Формирование у младших школьников представления о величине масса
Заказать уникальную курсовую работу- 61 61 страница
- 33 + 33 источника
- Добавлена 10.02.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о массе у младших школьников……………………………………………………………. 5
1.1. Понятие «величина» в теории математики ………………………… 5
1.2. Роль формирования представлений о величине «масса» у младших школьников…………………………………………… ……………...………. 11
1.3. Этапы формирования представлений о массе у младших школьников ……………………………………………………………………. 16
Глава 2. Методические условия формирования представлений о величине «масса» в начальной школе ……………………………………………………. 25
2.1. Анализ УМК по проблеме формирования представлений о массе… 25
2.2. Изучение опыта учителей по формированию представлений о массе у младших школьников ………………………………………………………… 39
2.3. Методические рекомендации, направленные на формирование представлений о величине «масса» у детей младшего школьного возраста ... 42
Заключение……………………………………………………………………… 53
Список литературы……………………………………………………………... 56
Приложение………………………………………………………………………61
Младшие практическишкольники делятся практическина группы попрактически 4 человека. На выбор практическиим предлагаютсяпрактическиследующие варианты практическизаданий: «Масса», «Задачи». Каждый практическивопрос имеет практическибаллы от 100 до 400Если участник практическидает верный ответ, практическибаллы переходят к практическигруппе, если ошибается – очки практическиснимаются.Группа, практическинабравшая большеепрактически количество очков, практическиобъявляется победителем.Представим некоторые практическиварианты вопросов игры:Масса 100: Перечисли единицы массы, начиная с наименьшей.Масса 300: Сравни: 1 кг … 200 г, 2 дм … 22 см, 8 дм 5 см … 85 см.Длина 200: Вырази в других единицах измерения: 100 см, 4 дм, 56 см.Задачи 400: Оля тяжелее, чем Катя, Катя легче, чем Света, Света легче, чем Ира. Кто легче всех? Кто тяжелее всех?Далее мы определили временные рамки комплекса уроков и серии заданий, направленных на формирование понятия величины у младших школьников.Предполагается проведение 8 занятий по 40 минут каждое. Количество встреч в неделю – 4 Количество занятий может меняться в зависимости от темпа прохождения материала.Далее мы определили задачи каждого из этапов занятий по математике.Задачи первого этапа:1. Создать благоприятный эмоциональный фон в группе.2. Сформировать у младших школьников интерес к участию в групповой работе.Занятия второго практическиэтапа разбиты практическина 3 блока.Задачи практическипервого блока:1. Формироватьпрактически у младших школьников практическиспособы измерения практическивеличин различными мерками.2. Использовать практическипромежуточные мерки припрактическиизмерении величинпрактически разного рода.3. Сравнивать объектыпрактическипри помощи приложения, практическиналожения, на глаз практическии с помощью практического практическиизмерения объектов.Задачи второго блока:1. Развивать представление о единицах измерения при помощи наглядных средств.2. Создать «Ленту величин».Задачи третьего блока:1. Развивать практическиумение работать с задачами практическина упорядочивание величин.2. Формировать практическиумение моделироватьпрактическитекстовые задачи.3. Формировать практическиумение решать задачипрактически на упорядочивание величин практическис использованием приемапрактически визуализации.Задачи третьегопрактически этапа занятий попрактически математике:1. Отработка навыков и практическиумений, сформированных практическив ходе серии уроков.2. Оценка результатов практическисвоей деятельности.На уроке практическиорганизуется групповаяпрактически работа. В первом случае практическимладшим школьникам раздаются практическиповязки со следующимипрактически наименованиями 7 кг, 2 кг, 500г.: Примеры заданий для младших школьников:Масса ведра клюквы 7 кг, а клубники на 1 кг больше. Узнай массу 1 ведра клубники.На базаре купили пакет муки массой 5 кг. Использовали 3 кг. Сколько килограмм муки осталось?В ящик уложено по 5 банок в 3 ряда. Какая масса ящика, если масса одной банки 1 кг 800 г?На почту привезли 14 посылок по 500 г каждая. Какова масса посылки? Запиши ответ в килограммах.Масса одного граната 160 г, а масса одной груши на 40 г меньше. Какова масса одной груши?Маша за день съела 400 г яблок, а Вова на 140 г больше. Масса 1 яблока примерно 80 г. Сколько яблок, съел Вова? Реши задачу двумя способами.3 000 г = ...кг 4 кг = ... г 1 кг 300 г = ... г 6400 г = ... кг ... гМасса энциклопедии 2 кг 300 г. Какова масса словаря, если известно, что он на 200 г легче? Ответ дайте в граммах.