Создание интерактивных дидактических материалов по теме «Алгоритмы и исполнители»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 35 35 страниц
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 04.03.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ «ИНТЕРАКТИВНЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ» 4
2. НАЗНАЧЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ 8
3. ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ 11
4. ОБЗОР НЕКОТОРЫХ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СРЕДСТВ СОЗДАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ 14
5. РАЗРАБОТКА ИНТЕРАКТИВНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ТЕМЕ «АЛГОРИТМЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ» 17
6. ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ТЕМЕ «АЛГОРИТМЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ» 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Фрагмент для ознакомления

Для современного педагога мало обладать только профессиональными знаниями, на сегодняшний день важным становится поиск активных методов обучения. На сегодняшний день широко используются лэпбуки и интерактивные тетради. Остановимся на них более подробно.Лэпбук (lapbook) (в переводе с английского значит «книга на коленях» (lap – колени, book – книга)) является относительно новой технологией обучения, из США и пока не получила широкого распространения.По сутилэпбук является самодельным интерактивным портфолио с конвертами, «открывашками», карманами, приложениями, подвижными конструкциями и элементами, в котором размещены материалы по определенной теме. Кроме того, это интересный вариант для представления исследовательской работы, в процессе подготовки которой учащийся детально изучит материал и систематизирует его. В дальнейшем рассматривание портфолио позволит быстро повторить пройденные темы.Иными словами можно указать, что лэпбук является обобщенным вариантом книги, который направлен на развитие творческого мышления у учащихся, навыков и умений к поиску решения предложенных задач [19].Особенностью интерактивной тетради заключается в том, что учащиеся самостоятельно подбирают информацию, анализируют ее, соединяют отдельные части в одно общее, творчески подходят к оформлению своего проекта. Работая над каждой частью лэпбука, учащийся сосредотачивается на конкретном понятии, предмете или свойстве более широкой темы. Выполняя задание индивидуально, ребенок самостоятельно исследует проблему, систематизирует информацию и оформляет свой проект, при этом полагается только на себя. Работа с лэпбуками позволяет застенчивым и неуверенным в себе ребятам раскрыть свой потенциал перед педагогом и сверстниками.Другим не менее интересным и эффективным интерактивным дидактическим материалом является интерактивная тетрадь, являющаяся современной формой ведения тетради обучающегося, позволяющая активно участвовать, анализировать взаимодействовать с новой информацией на занятиях, содержащая различные интерактивные шаблоны и элементы, направленные на изучение и закрепление тем.Особенностью интерактивной тетради является то, что внутри информация не объединена одной темой и не имеет сюжета. В нее удобно включать все правила и конструкции, изучаемые на уроках, она помогает сделать уроки более динамичными, создать условия для практического использования теоретической информации, собрать изученные темы и конструкции в одном месте, многократно повторять их.  Задачами интерактивных тетрадей являются:наглядное представление учебного материала;подробное осмысление и усвоение изучаемой темы;краткость и сжатость информации;упорядочивание трудной для восприятия информации;частое повторение и закрепление материала по изученной теме;интеллектуальное и творческое развитие.Интерактивная тетрадь представляет собой электронный блокнот/тетрадь с различными кармашками, вкладками, карточками и т.д. Она позволяет ознакомиться, исследовать, повторить учебный материал в увлекательной форме, учащиеся постоянно рассматривают их в свободное время. Данное дидактическое пособие представляет возможность визуализировать изученный материал, а также применять знания и умения, полученные на занятиях по определенной теме. [1].Интерактивные дидактические материалы отвечают требованиям, предъявляемым современной системой образования. Учащиеся не просто изучают ту или иную тему, но и обучают подробно рассматривать проблему, ставить цели и достигать их, нестандартно организовывать подобранную информацию.  Они информативны, полифункциональны, вариативны и т.д., являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность ребенка.ЗАКЛЮЧЕНИЕУчитывая уровень развития информационных технологий, уместно говорить об интерактивных дидактических материалах, как о важных инструментах современного учебного процесса. Для наиболее точного изучения сформулируем цель исследования – изучить особенности создания интерактивных дидактических материалов по теме «Алгоритмы и исполнители». Создавая интерактивные динамические пособия необходимо ориентироваться на некоторую оптимальную скорость подачи разнотипной информации, которая бы не превышала способности человека по ее восприятию, но в то же время была достаточной для того, чтобы поддерживать активность обучающегося на высоком уровне.