тема любая из предложенных в файле
Заказать уникальную курсовую работу- 46 46 страниц
- 29 + 29 источников
- Добавлена 08.02.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Теоретические аспекты законодательного процесса 5
1.1 Сущность правотворческого процесса 5
1.2 Определение законодательного процесса 9
2. Анализ законодательного процесса в Российской Федерации 15
2.1 Актуальные вопросы экспертно-правового обеспечения законодательного процесса 15
2.2 Направления развития законодательства в Российской Федерации 20
3. Проблемы и пути решения законотворческой деятельности в РФ 35
Заключение 40
Список использованных источников 42
Приложение 46
Также, когда еще не завершен процесс приведения федерального законодательства в соответствие с конституционными поправками. А в субъектах Федерации есть смысл дождаться окончания этого процесса, чтобы их законодательство было полностью гармонизировано с федеральным.Говоря о неравномерности нормотворческой деятельности, направленной на приведение актов российского законодательства в соответствие с новыми конституционными, «в пространстве», стоит отметить необходимость учета федеративного характера нашего государства. Возможно, именно в качественных и количественных характеристиках законодательства субъектов Федерации это проявляется достаточно ярко. Насколько он в целом соответствует федеральному закону, настолько он разнообразен по содержанию и оформлению.В некоторых регионах законодательство субъектов Федерации очень лаконично и содержит обширные отсылки к федеральным законам. В других – детально воспроизводят соответствующие федеральные стандарты, в результате чего им приходится вносить изменения во внушительное количество законов, что, естественно, занимает больше времени.В широком смысле масштаб текущих и будущих изменений связан не только с количеством изменяемых актов на каждом уровне, но и с тем, что изменения затрагивают основные закономерности, лежащие в основе функционирования государства и решения задач на каждом территориальном уровне. Высокая интенсивность законотворческой деятельности в Российской Федерации обусловлена не только объективными, но и субъективными факторами. Среди последних не всегда достаточно полная концептуальная проработанность законопроектов, а также непоследовательность в действиях государственных органов, участвующих в «правотворческом конвейере».Например, были случаи, когда в Думу вносились законопроекты об изменении уже признанных недействующими законодательных актов. В ряде случаев предложенные законопроекты отклоняются в связи с их несоответствием требованиям Конституции Российской Федерации и Регламента Государственной Думы. В этих обстоятельствах рассмотрение нормативно-правовых актов различных субъектов имеет особое значение.Следует отметить, что в условиях формирования нового технологического уклада во всех сферах жизни общества возрастает значение экспертной деятельности. Как возрастает и ответственность эксперта за выдаваемое им заключение и принимаемые на основе этого заключения решения. Не случайно Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» введено понятие «заведомо ложное заключение экспертизы промышленной безопасности».Не является исключением в этом отношении и правовое поле. Здесь значение экспертизы не меньше, а то и больше, поскольку закон есть, по точному выражению П.Бурдье, высшая форма активного дискурса, способная производить реальные последствия. Соответственно, экспертиза проектов нормативных правовых актов должны быть высокопрофессиональными и иметь прочную научную основу. Именно поэтому Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, главное экспертное учреждение Правительства Российской Федерации, включил в Программу развития Института специальные задачи:- наличие в экспертных заключениях комплексного юридического анализа;- наличие экспертных заключений по правовой и/или международной составляющей.Таким образом, наряду с государственными экспертными организациями важный вклад в дело повышения качества принимаемых в Российской Федерации нормативных правовых актов могут внести и общественные организации российских юристов, такие, как Ассоциация юристов России. На наш взгляд, в первую очередь они могли бы способствовать повышению эффективности нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти за счет включения компетентных органов в работу экспертных советов и, следовательно, снятия части «неразберихи» этих советов, их ориентация в основном на ведомственные интересы. 3.Проблемы и пути решения законотворческой деятельности в РФПроцесс развития современного законотворчества в Российской Федерации проходит в крайне сложной ситуации, на фоне экономического кризиса и внешнеполитического кризиса. Выбранный курс на углубление политических и экономических реформ обязывает законодателя добиваться скорейшего охвата правовыми нормами новой социальной действительности, урегулирования принципиально новых общественных отношений.