Изучение диалогической речи у дошкольников с задержкой психического развития

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 44 44 страницы
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 09.02.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения развития диалогической речи у дошкольников с задержкой психического развития……...……………….6
1.1. Трактовка понятия «диалогическая речь» в специальной литературе….6
1.2. Особенности и закономерности развития диалогической речи у дошкольников в онтогенезе……………………………………………………………..9
1.3. Особенности развития диалогической речи у детей с ЗПР…………….12
1.4. Методические подходы к развитию диалогической речи у детей с ЗПР………………………………………………………………………………..15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………………...18
Глава 2. Организация, содержание и результаты эксперимента по выявлению уровня сформированности диалогической речи у дошкольников с ЗПР……20
2.1. Организация экспериментального исследования………………………..20
2.2. Изучение особенностей и выявление уровня сформированности диалогической речи у дошкольников с ЗПР…………………………..………………..23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2………………………………………………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….37
Приложения……………………………………………………………………..40
Фрагмент для ознакомления

Кириллпоправлялсвой рисунокДелилиськаранда-шами ипомогалисловеснодруг другугде именнорасполага-ется и каквыполняет-ся данныйузор(говорил в основ-ном Ники-та)Отношенияположи-тельные,видно, чторебята тес-но не об-щаются, нотем не ме-нее уважа-ют мнениедруг друга.Работали судоволь-ствием иинтересом2/1Проанализировав результаты данных в таблице, мы сделали вывод об уровне сформированности коммуникативных умений (умение слушать и слышать, умение договариваться, взаимный контроль, отношение к результату деятельности, взаимопомощь).Анализ данных показал, что из десяти детей, у одного ребенка был выявлен высокий уровень (оценка-3) сформированности умений строить диалог во время выполнения совместной работы, что составляет 10 %; шесть детей имеют средний уровень (оценка-2) диалогических умений, что составляет 60 %; у трех детей был выявлен низкий уровень (оценка-1) диалогических умений, что составляет 30%.Детей заинтересовал данный вид работы, они активно приступили к выполнению задания. Однако, ребята не начали договариваться, они само- стоятельно попытались начать украшать рукавчику. Потребовалось продемонстрировать, как нужно договариваться с товарищем.В процессе выполнения задания конфликтных ситуаций не возникало, дети выбирали пару в основном с кем общаются в группе, в некоторых парах прослеживалось, что у одного из детей лучше сформированна речевая коммуникация, по этому второй ребенок в паре следовал за первым (действовал по подражанию, по инструкции товарища, соглашался с его предложением, отвечая односложным ответом: «Да!», «Хорошо!», и не предлагал альтерна- тивы.После проведения обследования коммуникативных способностей у дошкольников с ЗПР (III уровень) на этапе констатирующего эксперимента с помощью методики «Интервью», нами были получены результаты.Все полученные при обследовании результаты каждого из участниковбыли сведены в Таблицу 3.Таблица 3Оценка и интерпритация присвоенные каждому участнику группы испытуемых за выполнение методики «Интервью»ИмяОценкаИнтерпретацияАлена3Охотно выполняла задание, самостоятельно сфор-мулировала пять развернутых вопросов. Например: Как вам живется в нашей стране «Детсадия?» , «Какой праздник будет скоро?», « Как вы готовитесь к празднику?» В целом его «интервью» имелологичный, последовательный характер, было эмоционально окрашено.Аня1Затруднялась в выполнении задания даже с Помощью воспитателя, опускала глаза, потом отказалась( убежала).Арина2Сформулировала три кратких вопроса с помощью,не сохраняла логику интервью, не установила кон-такт с ребенком ,у которого брала интервью, оченьволновалась. Например: «Сегодня что нового было?»Арсений1Сформулировал два кратких вопроса с моей по-мощью (по аналогии, повторил пример). Например: «Что сегодня было?». Задавал вопросы по наводящим вопросам. Терялся, были продолжитель-ные паузы между задаваемыми вопросами. Когдавоспитатель попросил задать еще вопросы, ребе-нок молчал ,затем, попытался что-то сказать безголосаЕвгения2Сформулировала три кратких вопроса с помощью, по наводящим вопросам . « Что произошло на этой неделе?», «Какие праздники были ?»Кирилл1Кирилл затруднялся в выполнении задания даже смоей помощью, он ждал помощи с моей стороны,повторил вопрос , который ему сказала воспитатель и передал микрофонКонстантин2Задал три вопроса , в речи были длительные паузымежду словами во фразе. Нарушена последовательность высказывания. Задал вопрос : « Ну , вы,что было у вас с утра ?»