Тема: Теоретические основы формирования представлений об окружающем мире слабослышащих детей старшего дошкольного возраста в процессе экскурсий

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 31 31 страница
  • 50 + 50 источников
  • Добавлена 12.07.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I. Общая характеристика проблемы формирования представлений об окружающем мире детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха 7
1.2. Особенности представлений об окружающем мире у слабослышащих детей 12
1.3. Общая характеристика работы по формированию представлений об окружающем мире у слабослышащих детей 14
Глава II. Возможности использования экскурсий с целью формирования представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха 20
2.1. Значения и особенности проведения экскурсий с детьми дошкольного возраста 20
2.2. Особенности проведения экскурсий с детьми дошкольного возраста с нарушениями слуха 22
2.3. Организация и проведение экскурсий с целью формирования представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха 27
Заключение 30
Библиографический список 31

Фрагмент для ознакомления

В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление [8]. К числу средств музейной педагогики относятся художественные средства (фотографии, фотоальбомы, репродукции, картины, художественная литература, видеоматериалы о районе, где находится музей), социально-средовые средства (подразделяются на семейную среду, среду школьных музеев, музеев городов, областей, столичных музейных комплексов), деятельностные средства (деятельность учащихся по сбору материалов для музея как в рамках собственной деятельности, так и в совместных мероприятиях с педагогом, семьей) [47].Таким образом, можно говорить о том, что в рамках организации экскурсий у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха важно соблюдать определенный порядок подготовки, проведения, подведения итогов мероприятия. Наиболее частыми экскурсиями в данном возрасте являются экскурсии на природу, музейные экскурсии. Каждая из них в той или иной мере обеспечивает процесс познания окружающего мира. 2.3. Организация и проведение экскурсий с целью формирования представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слухаИсследованием экскурсий, как средства ознакомления с окружающим миром детей с нарушением слуха занимались многие ученые, философы, педагоги и психологи (Л.С. Выготский, А.Ф. Остроградский, С.З. Зыков, В.А. Сухомлинский, Л.В. Знаков, К.Д. Ушинский и др.). Анализ научно-методической литературы по теме исследования показал, что экскурсия влияет на приобретение новых знаний, умений и навыков, а также помогает ребенку с нарушением слуха раскрыть свои таланты и проявить себя как личность.Так, Р.А. Абашкина считает, что экскурсии необходимо широко применять для ознакомления детей с нарушениями слуха с явлениями окружающей действительности [1].К.В. Мельчаева, Н.М. Сокольникова полагают, что большое значение имеет музейная среда, в рамках которой необходимо хорошо готовить экскурсоводов вплоть дознаниями ими русского жестового языка [25].А.К. Кочарян, В.А. Кощеева, В.Л. Казанская полагают, что важна совместная экскурсионная деятельность со сверстниками и взрослыми [21].При проведении экскурсий с целью формирования представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха важно принимать во внимание ряд особенностей таких детей.Так, в процессе экскурсии у детей закладывается фундамент для формирования конкретных представлений об объекте, предмете, явлении. Дети знакомятся со всем богатством красок, запахов, форм изучаемого объекта, предмета, явления в его естественной среде. Чем больше органов чувств при этом задействовано, тем лучше. Например, на экскурсии в осенний лес можно изучить форму, цвет листьев деревьев, различные запахи (прелой листы, земли, грибов и др.), различные природные текстуры на ощупь. Чем больше будет поступать информации через разные сенсорные системы, тем выше вероятность формирования наиболее богатого образного ряда.Очень важна подготовка педагога к экскурсии. При этом четко должны быть представлены темы, цели, задач, содержания, словаря, индивидуальных заданий для учащихся. Очень важно корректно отбирать объекты для демонстрации, предусматривать процесс накопления материала экскурсии, разработку и детальное изучение маршрута. Для экскурсии предусматривается план-конспект. Маршрут зависит от темы и расположения объектов для показа. Он должен быть составлен компактно, обеспечивает целостность и логическую последовательность материала, имеет зрительную основу для раскрытия темы. Принцип построения может быть хронологическим или тематическим, а также комплексным [22].