Такая скорость зачастую наносит ущерб качеству закона, его внутренней системе, устойчивости правовой системы в целом, уровню реальной правовой защищенности граждан и их объединений в обществе. Несовершенство и коллизия законодательства также негативно сказываются на деятельности органов государственной власти и должностных лиц всех уровней при реализации задач и функций государства, что снижает уровень правопорядка в государстве.Можно выделить основные проблемные зоны, характеризующие современное состояние законотворчества в России: - отсутствие соответствующей государственной политики в области законотворчества, согласно которой общественный интерес превалировал бы над индивидуальными интересами отдельных политиков, принятие новых законов зависело бы исключительно от потребности общества в регулировании тех или иных отношений.В частности, вместо решения проблем путем внесения изменений и дополнений в соответствующие законы Российской Федерации с усилением государственного контроля за их исполнением законодатель пытается решить их путем принятия новых законов. Такие действия только расширяют сферу действия законодательства, но сомнительно, что они способствуют достижению поставленных целей.Приоритеты развития законодательства, безусловно, зависят от стадии, на которой находится национальное законодательство. В частности, во времена глобальной реконструкции огромные пробелы в законодательстве должны быть быстро заполнены. Поэтому, пожалуй, важно принимать как можно больше необходимых законодательных актов в единицу времени, а вопрос о качестве закона и юридическом совершенстве его норм часто отходит на второй план. Однако необходимость обеспечения надлежащего качества закона не снимается с повестки дня.В настоящее время, на наш взгляд, гораздо более важным становится вопрос о качестве действующих законов, в частности о правильности изложенных в них нормативных правовых предписаний, их полноте, ясности, ясности и непротиворечивости.Но в то же время, если законодателю предлагается внести в него многочисленные изменения в первые годы после принятия закона и эти предложения принимаются, то это свидетельствует о низком юридическом качестве такого закона, поскольку при тщательной подготовке и принято, нет необходимости в его немедленном изменении.В тех случаях, когда частые изменения в действующий закон становятся обыденностью в течение нескольких лет, следует признать, что и «корректирующая» законотворческая работа проводится на низком профессиональном уровне, поскольку разумный способ улучшения содержания действующих законов состоит в том, чтобы не повторять их повторно. «вытягивать» тот же основной закон, но с полным анализом его недостатков и внесением всех необходимых изменений один, пять, семь или десять раз.- область взаимодействия законодательной политики и законодательных технологий остается актуальной. Народные депутаты должны решить вопрос с позиций законодательной политики, а профессиональные юристы с помощью кодификационных и законодательных приемов должны технико-правовым, грамотно и адекватно реализовать замысел законодателя реализовать мнение законодателя к отдельным положениям законодательного акта.Законодательная политика должна отвечать на вопрос: какие отношения требуют регулирования и как именно? И законодательная техника должна найти способ сделать это технически и юридически, с помощью имеющихся в ее арсенале средств. Подготовка законов – это вид юридической деятельности, осуществляемой уполномоченными органами, обладающими соответствующими специальными знаниями и практикой.Главной задачей автора проекта должен стать перевод научной концепции в план единой системы нормативных правил. В течение этого времени законодатель должен действовать таким образом, чтобы законопроект соответствовал другим законодательным текстам, был понятен и прост в применении. Однако отсутствие юридического образования (особенно профильного в сфере нормативной (законодательной) деятельности) у подавляющего большинства разработчиков законопроектов приводит к большому количеству ошибок, которые встречаются не только в законопроектах, но и в действующих законах.Поэтому законопроекты часто содержат положения, не носящие нормативного характера, что не соответствует природе закона как нормативного акта, стремящегося регулировать важнейшие общественные отношения путем установления прав и конкретных обязанностей их участников.Сложность парламентских процедур и законотворческой деятельности в целом требует значительного повышения уровня профессионализма как со стороны депутатов различных представительных органов, так и со стороны практиков Парламента, Правительства, администрации Президента и иных органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, имеющие непосредственное отношение к процессу выработки тех или иных законодательных решений.