Никита2Никита затруднялся в выполнении задания, стеснялся , задал два вопроса без помощи , но полностью копируя звучащие вопросыСавелий2Задал два вопроса с помощью педагога и одинсамостоятельно : «Вам нравится жить в нашем го-роде ?». Очень тихий и стеснительный ребенок,чтобы услышать его речь, постоянно требовалосьпросить говорить громчеФедор2Сформулировал три вопроса , которые уже повторялись, только в другой последовательности , емуподсказывали ребятаПроанализировав результаты данных в таблице, мы сделали вывод обуровне сформированности коммуникативных способностей (об умениях детей получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог совзрослыми и сверстниками.).Анализ данных показал, что из десяти детей, у одного ребенка былвыявлен высокий уровень (оценка-3) сформированности коммуникативныхспособностей, что составляет 10 % ; шесть детей имеют средний уровень(оценка-2) коммуникативных способностей, что составляет 60 % ; у трех детей был выявлен низкий уровень (оценка-1) коммуникативных способностей,что составляет 30%.В основном дети копировали вопросы других детей или дублировали пример вопроса предложенный мной. Не прослеживалась логическая после- довательность вопросов , задавали вопросы с паузами и робостью, среднее количество вопросов два - три. Самый задаваемый вопрос : «Как вы живете в нашем городке?», « Чем вы занимаетесь?». Ответы ребят были односложны- ми без пояснения. Например: «Хорошо!», «Играем, рисуем, танцуем».Проанализировав результаты данных в таблице, мы сделали вывод об уровне сформированности диалогической речи (умение слушать и слышать , понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия , умение договариваться, взаимный контроль, отношение к результату деятельности, взаимопомощь, умение детей получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками).Анализ данных показал, что из десяти дошкольников с ЗПР 3 степени, у одного ребенка был выявлен высокий уровень сформированности речевой коммуникации, что составляет 10 %; шесть детей имеют средний уровень сформированности речевой коммуникации, что составляет 60 % ; у трех детей был выявлен низкий уровень сформированности речевой коммуникации, что составляет 30% (Рис.4) .Анализируя полученные при проведении эксперимента результаты, ярко прослеживается , что у большинства детей данной группы (60%) преобладает средний уровень сформированности диалогической речи. В процессе обследования у детей отмечалось стремление к контактам с разными людьми, отстаивания своего мнения, однако потенциал их склонностей, инициативность были недостаточно устойчивы. Они не всегда различали эмоциональное состояние сверстников, у детей недостаточно четкие представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому и сверстнику, у них недостаточно четкие представления о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации, они не часто проявляли инициативу в общении, умение слушать и слышать не достаточно сформированно.У (30%) детей - низкий уровень. Дети отличались негативным отношением к общению, замкнутостью, повышенной обидчивостью. Дети, затруднялись в различении эмоционального состояния сверстников, они не имели четких представлений об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому и сверстнику, у них нет четких представлений о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации, дети испытывали трудности в установлении контактов с людьми и в выступлениях перед сверстниками, плохо ориентировались в незнакомой ситуации, не отстаивали свое мнение, редко проявляли инициативу в общении, умение слушать и слышать сформированно не полностью.У остальных детей (10%) - высокий уровень. Здесь, ребенок испытывал потребность в общении, быстро ориентировался в трудных ситуациях, был инициативен, принимал самостоятельные решения в трудных коммуникативных ситуациях, отстаивал свое мнение и добивался, чтобы оно было принято товарищами. Хорошо различал эмоциональное состояние сверстников и ориентировался на него в процессе общения, ребенок имел достаточно устойчивые представления об общепринятых нормах поведения в ситуации взаимодействия со сверстником, знал, как оказать помощь и поддержку. Умение слушать и слышать сформированно без изъянов.ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2Экспериментальное изучение детей включало выявление следующих показателей: -умение слушать и слышать, - понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия , - умение договариваться, - взаимный контроль, - отношение к результату деятельности, - взаимопомощь, - умение детей получать необходимую информацию в общении, - умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.