Слабослышащие дети не могут одновременно воспринимать зрительную и слуховую информацию, т.е. одновременно осматривать объект и получать информацию о нем, читая ее по губам педагога, либо с использованием жестового языка, через который такая информация передается. Дети должны постоянно видеть лицо говорящего, чему может помешать даже яркое солнце, тени, большое число детей в группе, другие посетители того или иного учреждения. Как следствие, важно выполнять экскурсии в малых группах (до 10 человек), правильно организовывать экскурсии таким образом, чтобы дети получили всю необходимую информацию. Крайне важно применять наглядные методы обучения, которые иллюстрируют недостающие звенья при показе объекта. Дополнительные методы наглядности вкупе с рассказом крайне важен.Необходимо корректно называть все предметы и явления, их свойства, качества, просить у детей называть эти свойства и качества, повторять их. В процессе такой деятельности дети учатся описывать то, что наблюдалиВажно сопрягать наблюдение и практическую деятельность, чтобы устанавливались причинно-следственные, временные связи, дети усваивали зависимость между фактами и явления в окружающем мире, могли их сравниватьМетодика проведения экскурсии опирается на общедидактические принципы (доступности, систематичности, наглядности, последовательности и др.) и специфические принципы (учета социальных факторов в формировании личности ребенка с особенностями психофизического развития, компенсаторной направленности обучения в единстве с развитием сенсорной базы и др.)[38].Таким образом, для формирования представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха в рамках экскурсий следует придерживаться определенных принципов. ЗаключениеНами были изучены теоретические основы формирования представлений об окружающем мире слабослышащих детей старшего дошкольного возраста в процессе экскурсий.Полученные сведения позволяют сделать следующие выводы:У детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха вслед за нарушениями слуха отмечается нарушения всех когнитивных процессов, в частности внимания, памяти, речи, мышления, что требует выявления и коррекции.Процесс формирования представлений об окружающем мире у слабослышащих детей нарушается. В частности, такие дети с трудом воспринимают целостную характеристику объекта, явления, сформированные образы отличаются отрывочностью, неполнотой. У таких детей снижены как скорость, так и качество восприятия информации.Работы по формированию представлений об окружающем мире у слабослышащих детей должна проводиться в рамках адаптированной программы. При этом следует придерживаться как общих, так и специальных принципов, средств и методов, которые подходят для детей с ослабленным слухом.Возможности использования экскурсий с целью формирования представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха крайне высоки. В частности, экскурсии возбуждают интерес ребенка к познавательной деятельности, они позволяют изучать объекты, явления в естественной среде. При этом очень важно встраивать экскурсионные мероприятия с учетом этапности, тщательно готовиться к экскурсии, а также грамотно подходить к подведению ее итогов.Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты.Библиографический списокАбашкинаР.А. Экскурсия как средство ознакомления с окружающим миром дошкольников с нарушением слуха / Р.А. Абашкина // Молодой ученый, 2018. – С.25(211). – С.283-286.Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – 6-е изд. – М.: Пкад. Проект: АльмаМатер, 2006. – 698 с.БединаВ.Ю. Коррекционная программа по формированию представлений об окружающем мире у слабослышащих дошкольников / В.Ю. Бедина // Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, инновации. Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. В 3 ч. Ч.1, 2020. – С.13-16.Богданова Т.Г. Психологические особенности лиц с нарушением слуха. Современные зарубежные исследования: монографии / Т.Г. Богданова. – М.: Спутник+, 2021. 134 с.Богданова Т.Г. Сурдопсихология: учеб.пособие для студентов вузов / Т.Г. Богданова. – М.: Академия, 2002. – 220 с.БоярчукЕ.