Законопроекты часто смешивают определенные правовые понятия или даже намеренно заменяют их. Следует помнить, что недостатки каждого законопроекта впоследствии могут стать дополнительной проблемой, а не средством решения проблем, ради которых законопроект был принят.Это связано не только с низким уровнем общей и правовой культуры и информированности субъектов правотворчества, но и с отсутствием целенаправленной и эффективной государственной политики, направленной на их совершенствование и повышение профессиональной подготовки специалистов-правоведов. - деятельность парламента по систематизации законодательства, в том числе кодификационная работа, является важным направлением, которое сегодня нельзя признать удовлетворительным. Кодификация является одним из основных средств совершенствования российского законодательства, а кодекс представляет собой крупный систематизированный законодательный акт, регулирующий отношения, составляющие предмет конкретной отрасли права или многое из этого, и которые должны быть непосредственно применены.Это лучший способ обобщить и систематизировать законодательство в ту или иную сторону, действенный способ устранить множественность актов по одному и тому же вопросу. Проблемы кодификации парламента заключаются в отсутствии научного осмысления и непоследовательности в кодификации национального законодательства. До сих пор нет общей концепции национальной кодификации. В частности, нет общих методологических подходов к его реализации, и не существует каких-либо ограничений по времени. Все это предопределяет ситуацию, при которой в сфере законотворчества законодатель вынужден действовать чисто эмпирически - в зависимости от того, подготовлен ли к рассмотрению тот или иной законопроект.Сегодня при сходном подходе к пониманию кодификации, обозначению видов кодифицируемых актов наблюдаются явные разночтения в решении проблем соотношения кодекса с другими законами в рамках отраслевого законодательства, кодексов разных отрасли промышленности в регулировании родственных или однородных отношений, сочетание норм кодексов с нормами статутных законов. Как отмечает С. В. Бошно, согласование вновь принимаемых актов и Кодекса на стадии принятия этих актов способствует единству норм и институтов соответствующей отрасли права. Меняющиеся социально-экономические условия развития общества требуют переосмысления места кодекса в российской правовой системе.Таким образом, сложившаяся в современной России законотворческая практика свидетельствует о недостаточной регулярности, непротиворечивости и устойчивости правовой системы, причинами чего являются: поспешность в принятии законов, их несистемность и несоблюдение общих правил. нормативной концепции, недостаточный уровень правовой культуры лиц, участвующих в законотворческом процессе. Это требует унификации и систематизации законодательства, повышения уровня обоснованности правового регулирования, реализации существующей системы правовых норм с учетом одной из основных функций государства - законотворческой деятельности.ЗаключениеТаким образом, основное отличие правотворчества от правотворчества заключается в предмете регулирования, т.е. результатом законодательного процесса, в отличие от правотворчества, является не нормативный акт, а лишь закон, регулирующий важнейшие общественные отношения посредством установление обязательных правил поведения субъектов этих отношений.На основе анализа теоретических подходов можно сделать вывод, что законотворческая деятельность - это деятельность, направленная на создание актов высшей юридической силы - законов, занимающих видное место среди других нормативных правовых актов. Как важная и основополагающая юридическая деятельность развитие законодательства в Российской Федерации осуществляется в соответствии с определенными правовыми нормами и процедурами.Современную законотворческую деятельность в Российской Федерации отличает направленность на формирование качественного права, которое должно отвечать объективным потребностям общества и ориентироваться на реализацию законодательной и правотворческой функций.В современное время несовершенство законодательной базы в Российской Федерации негативно сказывается на решении задач в экономике, государственном управлении и других сферах общественной жизни. Среди множества факторов, влияющих на формирование несовершенной законодательной системы в России, выделяется законодательный процесс, в котором правовыми основами национального законодательства являются законодательные акты.Сегодня курс на ускорение реформ вынуждает законодателя добиваться быстрого охвата правовых норм, регулирования новых общественных отношений. Это влияет на качество закона, его систему, устойчивость правовой системы, уровень правовой защищенности граждан. Вот почему законодательный процесс должен играть роль обобщения и ориентация, поскольку важны другие факторы.