На этапе констатирующего экспериментаторам удалось подобрать методики , которые направлены на изучение речевой коммуникации и выявление уровня сформированности данного компонента речевой системы у дошкольников с ЗПР и апробировать их на определенной выборке детей.Мы установили, что большинство детей (60%) имеют средний уровень сформированности диалогической речи. Для 30% испытуемых характерен низкий уровень сформированности диалогической речи и речевой коммуникации. И только один ребенок (10%) владеет высоким уровнем сформированности речевой коммуникации .Гипотеза исследования доказана.ЗАКЛЮЧЕНИЕДиалог представляет собой форму речи, при которой осуществляется обмен высказываниями между двумя, реже несколькими лицами. Дошкольный возраст по праву считается подготовительным этапом в освоении диалога. Имеющиеся в литературе исследования особенностей детского диалога, его соответствия принятым психолингвистическим характеристикам этого вида связной речи, служат весомым вкладом, основой создания современной методики развития детского диалога.Для диалогической речи дошкольников с ЗПР характерны быстрая исчерпываемость побуждений к высказываниям, что приводит к прекращению беседы;отсутствие у ребенка сведений, необходимых для ответа, бедный словарный запас, препятствующий формированию высказывания;непонимание собеседника - дошкольники не стараются вникнуть в то, что им говорят, поэтому их речевые реакции оказываются неадекватными и не способствуют продолжению общения.Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Полноценное развитие диалогической речи у детей с ЗПР возможно только при создании самых благоприятных условий для совместной деятельности ребенка и взрослого.Анализируя полученные при проведении эксперимента результаты, ярко прослеживается , что у большинства детей данной группы (60%) преобладает средний уровень сформированности диалогической речи. В процессе обследования у детей отмечалось стремление к контактам с разными людьми, отстаивания своего мнения, однако потенциал их склонностей, инициативность были недостаточно устойчивы. Они не всегда различали эмоциональное состояние сверстников, у детей недостаточно четкие представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому и сверстнику, у них недостаточно четкие представления о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации, они не часто проявляли инициативу в общении, умение слушать и слышать не достаточно сформированно.У (30%) детей - низкий уровень. Дети отличались негативным отношением к общению, замкнутостью, повышенной обидчивостью. Дети, затруднялись в различении эмоционального состояния сверстников, они не имели четких представлений об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому и сверстнику, у них нет четких представлений о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации, дети испытывали трудности в установлении контактов с людьми и в выступлениях перед сверстниками, плохо ориентировались в незнакомой ситуации, не отстаивали свое мнение, редко проявляли инициативу в общении, умение слушать и слышать сформированно не полностью.У остальных детей (10%) - высокий уровень. Здесь, ребенок испытывал потребность в общении, быстро ориентировался в трудных ситуациях, был инициативен, принимал самостоятельные решения в трудных коммуникативных ситуациях, отстаивал свое мнение и добивался, чтобы оно было принято товарищами. Хорошо различал эмоциональное состояние сверстников и ориентировался на него в процессе общения, ребенок имел достаточно устойчивые представления об общепринятых нормах поведения в ситуации взаимодействия со сверстником, знал, как оказать помощь и поддержку. Умение слушать и слышать сформированно без изъянов.Гипотеза исследования доказана.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1.  Арушанова А. Г. Развитие диалогического общения: метод. Пособие/А. Г. Арушанова. - М.: Мозайка-синтез,2008. -126с.2. Базжина Т.В. Диалог на начальном этапе языкового развития [Текст] / Т.В. Базжина // Детская речь: Лингвистический аспект: сб. науч. тр. / ред. С.Н. Цейтлин. – СПб.: Образование, 1992. – С. 57-66. 3. Важенина Н. Н. Актуальные задачи педагогики: материалы IV международной науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.)/Н. Н. Важенина.-Чита: Издательство Молодой ученый, 2013.-С.93-95.4. Вершина О.М. Особенности общения у детей с общим недоразвитие речи / О.М. Вершина. М.: Просвещение, 2003. -246 с.5. Волков А. А. Курс русской риторики/А. А. Волков.М.: Издательство Храма св. муч. Татианы, 2001.