На одну чашу весов положили 3 кг свеклы, а на другую 2 кг 100 г. Сколько нужно еще доложить, чтобы чаши уравновесились?Сравните: 1 ц 2 кг ... 12 кг 1 т 4 ц ... 41 ц 160 ц ... 1 т 6 кг;В магазин привезли 9 коробок конфет по 12 кг каждый. Сколько всего привезли конфет? Выразите ответ в центнерах.На заключительном практическизанятии обучающиеся в практическигруппах составляют математические практическисказки о массе. В качествепрактически примера служит сказка. Использование практическитворческого задания на урокепрактически выбрано не случайно.Сказка позволяет практическипривить вкус к самостоятельным практическирассуждениям, которые способствуютпрактически развитию математического практическимышления. Кроме того, данный прием практическиподдерживает интереспрактически на уроке, развиваетпрактически любознательность младших школьников практическии отражает те знания,практическикоторые они усвоили практическина предыдущих занятиях.Мы предполагаем, что во время составления сказки обучающиеся будут пользоваться таблицами массы, такими материалами как цветные карандаши, цветные ручки, фломастеры и т.д.Таким образом, в процессе выполнения подобных заданий происходит развитие учащихся. Оно во многом зависит от той деятельности, которую дети выполняют в процессе обучения. Эта деятельность может быть репродуктивной и продуктивной. Они тесно связаны между собой, но в зависимости от того, какой вид преобладает, обучение оказывает различное влияние на развитие детей. Репродуктивная деятельность характеризуется тем, что ученик получает готовую информацию, воспринимает ее, понимает, запоминает, а затем воспроизводит. Основная цель такой деятельности–формирование у школьников знаний, умений и навыков, развитие внимания и памяти.Продуктивная деятельность связана с активной работой мышления и находит своё выражение в таких мыслительных операциях, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение. Эти мыслительные операции принято называть логическими приёмами мышления или приёмами умственных действий.Вывод по главе 2Изучение «массы» рассматриваемыми УМК позволит актуализировать опыт учащегося по данной теме и сформировать четкое представление об изучаемой величине, и изучении единиц измерения изучаемой величины. Ввиду преемственности обучения математике в начальной школе большое внимание уделяется формированию навыков измерения. Приемы изучения величин, предложенные авторами УМК, способствуют развитию логических операций анализа, сравнения, классификации и обобщения. Методика обучения учеников начальных классов величинам основана на практической деятельности детей, связанной с измерением этих самых величин.Обучаясь математике в начальной школе, дети учатся работать с однородными величинами, записанными в форме одной и той же системе измерения. Они хорошо справляются с тем, чтобы складывать, вычитать эти величины, умножать их на определенное число или делить. Обычно, если значения величин выражены в единой системе измерения, то работа с ними не вызывает затруднений у большинства школьников. В процессе выполнения подобных заданий происходит развитие учащихся. Оно во многом зависит от той деятельности, которую дети выполняют в процессе обучения. Эта деятельность может быть репродуктивной и продуктивной. Они тесно связаны между собой, но в зависимости от того, какой вид преобладает, обучение оказывает различное влияние на развитие детей. Репродуктивная деятельность характеризуется тем, что ученик получает готовую информацию, воспринимает ее, понимает, запоминает, а затем воспроизводит. Основная цель такой деятельности–формирование у школьников знаний, умений и навыков, развитие внимания и памяти.ЗаключениеВ ходе изучения проблемы формирования представлений о массе у младших школьников при изучении литературы нам удалось получить следующие результаты.Величина является свойством предмета, воспринимаемым различными анализаторами: зрительным, тактильным и двигательным, причем величина воспринимается несколькими анализаторами одновременно. Таким образом, изучение темы способствует не только приобретению знаний, умений и навыков, но и развитию глазомера, пространственного восприятия объектов окружающего мира и т.д. Кроме того, в результате изучения темы «Величина» обучающимся представлена возможность получить конкретные представления о величинах, познакомиться с единицами их измерения, в том числе со старинными мерами измерения, овладеть умениями измерять величины с помощью различных мерок, научиться выражать результаты измерений в различных единицах наименований и выполнять действия над ними. Понятие величины оказывается одним из основных понятий, когда речь заходит о приложениях математики к окружающему миру.