Д. Анатомия, физиология и патология органа речи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений (пробный вариант) / Е.Д. Боярчук, И.А. Иванюра, В.А. Самчук, Н.Н. Скрыпник. – Луганск: Альма-матер, 2007. – 123 с.Булгакова Н.Б. Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников средствами музейной педагогики / Е.Б. Булгакова // Сборник конференций НИЦ Социосфера, 2012. – №22. – С.240-243. ВербенецА.М. Развитие творческих проявлений у старших дошкольников средствами музейной педагогики / А.М. Вербенец // Детский сад от А до Я, 2010. – №6(48). – С. 37-51. ГайворонскийИ.В. Анатомия и физиология человека: учеб.для студ. учреждений сред. проф. Образования / И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 496 с.Глухота и потеря слуха [Электронный ресурс] // ВОЗ, 2022. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/deafness-and-hearing-loss.ГоловчицЛ.А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.А. Головчиц. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 317 с.Елецкая О.В. Специальная психология: учебное пособие с практикумом для вузов / О.В. Елецкая, В.М. Сорокин, М.В. Матвеева и др.; под общ.ред. О. В. Елецкой. – Москва :ВЛАДОС, 2020. – 575 с.Жеребятьева Е.А. Технологический подход в обучении глухих детей с комплексными нарушении в развитии: монография / Е.А. Жеребятьева. – М.: Спутник+, 2011. – 103 с.Казанская В.П. Активизация социального познания детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха / В.П. Казанская, А.Е. Веригина // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии. Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции, 2014. – С. 123-127.Карпова Г.А. Основы сурдопедагогики: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.А. Карпова. – Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2008. – 354 с.Киселева А В. Экскурсия как форма информационно-просветительской работы с младшими школьниками с нарушением слуха / А.В. Киселева // Специальное образование: традиции и инновации: материалы IVМеждунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 2013 г. – С. 58–60.Киселева, А.В. Организация и проведение экскурсионной работы с учащимися с особенностями психофизического развития / А.В. Киселева // Спецыяльнаяадукацыя, 2014. – № 2 (97). – С. 23–29.Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студ. пед. учеб.заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 3-е изд., исправ. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.Котова О.К. Приемы формирования представлений об окружающем мире у слабослышащих дошкольников / О.К. Котова // Тенденции и инновации современной науки. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, 2020. – С.465-468.Котова О.К. Диагностическое исследование уровня развития представлений об окружающем мире у слабослышащих дошкольников с нарушениями слуха / О.К. Котова // Современная наука: проблемы, идеи, тенденции. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, 2020. – С. 569-575.Кочарян А.К. Эмоционально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха посредством комплекса театрализованных игр и совместной экскурсионной деятельности со сверстниками и взрослыми / А.К. Кочарян, В.А. Кощеева, В.Л. Казанская // Инклюзия в образовании, 2021. – Т.6. – №3(23). – С.141-146.Кузнецова Е.К. Разработка экскурсионного проекта для слабослышащих / Е.К. Кузнецова // Бизнес-технологии в туризме и гостеприимстве. Сборник статей научных докладов по итогам Всероссийской студенческой научной конференции, 2020. – С. 199-207. КурепинаМ.М. Анатомия человека: учеб.для студ. вузов / М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2010. – 383 с.МанохинаН.Н. Уточнение представлений об окружающем мире у младших школьников с нарушением зрения и слуха в ходе внеурочной деятельности / Н.Н. Манохина, К.Х. Кубанова // Молодой исследователь Дона, 2021. – №4(31). – С.118-120.МельчаеваК.В. Обучение изобразительному искусству в музее с применением русского жестового языка / К.В. Мельчаева, Н.М. Сокольникова // Современные проблемы науки и образования, 2021. – №3. – С.65.Методические рекомендации по организации воспитательной работы с обучающимися с ОВЗ в образовательных организациях: методическое пособие для специалистов по вопросам комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ / Л.И. Адамян, Е.Б. Колосова. – М.: ИКП РАО, 2021. – 36 с.МусхаджиеваТ.А. сурдопсихология: учебное пособие / И.