-480 с.6. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей нарушениями речи / Г.А. Волкова. СПб.: Детство-пресс, 2007. -144 с. 7. Выготский Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 2006.-420 с.8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. М.: Гном, 2001. -267 с.9. Гойхман О.Я. Речевая коммуникация / под ред. О.Я. Гойхман. М.: Инфа, 2006. -272 с.10. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ЗПР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов // Дефектология. 2008. №4. С8–10.11. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л. Н. Ефименкова. М.: Просвещение, 1991. – 224 с. 12. Жукова Н.С. Преодоление ЗПР у детей / Н.С. Жукова. М.: Союз, 2008.- 142 с.13. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург, 2006.- 316 с.14. Игры в логопедической работе с детьми // ред.-сост. В.И. Селеверстов. М.: Гном, 2007. -83 с.15. Левина Р.Е. Характеристика ЗПР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. М.: Просвещение, 2009. -159 с.16. Леонтьев А.А. Исследования детской речи / А.А. Леонтьев. М.: Просвещение, 2004.- 268 с.17. Лепская, Н.И. Доречевая стадия развития ребенка и ее роль в становлении аспектов, форм и средств коммуникации [Текст] / Н.И. Лепская // Детская речь: Лингвистический аспект: сб. науч. тр. / под ред. С.Н. Цейтлин [и др.]. – СПб.: Образование, 1992. – С. 39-49. 18. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. М.: ВЛАДОС, 2006. -144 с.19. Лисина М.И. Потребности и мотивы общения между дошкольниками / М.И. Лисина, Р.А. Смирнова. Минск, 1995. -115 с.20. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А.К. Маркова. М.: Педагогика, 2004.- 300 с.21. Маслыко Е.А., и др. Настольная книга преподавателя/Е. А. Маслыко.М.: Высшая школа, 1998.-552 с.22. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. М.: Гном, 2009. -168 с.23. Пиаже, Ж. Комментарии к критическим замечаниям Л.С. Выготского на книги «Речь и мышление ребенка» и «Суждение и рассуждение ребенка» [Текст] / Ж. Пиаже // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – СПб.: Союз, 1997. – 282 с. 24. Платон. Три начала человеческой души. Этические выводы из учения о душе [Текст]/Платон//Психология мотиваций и эмоций/под ред. Ю.Б. Гипенрейтер и М.В. Фаликман.-М.6ЧеРо, 2002.-236 с.25. Развитие общения у дошкольников / под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. М.: Просвещение, 2004. -269 с.26. Рубинштейн С.Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002.- 720 с.27. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / А.Г. Рузская. СПб.: Питер, 2008. 315 с.28. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.- М.: Просвещение, 1989.-223 с.: 29. Харламова И.Ф., Педагогика./И. Ф. Харламова. - М.: Просвещение. 1990.-415 с.30. Чулкова А. В. Формирование диалога у дошкольников: учеб. Пособие./ А. В. Чулкова - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 220с.31. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1990.- 359 с.32.  Ястребова, А.В. Учителю о детях с недостатками речи /А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т. П. Бессонова - М. 1996.-158с. Приложение 1Стимульный материал к методике «Выбери картинку»Блок 1.1. На какой картинке изображено, что все дети хотят заниматься? 2.На какой картинке изображено, что всем детям нравится играть вме-сте?3. На какой картинке изображено, что все дети хотят слушать сказку?Оценка:3 балла – ребенок правильно выбрал все 3 картинки.2 балла – ребенок правильно выбрал 2 картинки.1 балл – ребенок правильно выбрал 1 картинку.Блок 2.Цель: выявить уровень развития коммуникативных умений (пониманиеребенком состояния сверстника).Текст задания: Посмотри на картинку и подумай, что здесь происходит;вслух ничего не говори. Теперь посмотрите на выражение лиц детей (картин-ки справа).1.Как ты думаешь, каким мальчик кажется девочке? 2.Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? 3. Как ты думаешь, каким мальчик кажется девочке? 4. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? 5. Как ты думаешь, каким мальчик кажется девочке? 6. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Блок 3.Цель: выявить уровень развития коммуникативных умений (представ-ление о способах выражения своего отношения ко взрослому).Текст задания: Посмотри на картинку и подумай, что здесь происхо-дит?1. Отметь картинку, на которой мальчик ведет себя так, что бабушкаего поблагодарит.2. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что бабушка еепоблагодарит.3. Отметь картинку, на которой мальчик ведет себя так, что мама егопоблагодарит.4. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что мама ее по-благодарит.Блок 4.