Вместе с тем, очевидно, что понятие величины столь важно для формирования современных представлений о мире и практической деятельности, что его следует уже в начальной школе изучать в более многостороннем и одновременно более абстрагированном виде, чему будет способствовать решение задачи формирования ключевых компетенций младших школьников.Использование учителем наглядных методов обучения также плодотворно скажется на формировании понятия величины у младших школьников, так как методы наблюдения, иллюстраций и демонстраций, входящие в наглядность, способствуют развитию памяти, мышления, воображения и позволяют управлять вниманием обучающихся.Изучение «массы» рассматриваемыми УМК позволит актуализировать опыт учащегося по данной теме и сформировать четкое представление об изучаемой величине, и изучении единиц измерения изучаемой величины. Ввиду преемственности обучения математике в начальной школе большое внимание уделяется формированию навыков измерения.Приемы изучения величин, предложенные авторами УМК, способствуют развитию логических операций анализа, сравнения, классификации и обобщения. Методика обучения учеников начальных классов величинам основана на практической деятельности детей, связанной с измерением этих самых величин.Обучаясь математике в начальной школе, дети учатся работать с однородными величинами, записанными в форме одной и той же системе измерения. Они хорошо справляются с тем, чтобы складывать, вычитать эти величины, умножать их на определенное число или делить. Обычно, если значения величин выражены в единой системе измерения, то работа с ними не вызывает затруднений у большинства школьников.В процессе выполнения предложенных заданий происходит развитие учащихся. Оно во многом зависит от той деятельности, которую дети выполняют в процессе обучения. Эта деятельность может быть репродуктивной и продуктивной. Они тесно связаны между собой, но в зависимости от того, какой вид преобладает, обучение оказывает различное влияние на развитие детей. Благодаря освоению раздела «Величина и их измерения» младшие школьники расширяют кругозор в математике и заинтересовываются этим предметом, если учитель предоставляет исторические сведения о науке математике. Репродуктивная деятельность характеризуется тем, что ученик получает готовую информацию, воспринимает ее, понимает, запоминает, а затем воспроизводит. Основная цель такой деятельности–формирование у школьников знаний, умений и навыков, развитие внимания и памяти.Продуктивная деятельность связана с активной работой мышления и находит своё выражение в таких мыслительных операциях, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение. Эти мыслительные операции принято называть логическими приёмами мышления или приёмами умственных действий.Список литературыБантова, М. А. Школа России. Концепция и программы для начальных классов в 2 частях [Текст] / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 158 с.Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальных классах [Текст] / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, Г.В. Полевщикова. – М.: Просвещение, 1984. – 336 с.Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст] / А.В. Белошистая. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 455 с.Буряк, М. Математика. Числа и величины. Курс начальной школы. ФГОС [Текст] / М. Буряк. – М.: Феникс, 2017. – 197 c.Волкова, С.И. Контрольные работы в начальной школе по математике [Текст] / С.И. Волкова, И.С. Ордынкина. – М.: Дрофа; Издание 2-е, 2016. – 192 c.Волкова, С.И. Математические ступеньки [Текст] / С.И. Волкова. – М.: Просвещение, 2015. – 102 с.Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 540 с.Гончарова, М.А. Развитие у детей математических представлений, воображения и мышления [Текст] / М. А. Гончарова. – Антал, 1995. – 40 с.Ефремова, Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка: в 3 томах [Текст] / Т.Ф. Ефремова. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 1168 с.Жильцова, Т.В. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1-4 класс / Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова. – М.: ВАКО, 2019. – 288 с.Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников / А.З. Зак. – М.: Просвещение, 1994 – 25 с.Истомина, Н.Б. Математика для 1-4 классов [Текст] / Н.Б. Истомина. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2017. – 285 с.