Создание интерактивных дидактических материалов по теме «Алгоритмы и исполнители»
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 28 + 28 источников
- Добавлена 04.03.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ «ИНТЕРАКТИВНЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ» 4
2. НАЗНАЧЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ 8
3. ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ 11
4. ОБЗОР НЕКОТОРЫХ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СРЕДСТВ СОЗДАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ 14
5. РАЗРАБОТКА ИНТЕРАКТИВНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ТЕМЕ «АЛГОРИТМЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ» 17
6. ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ТЕМЕ «АЛГОРИТМЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ» 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Для современного педагога мало обладать только профессиональными знаниями, на сегодняшний день важным становится поиск активных методов обучения. На сегодняшний день широко используются лэпбуки и интерактивные тетради. Остановимся на них более подробно.Лэпбук (lapbook) (в переводе с английского значит «книга на коленях» (lap – колени, book – книга)) является относительно новой технологией обучения, из США и пока не получила широкого распространения.По сутилэпбук является самодельным интерактивным портфолио с конвертами, «открывашками», карманами, приложениями, подвижными конструкциями и элементами, в котором размещены материалы по определенной теме. Кроме того, это интересный вариант для представления исследовательской работы, в процессе подготовки которой учащийся детально изучит материал и систематизирует его. В дальнейшем рассматривание портфолио позволит быстро повторить пройденные темы.Иными словами можно указать, что лэпбук является обобщенным вариантом книги, который направлен на развитие творческого мышления у учащихся, навыков и умений к поиску решения предложенных задач [19].Особенностью интерактивной тетради заключается в том, что учащиеся самостоятельно подбирают информацию, анализируют ее, соединяют отдельные части в одно общее, творчески подходят к оформлению своего проекта. Работая над каждой частью лэпбука, учащийся сосредотачивается на конкретном понятии, предмете или свойстве более широкой темы. Выполняя задание индивидуально, ребенок самостоятельно исследует проблему, систематизирует информацию и оформляет свой проект, при этом полагается только на себя. Работа с лэпбуками позволяет застенчивым и неуверенным в себе ребятам раскрыть свой потенциал перед педагогом и сверстниками.Другим не менее интересным и эффективным интерактивным дидактическим материалом является интерактивная тетрадь, являющаяся современной формой ведения тетради обучающегося, позволяющая активно участвовать, анализировать взаимодействовать с новой информацией на занятиях, содержащая различные интерактивные шаблоны и элементы, направленные на изучение и закрепление тем.Особенностью интерактивной тетради является то, что внутри информация не объединена одной темой и не имеет сюжета. В нее удобно включать все правила и конструкции, изучаемые на уроках, она помогает сделать уроки более динамичными, создать условия для практического использования теоретической информации, собрать изученные темы и конструкции в одном месте, многократно повторять их. Задачами интерактивных тетрадей являются:наглядное представление учебного материала;подробное осмысление и усвоение изучаемой темы;краткость и сжатость информации;упорядочивание трудной для восприятия информации;частое повторение и закрепление материала по изученной теме;интеллектуальное и творческое развитие.Интерактивная тетрадь представляет собой электронный блокнот/тетрадь с различными кармашками, вкладками, карточками и т.д. Она позволяет ознакомиться, исследовать, повторить учебный материал в увлекательной форме, учащиеся постоянно рассматривают их в свободное время. Данное дидактическое пособие представляет возможность визуализировать изученный материал, а также применять знания и умения, полученные на занятиях по определенной теме. [1].Интерактивные дидактические материалы отвечают требованиям, предъявляемым современной системой образования. Учащиеся не просто изучают ту или иную тему, но и обучают подробно рассматривать проблему, ставить цели и достигать их, нестандартно организовывать подобранную информацию. Они информативны, полифункциональны, вариативны и т.д., являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность ребенка.ЗАКЛЮЧЕНИЕУчитывая уровень развития информационных технологий, уместно говорить об интерактивных дидактических материалах, как о важных инструментах современного учебного процесса. Для наиболее точного изучения сформулируем цель исследования – изучить особенности создания интерактивных дидактических материалов по теме «Алгоритмы и исполнители». Создавая интерактивные динамические пособия необходимо ориентироваться на некоторую оптимальную скорость подачи разнотипной информации, которая бы не превышала способности человека по ее восприятию, но в то же время была достаточной для того, чтобы поддерживать активность обучающегося на высоком уровне.Проанализированы понятия дидактический материал и интерактивный дидактический материал, выявлено, что интерактивные дидактические материалы помогают педагогам реализовать индивидуализацию учебного процесса по содержанию и времени изучения, а также активизации образовательной деятельности обучающихся.