А. мусхаджиева. – Махачкала: АЛЕФ, 2021. – 115 с.Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.В. Нейман, М.Р. Богомильский; под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 224 с.Основы специальной педагогики и психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. М. Трофимова, С. П. Дуванова, Н. Б. Трофимова и др. – Санкт-Петербург : Питер, 2006. – 304 с. – ISBN 5-469-00748-0. – Текст : непосредственный.Павловская И.П. Комплексная экскурсия как эффективная форма учебного занятия с дошкольниками / И.П. Павловская, Л.В. Часовских // Непрерывное образование в современном мире: история, проблемы, перспективы. Материалы VI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, 2019. – С. 46-48.Петрова О.О. Возрастная психология: конспект лекций / О.О. Петрова, Т.В. Умнова. – 2-е изд. – Ростов н/Дону: Феникс, 2005. – 222 с.Познавательная исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность в детском саду : 3-7 лет : образовательные и исследовательские проекты, конспекты образовательной деятельности, описание опытов и экспериментов, викторины, квесты, КВН, экскурсии и тематические прогулки / сост. Н.В. Нищева. – СПб.: Детство-пресс, 2021. – 233 с.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 10.02.2023).Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/poop/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya-slaboslyshashhih-i-pozdnooglohshih-detej-2 (дата обращения: 10.02.2023).Психология человека от рождения до смерти / под общ.ред. А.А. Реана. – М.: Издательство АСТ, 2015. – 656 с.Распределение впервые призванных инвалидов детей в возрасте до 18 лет по причинам, обусловившим возникновение инвалидности [Электронный ресурс] // Росстат, 2022. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/8-4.xlsx.РечицкаяЕ.Г. Педагогические технологии воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения слуха. В 2 ч. Ч. 1: учеб.пособие для студентов вузов / Е.Н. РЕчицкая, К.И. Туджанова, Е.З. Яхнина и др.; под ред. Е.Г. Речицкой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2020. – 285 с.РечицкаяЕ.Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы: пособие для учителя-дефектолога / Е.Г. Речицкая. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 156 с.Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика / Д.В. Русланов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Х.: Полиграф-М, 2016. – 464 с.Сивакова М.С. Экскурсия как особый вид занятий с дошкольниками / М.С. Сивакова // Мир детва в современном образовательном пространстве, 2014. – С. 115-116. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология / Е.А. Сорокоумова. – М.: Питер, 2009. – 208 с.Сурдопедагика: учеб.пособие для самостоят. работы студентов / Е.Г. Речицкая и др. – М.: Прометей, 2004. – 319 с.Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений / И.Г. Багрова и др.; под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 655 с.Ткачева В.В. Технология психокоррекционной работы по развитию воображения слабослышащих дошкольников и младших школьников : учебно-методическое пособие / В.В. Ткачева, Ю.А. Труханова. – Москва : ООО «Национальный книжный центр», 2013. – 120 с.ФедюковичН.И. Анатомия и физиология человека: учебник/ Н.И. Федюкович. – 2-е изд. – Ростов н/Дону: Феникс, 2019. – 573 с.Харламов С.В. Особенности формирования элементарных сенсорных представлений об окружающем мире у слабослышащих дошкольников (на примере цвета, формы, величины, геометрических фигур, образно-логического мышления) / С.В. Харламов // Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, инновации. Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. В 3 ч. Ч.1, 2020. – С.390-393.ЧумаловаТ.В. Музейная педагогика для дошкольников Т.В. Чумалова // Дошкольное воспитание, 2007. – №10. – С. 44-50.ШвыревА.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии/ А.А. Щвырев; под ред. Р.Ф. Морозовой. – 8-е изд., стер. – Ростов н/Дону: Феникс, 2015. – 411 с.ШоховаО.В. Изучение особенностей понимания причинно-следственных связей между явлениями у дошкольников с нарушениями слуха / О.В. Шохова // Проблемы современного педагогического образования, 2020. – №66-4. – С.303-307.Экскурсии в образовательной деятельности ДОО: познавательное развитие, экологическое воспитание, эстетическое развитие, сенсорная интеграция: 3-7 лет / состав. В.А. Степанова, И.А. Королева. – СПбю: Детство-Пресс, 2021. – 92 с.