Истомина, Н.Б. Математика: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Ч. 2 [Текст] / Н.Б. Истомина. – 13-е изд. –Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013 – 120 с.Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: [Текст]: Развивающее обучение. / Н.Б. Истомина - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. – 288 с.Каирова, Л.А. Коррекционно-развивающие технологии в обучении математике: Учебное пособие [Текст] / Л.А. Каирова. – Барнаул ФГБОУ ВО «АлтГПУ», 2016. – 189 с.Локшин, А.А. Что такое величина? [Текст] / А. А. Локшин, В.Ф. Сибаева. – М.: ЗАО «Издательское предприятие «Вузовская книга», 2016. – 80 с.Матханова, М.С. Изучаем величины [Текст] / М.С. Матханова // Математика в школе. – 2014. – № 8. – С. 3-8.Мокрушена, О А. Поурочные разработки по математике к учебному комплексу М.И. Моро, М.А. Бантова и др. [Текст] / О А. Мокрушена. – М.: ВАКО, 2015. – 432 с.Моро, М.И. Математика 1-4 классы в 2-х частях. Учебник для четырёхлетней начальной школы 3-е [Текст] / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.Б. Бельтюкова. – М.: Просвещение, 2008. – 285 с.Морозова, А.Н. Элементы проблемного обучения на уроках математики в начальных классах [Текст] / А.Н. Морозова, Н.В. Шилина// Научный поиск в современном мире: материалы 5-й междун. науч.-практ. конф. (31 января 2014 г.) Махачкала: ООО «Апробация», 2014. – С. 207-210.Овчинникова, М.В. Методика изучения темы «Величины» на уроках математики в начальных классах: Методические рекомендации для студентов факультета «Начальное обучение. Дошкольное воспитание» [Текст] / М.В. Овчинникова. – Ялта: ЦОП «Надежда», 2010 – 54 с.Петерсон, Л.Г. Математика,4 класс, часть 1,2,3,:Учебник для 4-го класса [Текст] / Л.Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2007 – 96 с.Петерсон, Л.Г. Математика, 1 класс, часть 1,2,3,:Учебник для 1-го класса [Текст] / Л.Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2007 – 64 с.Петерсон, Л.Г. Математика, 2 класс, часть 1,2,3,:Учебник для 2-го класса [Текст] / Л.Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2007 – 80 с.Петерсон, Л.Г. Математика,3 класс, часть 1,2,3,:Учебник для 3-го класса [Текст] / Л.Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2007 – 96 с.Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст] / А.И. Савенков. – М.: Федоров, 2016. – 540 с.Стойлова, Л.П. Математика: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Л.П. Стойлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012 – 424 с.Тихоненко, А.В. Технология изучения понятия величины на уроках математики в начальной школе [Текст] / А.В. Тихоненко. – Ростов-н/Д: Феникс, 2016. – 218 с.Тихоненко, А.В. Технология изучения понятия величины на уроках математики в начальной школе: учеб. пособие для вузов [Текст] / А. В. Тихоненко. – Гриф МО. – Ростов н/Д: Феникс, 2006 – 219 с.Фридман, Л.М. Величины и числа [Текст] / Л.М. Фридман. – М.: Просвещение, 2000 – 270 с.Шалыгина, Ю.В. Методические основы изучения геометрических величин в начальном курсе математики [Текст] / Ю.В. Шалыгина, Н.Б. Тимофеева // Альманах мировой науки. 2016 № 12-2(15). – С. 57Шикова, Р.Н. К вопросу об изучении величин в начальной школе [Текст] / Р.Н. Шикова// Начальная школа. – 2006. – №5. – С.111.Шмырева, Г.Г. Обобщающие уроки по теме «Величины» [Текст] / Г.Г. Шмырева, С.М. Нестерович // Начальная школа. – 2020. – №3. – С.33.Приложение 1Конспект урока на формирование представления о величине масса для 2 классаТема урока: «Масса и ее единица измерения»Цель: Создать условия для знакомства с новой величиной – массой и единицей её измерения – килограммом»Задачи:Предметные:-формировать умение практически определять с помощью весов массу и сравнивать предметы по их массе, записывая сравнение в виде неравенства или равенства.-решать задачи по нахождению заданной массы.Метапредметные: создать условия для формирования мыслительных операций: сравнения и сапоставления, развития математической речи, обогащать и усложнять словарный запас.Личностные: способствовать воспитанию у учащихся коммуникативных умений формировать познавательный интерес при открытии новых знаний.Планируемый результат: Учащиеся научатся взвешивать предметы с точностью до килограмма; сравнивать предметы по массе; упорядочивать предметы, располагая их в порядке увеличения массы; использовать математическую терминологию при составлениии и чтении математических равенств; решать логические задачи; контролировать и оценивать свою работу и её результат.Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, упражнения.