Интерактивные дидактические материалы можно разделить материалы изобразительной наглядности, материалы условно-графической наглядности и материалы мультимедийной наглядности.Выявлены требования к созданию интерактивных дидактических материалов, наиболее важными из них считаются сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текстовых фрагментов; использование слов, сокращений и мультимедиаобъектов, знакомых и понятных обучающемуся.При создании интерактивных дидактических материалов используются такие инструментальные средства как текстовые, табличные и графические редакторы.Приведены этапы разработки интерактивных дидактических материалов, рекомендации по работе с ними, а также варианты применения интерактивных дидактических материалов.Рассмотрены варианты применения интерактивных дидактических материалов на примере лэпбука и интерактивной тетради. Лепбукявляется обобщенным вариантом книги и видится увлекательным вариантом исследовательской работы, благодаря которому учащийся имеет возможность плотно изучить материал, систематизировать его, а при необходимости повторить пройденный учебный материал.Интерактивная тетрадь в свою очередь является электронным блокнотом/тетрадью и позволяет ознакомиться, исследовать, повторить учебный материал в увлекательной форме.Таким образом, можно считать, что задачи работы выполнены и цель достигнута.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБарсукова К.Р. Интерактивные дидактические пособия как средство повышения качества образования младших школьников Журнал «Технологии образования» [Электронный ресурс] - https://t-obr.ru/component/djclassifiedsБеспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров [Текст] / В.П. Беспалько. - М. : Бином, 2005. - 349 с. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П.Беспалько . - М., 2002. - 215 с. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Текст] / А.С.Воронин. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, - 2006. - 135 с. Галишникова, Е. М. Использование интерактивной доски в процессе обучения : учитель [Текст] / Е. М. Галишникова. - М., 2007. - 241 с. ГатовскаяД.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.Горячев, А.В. О понятии Информационная грамотность: Информатика и образование [Текст] / А.В. Горячев. - М., 2001. - 369 с. 90 Иванов, В.Л. Электронный учебник: системы контроля знаний. Информатика и образование [Текст] / В.Л. Иванов. - М., 2022. - 375 с.Извозчиков, В.В. Интернет как компонент информационной картины мира и глобального информационно-образовательного пространства : Наука и школа [Текст] / В.В.Извозчиков, Е.А.Тумалева. - М., 2020. - 324 с.Калашникова Н.И., Трухачева Л.В. Методические рекомендации «Практическое применение технологии лэпбук в педагогической деятельности» / Сост. Н.И. Калашникова, Л.В. Трухачева – Строитель, 2018 г. – 24 с.Калягин, И.Н. Новые информационные технологии и учебная техника [Текст] / И.Н. Калягин. М.: Высшее образование в России, - 2013. - 289 с. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения [Текст] : учеб.-метод. пособие / С.С.Кашлев. -2-е изд. - Минск: ТетраСистемс, - 2013. - 224 с. 18.Клейман, Г.М. Школа будущего: компьютеры в процессе обучения [Текст]: Пер. с англ. / Г.М. Клейман. - М. : Радио и связь, - 2014. - 347 с. Корпорация «Российский учебник» [Электронный ресурс]:https://rosuchebnik.ru/material/tsifrovie-didakticheskie-materiali/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ruКоул, М. Д. Новые информационные технологии, основные навыки и изнанка образования: что следует делать? / Социально-исторический подход в психологии обучения [Текст] / под ред. М. Коула. - М.: Педагогика, - 2014. - 179 с. 91 Молоков, Ю. Г. Актуальные вопросы информатизации образования [Текст]: Сборник научных трудов / Ю. Г. Молоков. - Новосибирск, 2022. - 376 с. Мясоед, Т. А. Интерактивные технологии обучения [Текст]: Спец. семинар для учителей / Т. А. Мясоед. - М., 2014. - 346 с. Новая школа: Пространство возможностей [Текст]: материалы Центрально азиатской научно – практической конференции. - Бишкек, 2016. - 320 с. Попова, Н. Е. Условия использования мультимедийных средств обучения в образовательном процессе [Текст]: коллективная монография / Профессиональное образование: модернизационные аспекты. Т.4. – Ростов на Дону: Научное сотрудничество, 2014. – С. 204-229. Попова, Н.Е., Рожкова, О.В. Подходы к использованию интерактивных технологий в дошкольных образовательных организациях [Текст]: / Н.Е.Попова, О.В.Рожкова // Fundamentalisscientiam, Madrid, Spain – 2018. - 16. С.35-40. Принципы обучения. Методы и средства обучения [Электронный ресурс] : http://kpip.kbsu.ru Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение [Текст]: учебное пособие для студ. учреждений высш. Проф. образования / А.П.Панфилова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский 92 центр «Академия», 2021. - 192 с. Пидкасистый, П. И. Искусство преподавания [Текст] / П.И.Пидкасистый, М.Л.Портнов.- М.: Изд-во «Рос. пед. агентство», 2003. - 184 с. 32. Роберт, И.В. Информационные технологии в науке и образовании [Текст] / И.В. Роберт. - М. : Школа-Пресс, 2022. - 429 с. Словарь иностранных слов [Текст] / под ред. Н.Г. Комлева. -М.: Новая школа, 2006. - 379 с. 40. Сообщество профессионалов «Инфоурок» [Электронный ресурс]: https://infourok.ru/principy-obucheniya-4767366.htmlФедеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru. Цукерман, Г. А. Инновации в мировой педагогике [Текст] / Г.А.Цукерман.- Рига: Эксперимент, - 2015. - 180 с.