Цель: выявить уровень развития коммуникативных умений (представ-ление ребенка о способах выражения своего отношения к сверстнику).Текст задания: Посмотри, что происходит на верхней картинке. Теперьрассмотри нижние картинки.1. Отметь картинку, на которой мальчик ведет себя так, что девочка егопоблагодарит.2. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что малыш еепоблагодарит.3. Отметь картинку на которой мальчик ведет себя так, что это пЗПРавится девочке.4. Отметь картинку, на которой мальчики ведут себя так, что воспитатель их похвалит.Приложение 2Стимульный материал к методике «Руковички»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арушанова А. Г. Развитие диалогического общения: метод. Пособие/А. Г. Арушанова. - М.: Мозайка-синтез,2008. -126с.
2. Базжина Т.В. Диалог на начальном этапе языкового развития [Текст] / Т.В. Базжина // Детская речь: Лингвистический аспект: сб. науч. тр. / ред. С.Н. Цейтлин. – СПб.: Образование, 1992. – С. 57-66.
3. Важенина Н. Н. Актуальные задачи педагогики: материалы IV междуна-родной науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.)/Н. Н. Важенина.-Чита: Изда-тельство Молодой ученый, 2013.-С.93-95.
4. Вершина О.М. Особенности общения у детей с общим недоразвитие ре-чи / О.М. Вершина. М.: Просвещение, 2003. -246 с.
5. Волков А. А. Курс русской риторики/А. А. Волков.М.: Издательство Храма св. муч. Татианы, 2001.-480 с.
6. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей
нарушениями речи / Г.А. Волкова. СПб.: Детство-пресс, 2007. -144 с. 7. Выготский Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 2006.-420 с.
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. М.: Гном, 2001. -267 с.
9. Гойхман О.Я. Речевая коммуникация / под ред. О.Я. Гойхман. М.: Инфа, 2006. -272 с.
10. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связ-ной речи детей с ЗПР дошкольного возраста на занятиях по обучению рас-сказыванию / В.П. Глухов // Дефектология. 2008. №4. С8–10.
11. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л. Н. Ефименкова. М.: Просвещение, 1991. – 224 с.
12. Жукова Н.С. Преодоление ЗПР у детей / Н.С. Жукова. М.: Союз, 2008.- 142 с.
13. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург, 2006.- 316 с.
14. Игры в логопедической работе с детьми // ред.-сост. В.И. Селеверстов. М.: Гном, 2007. -83 с.
15. Левина Р.Е. Характеристика ЗПР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. М.: Просвещение, 2009. -159 с.
16. Леонтьев А.А. Исследования детской речи / А.А. Леонтьев. М.: Про-свещение, 2004.- 268 с.
17. Лепская, Н.И. Доречевая стадия развития ребенка и ее роль в становле-нии аспектов, форм и средств коммуникации [Текст] / Н.И. Лепская // Дет-ская речь: Лингвистический аспект: сб. науч. тр. / под ред. С.Н. Цейтлин [и др.]. – СПб.: Образование, 1992. – С. 39-49.
18. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. М.: ВЛА-ДОС, 2006. -144 с.
19. Лисина М.И. Потребности и мотивы общения между дошкольниками / М.И. Лисина, Р.А. Смирнова. Минск, 1995. -115 с.
20. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А.К. Маркова. М.: Педагогика, 2004.- 300 с.
21. Маслыко Е.А., и др. Настольная книга преподавателя/Е. А. Маслы-ко.М.: Высшая школа, 1998.-552 с.
22. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических заня-тиях / С.А. Миронова. М.: Гном, 2009. -168 с.
23. Пиаже, Ж. Комментарии к критическим замечаниям Л.С. Выготского на книги «Речь и мышление ребенка» и «Суждение и рассуждение ребен-ка» [Текст] / Ж. Пиаже // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – СПб.: Союз, 1997. – 282 с.
24. Платон. Три начала человеческой души. Этические выводы из учения о душе [Текст]/Платон//Психология мотиваций и эмоций/под ред. Ю.Б. Ги-пенрейтер и М.В. Фаликман.-М.6ЧеРо, 2002.-236 с.
25. Развитие общения у дошкольников / под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. М.: Просвещение, 2004. -269 с.
26. Рубинштейн С.Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у де-тей / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002.- 720 с.
27. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / А.Г. Рузская. СПб.: Питер, 2008. 315 с.
28. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.- М.: Просвещение, 1989.-223 с.:
29. Харламова И.Ф., Педагогика./И. Ф. Харламова. - М.: Просвещение. 1990.-415 с.
30. Чулкова А. В. Формирование диалога у дошкольников: учеб. Пособие./ А. В. Чулкова - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 220с.
31. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1990.- 359 с.
32. Ястребова, А.В. Учителю о детях с недостатками речи /А.В. Ястребо-ва, Л.Ф. Спирова, Т. П. Бессонова - М. 1996.-158с.