Форма организации познавательной деятельности учащихся:Индивидуальная, фронтальная, парная.Средства обучения: учебник, тетрадь, коробки разные по цвету, форме и размеру, карточки с задачами разными по уровням сложности, карточки для рефлексии, весы, пакеты с продуктами разной массы.Технологическая карта урокаЭтапы урокаДеятельность учителяДеятельность учащихсяФормируемые УУД1.Мотивация(самоопределение) к деятельностиЦель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.Приветствие, проверка готовности учащихся к урокуСоздание эмоционального настроя на урок- Доброе утро, мои дорогие! Начинаем урок. Давайте улыбнемся друг другу, подарите свои улыбкиПриветствие, подготовка учащихся к урокуЛичностные УУДСамоопределение2. Актуализация знанийЦель: подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.Устный счет1.Уменьшаемое 37, вычитаемое 19. Чему равна разность?2.Какое число надо прибавить к 29, чтобы получить 50?3.Если к 18 прибавить задуманное число, то получится 59.Какое число я задумала?4.На сколько 18 меньше 36?5.Сколько будет, если 9 разделить на 3?6. - Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы,2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!7. Я задумала число, прибавила к нему 17 и получила 31.Какое число я задумала?8. Из суммы чисел 23 и 17 вычти 25Словесная оценка учителяФронтальный опросСамооценка Регулятивные УУДКонтроль, коррекция, 3. Выявление места и причины затрудненияЦель: выявление учащимися места и причины затруднения.Учитель предлагает трем группам сравнить коробки и при ответе использовать слова разный и одинаковые.Учитель создает проблемную ситуацию.- Я утверждаю, что эти коробки разные.- Каким способом можно убедиться что коробки разные?Детям предлагается подержать коробки- Скажите, по какому признаку отличаются эти коробки?Учитель называет этот признак, если никто из детей не сможет его назвать. На доске открывается одно слово названия темы «Масса».Сегодня на уроке вы должны научится сравнивать предметы по массе, находить неизвестную массу, учится дружно работать с одноклассниками, грамотно формулировать свои ответы.Ответы детей:1 группа- коробки разные по цвету и по размеру.2 группа- коробки разные по размеру, но одинаковые по цвету.3 группа- коробки одинаковые по цветуДети испытывают затруднение и должны высказать предположения.-Взять их в руки.Дети испытывают затруднение, не могут назвать признаки должны сказать, что с этим признаком не знакомы.Хором: -Коробки разные по массе.Коммуникативные УУД- постановка вопроса -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации4 Построение проекта выхода из затрудненияЦель: обдумывание проекта будущих учебных действий.Подведение обобщающей беседы:-Давайте выберем ту коробку, которая тяжелее и попробуем определить ее массу.-Мы смогли определить массу коробки?-Что же нужно делать? Как вы думаете, какая цель у вас будет на уроке, чему мы будем учиться?-Давайте вспомним, как измеряли длину отрезка, при помощи чего?-Вспомните, какой прибор поможет нам сравнивать предметы по массе?-Какие весы вы знаете?Показать детям безмен, чашечные весы.Учитель записывает тему урока на доске.-Нет.-Будем учиться измерять массу.-При помощи мерки, линейки.-Весы.-Магазинные, бытовые, грузовые, аптечные.Регулятивные УУД:Целеполагание; планирование деятельности.5 Реализация построенного проектаЦель: решение исходной задачи вызвавшей затруднениеРеализация построенного проекта под руководством учителя.-Как устроены весы?-Как ими пользоваться?)-Мы положили на одну чашу весов коробку, а на другую стали укладывать мерки. Это делали до тех пор, пока чаши не оказались на одном уровне. Таким образом, мы определили массу коробки. Наш вывод: чтобы измерить массу, надо выбрать мерку и узнать, сколько таких мерок уравновесят измеряемый предмет.-Поработаем с бытовыми весами. На одну чашу весов ставим пакет риса, на другую пакет гречки.-Что вы видите?-Когда весы находятся в равновесии , то говорят, что массы предметов равны, то есть масса пакета риса равна массе пакета гречки.На доске: Р=Г-А теперь сравним пакет с гречкой и пакет с ватой.-Что можете сказать?-Когда одна чаша весов находится ниже другой, она тяжелее, а когда выше- легче. Как запишем: Г>ВРабота на доске. Запишите:1.Пакет с сахаром тяжелее пакета с мукой. (С> М)2.Масса курицы легче массы гуся. ( К< Г)3.Заяц тяжелее белки. (З > Б)4.Масса воробья равна массе синицы. ( В= С)6).Физминутки « Весы»Встаньте из-за парт и представьте себя чашечными весами. Левая рука - левая чашка весов, правая рука – правая чашка. Изображайте работу весов по моим командам.