Проанализированы понятия дидактический материал и интерактивный дидактический материал, выявлено, что интерактивные дидактические материалы помогают педагогам реализовать индивидуализацию учебного процесса по содержанию и времени изучения, а также активизации образовательной деятельности обучающихся.Интерактивные дидактические материалы можно разделить материалы изобразительной наглядности, материалы условно-графической наглядности и материалы мультимедийной наглядности.Выявлены требования к созданию интерактивных дидактических материалов, наиболее важными из них считаются сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текстовых фрагментов; использование слов, сокращений и мультимедиаобъектов, знакомых и понятных обучающемуся.При создании интерактивных дидактических материалов используются такие инструментальные средства как текстовые, табличные и графические редакторы.Приведены этапы разработки интерактивных дидактических материалов, рекомендации по работе с ними, а также варианты применения интерактивных дидактических материалов.Рассмотрены варианты применения интерактивных дидактических материалов на примере лэпбука и интерактивной тетради. Лепбукявляется обобщенным вариантом книги и видится увлекательным вариантом исследовательской работы, благодаря которому учащийся имеет возможность плотно изучить материал, систематизировать его, а при необходимости повторить пройденный учебный материал.Интерактивная тетрадь в свою очередь является электронным блокнотом/тетрадью и позволяет ознакомиться, исследовать, повторить учебный материал в увлекательной форме.Таким образом, можно считать, что задачи работы выполнены и цель достигнута.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБарсукова К.Р. Интерактивные дидактические пособия как средство повышения качества образования младших школьников Журнал «Технологии образования» [Электронный ресурс] - https://t-obr.ru/component/djclassifiedsБеспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров [Текст] / В.П. Беспалько. - М. : Бином, 2005. - 349 с. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П.Беспалько . - М., 2002. - 215 с. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Текст] / А.С.Воронин. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, - 2006. - 135 с. Галишникова, Е. М. Использование интерактивной доски в процессе обучения : учитель [Текст] / Е. М. Галишникова. - М., 2007. - 241 с. ГатовскаяД.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).  — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.Горячев, А.В. О понятии Информационная грамотность: Информатика и образование [Текст] / А.В. Горячев. - М., 2001. - 369 с. 90 Иванов, В.Л. Электронный учебник: системы контроля знаний. Информатика и образование [Текст] / В.Л. Иванов. - М., 2022. - 375 с.Извозчиков, В.В. Интернет как компонент информационной картины мира и глобального информационно-образовательного пространства : Наука и школа [Текст] / В.В.Извозчиков, Е.А.Тумалева. - М., 2020. - 324 с.Калашникова Н.И., Трухачева Л.В. Методические рекомендации «Практическое применение технологии лэпбук в педагогической деятельности» / Сост. Н.И. Калашникова, Л.В. Трухачева – Строитель, 2018 г. – 24 с.Калягин, И.Н. Новые информационные технологии и учебная техника [Текст] / И.Н. Калягин. М.: Высшее образование в России, - 2013. - 289 с. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения [Текст] : учеб.-метод. пособие / С.С.Кашлев. -2-е изд. - Минск: ТетраСистемс, - 2013. - 224 с. 18.Клейман, Г.М. Школа будущего: компьютеры в процессе обучения [Текст]: Пер. с англ. / Г.М. Клейман. - М. : Радио и связь, - 2014. - 347 с. Корпорация «Российский учебник» [Электронный ресурс]:https://rosuchebnik.ru/material/tsifrovie-didakticheskie-materiali/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ruКоул, М. Д. Новые информационные технологии, основные навыки и изнанка образования: что следует делать? / Социально-исторический подход в психологии обучения [Текст] / под ред. М. Коула. - М.: Педагогика, - 2014. - 179 с. 91 Молоков, Ю. Г. Актуальные вопросы информатизации образования [Текст]: Сборник научных трудов / Ю. Г. Молоков. - Новосибирск, 2022. - 376 с. Мясоед, Т. А. Интерактивные технологии обучения [Текст]: Спец. семинар для учителей / Т. А. Мясоед. - М., 2014. - 346 с. Новая школа: Пространство возможностей [Текст]: материалы Центрально азиатской научно – практической конференции. - Бишкек, 2016. - 320 с. Попова, Н. Е. Условия использования мультимедийных средств обучения в образовательном процессе [Текст]: коллективная монография / Профессиональное образование: модернизационные аспекты. Т.4. – Ростов на Дону: Научное сотрудничество, 2014. – С. 204-229. Попова, Н.Е., Рожкова, О.В. Подходы к использованию интерактивных технологий в дошкольных образовательных организациях [Текст]: / Н.Е.Попова, О.В.