Вопрос-ответ:

Что такое диалогическая речь?

Диалогическая речь - это форма коммуникации, при которой два или более участника обмениваются информацией, задают вопросы и отвечают на них, выражают свои мысли и мнения.

Как развивается диалогическая речь у дошкольников?

Диалогическая речь у дошкольников развивается постепенно. Сначала дети могут просто повторять слова и фразы, затем они начинают задавать вопросы и отвечать на них, а также выражать свои мысли и мнения.

Какие особенности развития диалогической речи у детей с задержкой психического развития?

У детей с задержкой психического развития развитие диалогической речи может быть отставать от сверстников. Они могут испытывать трудности в понимании вопросов и выражении своих мыслей.

Как можно помочь детям с задержкой психического развития в развитии диалогической речи?

Для помощи детям с задержкой психического развития в развитии диалогической речи можно использовать различные методы и техники. Например, игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков, а также индивидуальные занятия с речевым терапевтом.

Почему важно изучать развитие диалогической речи у дошкольников с задержкой психического развития?

Изучение развития диалогической речи у дошкольников с задержкой психического развития позволяет понять особенности и трудности, с которыми эти дети сталкиваются в общении и обучении. Это помогает разработать эффективные методики и техники работы с такими детьми, чтобы помочь им развить свои коммуникативные навыки.

Что такое диалогическая речь?

Диалогическая речь - это форма общения, при которой два или более человека взаимодействуют друг с другом с помощью речи. В таком виде речи особое значение имеют слушание и ответ на высказывание собеседника.

Какие особенности и закономерности есть в развитии диалогической речи у дошкольников?

Развитие диалогической речи у дошкольников происходит по определенным закономерностям и имеет свои особенности. В процессе онтогенеза дети учатся вступать в диалог, слушать собеседника, задавать вопросы, выражать свои мысли и точку зрения.

Какие особенности есть в развитии диалогической речи у детей с задержкой психического развития?

У детей с задержкой психического развития развитие диалогической речи может происходить с определенными особенностями. Они могут испытывать трудности в понимании и использовании правил диалогической коммуникации, а также в осознании ролей собеседников.

Какие трактовки понятия диалогическая речь можно встретить в специальной литературе?

В специальной литературе понятие диалогической речи трактуется разными авторами. Некоторые подчеркивают важность взаимодействия и обмена речевыми высказываниями, другие - акцентируют внимание на включении слушания и ответа в коммуникативный процесс.

Какие теоретические основы используются для изучения развития диалогической речи у дошкольников с задержкой психического развития?

Для изучения развития диалогической речи у дошкольников с задержкой психического развития используются различные теории и подходы. Одним из них является психологическая теория развития, которая основывается на исследовании конкретных этапов развития речи у детей с задержкой психического развития.

Что такое диалогическая речь?

Диалогическая речь - это форма коммуникативной речи, основанная на диалоге, то есть на взаимодействии двух или более говорящих.

Как развивается диалогическая речь у дошкольников?

Диалогическая речь у дошкольников развивается по определенным закономерностям. В онтогенезе она проходит через несколько стадий, от простого монолога до сложных диалогов, в которых дети обмениваются мнениями и идеями.