- весы находятся в равновесии;- левая чаша весов опустилась;- правая чаша весов опустилась;- весы находятся в равновесии;- масса предмета на правой чаше тяжелее, чем на левой;- весы находятся в равновесии;- груз на левой чаше дегче;- весы находятся в равновесии;-Ребята, а вы знаете, что древнейшей русской единицей массы была гривна. Позже появился фунт, пуд и другие. Но так как они были неудобны в использовании, то пришли к выводу, что нужна единая мерка измерения массы.-Кто знает, как называется общепринятая единица измерения массы? -Как эту единицу записать сокращенно?Учащиеся могут записать на доске – кг.Объяснительно иллюстративный метод.- Эти весы с двумя чашечками.-На одну чашу весов нужно положить наш предмет, на другую нужно укладывать мерки (гирьки) до тех пор, пока чаши весов не будут на одном уровне.- Весы уравновесились.- Пакет гречки тяжелее пакета с ватой.1 ученик работает у доски.-Килограмм.Форма работы:Индивидуальная, фронтальная.Познавательные УУД:общеучебные, информационные, логические, Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, разрешение проблемы6. Первичное закреплениеЦель: решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.Работа по учебнику.№ 2, стр. 6Найдите № 2 на странице 6.-Прочитайте задание.-Найдите массу лисенка.Задание выполняется учащимися с комментированием с места.№ 4, стр. 7Найдите № 4 на странице 7.-Что нужно сделать в этом задании-Ребята, объединяя массы предметов , их значения складывают, а при нахождении части вычитают. Но, важно помнить, что при сложении и вычитании массы предметов должны быть выражены одинаковыми мерками.Один учащийся выполняет задание у доски с комментированием.Гимнастика для глаз .№ 5, стр. 7-Определите по рисунку массу дыни и тыквы.-У кого есть ошибки в выполнении задания?Взаимопроверка в парах.-В чем они? -Исправьте ошибки. Вы молодцы, так как сами определили причину своих трудностей.-У кого нет ошибок? Какой вывод вы можете сделать? -Какие ошибки можно допустить при определении массы? -Поэтому я предлагаю потренироваться в вычислениях.№ 6, стр. 7-Найдите № 6 на странице 7.-Найдите значение выражений.-Масса лисы равна массе 3 зайчат, а масса лисы в белочках равна 5 белочкам.Определить массу арбуза.-Арбуз уравновешивают гири в 2 кг и в 5кг. Значит, масса арбуза равна 7 кг.-Не правильно посчитали вес гирь…-Мы поняли, как определять массу предметов.Самопроверка и самооценка-В вычислениях веса гирь.Учащиеся выполняют задание с места с комментированием.Регулятивные УУД: планирование, контроль, коррекция, оценка7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.Цель: выполнение задания нового типа, осуществление самопроверки по эталону.Выполнение дифференцированных заданийУчитель раздает каждому учащемуся карточку с заданием для самостоятельной работы.-Определите массу медвежонка по рисунку.На выполнение самостоятельной работы отводиться 1-2 минуты. Проверка проводиться по образцу.-Проверьте свои работы по эталону для самопроверки зеленой ручкой. Поставьте «?», если есть ошибки, и «+», если ошибок нет.-У кого есть ошибки? В чем они?-Вы молодцы, что нашли у себя ошибки и определили их причину. Какой вывод вы можете сделать?-У кого нет ошибок, сделайте вывод. Индивидуальная СР-Учащиеся называют свои ошибки.-Нужно еще потренироваться в определении массы предметов.-Мы умеем определять массу предметов.Самопроверка и самооценкаРекомендация: познакомить учащихся с критериями оцениванияРегулятивные УУД: планирование, контроль, коррекция, оценка9. Рефлексия (итог)Цель: фиксация изученного на уроке и организация рефлексии-Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке? -Достигли ли цели? На все ли задачи удалось найти ответ. Докажите.-Оцените свою работу с помощью ступенек. Если вы усвоили новый способ и не испытывали трудностей на уроке, то прикрепите магнит на 3 ступеньку. Если вы усвоили новый способ, но испытывали трудности, то прикрепите магнит на 2 ступеньку. Если вы не усвоили новый способ, то вы останитесь на 1 ступеньке.Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.-Кто оказался на 2 ступеньке, что было трудно? Удалось ли справиться с трудностями? Как?-Над чем еще надо поработать? Кто прикрепил магнит на 1 ступеньку мы на следующем уроке еще поработаем с этими учениками.-Открыть способ измерения массы предметов.Регулятивные УУД: коррекция и оценка
1. Бантова, М. А. Школа России. Концепция и программы для начальных классов в 2 частях [Текст] / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 158 с.
2. Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальных классах [Текст] / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, Г.В. Полевщикова. – М.: Просвещение, 1984. – 336 с.
3. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст] / А.В. Белошистая. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 455 с.
4. Буряк, М. Математика. Числа и величины. Курс начальной школы. ФГОС [Текст] / М. Буряк. – М.: Феникс, 2017. – 197 c.
5. Волкова, С.И. Контрольные работы в начальной школе по математике [Текст] / С.И. Волкова, И.С. Ордынкина. – М.: Дрофа; Издание 2-е, 2016. – 192 c.
6. Волкова, С.И. Математические ступеньки [Текст] / С.И. Волкова. – М.: Просвещение, 2015. – 102 с.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 540 с.
8. Гончарова, М.А. Развитие у детей математических представлений, воображения и мышления [Текст] / М. А. Гончарова. – Антал, 1995. – 40 с.
9. Ефремова, Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка: в 3 томах [Текст] / Т.Ф. Ефремова. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 1168 с.
10. Жильцова, Т.В. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1-4 класс / Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова. – М.: ВАКО, 2019. – 288 с.
11. Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников / А.З. Зак. – М.: Просвещение, 1994 – 25 с.
12. Истомина, Н.Б. Математика для 1-4 классов [Текст] / Н.Б. Истомина. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2017. – 285 с.
13. Истомина, Н.Б. Математика: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Ч. 2 [Текст] / Н.Б. Истомина. – 13-е изд. –Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013 – 120 с.
14. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: [Текст]: Развивающее обучение. / Н.Б. Истомина - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. – 288 с.
15. Каирова, Л.А. Коррекционно-развивающие технологии в обучении математике: Учебное пособие [Текст] / Л.А. Каирова. – Барнаул ФГБОУ ВО «АлтГПУ», 2016. – 189 с.
16. Локшин, А.А. Что такое величина? [Текст] / А. А. Локшин, В.Ф. Сибаева. – М.: ЗАО «Издательское предприятие «Вузовская книга», 2016. – 80 с.
17. Матханова, М.С. Изучаем величины [Текст] / М.С. Матханова // Математика в школе. – 2014. – № 8. – С. 3-8.
18. Мокрушена, О А. Поурочные разработки по математике к учебному комплексу М.И. Моро, М.А. Бантова и др. [Текст] / О А. Мокрушена. – М.: ВАКО, 2015. – 432 с.
19. Моро, М.И. Математика 1-4 классы в 2-х частях. Учебник для четырёхлетней начальной школы 3-е [Текст] / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.Б. Бельтюкова. – М.: Просвещение, 2008. – 285 с.
20. Морозова, А.Н. Элементы проблемного обучения на уроках математики в начальных классах [Текст] / А.Н. Морозова, Н.В. Шилина // Научный поиск в современном мире: материалы 5-й междун. науч.-практ. конф. (31 января 2014 г.) Махачкала: ООО «Апробация», 2014. – С. 207-210.
21. Овчинникова, М.В. Методика изучения темы «Величины» на уроках математики в начальных классах: Методические рекомендации для студентов факультета «Начальное обучение. Дошкольное воспитание» [Текст] / М.В. Овчинникова. – Ялта: ЦОП «Надежда», 2010 – 54 с.