1. АбашкинаР.А. Экскурсия как средство ознакомления с окружающим миром дошкольников с нарушением слуха / Р.А. Абашкина // Молодой ученый, 2018. – С.25(211). – С.283-286.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – 6-е изд. – М.: Пкад. Проект: АльмаМатер, 2006. – 698 с.
3. БединаВ.Ю. Коррекционная программа по формированию представлений об окружающем мире у слабослышащих дошкольников / В.Ю. Бедина // Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, инновации. Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. В 3 ч. Ч.1, 2020. – С.13-16.
4. Богданова Т.Г. Психологические особенности лиц с нарушением слуха. Современные зарубежные исследования: монографии / Т.Г. Богданова. – М.: Спутник+, 2021. 134 с.
5. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: учеб.пособие для студентов вузов / Т.Г. Богданова. – М.: Академия, 2002. – 220 с.
6. БоярчукЕ.Д. Анатомия, физиология и патология органа речи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений (пробный вариант) / Е.Д. Боярчук, И.А. Иванюра, В.А. Самчук, Н.Н. Скрыпник. – Луганск: Альма-матер, 2007. – 123 с.
7. Булгакова Н.Б. Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников средствами музейной педагогики / Е.Б. Булгакова // Сборник конференций НИЦ Социосфера, 2012. – №22. – С.240-243.
8. ВербенецА.М. Развитие творческих проявлений у старших дошкольников средствами музейной педагогики / А.М. Вербенец // Детский сад от А до Я, 2010. – №6(48). – С. 37-51.
9. ГайворонскийИ.В. Анатомия и физиология человека: учеб.для студ. учреждений сред. проф. Образования / И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 496 с.
10. Глухота и потеря слуха [Электронный ресурс] // ВОЗ, 2022. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/deafness-and-hearing-loss.
11. ГоловчицЛ.А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.А. Головчиц. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 317 с.
12. Елецкая О.В. Специальная психология: учебное пособие с практикумом для вузов / О.В. Елецкая, В.М. Сорокин, М.В. Матвеева и др.; под общ.ред. О. В. Елецкой. – Москва :ВЛАДОС, 2020. – 575 с.
13. Жеребятьева Е.А. Технологический подход в обучении глухих детей с комплексными нарушении в развитии: монография / Е.А. Жеребятьева. – М.: Спутник+, 2011. – 103 с.
14. Казанская В.П. Активизация социального познания детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха / В.П. Казанская, А.Е. Веригина // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии. Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции, 2014. – С. 123-127.
15. Карпова Г.А. Основы сурдопедагогики: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.А. Карпова. – Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2008. – 354 с.
16. Киселева А В. Экскурсия как форма информационно-просветительской работы с младшими школьниками с нарушением слуха / А.В. Киселева // Специальное образование: традиции и инновации: материалы IVМеждунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 2013 г. – С. 58–60.
17. Киселева, А.В. Организация и проведение экскурсионной работы с учащимися с особенностями психофизического развития / А.В. Киселева // Спецыяльнаяадукацыя, 2014. – № 2 (97). – С. 23–29.
18. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студ. пед. учеб.заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 3-е изд., исправ. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.
19. Котова О.К. Приемы формирования представлений об окружающем мире у слабослышащих дошкольников / О.К. Котова // Тенденции и инновации современной науки. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, 2020. – С.465-468.
20. Котова О.К. Диагностическое исследование уровня развития представлений об окружающем мире у слабослышащих дошкольников с нарушениями слуха / О.К. Котова // Современная наука: проблемы, идеи, тенденции. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, 2020. – С. 569-575.
21. Кочарян А.К. Эмоционально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха посредством комплекса театрализованных игр и совместной экскурсионной деятельности со сверстниками и взрослыми / А.К. Кочарян, В.А. Кощеева, В.Л. Казанская // Инклюзия в образовании, 2021. – Т.6. – №3(23). – С.141-146.
22. Кузнецова Е.К. Разработка экскурсионного проекта для слабослышащих / Е.К. Кузнецова // Бизнес-технологии в туризме и гостеприимстве. Сборник статей научных докладов по итогам Всероссийской студенческой научной конференции, 2020. – С. 199-207.
23. КурепинаМ.М. Анатомия человека: учеб.для студ. вузов / М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2010. – 383 с.
24. МанохинаН.Н. Уточнение представлений об окружающем мире у младших школьников с нарушением зрения и слуха в ходе внеурочной деятельности / Н.Н. Манохина, К.Х. Кубанова // Молодой исследователь Дона, 2021. – №4(31). – С.118-120.
25. МельчаеваК.В. Обучение изобразительному искусству в музее с применением русского жестового языка / К.В. Мельчаева, Н.М. Сокольникова // Современные проблемы науки и образования, 2021. – №3. – С.65.