Рожкова // Fundamentalisscientiam, Madrid, Spain – 2018. - 16. С.35-40. Принципы обучения. Методы и средства обучения [Электронный ресурс] : http://kpip.kbsu.ru Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение [Текст]: учебное пособие для студ. учреждений высш. Проф. образования / А.П.Панфилова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский 92 центр «Академия», 2021. - 192 с. Пидкасистый, П. И. Искусство преподавания [Текст] / П.И.Пидкасистый, М.Л.Портнов.- М.: Изд-во «Рос. пед. агентство», 2003. - 184 с. 32. Роберт, И.В. Информационные технологии в науке и образовании [Текст] / И.В. Роберт. - М. : Школа-Пресс, 2022. - 429 с. Словарь иностранных слов [Текст] / под ред. Н.Г. Комлева. -М.: Новая школа, 2006. - 379 с. 40. Сообщество профессионалов «Инфоурок» [Электронный ресурс]: https://infourok.ru/principy-obucheniya-4767366.htmlФедеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru. Цукерман, Г. А. Инновации в мировой педагогике [Текст] / Г.А.Цукерман.- Рига: Эксперимент, - 2015. - 180 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барсукова К.Р. Интерактивные дидактические пособия как средство повышения качества образования младших школьников Журнал «Технологии образования» [Электронный ресурс] - https://t-obr.ru/component/djclassifieds
2. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров [Текст] / В.П. Беспалько. - М. : Бином, 2005. - 349 с.
3. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П.Беспалько . - М., 2002. - 215 с.
4. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Текст] / А.С.Воронин. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, - 2006. - 135 с.
5. Галишникова, Е. М. Использование интерактивной доски в процессе обучения : учитель [Текст] / Е. М. Галишникова. - М., 2007. - 241 с.
6. ГатовскаяД.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
7. Горячев, А.В. О понятии Информационная грамотность: Информатика и образование [Текст] / А.В. Горячев. - М., 2001. - 369 с. 90
8. Иванов, В.Л. Электронный учебник: системы контроля знаний. Информатика и образование [Текст] / В.Л. Иванов. - М., 2022. - 375 с.
9. Извозчиков, В.В. Интернет как компонент информационной картины мира и глобального информационно-образовательного пространства : Наука и школа [Текст] / В.В.Извозчиков, Е.А.Тумалева. - М., 2020. - 324 с.
10. Калашникова Н.И., Трухачева Л.В. Методические рекомендации «Практическое применение технологии лэпбук в педагогической деятельности» / Сост. Н.И. Калашникова, Л.В. Трухачева – Строитель, 2018 г. – 24 с.
11. Калягин, И.Н. Новые информационные технологии и учебная техника [Текст] / И.Н. Калягин. М.: Высшее образование в России, - 2013. - 289 с.
12. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения [Текст] : учеб.-метод. пособие / С.С.Кашлев. -2-е изд. - Минск: ТетраСистемс, - 2013. - 224 с. 18.
13. Клейман, Г.М. Школа будущего: компьютеры в процессе обучения [Текст]: Пер. с англ. / Г.М. Клейман. - М. : Радио и связь, - 2014. - 347 с.
14. Корпорация «Российский учебник» [Электронный ресурс]:https://rosuchebnik.ru/material/tsifrovie-didakticheskie-materiali/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru
15. Коул, М. Д. Новые информационные технологии, основные навыки и изнанка образования: что следует делать? / Социально-исторический подход в психологии обучения [Текст] / под ред. М. Коула. - М.: Педагогика, - 2014. - 179 с. 91
16. Молоков, Ю. Г. Актуальные вопросы информатизации образования [Текст]: Сборник научных трудов / Ю. Г. Молоков. - Новосибирск, 2022. - 376 с.
17. Мясоед, Т. А. Интерактивные технологии обучения [Текст]: Спец. семинар для учителей / Т. А. Мясоед. - М., 2014. - 346 с.
18. Новая школа: Пространство возможностей [Текст]: материалы Центрально азиатской научно – практической конференции. - Бишкек, 2016. - 320 с.
19. Попова, Н. Е. Условия использования мультимедийных средств обучения в образовательном процессе [Текст]: коллективная монография / Профессиональное образование: модернизационные аспекты. Т.4. – Ростов на Дону: Научное сотрудничество, 2014. – С. 204-229.
20. Попова, Н.Е., Рожкова, О.В. Подходы к использованию интерактивных технологий в дошкольных образовательных организациях [Текст]: / Н.Е.Попова, О.В.Рожкова // Fundamentalisscientiam, Madrid, Spain – 2018. - 16. С.35-40.
21. Принципы обучения. Методы и средства обучения [Электронный ресурс] : http://kpip.kbsu.ru
22. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение [Текст]: учебное пособие для студ. учреждений высш. Проф. образования / А.П.Панфилова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский 92 центр «Академия», 2021. - 192 с.
23. Пидкасистый, П. И. Искусство преподавания [Текст] / П.И.Пидкасистый, М.Л.Портнов.- М.: Изд-во «Рос. пед. агентство», 2003. - 184 с. 32.
24. Роберт, И.В. Информационные технологии в науке и образовании [Текст] / И.В. Роберт. - М. : Школа-Пресс, 2022. - 429 с.
25. Словарь иностранных слов [Текст] / под ред. Н.Г. Комлева. -М.: Новая школа, 2006. - 379 с. 40.
26. Сообщество профессионалов «Инфоурок» [Электронный ресурс]: https://infourok.ru/principy-obucheniya-4767366.html
27. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru.
28. Цукерман, Г. А. Инновации в мировой педагогике [Текст] / Г.А.Цукерман.- Рига: Эксперимент, - 2015. - 180 с.