22. Петерсон, Л.Г. Математика,4 класс, часть 1,2,3,:Учебник для 4-го класса [Текст] / Л.Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2007 – 96 с.
23. Петерсон, Л.Г. Математика, 1 класс, часть 1,2,3,:Учебник для 1-го класса [Текст] / Л.Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2007 – 64 с.
24. Петерсон, Л.Г. Математика, 2 класс, часть 1,2,3,:Учебник для 2-го класса [Текст] / Л.Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2007 – 80 с.
25. Петерсон, Л.Г. Математика,3 класс, часть 1,2,3,:Учебник для 3-го класса [Текст] / Л.Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2007 – 96 с.
26. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст] / А.И. Савенков. – М.: Федоров, 2016. – 540 с.
27. Стойлова, Л.П. Математика: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Л.П. Стойлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012 – 424 с.
28. Тихоненко, А.В. Технология изучения понятия величины на уроках математики в начальной школе [Текст] / А.В. Тихоненко. – Ростов-н/Д: Феникс, 2016. – 218 с.
29. Тихоненко, А.В. Технология изучения понятия величины на уроках математики в начальной школе: учеб. пособие для вузов [Текст] / А. В. Тихоненко. – Гриф МО. – Ростов н/Д: Феникс, 2006 – 219 с.
30. Фридман, Л.М. Величины и числа [Текст] / Л.М. Фридман. – М.: Просвещение, 2000 – 270 с.
31. Шалыгина, Ю.В. Методические основы изучения геометрических величин в начальном курсе математики [Текст] / Ю.В. Шалыгина, Н.Б. Тимофеева // Альманах мировой науки. 2016 № 12-2(15). – С. 57
32. Шикова, Р.Н. К вопросу об изучении величин в начальной школе [Текст] / Р.Н. Шикова // Начальная школа. – 2006. – №5. – С.111.
33. Шмырева, Г.Г. Обобщающие уроки по теме «Величины» [Текст] / Г.Г. Шмырева, С.М. Нестерович // Начальная школа. – 2020. – №3. – С.33.
Вопрос-ответ:
Какое понятие в теории математики относится к формированию представлений о массе у младших школьников?
Понятие "величина".
Какую роль играет формирование представлений о величине массы у младших школьников?
Формирование представлений о величине массы влияет на развитие логического мышления, способствует пониманию пространственных отношений, а также развитию навыков измерения и сравнения.
Какие этапы можно выделить в формировании представлений о массе у младших школьников?
В формировании представлений о массе у младших школьников можно выделить следующие этапы: ознакомление с понятием величины массы, изучение и сравнение массы объектов, установление сопоставления и пропорций между массами, применение измерительных инструментов.
Какая роль отводится понятию "величина" в формировании представлений о массе у младших школьников?
Понятие "величина" является основополагающим в формировании представлений о массе у младших школьников, так как они учатся понимать и измерять массу объектов, а также сравнивать их между собой.
Какие навыки развиваются у детей в процессе формирования представлений о величине массы?
В процессе формирования представлений о величине массы у младших школьников развиваются такие навыки как логическое мышление, способность к измерению и сравнению, а также понимание пространственных отношений.
Какие основные понятия входят в теорию математики?
В теории математики входят такие основные понятия, как величина, число, операция, отношение и многое другое.
Почему формирование представлений о величине масса важно для младших школьников?
Формирование представлений о величине масса важно для младших школьников, так как это является основой для понимания различных физических явлений и развития математического мышления.
Какие этапы формирования представлений о массе у младших школьников существуют?
Существуют три этапа формирования представлений о массе у младших школьников: эмпирический, предлогический и логический. На каждом этапе ребенок приобретает новые знания и умения в области массы и величин.
Какую роль играет формирование представлений о величине масса для младших школьников?
Формирование представлений о величине масса играет важную роль для младших школьников, так как помогает им осознать разницу между легкими и тяжелыми объектами, а также понять, как измерять и сравнивать массу разных предметов.
Какие методические условия могут помочь в формировании представлений о величине масса у младших школьников?
В формировании представлений о величине масса у младших школьников важными методическими условиями являются использование наглядных материалов, проведение практических опытов, использование игровых ситуаций и обратная связь со стороны учителя.