26. Методические рекомендации по организации воспитательной работы с обучающимися с ОВЗ в образовательных организациях: методическое пособие для специалистов по вопросам комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ / Л.И. Адамян, Е.Б. Колосова. – М.: ИКП РАО, 2021. – 36 с.
27. МусхаджиеваТ.А. сурдопсихология: учебное пособие / И.А. мусхаджиева. – Махачкала: АЛЕФ, 2021. – 115 с.
28. Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.В. Нейман, М.Р. Богомильский; под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
29. Основы специальной педагогики и психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. М. Трофимова, С. П. Дуванова, Н. Б. Трофимова и др. – Санкт-Петербург : Питер, 2006. – 304 с. – ISBN 5-469-00748-0. – Текст : непосредственный.
30. Павловская И.П. Комплексная экскурсия как эффективная форма учебного занятия с дошкольниками / И.П. Павловская, Л.В. Часовских // Непрерывное образование в современном мире: история, проблемы, перспективы. Материалы VI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, 2019. – С. 46-48.
31. Петрова О.О. Возрастная психология: конспект лекций / О.О. Петрова, Т.В. Умнова. – 2-е изд. – Ростов н/Дону: Феникс, 2005. – 222 с.
32. Познавательная исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность в детском саду : 3-7 лет : образовательные и исследовательские проекты, конспекты образовательной деятельности, описание опытов и экспериментов, викторины, квесты, КВН, экскурсии и тематические прогулки / сост. Н.В. Нищева. – СПб.: Детство-пресс, 2021. – 233 с.
33. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 10.02.2023).
34. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/poop/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya-slaboslyshashhih-i-pozdnooglohshih-detej-2 (дата обращения: 10.02.2023).
35. Психология человека от рождения до смерти / под общ.ред. А.А. Реана. – М.: Издательство АСТ, 2015. – 656 с.
36. Распределение впервые призванных инвалидов детей в возрасте до 18 лет по причинам, обусловившим возникновение инвалидности [Электронный ресурс] // Росстат, 2022. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/8-4.xlsx.
37. РечицкаяЕ.Г. Педагогические технологии воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения слуха. В 2 ч. Ч. 1: учеб.пособие для студентов вузов / Е.Н. РЕчицкая, К.И. Туджанова, Е.З. Яхнина и др.; под ред. Е.Г. Речицкой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2020. – 285 с.
38. РечицкаяЕ.Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы: пособие для учителя-дефектолога / Е.Г. Речицкая. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 156 с.
39. Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика / Д.В. Русланов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Х.: Полиграф-М, 2016. – 464 с.
40. Сивакова М.С. Экскурсия как особый вид занятий с дошкольниками / М.С. Сивакова // Мир детва в современном образовательном пространстве, 2014. – С. 115-116.
41. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология / Е.А. Сорокоумова. – М.: Питер, 2009. – 208 с.
42. Сурдопедагика: учеб.пособие для самостоят. работы студентов / Е.Г. Речицкая и др. – М.: Прометей, 2004. – 319 с.
43. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений / И.Г. Багрова и др.; под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 655 с.
44. Ткачева В.В. Технология психокоррекционной работы по развитию воображения слабослышащих дошкольников и младших школьников : учебно-методическое пособие / В.В. Ткачева, Ю.А. Труханова. – Москва : ООО «Национальный книжный центр», 2013. – 120 с.
45. ФедюковичН.И. Анатомия и физиология человека: учебник/ Н.И. Федюкович. – 2-е изд. – Ростов н/Дону: Феникс, 2019. – 573 с.
46. Харламов С.В. Особенности формирования элементарных сенсорных представлений об окружающем мире у слабослышащих дошкольников (на примере цвета, формы, величины, геометрических фигур, образно-логического мышления) / С.В. Харламов // Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, инновации. Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. В 3 ч. Ч.1, 2020. – С.390-393.
47. ЧумаловаТ.В. Музейная педагогика для дошкольников Т.В. Чумалова // Дошкольное воспитание, 2007. – №10. – С. 44-50.
48. ШвыревА.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии/ А.А. Щвырев; под ред. Р.Ф. Морозовой. – 8-е изд., стер. – Ростов н/Дону: Феникс, 2015. – 411 с.
49. ШоховаО.В. Изучение особенностей понимания причинно-следственных связей между явлениями у дошкольников с нарушениями слуха / О.В. Шохова // Проблемы современного педагогического образования, 2020. – №66-4. – С.303-307.
50. Экскурсии в образовательной деятельности ДОО: познавательное развитие, экологическое воспитание, эстетическое развитие, сенсорная интеграция: 3-7 лет / состав. В.А. Степанова, И.А. Королева. – СПбю: Детство-Пресс, 2021. – 92 с.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические основы лежат в основе формирования представлений об окружающем мире слабослышащих детей старшего дошкольного возраста в процессе экскурсий?