Поэтому возникает необходимость системных изменений политических, экономических, социальных, административных и иных отношений в контексте правотворчества, при реформировании этого процесса, без чего невозможно добиться целенаправленного воздействия на повышение качества законодательства.Список использованных источниковНормативные правовые акты1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//Консультант Плюс2. Федеральный закон "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" от 31.07.2020 N 258-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс3. Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 31.07.2020 N 259-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс4. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"//Консультант Плюс5. Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс6. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти"//Консультант Плюс7. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) //Консультант Плюс8. Распоряжение Правительства РФ от 19 августа 2020 г. № 2129-р Об утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники на период до 2024 г. //Консультант Плюс9. "Паспорт национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7) //Консультант Плюс10. "Паспорт федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды" (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 N 9) //Консультант Плюс11. "Паспорт национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7) //Консультант Плюс12. Определение Верховного суда РФ от 29.05.2001 по делу № 83-Г01-08: // Консультант Плюс.Научная литература13. Андриченко, Л. В. Концепции развития российского законодательства / Л.В. Андриченко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 128 с.14. Бекетова С. М. Законодательный процесс в Российской Федерации. / С. М. Бекетова Воронежский гос. ун-т. – Воронеж: Изд. дом ВГУ, 2018. – 475 с.15. Морозова А.С. Некоторые аспекты реализации права законодательной инициативы в субъектах Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 1. С. 49–52.16. Осипов М.Ю. Понятие и соотношение правового регулирования и правотворчества: монография / М.Ю. Осипов. - М.: РИОР, 2017. - 219 с 17. Пискунова Е. А. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации: монография / Е. А. Пискунова. – М.: Юриспруденция, 2017. – 156 с.18. Придворов, Н. А. Правообразование и правообразующие факторы в праве: Монография / Н.А. Придворов - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 400 с19. Рассказов, Л. П. Теория государства и права./Рассказов Л. П. - М.: РИОР, ИЦ РИОР, 2019. - 560 с.Электронные ресурсы20. Авакьян С.А. Конституционное право России. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007518553 (дата обращения 09.01.2023)21. Арзамасов Ю.Г. Теория и практика ведомственного нормотворчества в России: монография. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006579593(дата обращения 23.10.2022)22.Бошно С.В. Правоведение. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000907539 (дата обращения 09.01.2023)23. Бялт В.С. Законотворчество как вид правотворчества: теоретико-правовая характеристика. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakonotvorchestvo (дата обращения 09.01.2023)24. Золотухина Т.А. О структуре законотворческого процесса в России: стадии и этапы. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-strukture-zakonotvorcheskogo (дата обращения 09.01.2023)25. Институт Правительства Российской Федерации. - URL: https://izak.ru/(дата обращения 09.01.2023)26. Лазарев В.В. Теория государства и права : учеб. для вузов / В. В. Лазарев, С. В. Липень. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002488665(дата обращения 09.01.2023)27. Некоторые тенденции развития правовой системы Российской Федерации в условиях правовой глобализации. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-tendentsii-razvitiya (дата обращения 09.01.2023)28. Панков В.А. Стадии законодательного процесса и их содержание в современной России. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stadii-zakonodatelnogo-protsessa (дата обращения 09.01.2023)29. Филимонова А.В. Специфика современного законодательного процесса. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika (дата обращения 09.01.2023)ПриложениеПриложение 1Рис. 1. Динамика принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации законодательных актовРис. 2. Регуляторная реформаПриложение 2Рис. 3. Регуляторная гильотинаРис. 4. Влияние технологической революции на правовую доктринуПриложение 3Рис. 5. Общие черты в управлении пандемическим кризисомРис. 6. Правовые инструменты, стратегические и тактические решения, используемые государствами в процессе борьбы с пандемиейПриложение 4Рис. 7. Противодействие пандемии COVID-19 в Российской ФедерацииРис. 8. Вариативная модель правового регулирования в ситуациях чрезвычайного характераПриложение 5Рис. 9. Особенности конституционной реформы 2020 г. в РоссииРис. 10. Конституционная реформа 2020 г.
