. – Litres, 2022.Кленина Е. А., Песков А. Е. Общественное мнение: от исследования полисемантичности понятия к выявлению сущности феномена //Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2012. – №. 2. – С. 78-86.Конюхова Т. В. Влияние СМИ на массовое сознание в информационном обществе //Фундаментальные исследования. – 2005. – №. 3. – С. 71-71.Костенко Е. В. Когнитивный аспект влияния сетевых СМИ на массовое сознание //Вестник Нижегородского университета им. НИ Лобачевского. – 2012. – №. 5-3. – С. 50-54.Кузьмин А. М., Высоковская Е. А. Спираль молчания //Методы менеджмента качества. – 2016. – №. 8. – С. 9-9.Любимова Т. М., Данилова А. А. «СПИРАЛЬ МОЛЧАНИЯ» В СОЦИОДИНАМИКЕ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА //Информационные войны. – 2020. – №. 3. – С. 53-57.Минаев В. А., Дворянкин С. В. Моделирование динамики информационно-психологических воздействий на массовое сознание //Вопросы кибербезопасности. – 2016. – №. 5 (18). – С. 56-64.Нурджанян В. И. " СПИРАЛЬ МОЛЧАНИЯ" В СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ //XX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. – 2018. – С. 655-656.Павлова Е. Д. Скрытое воздействие средств массовой информации на массовое сознание как социально-философская проблема : дис. – М. : [Рос. гос. гуманитар. ун-т], 2004.Плотникова А. В., Шуваев Е. А. СМИ как способ власти воздействовать на общество //Личность, общество, государство: проблемы прошлого и настоящего. – 2015. – С. 248-253.Попова В. О., Балезина Е. А. Роль средств массовой информации в формировании стереотипов массового сознания //Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2015. – №. 2 (22). – С. 88-94.СМИ-ИНОАГЕНТЫ [Электронный ресурс]. – URL: https://www.levada.ru/2021/11/12/smi-inoagenty/

.

Вопрос-ответ:

Какое влияние оказывают средства массовой информации на массовое сознание?

Средства массовой информации оказывают существенное влияние на массовое сознание, поскольку через них люди получают большую часть информации о происходящих в обществе событиях, идеях, ценностях. СМИ формируют общественное мнение, воздействуют на стереотипы мышления и поведение людей, создают определенные модели и идеалы.

Какое значение имеет общественное мнение в массовом сознании?

Общественное мнение является важной составляющей массового сознания, поскольку оно отражает коллективные установки и представления людей в обществе. Общественное мнение формируется под воздействием различных факторов, включая СМИ, и может влиять на мнения и поведение отдельных индивидов и общества в целом.

Какие способы существуют для формирования общественного мнения?

Существует несколько способов формирования общественного мнения, включая использование СМИ, социальных сетей, политических реклам и пропаганды, образования и т.д. СМИ играют особую роль в формировании общественного мнения, так как они достигают большой аудитории и могут оказывать значительное психологическое и информационное воздействие на людей.

Что такое спираль молчания и как она влияет на общественное мнение?

Концепция спирали молчания, разработанная Элизабет Ноэль-Нойман, утверждает, что люди в обществе склонны подчиняться мнению большинства и молчать о своих отличных от него убеждениях, опасаясь социальной изоляции. Это может привести к формированию и укреплению общественного мнения, несмотря на возможное разнообразие мнений в обществе.

Что такое мифы Шиллера и как они влияют на общественное мнение?

Мифы Шиллера – это концепция, предложенная Гербертом Шиллером, которая утверждает, что СМИ создают определенные мифы и иллюзии, которые влияют на общественное мнение. Средства массовой информации могут контролировать дискурс и выбирать информацию, которая будет представлена публике, и таким образом формировать определенные представления и стереотипы.

Что такое массовое сознание?

Массовое сознание - это психологическое состояние, которое характеризует общие установки, убеждения и представления большой группы людей. Оно включает в себя общественное мнение и формируется под влиянием различных факторов, в том числе и средств массовой информации.

Какие виды общественного мнения существуют?

Существуют различные виды общественного мнения. Например, положительное мнение, когда большая часть людей поддерживает определенную идею, или отрицательное мнение, когда большая часть людей выступает против чего-либо. Также могут существовать различные оттенки и вариации общественного мнения в зависимости от конкретной ситуации и социального контекста.

Как средства массовой информации влияют на формирование общественного мнения?

Средства массовой информации играют значительную роль в формировании общественного мнения. Они могут создавать определенные стереотипы, влиять на восприятие и оценку событий, направлять внимание аудитории на определенные проблемы или идеи, а также формировать определенные ценности. Кроме того, СМИ могут активно использовать различные методы и приемы, такие как спираль молчания и мифы Шиллера, для воздействия на общественное мнение.

Что такое концепция спирали молчания?

Концепция спирали молчания, разработанная Элизабет Ноэль Нойман, объясняет механизм формирования общественного мнения на основе страха перед изоляцией и социальным отвержением. Согласно этой концепции, люди склонны скрывать свое мнение, если оно не соответствует доминирующей точке зрения в обществе. Таким образом, непопулярные идеи или мнения могут оставаться невысказанными, а общественное мнение может быть искажено и односторонним.

Что такое мифы Шиллера?

Мифы Шиллера - это теория, разработанная Гербертом Шиллером, которая описывает методы и приемы, используемые средствами массовой информации для воздействия на общественное мнение. Она предполагает, что СМИ могут создавать сознательно неправдивую информацию, манипулировать эмоциями и представлениями людей, чтобы достичь своих целей. Мифы Шиллера могут быть использованы для формирования определенного образа реальности, пропаганды или манипуляции общественным мнением.