1. Барсукова К.Р. Интерактивные дидактические пособия как средство повышения качества образования младших школьников Журнал «Технологии образования» [Электронный ресурс] - https://t-obr.ru/component/djclassifieds
2. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров [Текст] / В.П. Беспалько. - М. : Бином, 2005. - 349 с.
3. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П.Беспалько . - М., 2002. - 215 с.
4. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Текст] / А.С.Воронин. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, - 2006. - 135 с.
5. Галишникова, Е. М. Использование интерактивной доски в процессе обучения : учитель [Текст] / Е. М. Галишникова. - М., 2007. - 241 с.
6. ГатовскаяД.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
7. Горячев, А.В. О понятии Информационная грамотность: Информатика и образование [Текст] / А.В. Горячев. - М., 2001. - 369 с. 90
8. Иванов, В.Л. Электронный учебник: системы контроля знаний. Информатика и образование [Текст] / В.Л. Иванов. - М., 2022. - 375 с.
9. Извозчиков, В.В. Интернет как компонент информационной картины мира и глобального информационно-образовательного пространства : Наука и школа [Текст] / В.В.Извозчиков, Е.А.Тумалева. - М., 2020. - 324 с.
10. Калашникова Н.И., Трухачева Л.В. Методические рекомендации «Практическое применение технологии лэпбук в педагогической деятельности» / Сост. Н.И. Калашникова, Л.В. Трухачева – Строитель, 2018 г. – 24 с.
11. Калягин, И.Н. Новые информационные технологии и учебная техника [Текст] / И.Н. Калягин. М.: Высшее образование в России, - 2013. - 289 с.
12. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения [Текст] : учеб.-метод. пособие / С.С.Кашлев. -2-е изд. - Минск: ТетраСистемс, - 2013. - 224 с. 18.
13. Клейман, Г.М. Школа будущего: компьютеры в процессе обучения [Текст]: Пер. с англ. / Г.М. Клейман. - М. : Радио и связь, - 2014. - 347 с.
14. Корпорация «Российский учебник» [Электронный ресурс]:https://rosuchebnik.ru/material/tsifrovie-didakticheskie-materiali/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru
15. Коул, М. Д. Новые информационные технологии, основные навыки и изнанка образования: что следует делать? / Социально-исторический подход в психологии обучения [Текст] / под ред. М. Коула. - М.: Педагогика, - 2014. - 179 с. 91
16. Молоков, Ю. Г. Актуальные вопросы информатизации образования [Текст]: Сборник научных трудов / Ю. Г. Молоков. - Новосибирск, 2022. - 376 с.
17. Мясоед, Т. А. Интерактивные технологии обучения [Текст]: Спец. семинар для учителей / Т. А. Мясоед. - М., 2014. - 346 с.
18. Новая школа: Пространство возможностей [Текст]: материалы Центрально азиатской научно – практической конференции. - Бишкек, 2016. - 320 с.
19. Попова, Н. Е. Условия использования мультимедийных средств обучения в образовательном процессе [Текст]: коллективная монография / Профессиональное образование: модернизационные аспекты. Т.4. – Ростов на Дону: Научное сотрудничество, 2014. – С. 204-229.
20. Попова, Н.Е., Рожкова, О.В. Подходы к использованию интерактивных технологий в дошкольных образовательных организациях [Текст]: / Н.Е.Попова, О.В.Рожкова // Fundamentalisscientiam, Madrid, Spain – 2018. - 16. С.35-40.
21. Принципы обучения. Методы и средства обучения [Электронный ресурс] : http://kpip.kbsu.ru
22. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение [Текст]: учебное пособие для студ. учреждений высш. Проф. образования / А.П.Панфилова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский 92 центр «Академия», 2021. - 192 с.
23. Пидкасистый, П. И. Искусство преподавания [Текст] / П.И.Пидкасистый, М.Л.Портнов.- М.: Изд-во «Рос. пед. агентство», 2003. - 184 с. 32.
24. Роберт, И.В. Информационные технологии в науке и образовании [Текст] / И.В. Роберт. - М. : Школа-Пресс, 2022. - 429 с.
25. Словарь иностранных слов [Текст] / под ред. Н.Г. Комлева. -М.: Новая школа, 2006. - 379 с. 40.