Формирование представлений об окружающем мире у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста в процессе экскурсий основывается на следующих теоретических основах: психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха, особенности представлений об окружающем мире у слабослышащих детей, общая характеристика работы.

Какими особенностями обладают представления об окружающем мире у слабослышащих детей?

Представления об окружающем мире у слабослышащих детей имеют свои особенности. Из-за нарушения слуха эти дети испытывают трудности с восприятием и пониманием оральной и письменной речи, что сказывается на формировании их представлений об окружающем мире. Они могут иметь ограниченные знания, ослабленное внимание и память, а также затруднения в общении и социализации.

Какие результаты психолого-педагогической характеристики детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха могут быть использованы для формирования представлений об окружающем мире в процессе экскурсий?

Результаты психолого-педагогической характеристики детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха, такие как уровень развития речевых и интеллектуальных способностей, особенности психомоторного развития и эмоциональной сферы, могут быть использованы для планирования и проведения экскурсий. Например, можно учесть уровень понимания речи ребенка и предоставить ему дополнительные материалы или помощь в процессе экскурсии.

Какие особенности имеют представления об окружающем мире у слабослышащих детей?

Слабослышащие дети имеют определенные особенности в формировании представлений об окружающем мире. Из-за ограниченности слуха, они испытывают трудности в восприятии речи, звуков и звукоподражаний. Это может привести к недостаточному развитию речи и общей эрудиции, а также к ограничению запаса знаний о мире. Поэтому важно проводить специальные занятия и экскурсии, чтобы помочь ребенку расширить свои представления об окружающей среде.

Какая психолого-педагогическая характеристика у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста?

Слабослышащие дети старшего дошкольного возраста имеют определенные психолого-педагогические особенности. Они испытывают сложности в общении, восприятии речи, а также в развитии мелкой и общей моторики. Однако с помощью специальных методик и подходов, таких как ранняя коррекция и стимуляция слуха, ребенок может успешно развиваться и формировать представления об окружающем мире.

Что входит в общую характеристику работы?

Общая характеристика работы включает в себя описание целей и задач исследования, анализ существующих психолого-педагогических подходов к формированию представлений у слабослышащих детей, выбор методов исследования, описание экспериментальных процедур, а также анализ полученных результатов и выводов.

Какие особенности имеют представления об окружающем мире у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста?

У слабослышащих детей старшего дошкольного возраста имеются определенные особенности в формировании представлений об окружающем мире. Из-за ограниченного слуха, они могут иметь трудности в восприятии речи, звуковых сигналов и мелодий. Это влияет на их общее представление о звуковой среде и ограничивает их возможности в общении и восприятии информации о мире. Однако, благодаря специальным методикам и подходам, ребенок может активно развивать свои представления и компенсировать ограниченности слуховых функций.

Какие особенности имеют представления об окружающем мире у слабослышащих детей?

Особенности представлений об окружающем мире у слабослышащих детей включают в себя ограничения в получении информации через слуховой канал, что может повлиять на их восприятие и понимание окружающего мира. Они могут испытывать трудности с аудиальным восприятием и различением звуков, а также с коммуникацией и общением с окружающими.