Вопрос-ответ:

Какая цель создания интерактивных дидактических материалов по теме "Алгоритмы и исполнители"?

Цель создания интерактивных дидактических материалов по теме "Алгоритмы и исполнители" - облегчение процесса обучения и понимания алгоритмического мышления учащихся.

Какие требования должны быть учтены при создании интерактивных дидактических материалов?

При создании интерактивных дидактических материалов необходимо учесть требования к наглядности, доступности, адаптивности и интерактивности материалов.

Какие инструментальные средства можно использовать для создания интерактивных дидактических материалов?

Для создания интерактивных дидактических материалов можно использовать различные инструментальные средства, такие как специальные программные платформы, онлайн-сервисы, графические редакторы и т.д.

Каковы основные этапы разработки интерактивных дидактических материалов по теме "Алгоритмы и исполнители"?

Основными этапами разработки интерактивных дидактических материалов по теме "Алгоритмы и исполнители" являются планирование, создание образцовых заданий, прототипирование, тестирование и внесение корректировок.

Какие преимущества имеет применение интерактивных дидактических материалов в работе учителя?

Применение интерактивных дидактических материалов позволяет создать более интересные и понятные учебные ситуации, активизировать учащихся, улучшить их понимание материала, развивать логическое мышление и творческие способности.

Какие требования предъявляются к созданию интерактивных дидактических материалов по теме "Алгоритмы и исполнители"?

При создании интерактивных дидактических материалов по теме "Алгоритмы и исполнители" необходимо учитывать следующие требования: 1) материал должен быть интересным и понятным для учащихся; 2) должна быть возможность взаимодействия учащихся с материалом; 3) материал должен содержать задания и упражнения для закрепления полученных знаний; 4) материал должен быть доступен в разных форматах (например, в виде презентации, видео или интерактивной игры).

В чем заключается назначение интерактивных дидактических материалов в работе учителя?

Интерактивные дидактические материалы в работе учителя выполняют следующие функции: 1) активизация учащихся и повышение их мотивации к обучению; 2) облегчение усвоения учебного материала путем предоставления разных форматов для его изучения; 3) создание возможности индивидуального и коллективного взаимодействия учащихся с материалом; 4) оценка уровня знаний и навыков учащихся через выполнение заданий и упражнений в интерактивной форме.

Какие инструментальные средства существуют для создания интерактивных дидактических материалов?

Для создания интерактивных дидактических материалов существует ряд инструментальных средств, таких как: 1) специальные программы для создания презентаций (например, PowerPoint или Prezi); 2) софт для записи экрана с комментариями (например, Camtasia или Screencast-O-Matic); 3) онлайн-платформы для создания интерактивных уроков (например, Nearpod или Kahoot); 4) программы для создания интерактивных игр и заданий (например, Scratch или Genially).

Как осуществляется разработка интерактивных дидактических материалов по теме "Алгоритмы и исполнители"?

Разработка интерактивных дидактических материалов по теме "Алгоритмы и исполнители" происходит следующим образом: 1) определение целей и задач, которые должны быть достигнуты в результате изучения темы; 2) выбор или создание соответствующих инструментальных средств для реализации задач; 3) разработка содержательной части материалов, включая теоретический материал, задания и упражнения; 4) проведение тестирования и корректировка материалов на основе полученной обратной связи.

Что такое интерактивные дидактические материалы?

Интерактивные дидактические материалы - это учебные материалы, которые содержат в себе элементы взаимодействия для учеников. Они обеспечивают активное участие учеников в образовательном процессе и способствуют более эффективному усвоению учебного материала.

Зачем использовать интерактивные дидактические материалы в работе учителя?

Интерактивные дидактические материалы помогают сделать уроки более интересными и привлекательными для учеников. Они позволяют активно взаимодействовать с материалом, проверять свои знания и навыки, а также самостоятельно исследовать новые темы. Использование таких материалов способствует повышению мотивации учеников, развитию критического мышления и улучшению усвоения учебного материала.

Какие требования нужно учитывать при создании интерактивных дидактических материалов?

При создании интерактивных дидактических материалов необходимо учитывать их понятность, доступность и адаптированность для целевой аудитории. Материалы должны быть удобными в использовании, иметь понятную структуру и наглядные иллюстрации. Также важно обеспечить возможность проверки знаний и навыков учеников через различные задания и тесты. Графический дизайн и визуальное оформление также играют важную роль в создании эффективных интерактивных материалов.