26. Сообщество профессионалов «Инфоурок» [Электронный ресурс]: https://infourok.ru/principy-obucheniya-4767366.html
27. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru.
28. Цукерман, Г. А. Инновации в мировой педагогике [Текст] / Г.А.Цукерман.- Рига: Эксперимент, - 2015. - 180 с.
Вопрос-ответ:
Какая цель создания интерактивных дидактических материалов по теме "Алгоритмы и исполнители"?
Цель создания интерактивных дидактических материалов по теме "Алгоритмы и исполнители" - облегчение процесса обучения и понимания алгоритмического мышления учащихся.
Какие требования должны быть учтены при создании интерактивных дидактических материалов?
При создании интерактивных дидактических материалов необходимо учесть требования к наглядности, доступности, адаптивности и интерактивности материалов.
Какие инструментальные средства можно использовать для создания интерактивных дидактических материалов?
Для создания интерактивных дидактических материалов можно использовать различные инструментальные средства, такие как специальные программные платформы, онлайн-сервисы, графические редакторы и т.д.
Каковы основные этапы разработки интерактивных дидактических материалов по теме "Алгоритмы и исполнители"?
Основными этапами разработки интерактивных дидактических материалов по теме "Алгоритмы и исполнители" являются планирование, создание образцовых заданий, прототипирование, тестирование и внесение корректировок.
Какие преимущества имеет применение интерактивных дидактических материалов в работе учителя?
Применение интерактивных дидактических материалов позволяет создать более интересные и понятные учебные ситуации, активизировать учащихся, улучшить их понимание материала, развивать логическое мышление и творческие способности.
Какие требования предъявляются к созданию интерактивных дидактических материалов по теме "Алгоритмы и исполнители"?
При создании интерактивных дидактических материалов по теме "Алгоритмы и исполнители" необходимо учитывать следующие требования: 1) материал должен быть интересным и понятным для учащихся; 2) должна быть возможность взаимодействия учащихся с материалом; 3) материал должен содержать задания и упражнения для закрепления полученных знаний; 4) материал должен быть доступен в разных форматах (например, в виде презентации, видео или интерактивной игры).
В чем заключается назначение интерактивных дидактических материалов в работе учителя?
Интерактивные дидактические материалы в работе учителя выполняют следующие функции: 1) активизация учащихся и повышение их мотивации к обучению; 2) облегчение усвоения учебного материала путем предоставления разных форматов для его изучения; 3) создание возможности индивидуального и коллективного взаимодействия учащихся с материалом; 4) оценка уровня знаний и навыков учащихся через выполнение заданий и упражнений в интерактивной форме.
Какие инструментальные средства существуют для создания интерактивных дидактических материалов?
Для создания интерактивных дидактических материалов существует ряд инструментальных средств, таких как: 1) специальные программы для создания презентаций (например, PowerPoint или Prezi); 2) софт для записи экрана с комментариями (например, Camtasia или Screencast-O-Matic); 3) онлайн-платформы для создания интерактивных уроков (например, Nearpod или Kahoot); 4) программы для создания интерактивных игр и заданий (например, Scratch или Genially).
Как осуществляется разработка интерактивных дидактических материалов по теме "Алгоритмы и исполнители"?
Разработка интерактивных дидактических материалов по теме "Алгоритмы и исполнители" происходит следующим образом: 1) определение целей и задач, которые должны быть достигнуты в результате изучения темы; 2) выбор или создание соответствующих инструментальных средств для реализации задач; 3) разработка содержательной части материалов, включая теоретический материал, задания и упражнения; 4) проведение тестирования и корректировка материалов на основе полученной обратной связи.
Что такое интерактивные дидактические материалы?
Интерактивные дидактические материалы - это учебные материалы, которые содержат в себе элементы взаимодействия для учеников. Они обеспечивают активное участие учеников в образовательном процессе и способствуют более эффективному усвоению учебного материала.
Зачем использовать интерактивные дидактические материалы в работе учителя?
Интерактивные дидактические материалы помогают сделать уроки более интересными и привлекательными для учеников. Они позволяют активно взаимодействовать с материалом, проверять свои знания и навыки, а также самостоятельно исследовать новые темы. Использование таких материалов способствует повышению мотивации учеников, развитию критического мышления и улучшению усвоения учебного материала.
Какие требования нужно учитывать при создании интерактивных дидактических материалов?
При создании интерактивных дидактических материалов необходимо учитывать их понятность, доступность и адаптированность для целевой аудитории. Материалы должны быть удобными в использовании, иметь понятную структуру и наглядные иллюстрации. Также важно обеспечить возможность проверки знаний и навыков учеников через различные задания и тесты. Графический дизайн и визуальное оформление также играют важную роль в создании эффективных интерактивных материалов.