1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//Консультант Плюс
2. Федеральный закон "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" от 31.07.2020 N 258-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс
3. Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 31.07.2020 N 259-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс
4. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"//Консультант Плюс
5. Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс
6. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти"//Консультант Плюс
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) //Консультант Плюс
8. Распоряжение Правительства РФ от 19 августа 2020 г. № 2129-р Об утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники на период до 2024 г. //Консультант Плюс
9. "Паспорт национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7) //Консультант Плюс
10. "Паспорт федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды" (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 N 9) //Консультант Плюс
11. "Паспорт национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7) //Консультант Плюс
12. Определение Верховного суда РФ от 29.05.2001 по делу № 83-Г01-08: // Консультант Плюс.
Научная литература
13. Андриченко, Л. В. Концепции развития российского законодательства / Л.В. Андриченко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 128 с.
14. Бекетова С. М. Законодательный процесс в Российской Федерации. / С. М. Бекетова Воронежский гос. ун-т. – Воронеж: Изд. дом ВГУ, 2018. – 475 с.
15. Морозова А.С. Некоторые аспекты реализации права законодательной инициативы в субъектах Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 1. С. 49–52.
16. Осипов М.Ю. Понятие и соотношение правового регулирования и правотворчества: монография / М.Ю. Осипов. - М.: РИОР, 2017. - 219 с
17. Пискунова Е. А. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации: монография / Е. А. Пискунова. – М.: Юриспруденция, 2017. – 156 с.
18. Придворов, Н. А. Правообразование и правообразующие факторы в праве: Монография / Н.А. Придворов - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 400 с
19. Рассказов, Л. П. Теория государства и права./Рассказов Л. П. - М.: РИОР, ИЦ РИОР, 2019. - 560 с.
Электронные ресурсы
20. Авакьян С.А. Конституционное право России. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007518553 (дата обращения 09.01.2023)
21. Арзамасов Ю.Г. Теория и практика ведомственного нормотворчества в России: монография. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006579593(дата обращения 23.10.2022)
22.Бошно С.В. Правоведение. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000907539 (дата обращения 09.01.2023)
23. Бялт В.С. Законотворчество как вид правотворчества: теоретико-правовая характеристика. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakonotvorchestvo (дата обращения 09.01.2023)
24. Золотухина Т.А. О структуре законотворческого процесса в России: стадии и этапы. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-strukture-zakonotvorcheskogo (дата обращения 09.01.2023)
25. Институт Правительства Российской Федерации. - URL: https://izak.ru/(дата обращения 09.01.2023)
26. Лазарев В.В. Теория государства и права : учеб. для вузов / В. В. Лазарев, С. В. Липень. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002488665(дата обращения 09.01.2023)
27. Некоторые тенденции развития правовой системы Российской Федерации в условиях правовой глобализации. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-tendentsii-razvitiya (дата обращения 09.01.2023)
28. Панков В.А. Стадии законодательного процесса и их содержание в современной России. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stadii-zakonodatelnogo-protsessa (дата обращения 09.01.2023)
29. Филимонова А.В. Специфика современного законодательного процесса. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika (дата обращения 09.01.2023)